Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот, храм

Храм Большое Вознесение у Никитских ворот что в Сторожах. До него на этом месте стояла небольшая церквушка, которая впервые упоминалась в летописях 1619 года.

С 1685 года вместо старого сооружения начинается возведение нового — каменного. Средства на строительство выделила Наталья Нарышкина — мать Петра I.

Позже храм Вознесения Господня перестраивался. Инициатором выступил князь Потемкин.

Поскольку постройка задумывалась как полковой собор, размеры ее должны были быть довольно внушительными.

Фундамент старого здания оказался не совсем крепким для возведения подобного рода собора. Поэтому Потемкин отдает под будущую церковь свой двор, находившийся рядом. Князь умер не дождавшись начала строительства.

Большая Никитская — храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»)

Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, д. 18/1.

Церковь в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Белом городе называют еще «Малым Вознесением». Повелось это с начала тридцатых годов XIX века. Есть в столице и «Большое Вознесение» — это храм за Никитскими воротами.

Начиная со второй половины XIV века рядом с деревянным храмом проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск. Есть версия, что приход родился как центр слободы новгородцев и устюжан.

Каменную церковь «на месте древней» возвел царь Федор Иоаннович — в честь своего коронования в день праздника Вознесения Господа Иисуса Христа.

В 1548 году о храме появляется упоминание в летописи — князь Петр Шуйский поймал здесь, «на посаде во дворе у Вознесения, у хорошия колокольницы за Неглинною на Никитской улице 11 ноября», бежавшего от Ивана Грозного князя Михаила Глинского.

Рядом с храмом исторически селились бояре Романовы, из рода которых происходила мать Феодора Иоанновича — государыня Анастасия Романова, первая супруга Иоанна Грозного.

В 1871-ом район рядом с храмом становится музыкальным — когда на Большой Никитской улице стоят Московскую консерваторию, ее работники стали прихожанами «Малого Вознесения».

В 1930-х года церковь закрыли и перестроили под общежитие и мастерские. Богослужения возобновили только в июне 1992-го.

Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот («Большое Вознесение»)

Адрес: Москва, Большая ул., д. 36.

Деревянный храм «Вознесения Господня, что в Сторожах», или, как его еще называют, «Большое Вознесение», впервые упоминают в летописях в XV столетии.

В 1629 году церковь сгорела. В 1685—1689 годах царица Наталья Нарышкина, чей двор был по соседству, построила на ее месте каменный Вознесенский храм.

В XVIII веке участок под храмом перешел в собственность князя Григория Потемкина. По легенде, именно у престола Вознесенской церкви в 1774 году прошло тайное венчание князя и Екатерины Великой.

В 1831-ем старую церковь разобрали, оставили только колокольню. Здание по новому проекту завершили лишь в 1848-ом. Прихожанами «Большого Вознесения» были представители интеллигенции, дворянства и купечества, которые жили неподалеку. В 1863 году здесь отпевали основоположника русской актерской школы Михаила Щепкина, а в 1928 году — великую актрису Марию Ермолову.

В 1925-ом в Вознесенском храме последнюю Божественную литургию совершил Патриарх Московский и всея России Тихон. Советские власти закрыли церковь в 1931-ом, в 1937-ом уничтожили старинную колокольню.

До 1987 года в здании церкви были склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского. В 1990 году здание отреставрировали и вернули Русской Православой Церкви.

Русская Православная Церковь

Протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный церквей Центрального округа города Москвы, настоятель храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение). Почти вся его жизнь посвящена служению Церкви. За свою 45-летнюю священническую деятельность отец Владимир награжден орденами благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, равноапостольного князя Владимира II и III степеней, государственными орденами Дружбы и Почета. В ноябре прошлого года протоиерей Владимир Диваков в числе других священнослужителей за выдающийся вклад в духовное возрождение России стал лауреатом национальной премии «Человек года — 2006».

— Отец Владимир, расскажите о себе, в какой семье Вы воспитывались? Как пришли к священническому служению?

