Отпевание усопшего в церкви, сколько длится по времени, можно ли отпевать покойника в закрытом гробу, проходит ли это на кладбище у могилы: значение обряда, место, даты и правила проведения, порядок и


Куда девается душа после смерти тела

Принято считать, что человек – это тело и сознание, но это людское видение, т. к. стало привычным оценивать лишь то, что можно лицезреть глазами. Остальное же приходится воспринимать «на веру» или, доверяя чьему-то авторитетному мнению, кто может аргументировать присутствие того или иного незримого сущего, убедить остальных. Истинно же верующий знает, что человек – это тело, дух и душа. Причем последняя из перечисленных составляющих является первостепенной.

Бог создал тело человека из праха земного (бытие 2:7). Но было оно безжизненно, ибо после Господь «вдунул в лице его дыхание жизни», что означает обретение души, начало жизни духовной. Подтверждением этому является наступление смерти нетленной оболочки и тела в разные дни. Когда заповедал Господь: «От дерева добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (бытие 2:16-17). Но в библии есть указание на то, что Адам продолжал жить, родил сыновей (Бытие 5:4-5).

Это не является противоречием, а говорит о том, что при изгнании его из рая умерла душа. Тело же продолжило жить. Умерло многим позже.

Нетленная оболочка покидает землю после смерти тела, но не сразу, а на третий день, как это произошло и после смерти Иисуса, когда он вознесся на Небеса. Далее, душа подвергается испытаниям, проходит 20 мытарств, когда попадает во ад, побывав в раю, увидев его сияние. Здесь она знакомится с обителями Добра и Зла. Но на длительный срок оказывается в одном из них лишь после Частного суда, когда на 40-й день предстает перед престолом Господним.

Душа в астрале

Смерть как начало вечности

Православие учит, что после смерти человек не прекращает своего существования. Душа, созданная Богом, бессмертна. Но как следствие содеянного греха, преступления заповедей Творца, тело человека подвергается тлению (Бытие, 3:19). Христиане верят в будущее всеобщее воскресение умерших. И отпевание усопшего наполнено этой мыслью. Эта надежда отражена в Символе веры, принятом на Первом и Втором Вселенских Соборах (4 век): «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».


Отпевание усопшего в храме

Эти слова, произносимые верующими каждый день (Символ веры входит в утреннее молитвенное правило), не дают впасть в безграничное и безутешное горе при потере близких. Земная жизнь воспринимается как подготовка к будущей вечности. И эта подготовка завершается смертью.

«Что такое смерть? Смерть — это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила в глине. Смерть — это, когда росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божьего солнца. Умереть и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии «рождение духом», «второе рождение» человека. Смерть же тела есть оставление ростком земли, выход из земли. Всякого человека, получившего хотя бы самую маленькую духовную закваску, хотя бы самую незначительную евангельскую жемчужину «внутрь себя», ожидает совсем не смерть, и даже — далеко не смерть» (архиепископ Иоанн Шаховской, 1902-1989).

Что такое отпевание усопшего. Таинство отпевания усопшего в церкви

Отпевание – народное название богослужения, которое сопровождается чтением молитв, песнопений, а также действий. В русском православии это Чин погребения, а в Требнике – Последование мертвенное мирских тел. Если интересно, что такое отпевание, нужно учитывать, что при этом богослужении совершается много обрядов, которые проводятся последовательно. Причем большая часть молитвенных текстов читается нараспев. Это объясняет происхождение народного названия.

Цель отпевания – подготовка души умершего к переходу в иной мир. Предваряет это богослужение короткая панихида. Благодаря многочисленным молитвам прощаются некоторые из грехов, т. к. душа не может покаяться. Это удел живущих на земле. Вот почему так важно вовремя просить прощения за совершенные злодеяния. После смерти душа может рассчитывать только на помощь близких, которые заказывают Сорокоуст, читают молитвенные тексты, ведут праведную жизнь. Священнослужители проводят обряды: панихиду, литургию, отпевание.

Это дополнительная помощь душе, благодаря которой участь умершего может быть изменена.


Отпевание дома
Традиционно отпевают покойников в церкви, реже это происходит дома или в других местах: на кладбище, в траурном зале морга. Но предпочтение следует отдавать первому из вариантов. Последовательность действий при совершении Чина отпевания:

  1. Во храм заносят гроб с умершим, он должен быть подготовлен: одет, на голове – венчик. Сверху тело укрывают саваном, в руках покойника – крест, а на груди – нательный.
  2. Гроб располагают перед алтарем.
  3. На крышке ставят зажженные свечи. Это символ возрождения, победы жизни над тлением, смертью. Родственники, которые шли во храм с целью проводить усопшего в последний путь, тоже должны держать свечи.
  4. Священнослужитель произносит молитвы.
  5. Родственники также молятся, просят прощения за грехи: свои, умершего, ибо тот, кто не покаялся, не может просить за другого. Такие слова не достигнут Господа.
  6. Молитвенный текст кладут во гроб – умерший должен держать его в руках.
  7. Происходит прощание с покойным.

