Когда раздают артос в церкви к Пасхе 2022: традиции. Когда выпекают, что символизирует квасной хлеб

Артос считается особым хлебом, который связан с самым большим чудом – Воскрешением Иисуса Христа. Эта святыня раздается верянам лишь раз в год — в пасхальный период. Поэтому и неудивительно, что православные всегда хотят получить эту святыню.

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжениина всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Откуда пошла традиция употреблять артос?

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Старинный рецепт заварного теста

Интересуясь вопросом, связанным с тем, как пекут просфоры, надо отметить, что есть несколько способов их приготовления. Вот еще один. В этом рецепте для приготовления просфор необходимо сделать заварное тесто. Берем 215 г. пшеничной муки и заливаем 320 мл кипятка. Затем все растираем венчиком и следом, постоянно подмешивая, подливаем еще 670 мл кипятка.

Потом тесто делим на две равные части и оставляем его остывать. Тем временем заливаем 50 мл кипяченой воды, остывшей до комнатной температуры, берем 10 г. прессованных или чайную ложку сухих дрожжей, тщательно перемешиваем, затем ставим полученную массу в теплое место.

Когда пройдет час времени, в «проснувшиеся» дрожжи добавляем одну из половин теста, оставляем подходить в теплом месте еще 1,5 часа. По окончании этого времени туда же, чтобы, так сказать, «омолодить» тесто, нужно всыпать еще 150 г муки и влить 170 мл теплой воды. А дальше все тщательно размешиваем и оставляем в теплом месте на 2 часа. Следом приготовляем водный соленый раствор из 40 г соли и 170 мл теплой воды. В заключение приготовления теста на просфоры надо соединить образовавшееся тесто с неиспользованной половиной и водным соленым раствором.

Что символизирует артос?

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа — в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Просфора.

Прообразом ее служили хлебы предложения (пресные) в скинии Моисея. Хлеба предложения состояли из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и человеческое. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам – с ветхозаветных времен: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» ( Лев.7:13 ).

Просфора — это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.

История появления просфоры.

Благодарение и молитвы над дарами были неотъемлемой принадлежностью священнодействия, при котором совершалось Таинство Причащения. Самые Тело и Кровь Христовы получили название — благодарения (по-гречески — евхаристия).

Позже, Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Когда агапу, » вечерю любви «, отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

Приготовление просфоры.

Нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. При изготовлении просфор добавляется святая вода, которая знаменует благодать Божию. Дрожжи знаменуют животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Мука и вода в просфоре обозначает плоть человека, а дрожжи и святая вода обозначают душу.

Богослужебное употребление просфоры.

Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора — та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше десятки, а в больших храмах и сотни. Просфор может быть столько, сколько подано записок » О здравии » и » Об упокоении «.

Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку » О здравии » или » О упокоении «. Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще » вынутая «.

Вместе с просфорами для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, именно красное, как образ крови.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее ХI века. Древнейшим можно считать свидетельство » Изъяснения на литургию » Германа Константинопольского по списку ХI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона ( ХII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку. Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы.

Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.

Артос – Просфора Всецелая.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью и Воскресения Христова.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Полагают артос на уготованном столе, на солее, против царских врат. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом, священник читает особую молитву. После прочтения молитвы иерей трижды окропляет артос святой водой, говоря: » Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь «.

Аналой с освященным артосом устанавливается на солее пред образом Спасителя, где артос находится все дни Светлой седмицы. Во все эти дни, по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит молитву на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Просфора и артос, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими в святом углу возле икон, как духовное врачевание от болезней и немощей. Артос употребляется в этих особых случаях всегда со словами » Христос воскресе! «.

Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Род артоса нижней степени освящения представляет пасхальный кулич – церковно-обрядовая пища.

Евхаристический Агнец.

Отсутствие древних свидетельств об Евхаристическом Агнце и его приготовлении связано с тем, что проскомидия, на которой он приготовляется, явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесенных народом хлеба и вина лучших. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением.

Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману (скончался в 740 г.). Последование священнодействий сложилось в 10 – 15 веках.

Использование других просфор во время проскомидии.

Из третьей просфоры вынимается частица в память Ветхозаветных и Новозаветвых святых, из четвертой извлекается частица за живых членов Церкви, а из пятой – за усопших. Далее, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружаются в Святую Чашу, при произнесении священником слов: » Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих «.

Копие, которым вырезаются частицы из просфор — орудие Промысла Божия.

Духовное значении копия подобно Кресту Христову, который был ранее орудием позорной казни, но во Христе сделался орудием спасения и славы Божией. Копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни вечной в славе Царства Небесного. Это придает освященному церковному копию благодатную силу, оказывающую целительное действие. В Требнике содержится краткое » Последование на страсть недуга. со святым копием «, которое творит священник над больным человеком, осеняя его крестообразно копием.

Пресуществление Святых даров.

Причащение Святых даров.

Святой Иоанн Златоуст дал распоряжение по всем церквам причащать мирян посредством ложечки ( лжицы ), которой извлекаются из Чаши частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Кровь Его и пропитанные Ею. При этом было введено в обычай тут же запивать Причастие теплой водой с вином для ясного свидетельства того, что каждый мирянин действительно причастился Святых Тайн.

По велению святого Иоанна Златоуста установился весь порядок причащения. Справа в алтаре, как в сионской горнице, священнослужители, которые в данном случае изображают ближайших ко Христу учеников, Апостолов, приобщаются Святых Тайн раздельно, как они были преподаны Христом на Тайной Вечери. Затем через отверстые Царские врата Чаша, в которой частицы Тела Христова уже обагрены Его Кровью, торжественно выносится к мирянам, что знаменует Воскресение Господа Иисуса Христа.

