Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу на церковнославянском языке

Чтение молитвы на том языке, на котором она читалась много веков подряд, возвращает христианина к истокам истинной веры. Чтение утренних и вечерних молитв на церковнославянском языке требует особой концентрации и внимания. Листая тексты древних молитв каждый день, вы начинаете понимать все богатство и мудрость вашего родного языка.

Особенности молитвенного правила

Христианин, который начинает читать молитвы, не сразу сможет войти в ритм молитвы. Чтение молитв на церковнославянском языке требует умения и понимания текста. В этом может помочь духовник. Но без искреннего интереса молящегося, без его горячей веры трудно получить духовную благодать из молитвы. Чтобы душа не вылезала из православной жизни, чтобы греховные мысли не беспокоили человека сразу после пробуждения и перед сном, не следует забывать о молитвенном ритуале.

Вдумчиво и неторопливо читая молитвы на старославянском языке, мы приобщаемся не только к образу Творца, но и понимаем нашу родную культуру и историю.

Православная Жизнь

Протоиерей Владимир Долгих объясняет, почему нужно ежедневно читать молитву «Отче наш».


Наверное, нет в мире более известной молитвы, чем молитва «Отче наш». Для многих – это первая молитва, которой обучали нас наши бабушки, пронесшие веру сквозь период богоборчества. Мы настолько привыкли к ней, что даже забываем о скрывающейся за простыми и понятными словами глубине. Господня молитва часто «пролетает» мимо нашего ума и сердца, как нечто обыденное, как привычный «пролог» к молитвам другим. Но давайте, хоть немного, хоть ненадолго остановим наше на ней внимание.

Молитва «Отче наш» на старославянском языке – это, пожалуй, одна из немногих молитв, полностью понятных без перевода и это одна из ее, скажем так, практических ценностей. Наши лингвистические познания в этом плане достаточно скудны, мы можем научиться читать на «непонятном» языке, но в реальности, никто из нас язык не знает так, как обычно знают языки. Именно поэтому большинству легче улавливать текст на старославянском русскими буквами. Для приобретения навыка восприятия языка полезно тексты на старославянском слушать или читать на старославянском. В этом плане мы где-то схожи с нашими предками (хотя, им было все-таки попроще), и вот почему… Древнерусский язык – это разговорный язык всех славян. От него в разные времена как раз и произошли, так называемые, изводы русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и прочих славянских языков. Да, когда-то жители Праги и жители Новгорода могли без особых затруднений понять друг друга. Используемый нами сегодня в богослужениях церковнославянский язык – это более поздняя редакция языка старославянского. Он, хотя и родственный древнерусскому, но язык принципиально другой. Старославянский язык – это как раз тот язык, который возник у южных славян благодаря трудам учеников св. равноап. Кирилла и Мефодия, в частности, свят. Климента Охридского. На нем никто никогда не говорил, он всегда был языком церковной богословской и литургической письменности.

В этом плане текст «Отче наш» на старославянском языке приобретает особую ценность, так как является своего рода «ниточкой» связывающей нас с культурой и духовностью наших предков. Полный текст на старославянском найти несложно, поэтому не стоит пренебрегать возможностью обращения к нему, не упуская и такой, вроде бы незначительный, нюанс как чтение «Отче наш» с ударением.

Толкований на все семь прошений Господней молитвы существует большое множество, рассмотреть которые, в рамках небольшой публикации не представляется возможным, поэтому ограничимся лишь общими замечаниями.

Начинается молитва словами обращения к нашему Богу Отцу, а, как замечает прп. Максим Исповедник, подобным образом обращаться может только сын (или дочь). Таковыми Богу мы является как происхождению, так и по благодати. За просьбой о пришествии Царства Господнего и реализации воли Его, сразу следует прошение о даровании хлеба насущного. Это свидетельство единства Бога и человека, существ небесных и существ земных; это свидетельство скрепления воедино материальной и духовной составляющих нашей природы, распад которой – противоестественная трагедия, явившаяся в результате грехопадения. Также свящмуч. Киприан Карфагенский напоминает нам, что понятие «хлеба» можно воспринимать и в сверхъестественном смысле, ведь «хлебом жизни» для нас является Христос и, в отличие от обыкновенного хлеба, который может быть достоянием всех людей, Он – «хлеб» только наш, христиан.

