Главная › Праздники
Дата в 2022 году | 30 сентября 2022 года, Пятница |
Церковное название: | Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии |
Значение: | Почитание памяти святой Софии и ее дочерей Веры, Надежды и Любови |
Другие названия: | Вселенские бабьи именины, Всесветский бабий праздник, Бабья выть, Девичий праздник |
Традиции: | Всеобщий плач, деревенские святцы (посиделки) с целью найти жениха или невесту |
История праздникаТрадиции и обрядыПриметы
День Веры, Надежды и Любови отмечается православными христианами каждый год 30 сентября. Эта святая дата посвящена трем сестрам и матери их Софии, которые были замучены, но не отреклись от христианства. Во всех церквях в этот день совершаются молебны в их честь, у икон мучениц женщины молятся о наступлении беременности, исцелении больных детей.
История праздника
В первой половине II века, когда правителем Рима был император Адриан, в этом городе поселилась вдова, по имени София. Она жила с дочерями – Верой, Надеждой, Любовью. Мать дала им эти имена, потому что так звались главные христианские добродетели. София была преданной христианкой, и своих детей она воспитывала в почитание Иисуса Христа. Римское правительство в ту пору жестоко преследовало христиан. Однажды императору стало известно о сестрах, которых в городе все любили за красоту и премудрость. Он пожелал видеть дочерей Софии.
Беседуя с ними, Адриан увидел, насколько юные девы тверды в своей вере. Император решил, что поговорив с каждой из сестер по отдельности, ему легче будет поколебать их веру во Христа. Первой к тирану привели старшую из сестер, 12-летнюю Веру. Император обратился к ней с льстивой речью, но это не подкупило мужественную девушку. Она открыто заявила, что считает преступным то, как Адриан поступает с христианами. Взбешенный император бросил Веру палачам, а те сорвали с нее одежду и нещадно бичевали. Затем девушке отрезали обе груди, и раны стали сочиться молоком, а не кровью. Страшные пытки не сломили Веру – ее поддерживала Божья сила. Тогда по приказу правителя она была обезглавлена.
Следующей перед императором предстала 10-летняя Надежда. Ни увещевания, ни угрозы императора не смогли ее заставить отречься от Христа. Палачи секли Надежду плетьми, а после решили заживо сжечь в печи. Но огонь внезапно потух. И этой сестре тоже отсекли голову. Когда к Адриану привели Любовь, которой было девять лет, его попытки заставить девочку отречься от Христа тоже потерпели неудачу. Император был очень зол на то, что не смог сломить дух юных христианок. И младшую из сестер подвергли страшным мучениям: сначала ее распяли на дыбах, вывернув все суставы на конечностях. Затем искалеченного ребенка потащили в горящую печь, но ангел уберег Любовь от сожжения. Убить ее смогли, лишь отрубив голову.
Все эти изуверства творились на глазах Софии. Адриан решил, что пытать ее не имеет смысла – София все равно не откажется от своих убеждений, если даже мучения и смерть собственных детей не сподвигли ее на это. Император отдал матери тела юных мучениц, и она, уложив останки на колесницу, уехала из города. На окраине София похоронила замученных детей своих и осталась у могилы оплакивать их. Через три дня и ее душа отправилась к Господу. Верующие похоронили ее рядом с дочерьми. Позже все они, и мать, и дочери, были причислены к лику святых.
Происхождение мучениц
Во втором веке Нашей эры в городе Риме жила одна благочестивая вдова. Звали ее София, что значит «Божия премудрость». Своих трех дочек она назвала именами христианских добродетелей и воспитала в вере.
В те времена правил нечестивый император Адриан. Он устроил гонение на христиан. Когда ему донесли, что знатная вдова воспитала дочерей в христианстве, он послал гонцов с целью привести их во дворец. Император приказал девочкам поклониться языческой богине Диане. Но они отказались это сделать, исповедав свою веру в Единого Бога.
Тогда он велел одной язычнице «вразумить» непослушных девчонок. Некоторое время они слушали, что говорила им женщина, но не принимали ее слова к сердцу. Тогда император снова позвал их к себе. Он обещал им большие богатства и почести, если они отрекутся от Христа. Но мужественные девочки отказались, пожелав лучше принять смерть, чем поклониться языческим богам.
Императору было жалко губить столь юных созданий, и он уговаривал их до последнего. Но они были тверды в своем убеждении.