Отпевание должно совершаться в условной тишине: родным не рекомендуется громко плакать, стенать, всхлипывать. Нужно просить у Бога сил перенести утрату. Позднее можно подавать записки об упокоении, но только за тех, по ком было проведено отпевание. Существуют разные варианты:

  • обедня;
  • панихида;
  • простая записка.

Представители многих конфессий (протестанты, католики) совершают сходные обряды после смерти прихожан за исключением небольших отличий.

Отпевание покойного

Как происходит отпевание усопшего мирянина

Раньше отпевание усопшего происходило только в церкви. В 20 веке, чтобы не привлекать внимания советских властей, эту заупокойную службу стали совершать дома. Такая практика сохранилась до настоящего времени. Однако правильнее все же Чин погребения служить в храме.

Гроб с покойным вносят в церковь и ставят по центру перед Царскими вратами. Его располагают так, чтобы ноги покойного были обращены к иконостасу. Тогда умерший лицом повернут к алтарю, как и все молящиеся. Для Православной Церкви характерно держать гроб открытым. У католиков подобное не принято.

Специальным погребальным покрывалом накрывается тело покойника. Это символ покрова Христа. На грудь умершего кладется икона Спасителя (для мужчин) или Богоматери (для женщин). С ней не хоронят верующего (икону забирают домой). В знак того, что покойный был верным христианином, в левую руку вкладывается крест. На лоб надевается «венчик» — лента со словами «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Зажженные свечи у присутствующих на отпевании являются символом горячей любви к усопшему.

В церковных песнопениях чина погребения говорится о временности земного бытия, о его тленности. Но они же и напоминают о воскресении мертвых. Евангельский текст, читаемый в это время, свидетельствует о праведном Божьем суде (Евангелие от Иоанна, 5:24-30). В молитвах содержится просьба об открытии дверей рая для души почившего, даровании ей покоя. В завершение чина погребения священником читается разрешительная молитва. Затем свиток с этой молитвой вкладывается в правую руку умершего. Это знак прощения грехов и примирения человека с Господом.

Виды обряда отпевания. Правила поведения

Богослужебные книги содержат несколько вариантов богослужений. Они делятся на 2 типа: для мирян разных социальных статусов, возрастов, а также для духовных лиц. Второй из видов богослужений отличается более существенной длительностью.

Отпевание в церкви

Младенцев

Не проводится отпевание по всем традициям. Григорий Богослов писал о таких младенцах: «Они не прославятся и не накажутся праведным Судией». Это означает отсутствие возможности попасть в рай, но и в аду такие души не оказываются. Всегда считалось, что некрещеные до 7 лет, а также мертворожденные и умершие в утробе, нерожденные вследствие аборта не отпеваются. Но некоторое время назад правила изменились.

В Екатеринбурге был утвержден Чин последования об усопших младенцах, не приемших благодати таинства крещения. Священный синод постановил, что допустимо провести обряд, облегчающий страдания родителей. Кроме того, читается просительная молитва об участи младенца.

Мирянина

Если человек при жизни был верующим, принял крещение, посещал храм, исповедался, причащался, то он будет принят к Господу через отпевание в церкви. Обряд длится обычно полчаса.

Отпевание усопшего

Монашеское

До XVI века чин отпевания мирянина и монаха мало чем отличался. Сегодня разница между богослужениями более существенная:

  • имеет место разделение кафизмы 17 не на 3, а на 2 статии, при этом произносятся другие припевы;
  • не поется канон за усопших, а читаются антифоны степенны из 8 гласов (из Октоиха);
  • когда поется «Блажен», читаются тропари, которые напоминают монашеские обеты почившего;
  • перед последним целованием 5-10 стихиры не читаются, их заменяют особыми словами;
  • другие молитвы произносятся, когда выносят тело;
  • при бросании земли на гроб читают тропари.

Иерейское

Отпевание проводят по особым правилам. Иерейский Чин погребения предназначается для священников. Главные отличия: еще более существенная длительность, торжественность. Священнослужители полагают, что тот, кто получил благодать освящать других, при последнем прощании почитается особым образом.

Иерейская хиротония

Арахиерейское

Не является обязательным. Проводится такой Чин отпевания по указанию Первоосвященных. Он имеет несколько отличий от иерейского: исполнение «Непорочных» на 2 статии, а не на 3, произносят припевы, как при монашеском чине Погребения. Кроме того, добавляют новые тропари, седальны.

