Где находятся душа и дух человека с точки зрения Православия

Душа в библии и вообще, в религии — тема неоднозначная. “Тело ходит, бегает, жует. Душа думает, мечтает, верит, любит”, — так пишет об этом диакон Андрей Кураев, поясняя ситуацию.

Но если бы все было так просто… Неслучайно можно встретить, по-видимому, и такое выражение: религия — болезнь души. И уж никак нельзя представить себе обратное утверждение, типа: душа — болезнь религии. Ибо душа, все же, в этом и во всех других случаях, — первична. А говорить мы будем о разных трактовках, с этим понятием связанных.

По библии каждая человеческая душа — христианка

Впрочем, в течение первых трех веков это утверждение могло считаться спорным. Ибо однозначные ответы на сокровенные вопросы, связанные с происхождением души человеческой, христианскими богословами тогда еще сформулированы не были, что порождало массу самых различных мнений и толкований.

Тем не менее, наступил момент, когда понятие души приобрело религиозное содержание, а произошло это в результате изысканий, в том числе, известных религиозных деятелей: блаженного Иеронима, Блаженного Августина, святого Григория Нисского, святого Немезия Эмесского, блаженного Феодорита Кирского и святого Анастасия Синаита.

А поскольку впервые на эту тему начали размышлять, все же, греческие философы, то их философские трактаты и послужили, в этом случае, неким источником информации для духовных отцов тогда, когда невозможно было однозначно интерпретировать тот или иной фрагмент текста Священного писания.

№16 (865) / 26 апреля ‘16

Уроки Православия

В этой теме:

Уроки Православия

Протоиерей Артемий Владимиров: Христос почивает лишь в простых и незлобивых сердцах

Продолжение. Начало в №11 (860) – №15 (864)

Мы продолжаем знакомиться со «Словом о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова). На прошлых уроках мы говорили о том, что смерть непостижима человеку и открывается ему Богом, об участи тела по смерти.

В Церкви существует определенное отношение к смерти, погребению усопших, их поминовению. Умерших напутствуют молитвами, над ними совершается чин отпевания, их погребают в особо освященном месте – на кладбище.

Усопшие христиане остаются членами Церкви. Она возносит свои молитвы о них как о живых своих членах. Поминовение совершается на Божественных литургиях и панихидах, на которых молитвенно поминаются усопшие в уповании на милосердие Божие, испрашивается прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.

Церковный год знает особые дни, в которые совершается нарочитое поминовение усопших: Радоница, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота и иные.

Из самой церковной жизни мы узнаем о посмертной участи тела, когда видим как усопшие, согласно церковной традиции, провожаются в путь сея земли.

Человек – это духовно-телесное существо, и важно понять, что происходит с его душой после того, как тело погребено. Свт. Игнатий (Брянчанинов) отвечает на этот вопрос в одном из разделов «Слова о смерти». На сегодняшнем уроке мы подробно познакомимся с ним, чтобы достоверно узнать об участи души по смерти.

Напомним: на прошлом уроке мы узнали о том, что души людей подобны ангелам. Святитель Игнатий пишет: «Они по естеству своему составляют один разряд существ. Души тех христиан, что жили благочестиво и очистили себя от грехов покаянием, наследуют вечное блаженство вместе со светлыми ангелами, а не верующие во Христа и нераскаявшиеся грешники наследуют вечные мучения вместе с падшими ангелами». И, подтвердив это многочисленными ссылками на Священное Писание и Святых отцов, святитель Игнатий делает вывод: «Поскольку для душ человеческих предназначено одно место жительства, одинаковое наслаждение или одинаковая казнь с ангелами – это служит указанием на то, что души есть существа посему подобные ангелам».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Давайте поговорим о том, как выглядит душа. Святитель Игнатий много говорит об этом вопросе. В наше время эта тема не потеряла актуальности, потому что много людей приходит в Церковь, имея оккультный опыт за спиной. Оккультизм, магия и разные формы язычества дают много ложной информации о невидимом мире, в отличие от христианства, которое очень целомудренно относится к этой теме: что Господь открыл в Священном Писании и что проверено в святоотеческом опыте, одобренном Церковью, то мы и знаем.

Оккультизм – это форма сатанизма, практикующая взаимодействие с падшими духами, которые якобы открывают какие-то тайны. Делается это для того, чтобы человек, увлекаясь этой псевдонаукой и псевдорелигией, псевдопоиском силы, могущества и власти, духовно погиб.

