Антониево-Дымский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ


Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Мужской Антониев-Дымский
[1]
монастырь во имя Всесвятой Троицы
Тихвинской епархии

  • Адрес: Россия, 187613, Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, Большедворское с/п, п. Красный Броневик, п/о Галично
  • Тел.
  • Проезд: из Санкт-Петербурга автобусом с автовокзала на набережной Обводного канала в направлении на Бокситогорск или Пикалево, ост. «Галичино», затем 3 км пешком
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в 15 км к юго-востоку от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска, на возвышенности близ Дымского озера.

Прп. Антоний Дымский. На заднем плане — основанный им Антониев-Дымский монастырь. Икона кон. XVII в. (МИИРК)

Первые века истории монастыря

Один из древнейших монастырей Северо-Запада России, монастырь был вероятно основан в первой половине XIII века [2] преподобным Антонием Дымским, который поселился в уединённом месте на берегу Дымского озера, ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого [3]. Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен другой храм, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Грамота на создание монастыря была пожалована благоверным князем Александром Ярославичем Невским [4], в связи с его чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония [5]. По преставлении святого Антония, его мощи были погребены в созданной им церкви.

В XIV веке [6] в обители были обретены нетленные мощи преподобного основателя. Вероятно именно в день обретения мощей было установлено празднование памяти святого Антония 17 января.

В 1409 году монастырь разорён и сожжен татарами Едигея, но перед разорением братия вновь предала мощи земле («да не поругаеми будут от врагов»), а всю церковную утварь, колокола и святыни были опущены на дно Дымского озера. Затем монастырь был возобновлен, в конце XVI века здесь нашли прибежище насельники разоренной Валаамской обители, принесшие с собой Валаамский устав. Но в 1611 году монастырь был снова разорён — теперь шведами Делагарди [7].

Благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 году «монастырь на Дымях» был возобновлен и в него переселили насельников Валаамского монастыря, уничтоженного шведами. В 1655-1656 годах трудами строителя монаха Филарета в монастыре был построен собор во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Освященный 17 января 1656 года собор стал первым каменным храмом обители.

В 1687 году монастырь сгорел, но затем был отстроен заново. В 1690 году обитель была приписана к Новгородскому Софийскому собору. Числится таковой и в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года.

Антониев Дымский монастырь. Литография 1851 г.

Синодальный период

В 1744 году над местом сокрытия мощей основателя обители петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница.

До 1764 года Антониев-Дымский монастырь владел 120 десятинами земли, к нему было приписано 111 крестьян. В ходе секуляризационной реформы того года монастырь был упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. Соборный храм стал приходским и 30 лет там служили белые священники.

В конце XVIII века в бывшем монастыре отцом Авраамом Ксенифонтовым был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. В начале 1790-х годов отец Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы.

1 сентября 1794 года по ходатайству архимандрита Тихвинского Большого мужского монастыря Игнатия указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила монастырь был восстановлен как общежительный третьеклассный, в него были переведены насельники Тихвинского монастыря числом около 30 человек. Монастырь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митрополит Гавриил, прислав его 11 октября 1795 года. Кроме ежегодного содержания, монастырь также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. В общей сложности доходы обители не превышали 110 рублей в год. Возрождение монастыря поддержал император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

В феврале 1806 года настоятелем Герасимом (Гайдуковым) была предпринята реконструкция, а в 1840 году — ремонт монастырского Казанского собора, который был переосвящен во имя Святой Троицы. В 1839 году при игумене Амфилохии монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башнями, Святыми вратами и часовней. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус, в 1846 году — двухэтажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 году — двухэтажный паломнический корпус, а в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пустыни к середине XIX века в монастыре собралась небольшая библиотека (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 1860-х годов, сохранился лишь с 1794 года. В 1867 году был построен двухэтажный корпус странноприимного дома.

К концу XIX века в обители было по прежнему два храма — Троицкий собор и Предтеченская церковь. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. Доходу способствовала ежегодная 4-х дневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи и преставления преподобного Антония Дымского. В этот день, 24 июня, после Божественной Литургии, совершался крестный ход из монастыря на Дымское озеро.