На первую седмицу Пасхи

Отпевание покойника допустимо проводить и в преддверии светлого религиозного праздника Пасхи. Но есть ограничения при этом – непосредственно в седмицу пасхальную Чин погребения не совершается. Отпевание же в преддверии великого праздника отличается большей радостью. Печальные песнопения такое богослужение исключает.

Отпевание усопшего

Зачем отпевают умерших

Что такое отпевание покойника? Зачем оно нужно?

Отпевание усопшего в Православии называется Чин погребения. Это особая служба, которая совершается один раз над телом усопшего. С одной стороны, она призвана облегчить скорбь и горе близких, собравшихся у гроба, успокоить их души, унять печаль разлуки. С другой, является усиленной молитвой за душу умершего. На отпевании священником читается разрешительная молитва. В ней заключена просьба о прощении содеянных грехов умершего, о которых было принесено покаяние на исповеди в течение жизни.

Автором этой молитвы считается преподобный Феодосий Печерский (11 век). Чтение разрешительной молитвы осуществляется только один раз, во время отпевания. Этим данное богослужение отличается от панихиды (заупокойной службы, которую можно совершать неограниченное число раз).

В Православной Церкви Чин отпевания бывает 5 видов: для мирских людей, монашествующих, иереев (в том числе для епископов), детей в возрасте до 7 лет, а также для первой недели после Пасхи (Светлой Седмицы).

Кого можно отпевать

Отпевание на кладбище, в церкви, дома у покойного или траурном зале морга – любой из способов совершения богослужения подойдет, когда нужно проводить в мир иной верующего, крещеного человека. Когда умирает мирянин, родственники должны представить документы, подтверждающие статус человека, причину смерти. Нельзя отпевать:

  • самоубийц;
  • некрещеных;
  • иноверцев;
  • тех, кто распространял ересь о Всевышнем;
  • крещеных, отказавшихся от веры;
  • атеистов.

Подтвердить статус умершего не всегда возможно: если он иноверец, не атеист, не хулил Бога.

Ранее считалось, что будет грехом отпеть преступника. Сегодня же это допустимо, но есть особые условия, например, такой человек должен был раскаяться при жизни, вернуться к Богу, причащаться, исповедаться, посещать храм.


Богослужение в храме

Необходимые условия для обряда

Часто во время подготовки к проведению Чина погребения не уделяют должного внимания условиям, при которых должно совершаться богослужение. Это может стать причиной того, что отпевание будет недействительным. Значит, нужно обязательно узнать, выполняются ли эти требования.

Отпевание усопшего дома

Воля покойного

Считается, что умерший христианин, посещавший церковь, по умолчанию дает согласие на совершение службы над ним после смерти. Однако есть и такие, кто по разным причинам решают отказаться от проведения Чина погребения. Также некоторые желают, чтобы в последний путь помог провести их определенный священнослужитель. Тогда лучше оформить свою просьбу письменно, что займет немного времени, но потом позволит выполнить волю умершего.

Точно так же можно выбрать заранее и храм, где усопшего будут отпевать.

Факт крещения умершего

Проведение отпевания возможно без письменного подтверждения факта совершения таинства крещения. Но люди по возможности должны предоставить свидетельство о совершении богослужения. У многих документ сохраняется, а значит, не составит труда подтвердить данный факт.

Церковные свечи и икона

Свидетельство о смерти из ЗАГСа

Родственники усопшего часто пытаются обманным путем добиться проведения Чина погребения. Чтобы богослужение прошло по всем правилам, священнослужители просят представить справку о смерти человека. Она выдается сотрудниками морга после смерти. Но этот документ можно получить обманным путем, даже если умерший покончил жизнь самоубийством. Родные таким способом заботятся о его душе, не понимая всю опасность этого. Священнослужитель не сможет проверить подлинность справки, примет на веру сказанное родственниками.

Свидетельство о смерти, образец

Документы о покойном

Кроме свидетельства о смерти и справки о крещении, предоставляется также паспорт покойного. Такой порядок позволяет удостовериться, что нет ошибки, отпевание проводится над нужным человеком.

Назначение даты отпевания

Предварительно договариваются о времени совершения богослужения. Ранее было принято привозить умершего во храм сразу после смерти. Гроб находился здесь все три дня до похорон. Сегодня эта традиция изжила себя. Но есть возможность оставить покойника в храме за 1 сутки до погребения. Все это время читают Псалтырь. Разрешается произносить священные слова над покойным в часовне при морге или на кладбище. При этом Чин погребения совершается по единым правилам.

