Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти

Человек – это всего лишь тело и душа, или же он дух, душа и тело? Полагаю, это один из самых фундаментальных вопросов, на который любому важно знать правильный ответ. Я считаю, что тема тела, души и духа – одна из наиважнейших тем, которых мы касаемся на страницах нашего журнала. Поэтому я попрошу вас быть предельно внимательными, когда мы будем углубляться в Слово Божье, чтобы найти ответы не только на вопрос о духе, душе и теле, но также и на другие, равно важные вопросы, связанные с ним.

Три части человека — дух, душа и тело

В Новом Завете есть один очень важный стих — 1 Фес. 5:23: «И Сам Бог мира пусть освятит вас полностью и ваш дух, и душа, и тело пусть сохранится в целости, безукоризненно, при пришествии нашего Господа Иисуса Христа». Человек состоит из трёх частей: духа, души и тела.

Дух легко перепутать с душой. Некоторые люди считают, что дух и душа — это синонимы. Но Дух Божий ясно указывает в Своём Слове, что дух и душа — это две разные вещи и что у человека три части. Между ними стоят два союза: «Дух, и душа, и тело». Точно так же написано в греческом тексте. Из грамматической конструкции очевидно, что дух отличается от души, так же как душа отличается от тела. Душа — это не тело; подобным образом дух — это не душа. Это три отличающиеся части одного человека.

Важен порядок, в котором Святой Дух размещает эти части в данном стихе. Первым упоминается дух, второй — душа, последним — тело. Снаружи у нас есть тело, а внутри у нас есть дух. Между ними находится душа как посредник. Если смотреть изнутри наружу, у нас есть дух, душа и тело. Если смотреть снаружи внутрь, у нас есть тело, душа и дух.

Есть ещё один стих, где показаны три части нашего существа и различия между ними, — Евр. 4:12: «Ибо слово Божье живо, и действенно, и острее всякого обоюдоострого меча, и проникает даже до разделения души и духа, суставов и мозга, и может распознавать мысли и намерения сердца». Душа и дух — это не одно и то же, поскольку в этом стихе сказано, что их можно разделить. Душа — это душа, а дух — это дух, и их можно отделить друг от друга точно так же, как костный мозг можно отделить от суставов. Мозг находится внутри суставов; однако мозг — это не суставы, а суставы — это не мозг. Они относятся к физическому телу и упоминаются наряду с духом и душой. Итак, в этом стихе мы снова встречаемся с тремя частями: духом, душой и телом.

Различие между духом и душой мы видим также в Лк. 1:46-47. Мария сказала: «Моя душа возвеличивает Господа, и мой дух возликовал о Боге, моём Спасителе». Сначала её «дух возликовал о Боге», затем её душа «возвеличивает Господа». Выполняют эти действия два разных органа её существа — её дух и её душа.

В Флп. 1:27 также раскрывается, что дух и душа — это не одно и то же, а две разные части. Там сказано, что мы должны твёрдо стоять «в одном духе, одной душой борясь вместе с верой благовестия». Может получиться так, что мы «в одном духе», но не «одной душой». Здесь описаны два разных действия, связанные с нашими двумя разными частями — духом и душой.

Итак, согласно Писаниям, человек — это трёхчастное существо, состоящее главным образом из духа, души и тела. Это — основополагающий момент, позволяющий нам причащаться Триединого Бога.

«Ибо вы есть прах».

В начале нашего исследования, касающегося первого человека, обратимся к книге Бытия 2:7. Там говорится:

Бытие 2:7 «И создал Господь Бог человека из праха земного…»

Какую часть человека Господь создал из праха земного? Его тело. Вот почему элементы человеческого тела можно найти в земле. Итак, одна из частей, составляющих первого человека, было тело. Но давайте продолжим:

Бытие 2:7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (душа — по-еврейски «нефеш»).»

Итак мы увидели, что Бог сотворил тело человека из праха земного. Но это тело не имело жизни. Оно было простой безжизненной формой. Затем, как говорит нам Слово Божье, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Так что же такое душа? Это то, что дает телу жизнь. Тот факт, что люди не понимают простые истины Слова Божиего, изложенные в этом стихе, порождают бесконечную путаницу. Здесь Слово Божье говорит нам, что душа – это то, что дает жизнь телу. Без души тело мертво. Где находится душа, жизнь тела, жизнь плоти? И опять Слово Божье предельно точно:

Левит 17:11, 13-14 «потому что душа («нефеш» на еврейском) тела в крови… Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа («нефеш» на еврейском) всякого тела [есть] кровь его, она душа («нефеш» на еврейском) его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа («нефеш» на еврейском) всякого тела есть кровь его.»

Итак, что же такое «нефеш», или душа? Согласно книге Бытия 2:7, душа – это то, что дает телу жизнь. Где находится «нефеш», жизнь тела, душа? Согласно книге Левит 17:11-14, в крови: «потому что душа тела в крови.» Как жизнь, основанная на душе, передается от поколения к поколению? Через кровь. Вот почему в Деяниях 17:26 говорится:

Деяния 17:26 «От ОДНОЙ КРОВИ Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли.»

«Одна кровь» в этом отрывке – это кровь Адама, которая передается из поколения в поколение, и именно она течет в венах каждого из нас.

На самом деле, душою обладают не только люди. У животных тоже есть душа, которая, опять же, находится в крови. Хотя это и понятно из вышеприведенного отрывка из книги Левит, где говорится, что душа всякого тела есть кровь его, давайте обратимся к книге Бытия 1:20-21, 29-30, чтобы еще раз убедиться в этом:

Бытие 1:20-21 «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу («нефеш» на еврейском) живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу («нефеш» на еврейском) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.»

