Преподобный Тихон Калужский и Медынский (память 16/29 июня)


Житие преподобного Тихона Медынского, Калужского

За многие годы, проведенные вдали от людей в строгом подвижничестве, Преподобный очистил свою душу от греховных страстей и достиг глубокого душевного мира. Пребывая в постоянном бдении и непрестанной молитве, совершая тяжелые монашеские подвиги, он смог стяжать по благодати Божией «плоды духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

Как «не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф. 5, 14), так не смог скрыться от людей и святой отец наш Тихон. Как повествует монастырское предание, спустя время о месте его жительства и славных подвигах узнали окрестные жители. О необычном лесном отшельнике начала распространяться молва. Вскоре к нему стали приходить за духовным советом и утешением люди, неся свои скорби и житейские тяготы. Одновременно с этим около Преподобного собирались ученики, привлекаемые его подвижническим житием. С благословения смиренного старца они стали селиться рядом с ним. Одним из первых учеников святого отца был преподобный Никифор, впоследствии основатель Спасской пустыни (Спасо-Воротынского монастыря), что в устье Угры.

Из жития преподобных отцов Церкви известно, что у подвизающихся по мере их духовного возрастания усиливаются искушения. Когда враг нашего спасения, диавол, видит, что сам он не может помешать добродетельному житию подвижника, тогда он употребляет в качестве своего орудия злых людей. Подобное произошло и с Преподобным.

Однажды князь, владелец Медынских земель, разъезжая во время охоты в лесу, неожиданно встретился с преподобным Тихоном и его учениками. Упрежденный злонамеренными слухами и, не желая, чтобы в его вотчине образовалась монашеская обитель, он с гневом повелел отшельнику немедленно удалиться с княжеских владений. Смиренно перенося поношения и угрозы, угодник Божий молился за обижающего его князя, зная из духовного опыта, что «зло можно победить только добром» (Рим. 12, 21). В довершение оскорблений, подстрекаемый диаволом и распаленный гневом, разъяренный князь замахнулся плетью на святого отца. Но произошло удивительное чудо. Внезапно сила Божия, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), остановила его поднятую руку, сделав ее неподвижной. Напуганный этим наказанием, князь раскаялся в своем грехе, испросил прощения у преподобного Тихона и по его молитвам получил духовное прозрение и телесное исцеление. Вразумленный свыше, преложив гнев на милость, князь теперь сам стал усердно умолять святого старца устроить в его владениях иноческую обитель и обещал снабжать ее всем необходимым. Помолившись, преподобный Тихон принял это предложение.

Невдалеке от исполинского дуба он вместе со своими учениками срубил небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также построил несколько простых келий. В скором времени братия расчистила землю от леса, обнесла поляну деревянным забором, обработала землю под огороды. Так началась внешне суровая, но духовно благодатная иноческая жизнь новой святой обители на Руси, именуемой впоследствии Тихонова пустынь.

Свой духовный подвиг преподобный Тихон продолжил на новом послушании игумена обители. По неотступным просьбам своих учеников, а также для регулярного совершения Божественной литургии, Преподобный принял священный сан. Имея многие добродетели и особенно дар рассуждения, святой игумен стал мудрым и добрым отцом для братии. Смиренный старец обучал своих учеников монашеской жизни не только поучениями из книг, но чаще всего личным примером, исходя из своего многолетнего опыта пустыннического жительства. Он относился к братии по-отцовски просто, со смирением, с кротостью утешая и укрепляя их при искушениях. Имея милостивое доброе сердце, святой угодник Божий принимал странников, питал голодных и помогал бедным. Как сказано в акафисте преподобному Тихону, своим ученикам он был наставник, исправлял их со смиренномудрием, имел кроткий нрав, стяжал незлобивое сердце, питал алчущих, поил жаждущих, подавал милость просящим, многие чудеса благодатью Святого Духа соделал, больных, слепых и хромых исцелял, лукавых духов прогонял. Согласно древнему монастырскому преданию, незадолго до своей блаженной кончины Преподобный был пострижен в великую схиму.