На оглашении задается такой несложный для воцерковленного христианина вопрос: «Как выглядит душа человека?». Христинину ответить очень просто: «Душа выглядит так же, как человек». Человек с полуязыческим, полуоккультным мировоззрением начинает фантазировать, берет знания из мутных источников: «душа – это некий квадратик, светящийся кружочек, который возлетает куда-то на небо».

Мы настолько стали призмленными и материальными, что воспринимаем себя как наше тело, а нам нужно воспринимать себя как душу. Наша личность, наша память, чувства, ощущения, различные переживания, эмоции – это все свойства души. Только, находясь здесь на земле в нашем состоянии, мы проявляем все это через тело. Это душа наша осязает через тело.

«Жизнь тела, – учит святитель Игнатий, – происходит от присутствия в теле души, а уже жизнь души – от присутствия в ней Святого Духа».

Протоиерей Андрей Канев: – Человек умирает. Это совершается не случайно, а происходит по воле Божией, не по велению каких-то магов, звезд или еще какого-то бреда, что придумывают современные люди, следуя древним яычским верованиям. Разлучается душа с телом и человек продолжает себя ощущать таким, какой он есть, самим собой, понимать, что с ним происходит, но чувствует и видит гораздо больше, чем при жизни.

В Священном Писании расказывается о том, что когда Адам с Евой согрешили, предали Бога и духовно умерли, Господь сшил им кожаные ризы. Кожаные ризы, по святителю Игнатию, это наша неспособность чувствовать и видеть духовный мир. Казалось бы, почему от нас сокрыли такой богатый духовный мир? Все объясняется очень просто. После грехопадения человек стал похож на бесов, и поэтому мы находимся сейчас в стадии наказания, изгнания. Если бы человек увидел реальность, в которой он находится, то наступила бы смерть от страха. Потому что нас окружают не светлые ангелы, а как раз падший духовный мир, и, чтобы мы не умерли от страха, Господь нам дал этот барьер. Освобождение человека от телесного барьера приводит к тому, что он начинает видеть духовный мир: падших духов, ангелов, Господа, ад и рай. Притча о богаче и Лазаре – подтверждение этому. Сегодня богач пировал, а завтра он видит Лоно Авраамово, видит свое состояние, других грешников, праведников, тот мир, который мы в нашем состоянии не видим, не знаем, не понимаем, не чувствуем. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

В других номерах:

Что такое душа и где она находится

Можно выделить две согласующихся с библейским учением теории на тему создания (или появления) человеческих душ:

  • Традуцианизм: душа возникает вместе с рождением физического тела и создается, соответственно, его родителями;
  • Креационизм: новая человеческая душа создается Богом в момент создания человечского тела.

Существует, однако, на это и третий взгляд, суть которого состоит в том, что Бог есть создатель всех человеческих душ, и создал он их заранее одновременно, а появляется душа в момент зарождения человеческого эмбриона у плода, как бы вселяясь в эту свою новую телесную оболочку.

И прилетает душа из некоего небесного склада, где все божественные души до этого момента содержатся… Вот такие существуют версии и утверждения.

Что такое смерть в христианстве?

Здесь две стороны.

Первая.

Мы смертны за совершенный первородный грех. Смерть – кара за него. Мы уже рождены во грехе.

Вторая сторона.

Смерть – это просто продолжение жизни души, но уже без тела. Умирая, мы обретаем бессмертие, ведь душа вечна. Смерть – это лекарство, исцеление от греха.

Что из этого следует? Смерти нет. Это лишь разделение тела и души. Там, за порогом смерти душа жива, там нас ждет Господь. Смерти нет благодаря искуплению греха Иисусом Христом за весь человеческий род.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Что такое душа человека в православии

Православное учение о человеке также, естественно, не обходит эту тему стороной, смыкаясь в основных своих идиомах с основным библейским учением. И, соответственно, православное учение о душе считает даже, что у нее есть пол, а в целом душа есть образ Божий в человеке.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26)… И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7).

Таким образом, предполагается, что в каждом из нас присутствует образ Божий. Человеческая же личность целостна и включает в себя, согласно православному учению, три основных составляющих.

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии

Люди не особенно глубоко рассматривают суть духовного естества, — рассуждал об этом некогда святитель Игнатий Бренчанинов. — Они, как правило, довольствуются познаниями поверхностного характера, безразлично называя невидимую часть нашего существа, что живет в теле и составляет его сущность, — одновременно и духом, и душой.

Хотя дух, душа и тело в библии — это, по сути, три разных начала. И самое понятное в этом триединстве, естественно, — это наше физическое тело. Его ни с чем не перепутаешь. А вот чем отличается в православии душа от духа — и в чем, собственно, между ними разница — это вопрос не простой.