Бытие 1:29-30 “И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; —вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.”

Стало быть, не только человек, но также и животные имеют «нефеш», то есть «душу». Это не удивительно, если понимать, что душа – это то, что дает телу жизнь. Когда вы умираете, в вас больше нет жизни, нет души. То же самое происходит и с животными. Для них душа – то же, что она для людей, а это значит, то, что дает жизнь телу. И хотя определение души, которое дается в Библии, понятно, возникают проблемы, когда люди обращаются к Слову Божьему с ложным убеждением о бессмертии души. Если бы душа была бессмертна, тогда и души различных животных были бы бессмертны, так как у них, как и у человека, есть «нефеш». Душа – не вечная субстанция. Она просто дает телу жизнь. Когда в вашем теле больше нет жизни, у вас больше нет и души.

Итак, мы узнали, чему учит Библия: Господь создал тело человека из праха земного, дал этому телу жизнь, то есть, душу. То же самое у животных. У них также есть тело и душа. Любой человек мира, верующий и неверующий, обладает душой и телом. Таким образом, можно сделать вывод: очевидно, что Адам, прожив 930 лет, хотя он ел с дерева познания добра и зла, очевидно, не утратил ни тела, ни души. А поскольку что-то должно было умереть для Адама в тот день, у него первоначально была по крайней мере еще одна составляющая, которая умерла, была утрачена, когда он поел. Итак, давайте продолжим искать в Библии информацию по этому поводу.

Три части духа: совесть, общение и интуиция

У нашего тела много частей, и точно так же у нашего духа и нашей души много частей. У нашего духа их три: совесть, общение и интуиция. Совесть позволяет нам отличать правильное от неправильного, оправдывать или осуждать. Если мы сравним Рим. 9:1 и Рим. 8:16, мы получим доказательство того, что совесть — это часть духа. Общение позволяет нам соприкасаться с Богом и общаться с Ним. Это видно из Ин. 4:24 и Рим. 1:9. Интуиция позволяет нам иметь непосредственное чувство, или ощущение, в нашем духе, независимое от рационального объяснения или обстоятельств. Из 1 Кор. 2:11 следует, что наш дух может знать то, что не знает душа. Наша душа узнаёт о чём-либо благодаря рациональному объяснению или обстоятельствам, но наш дух может постигать что-то без их помощи. Это — интуиция, непосредственное ощущение в нашем духе.

Три части души: разум, чувства и воля

Душа также состоит из трёх частей. Основная часть, разум, позволяет нам думать, размышлять (Пс. 13:2), знать (Пс. 139:14) и помнить (Плач. 3:20). В разуме у нас есть мысли, идеи, представления, рассуждения, понимание, знания и т. д. Другая часть души, чувства, позволяет нам любить (1 Цар. 18:1; Песн. П. 1:7) или ненавидеть (2 Цар. 5:8), испытывать симпатию или антипатию, радоваться (Ис. 61:10; Пс. 86:4) или огорчаться (1 Цар. 30:6; Суд. 10:16). Все наши эмоции — и положительные, и отрицательные — находятся в этой части нашей души. Воля тоже часть нашей души. Это та часть, которая позволяет нам ставить перед собой цели, делать выбор (Иов. 7:15; 6:7) и принимать решения (1 Пар. 22:19). Когда я размышляю или рассуждаю, я использую разум. Когда я радуюсь или печалюсь, я нахожусь в своих чувствах. Когда я принимаю решение что-либо сделать, задействована моя воля. Разум, чувства и воля — это три части души.

В Пс. 51:6 раскрывается, что внутри нашего существа есть «внутренность» и есть «скрытая часть». Если сравнить Евр. 8:10 с Иер. 31:33, станет очевидно, что разум — это часть «внутренности». Другие части «внутренности» — это, судя по всему, чувства и воля. Таким образом, все части нашей души — это «внутренность» нашего существа, а наш дух — это «скрытая часть».

Сердце

Поскольку в 1 Фес. 5:23 определённо сказано, что мы трёхчастные существа, состоящие из духа, души и тела, то сердце не может быть отдельной частью в дополнение к духу и душе. Сердце — это сочетание первой части духа и всех трёх частей души. Оно включает в себя совесть (Евр. 10:22), первую часть нашего духа. Поэтому оно, подобно совести, может осуждать (1 Ин. 3:20). Оно также включает в себя разум, волю и чувства — три части нашей души. Поэтому оно мыслит (Мф. 9:4), у него есть мысли (Быт. 6:5; Евр. 4:12); оно радуется (Ин. 16:22) или печалится (Ин. 16:6); и у него есть намерения (Деян. 11:23; Евр. 4:12). Итак, Писание ясно показывает, что наше сердце состоит из совести, разума, чувств и воли. Оно представляет собой сочетание одной части нашего духа и всех частей нашей души. Поскольку сердце состоит из частей нашего духа и души, оно тесно связано и с тем, и с другим.

Тело человека

Тело материально и с момента грехопадения человека является тленным. Это не только сосуд, но и орудие души в физическом мире, исполнитель наших разума и воли.

Существует ошибочное мнение, что дух и душа Православием превозносятся, а плоть унижается и даже рассматривается как источник греха. Однако само по себе тело не греховно. Пороки гнездятся в душе, позволяя ей быть в подчинении у плоти. Грешник разрывает связь с Богом и заменяет духовную пищу её суррогатом из материального мира. Так человек становится подверженным телесным искушениям: чревоугодию, блуду, праздности и т.п.