О внешности преподобного Тихона Калужского сохранилось свидетельство в «Иконописном подлиннике», под 10 апреля: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобнические и в схиме». Интересно, что иконописное изображение святого Тихона полностью совпадает с описанием внешности этого угодника Божьего, записанного в 1842 году со слов крестьянки Александры Григорьевны Жалновой, вдовы из села Богородицка, Калужской губернии. Эта больная женщина, будучи парализованной, в течение 12 лет лежала на кровати и никогда раньше не видела иконописного изображения святого Тихона Калужского. 15/28 июня, накануне дня памяти Преподобного, он сам явился Александре Жалновой. Она увидела идущего к ней старца невысокого роста, худощавого, с небольшой седой бородой. Он был одет в черное длинное одеяние (монашеская мантия), на голове его – подобие круглой шапочки, на которой вышиты зеленые крестики (схимнический куколь). Старец исцелил расслабленную, сказав ей, что зовут его Тихон преподобный из пустыни и живет он в 17-ти верстах от Калуги.

Мирная монашеская жизнь новооснованной обители была нарушена в 1480 г., когда в нескольких километрах от монастыря произошло знаменитое «Стояние на реке Угре» русских и татарских войск. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного отца нашего Тихона и многих русских святых, многочисленные войска татарского хана Ахмата, не одержав победы над полками великого московского князя Ивана III, были вынуждены покинуть русские земли. Это знаменательное историческое событие послужило окончательному освобождению Руси от татарского ига и стало началом создания независимого Русского государства. В память об этом событии в наши дни монастырем был основан Владимирский скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Владимирская», и на территории скита создан музейный комплекс-диорама «Великое Стояние на Угре».

Преподобный Тихон, «просиявший жития святостью», дожив до глубокой старости, украшенный сединами возраста и мудрости духовной, давно желал переселиться в обители небесные. И вот 16/29 июня 1492 года настал этот долгожданный день. Лежа на смертном одре, первый игумен Тихоновой обители попрощался со своими учениками, дал им последние наставления и благословения, и мирно отошел ко Господу. Душа благодатного старца перешла в иной лучший мир, чтобы вкусить плоды своих земных трудов, предстоять пред престолом Божиим за братию обители и за всех, кто с верой будет обращаться к нему в молитве.

Преемником святого Тихона стал его ученик, преподобный Никифор. Празднование дня памяти преподобного Тихона началось в обители вскоре после его блаженного успения, и было утверждено Московским Собором 1551 г., на котором угодник Божий Тихон Калужский был причислен к лику святых. Согласно монастырскому преданию, долгое время святые мощи основателя Тихоновой пустыни открыто почивали в Успенском храме, но в Смутное время (1610 г.), ради их сохранения, были сокрыты глубоко в земле под спудом, где почивают и поныне.

За свою подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Тихон удостоился от Господа дара чудотворения. Много чудес совершалось и совершается в наше время у раки над мощами этого святого отца, а также на целебном источнике, им ископанным. И сегодня все, с верою молящиеся Преподобному, получают исцеления и скорую помощь во всяких нуждах по его предстательству ко Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава во веки веков. Аминь.

Годы обучения

В 1728 г. Тимофея зачисли в духовное заведение, которое через два года стало называться семинарией.

Юноша отличался способностью к знаниям и вскоре заслужил переход на бесплатное обучение. Однако Тимофей продолжал испытывать нужду и продавал половину своего пайка, чтобы купить свечей. Некоторые ученики из богатых семей глумились над его бедностью, но юноша не держал зла и продолжал смиренное самообразование.

  • Тимофей стоял выше всех сверстников и успешно сдавал экзамены на протяжении 14 лет. Здесь он поднаторел в грамматике, риторике и богословской философии. Длительность обучения была обусловлена малым количеством учителей в духовной семинарии. Будущий святитель закончил обучение в 1754 г.
  • Он получил должность учителя греческого языка, а также риторики и философии. Тимофей запомнился всем как скромный, доброжелательный преподаватель и человек благочестивого характера.
  • В этот период будущий святитель все более тяготел к Господу, изучал Священные Писания и стремился к богомыслию. Окружение подмечало: в этом человеке созревает великая духовная личность, которой будет суждено возродить авторитет религии в атеистический век.
  • Тихон Задонский принял окончательное решение об иноческой жизни после знамения на небесах.