Грех – это не просто некое юридическое нарушение закона, его вообще никак нельзя ограничить лишь правовыми категориями. Любое совершение греха должно восприниматься нами как отпадение от Бога, разлука с Источником, с Хлебом нашей жизни. Поэтому и покаяние есть примирение с Господом. Отсюда и прошение об оставлении долгов, является актом примирения, а условие его исполнения – наша способность прощать собственных обидчиков. Ежедневно читая молитву «Отче наш» мы постоянно напоминаем себе о собственной греховности, что мы и дня не можем прожить без проступков и тем самым устраняем самодовольство и самомнение.

Важно сказать и о том, что из упомянутой трагичности разлучения души и тела человека гармонично вытекает просьба о не введении в искушение и избавлении от лукавого. Искушение – по удачному замечанию прп. Максима – это закон греха – т.е. та самая причина раскола человеческой природы, а лукавый – источник искушений, демон-соблазнитель, единственной целью которого является пагуба человека через усугубление возникшего раскола. Также здесь мы видим, что инфернальные силы, хотя и обладают собственной активностью, но действуют в нашей жизни ровно настолько, насколько им позволит Господь. Таким образом, во всем творении, в том числе и в злых духах, действует Промысел Божий. Господь попускает бесам приближаться к нам, мы, в свою очередь, проявляя волевое усилие, ища помощи у Всевышнего, просим избавить нас от них, тем самым взращиваем в себе любовь к Богу, приближаемся к Нему.

Эти небольшие замечания – лишь маленькая толика тех тем, которые можно вынести из молитвы «Отче наш», поэтому, обозревая полностью текст молитвы, можно и нужно воспринимать его не только как обращение к Богу, но и размышлять над ним. У каждого из нас есть время, когда мы гуляем в парке, едем в транспорте, или просто как-либо перемешаемся из точки А в точку Б, и в это время не стоит бездумно смотреть в окно, себе под ноги, но лучше подумать над темами вечными, что, в свою очередь, поможет отвлечься и от мыслей греховных.

Молитвослов на старославянском языке

Большинство молитв православные монахи знают наизусть, миряне вынуждены обращаться за помощью к Молитвеннику. Постоянное соблюдение правил утренней и вечерней молитвы помогает запоминать молитвы, укрепляет духовные силы и веру. Молитвы на церковнославянском языке обладают особой звуковой силой, они глубоко проникают в душу верующего, оставляя неизгладимый след в сердце.

Скачать утренние молитвы на церковнославянском языке

Скачать вечерние молитвы на церковнославянском языке

Тексты молитв на церковнославянском языке

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Молитва мытаря

Боже, помилуй меня, грешника. (Арка)

Молитва предначинательная

Господь Иисус Христос, Сын Божий, молитвы о Пресвятых твоих, Матерь и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Бог наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Небесный Царь, Утешитель, Душа истины, Тот, Кто повсюду и все исполняет, Сокровище добра и жизни Податель, Он пришел и поселился в нас, и очистил нас от всякой правды, и спас нас, Боже.

Молитва Трисвятое

Святый Бог, Святый Крепки, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Прочтите трижды крестным знамением и преклонитесь перед ним.) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Святая Троица, помилуй нас; Господи, очисти наши грехи; Господи, прости наши беззакония; Свят, посети и исцели наши немощи во имя Твое.

Господи, помилуй. (Три раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу сейчас и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, сущий на небесах! Твое имя будет святым, твое царство пришло, твоя воля будет такой, какая есть на небе и на земле. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и оставим нам наши долги, как и мы оставляем своих должников; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Молитва Символ Веры

Я верю в единого Бога, Отца, Всемогущего, Творца неба и земли, видимого для всех и невидимого. И в Едином Господе Иисусе Христе, Сыне Божьем, Единородном, Который от Отца рождения прежде всех веков; Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу, все было. Мы за человека и за наше спасение, которое сошло с небес и воплотилось благодаря работе Святого Духа и Девы Марии и стало человеком. Но он был распят за нас при Понтии Пилате, пострадал и был похоронен. Он воскрес на третий день согласно Писанию. И он взошел на небо и сел одесную Отца. И стадам, которые приходят со славой осуждения живых и мертвых, его царству не будет конца. И в Святом Духе, Господе, животворном, исходящем от Отца, которому поклоняются вместе с Отцом и Сыном, и который прославляется пророками. В Святой, католической и апостольской церкви. Исповедую крещение во оставление грехов. Я принимаю воскресение мертвых и жизнь будущего века. Аминь.