Плоть необходимо обуздывать, но она тоже призвана к обожению и спасению. Христианство не унижает тело, поскольку Сам Господь через Боговоплощение облёкся в человеческую плоть. Произошло освящение всей нашей природы – не только на духовном, но и на телесном уровне. Апостол Павел говорит:

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20).

Во время Второго Пришествия Спасителя тела всех людей воскреснут в обновлённом виде для жизни в Вечности.

Назначение частей человека

Назначение нашего тела — наше человеческое существование. Благодаря своему телу мы можем существовать и жить физически и практически для Господа. Наше тело для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6:13). Господь приготовил нам тело (Евр. 10:5), чтобы мы существовали и жили для Него. Поэтому мы должны предоставить своё тело Господу (Рим. 12:1) и прославить Его в своём теле (1 Кор. 6:20).

Назначение сердца согласно Божьему намерению состоит в том, чтобы любить Его. В Мк. 12:30 говорится: «Люби Господа, твоего Бога, от всего своего сердца». Наше сердце — любящий орган, приготовленный Богом для того, чтобы мы любили Его. Назначение духа — соприкасаться с Господом (Ин. 4:24), принимать Его (1 Кор. 6:17) и содержать Его (2 Тим. 4:22). Наше сердце — это любящий орган, а наш дух — это соприкасающийся, принимающий и содержащий орган. Дух соприкасается с Господом, которого любит наше сердце, он принимает и содержит Его. Каково же в таком случае назначение нашей души? Её основное назначение — отражать и выражать Господа. Во 2 Кор. 3:18 содержится мысль об отражении. Наша душа, то есть наша личность, индивидуальность, должна стать тем органом, который, подобно зеркалу, отражает и выражает Господа. Итак, мы любим Господа своим сердцем; мы соприкасаемся с Ним, принимаем Его и содержим Его своим духом; и мы отражаем и выражаем Его своей душой во всём, о чём мы думаем, во всём, что нам нравится, и во всём, что мы решаем, то есть во всём, кто мы есть, и во всём, что мы делаем.

Три мира

Поскольку человек состоит из трёх частей, он способен соприкасаться с тремя различными мирами. Во-первых, существует физический мир со всем множеством материальных вещей. Мы соприкасаемся с физическим миром при помощи своего физического тела посредством пяти органов чувств: слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания. Во-вторых, существует духовный мир. Можем ли мы соприкасаться с духовным миром посредством пяти органов чувств нашего тела? Разумеется нет. С духовным миром можно соприкасаться только посредством нашего духа. В духе у нас есть духовное чувство, при помощи которого мы можем ощущать Бога и всё духовное. В-третьих, существует психологический мир, который не является ни физическим, ни духовным. Предположим, вам дали подарок, и вы очень рады. Относится ли эта радость к физическому или к духовному миру? Нет. Такие переживания, как радость, счастье и даже печаль, относятся к психологическому миру. Слово «психология» основано от греческого корня, который означает «душа». Таким образом, психологический мир связан с душой; в нём находится всё, что относится к душе.

Человек был сотворён из трёх частей, чтобы соприкасаться с тремя разными мирами: физическим, духовным и психологическим.

Сферическая схема

Что можно увидеть на предложенной схеме?

На картинке я изобразила внутри большой окружности (сферы схематичной) семь сфер среднего диаметра, в каждой средней — по несколько маленьких сферок.

Пусть большая Сфера обозначает физическое тело человека

  • Тогда сферки среднего диаметра — это, например, системы органов — кровеносная, скажем, нервная, опорно-двигательная.
  • Сферки маленького диаметра — это органы и ткани.
  • А внутри маленьких сферок вообразим ещё множество «точек» — клетки каждого органа.

В целом вся большая сфера (физическое тело) состоит из нескольких триллионов клеток. При этом каждая клетка содержит в своей ДНК всю полноту информации обо всём организме.

Есть более важные органы, есть менее важные для жизни всего тела, но нет при этом ни одного лишнего, ни одна из огромного множества клеток не враг остальным.

Клетки наши имеют ограниченные сроки функционирования, но благодаря сменяемости, благодаря тому, что на смену отмершим клеткам в строй становятся новые молодые клетки, организм продолжает исправно функционировать.

Духовный вариант расшифровки

Вообразим иной вариант расшифровки схемы.

  • Маленькие единичные точки (самостоятельно функционирующие равноправные клетки, имеющие всю полноту информации обо всём теле) — это отдельные Души (муравьи мироздания).
  • Маленькие сферки — Ангелы (у каждого Ангела в распоряжении 12 Душ, которые Он имеет возможность отправлять на воплощение в тела с самыми разнообразными задачами жизнь за жизнью).
  • Средние сферки в такой раскладке — Архангелы (собранные по определённому принципу в группы Ангелы, объединённые широтой выполняемых задач в общем организме Мироздания).
  • Тогда большая Сфера — Есмь Кто? — Вся совокупность Энергии Сознания Творца. Бог — это всё целиком.

