Монастырская кухня — идеальное решение для тех, кто собирается соблюдать пост. Она отделилась в отдельную ветвь еще в XVI веке, основной акцент сделан на растительную пищу. Трапеза в монастырях должна быть из простых, но питательных и здоровых продуктов, непременно иметь в составе необходимые витамины. Постная пища может и должна оставаться вкусной, ее приготовление не потребует много времени и усилий. Ниже приведены лучшие рецепты вкусных блюд монастырской кухни, которые легко подать к столу в пост.
Рецепты из монастырской кухни в пост — лучшие супы пошагово и с фото
Для монастырей жидкие блюда выступают основой меню. Такая пища помогает обеспечить организм питательными веществами и требуемыми витаминами. Еще одно преимущество — легкая усвояемость без нагрузки на желудок.
Монастырские щи с рисом
Это не просто очень полезное, но и невероятно вкусное блюдо, которое готовится в несколько простых шагов. С его помощью можно скрасить рацион не только в пост, но и в обычные дни.
Для приготовления щей нам потребуется:
- 500 г квашеной капусты;
- картофель — 4 шт.;
- 200 г шампиньонов;
- морковь — 1 шт.;
- репчатый лук — 1 шт.;
- 70 г пропаренного риса;
- 70 г корня сельдерея;
- перец болгарский — 1 шт.;
- 4 дольки чеснока;
- 3 лавровых листа;
- соль, перец горошек, кинза и укроп.
Дальше все разделено на простые шаги:
- Ставим воду в 5-литровой кастрюле на огонь.
- Порезанную кубиками картошку кладем в соленую воду.
- Чистим и режем грибы, бросаем в кастрюлю.
- Нарезаем морковку, лук, сельдерей, перец и чеснок, пассеруем в масле.
- Отправляем к картошке и грибам пропаренный рис, варим в течение 10 минут.
- Квашеную капусту промываем под водой, добавляем ее в кастрюлю вместе с зажаркой, варим все это еще 15 минут.
- В самом конце добавляем лавровый лист и перец.
- Подаем к столу вместе с зеленью. На второй день щи не теряют свой насыщенный вкус.
Суп с тыквой и чечевицей
Очень сытный, густой и богатый витаминами постный суп. Лучше всего подавать вместе с лепешками с зеленым луком, рецепт которых отдельно приведен ниже.
Необходимые ингредиенты для супа:
- тыква — 500 г;
- красная чечевица — 200 г;
- луковица — 1 шт.;
- чеснок — 2 зубчика;
- растительное масло — 2 ст. л.;
- лимон — 1 шт.;
- вода — 1 л;
- соль — 1⁄2 ч.л.;
- корень петрушки — 100 г.
Процесс приготовления максимально простой:
- Чечевицу промываем, помещаем в сотейник, заливаем водой и после закипания варим 15 минут.
- Лук нарезаем перьями и пассеруем в масле.
- Тыкву очищаем от кожицы, режем на тонкие ломтики, жарим до мягкости.
- Добавляем тыкву прямо в похлебку из чечевицы, солим, перчим, можно положить семена укропа.
- Варим в течение 7-8 минут на медленном огне, добавляем лимонный сок, нарезанный чеснок и зелень.
Для лепешек с луком нам нужны:
- мука — 600 г;
- вода — 400 мл;
- соль — 1⁄2 ч.л.;
- растительное масло — 2 ч.л.;
- зеленый лук — пучок.
Дальше делаем следующее:
- Муку просеиваем и высыпаем в миску, добавляем пол-ложки масла и соль.
- Доливаем теплую воду и вымешиваем мягкое тесто, затем ставим в холодильник на 20 минут.
- Нарезаем зеленый лук.
- Тесто раскатываем, кладем лук, сворачиваем все рулетом, а затем скручиваем улиткой и соединяем края, все вместе раскатываем в лепешку.
- Обжариваем лепешки на сковороде в масле.
Борщ с грибами
Небанальный рецепт всем знакомого блюда, где мясо отлично заменят грибы. Помимо замены одного из основных ингредиентов, рецепт приготовления от оригинала не слишком отличается.
Для постного борща нам потребуются:
- 200 г свежих грибов или 30 г белых в сушеном виде;
- 1-2 литра воды;
- свекла — 400 г;
- картофель — 4 шт.;
- лук — 1 шт.;
- растительное масло — 1 ст. л.;
- мука — 1 ч.л.;
- томат-пюре — 1 ст. л.;
- корень петрушки/сельдерея;
- зелень.