Подготовка обрядовой ритуалики

Во храме покойник должен быть полностью готов к погребению. Важно заранее узнать, что нужно для отпевания:

  • нательный крест – берется тот, что носил покойный при жизни, в случае утраты его можно приобрести;
  • венчик – бумажный ритуальный атрибут, означающий венец Славы, который покойник получает за праведную жизнь, попадая в Царствие небесное;
  • саван;
  • крест для положения в руки умершего;
  • икона для положения во гроб на время проведения отпевания, ее забирают перед тем, как будет заколочена крышка гроба;
  • разрешительная молитва – продается в лавке при храме;
  • церковные свечи тоже можно приобрести на месте, где будет проходить богослужение.

Для сравнения цветок допустимо нести на похороны, но не на отпевание. Пришедшим следует держать только свечу. Необходимо узнать стоимость проведения обряда. Например, по Москве – до 5 тыс. руб. На территории регионов (г. Киров, г. Владимир и т. д.) цена меньше. Причем не имеет значения, совершается обряд над гробом или урной после крематория. Часто фиксированная ставка отсутствует, родственники совершают пожертвование на храм.

Ритуал отпевания

Заочное отпевание, причины

В ряде случаев проводится отпевание после похорон, когда умерший уже покоится под толщей земли:

  • при отсутствии рядом храма;
  • если погребение проводилось быстро, не было возможности отпеть покойника;
  • в случае гибели при чрезвычайных обстоятельствах: во время катастрофы, при крушении самолета и т.д.;
  • если умерший был военнослужащим, погиб вследствие военных действий, в боевых условиях;
  • тело не было найдено (смерть наступила вследствие катаклизма).

Заочное отпевание можно совершить до и после похорон. В первом случае тело не удалось найти, во втором – похороны были проведены в спешке, отсутствовала возможности отложить их. Когда выполняется обряд, читаются те же молитвы. Разница при проведении отпевания очного и заочного заключается в том, что при отсутствии тела во время богослужения родным отдают венчик, горсть земли и разрешительную молитву. Если есть вероятность, что все же будет найдено тело, эти ритуальные атрибуты можно использовать по назначению, но несколько позднее.

Молитва об усопших на упокой души

Отпевание усопшего как особое богослужение

Появление заупокойных молитв относится к самому началу истории христианства. Тогда погребение верующих происходило ночью. Открыто и при свете дня хоронить умерших христиане не могли из-за воздвигнутых на Церковь гонений. Впоследствии чин погребения был отделен от всенощного богослужения.

Отпевание может быть совершено над любым крещеным человеком. Исключение составляют только самоубийцы, добровольно лишившие себя Божественного дара жизни, что является тяжким грехом.

Духовный смысл совершения отпевания заключается в совместной молитве о душе усопшего. Близкие и родные просят Господа о прощении содеянных им грехов.

«Когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искуплением и его славой.

Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в нем значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и принесли плод благодаря нашей неумирающей любви, и сказать Господу: «Прими это от меня; оно принадлежит ему, ей: я – только поле; сеятель был он! Его пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот плод принадлежит ему» (митрополит Антоний Сурожский).

Рубрика «вопрос-ответ»

После отпевания попадает душа в рай?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

После смерти человека душа проходит условно сложный путь. Сначала нетленная оболочка пребывает рядом с телом, пока оно не будет погребено. Начиная с третьего дня, находится в раю, но лишь в качестве наблюдателя, чтобы ощутить невероятную красоту этой обители. Оставшееся время – с 9 вплоть до 40 дня нетленная оболочка пребывает в аду. Здесь она также является наблюдателем, т. к. должна сравнить величину страданий с высшей мерой счастья, которую можно ощутить в раю. Вместе с тем, душа проходит мытарства. Последний этап – Частный суд, на основании результатов которого определяется постоянное место пребывания нетленной оболочки. Только теперь она может перейти в рай, пребывать здесь постоянно. Но также после Частного суда души умерших часто оказываются в аду. Чтобы этого не случилось, нужно вести праведный образ жизни.

Как одеваются на отпевание?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Когда проводится отпевание в морге, на кладбище, дома или во храме, наряд должен соответствовать случаю. Подойдет одежда темных оттенков, причем она должна быть закрытой. Для женщин предпочтительным является платье (рукав длинный или 3/4), юбка ниже колена, а лучше – в пол, блуза с закрытым декольте. Важный аксессуар – платок на голове. Не рекомендуется надевать украшения. Одежда не должна быть с принтом, рисунком, узором и стразами. Мужчинам рекомендован костюм темного цвета, белая рубашка. Головной убор не нужен. Вещи, подобранные для отпевания, подойдут и для похорон.