Разрушение в советские годы

Предпоследний настоятель обители Мефодий, согласно рапорту благочинного архимандрита Антония (Демянского), «восстановил против себя окружающее население, которое грозит поджогом» [8]. После 1919 года обитель была закрыта, братия выселена. Местные жители десятилетиями передавали рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого революционеры объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок Красный Броневик. По рассказам жителей окрестных селений, после закрытия монастыря один из его насельников, иеромонах Иов, скрывался в близлежащих селах, тайно совершая крещения и отпевания. В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в бывшем монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный Броневик». Однако «производство» состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения. В 1920-х годах была закрыта, затем разрушена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Однако, Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма — сюда приезжали богомольцы из Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В конце 1930-х годов собор был также закрыт.

После Великой Отечественной войны в единственном оставшемся игуменском корпусе и гостинице была организована школа трактористов. В это же время было разорено и монастырское кладбище. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. Главный собор монастыря использовался под склад, а в 1956-1961 годах был разобран. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозём», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий.

Возрождение

К началу 1990-х годов от прежних построек обители сохранились остов соборной колокольни, пустующий игуменский двухэтажный корпус, двухэтажный корпус странноприимного дома, здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных построек. Началом возобновления монастыря стало установление летом 1994 года стараниями прихожан Петропавловской церкви села Сомина креста на берегу Дымского озера. 30 января 1997 года представители комбината «Глинозём» передали ключи от странноприимного корпуса — единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания — насельникам Тихвинского Успенского Большого монастыря, и 30 октября того же года Антониев-Дымский монастырь был возобновлен как приписной скит Тихвинской обители.

Богослужения вначале были возобновлены в домовой часовне в бывшем странноприимном доме. В 2000 году был выстроен новый трапезный храм, начато восстановление Троицкого собора. 16 июня 2001 года при раскопках на месте собора были обретены мощи преподобного Антония Дымского, вначале положенные в Успенском соборе Тихвинского монастыря, а 1 июня 2008 года возвращенные в возрождающуюся Дымскую обитель.

Синодальным решением от 6 октября 2008 года монастырь был возобновлен как самостоятельный. Первое известное в истории монастыря архиерейское богослужение совершил в нём епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) 14 и 15 марта 2009 года [9]. К 10-летию обретения мощей основателя монастыря напротив монастырского озера была сооружена, а 7 июля 2011 года — освящена каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского. В 2012 году при Санкт-Петербургском Покровском храме на Боровой было открыто подворье монастыря. Так-как к 2013 году население посёлка Красный Броневик практически полностью состояло из монахов и людей, которые работают на обитель, встал вопрос о переименовании населенного пункта, увековечивающего «разгон» монастыря начала XX века [8].

Храм Варлаама Хутынского Антониево-Дымского монастыря. Фото ок. нач. XXI в.

Храмы, архитектура

Варлаамо-Хутынский храм

Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского при трапезной была переоборудована из корпуса котельной. Малое освящение храма произошло в 2001 году.

Антониево-Дымская часовня

Каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского была сооружена на берегу Дымского озера в 2011 году и освящена 7 июля того года.

Утраченные

Антониевский храм

Первоначальные церкви обители были воздвигнуты при преподобном Антонии Дымском в XIII веке. Первой стал двухэтажный деревянный храм преподобного Антония Великого. Верхняя церковь этого храма была освящена либо во имя святителя Николая Чудотворца (согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского), либо в честь Покрова Божией Матери (согласно поздней редакции). Время утраты этого храма неизвестно.

Первый каменный собор обители, отстроенный в 1655-1656 годах был также посвящен святому Антонию Великому, но впоследствии был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а затем — во имя Всесвятой Троицы.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Вскоре после устроения обители, при преподобном Антонии Дымском в XIII веке, «во общее же упокоение братии» был построен второй храм монастыря, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Время утраты этого храма неизвестно.

В конце XVIII века в упраздненном в то время монастыре был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. Эта церковь была закрыта в 1920-х годах, а затем разрушена.