Поэтапно объединяем составляющие:
- Сухие грибы предварительно замачиваются на пару часов, со свежими этот пункт пропускаем.
- Коренья нарезаем, тушим в масле вместе с томатом и грибами.
- Свеклу отвариваем, натираем или нарезаем брусочками.
- Картофель режем продолговатыми кусочками, отвариваем в воде до мягкости, добавляем остальные овощи.
- Муку разводим в холодной воде, добавляем в кастрюлю, вместе варим еще 10 минут.
- Зелень бросаем перед подачей.
В дни православного поста — нужно больше думать о Боге, о своих грехах, читать духовную литературу
В дни православного поста нужно больше думать о Боге, о своих грехах, читать духовную литературу. В это время стоит поменьше есть, спать. Нужно отказаться от употребления мяса, яиц, молока, а есть только скромную пищу, постную — хлеб, овощи, фрукты.
От постов освобождаются больные, беременные женщины, грудные дети, путешествующие. А также люди, которые находятся в каких-либо сугубых обстоятельствах, например, на войне.
Однодневные посты бывают в среду и пятницу каждой недели. Самый большой пост — Великий. Он установлен для подготовки к Пасхе — главному празднику всех христиан. Этот пост в честь памяти о сорокадневном пребывании Господа в постном подвиге в пустыне.
Первоначально нужно вспомнить древних подвижников, которые составили правила постного питания. В основном это были обычные монахи в монастырях. Их православная жизнь — это сплошной пост. Часто они просто отказывались от еды. Порой организм сильно слабел в это время, но главная цель всего этого была — подготовить душу к встрече с Господом.
Первоначально нужно вспомнить древних подвижников, которые составили правила постного питания. В основном это были обычные монахи в монастырях. Их православная жизнь — это сплошной пост
Выпечка из монастыря — без яиц и молока
В пост можно баловать себя монастырскими блюдами, не заботясь о фигуре. Они содержат минимум калорий, но в то же время богаты витаминами.
Настоящие монастырские блины
Несмотря на минимум ингредиентов и простоту приготовления, блюдо получается достаточно сытными и нежным.
Потребуется взять:
- мука — 1 ст. л.;
- вода — 200 мл;
- масло — 3 ст. л.;
- дрожжи свежие — 20 г;
- сахар — 4 ст. л.;
- соль по вкусу.
Готовка не требует много усилий:
- Делаем дрожжевую опару, смешивая стакан нагретой воды, ложку сахара, дрожжи и 3 ложки муки. Оставляем в теплом месте, пока не образуется «шапочка».
- Остатки муки, соль и сахар смешиваем в миске, медленно вливаем воду, масло и размешиваем комки.
- Вводим опару, размешиваем тесто, накрываем крышкой и оставляем на час.
- Сковороду разогреваем, смазываем маслом, равномерно вливаем тесто.
- Обжариваем с обеих сторон.
Коврижка с орехами и изюмом
Для этого десерта потребуются:
- мука — 4 ст.;
- сахар — 2 ст.;
- изюм — 1 ст.;
- орех грецкий — 1 ст.;
- корица в молотом виде — 25 г;
- уксус — 2 ст.л.;
- сода — 2 ч.л.;
- масло;
- отвар с сухофруктами;
- соль.
Готовится все в несколько шагов:
- Соль, сахар и корицу растираем с маслом.
- Изюм и орехи пропускаем через мясорубку.
- Смешиваем ингредиенты, разводим отваром и добавляем соду.
- Постепенно высыпаем муку, вливаем уксус, перемешиваем.
- Тесто выливаем в присыпанную мукой и протертую маслом форму.
- Выпекаем в духовке при 170 градусах 1 час.
Торт от матушки Евфросиньи
Матушка из Елеазаровского монастыря поделилась своим рецептом торта. Для него нужно взять:
- сахар — 8 ст.;
- какао — 2 ст.;
- кофе — 8 ч.л.;
- вода — 8 ст.;
- муку — 12 ст.;
- разрыхлитель — 16 ч.л.;
- масло растительное — 1,2 ч.л.;
- соль;
- ванилин — 2 ч. л.
Способ приготовления:
- Смешиваем ингредиенты и разливаем по формам.
