Когда Господь висел на кресте, к Нему обратился разбойник, распятый справа: «Господи, помяни меня во Царствие Твоем». В этих словах было столько раскаяния, смирения и веры, что Христос тут же простил грехи этому человеку. «Ныне же будешь со Мною в Раю,» – произнес в ответ Спаситель.
Что произошло? Почему разбойник, совершивший множество злых дел, и заслуживающий адских мук, оказался в Раю? Господь простил ему грехи. Примерно то же самое происходит на Литургии, когда люди подают записки с именами для поминания как о здравии за живых, так и для упокоения мертвых.
Именные частички, вынутые из просфоры на Проскомидии, омываются, претворившейся из вина, Кровью Господа. Церковь просит помянуть тех, чьи имена указаны в записке. Душа человека очищается по молитвам родных, священника и Церкви. Сила благодати зависит от нашей веры и любви к тому, о ком молимся.
Молитва как связь с Богом
Сорокоуст о здравии — это вид православной молитвы. Невозможно себе представить жизнь верующих христиан без молитвы. К молитве верующие прибегают при различных обстоятельствах, будь то скорби или радости. Согласно творениям святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), молитва есть «возношение прошений наших к Богу», «величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом», «причащение жизни», «дверь ко всем духовным дарам», «высшее упражнение для ума», «глава, источник, мать всех добродетелей»; она «пища», «книга», «наука», «жизнь» всех христиан.
Необходимость в молитве (общении с Богом) заключается в стремлении обрести потерянное блаженство в результате грехопадения.
Проскомидия — часть богослужения, когда читается сорокоуст
Так, молитва — это «обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом…Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога. А чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу» (святитель Игнатий Брянчанинов).
Это является принципом духовной жизни, на котором писал преподобный Иоанн Лествичник (579-649):
«Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним».
О врагах и недоброжелателях
Молебны за здравие не только можно, но и рекомендуется заказывать своим врагам. Это часто срабатывает и помогает нейтрализовать все то зло, которое они направляют в адрес человека, нуждающегося в покровительстве высших сил. А ему самому подобные обряды позволяют обрести покой и душевное равновесие. Как свидетельствуют отзывы о сорокоусте, в трех церквях заказанном, нередко случается, что ненавистники и злопыхатели после усиленных молитв по разным причинам уходят из жизни человека. Бывает, что с ними случаются болезни и самые разные неприятности. Но желать недругам зла не следует, ведь только Бог имеет право решать, что в этой жизни справедливо, а что нет.
Что такое сорокоуст?
В православной практике имеется особое ежедневное молитвенное поминовение на протяжении определенного периода (40 дней, 6 мес, год ), которое осуществляется во время Литургии. В простонародье его называют сорокоустом. Объяснение исторического происхождения этого названия можно найти у профессора Московской духовной академии Евгения Евсигнеевича Голубинского в работе «История Русской Церкви», Том 2. В древности на Руси церковные приходы в городах были разделены на «сороки». Это был аналог современных благочинных округов по 40 храмов. Существовала народная традиция заказывать поминовение во всем «сороке» (в 40 церквях). Так и появился такой неофициальный термин как «сорокоуст». Заказывать подобное поминовение можно как о здравии, так и об упокоении.
Молитвенное поминовение (за живых или умерших) происходит во время проскомидии. Проскомидия — первая часть литургической службы, когда приготовляется «вещество» для Причастия. В это время из просфоры (специального богослужебного хлеба) достается частица. Затем священник с особой молитвой » опускает ее в Чашу с Кровью Христовой.
«Сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой. И вследствие этого сорокоуст можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени. Чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит» (иерей Андрей Чиженко).
Ответы на часто задаваемые вопросы
- Подавать записки можно за любого?Нет, Церковь молится за всех: и крещенных, и некрещеных, но на Евхаристии, когда вынимаются частички из просфоры, поминают только членов Церкви, то есть, крещеных.
- Если подали записку о поминании, но не знали, что человек не крещен. Что будет?Если совершили это не умышленно, но думая, что человек крещен, то ничего не будет: ни человеку, чье имя записали, ни тому, кто подал записку.
- Что будет, если поминать некрещеного, зная об этом?Тому, кого поминаете ничего не будет. Тому, кто сделал это умышленно надо покаяться священнику, чтобы не отягощать душу грехом (в противном случае, возможно, придется претерпеть какое-либо искушение, то есть, неприятность. Например, кто-то обманет).