Миряне причащаются Тела и Крови, соединенных вместе. Кроме того, причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей. Поэтому лжица означает посредничество Церкви в духовном окормлении людей в самом широком смысле.

Вложение в Потир частиц, изъятых из просфор.

Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века получили распространение золотые и серебряные потиры.

После завершения причащения мирян, священнослужитель влагает в Потир те частицы, которые были изъяты о Пресвятой Богородице, о святых, о живых и мертвых. Частицы, вынутые » О здравии и упокоении «, влагаются в Потир и, таким образом, соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом заключается сила и действенность изъятия частиц из просфор. Происходит очищение грехов бескровной Жертвой. Каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, делается предстательницей пред Спасителем за того, о чьем имени она вынута. Именно поэтому Православная Церковь считает, что вынуть из просфоры частицу о живом или умершем на Литургиии это самое спасительное и плодотворное действие.

Как освящают артос?

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Разрешено ли убираться в Светлую субботу

В течение Светлой седмицы, а значит, и в субботу, запрещено употреблять спиртные напитки, также нельзя быть чрезмерно бережливыми и скупыми. Нельзя ссориться, скандалить, унывать – это плохая примета. В субботу нужно отдыхать, поэтому убираться нельзя. Мелкие домашние хлопоты разрешены – можно готовить пищу, ухаживать за растениями. На кладбище ходить нельзя: для этого будет Радоница, которая в 2022 году припала на 7 мая.

Приметы на Светлую неделю после Пасхи

Всю Светлую неделю нельзя заниматься рукоделием – шить, вязать, вышивать: говорят, что так «зашиваются» глаза покойника, и он не может найти дорогу домой. Запрещено стирать, иначе можно «замутить» усопшим воду.

На неделе после Пасхи не плачут, не причитают у могил усопших, даже тех, кто умер недавно. Священнослужители объясняют: если проявлять горе, умершие не смогут порадоваться Светлому Воскресению.

От дня Пасхи молодые девушки готовятся к замужеству. Та, которая хочет, чтобы свадьба была в ближайшее время, взбирается на колокольню на Пасху первой и звонит в колокола. На следующий день после Светлой субботы наступает праздник Красной горки. В это время готовятся к свадьбе, устраивают смотрины, у девушек начинаются посиделки.

Когда раздают святыню

В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, его принято есть натощак при болезнях. В церкви каждый православный верующий может получить артос на 6-й день Светлой седмицы.

Традиция раздавать хлеб артос была еще во времена апостолов. После того как Иисус воскрес на 40-й день, он вознесся на Небеса, а его последователи находили утешение в воспоминаниях о Нем, и всем, что с Ним связано. Во время общей молитвы апостолы вспоминали Тайную вечерю, и первое место за столом пустовало. Это связано с тем, что предназначалось оно Учителю, и на это место ставили хлеб.

Хлеб артос является символом того, что Иисус Христос принял все грехи, которые сотворили люди. Благодаря такому хлебу люди получают доказательство того, что Спаситель незримо всегда рядом. На артосе изображают крест и венок из терна, и это напоминает людям о том, что Иисусу удалось победить смерть. Хлеб напоминает просфору, но только размер у него больше.

Хлеб Артос, печать для хлеба

Первое причастие было проведено Спасителем на Тайной вечере. Причастие было названо «Преломлением хлеба» и означало причастность учеников к Телу Христа.

«Хлеб жизни» имеет свою символику. На печати изображают крест, терновый венец, лики святых, строки из молитв.

Формы для печатей изготавливаются из различных материалов. Они могут быть пластиковые, металлические, деревянные. Каждый из материалов имеет свои плюсы и недостатки.

  • Самые широко применяемые-деревянные. Они доступные, эргономичные. Минус этого материала отсутствие четкого рисунка. При неправильном хранении оттиски могут разбухать, деформироваться.
  • Оттиски пластиковые либо из оргстекла наиболее практичные. За ними нужен правильный уход, так как они очень хрупкие. На пластике невозможно выполнить глубокий рисунок. Поэтому оттиск на тесте не будет иметь четкости. Приобретая такой оттиск, отдавайте предпочтение тому, где рисунок более рельефный.
  • Оттиски из металла самые практичные и качественные. Рисунок на тесте получается четким. К такому оттиску не пристает тесто. Приобретая оттиск отдайте предпочтение тому, что изготовлен из латуни.

Как хранить святыню

Как и любая святыня артос требует к себе трепетного отношения – при небрежении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и высушив их хранят в пакетике (лучше полотняном).

Верующие считают, что употребление святого хлеба помогает при различных болезнях и дарует исцеление и крепкое здоровье. Сохранился старый русский обычай, когда не удавалось попасть на службу Светлой седмицы, святыню употребляли натощак со святой водой. Святыня употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Хранят артос в укромном месте, чаще всего возле икон или любых других памятных для христианина вещей. Кладут церковный хлеб, как правило, в льняные мешочки небольшого размера, однако мешок можно заменить и обычным пакетом.

Кусочки Агнца

Много людей, которые верят в Бога, ходят в церковь и молятся. Это священные обряды, использование правильной трапезы, сохранение поста. Из кусочек просфоры вырезают небольшие кусочки Агнец. Их подают в любых церквях во время или после службы. Смысл просфоры подобен антидоре. Антидора означает «причастие». Вот и просфора применяется для отпускания грехов, очищения души. Каждый день причащаться люди не могут, но съесть кусочек просфоры может позволить себе каждый человек. Это и есть символ причащения.

Принимать просфору необходимо, сложив руки крест-накрест. После целовать руку священника, давшего просфору.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]