- Запекаем при 190 градусах в течение 30 минут.
- Выпекаем несколько коржей, смазываем разведенным с водой вареньем.
Питание в монастырях состояло из простых блюд и имело совсем непривычное название
Там, где монахи трудились на полях и занимались, например, рукоделием, питание не было ограниченным. Питание в монастырях состояло из простых блюд. Оно имело совсем непривычное название. Например, варение с елеем — это отварные овощи, в которые добавлялось растительное масло. Сухоядение — это сырые овощи, фрукты и травы.
Каждый из монахов мог приготовить простое постное блюдо. Меню на каждый день не особо отличалось. Монастырская кухня включала в себя: вареные овощи, пшеничные лепешки и простые травяные чаи. Во время принятия пищи, монахи часто читали жития святых или наставления святых отцов.
Во время принятия пищи, монахи часто читали жития святых или наставления святых отцов
В настоящее время не любой человек сможет выдержать пост, но хотя бы подражать древним подвижникам можно каждому. Заранее задолго до поста нужно продумать свое меню, чтобы освободить свою голову для молитвы.
Самое главное условие рецептов на Великий пост — это простой и недорогой состав. Для приготовления многих блюд можно использовать мультиварку. В ней можно готовить овощи без масла.
Разнообразие сортов хлеба и каш
В пост рекомендуют чередовать блюда из бобов с кашами. Каша может быть:
- гречневая;
- овсяная;
- пшеничная;
- булгур;
- кускус;
- кукурузная;
- рисовая и много других.
Во время поста разрешается черный ржаной хлеб
В пост можно кушать отрубной и ржаной хлеб, а макароны лучше приготовить из цельнозерновой муки.
Кушаем бобы
Если рассматривать рекордсменов представителей растительного мира, которые содержат наибольшее количество белка, то это бобы. Некоторые люди считают, что кушать можно горох, фасоль и все, а на самом деле к бобовым относят чечевицу, спаржевую и стручковую фасоль, много других. Интересным моментом является то, что к этому семейству также относится и арахис.
Вы хотите поэкспериментировать с бобовыми? Тогда смело выбирайте чечевицу. Чечевицу можно использовать для супа пюре, ее удобно варить, она вкусна в салатах и идеально сочетается с любыми овощами. Удобно то, что перед приготовлением чечевицы ее не нужно замачивать.
Чечевичная каша с овощами и зеленью
Если вы хотите попробовать чечевичную кашу, то нужно вскипятить 1/3 воды и всыпать туда 1 часть чечевицы, которая перед этим была промыта. После этого варить на небольшом огне около получаса, пока полностью вода не испарится. Соль добавляем по вкусу.
Монахи говорят — когда они готовят и едят, они молятся
Многие, скорее всего, видели и знают, как проходит трапеза у монахов. Многие даже пробовали такую еду. Порой часто люди задаются вопросом, в чем секрет такой еды, почему церковная еда намного вкуснее своей?
Монахи говорят, пища должна быть простой, здоровой и обязательно питательной и приготовлена с молитвой
Монахи отвечают, что никаких тайн нет, просто, когда они готовят и едят, они молятся. Но также есть и некоторые общие принципы, которые они соблюдают почти во всех монастырях. Это такие принципы:
- во время любого поста нельзя наедаться досыта, пища не должна отягощать желудок. С каждой трапезы нужно выходить с легким чувством голова.
- пища в любом случае должна быть растительной.
Именно поэтому пища должна быть простой, здоровой и обязательно питательной.
Важность соблюдения поста
Некоторым людям поститься достаточно сложно. Если разобраться в том, что можно кушать, а что нет, то на практике соблюдать пост не так и сложно. Основной ошибкой тех людей, которые соблюдают пост, выступает то, что они просто со своего рациона исключают мясо и животные продукты. В итоге они кушают лишь:
- картошку;
- макароны;
- некоторые сорта хлеба;
- кашу;
- овощи.
Разнообразить постное меню помогут овощи и фрукты
Кушать такие продукты постоянно на протяжении всего поста достаточно сложно и хочется какого-либо разнообразия. Если вы желаете, чтобы пост не был для вас грузом, а действительно помогал вам очиститься, то просто необходимо поменять структуру питания рациона.