Люди на отпевании

Нужно ли быть в храме родственникам на отпевании?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Отпевание не является обязательным, но не следует отказываться от его проведения по меркантильным соображениям (например, с целью экономии), это считается грехом, который родственники берут на свою душу. Если же отпевание проводится, нужно придерживаться правил поведения во время совершения обряда. Прежде всего, родственники должны присутствовать на богослужении. Душа пребывает рядом с телом, а значит, будет радоваться близким. Кроме того, родные люди молятся об усопшем.

Как провести отпевание на могиле?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Порядок проведения обряда не зависит от места. Исключение составляет случай, когда погребение приходится на Великий православный праздник. Во время богослужения читаются молитвы. При отпевании на могиле отсутствует возможность расположить гроб у алтаря, но религиозные ритуалы может заменить усердное чтение молитв.

Что делать, если неизвестно, отпет человек или нет?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Отпевание проводится однократно. Следует помнить, что это обряд, который предполагает необходимость прочтения множества молитв, что означает возможность приблизить душу умершего к Господу. Значит, богослужение не может причинить вред, а потому повторное отпевание допустимо, но имеются некоторые условия его совершения:

  • если неизвестно, проводился ли Чин погребения, необходимо заказать отпевание заочно;
  • повторное совершение богослужения не является серьезным нарушением, но только если проводилось по незнанию, когда нет возможности удостовериться, выполнялся ли ранее обряд.

Молитва за усопших

Что, если отпели живого без вести пропавшего человека?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Молитва за мертвых имеет значение только для них. Живые (взрослые ли, дети) не пострадают после совершения богослужения Чина погребения. Это значит, что священные тексты за здравие, прочитанные о мертвых, и за упокой, произнесенные о живых, не воскресят умершего в первом случае, как и не умерщвлят живого во втором случае. Молитва направлена на помощь ближнему, обращена к Господу, а потому не может никому навредить. Но среди неверующих существует мнение, что отпевание – магический ритуал, после проведения которого над живым возможны негативные последствия: человек заболеет или вовсе умрет. Это заблуждение и даже грех так полагать.

Нужно ли целовать покойного после отпевания?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Как и многие обычаи православия, традиция последнего целования умершего после отпевания, перед погребением сохранилась со времен язычества. Считалось, что так можно забрать у покойника оставшуюся у него силу, которая ему уже не понадобится, а живым – вполне. Традиция последнего целования сохранилась до сего дня. При этом она обрела иной смысл: так близкие помогают снять груз с души, облегчить переход к новой жизни – вечной.

Поцелуй покойного после отпевания

Можно ли отпеть самостоятельно покойного дома?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Существует достаточно много обрядов, которые помогают облегчить груз души умершего. Отпевание отличается от остальных:

  • проводится однократно;
  • совершается всей церковью, что многократно увеличивает эффективность моления.

Значит, родственники не смогут повторить обряд самостоятельно, даже если попытаются. Несмотря на то что служба продолжается сравнительно недолго, ее сложно совершить так, как это происходит в церкви. Еще одна проблема – часто молитвы читаются на церковнославянском языке, он звучит и произносится непривычно.

Сколько идет отпевание в церкви по времени?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Богослужение в честь умершего мирянина более короткое, чем в случае, когда отпевают церковнослужителя, монаха. Чаще всего отпевание длится 25-50 минут. Но может идти меньше/дольше. Если интересно, сколько длится отпевание в церкви, на кладбище, дома или траурном зале морга, ответ не может быть однозначным. Длительность зависит от условий, при которых совершается чтение. Например, на кладбище может препятствовать неблагоприятная погода, а в траурном зале – плотный график совершения обрядов отпевания.

Заочный чин отпевания

Отпевание усопшего на кладбище возможно?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Чин погребения – важный этап захоронения. Его рекомендуется проводить, усиливая молитвенное слово святостью храма. Однако это не всегда возможно. Если есть веские причины, почему отпевание должно проходить на кладбище, то для этого не может быть препятствий.

Обязательно ли отпевать умершего или можно без него хоронить?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Отпевание не является обязательным. Однако есть много уточнений. Например, для верующего человека это очень важный обряд, который подготавливает душу к иной жизни – вечной. Молитвы, напутствие, просьбы о прощении грехов за умершего – все это является великим подарком для нетленной оболочки. Но если обряд не был проведен, т. к. родственники хотели сэкономить, тогда это считается грехом, причем его берут на душу близкие покойного, но не он сам.

Как вести себя на отпевании в церкви, что необходимо из одежды?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Для всех, кто находится во храме, есть рекомендации по форме одеяния:

  • женщины: платье (длинный рукав), юбка, закрывающая щиколотки;
  • мужчины: темный костюм, белая рубашка;
  • покойный: новая или чистая, выглаженная одежда, саван.