Троицкий (б. Антониевский, Казанский) собор

Монастырский собор был воздвигнут в 1655-1656 годы трудами строителя монаха Филарета. Собор стал первой каменной постройкой в обители. Первоначально собор был освящен во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем главным стал Казанский престол, а придел Антония Великого был устроен над гробом преподобного Антония Дымского).

В результате реконструкции в феврале 1806 и ремонта 1840 года был надстроен второй этаж собора с главным престолом, освященным во имя Святой Троицы (справа, освящен 15 февраля 1806), и с приделом преподобного Антония Дымского (слева, освящен 24 февраля 1806). Первый ярус собора теперь состоял из приделов Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 августа 1849) и преподобного Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В итоге собор стал пятикупольным и четырёхпрестольным с двухъярусной колокольней. Был закрыт в конце 1930-х годов, а в 1956-1961 годах — разобран. С начала 2000-х годов велись восстановительные работы.

Скиты и подворья

  • Санкт-Петербургское подворье:
  • Покровский храм на Боровой

Основатель древней обители

Исследователи утверждают, что не сохранилось никаких исторических памятников, подтверждающих существование монастыря ранее XVI века, и, тем не менее, предание приписывает его основание преподобному Антонию, поселившемуся в Новгородских землях около 1240 года. Говорят даже, что ещё до революции в обители хранилась грамота, пожалованная князем Александром Невским, но затем, она бесследно исчезла, как и многое из того, что монахи почитали своими бесценными реликвиями.

То же предание гласит, что основатель монастыря отошёл ко Господу в 1274 году, и его тело было погребено возле клироса, им же построенной церкви святого Антония Великого. Когда столетие спустя могилу вскрыли, то мощи были обретены нетленными, и источавшими благоухание, после чего их поместили в открытую раку, размещённую в церкви.

Настоятели

  • Прп. Антоний Дымский (XIII в.)
  • Герасим (Гайдуков) (упом. февраль 1806)
  • Амфилохий (упом. 1839) игум.
  • Иларий (упом. 1840) игум.
  • Мефодий (упом. 1913)
  • Феоктист (Кириллов) (последний настоятель) игум.
  • 1919 — 1997 — закрытие и осквернение

Строители скита

  • Варфоломей (Ковалёв) (упом. марта 2001)
  • Никита (Петухов) (2000-е) иеродиак.

Настоятели монастыря

  • Игнатий (Бузин) (6 октября 2008 — 23 октября 2014)
  • Адриан (Дементьев) (с 23 октября 2014)

Советские времена и годы перестройки

Тем не менее несмотря на все беды главный храм обители Троицкий собор продолжал действовать до конца 30-х годов в качестве приходского храма. В период Великой Отечественной войны он был разрушен и в послевоенные годы не восстанавливался. С 1945 года в двух чудом сохранившихся корпусах ─ келейном и гостиничном, — размещалась школа трактористов.

Когда же в 1952 году территория монастыря оказалась в ведении администрации новообразованного Бокситогорского района, её передали местной психиатрической больнице. Впоследствии у медиков приглянувшиеся ий площади отвоевала дирекция глинозёмного комбината, которая и распоряжалась ими до 1997 года, когда на волне перестройки всё, что оставалось к тому времени от монастыря было возвращено Санкт-Петербургской епархии. Новообразованная обитель была приписана в качестве подворья к Тихвинскому монастырю.

Свытыни

  • рака с мощами прп. Антония Дымского
  • железная шляпа прп. Антония Дымского — в предреволюционные годы хранилась рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе; весила более 3 кг.
  • список Казанской иконы Божией Матери — хранился в монастырском соборе, особо почиталась в предреволюционные годы, местонахождение после революции неизвестно

Статистика

  • 1794 — при восстановлении монастыря сюда переведены насельники Тихвинского монастыря числом ок. 30 человек [10]
  • незадолго до 1917 — 55 насельников [11]
  • март 2001 — Антониево-Дымском монастыре (приписном скиту Тихвинского Успенского монастыря) — 2 насельника [10]

Судьба обители в XVIII и XIX веке

Наступивший вскоре XVIII век мало чем порадовал насельников Антониево-Дымского монастыря. Если его первую половину удалось кое-как прожить (правда, с большими потерями от рекрутских наборов Петра I), то при государыне Екатерине II, проводившей политику секуляризации (изъятия) монастырских земель он был упразднён. Иноков разослали по другим обителям, а монастырский храм сделали приходским. Лишь в самом конце столетия его деятельность была возобновлена.