Традиции и обряды
С давних пор этот день считался у русских людей девичьим или бабьим праздником, а также кумовником и всесветной бабьей вытью. Но хоть и праздник, а был он невеселый. На нем полагалось плакать, почему он так и называется. Плакали и те, у кого была на то причина, и те, у кого ничего плохого не было. Женщины оплакивали судьбы свои и родных, ведь если даже у самой все ладно, женщина переживает за всех своих детей, да за их детей, и вся прочая родня ей не безразлична. А плачут все, чтобы вспомнить святую Софию, которой довелось смотреть, как мучают ее дорогих детей. Сердце матери разрывалось от горя, но она мужественно стояла на своей вере и вдохновляла своих стойких дочерей оставаться верными Христу. Традиционно считалось, что плакать в день Веры, Надежды и Любови нужно как следует, тогда целый год не случится бед, болезней. Плачи и слезы – это своеобразный оберег.
После того, как все вдоволь наплакались, люди начинали праздновать. Праздник длился, обычно 3 дня, чествовали женские Добродетели и материнскую Мудрость. Выставлялись щедрые угощения. Особо поздравляли именинниц – тех, кто носил имена чествуемых святых. Женщины в этот день не работали. Вечером молодые люди устраивали посиделки, во время которых присматривали себе пару и просто веселились.
О чем молятся перед иконами мучениц
На иконах чаще всего изображают всех мучениц, но есть и одиночные (именные) изображения. Красные одежды на них – символ безвинно пролитой крови. Западные иконописцы часто изображают Веру с крестом, Надежду – с якорем, Любовь – с малыми детьми.
Иконы с ликами Веры, Надежды, Любови и Софии есть во многих храмах, и верующие приходят к ним, чтобы помолиться, побыть с ними наедине.
Что можно попросить в молитве:
- помощи в создании дружной семьи, укреплении отношений между супругами, родителями и детьми;
- здоровья и благополучия родным, близким, друзьям;
- защиты от недоброжелателей, завистников, для детей – оберега от дурного влияния;
- о замужестве, зачатии ребенка, благополучном разрешении родов, излечении от женских недугов.
Когда отмечают День Веры, Надежды и Любови в 2022, 2023, 2024 году
Праздник, посвященный святой Софии и ее дочерям, отмечают ежегодно осенью. Дата его празднования не зависит от других христианских событий и остается неизменной.
Событие, посвященное христианским мученицам, всегда празднуют 30 сентября. В 2022 году эта дата приходится на четверг. В 2022-м — на пятницу. В 2023-м — на субботу. В 2024-м — на воскресенье.
Важно!
Наши предки очень боялись называть новорожденных именами мучеников. Бытовало мнение, что если так сделать, то судьба у них будет несчастливой.
Как правильно молиться
Вознесение молебнов иконе «Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья» ничем не отличается от чтения обычных молитв в храме. Главное – помнить о правилах приличия и придерживаться следующих рекомендаций:
- Желательно не принимать пищу перед посещением храма.
- У женщин голова обязательно покрывается платком, в то время как у мужчин в храме головного убора быть не должно.
- Не рекомендуется одевать в храм короткие юбки или другие вещи, которые будут оголять тело женщины. Отдавайте предпочтение строгим нарядам, без красочных принтов или узоров.
- Одежда и тело должны быть чистыми, ухоженными.
- Перед входом в храм и после него трижды перекреститесь.
- Ведите себя прилично, не шумите и не кричите.
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ
[греч. Πίστις, ᾿Ελπίς, ᾿Αγάπη, Σοφία; лат. Fides, Spes, Caritas et Sapientia] († ок. 120 или ок. 137), мученицы (пам. 17 сент.), пострадали в Риме при имп. Адриане. Знатная вдова С. воспитала в благочестии 3 дочерей, к-рым дала имена, соответствующие 3 христ. добродетелям. Отроковицы отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Тот призвал их к себе и, обещая различные почести, склонял принести жертву Артемиде, но они открыто исповедали веру во Христа. В. было 12 лет, Н.- 10, Л.- 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом С. призывала их быть стойкими и не бояться мук. С. погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на 3-й день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. По одной из версий жития, принадлежащей медиоланскому пресв. Иоанну (VIII в.), эти святые происходили из Медиолана (совр. Милан) и С. приняла мученическую кончину вскоре после казни дочерей в 18 милях от Рима.
Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ)
По мнению болландистов, эти мученицы не были реальными личностями, а представляли собой аллегории, персонификации христ. добродетелей. Упоминания о них отсутствуют в древнейших мартирологах; наиболее ранними свидетельствами их почитания являются 2 описания паломничеств VII в. (Зальцбургский и Малмсберийский итинерарии) и относящаяся ко времени папы Григория I Великого (590-604) «Notula oleorum» из Монцы, содержащая перечень ампул с лампадным маслом от гробниц мучеников, принадлежавших лангобардской кор. Теоделинде. В «Notula oleorum» указано, что гробницы мучениц Пистис, Елпис, Агапи и Софии находятся в крипте, на кладбище св. Панкратия, на Аврелиевой дороге, могила мучениц Sapientia, Fides, Spes и Caritas — на кладбище св. Каллиста, на Аппиевой дороге, между гробницами мучениц Сотириды (пам. греч. 11 февр.) и Цецилии (Кикилии) (пам. 22 нояб.). Предполагают, что речь идет о др. группе одноименных мучениц (Ф. Х. Мёрфи).
Почитание мучениц широко распространилось как на Западе, так и на Востоке. Их житие, возникшее в VII-VIII вв., известно в лат. (BHL, N 2966-2973), греч. (BHG, N 1637х — 1639), сир., арм. и груз. версиях (BHO, N 1082-1085). На Руси получило распространение греч. дометафрастово житие (BHG, N 1637у).
Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Фрагмент резной иконки из Покровского суздальского мон-ря. 1-я четв. XVI в. (ГВСМЗ)
Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Фрагмент резной иконки из Покровского суздальского мон-ря. 1-я четв. XVI в. (ГВСМЗ)
Мощи мучениц из гробницы на Аврелиевой дороге были перенесены Римским папой Павлом I (757-767) в построенную им ц. св. Сильвестра на Марсовом поле; в 756 или 758 г. часть их была подарена мон-рю св. Иулии в Брешии, основанному лангобардским кор. Дезидерием. В 777 г. мощи были перенесены Страсбургским еп. Ремигием из Рима в Эшо (Эльзас), где находятся до наст. времени. Эшо сделался центром распространения почитания мучениц в Германии. В Х в. в честь них нем. мон. Гросвитой была написана драма «Sapientia».
В большинстве зап. календарей память мучениц отмечена 30 сент., в Мартирологе Узуарда — 1 авг. (MartUsuard. P. 276), в Римском Мартирологе — дочери указываются 1 авг., а С.- 30 сент. (MartRom. P. 318, 428).
В совр. греч. и рус. календарях их память празднуется 17 сент., хотя в древнейших визант. памятниках в этот день отмечалась память мучениц С. и Ирины. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. T. 1. P. 38, 356) и в нек-рых синаксарях (напр., Paris. gr. 1587, XII в.) память С. и ее дочерей относилась к 1 авг. В Минологии имп. Василия II кон. Х в. краткое житие мучениц помещено под 16 сент. (PG. 117. Col. 53).
В переводах, выполненных в Болгарии и Др. Руси, имена дочерей были заменены слав. эквивалентами, что прочно вошло в традицию, несмотря на сохранение греч. форм их имен в ряде последующих переводов (напр., нестишной Пролог 2-й редакции). В нек-рых рукописях была предпринята попытка перевода имени Софии — «Премудрость» (напр., Карпинское Евангелие. Л. 142 об., XIII в.).
В домакариевских Минеях Четиих житие мучениц помещено под 29 июля (РГБ. Вол. 598, посл. четв. XV в.), в ВМЧ — под 30 июля и 17 сент. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 42 (1-я паг.), 335 (2-я паг.)).
Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 16-19; SynCP. Col. 51-52, 859-862; PG. 115. Col. 497-513; ЖСв. Сент. С. 325-337; Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910r. Hildesheim, 1978r. T. 2. P. 204; Valentini R., Zucchetti G. Codice topografico d. città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 36-37, 40-41, 93, 152; Girardi M. Le fonti scritturistiche d. prime recensiones greche d. passio di S. Sofia e loro influsso sulla redazione metafrastica // VetChr. 1983. T. 20. P. 47-76.
Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 226-227; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye. Origines. P. 286-287; Frutaz A. P. Sophia // LTK. T. 9. Col. 886-887; Amore A. Sofia, Pistis, Elpis, Agape // BiblSS. T. 11. P. 1277-1279; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973. P. 185-228. (SH; 55); Hannick. Maximos Holobolos. S. 101-102; Жуковская Л. П. Возраст Веры в Прологе // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 149-150.
О . В . Л .