- Что будет, если нечаянно записал имя человека живого в поминание, как усопшего?Если это произошло случайно, без злого умысла, не переживайте. Господь знает намерения и дела, что хотели сделать наоборот. Поэтому так и будет: ошибку Он исправит – помянет за здравие того, кто жив.
- Если колдуя, умышленно поминают живого за упокоение?Тому, против кого замышляется зло ничего не будет, если он уповает на Господа. Христос сильнее бесовских проделок. Если человек носит крестик, молится, хоть и кратко, например, Иисусовой молитвой, то зло вернется к тому, кто его наколдовал. Верьте Богу, и ничего плохого вам не смогут сделать.
Заключение: Представьте душу человека, как сосуд, наполненный горькой водой, на 40 литров. За него помолились – заменили литр горькой воды на столько же сладкой. Помолившись сорок раз – в сосуде вся жидкость заменится сладкой. Но грехов у нас гораздо больше, и мы совершаем их постоянно, поэтому полного замещения греховной составляющей, на подаваемую Благодать не получаем. Чем больше принимается мер для очищения души, а их много, тем быстрее наступает эффект. Желая помочь человеку:
- выпутаться из беды;
- получить исцеление;
- укротить злой нрав;
- наладить семейные отношения;
- уберечь от всякого зла, надо молиться постоянно.
«Сорокоуст» – это поминание усиленное, то есть, призываются Силы Небесные 40 раз (либо по дням, либо по церквам). Но следует помнить, что Таинство – это не магия. Если сам человек ненавидит церковь, или близкие не хотят за него молиться, а надеются только на священника, то скорых результатов может и не быть.
Сорокоуст — это не магия
Сегодня сорокоуст чаще всего понимается невоцерковленными людьми как молитва на 40 дней. Однако заказать сорокоуст о здравии и об упокоении можно и на полгода, и год. Главное — не придавать этому мистического значения волшебной формулой. Очень распространены, в том числе среди верующих прихожан, суеверия на этот счет. Полагают, что для «сильной «молитвы нужно исполнить некий ритуал. Например, существует поверье, будто необходимо подать сорокоуст о здравии в 3 церквях. Или посетить 7 церквей в один день.
Но при этом упускается из вида, что молитва в храме (совместная молитва)
«с точки зрения силы — выше, потому что молятся все вместе: у одного в молитве больше силы, у другого больше теплоты и т. д. И в эти два–три часа пока длится служба, и ты должна быть в церкви, чтобы молиться вместе со всеми. Что сказал Христос? «Идеже бо еста два или трие собрани во имя мое, ту есмъ по среде их» (Евангелие от Матфея, 18:19)» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).
Кому можно заказывать
Подобный эффективный молебен возможно заказать не только кому-то другому, близкому или постороннему, но и самому себе. Священнослужители утверждают, что особенно скоро помогает сорокоуст, в трех церквях читаемый, если речь идет о беременной женщине или ребенке, ведь такие молитвы прежде других доходят до Бога. Главное, не только знать, но и правильно указать их православные имена.
Не обязательно, но весьма желательно, чтобы в течение того периода, когда проводятся молебны, человек, их заказавший, регулярно посещал выбранные им храмы. Также считается, что женщинам особенно помогают сорокоусты, поданные в женские монастыри, а мужчинам очень подходят монастыри мужские.
Как читать сорокоуст дома?
На утренних молитвах каждого христианина есть поминовение за здравие и за упокой наших живых и мертвых родственников. Если православный исправно вычитывает эти молитвы и поминовения, то это и есть его самый что ни на есть главный «сорокоуст», читаемый всю жизнь.
Если же кто-то захочет и кроме сего еще особо помолиться за своих близких, то он может совершать это и вне утренних молитв. Только тогда, если взялся вычитывать за них сорокоуст, то и неукоснительно молиться надобно за них сорок дней подряд.
В чем опасность
Смешивая воедино сакральные числа, религиозные ритуалы, православную веру, мифы, потребительскую философию и желание человека решить все проблемы единым махом, многие аферисты предлагают заказывать семь сорокоустов о здравии как панацею от всех душевных и материальных невзгод. Поддавшиеся на провокации люди забывают, что в православии главнейшую роль играет внутренний смысл, а не форма, лишенная содержания.
В молитвенный ритуал вкладывается просьба к Всевышнему об оказании духовной помощи. При этом предполагается, что человек и сам будет молиться, осознавать свои грехи, просить прощения и общими усилиями душа очистится. А ситуация изменится настолько, насколько искренним в стремлениях и душевной работе будет сам просящий.