Любой Архангел = часть Бога Любой Ангел = часть Архангела = часть Бога Любая Душа = часть Ангела = часть Архангела = часть Бога

  1. Отдельная клетка — это не весь организм, а только его Частичка, несущая всю полноту информации обо всём человеческом теле.
  2. Отдельная Душа — это не весь «Бог», а Его Частичка — «бог во плоти», несущая всю полноту потенциальных возможностей Энергии Ангела — Архангела — Бога…

Соприкасаться с Духом посредством духа

Поскольку человек был создан Богом из трёх частей, чтобы соприкасаться соответственно с тремя разными мирами, мы должны использовать для соприкосновения с каждым из них подходящую часть нашего существа. Чтобы соприкасаться со всем, что есть в физическом мире, мы должны использовать тело. Чтобы соприкасаться со всем, что есть в психологическом мире, мы должны использовать душу, психологическую часть нашего существа. Если мы хотим соприкоснуться с тем, что находится в духовном мире, мы должны использовать свой дух. Мы можем коснуться того, что есть в определённом мире, лишь при помощи определённого органа нашего существа.

Для того чтобы сделать реальной любую субстанцию, требуется правильный орган. Если вы хотите сделать реальным звук, вы должны воспользоваться своими ушами, органом слуха. Если вы хотите сделать реальным цвет, вам нужны глаза, орган зрения. Если вы пользуетесь ушами, чтобы услышать цвет, вы не сможете сделать его реальным, так как вы используете неправильный орган. Чтобы ощутить вкус пищи, надо воспользоваться языком. Любая субстанция становится реальной при помощи правильного органа.

Какова субстанция Бога? В Ин. 4:24 сказано, что Бог есть Дух. Можем ли мы соприкоснуться с Богом при помощи своего физического тела? Нет! Это неправильный орган. Можем ли мы соприкоснуться с Богом при помощи психологического органа, души? Нет. Это тоже неправильный орган. Мы можем соприкоснуться с Богом только при помощи своего духа, потому что Бог есть Дух. В Ин. 4:24 не только сказано, что «Бог есть Дух», но и что «те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться в духе». Это очень важный стих; в нём раскрыты два духа. Первый — это божественный Дух, Сам Бог. Второй — это наш человеческий дух. Поскольку Бог есть Дух, мы должны поклоняться Ему в своём духе. Мы не можем поклоняться Ему в своём теле или в своей душе. Поскольку Бог есть Дух, мы должны поклоняться Ему, соприкасаться с Ним и общаться с Ним в своём духе и при помощи своего духа.

Два духа слиты в один

В Ин. 3:6 говорится: «Рождённое от Духа есть дух». Здесь снова упоминаются два духа. Они связаны с нашим рождением заново. Мы рождаемся заново, когда наш дух возрождается Духом Божьим. Рождённое от Духа, Духа Божьего, есть дух, наш человеческий дух. Мы рождаемся заново не в своём теле или в своей душе, а в своём духе. Дух Божий входит в наш дух и возрождает нас в нашем духе. Затем Он живёт в нашем духе и сливается с ним.

В Рим. 8:16 говорится: «Сам Дух [Дух Божий] свидетельствует с нашим духом». Здесь мы снова видим два духа — Святого Духа Божьего, который свидетельствует с нашим человеческим духом. Это доказывает, что Божий Дух находится в нашем духе и эти два духа работают вместе. По этой причине в 1 Кор. 6:17 сказано: «Тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». Эти два духа слиты в один дух. Мы одно с Господом в духе. Вот почему во многих новозаветных стихах трудно различить, о каком духе идёт речь: о Святом Духе Божьем или о нашем человеческом духе. Эти два духа слиты в один дух. Это чрезвычайно важно.

Христос как Дух в нашем духе

Если Святой Дух — в нашем духе, то где же Христос? Он в Святом Духе. Он не только в Святом Духе — Он есть Святой Дух. В 1 Кор. 15:45 говорится: «Последний Адам [то есть Христос] стал животворящим Духом». Христос стал животворящим Духом. Может ли этим животворящим Духом быть не Святой Дух, а кто-то другой? Разумеется нет. Во 2 Кор. 3:6 сказано: «Дух животворит». Кто является этим Духом, который животворит? Ответ показан в стихе 17 той же главы: «А Господь есть Дух». Итак, Христос, Господь, — это Дух, который животворит. Это поистине чудесно! Христос есть Дух, у нас есть дух, и эти два духа соединились в один. Как можем мы соприкасаться с Христом? При помощи духа! Единственный способ, которым мы можем соприкасаться с Христом, состоит в том, чтобы упражнять свой дух, поскольку сейчас Христос является Духом и этот Дух есть Святой Дух в нашем духе. Если мы упражняем свой дух, мы можем соприкасаться с Христом. В этом заключается весь секрет.

Путешествие по тонкому миру ясновидящей Гузели

Показали картинку

Как пушечное ядро (1812 года). Вращающееся и два хвоста (волны, приводящие во вращательное движение само ядро).

Потом показали что внутри. А там такая спираль и два квадрата (чёрного и белого цвета).

Квадраты — это условные знаки, возможно, символы протонов и нейтронов.

Если квадраты (условно) одинакового размера, то всё статично, а если меняется объём (размер), то всё приходит в движение.

Когда я вошла в само ядро, меня куда-то выкинуло как в Космос, возможно, в микрокосмос. Всё в таких маленьких «ядрах», они, как звёздочки, просто светятся на фоне очень тёмного фиолетового пространства.

Не ощущается ни глубины, ни объёма. Какое-то особое, необъяснимое состояние.

Вдруг я приобретаю человеческие формы — руки свои увидела (кисти), но за спиной очень плотно ощущается ядро, откуда «вылетела», оно прямо явно со мной, при мне — это важно.

На мои руки прилетела и коснулась искра, как хвост кометы. И вокруг все ядра зажглись и завибрировали. Руки мои преобразовались в пылающие хвосты «кометы». Я начала ими играть — они выкидывали плазму, фейерверки. Только более плавной формы и контролируемые.