Гимнография
Память мучениц отмечена в месяцеслове греч. Евангелия IX-X вв. (Sinait. gr. 1598 — Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 198), без богослужебных указаний. Согласно студийским Типиконам, в этот день совершается будничная служба. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. приведена служба мученицам с пением «Аллилуия» на утрене, их последование соединяется с последованием прп. Феофила (Там же. С. 278). Мессинский Типикон 1131 г. указывает последование мученицам с последованием праздника, устав службы не описан (Arranz. Typicon. P. 27). В иерусалимских Типиконах предписывается совершать вседневную службу, последование мученицам соединяется с последованием попразднства Воздвижения. Последование мученицам не имеет тропаря, поется только тропарь Воздвижения.
Последование мученицам в совр. богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак 1-го гласа «Σοφίας τῆς σεμνῆς, ἱερώτατοι κλάδοι, ἡ Πίστις καὶ ᾿Ελπίς, καὶ ᾿Αγάπη» ( ); канон мученицам 1-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τῆς σοφίης ἀρίδηλα καὶ ἀγλαὰ τέκνα λιγαίνω» ( ), ирмос: «Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος» ( ), нач.: «Τῆς ὑπερκοσμίου σου Χριστὲ καὶ τῆς ἀφράστου σοφίας» ( ); цикл стихир-подобнов. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и др. цикл стихир (Ягич. Служебные Минеи. С. 0142-0143). В совр. приходской практике РПЦ в связи с распространенностью имен мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поется тропарь 4-го гласа, отсутствующий в богослужебных книгах (нач.: « »).
Иконография
В визант. искусстве В., Н., Л. преимущественно изображались как молодые мученицы, С.- немного старше; облачены в хитоны, головы покрыты мафориями, одеяния могли быть также богато украшены, а на головы В., Н. и Л. накинуты белые узорчатые платы (как в ц. Св. Софии на о-ве Китира (Греция), посл. треть XIII в.); руки сложены в жест приятия благодати (перед грудью, ладони развернуты вовне) или держат кресты. Возраст дочерей С. не подчеркивался, этот принцип нарушался лишь иногда в сценах мученичества. В поствизант. период, в основном в древнерус. иконописи, наибольшее распространение получила иконография, где в центре представлена С., впереди нее (иногда под ее мафорием) 3 небольшие фигурки малолетних дочерей (новгородская икона 1-й пол. XVI в. (ГТГ); костяная иконка 1-й четв. XVI в., Москва (ВСМЗ); икона XVII в. (ЦМиАР); икона 1685 г., мастер Карп Золотарёв, Москва, Оружейная палата (ГИМ)). Существуют неск. вариантов изображений: в большинстве храмовых росписей и в иконописи они представлены вместе стоящими в рост, напр., в сцене мучения или в отдельной композиции; существуют и одиночные образы (в рост, оглавно или по грудь в медальонах), особенно в составе избранных святых (С.- в ц. Поликарпа на о-ве Китира, XIII в.; Н.- на иконе «Сретение иконы Богоматери Казанской», 40-60-е гг. XIX в., Екатеринбург).
Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 78) Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 78)
Изображения мучениц сохранились в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 43, 976-1025 гг.), на иконе кон. XI- 1-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; в ц. Богоматери в Грачанице, 1321 г., на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 9v, 1327-1340 гг.), в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.- везде в мучении; в Служебном Евангелии с Минологием (Vat. gr. 1156. fol. 253r, 3-я четв. XI в.), в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия, Италия), 1180-1190 гг. и в греко-груз. рукописи (РНБ. 0. I. 58. Л. 78, XV в.) — вместе в рост; в Палатинской капелле (о-в Сицилия), 50-60-е гг. XII в.,- в рост на столпах; в ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1316-1318 гг.- вместе оплечно; в соборе Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.,- Н. погрудно (изображенных рядом мучениц можно идентифицировать как ее сестер и С.).
В западноевроп. искусстве С. часто предстает как матрона, увенчанная короной (фреска IX-X вв. в Гротта-дель-Сальваторе, Валлерано, Италия); перед ней — фигурки дочерей, держащих символические предметы: меч, свиток с именами, пальмовую ветвь (икона 1460 г., Нац. музей в Варшаве). В., Н., Л. могли изображаться и без С. (фреска XV в., Кёльнский собор).
Лит.: Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Gréce: L’ile de Cythère. Athénes, 1997. p. 286-291, 292-297. pl. 1, 2, 4; Уральская икона. Екатеринбург, 1998. Кат. 276; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. Кат. 111. С. 302-303.
Н . В . Герасименко