Гораздо более счастливым для монастыря выдался XIX век. Начиная с государя Павла I все последующие правители в той или иной форме оказывали ему покровительство. Это позволило осуществить большой объём строительных работ, возведя на месте прежних деревянных сооружений, каменные здания. Монастырь получил во владение значительные земельные угодья, а также рыбные ловли на Дымском озере.

Литература

  • [Описи Антониева Дымского монастыря 1682, 1689 гг.], Архив СПбФИРИ РАН
    , ф. 132, оп. 2, ед. № 609.
  • [Опись Антониева Дымского монастыря 1583 г.], ВОИДР
    , 1850, кн. 6, с. 89.
  • Иоанн, иером., Историко-статистическое описание Дымского монастыря
    , СПб., 1861.
  • Павловский А. А., Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону
    , Б. м., 1907.
  • Мордвинов И. П., «Письмо в редакцию», Новгородский Север
    , 1915, № 33.
  • Мордвинов И. П., Старый Тихвин и Нагорное Обонежье
    , Тихвин, 1925.
  • Мильчик М. И., Варакин Е. П., «Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция», Народное зодчество: Сб. науч. тр.
    , Петрозаводск, 1992, с. 141-154.
  • Белоброва О. А., «Две редакции жития Антония Дымского», ТОДРЛ
    , 1997, т. 50, с. 281-292.
  • Беловолов Г., свящ., «Преподобный Антоний Дымский — ученик Варлаама Хутынского», София. Новгород
    , 1998, № 2, 32-34.
  • Румянцева И., Кудряшев С., Монастыри Санкт-Петербургской епархии
    , СПб., 2000, с. 72-79.

Злодеяния хана Едигея

Далее следует рассказ о том, что в 1409 году мужской православный монастырь, основанный преподобным Антонием, подвергся нашествию татарского хана Едигея и был полностью разорён. Однако, предвидя несчастье, монахи надёжно укрыли в земле мощи святого, а все ценности, включая железную шапку и вериги, которыми он изнурял плоть, опустили на дно Дымского озера.

Там же схоронили от супостатов колокола и позлащенные кресты куполов. Надо признать, что подобная информация вызывает некоторые сомнения, поскольку, согласно летописям, хан Едигей до Новгородских земель не дошёл, но тем не менее легенда вполне созвучна народному эпосу и живёт уже много веков.

Житие

Мирское имя преподобного не сохранилось. Известно лишь, что он происходил из благочестивой новгородской семьи , имена его родителей в истории также не остались. Годом рождения подвижника разные источники указывают 1157 или 1206.

Полезные материалы

Уже с юности Антоний проявил склонность к монашеству , стремился оставить мир с его соблазнами и искушениями. В 1225 году Антоний избирает для пострига Спасский монастырь на Хутыни, и приходит к известному уже свой святостью игумену Варлааму.

По одним данным, прозорливый старец, видя духовные дарования Антония, постриг его почти сразу, по другим – до пострижения Антония прошло около 2 лет. Иноку было дано имя в честь прп. Антония Великого.

Более или менее достоверно известно, что смиренный, кроткий Антоний стал одним из близких учеников настоятеля , прп. Варлаама. Некоторые авторы полагают, что это вызвало ревность и зависть братии, от которой подвижнику довелось претерпеть немало гонений, обид.

Спустя примерно 10 лет после пострига ему даже пришлось покинуть монастырь: Варлаам отправил его в Константинополь, к патриарху Афанасию, по неким монастырским делам. Впрочем, по другим данным, Антоний был избран на это дело братией за свои добродетели.

Так или иначе, Антоний провел в Константинополе целых 5 лет и вернулся на родину незадолго до кончины своего старца, прп. Варлаама, в 1243 г.