Тем, кто идет на отпевание, важно учитывать некоторые правила:

  • каждый должен держать церковную свечу;
  • пришедшие становятся лицом к алтарю, а не ко гробу, как ошибочно полагают многие;
  • необходимо своевременно совершать крестное знамение, молиться.


Отпевание покойного

Отпевают ли в Великий пост?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Во время Великого поста допустимо проводить отпевание, причем нет ограничений по времени. Для этого подойдет любой день. Многие путают запрет на проведение богослужения непосредственно на Пасху.

Когда отпевать нельзя?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Вне зависимости от формата службы (открытая, когда рассылают весть всем, или закрытая, как у старообрядцев) не проводят Чин погребения на великие праздники Русской православной церкви. Прежде всего, речь идет о таких днях, как Рождество Христово и Воскресение.

Можно ли отпевать в закрытом гробу?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Закрытый гроб – допустимое условие при проведении чина погребения. Это возможно во время совершения обряда заочно, а также в случае, когда нет возможности выполнить богослужение при открытой крышке (карантин на фоне развивающейся инфекционной болезни, сильное травмирование тела и т. д.).

Церковный канон отпевания. Тексты молитв

Запомнить большое количество молитвенных текстов сложно. Их можно скачать для прочтения, но делать это стоит, если совершается моление дома. При отпевании во храме идет большая поддержка церкви, поэтому основные действия совершают священнослужители. Порядок произнесения молитвенных слов:

  • начальная молитва – общепринятое начало священных текстов (но используется и в середине, а также в конце службы), после него начинают богослужение, общий смысл заключается в восславлении Господа, произносят Трисвятое, а также краткое славословие Пресвятой Троицы, другие краткие молитвы;
  • чтение Псалма 90 – универсальный молитвенный текст, произносится не только для отпевания, приносит огромную помощь душе, но чаще применяется, как молитва при возникновении опасной ситуации;
  • 17 кафизм входит в 118 псалом, который считается наибольшим во всей Библии (вмещает 176 стихов);
  • пение тропаря 5 гласа: так называется краткая молитва, она содержит суть повода, по которому собираются близкие, смысл тропаря сводится к восславлению Господа, принятию воли Его, включая умерщвление плоти («велел смерть перетерпеть»);
  • заупокойная ектенья: может читаться в любые дни, кроме религиозных праздников и воскресенья, главное условие совершения – открытые врата церкви, также следует проводить обряд после сугубой ектеньи на литургии;
  • пение седален за упокой: так называется песнопение, данный формат произнесения священных текстов используется при совершении богослужения Православной церкви, название такой формат текста получил благодаря разрешению сидеть при его произнесении, прослушивании;
  • зачитывается 50-й псалом: имеет иное название – «покаянный», был составлен Давидом после совершенных злодеяний;
  • заупокойный канон 6 гласа: называется «Воскресен», после каждого ирмоса четырежды читается тропарь, дальнейший порядок также меняется (после третей песни произносится заупокойная ектенья);
  • богородичен седальна – часть заупокойного канона 6 гласа, если точнее, то читается в конце этого отрезка священного текста;
  • произносится заупокойная ектенья и поется заупокойный кондак: молятся об упокоении души умершего, надеются на продолжение его жизни во веки веков;
  • заупокойный икос: прославляется единый Господь, который из праха создал человека, и во прах тот превратится, а вместо надгробных рыданий должна звучать священная песнь;
  • 8 заупокойных стихир Иоанна Дамаскина: это отдельные песнопения, привязанные к одному из псалмов, произносятся, как часть Чина погребения, составленные Иоанном Дамаскиным, он же автор большого количества религиозных текстов;
  • Блаженны: это заповеди Блаженства, считается, что они были даны Иисусом Христом во время Нагорной проповеди, являются дополнением к 10 заповедям, получившим широкое распространение;
  • Прокимен: формат произнесения одного из стихов Псалма, его повторяют неоднократно, обычно перед чтением Апостола, Евангелия, является дополнением к основной части богослужения;
  • Апостол, 270 зачало: богослужебная книга, содержащая прокимны для особых служб, текст содержит уверение в незыблемости Господней помощи при воскресении праведников, а также дает надежду на воскресение, что позволит вернуться к Отцу Небесному;
  • Зачало 16 из Евангелия от Иоанна: книга написана Иоанном Богословом – излюбленным учеником Иисуса, текст «зачало 16» содержит уверение в скором воскресении перед Страшным судом, когда мертвые услышат глас Господень;
  • ектенья об упокоении: смысл текста – мольба о помиловании всех людей, а читающие его просят и о покойном;
  • прощание с усопшим под пение стихир второго гласа в сопровождении Подобен (особая форма пения на основе мелодичной модели), представляет собой музыкальное оформление богослужения;
  • Трисвятое и Отче наш: Трисвятое представляет собой соединение песни, а Отче наш завершает богослужение, при этом обращаются к Всевышнему, Богу Отцу и Сыну, Святому духу (всем воплощениям Господа);
  • произнесение тропарей 4 гласа, еще раз читается ектенья об упокоении;
  • пение хора и Вечная память: под чтение прощальной молитвы «Последование отпевания мирян» гроб выносят из храма.