— Я родился в 1937 году в Москве в светской семье. Мама работала учителем в начальной школе, а папа был офицером. В первые месяцы Великой Отечественной войны он погиб под Вязьмой. Меня и младшего брата воспитывала мама. Она, как и ее родители, была глубоко верующим человеком и с малых лет водила нас в храм. Я был крещен в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. С детства помогал и прислуживал там же. И уже тогда для себя решил, что стану священнослужителем, но понимал — это произойдет не скоро. Я окончил школу и три курса Электромеханического техникума. В 1957 году поступил учиться в Московскую духовную семинарию, за тем продолжил обучение в Московской духовной академии, окончил ее в звании кандидата богословия. Служил в разных московских храмах. Настоятелем пресненского храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение) стал в 1990 году. Мой младший брат тоже священник. Сейчас он настоятель (ключарь) Берлинского собора. Сын также выбрал эту дорогу и преподает в Московской духовной семинарии.

— Много ли на Пресне храмов?

— Для меня, как настоятеля храма, который находится в Пресненском районе, и как для благочинного храмов Центрального округа, Пресня — это не какое-то географическое название Москвы, а центр религиозной жизни города. Пятнадцать лет назад в районе было всего три православных храма, а во всей Москве — 45. В начале 90-х годов началось восстановление утраченных православных святынь, которые всегда притягивали верующих. Нелегко шло их восстановление, многие храмы были серьезно разрушены. Сейчас только в Центральном округе действует 238 храмов, из них 14 — в Пресненском районе. Они наполнили жизнь Пресни не только духовным содержанием, но стали и архитектурным украшением района. Я бы не сказал, что на сегодня все храмы полностью отреставрированы. Десять лет шла реконструкция храма Николая Святителя на Трех горах, который находился в полу разрушенном состоянии. Сначала там располагался Дом культуры Павлика Морозова, затем в здании намеревались разместить цех Трехгорной мануфактуры. Помещение ничем не напоминало храм. Другой пресненский храм — Иоанна Богослова на Тверском бульваре вообще был в аварийном состоянии. В целом святыни восстановлены, но многое еще предстоит сделать для того, чтобы полностью воссоздать их внутреннее убранство и вернуть им прежний вид.

— Расскажите о храме «Большое Вознесение», его истории.

— «Большое Вознесение» — это главный храм района. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 году, в 1685-1689 годах он был заменен каменным. В том виде, в каком храм существует сейчас, он был построен в 1798-1816 (трапезная) и в 1827-1840 годах (основная часть храма). Главный храм возводился по проекту известных архитекторов того времени О.И. Бове и Ф.М. Шестакова с сохранением колокольни каменного храма XVII века. В XIX-XX веках храм «Большое Вознесение», обладавший прекрасной акустикой, стал приходом московской интеллигенции. С ним связано много исторических событий. Здесь венчался А.С. Пушкин, отпевали М.С. Щепкина, М.Н. Ермолову. В этом храме Святейший Патриарх Тихон совершил свою последнюю службу. В 1931 году храм закрыли, колокольню разрушили, в помещении сначала размещался производственный цех, затем концертный зал. Казалось, духовные нити, связывающие передовых и образованных людей того времени, прервались. Но когда 23 сентября 1990 года здесь возобновились богослужения, храм «Большое Вознесение» вновь стал средоточием духовной жизни московской интеллигенции.

Восстановление храма проходило не просто. Внешне он выглядел благоприятно, но внутри было страшное зрелище. Вместо полов зияли глубокие провалы, имелось множество ненужных пристроек, проемов, которые пришлось ломать, вычищать и заново реставрировать. В музее Щусева сохранились некоторые фотографии внутреннего убранства храма. И по ним мы восстанавливали его. Провели очень сложные и дорогостоящие работы — резьбу по дереву, золочение, написание икон, роспись сводов. Интересно, что когда мы стали расчищать своды, а расчищать приходилось скальпелем по дециметру, то под 8-10 слоями краски обнаружили остатки прежней росписи. Сейчас эта живопись открыта. И мы ни сколько не жалеем, что положили столько сил, чтобы ее восстановить. У нас была возможность на что-то равняться и продолжать работу в том же стиле. Префектура Центрального округа и управа Пресненского района оказали значительную помощь в благоустройстве территории вокруг храма, где появились уютный сквер, фонтан. Власти округа и района также помогли восстановить колокольню, которая, по словам мэра Москвы Ю.М. Лужкова, стала доминантой площади и завершила архитектурный облик храма.