Потом всё тело превратилось в огненную вибрирующую плазму. У нас так наши Ангелы выглядят. Пришла мысль: маленькое солнышко, такое тело можно менять, придать ему любую форму.

Такую картинку показали, когда Гузель запрыгнула в 1 млн. аСферу. То есть, нам что-то нужно было сделать с этой информацией.

Материя состоит из молекул. Молекулы — это связанные атомы. А сам атом — это набор энергетических частиц некоторой полярности (магнитного заряда) с той или иной скоростью вращения.

Протоны и нейтроны вращаются вокруг себя и создают искривление пространства, как водоворот. И образуют массу (как чёрная дыра).

Электрон вращается вокруг ядра и создает условия вместе с ядром формирования молекул.

При повышении энергетики носителя (человека в нашем случае) атомов, необходимо менять качество атомов. Адаптировать их под новые, более высокие частоты. Автоматически этот процесс не происходит — нужно намерение человека поменять собственные атомы.

При повышении энергетики происходит увеличение скорости вращения электрона вокруг ядра. Все остальные параметры остаются прежними. Такие изменения в атоме нужно производить и в 90 млн. фрактале, 170 млн., в 500 млн.

Отличать дух от души

Поскольку Христос как животворящий Дух обитает в нашем духе, нам нужно отличать наш дух от нашей души, чтобы соприкасаться с Ним и переживать Его. Мы можем знать, что человек состоит из духа, души и тела, но способны ли мы отличить дух от души — вот в чём настоящая проблема. Легко видеть разницу между телом и душой, но отличить дух от души довольно трудно. Увидеть это нам поможет следующая иллюстрация. Предположим, мы нашли в магазине одну вещь, которую мы хотим купить. Чем больше мы размышляем о ней, тем больше нам хочется обладать ей. В итоге мы принимаем решение купить её. В этом деле задействованы наши чувства, поскольку вещь нам нравится; задействован наш разум, поскольку мы размышляем о ней; и задействована наша воля, поскольку мы принимаем решение купить её. Таким образом, задействована вся душа. Но когда мы уже готовы купить её, что-то глубоко внутри нас протестует. Нашим чувствам эта вещь нравится, наш разум размышляет о ней, и наша воля выбирает её, но что-то находящееся глубже всех этих частей протестует. Это — наш дух. Дух — наша самая глубокая часть, наиболее внутренняя часть всего нашего существа. Она совершенно отличается от нашей души.

В нашем теле есть физическая жизнь; она упоминается в Лк. 8:14. В нашей душе есть психологическая жизнь, то есть наша человеческая жизнь; она упоминается в Мф. 16:25. В нашем духе есть духовная жизнь, то есть божественная жизнь, вечная жизнь; она упоминается в Ин. 3:16. У неверующих есть только физическая жизнь в их теле и человеческая жизнь в их душе. У них нет вечной жизни Божьей в их духе, потому что они ещё не приняли Христа как жизнь в свой дух. Поэтому они могут жить только своим телом и своей душой. Иногда они поступают согласно своей плоти, а иногда они поступают исходя из своих желаний, рассуждений и решений. Это означает, что они живут своим телом и своей душой. Они не способны жить своим духом. Но те из нас, кто принял Христа в свой дух, могут жить своим духом посредством Христа как своей жизни. Мы можем сказать: «Я распят с Христом; и уже не я живу, а живёт во мне Христос» (Гал. 2:20). По-гречески «я» — это «эго». Это — наша душа, наше «я». Наша душа, наше «я», была распята, помещена в смерть, и уже нет «я» — есть Христос, который живёт в нашем духе.

Во-первых, мы должны осознавать, что Христос — это Дух в нашем духе. Во-вторых, мы должны видеть разницу между духом и душой, чтобы мы могли отрекаться от души и жить духом. Когда мы будем жить духом, у Христа будет первое место во всём. Тогда мы будем переживать Христа в духе и учиться применять Его в своей повседневной жизни.

Московская Сретенская Духовная Академия

Святитель Лука Крымский 11.06.201731345

11 июня по новому стилю — день памяти святителя Луки Крымского. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был епископом Симферопольским и Крымским, проповедником, богословом. И вместе с тем — замечательным ученым и хирургом: есть свидетельства, как он возвращал зрение людям, слепым от рождения.

Предлагаем читателю 20 цитат из знаменитой книги святителя «Дух, душа и тело» с его собственными пояснениями. Это неожиданные факты об устройстве мира, строении и способностях человека, животных, растений. Святитель Лука сам признает, что его тезисы могут показаться кому-то невероятными, противоречащими науке и «общепринятым» представлениям. С ними можно соглашаться или нет, но, по меньшей мере, их стоит принять во внимание, потому что это точка зрения святого человека и ученого.

Если вам будет интересно всё сказанное — рекомендуем прочитать книгу «Дух, душа и тело» целиком. В ней гораздо больше научных фактов, библейских цитат и жизненных примеров.

Статья адресована студентам медицинских вузов, семинарий и всем, кто интересуется строением и возможностями своего тела. В тексте много естественнонаучных терминов и сложных описаний, но, согласитесь, тем познавательнее. Давайте разбираться вместе.
1. В мире существуют другие, неведомые нам формы энергии
Только 50 лет назад [уже более — это было в конце 19 века] наука обогатилась познанием новых, чрезвычайно важных форм энергии — радиоволн, инфракрасных лучей, катодных лучей, радиоактивности и внутриатомной энергии. Не дает ли это нам право предполагать и даже утверждать, что в мире существуют другие, неведомые нам формы энергии, может быть еще гораздо более важные для мира, чем внутриатомная энергия?