Епархия.инфо

Протоиерей Андрей Ткачёв рассуждает о смысле текста и важности молитвы «Отче наш»:

Есть такой принцип жизни: научись делать то, что ты уже умеешь, и тебе откроется неизвестное. Это вполне касается и молитвы «Отче наш», которую мы очень хорошо знаем:

«Сокращенным евангелием» называют молитву «Отче наш» богоносные люди, богоносные отцы. Всё в ней просто, нет ни одного богословского термина: отец, небо, имя, царство, хлеб, должник, искушение, лукавый, аминь… В этом тексте весь набор существительных очень не изысканный, очень простой и конкретный. Вместе с тем, всё в ней о Христе, всё в ней о Троице, всё в ней о таинствах церкви, всё в ней о вечной жизни.

Любопытно, что молитва «Отче наш» — это молитва только для земли. В Царствии небесном, если нам случится быть там, если Бог будет не в меру милостив, как он сейчас не в меру милостив к нам… если мы сможем войти туда, куда должны войти и будем там находиться, будем Богу молиться также. Мы не будем лежать под кустами и слушать, как журчат фонтаны и ручьи, а будем молиться. Откровение Иоанна Богослова описывает Царствие Божие как богослужение. Там поют «аллилуйя», там бьют земные поклоны перед агнцем, там возвещают вечное Евангелие. То есть, как открыто было Иоанну Богослову, там служба, нам на небе придется молиться. И если мы устаем молиться здесь, нам скучно, нудно, неинтересно, то очевидно: нам будет и в Царствие Божием скучно, нудно и неинтересно. При этом все что есть в молитве «Отче наш» сегодня, изрядно урежется.

  • Например, «Да придет царствие твое…» Нужно ли будет просить Его в Раю, когда Царствие Божия наступит, и Бог будет во всем, как в послании коринфянам пишет Павел? Нет, все уже исполнилось…
  • «Да будет воля твоя, как на небе и на земле…» — будем просить? Нет, потому что уже всё. Самовольники, своевольники — они будут в другом месте, а те, которые в Раю — будут исполнять волю Божию. На небе воля одна — воля Отца. Здесь у нас на земле сложно жить, потому что у каждого своя воля, своё желание, своё хотение. Эти воли сталкиваются и это рождает страдания человеческие. Мы все хотим разного, а если «воля твоя», тогда всё это долой — мы уже просить не будем на небесах.
  • Хлеба будем просить? «Хлеб наш насущный даждь нам днесь?» — Вряд ли, потому что изобильно насыщаться будет потоком сладости человек, достигший вечности.
  • А должники? «Оставь долги наши» — это уже все закончится.
  • «Не введи нас во искушение» — может быть, это испытание Господь и оставит для верных своих, чтобы еще больших закалять их и воспитывать…
  • Но уж точно не будет «избави нас от лукавого». Уж лукавый будет связан до конца, смирен, и дым от озера, в котором он будет мучиться, будет восходить в небо во веки веков.

Вот по сути получается, что же от молитвы «Отче наш» останется в Царствии небесном?

«Отче наш, иже еси на небеси. Да святится имя твое. Аминь»

То есть, по сути мы будем хвалить и славить Бога, уже ничего не будем просить. Мы будем стоять перед ним и радоваться с ним. Но кроме этого мы будем смотреть друг на друга, потому что великая красота- это видеть перед собой тех, кто лучше тебя. Например, Исайю, Иеремию, Илию, Моисея, Иоанна Предтечу — всех-всех-всех, не говоря уже о Божией Матери, апостолах и самом Иисусе Христе.

Сегодня мы с вами вот с такого неожиданного ракурса посмотрели на молитву «Отче наш». Она- царица всех молитв. Христовы уста отверзлись и излилась эта сладость из уст господних. Она — нормативная молитва. То есть, там есть и призывание, и славословие, и прошение, и благодарение. Она — и краткая и емкая. Конечно же, каждому верующему нужно ее знать наизусть. Евангелие от Матфея, 9-12 стих — это, собственно, текст молитвы господней, текст молитвы «Отче наш». Она прекрасно поётся, читается, и ей можно заменять все молитвословия. Знающий эту молитву по сути знает всё. Если он понял, пропитал свое сердце этими смыслами, которые даются нам в этом священном, кратком и бездонном тексте:

Текст молитвы на церковнославянском языке:

«Отче наш» на современном русском языке:

Это полный текст молитвы. Закончить её можно просто словом «Аминь». Часто в конце добавляют славословие Святой Троицы:

Либо славословие:

Слушать «Отче наш»:

Похожие записи:

  • Вечерние молитвы: на сон грядущим
  • Молитва покаяния Иисусу Христу
  • Святитель Николай Чудотворец
  • Утренние молитвы
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]