— Много ли в районе верующих? Кто сегодня Ваши прихожане? Есть ли среди них молодежь? Приходят ли в храм известные люди?

— Верующих в храмах, я считаю, собирается достаточно. Хотя центр города не столь населенный, как новые районы. Но по праздникам многие люди из отдаленных районов приезжают к нам. Много приходит в храм интеллигенции, известных людей — артисты, деятели науки, политики и другие узнаваемые лица. Они ведут себя как обычные миряне, ничем не выделяются, не подчеркивают свою значимость.

Приходит и молодежь. Я бы сказал, сейчас поколение сменилось. Раньше в храмах, в основном, бабушки были. Это поколение ушло. В свое время нас предупреждали, что, мол, храмы наполняют бабушки, они уйдут — и никто не будет ходить. Храмы будут пустые. Но этого не случилось. Храмы все равно наполняются людьми, в том числе и молодыми. Они крестят своих детей, венчаются, принимают причастие.

— А бывает, что неверующие люди, будучи уже в зрелом возрасте, все же приходят к вере в Бога?

— Таких примеров немало. Недавно пришел 60-летний мужчина и попросил его окрестить. Сказал, что работал на телевидении, делал репортажи на православные темы, но сам все откладывал принять крещение. Был и такой случай. На Пасху пришел в храм пожилой человек — ветеран войны с множеством наград и попросил его крестить. Ему поясняют: надо подождать, сейчас Пасха, а он говорит, что ему было видение, и креститься надо именно сегодня. Его окрестили.

— Нашли ли в Православной Церкви свое место такие современные технические новшества, как сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и другое?

— Конечно, сотовые телефоны проникли везде. Есть они и у священнослужителей. Никто не воспрещает ими пользоваться. Единственное, во время службы мы просим прихожан выключать свои телефоны. Разумеется, используются компьютеры и другая современная техника. Без нее сейчас немыслимо ведение документации.

Сейчас приходы стали использовать Интернет. Сайт — эффективный способ донести информацию до тех из прихожан, кому это удобно. На них помещаются расписание богослужений, анонсы приходских мероприятий, новости, рассказы о праздниках, странички для детей. Есть разделы, ориентированные на более широкую аудиторию. Сюда входят публикации духовенства, рубрики «Вопросы и ответы» и др. Домовой храм святой мученицы Татьяны при МГУ им. М.В. Ломоносова — пионер в этом отношении. Не так давно был создан официальный портал Русской Православной Церкви. На Пресне, например, собственный сайт есть у храма Святителя Николая на Трех Горах в Нововаганьковском переулке. Однако не стоит забывать, что никакие технологии не заменят личного, живого участия в церковном богослужении.

— Считает ли Церковь вредным для души ребенка компьютерные игры? На что лучше обратить внимание родителям, чтобы компьютер приносил для детской души больше пользы и меньше вреда?

— Мне кажется, чем меньше ребенок будет проводить время за компьютером, тем лучше. И чем позже дети садятся за компьютер, тем полезнее для них. Это все-таки виртуальный мир, а не настоящий. Кроме того, ребенку нужно двигаться, нужны физические упражнения, да и просто гулять и дышать свежим воздухом. Если мы будем воспитать детей так, чтобы они проводили время в виртуальном мире, отучались самостоятельно и творчески работать, мыслить, то вырастим людей пассивных, бездуховных.

—Сейчас в школах вводятся уроки православной культуры. Зачем они нужны?

— Истоки русской культуры лежат в Православии. Именно оно формировало духовность, историю, самобытность нашей страны. Россия всегда была многонациональной страной. И люди терпимо относились друг к другу, к разным религиям. И это тоже заложено в православной культуре. Во многих городах России предмет «Православная культура» изучается с удовольствием, об этом говорят даже сами ребята, в том же Татарстане или Мордовии. Я знаю людей иудейской национальности, которые говорят: почему бы нам не изучать этот предмет, если мы живем в России и хотим знать российскую культуру и историю. Однако в Москве существует некоторое противостояние тому, чтобы в городских школах вводился этот предмет. Есть люди, которые, не вникнув в суть дела, считают уроки православной культуры законом Божьим. Но это не закон Божий, это, прежде всего, история и культура нашей страны. Кстати, Святейший Патриарх на одном из Епархиальных собраний этой теме посвятил целую главу своего доклада. Думаю, все трудности и противоречия все лее будут преодолены, и уроки Православия появятся и в московских школах, пусть даже на факультативной основе.