Модель атома. Электричество не может быть названо материей, а, несомненно, должно считаться энергией. Можно предположить, что со временем будут открыты такие формы бытия материи (вернее, энергии), которые по своим свойствам еще с гораздо большим основанием, чем электричество, должны быть названы полуматериальными. А самое понятие «полуматериального» содержит в себе признание существования и «нематериального».

Как же мы представляем себе эту духовную энергию? Для нас она есть всемогущественная любовь Божественная. Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство ее — потребность изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира.

2. Если есть неведомые виды энергии, значит, у человека должны быть органы чувств для их восприятия

Если мы не знаем многих, несомненно действующих форм энергии, то это зависит от явной недостаточности для познания мировой жизни наших бедных пяти чувств и от того, что не найдены еще научные методы и реактивы для обнаружения того, что недоступно нашим чувствам. Но верно ли то, что у нас только пять органов чувств и нет никаких других органов и способов непосредственного восприятия?

Я полагаю, что несомненные факты психического порядка, о которых дальше будет идти речь, обязывают нас не только допустить возможность обострения наших пяти чувств, но и прибавить к ним сердце как специальный орган чувств, средоточие эмоций и орган нашего познания.

3. Сердце — орган чувств и познания, а не только мотор кровообращения

Нам приходится в повседневной жизни слышать о том, что сердце «страдает», «болит» и т. д. В художественной литературе, в беллетристике можно найти выражения: «сердце тоскует», «радуется», «чувствует» и т. д.

Сердце все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом. И что особенно важно для нас, этим нервным узлам и волокнам несомненно принадлежит очень важная роль в физиологии чувствительности.

Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, и притом чрезвычайно тонким и универсальным, указывающим наше субъективное состояние и всегда его изобличающим, а не только центральным мотором кровообращения.

Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше:

· Сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того: сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания.

· Сердцем осуществляются высшие функции духа человеческого — вера в Бога и любовь к Нему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим

(Мф. 22:37),
Господа Бога святите в сердцах ваших
(1 Пет. 3:15).

· Сердцем мы молимся, и одна из великих форм молитвы есть безмолвный вопль к Богу. Сердце их вопиет к Богу

, — говорит пророк Иеремия (Плач. 2:18).

· Сердце есть хранилище добра и зла: от избытка сердца говорят уста; добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

(Мф. 12:34-35).

· В сердце — седалище совести нашей, этого ангела-хранителя. Если сердце наше осуждает нас…

(1 Ин. 3:20).

4. Сердце — второй орган мышления и интуиции

Именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

(Мф.9:4).
Слово Божие… судит помышления и намерения сердечные
(Евр. 4:12).

Сердце — второй орган восприятия, познания и мысли. В нем рождается из этой деятельности познание и почивает в нем мудрость.

То, что впоследствии Бергсон окончательно назвал интуицией, Паскаль назвал чувством тонкостей, чутьем суждения, чувством, вдохновением, сердцем, инстинктом. Его вывод таков: «Надо, следовательно, возложить наше упование на “чувство”, иначе упование наше постоянно будет шататься».

5. Головной мозг — это «телефонная станция»

Удивительные и совершенно новые суждения о мозге — кумире интеллектуалистов — высказал Бергсон. Он полагает, что разница между спинным мозгом, рефлекторно реагирующим на получаемые импульсы, и головным мозгом — только в сложности, а не в характере функций. В головном мозгу только регистрируется восприятие, пришедшее извне, и выбирается подходящий способ ответной реакции.

Наш гениальный физиолог Иван Петрович Павлов исследовал физиологическое значение лобных долей полушарий мозга. Эти доли доселе считались важнейшей частью головного мозга, центрами высшей психической деятельности, органом мышления по преимуществу, даже седалищем души. Но Павлов не нашел в них никаких особенно важных приборов, которые устанавливали бы высшее совершенство нервной деятельности.

Это то же самое, что говорил Бергсон: «Мозг не что иное как нечто вроде центральной телефонной станции: его роль сводится к выдаче сообщения или к выяснению его. Он ничего не прибавит к тому, что получил».

А если мозг нельзя считать органом чувства, то это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о сердце как органе чувств вообще, и в особенности высших чувств.

6. Мысль одного человека сообщается мыслям других людей

Таинственным образом мысль одного человека сообщается мыслям других людей. Мы не изолированы, мы в неведомой связи со всеми людьми. И несомненно, есть истина в том, что называют «духом толпы». Мощный поток симпатии или гнева, негодования или энтузиазма вызывает в собрании, объединенном в театре, на форуме или в парламенте, почти единодушное единство.


Гоящее сердце Данко освещает людям путь

Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь все войско. Этот мощный поток духа храбрости и отваги, излившийся из одного пламенного сердца, воспламеняет сотни других сердец, воспринявших его, как антенна воспринимает радиоволны. Чем, если не могучей духовной энергией, назвать эту всепобеждающую силу!

7. Материи нет. Есть только энергия

Вечной материи нет, как вообще нет материи, а только энергия в ее различных формах, конденсация которой и является в форме материи.

