Жизнеописание священномученика Серафима (Чичагова)(память 28 ноября/10 декабря)


Митрополит Серафим — мученик из рода флотоводцев


Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 (21) января 1856 года в Петербурге. Он был отпрыском знаменитого дворянского рода, происходившего из Костромской губернии. Среди его предков — адмиралы В. Я. Чичагов и П. В. Чичагов. Окончив Михайловскую артиллерийскую академию, Леонид Чичагов участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. О его воинских умениях много говорит тот факт, что молодой офицер стал кавалером не только русских, но и французских, болгарских, румынских, черногорских орденов.

Чичагов написал и издал несколько трудов на военную тему, среди которых — «Французская артиллерия в 1882 году», «Доблести русских воинов», — подготовил к публикации мемуары своего знаменитого предка — адмирала П. В. Чичагова.

Участвуя в боях, Чичагов насмотрелся на страдания раненых и решил овладеть врачебными знаниями — при этом никаких медицинских учебных заведений он не оканчивал. Итогом его многолетних опытов стала система лечения на основе средств растительного происхождения, описанная врачом-самоучкой в двухтомном труде «Медицинские беседы».

«Медицинские беседы»

Впервые изданы «Медицинские беседы» Чичагова были еще в XIX веке. В своей книге автор дает абсолютно точную оценку состояния здоровья большинства людей эпохи. По его мнению, для них характерно чрезмерное напряжение и нервное истощение. В медицинских кругах существовали определенные разногласия по поводу лечения основных проявлений этих состояний.

Некоторые предлагали лечить этот недуг гидропатией, другие – гомеопатией, третьи – гигиеной. В конечном счете это привело только к тому, что люди запутались во мнениях и основных медицинских понятиях. Серафим Чичагов в своем труде опирался на учение Гиппократа о болезни, а также на эмпирические знания народной медицины.

Сам он называл себя основателем новой фармакологии, изобретателем нового способа диагностики заболеваний. Особый интерес вызывают некоторые из положений его системы. Например, особое внимание Серафим уделяет таким аспектам, как здоровый образ жизни и распорядок дня. Рассмотрим их подробнее.

Духовный сын о. Иоанна

Чичагов всегда был глубоко верующим человеком:

«Мы были воспитаны в вере и православии, но если и выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины»

— писал он.

Будучи гвардейским офицером, он часто посещал петербургский Спасо-Преображенский собор; в этом же храме в 1879 году Чичагов обвенчался с Наталией Дохтуровой. Самостоятельные занятия богословием превратили его в редкого эрудита в этой области знаний. Весь ход жизни логически подводил его все ближе и ближе к Церкви. Но и то сказать — наставник у Леонида был удивительный. Еще в 1878 году офицер познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским и с тех пор ничего не предпринимал без его благословения. По совету своего духовника в 1890 году Чичагов вышел в отставку в звании полковника, а уже в 1893 году его рукоположили во священники, после чего он переехал в Москву. В это время отцу Леониду приходилось нелегко — сильно болела его жена; в 1895 году она скончалась.

После этого отец Леонид решил окончательно посвятить себя Богу — в 1898 году он принял монашеский постриг с именем Серафим и чуть позже стал настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Он издавна глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Монах Серафим (Чичагов) сыграл огромную роль в канонизации святого. Он побывал в Дивеевском монастыре и написал его летопись. Монахиня Пелагея, знавшая старца лично, напутствовала его:

«Вот хорошо, что ты пришел… Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей, прославления».

Наш герой (к тому времени уже архимандрит) добился аудиенции у императора Николая II, подарил тому летопись. Царь велел ему провести подготовительную работу по канонизации Серафима Саровского, которая состоялась в 1903 году.

Борьба с равнодушием

Орловская, Кишиневская, Тверская кафедра… Еще в Орле владыка Серафим понял: не будет нормальной приходской жизни — катастрофа неизбежна.

«По моему убеждению, необходимо было все реформы начать с возрождения приходов, ибо, пока народная и общественная нравственность не улучшится и жизнь наша не будет согласована с верою, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное. Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось ее духовное рождение, — писал он. — Равнодушие, отсутствие ревности по вере — вот что более всего страшит!»