— Отец Владимир, как Вы относитесь к проекту «Пишем вместе историю Пресни», в рамках которого, например, вышла книга по истории Пресненского района, проводится много различных мероприятий, встреч?

— Я рад, что у редакции вашей газеты такая благородная цель. Вы занимаетесь не только информационным, но и духовным просвещением жителей района и москвичей в целом. И то, что вы пытаетесь написать историю своей «малой родины» — это благое дело, особенно для подрастающего поколения. Хотелось бы пожелать вам дальнейшего преуспевания в этом. Чтобы ваша аудитория расширялась, потому что такие темы располагают людей к вашей газете.

Храм Вознесения в Коломенском

Адрес: Москва, пр. Андропова, д. 39, стр. 1.

Храм Вознесения в Коломенском — это первая каменная шатровая церковь в Москве. Строили ее в 1529 — 1532 годы по приказу великого князя Василия III.

15 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола, в храме Вознесения была обретена чудотворная икона Божией Матери «Державная». Сейчас она открыта для поклонения в Казанском храме в Коломенском.

Колокольня с храмом великомученика Георгия Победоносца была сооружена при храме в XVI веке. Существует версия, что на месте ее строительства стоял храм более ранней постройки — времен Димитрия Донского. Догадку частично подтверждает находка начала XX века — здесь обнаружили остатки кладбища XIV — XVI веков.

В XVII веке к колокольне пристроили деревянную трапезную, а саму колокольню превратили в алтарь храма и освятили. Правда, спустя два века, в 1843-ом, церковь и трапезную разобрали и вновь построили с использованием элементов декора и пропорций древнего здания.

С 2003 года идет реставрация колокольни и Георгиевского храма, обещают восстановить утраченный декор храма и иконостаса XIX века.

Архитектура и достопримечательности церкви

Церковь Вознесения является уникальным архитектурным шедевром XVI века.

Знаете ли вы? Она стала не только первой шатровой каменной церковью, но считается также, что и вообще первой шатровой церковью в России. Предполагают, что даже деревянные шатровые храмы начали строить уже после Коломенской церкви.

Строение очень красивое. Этот белокаменный изящный храм устремляется вверх, к свету, своим восьмигранным шатром, высота которого достигает 41 метра.


Архитектура церкви богато украшена как снаружи, так и внутри. Несмотря на всю изящность и торжество, храм имеет довольно небольшие размеры (его главный зал ограничивается 8,5 на 8,5 метров). Это объясняется тем, что церковь строилась как «домашняя» для семьи правителя, и большие размеры были ей ни к чему. В архитектуре Вознесенской церкви легко заметить много элементов итальянской эпохи ренессанса, что, собственно, и стало причиной предположения об участии итальянских мастеров в ее строительстве. Ныне вы можете полюбоваться не только архитектурными, но и культурно-историческими достопримечательностями церкви, т. к. в ее стенах расположились увлекательные музейные экспозиции. Вы сможете увидеть:

Важно! Дворцовое подмосковное село Коломенское имеет древнюю и богатую историю, которая отображена во многих его строениях и памятниках, сохранившихся до наших дней. Очень советую не ограничиваться осмотром Вознесенской церкви, но посетить также и другие ценные объекты в Коломенском.

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами

Адрес: Москва, Большая Серпуховская ул., д. 24.

Каменный храм Вознесения Господня возводили на месте уже существовавшего — деревянного. Происходило это за Серпуховскими воротами Земляного города в 1696 — 1709 годах. Оплачивал строительство царевич Алексей Петрович. В 1714-ом, когда царевича казнили, строительство заморозили и окончательно завершили только через сорок лет, правда, уже в другом стиле — зрелого барокко.

В 1842 году к храму пристроили трапезную и трехъярусную колокольню.

В годы советской власти, с 1930 по 1991 годы, церковь была закрыта. В начале 1990-х в ней провели крупные реставрационные работы — обновили колокольню, ограду, дом причта. Заново храм освятили в 1991-ом.