Материя представляет собой устойчивую форму внутриатомной энергии, а теплота, свет, электричество неустойчивые формы той же энергии. Что же мешает нам сделать последний шаг и признать существование вполне нематериальной, духовной энергии и считать ее первичной формой, родоначальницей и источником всех форм физической энергии

8. Нет четкой границы между «живым» и «неживым». Всё проникнуто духовной энергией

Мы признаем наряду с материальной природой безграничный, гораздо более важный мир духовный. Нетленный Твой Дух пребывает во всем

(Прем. 12:1).
Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь
(Иер. 23:24).
Сотворение мира
Во всех этих текстах Священного Писания вполне ясна мысль о всеобщем осуществлении и оживотворении Духом Божиим. Нельзя говорить о «мертвой природе». Нет четких границ между неорганической и органической природой. Такова точка зрения и современной науки.

Из тех же химических элементов и по тем же физическим законам построена неорганическая и органическая природа. Один великий всеобщий закон развития управляет всем мирозданием, и не может быть остановки в развитии, не может быть резкой границы между нею и неорганической природой. Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа.

9.
Нет четкой границы между растительным и животным миром
Одухотворенность животных совершенно ясно свидетельствуется Священным Писанием. Вот тексты, подтверждающие это: Душа тела (животных) в крови… потому Я сказал сынам Израилевым: Не ешьте крови ни из какого тела

(Лев. 17:11-14).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
(Еккл. 8:21).

В молитве Духу Святому именуем Его подателем жизни. И если даже в неорганической природе так ясно присутствие Духа, то, конечно, и растения и животных надо считать одухотворенными.

Между миром растительным и миром животным нельзя найти определенной границы, ибо в области простейших одноклеточных много почти совершенно похожих форм, из которых одни служат началом растительного мира, другие — животного, и различить их почти невозможно.

10. У растений есть бессознательная воля к жизни

По наблюдениям Спаланцани, в болотной воде и песке водосточных желобов живут коловратии, которых можно высушить вместе с песком и сохранять в стеклянных посудах. Если через 3–4 года смочить водой песок, то студнеобразные в обычном состоянии коловратии, высохшие до такой степени, что если прижать их концом иглы, то они разламываются подобно крупинке соли, опять оживают.

Из этих опытов мы видим, что временная смерть возможна, если действие, задерживающее жизнедеятельность, не доходит до разрушения организма.

Растение тянется к свету и пробивает асфальт

Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святого Духа.

Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных, а только бессознательное представление и бессознательную волю.

11. У животных есть душа, но она смертна

Что такое душа? В простейшем ее виде, у животных — это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений.

Примитивный дух животных — это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.

Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов.

Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов. Но без обязательного участия в этом высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям.

Органические ощущения и чувственные восприятия неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

12. Бессмертен дух, который может существовать без связи с телом и душой

У человека душа

гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности
дух
несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия (Ис. 2:1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости, Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2:14). А есть люди, о которых апостол Иуда говорит: Эти люди… душевные, не имеющие духа

(Иуд. 1:19).

Бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который может существовать без связи с телом и душой.

Изыдет дух его, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его

(Пс. 145:4).
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его
(Еккл. 12:7). Эти два текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.

«В тот день погибнут все помышления его», т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.

Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность.

При жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

При жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой. В этом смысле надо понимать и те тексты, в которых речь идет о душе Господа Иисуса Христа: Когда же душа Его принесет жертву умилостивления…

(Ис. 53:10),
Не оставлена душа Его в аде
(Деян. 2:31).

Что дух может иметь существование отдельно от души и тела, доказывается также передачей по наследству духовных свойств родителей детям. Я говорю о наследственности именно духовных свойств, а не душевных, как обыкновенно говорят, потому что наследуются только основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли, но никогда не наследуются воспоминания о жизни родителей, их чувственные или органические восприятия, их частные мысли и чувства. Это свидетельствует о разделении духа от души и тела.

Любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.

13. И у животных есть бессмертный дух

Что скажем о духе животных? Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности: религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.

Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю.

Дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном. Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8:20-21): …в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

14. Психика влияет на течение болезни

Центральная нервная система главенствует над всеми процессами в организме, определяет и направляет работу всех органов, их рост и состояние.

Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни.

Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней.

15. Мы обладаем трансцендентальными, духовными способностями

Просветленный дух святых в полной мере и всегда обладает теми трансцендентальными способностями, которые у обыкновенных людей проявляются только в состоянии сомнамбулизма (гипноза).

Мы обладаем не только пятью чувствами. Есть у нас способности восприятия высшего порядка, неизвестные физиологам.

Дмитрий Иванович Менделеев много размышлял о периодической системе элементов, и в конце концов «увидел» ее во сне

Широко известны факты творчества во сне. Весьма важная подсознательная деятельность может иметь место и наяву, и в состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием. То, что называется вдохновением, весьма часто приходит в состоянии более или менее полного затмения сознания действительности. К сверхъестественным, научно необъяснимым способностям духа относятся и вещие сны.

16. Когда человек умирает, вся жизнь может внезапно пронестись в его сознании

Давно известно, что перед смертью с поразительной ясностью и невероятной быстротой может пронестись в сознании умирающего вся его жизнь. В этих удивительных фактах воспроизведения в две-три минуты событий целой жизни, длившейся десятки лет, нас поражает, во-первых, сверхъестественная быстрота течения воспоминания, и, во-вторых, удивительная полнота и ясность их.

Один человек, отличавшийся замечательно светлым умом, переходил через рельсы в ту минуту, когда вдруг показался поезд, приближавшийся на всех парах. Ему не оставалось ничего другого, как лечь между рельсами. И вот в то время, когда вагоны пролетали над этим обмершим человеком, чувство опасности привело ему на память все события его жизни, так что словно страничка из книги судеб развернулась перед его глазами.