На заметку! Святитель являлся одним из немногих монахов, поддерживающих в себе стремление быть честным и блюсти моральные принципы. Его слова никогда не расходились с последующими свершениями, а его мысли не противоречили добропорядочности.

Период монашества

В апреле 1758 г. Тимофей принял постриг и получил имя Тихон. После этого события духовенство отправило его в Санкт-Петербург, где святитель обрел чин иеромонаха. В здешней семинарии Тихон преподавал философию и получил пост префекта.


Святитель Тихон Задонский чудотворец

  • Через год работы в Санкт-Петербурге он был назначен архимандритом Желтикова собора в Тверской губернии. На новом месте отец преподавал богословский предмет и служил настоятелем одного из монастырей.
  • Святитель довольно быстро продвигался по духовной карьере. Многие братья оценили его благочестивый, смиренный нрав и пророчили ему высший чин епископства.
  • Два года Тихон Задонский преподавал в тверской духовной семинарии. В этот период выходит его книга, описывающая принципы истинного христианства, где начертано всеобщее назидание для отечественной православной традиции.
  • Сам Тихон никогда не помышлял о высочайшем ранге монашества, но у Господа были иные планы, и Он распорядился возвести святителя на место духовного учителя всего государства.
  • Вскоре произошла церемония выбора нового епископа. Сперва имя Тихона не было включено в список кандидатов, потому что он был достаточно молод для получения высшего сана. Однако архимандрит из Смоленска уговорил собрание принять кандидатуру тверского ректора. Жребий бросили трижды, и каждый раз выпадало имя святителя Тихона. Собрание согласилось, что судьба и Бог стоит на стороне молодого священника.
  • В возрасте 37 лет Тихон стал епископом. Он проповедовал христианское учение и побуждал братию и прихожан очнуться от глубокого сна, навязанного нынешним веком.

О других святителях православной церкви:

  • Спиридон Тримифунтский
  • Молитва святителя Филарета Московского
  • Акафист святителю Иоанну Шанхайскому

Интересночо! В Воронеже продолжали справлять праздник, прославляющий языческое божество по имени Ярило (бога солнца у славян). Это торжество заработало неприятную репутацию бесчинствами и отвратительным поведением справляющих. Святитель Тихон лично явился на этот праздник и всенародно обличил всех тех, кто вел себя аморально. Его слова подействовали совершенным образом, и это торжество прекратили справлять.

Обретение мощей

Перед смертью Тихон Задонский спрашивал у Господа о точном времени кончины, и ответ пришел утром. Всевышний обещал святителю вход в Небесную обитель через три года. После этого старец уединился в собственной келье, ему приготовили литургические одежды и гроб, перед которым он часто проливал слезы.

Однажды после божественного сновидения Тихон почувствовал себя дурно, левая щека и нога перестали слушаться. Преподобный принял болезнь с искренней радостью. О кончине стало понятно после сна, в котором народ помогал Тихону взобраться по лестнице в царство Божье.

В августе 1783 г. в возрасте 59 лет святитель отошел в мир иной. Останки, которые совершили многообразные чудеса, хранятся во Владимирском храме. Канонизация Тихона Задонского состоялась спустя 88 лет после его мирной кончины.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

От ю́ности возлюби́л еси́ Христа́, блаже́нне,/ о́браз все́м бы́л еси́ сло́вом, житие́м, любо́вию,/ ду́хом, ве́рою, чистото́ю и смире́нием,/ те́мже и всели́лся еси́ в Небе́сныя оби́тели,/ иде́же предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,// моли́, святи́телю Ти́хоне, спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю,/ покая́ния пропове́дниче,/ Златоу́стаго ревни́телю,/ па́стырю предо́брый,/ но́вый Росси́и свети́льниче и чудотво́рче,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́/ и писа́ньми твои́ми вся́ ны́ наста́вил еси́,/ те́мже венце́м нетле́ния/ украше́н от Пастыренача́льника,// моли́ Его́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Апо́столов прее́мниче,/ святи́телей украше́ние,/ Правосла́вныя Це́ркве учи́телю,/ Влады́це все́х моли́ся/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]