В 1995 году при Вознесенском храме начали действовать детский приют и Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Община храма окормляет Детскую клиническую больницу № 1 и НИИ хирургии РАМН им. А. В. Вишневского.

Храм Вознесения — Магнитогорск

Адрес: г. Магнитогорск, ул. Вознесенская, д. 33.

Храм Вознесения Господня находится в Магнитогорске. Он расположен на правом берегу реки Урал. Это молодой храм, его построили по мотивам крестово-купольных храмов Древней Руси XIV—XV веков и открыли для верующих в 2004 году.

Рядом с храмом находится источник со святой водой, а в соседнем с ним здании разместились: воскресная школа, дом милосердия с домовой церковью, трапезной, медпунктом и богадельней, то есть, по сути, большой социальный центр.

Храм Вознесения на Гороховом поле

Адрес: Москва, ул. Радио, д. 2, стр. 1.

Церковь Вознесения на Гороховом поле построили в 1788 — 1793 годах на землях графа Алексея Разумовского по проекту архитектора Матвея Казакова

на средства прихожан и крупного вклада Николая Демидова.

В годы советской власти храм был закрыт. С 1935-го по 1993-й в его здании располагались мастерские, типография, затем выставочный зал и производственные цеха. Тем не менее церковь в эти годы реставрировали — начиная с 1960-х и вплоть до 1990-х.

В 1993-ем Вознесенский храм вернули Русской Православной Церкви. Сейчас при нем открыто братство во имя великой княгини Елизаветы Федоровны.

Вознесение Господне: описание и значение

Православие свидетельствует, что на третий день после добровольной смерти на кресте Иисус Христос воскрес из мёртвых. Это стало и дело искупления Господом грехов человечества, его спасения от власти зла и духовной смерти. В течение последующих сорока дней Христос пребывал на Земле среди Своих учеников. Это было необходимо, чтобы они убедились в Его телесном воскресении и укрепились в вере. Спаситель дал им последние наставления и сообщил о скором сошествии на них Святого Духа (Деян. 1:2-9).

По истечении 40 дней Господь благословил учеников на горе Елеон и во плоти вознёсся на небо. Сразу после этого явились два ангела и сообщили апостолам о грядущем втором пришествии Христа (Деян. 1:9-11).

Вознесение Господне стало одним из главных событий священной новозаветной истории. Оно завершило земное служение Христа, эпоху Его видимого пребывания в нашем мире. С того момента Сын Божий незримо присутствует в Церкви через воздействие Святого Духа.

Вознесение также завершило спасение и обожение Господом человеческой природы. Он восшёл в Небесное Царство в Своём физическом теле. Это значит, что не только духовное, но и материальное естество человека достигло максимальной близости к Богу. Святитель Димитрий Ростовский учит:

«До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к Небу… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам… Им восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым» («Творения»).

Праздник Вознесения Господня отмечается Церковью на 40-й день после Пасхи, в четверг. Является двунадесятым, то есть одним из 12 главных церковных праздников. Расскажем о наиболее известных храмах Русской Православной Церкви, посвящённых Вознесению Христа.

Храм Вознесения в Электростали

Адрес: г. Электросталь, ул. Чернышевского, д. 34.

В начале 1990-х в Элетростали была зарегистрирована община верующих. Спустя два года общине передали территорию бывшего Дома культуры «Строитель» на улице Чернышевского.

Спустя почти десять лет после создания общины у верующих появился первый долгожданный храм-крестильня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, предшественник большого Вознесенского храма.

Вознесенский храм достраивают до сих пор. С 2011 года, после длительного перерыва, связанного с финансовыми проблемами, строительные работы возобновились с новой силой. Деньги на церковь собирают всем миром.

Особенности посещения церкви Вознесения

Знаете ли вы? В наше время Вознесенская церковь является одновременно и частью Коломенского музея-заповедника и патриаршего подворья.

  1. Церковная деятельность здесь была восстановлена в 1994 году, спустя 2 года после этого церковь была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Музейная экспозиция работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, по субботам – с 11:00 до 19:00. По понедельникам она закрыта.
  3. Билеты можно приобрести в музейных кассах с 10:00 до 17:30 (в субботу с 11:00 до 18:30), а также на сайте Коломенского музея.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]