Последование Панихиды, для чтения мирянами.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды) Слава, и ныне:

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди, поми́луй, (12 раз). Сла́ва, и ны́не:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Таже псалом 90.

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: засту́пник мой еси́ и прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися, ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твое́й ты́сяща, и тьма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́; Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́; на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и́; покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Слава, и ныне: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды.)

Глас 8: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.

Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.

Стих 1: Блаже́ни, я́же избра́л, и прия́л еси́, Го́споди.

Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.

Стих 2: Па́мять их в род и род.

Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.

Стих 3: Ду́ши их во благи́х водворя́тся.

Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.

Тропарь, глас 8:

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй / и поле́зное всем подава́яй, / Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х, / на Тя бо упова́ние возложи́ша, / Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего. [Дважды.]

Слава, и ныне: Тебе́ и сте́ну и приста́нище и́мамы, / и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, / Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.

И тропари:

Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.

Святы́х лик обре́те исто́чник жи́зни и дверь ра́йскую, / да обря́щу и аз путь покая́нием: / поги́бшее овча́ аз есмь, / воззови́ мя Спа́се, и спаси́ мя.

Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.

А́гнца Бо́жия пропове́давше, / и закла́ни бы́вше я́коже а́гнцы, / и к жи́зни нестаре́емей святи́и, / и присносу́щней преста́вльшеся. / Того́ приле́жно му́ченицы моли́те, / долго́в разреше́ние нам дарова́ти.

Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.

В путь у́зкий хо́ждшии приско́рбный, / вси в житии́ крест я́ко яре́м взе́мшии, / и Мне после́довавшии ве́рою, / прииди́те наслади́теся, / и́хже угото́вах вам по́честей, / и венце́в небе́сных.

Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.

О́браз есмь неизрече́нныя Твоея́ сла́вы, / а́ще и я́звы ношу́ прегреше́ний: / уще́дри Твое́ созда́ние Влады́ко, / и очи́сти Твои́м благоутро́бием, / и возжеле́нное оте́чество пода́ждь ми, / рая́ па́ки жи́теля мя сотворя́я.

Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.

Дре́вле у́бо от не су́щих созда́вый мя, / и о́бразом Твои́м Боже́ственным почты́й, / преступле́нием же за́поведи / па́ки мя возврати́вый в зе́млю, от нея́же взят бых, / на е́же по подо́бию возведи́ / дре́внею добро́тою возобрази́тися.

Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.

Упоко́й Бо́же рабы́ Твоя́, / и учини́ я в раи́, / иде́же ли́цы святы́х Го́споди, / и пра́ведницы сия́ют я́ко свети́ла, / усо́пшия рабы́ Твоя́ упоко́й, / презира́я их вся согреше́ния.

Сла́ва: Трисия́тельное еди́наго Божества́, благоче́стно пое́м вопию́ще: / Свят еси́ О́тче Безнача́льный, / Собезнача́льный Сы́не, и Боже́ственный Ду́ше: / просвети́ нас ве́рою Тебе́ служа́щих, / и ве́чнаго огня́ исхити́.

И ны́не: Ра́дуйся Чи́стая, Бо́га пло́тию ро́ждшая во спасе́ние всех, / Е́юже род челове́ческий обре́те спасе́ние: / Тобо́ю да обря́щем рай, / Богоро́дице Чи́стая благослове́нная.

Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды.)

Молитва

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

И седален, глас 5:

Поко́й, Спа́се наш, / с пра́ведными рабы́ Твоя́, / и сия́ всели́ во дворы́ Твоя́, / я́коже есть пи́сано, / презира́я, я́ко благ, прегреше́ния их / во́льная и нево́льная, / и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.

Слава, и ныне, Богородичен: От Де́вы возсия́вый мiру, Христе́ Бо́же, / сы́ны све́та То́ю показа́вый, / поми́луй нас.

Таже, псалом 50.

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Канон, глас 6.

Песнь 1.

Ирмос: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, / по бе́здне стопа́ми, / гони́теля фарао́на / ви́дя потопля́ема, / Бо́гу побе́дную песнь / пои́м, вопия́ше.

Запевы:

Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.

И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Песнь 3.