И чтобы его епархия жила полноценной жизнью владыка Серафим, преодолевая сопротивление не только светской общественности, но и многих священников, учреждал церковно-приходские советы. А еще распространял духовную литературу и проводил собеседования среди… духовенства.

«Если проверить: многие ли прочли сочинения хотя бы епископов Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, то окажется ничтожный процент (…) Несомненно, заботы о материальном обеспечении увлекают духовенство далеко в сторону от прямых задач его звания. И тем не менее во избежание печальной возможности стать отверженниками мира мы должны проститься с нашей ленью, апатией и равнодушием, начать интересоваться назревшими вопросами времени; должны чутко прислушиваться к ним, освещать их яркими лучами Христова учения и в этом освещении удовлетворять естественной пытливости наших прихожан, ожидающих от нас авторитетного руководства в духовной жизни», — утверждал он.

И еще: «Влияние на народ зависит от того: будет ли духовенство учить только словом или также делом».

В стране, втягивающейся в предреволюционную смуту, владыка Серафим буквально кричал: «Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни… Трудно подымать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой».

Подвижник и Государственный деятель

Священномученик, поставленный в 1905 году во епископы Сухумские, вплоть до начала Первой мировой войны занимал различные кафедры — в Сухуме, Орле, Кишиневе. Везде он славился благотворительностью, всюду занимался просвещением и распространением духовной литературы. В 1912 году его возвели в сан архиепископа.

В годы Первой мировой войны архиепископ Тверской и Кашинский Серафим участвовал в помощи беженцам, организации госпиталей и оснащении санитарных поездов. После Февральской революции 1917 года Тверской епархиальный съезд принял совершенно неканоничное постановление, предлагавшее владыке покинуть кафедру — свою роль тут сыграли всем известные монархические убеждения архиерея. Это, впрочем, не помешало ему участвовать в Поместном соборе 1917—1918 годов. А после октября дело решилось «само собой» — большевики, без всяких постановлений, выслали архиепископа Серафима из Тверской губернии из-за его «реакционных» взглядов.

Основные положения «Медицинских бесед»

Священник Серафим Чичагов считал, что причина многих заболеваний – нарушение нормального кровообращения. Также он полагал, что правильный состав крови можно поддерживать, если постоянно употреблять полезные продукты. Плохая кровь способна стать причиной многих болезней. На состояние крови оказывает влияние также нервная система. Нервы в свою очередь могут истощаться из-за постоянных переживаний и напряжений. Диагноз можно поставить, исходя из внешнего вида больного, а также описания его физического самочувствия. Помочь определиться с диагнозом помогает контрольный осмотр, во время которого пациент может быть прослушан и прощупан.

Планеты со скрытыми океанами под корой могут быть пригодными для жизни

Петербург и другие регионы с наибольшим ростом преступности в 2020 году

Российские и американские ученые хотят «перекодировать» комаров, отучив кусаться

Сражения за Церковь

В 1918 году сщмч. Серафим был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую кафедру. Однако в столицу Польши, отделившейся от России, он так и не попал. С 1920 года владыка Серафим служил в Москве, а год спустя большевики арестовали его по подозрению в том, что после приезда в Польшу он якобы собирался «координировать фронт… помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». После освобождения последовали высылка в Архангельскую область, новые аресты, пребывание в Воскресенско-Феодоровском монастыре близ Шуи… В общем, история, слишком нам теперь знакомая.

Власть митрополита Сергия (Страгородского) митрополит Серафим признал сразу и бесповоротно. С 1928 года он — митрополит Ленинградский. Первое богослужение в Ленинграде митрополит совершил 18 марта именно в Спасо-Преображенском соборе, столь знакомом ему с юных лет. Во время пребывания в Ленинграде владыка боролся с возникшими внутри Церкви сильными течениями — иосифлянами (противниками примирения с советской властью) и обновленцами (сторонниками радикальных реформ Церкви), стремясь сохранить единство русского православия.

К прискорбию властей, его богослужения отличались благоговейностью и торжественностью, а его проповеди пользовались большой популярностью у горожан. В 1930 году при Троице-Измайловском соборе даже появилось «Общество митрополита Серафима». Спустя год владыка добился перезахоронения на кладбище Александро-Невской Лавры двух своих предшественников на митрополичьей кафедре Петербурга-Петрограда-Ленинграда — Исидора и Палладия.