Именно ему Варлаам поручил монастырь по своей смерти. Но игуменство Антония не продлилось даже года. Вскоре он ушел из обители , что, возможно, спровоцировано было новым конфликтом с братией, но, конечно, отвечало стремлению подвижника к уединенной жизни.

Доходы

Монастырь был трехклассным и получал каждый год содержание в размере 85,71 руб. Его годовые доходы в общей сложности не превышали 110 руб. Огороды, луговую землю, пашни, дровяной лес имел в пользовании Антониево-Дымский монастырь. И озеро, на берега которого когда-то пришел преподобный Антоний в поисках молитвенного уединения, тоже принадлежало ему. Доходу способствовала проводимая каждый год в празднование дня памяти Иоанна Предтечи четырехдневная Антониевская ярмарка.

Число насельников, начиная с тридцати иноков Тихвинской обители, в 1794 г. поселившихся здесь, к 1917 году увеличилось до пятидесяти пяти. В рапорте архимандрита Антония (Демянского) от 1913 г. сообщается, что вся братия, за исключением нескольких человек, плохо себя вела. Большинство иеромонахов имели семьи, а настоятель настроил окружающее население против себя, и люди грозили поджогом.

Последним настоятелем монастыря, которым в срочном порядке заменили отца Мефодия, указанного в рапорте, был игумен Феоктист.

Почитание преподобного

Главная святыня обители – мощи ее основателя, прп. Антония. Множество паломников стремится также на Дымское озеро, существует даже версия, что название озера происходит от того, что оно овеяно молитвами преподобного, как бы кадильным дымом.

В дореволюционные времена приезжающий народ, какой бы ни была погода и время года, окунался в водах озера, веруя в их целительную силу и по вере получая просимое. Рассказывают, что сама купель на озере была выстроена получившим здесь исцеление купцом.

Сейчас, как сообщает официальный сайт монастыря, паломников больше всего к празднику Пятидесятницы, а также к 7 июля, дню памяти пророка Иоанна Предтечи и прп. Антония.

Возобновление обители

На Дымском озере у камня, где, если верить преданию, молился святой Антоний, в 1994 году установили деревянный четырехметровый крест. Такое событие было приурочено к 770-летнему юбилею со дня преставления Антония и двухсотлетию второго возобновления обители в 1794 г.

Антониево-Дымский монастырь 30 октября 1997 г. был передан РПЦ и в качестве скита приписан к Тихвинской обители.

В 2000 г. начали восстанавливать главный собор, работы продолжаются до настоящего времени. Стараниями игумена Евфимия, настоятеля Тихвинского монастыря, в 2001 г. в обители произошло второе обретение мощей Антония. До 2008 года они находились в Успенском соборе Тихвинской обители, а затем были возвращены в Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь.

На Дымском озере в конце девяностых годов двадцатого века возвели деревянную часовню преподобного Антония, в 2011 г. ее заменили каменной часовней. Кроме того, была построена купальня и обустроен берег.

6 октября 2008 г. Антониево-Дымский монастырь получил статус самостоятельной обители, его настоятелем был назначен игумен Игнатий.

XVI-XVII века

С 1585 года, после того как шведами в 1578 г. была разорена Валаамская обитель, ее монахи переселились в Антониево-Дымский монастырь. Здесь сохранили общежительные валаамские традиции. В 1618 г. иноков перевели в Васильевскую обитель на Волхове.

В 1611 году разорению шведов подвергся монастырь. Войска Якова Делагарди осадой не смогли взять Тихвинскую Успенскую обитель и свой удар обрушили на Дымскую. Братия неукрепленного монастыря не смогла оказать сопротивления и разошлась по окрестным лесам. Кельи и храмы были сожжены.

С благословения патриарха Филарета в 1626 году царь Михаил Фёдорович велел возобновить Антониево-Дымский монастырь. А в период царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, в обители трудами игумена Филарета был построен первый храм из камня.

В 1687 г. Дымский монастырь сгорел, а затем был заново отстроен.

В грамоте царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 21 июня 1692 г. обитель числилась приписной к Софийскому дому.

АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

[Антонов что на Дымех], с 1997 г. скит Тихвинского Большого муж. мон-ря С.-Петербургской епархии, в Тихвинском р-не Ленинградской обл. Источником сведений об основании А. Д. м. является житие прп. Антония Дымского, дошедшее в 2 редакциях: ранней, составленной в кон. XVII в., вероятно, в А. Д. м. с использованием местных преданий (БАН. Мордв. № 11) и поздней, созданной в А. Д. м. в кон. XVIII — нач. XIX в., к-рая, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго».

Антониев Дымский мон-рь. Литография. 1851 г. Антониев Дымский мон-рь. Литография. 1851 г.

Согласно обеим редакциям, А. Д. м. основан ок. 1243 г., когда прп. Антоний, поселившись в уединенном месте на берегу Дымского оз., ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого (согласно ранней редакции, верхняя ц. была освящена в честь свт. Николая Чудотворца, согласно поздней — в честь Покрова Божией Матери). Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен др. храм, «теплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. поздняя редакция сообщает, что грамота на создание мон-ря была пожалована св. блгв. кн. Александром Ярославичем Невским.

По свидетельству поздней редакции жития, в 1409 г. А. Д. м. был разорен и сожжен татарами. Мощи прп. Антония, обретенные нетленными в 1370 г., перед разорением мон-ря братия вновь предала земле, «да не поругаеми будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни иноки опустили на дно Дымского оз. Поздняя редакция также сообщает, что в 1611 г. мон-рь был разорен шведами, но благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 г. возобновлен, в него переселили насельников Валаамского мон-ря, также сильно пострадавшего от шведов. В ранней редакции жития нашествия татар и шведов не упоминаются, сказано, что древние сведения о мон-ре не сохранились «от велия забвения и нерадения… и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» (Белоброва. С. 289). И. П. Мордвинов считал известия о нашествиях и разорении мон-ря, содержащиеся в поздней редакции, легендарными, поскольку «нет никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях… никаких преданий в Тихвине»; если А. Д. м. «после нашествия шведов был вполне пригоден для жительства монахов», переселенных из Валаамского мон-ря, значит, он «не подвергался разорению». В 1687 г. А. Д. м. сгорел, затем был отстроен заново.

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год — 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом.

К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850).

В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст. к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

После 1919 г. А. Д. м. был закрыт, братия выселена. По рассказам жителей окрестных селений, после закрытия обители один из ее насельников, иером. Иов, скрывался в близлежащих селах, тайно совершая крещения и отпевания. В помещениях обители нек-рое время находилась психиатрическая больница, затем бокситогорский комбинат «Глинозём» и санаторий-профилакторий. В 20-х гг. XX в. была закрыта, затем разрушена ц. Рождества св. Иоанна Предтечи; в кон. 30-х гг. XX в. закрыт, в 1956-1961 гг. разобран Свято-Троицкий собор, а также стены и башни мон-ря. Сохранились только странноприимный корпус и остов колокольни.

Началом возобновления мон-ря стало установление в 1994 г. стараниями прихожан Петропавловской ц. с. Сомина креста на берегу Дымского оз. 30 янв. 1997 г. представители комбината «Глинозём» передали ключи от странноприимного корпуса насельникам Тихвинского Большого мон-ря. 30 окт. 1997 г. А. Д. м. был возобновлен как приписной скит Тихвинского мон-ря. В марте 2001 г. в А. Д. м. было 2 насельника, строитель — мон. Варфоломей (Ковалёв). Планировалось возведение часовни на берегу Дымского оз., а также храма в честь Казанской иконы Божией Матери на территории мон-ря.

Арх.: [Описи А. Д. м. 1682, 1689 гг.] // Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Ед. № 609.

Ист.: [Опись мон-ря 1583 г.] // ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89.

Лит.: Иоанн, иером. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Б. м., 1907; Мордвинов И. П. Письмо в редакцию // Новгородский Север. 1915. № 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; Беловолов Г., свящ. Преподобный Антоний Дымский — ученик Варлаама Хутынского // София. Новгород, 1998. № 2. С. 32-34; Румянцева И., Кудряшев С. Монастыри С.-Петербургской епархии. СПб., 2000. С. 72-79.

Д. Б. Кочетов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]