Ирмос: Несть свят, / я́коже Ты, Го́споди Бо́же мой, / вознесы́й рог ве́рных Твои́х, Бла́же, / и утверди́вый нас на ка́мени / испове́дания Твоего́.

Запевы:

Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.

И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Молитва

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Седален, глас 6:

Вои́стинну суета́ вся́ческая, / житие́ же сень и со́ние, / и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, / я́коже рече́ Писа́ние: / егда́ мiр приобря́щем, / тогда́ во гроб всели́мся, / иде́же вку́пе ца́рие и ни́щии. / Те́мже, Христе́ Бо́же, / преста́вльшияся упоко́й, / я́ко Человеколю́бец.

Слава, и ныне, Богородичен: Всесвята́я Богоро́дице, / во вре́мя живота́ моего́ не оста́ви мене́, / челове́ческому предста́тельству не вве́ри мя, / но Сама́ заступи́ и поми́луй мя.

Песнь 4.

Ирмос: Христо́с моя́ си́ла, / Бог и Госпо́дь, честна́я Це́рковь / боголе́пно пое́т, взыва́ющи / от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Запевы:

Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.

И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Песнь 5.

Ирмос: Бо́жиим / све́том Твои́м, Бла́же, / у́тренюющих Ти ду́ши / любо́вию озари́, молю́ся, / Тя ве́дети, Сло́ве Бо́жий, / и́стиннаго Бо́га, / от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Запевы:

Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.

И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Песнь 6.

Ирмос: Жите́йское мо́ре, / воздвиза́емое зря напа́стей бу́рею, / к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: / возведи́ от тли живо́т мой, / Многоми́лостиве.

Запевы:

Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.

И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Молитва

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец,

отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Кондак, глас 8:

Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.

Икос: Сам еди́н еси́ безсме́ртный, / сотвори́вый и созда́вый челове́ка: / земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, / и в зе́млю ту́южде по́йдем, / я́коже повеле́л еси́, созда́вый мя и реки́й ми: / я́ко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: / а́може вси челове́цы по́йдем, / надгро́бное рыда́ние, творя́ще песнь: / аллилу́ия.

Песнь 7.

Ирмос: Росода́тельну у́бо пещь / соде́ла А́нгел / преподо́бным отроко́м, / халде́и же опаля́ющее / веле́ние Бо́жие, / мучи́теля увеща́ вопи́ти: / благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Запевы:

Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.

И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Песнь 8.

Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ / и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: / вся бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. / Тя превозно́сим во вся ве́ки.

Запевы:

Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.

Благослови́м Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, / Го́спода.

И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Песнь 9.

Ирмос: Бо́га / челове́ком невозмо́жно ви́дети, / на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; / Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком / Сло́во Воплоще́нно, / Его́же велича́юще, / с небе́сными во́и Тя ублажа́ем.

Запевы:

Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.

И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Ду́си и ду́ши пра́ведных восхва́лят Тя, Го́споди.

Катавасия: Бо́га / челове́ком невозмо́жно ви́дети, / на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; / Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком / Сло́во Воплоще́нно, / Его́же велича́юще, / с небе́сными во́и Тя ублажа́ем.

Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды) Слава, и ныне:

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

И абие поют тропари сия. Глас 4:

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, / ду́ши раб Твои́х, Спа́се, упоко́й, / сохраня́я их во блаже́нной жи́зни, / я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, / иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, / упоко́й и ду́ши раб Твои́х, / я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Слава: Ты еси́ Бог соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, / Сам и ду́ши раб Твои́х упоко́й.

И ныне: Еди́на чи́стая и непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, / моли́ спасти́ся душа́м их.

Молитва

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем

Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй, трижды.

Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй, Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, ду́ши от нас преста́вльшихся рабо́в Свои́х [имярек], в селе́ниих пра́ведных учини́, в не́дрех Авраа́ма упоко́й и с пра́ведными сопричти, и нас поми́луй, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

И абие: Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшим рабо́м Твои́м [имярек], и сотвори́ им ве́чную па́мять.

Поют: Ве́чная па́мять, (трижды.)

По традиции также поют:

Ду́ши их во благи́х водворя́тся и па́мять их в род и род.

Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Комментарий священнослужителя

Отец Владимир

Священнослужитель

Чин погребения или, по-народному, отпевание не является обязательным. Однако для верующего человека он важен, т. к. помогает частично снять грехи с души. Ей будет легче проходить мытарства. Отпевание способствует освобождению усопшего от части невыполненных обещаний, включая и те, что были даны Богу. Но не всегда священнослужители одобряют проведение такого богослужения. Например, если умерший не был частым гостем церкви, могут отказать, т. к. покойный не почитал Господа, не причащался, не исповедовался, а значит, не нуждался при жизни в Отце Небесном.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]