Если такой внезапный пересмотр всей жизни возможен у умирающего и даже во сне, то становится понятным, как на Страшном Суде раскроется в нашем сознании «Книга грехов».

17. За память отвечает не столько мозг, сколько дух

Из физиологии известно, что все процессы в нервной системе требуют известного времени. Во времени протекают и все мыслительные и чувственные процессы, совершающиеся в головном мозгу. И если бы можно было сложить и вычислить время всех психических процессов, имеющих место во всей нашей жизни, то получилась бы солидная и очень солидная сумма времени. А следовательно, невозможно, чтобы в мозгу в потоке мгновенного воспоминания всей жизни эти процессы были воспроизведены вне времени.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем феноменальном сознании.

А если, тем не менее, они все-таки протекают с трансцендентальной быстротой, то мы вправе заключить, что это совершенно не в мозгу. Где же в таком случае?

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем феноменальном сознании. Это нечто иное, чем те следы и отпечатки в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

Невозможно допустить, чтобы мозг мог сохранить навсегда все мельчайшие события нашей жизни со всеми их деталями, их чувственной окраской и нравственной оценкой. Число мозговых клеток, хотя и очень велико (6 миллиардов по Майнерту), но все-таки совершенно ничтожно по сравнению с числом психических процессов, которые, как предполагается, запечатлеваются в них.

Поэтому необходимо признать, что, кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. И мы считаем таким субстратом дух человеческий, в котором навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функций мозга. Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в его целостности.

18. Ни одно воспоминание о прошедшем не изглаживается

Вероятно, ни одно воспоминание о прошедшем не изглаживается. Сознание многое забывает, память ничего не забывает. Все множество старых образов сохраняется почти без изменений, хотя они исчезли из сознания.

Становятся понятными удивительные явления гипермнезии, сообщаемые многими авторами. Упомянем лишь немногие из них.

Многие авторы сообщают об удивительных фактах воспоминания давно забытых языков. Один ростовский крестьянин в лихорадочном бреду начал вдруг произносить на греческом языке случайно слышанные им 60 лет назад начальные слова Евангелия от Иоанна, а Сенека упоминает об одной крестьянке, в лихорадочном бреду произносившей сирийские, халдейские и еврейские слова, случайно услышанные ею от одного ученого, у которого она жила маленькой девочкой.

Свидетельством Священного Писания утверждается правильность нашего объяснения памяти. Разговор царя Саула с призраком пророка Самуила, которого вызывала для него аэндорская волшебница (1 Цар. 28:13-15), свидетельствует о том, что в духе Самуила после его смерти сохранились все воспоминания о его военной жизни, все способности ума, воли и чувства.


Аэндорская волшебница вызывает дух пророка Самуила

Это же несомненно относительно Моисея и Илии, явившихся при Преображении Господнем на Фаворе.

19. У всех людей есть трансцедентальные способности

Самая важная и глубокая психическая деятельность происходит за порогом нашего сознания и никогда не прекращается.

Пока наша жизнь протекает в калейдоскопе и шуме внешних восприятий, пока в полной силе работает наше феноменальное сознание, — скрыта никогда не прекращающаяся деятельность сверхсознания. Но когда в состоянии сна нормального, сомнамбулического или гипнотического, или при отравлении мозга угасает нормальная деятельность мозга, тогда вспыхивает свет сознания трансцендентального. Известно также, что слепота углубляет работу мысли и нравственного чувства, значительно отодвигает порог сознания.

При некоторых особых условиях и у людей в высшей степени сенситивных трансцедентальные способности проявляются с необыкновенной силой в ясновидении, предчувствии и пророческом предвидении в неведомом и таинственном шестом чувстве, которым они узнают многое о людях по вещам, принадлежащим им.

Почти у всех людей, даже наименее сенситивных, есть способность познания иная, чем познание пятью чувствами.

Почти у всех людей, даже наименее сенситивных, есть способность познания иная, чем познание пятью чувствами. Чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания. Апостол Павел говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется

(2 Кор. 4:16).

Hаш внутренний, трансцендентальный человек, освобожденный от уз плоти, может достигнуть высшего познания всего сущего во всей его широте, в глубине и долготе, ибо он обновится и усилится в познании даже по образу Создателя своего: уразумеет превосходящую всякое земное разумение любовь Христову. Ибо верою вселится Христос в него. То, что непостижимо «геометрическим умом», станет понятно озаренному Христовым светом трансцендентальному сознанию внутреннего человека.

20. Мы бессмертны

Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен, как все бестелесные, ангельские духи.

Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами. А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с диаволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость Которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таит в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла, сатаной.

В вечном мучении тяжких грешников нельзя, конечно, винить Бога. Всякий человек получает и имеет дыхание Духа Святого. Никто не рождается от духа сатаны. Кто возлюбил зло, а не добро, тот сам уготовал себе вечные мучения в жизни вечной.

По ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или нескончаемым мучениям грешников.

Настанет время нового мироздания, новой земли и нового неба. Все будет совершенно иным, и новая жизнь наша будет протекать в совершенно новых условиях. Будет работать напряженно мысль наша в познании нового мира. Ум есть часть духа нашего, и потому должен быть бессмертным и мозг наш. Бессмертное сердце будет средоточием новых, чистых и глубоких чувств.

Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое

(Откр. 21:5) относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари.

В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма

(Быт. 1:31). Человеку будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем. Да будет! Да будет!

Мигальников Алексей , студент III курса

Ключевые слова:

Сердце, тело, душа, дух, чувства, мысли, смерть, бессмертие, энергия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]