Последнее богослужение в северной столице — 24 октября 1933 года — митрополит Серафим совершил все в том же Спасо-Преображенском соборе.

Индивидуализация

При составлении плана лечения каждого пациента важно придерживаться принципа индивидуализации. Диагностикой Чичагов занимался очень кропотливо. В сомнительных случаях врач назначал больному водный раствор лекарства по 1 чайной ложке раз в минуту. По словам Серафима, шести чайных ложек обычно бывает достаточно, чтобы определить, как воздействует лекарство. Предполагалось, что пациент при этом самостоятельно будет следить за изменениями своего состояния. Он должен сказать врачу, что он чувствует – улучшение или ухудшение, а врач в свою очередь делает вывод. Если изменений в состоянии больного не наблюдается, то, возможно, ему требуется другое лекарство.

Мученическая гибель Митрополита Серафима

С октября 1933 года владыка Серафим — на покое. 77-летний архипастырь покинул Ленинград; сначала он жил в Москве, а затем под Москвой — в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. К нему приезжали церковные иерархи, среди них — и митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I.

Владыка работал над вторым томом «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», но закончить его не успел. 30 ноября 1937 года его арестовали и доставили в тюрьму на Таганку. Спустя неделю священно-мученика приговорили к расстрелу за «контрреволюционную монархическую агитацию». 11 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение на печально известном Бутовском полигоне под Москвой.

Незадолго до смерти владыка Серафим произнес:

«Церковь переживает сейчас время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением».

Отношение к фармакологии

Серафим очень ответственно подходил к вопросу выбора лекарственных средств. В своей работе он предпочитал использовать не ядовитые натуральные вещества. В качестве основного сырья при создании лекарств он использовал различные растения и кустарники. Опыт Серафима Чичагова показал, что травяные средства оказывают хороший эффект на больную кровь. Многие из его рецептов были взяты из народной медицины.

«Это если у мужчины нет жены»: дети отвечают на вопрос, что такое счастье

Проверено поколениями: делаем эффективную подкормку для рассады

Мастерица показала, какую красоту делает из лотков для яиц: подарить не стыдно

Интересно также отметить способ дозирования, применяемый Серафимом. Он считал, что количество лекарство должно быть таким, чтобы не достигать желудка, а лишь смачиваться в слизистой оболочке пищевода, горла и рта. Все препараты должны даваться больному в количестве, равном одной чайной ложке. Лекарства Чичагова должны были действовать исключительно по пути к желудку. Количество приемов препаратов в день зависело от стадии заболевания, а также от состояния крови. По опыту Серафиму удалось определить, что среднее время действия лекарственных препаратов составляет 1-2 часа.

Канонизации митрополита Серафима

В ноябре 1988 года митрополита Серафима полностью реабилитировали. Его внучка В. В. Черная (с 1994 года — монахиня Серафима) собирала материалы для канонизации деда. Ее усилия не пропали даром. В 1997 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил владыку к лику святых.

Возродился интерес и к творческому наследию митрополита Серафима. В 1993 году был издан двухтомник «Да будет воля Твоя», куда вошли многие труды архипастыря. Впоследствии его переиздали с добавлением новых материалов. В 2011 году священномученик получил признание и со стороны медицинского сообщества — на съезде православных врачей его имя внесли в Золотую книгу Петербурга.

Митрополит Серафим выдающаяся личность Петербурга и великий Русский святой.

Отношение к гомеопатии

Хотя Серафим назначал своим пациентам препараты в различных концентрациях и малых дозах, нельзя считать его гомеопатом. Он преимущественно использовал в своей работе водные растворы лекарств натурального происхождения. По его мнению, моментальный эффект применяемых им малых доз был обусловлен не химическим, а динамическим воздействием. Эффект от применения лекарственных препаратов был для него одним из способов диагностики заболеваний.

Правила питания

Диета и режим питания составляют неотъемлемую и очень важную часть оздоровительной системы Серафима Чичагова. Основные принципы питания, положенные в основу этого метода, – простота и режимность.