Рецепты блюд русских монастырей
ХРИСТИАНСКИЕ ИСТИНЫ О ПИЩЕ ДУХОВНОЙ И ТЕЛЕСНОЙ
Блаженные рабы Божии, не собирайте себе сокровищ земных, но строгими постами и усердными молитвами собирайте себе там, на Небеси, сокровища нетленные. Ибо в духовное утешение неимущим сказано: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное» (От Матфея 19:24; От Луки 18:25)
* * *
Cвятая православная вера учит бедняков не завидовать богачам, стяжающим блага земные на свои грешные сиюминутные нужды, но через дарованные свыше богоугодные нужду и страдания укреплять свою веру и духовно стремиться к скорейшему навечному соединению с возлюбленным Господом в Его святом Царствии Небесном, что не от мира сего.
* * *
Дарованный от Господа недостаток средств для пропитания помогает православному мирянину сделать свои посты более строгими, более долгими и тем более угодными Богу. Чем меньше у православного христианина благ земных в его временной земной жизни, тем больше любит его Господь и тем скорее одарит Своим благодатным Господним прощением и призовет к Себе в святое Царствие Свое для вкушения вечного райского блаженства.
* * *
Воистину, неизреченна милость Господня! И всякий неимущий и испытывающий трудности должен воистину радоваться ниспосланным ему Самим милосердным Богом испытаниям стойкости веры, ибо сие означает, что Господь обратил Свое особое внимание на испытуемого для ради скорейшего спасения его души в уже близкой для сего богоизбранного праведника жизни грядущей праведной вечной в Райских Кущах у Подножия Небесного Престола.
* * *
Воистину блаженны неимущие, для ради спасения своей христианской души смиренно проходящие Господние испытания нуждой и бедностью, ибо для них строгие, тяжко искушающие испытания богатством и роскошью милосердный Господь полагает излишними и к сим тяготам не допускает.
* * *
Возрождение руководящей и направляющей роли Русской Православной Церкви дарует россиянам великую радость и светлые грядущие перспективы в будущем великой России. Слава Богу, прошли те мрачные научно-атеистические времена, когда всех заставляли учиться, учиться и еще раз учиться, губя здоровье в библиотечной пыли и отраве лабораторий. И теперь каждый из нас может без ограничения истово и благоговейно молиться, молиться и молиться во вновь построенных или воскрешенных из руин храмах Господних, укрепляя и спасая пред Ликом Божьим свою бессмертную душу. И Господь уже Услышал и Внял молитвам нашим, и Даровал особо отличившимся в христианском благочестии россиянам величайшие богатства, лучшие в мире дворцы и личные яхты. Остальным для достижения благополучия следует свято веровать в Господа и в великую милость Божию, вседневно усердно молиться, правильно соблюдать посты, регулярно посещать церковь, возжигать свечи святым угодникам, почаще принимать причастия, исповедоваться, по достатку своему щедро жертвовать на нужды храма, во всем советоваться со священниками и радостно ожидать своей очереди на получение благ Господних.
* * *
Искуснейшие повара готовят разнообразные блюда из лучших продуктов, но отсутствие благодати невосполнимо. Трапеза, как и любое дело в монастыре, благословляется. Через пищу, приготовленную с молитвой, человеку сообщается благодать, а душа, как и тело, всякого человека радуется любому проявлению благодати.
* * *
Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб «Бородинский», рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.
* * *
В монастырях по уставу вне поста пищу принимают два раза в день, а постом — один раз. Но продолжительность «одного раза» уставом не слишком регламентирована, и по воле Божией трапеза может быть растянута на весьма неопределенное время. Как говорил познавший Господние истины почтенный иеромонах: «Я принимаю пищу один раз в день — с утра до вечера».
* * *
Наши уста являются теми вратами, через которые мы принимаем пищу. И чтобы через эти врата не вошел «Троянский конь» бесовской скверны, мы молимся перед едой и тем самым освящаем ее. Через трапезу освященную человек духовно освящается, а через неосвященную — оскверняется. Чем больше мы едим освящаемой еды, тем больше в нас святости. Освящающихся через трапезу воистину богоугодных слуг Своих, лучшую часть священства составляющих, Господь всегда одаривает благочестивой телесной дородностью. И сия дарованная от Господа дородность воочию отличает истинно благоверного святого отца, должную полноту Господней веры и христианского благочестия в душе имеющего, от всякого худого, маловерного.