Проскомидия или обедня
Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.
Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».
Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.
Порядок проведения проскомидии
Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.
Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.
Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.
Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».
После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.
Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)
Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.
До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.
Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.
Дискос, потир, звездица, копие, лжица
Значение предметов в Литургии
Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.
Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.
Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.
Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.
Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.
С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.
Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.
Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.
Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.
Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)
Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)
После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.
Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.
После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.
Кому заказывать нельзя
Конечно, Бог стремится помочь всем страждущим. Однако следует также принять к сведению, что готовиться к описываемому важному серьезному ритуалу необходимо со всей ответственностью. Во-первых, причина для подачи заявки должна быть не пустячная, а все-таки важная. К такому средству обычно прибегают, если человек действительно нуждается в помощи. Во-вторых, к таинству следует серьезно готовиться: перед этим девять дней поститься, очищаться духовно и жить в соответствии с заповедями. И только после этого просить о проведении сорокоуста в трех церквях.
Но имеет значение не только это. Священнослужитель наделен полным правом отказать прихожанину в проведении обряда, если лицо, о котором проявляется забота, церковь практически не посещает, не ходит к исповеди и не считает нужным причащаться. И разумеется, что молебны не проводятся за сектантов и атеистов, равно как и за не православных, то есть представителей других религий. То же касается тех людей, кто испытывает к Богу неприятие, не признавая влияния Всевышнего на земную жизнь, а также игнорирует его заповеди.
По каким случаям
Молебен сорокоуст о здравии считается одним из сильнейших обрядов. Он способен оказывать помощь в разных ситуациях.
В каких случаях заказывают сорокоуст о здравии:
- Для выздоровления болеющих близких, при хронических и острых болезнях, перед хирургическими вмешательствами.
- Перед родами.
- При болезнях детей и пожилых людей.
- Перед началом важных дел, имеющих решающее значение.
- Сорокоуст о здравии заказывают для разрешения вражды (за недругов, негативно настроенных людей).
- За себя – на удачу, здоровье телесное и душевное, успехи в начинаниях.
Молитва Николаю Чудотворцу
Святой Николай Угодник – всеми любимый святой, который никогда не оставляет без отклика обращенные к нему слова. Молитвы о здоровье также не остаются без ответа, если они произносятся искренне, без роптания, с горячим желанием получить исцеление, помощь и поддержку. Чтобы помочь близкому человеку выздороветь, можно обратиться к святому с молитвой о здоровье сестры.
О всесвятитель Николай! Заступник и помощник скорый всех скорбных и недужных! Умоли Господа нашего о прощении рабу Его (свое имя) грехов, что свершил по незнанию или недомыслию. Испроси у Него вызволения тела и души от происков диавольских, болезней мирских, от мытарств и мучений вечных. Аминь!
Другие варианты для снятия порчи
С точки зрения православной религии и церкви, преградить путь темным силам может святой Дух, сильная вера, сила, Святая молитва, поклонение образам и Святым мощам. Прибегать к церковному методу снятия негатива могут люди, верующие в Бога, иначе способ не действует.
Действие святой воды помогает избавиться от злых влияний со стороны, недругов и доброжелателей, ее свойства доказаны учеными. На протяжении веков помогают избавиться от хворей, злых умыслов, черных деяний. Перед проведением обряда на святую воду, в один день необходимо исповедаться в церкви и причаститься, затем набрать святой воды и на протяжении недели выпивать на голодный желудок по три глотка.
После, необходимо вознести хвалу Господу и просить его, чтобы он защитил человека, его близких от врагов.
Обряд в церкви в один день убирает черный негатив, приносит духовный свет, особый знак, добро в жизнь, но бывают моменты, когда ритуал не дает результата. Если негативная программа мощная, наведена родовым колдуном, подпитана некротической энергией, кладбищенской магией. Чтобы избавиться от порчи необходимо заказывать сорокоуст одновременно в трех или семи храмах, заручившись поддержкой близких родственников. Усилия не принесут результата, если батюшка или священник нарушает последовательность прочтения сорокоуста.
Совершая обряды в 7 церквях, необходимо тщательно подготовиться, соблюдать пост, исповедаться, принять причастие, очистить свои мысли. Не рассказывать никому о своих намерениях, провести действо в храме. Никому не давать ничего взаймы, особенно после захода солнца. Часто за солью, сахаром и спичками на порог дома приходит нежданный друг, который причастен к проблемам.