Принципы питания по методике святителя Серафима:

  1. Переедание — один из главных врагов здоровья. Оно бессмысленно, к тому же чревоугодие – грех. Размер порции по объему – не более 2 сложенных вместе ладоней. Должно ощущаться легкое насыщение, а не дискомфорт в желудке.
  2. Не нужно голодать. Наоборот, кушать рекомендуется часто – через два-три часа.
  3. Приемы пищи должны осуществляться в светлое время суток. Считается, что с наступлением темноты и до рассвета желудок перестает активно вырабатывать пищеварительные соки. Категорически исключается еда после 18:00.
  4. Не пить в течение часа после и за час до еды. Любая жидкость разбавляет желудочный сок и вредит процессам пищеварения, вызывая гниение и брожение.
  5. Ограничение питьевого режима. Суточная норма употребления напитков – до 0,6 литра. Этого количества, согласно мнению митрополита Серафима, достаточно для нормального самочувствия. Остальную жидкость организм должен получать с едой.

Рекомендуется употреблять преимущественно продукты естественного происхождения с богатым содержанием натрия, калия и других незаменимых элементов:

  • рыбу;
  • яйца;
  • мясо;
  • свеклу;
  • соленые огурцы;
  • квашеную капусту;
  • томатный сок;
  • настоящий соевый соус;
  • цикорий и т. д.

Распределение продуктов питания в течение дня:

  1. Завтрак. Принимать пищу рекомендуется через час после пробуждения. Православным христианам подобает начинать свой день не завтраком, а утренней молитвой. Оптимальный для первого приема пищи момент – 6 утра. Для завтрака больше подходит пища, содержащая много белков.
  2. Поздний завтрак. Для второго завтрака предпочтительна легко усваивающаяся пища. Рекомендуется есть фрукты, овощи, различные соленья. От хлебобулочных продуктов желательно отказаться – они значительно затруднят пищеварение.
  3. Обед. Днем желательно съесть первое блюдо (суп, борщ, щи и т. д.), сваренное на бульоне. На второе допускаются блюда из мяса или рыбы и овощи. На обед разрешается дополнить меню небольшим количеством черного хлеба.
  4. Ужин. Вечерняя трапеза должна состоять из продуктов, содержащих преимущественно углеводы. Это могут быть различные картофельные блюда или любые каши. Сахар и сладости не рекомендуются.
  5. В промежутках между основными трапезами разрешается перекусывать небольшими порциями легкоусвояемых продуктов.

Применение в повседневной жизни такого режима питания дает возможность быстро улучшить состояние здоровья. Проявления заболеваний становятся менее острыми и интенсивными даже без специального их лечения. Кроме прочего, приходит в норму функционирование мозга и психики.

От каких продуктов нужно отказаться

Желательно ограничить:

  1. Напитки. Чай, кофе следует заменить водой, молоком, соками, иван-чаем (кипреем), цикорием.
  2. Хлеб, квас и пиво. Эти продукты содержат дрожжи. Они запускают в кишечнике процессы брожения и гниения, за счет чего значительно усиливается газообразование. В результате: метеоризм, вздутие, отрыжка, боль и тяжесть в области живота.
  3. Спиртное. Подразумевается воздержание от любых видов спиртного. Спирт – это яд, загрязняющий кровь, разрушающий нервную и калечащий эндокринную систему и провоцирующий многие другие расстройства здоровья. Кроме того, пьянство, само являясь грехом, служит первопричиной множества других греховных мыслей, страстей и поступков.
  4. Сахар и кондитерские изделия. Сахароза способна изменять состав и вязкость крови быстрее других веществ. Поэтому желательно исключить употребление шоколада, конфет и кондитерских изделий. Уровень сахара можно поддерживать с помощью натурального меда, сладких фруктов и сухофруктов.
  5. Жирное и жареное. При термической обработке пищу лучше отваривать, парить или запекать. Следует избегать жареных блюд, особенно мяса или рыбы.

Переключение на новую диету лучше производить сразу. После недели адаптации, когда вполне вероятны неприятные ощущения, человек испытывает значительное облегчение, проходят привычные тяжесть в желудке, усталость, слабость и плохое настроение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]