* * *
Птицы небесные не сеют, не жнут, а Отец Небесный питает их за святую богоугодность. И среди людей Господь дарует лучшие блага не низким грешникам, обреченным за грехи их тяжкие ради телесного прокормления напрягаться в поте трудов земных, но воистину высокодуховным слугам Своим, в богоугодную святость облаченным, иных забот, кроме искреннего служения Господу, не знающим, людские массы Господними истинами духовно окормляющим.
* * *
На Господнем пиру много званных, да мало избранных. Истинно верующий российский православный патриот из простых мирян всегда имеет от Господа нашего истинного православного многие силы для успешных богоугодных святых молитв, даже изредка питаясь по случаю одной пустой картошкой или пареной репой. И лишь по великим праздникам Пасхи и Рождества для особо богоугодного вкуса добавляет к картошке немного лучка, жаренного на постном масле. Тем по животворящей воле Господней всегда и сыт, и доволен бывает. Ибо нет превыше сил, чем даруемые человеку от Бога. А которые из мирян нашего истинного русского православного патриотизма лишены и по их великой сатанинской гордыне хотят иметь большее — таких на нашей сытой и обильной великой демократической святой Руси и вовсе кормить незачем. Иное дело — святое питание духовных сил избранных самим Богом рукоположенных слуг Господних, во Славу Христа благочестиво безропотно трудящихся, коим потребны многие силы для воистину усердного служения Господу нашему истинному православному.
* * *
Бесконечна милость Божия, и для Господа нашего не ничего невозможного в исполнении любой просьбы христианского праведника. В святые постные дни по великой воле Божией всякому православному священнику и иному истинно верующему православному возможно свершение чуда по великому Слову Божию, от Христа исходящему:
«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда «, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;»(Евангелие от Матфея, 17:20)
. Если во время поста очень хочется скушать что-то мясное, надобно мясное блюдо перекрестить и произнести святую Господнюю фразу:
«По святому Божьему волению, по моему православному хотению, порося, порося, обратися в карася»
. И мясное блюдо по воле Господа мгновенно обратится в постное рыбное, пусть даже и незримо для маловерных окружающих. Всякий, кто может зреть свершение сего великого Господнего чуда обращения скоромного порося в постного карася, есть истинно верующий, а кто сие чудо не зрит – тот гнусный еретик или, что еще хуже, безбожный атеист, коему уготовано место в преисподней.
* * *
Для обращения яично-молочных скоромных продуктов в постные наш милосердный Господь, великий Творец всего Божьего мира, даровал истинно верующим такие молитвы:
«Отче наш, иже еси на Небесех, сие яичко скоромное птичие пересотвори в постное обличие»
(и так для каждого яичка по отдельности).
«Господи наш Боже Иисусе Христе, сие скоромное молочное пересотвори в постное непорочное»
. По неодолимой воле нашего великого Господа эти молитвы действуют всегда незамедлительно и в любых обстоятельствах.
Главное для истинно праведного христианина — никогда не лениться молитвенно обращать скоромные блюда в постные. Ибо грех лености в деяниях есть один из семи тягчайших смертных грехов.
* * *
НЕТ ТАКОГО КУЛИНАРНОГО ЧУДА, КОТОРОЕ НАШ ЛЮБИМЫЙ ХРИСТОС НЕ СПОСОБЕН СОТВОРИТЬ С правильными молитвами и со святой Божьей помощью нашего всемогущего чудотворца Иисуса Христа можно из любых скоромных продуктов приготовить воистину замечательные постные блюда — ибо в христианстве имеют значение не продукты из торговой точки, но наша духовно обращенная к Господу молитва и, что главное, наша непоколебимая вера во всякие Господние чудеса.
Кто в неотвратимую силу наших молитв к Господу и в бесконечное чудотворное могущество Божие не верует, высказывает о том свои сомнения — тот не может быть христианином.
* * *
В Великую Пятницу Страстной седмицы, всякий прием пищи церковью СТРОГО ЗАПРЕЩЕН. В сей святой день истинно верующим в Христа, коим в день налагаемого церковью строгого поста по ниспосланной свыше неодолимой воле Божией вдруг захочется покушать, пусть даже скоромную мясную котлетку, шашлычок, окорочек или бифштексик,
милосердный Господь наш Иисус Христос
даровал такую молитву:
«Господи мой Боже Иисусе Христе, сию пищи крупицу обрати в святую водицу».