Дух и душа: в чем разница?

Если попытаться сформулировать вектор каждого из этих начал, то получится, что душа, будучи человеческой материальной сущностью, имеет некий горизонтальный жизненный вектор. Дух же, представляя собой некое высшее нематериальное естество, — есть ориентир вертикального свойства, направленный ввысь, к Божественному, исповедующий такие понятия как вера, совесть, стремление к высшему служению.

Хотя различие между духом и душой в популяризированном виде трактуется довольно просто:

  • Дух — это начало в нас высокого, духового, Божественного порядка. Ему присущи все самые светлые свойства и человеческие устремления. И, кроме того, дух несет в себе природу бессмертия.
  • Душа — есть некий связующий мост между нашими телом и духом. Она будто проводник, от настроения которого зависит, станет ли человек — во всем своем полном обличье — подчиняться высшему духовному началу, перестав служить лишь своей плоти.

Объяснение это, как мне кажется, достаточно условное. Во всяком случае, так или иначе, но единство духа души и тела — есть непреложный закон православия.

А где же дух?

С духом все еще сложнее. Если человек двусоставен и создан Богом из тела и нематериальной души, то откуда же в нем вдруг появился дух? И что он такое?

Св. Игнатий Брянчанинов давал определение духа как стремление ума к божественному разуму, через которое человек постигает мудрость Бога. Это некое свойство души, для развития которого она использует мозг и сердце. А следовательно, дух является свойством (частью?) души, находится в ней и с ней же исходит из тела по смерти человека.

Святитель Иоанн Златоуст вообще считал, что душа и дух – это синонимы как тело и плоть.

Среди богословов вопрос о духе так и не решен. Возможно, что дух, как считал Свт. Григорий Палама, действительно является неким божественным даром человеческой душе, которая с помощью него может видеть, ощущать и чувствовать самого Бога.

Три силы души в православии

В целом церковь рассматривает душу как некую субстанцию, состоящую также, по своему строению, их трех ее основополагающих способностей:

  1. Разумная от rationale, а также: словесная, мыслительная и познавательная;
  2. Раздражительная от irascile — составляет ее чувствующую, эмоциональную силу; этому началу присущи также состояние гнева и ярости как особого вида рвения и энергии;
  3. Вожделевательная от concupiscentiale или сила пожелательная, деятельная, позволяющая иметь стремление к чему-то или отвращение от чего-то; к ней относится и наша воля, порождающая действие.

Таким образом, все эти силы душевные — ум, воля и чувство — есть разные, постоянно взаимодействующие стороны ее цельной, единой и неделимой жизни.

Библия о состоянии души человека после смерти

Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих… Тебе послуживших … Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.

О смерти и душе сказано немало. Точнее, применительно к этой удивительной, нематериального свойства, духовной, — если рассматривать в целом, субстанции, правильнее будет, все же, употреблять слово не смерть, а бессмертие. Об этом мы также рассказывали на страницах нашего сайта в развернутом материале под названием Бессмертие души.

Здесь же хочется остановиться еще на некоторых моментах, вызывающих у людей вопросы и переживания.

Болит душа: что делать?


Каждый из нас ощущал на себе эту гнетущую, безысходную боль-тяжесть, которой, казалось бы, неоткуда и взяться: ведь душа, как мы знаем, обладает нематериальной сущностью. Как же, в таком случае, может болеть то, чего нет?..

Одно из объяснений подобного феномена состоит в том, что в этом случае как бы вступают в некое противоборство между собою две сущности человека: его материальная часть, склонная к греходеянию и, соответственно, в итоге, — к грехопадению, — и его Божественная или духовная составляющая.

Именно она-то, часть Божественная и духовная, особенно явно ощущает и понимает (если эти определения могут хоть как-то соответствовать пояснению намерений субстанций нематериальных) греховность или неправедность тех или иных наших действий и поступков.

Именно наше духовное начало и пытается усмирить наши бренные помыслы и устремить их на поиски идеального мира в себе и в окружающем нас пространстве. В этом, я думаю, и заключается суть термина спасение души в христианстве.

Общекультурное понятие о душе

В ряде религиозных и философских учений душой именуется бессмертная нематериальная сущность человека, его жизненное и личностное начало. Её зачастую противопоставляют физической материальной составляющей человеческой природы. Под душой также может подразумеваться внутренний мир личности. То есть всё то, из чего состоит психическая жизнь: мысли, чувства, мечты, фантазии. Но что такое душа человека в православном вероучении? Каково её происхождение и место в иерархии нашей природы?


Душа человека

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]