И в мгновение ока Христос непременно все сотворит по сказанному просящим. Православному остается лишь учесть, что пищу, Господом чудесно обращенную в воду, должно вкушать ложкой, т.к. вилкой воду не едят. Конечно, зреть чудо святого обращения пищи в воду Господь дозволяет только истинно верующим, а для всех прочих оно незримо.
А кто не верит в силу молитвы к Господу — тот не христианин.
* * *
В постных меню русской православной кухни собран многовековой народный опыт питания при жестком ограничении в продуктах. В нынешних российских условиях постоянное вздорожание продуктов неизбежно, и богатство простого народа будет прирастать не пищей телесной, но пищей духовной, через святые молитвы обретаемой. Для столь необходимых ныне массовых народных молитв сейчас по всей Руси ускоренно строится множество храмов, молелен и часовен. И наше государство щедро отпускает бюджетные средства на это богоугодное стрительство. Потому опыт великопостного питания столь важен для ежедневной практики многих простых россиян. В условиях богоугодной скудности достатка, ниспосланной милосердным Господом многим россиянам для испытания стойкости их веры, именно рецепты постного пропитания могут помочь многим семьям хоть как-то питаться, минимально сводя концы с концами.
* * *
ПАТРИОТАМ РОССИИ. Независимо от вероисповедания строгое соблюдение каждым взрослым россиянином всех постов (РПЦ предусматривает для мирян более 200 постных дней в году) есть акт высочайшего российского патриотизма. Ныне на нашей великой святой Руси более 76% потребляемого продовольствия и 92% мяса — импортные, закупаемые за нефтедоллары. Снижение потребления россиянами пищи всемерно укрепляет продовольственную независимость и экономическое могущество нашей необъятной великой Родины. Вседневно быть на посту — священный долг каждого российского патриота, радеющего о благе России.
* * *
Благословен всякий, святой церкви щедрые дары приносящий. Во всякое время чаще и щедрее жертвуйте на немалые нужды священства. Скудное постное питание позволяет верующему сберегать средства для явления щедрости в подношениях служителям святой РПЦ, в сих подношениях весьма нуждающимся. Ибо сам Господь тратиться на содержание своих священнослужителей не желает, что вполне соответствует нравам народа, Его породившего. Ко всеобщей радости, в наше демократическое время волею государственных властей РПЦ приходят многие дарования из средств российских налогоплательщиков, что приобщает всех россиян к должной богоугодной святости.
* * *
Как достичь благочестивой богоугодной праведности: «На Господнем пиру много званных, да мало избранных» (Евангелие от Луки 14:24). Потому Господь всегда щедр с избранными лицами при высокой власти и небрежителен ко всяким ничтожным прочим, коим по их низкой природной греховности на торжественных начальственных Господних богослужениях великой волей Божией предписаны лишь тьма внешняя и скрежет зубовный за линией оцепления. Для утверждения своей должной богоугодной праведности всякий истинный православный должен во что бы то ни стало, всеми святыми христианскими силами прорваться во власть и там закрепиться, дабы воочию доказать свою искреннюю приверженность Богу и Его святым Заветам. Ибо только истинное и нелицемерное христианское благочестие, духовно подтвержденное победой на выборах, открывает широкий доступ к благам Господним.
* * *
Никогда дотоле в ранее предшествующие времена прежние темные разумом российские монархи, включая сюда и диких нерадивых коммунистических правителей, не желали иметь над собой преобладающее благочестивое святое главенство многомудрых и Богоосвященных предстоятелей православной Христовой Церкви. В XVIII веке за опередивший свое время передовой российский лозунг «Священство выше Царства» от руки отсталого российского самодержца, не пожелавшего иметь кого-то превыше себя, кроме абстрактного мифического Бога, тяжко пострадал великий церковный инноватор патриарх Никон, по царской воле плачевно окончивший свои дни. И только в наше прогрессивное демократическое время объявленных высочайшим кремлевским руководством постоянных инноваций и модернизаций наконец-то российские Священство и Царство стали на равных во главе нашего нынешнего пресвятого Российского государства, населенного Богоизбранным народом-богоносцем, ныне успешно шествующим в святое Царствие Небесное, что не от мира сего. Нынешнее государственно-церковное братство надежно обеспечивает невиданный исторический прогресс и великое будущее народа России.