Как и кем создан покаянный канон
Покаянная дисциплина христиан формировалась уже с древних времен. Тогда же возникли соответствующие молитвословия. Первоначально они совершались за богослужением в храме, а не келейно. Каноны в их нынешнем виде появились, как считается, около VIII-IX вв. Их авторами были монахи – свт. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Косма Маиюмский и другие. На Руси же практика чтения канонов распространилась только с XIV века. С этого времени известны специальные богослужебные книги – Канонники.
В точности не известно ни время создания, ни авторство покаянного канона Иисусу Христу. Некоторые приписывают его известному полководцу и благочестивому христианину, А. В. Суворову. Он якобы создал этот текст, вдохновленный Великим покаянным каноном прп. Андрея Критского, который читается в храмах во время Великого поста.
Такой текст авторства Суворова действительно существует, однако он довольно серьезно отличается от находящегося в молитвословах Канона Иисусу Христу.
Во всяком случае, не подлежит сомнению древность покаянного текста, его воздействие на душу, которое испытали многие верующие.
Епетимия
Ранее, православной церковью широко практиковалось наложение епитимии (церковного наказания) священником на грешника, когда последний раскаивался в тяжких совершениях ( блуд, воровство, рукоблудие, убийство, аборт, предательство и пр.)
Существует три вида данного наказания:
- совершение земных поклонов на протяжении длительного времени, нескольких месяцев;
- пост ( время соблюдения поста определяется священником);
- чтение постоянно повторяющейся молитвы на протяжении 40ка дней, чаще всего которой и являлся канон покаяния Господу Иисусу Христу.
Сейчас данные традиции уходят в прошлое и мало где можно, встретить священнослужителя, наказывающего своих прихожан подобным образом.
Когда нужно читать
Православные молитвословы содержат покаянный канон Христу как в составе Правила ко Святому Причащению, так и отдельно. Обычно его читают:
- при подготовке к исповеди, с тем, чтобы правильно настроить душу на покаяние;
- при подготовке к таинству Причащения (Евхаристии), чтобы еще раз осознать свое недостоинство, помочь себе благоговейно приступить к святыне;
- в любом другом случае, когда душу тяготит уныние, сознание грехов, требуется поддержка свыше.
При подготовке к исповеди
Готовясь к таинству Покаяния, многим трудно увидеть свое духовное состояние. Другие, напротив, видя свое падение, отчаиваются, переживают, чрезмерно скорбят о грехах, перестают надеяться на помощь Бога. Найти верный баланс помогают проверенные временем церковные молитвы, составленные святыми, имеющими большой духовный опыт и умеющими правильно подвести человека к покаянию, не ввергая его в отчаяние. Один из таких текстов – Канон Иисусу Христу.
1-3 песни канона — не столько молитва Господу, сколько призыв верующего к своей душе покаяться, обратиться к Богу от мирских пристрастий. Здесь вспоминаются возможные человеческие грехи, удаляющие от Господа. Верующему напоминается о Страшном Суде, на котором произойдет не столько Божий Суд, сколько суд совести самого человека над своей душой.
Но зрелище своих постоянных падений не должно ввергать в отчаяние. 4-8 песни напоминают кающемуся о благости Творца и Его любви к людям, о премудром устроении мира. Душа призывается отрешиться от своих грехов, беззаконий, подумать о вечности, обратиться к своему Творцу – единственному реальному смыслу человеческого существования.
Наконец, 9 песнь – горячая просьба кающегося человека к Богородице, Ангелам, всем святым умолить Бога о помощи для исправления жизни человека, ведь без этого реальные изменения невозможны. Кульминация покаяния – завершающая покаянная молитва Христу.
Канон и Причащение
Готовясь к таинству Евхаристии, принято читать покаянный канон в составе так называемого Трехканонника, состоящего из канонов, которые можно читать или один за другим, или совмещенно:
- Христу;
- Богородице;
- ангелу хранителю.
При совмещенном чтении Трехканонника молитвословия читаются как один канон. После Трехканонника следует Правило ко Святому Причащению, помещенное в молитвословах.
Во всякой скорби
Покаянный канон можно читать также вне подготовки к таинствам, при любых тяжелых обстоятельствах, требующих помощи Господа. Это могут быть:
- болезни;
- житейские беды;
- сложности семейной, личной жизни.
Помощь, которую верующий получает, обращаясь ко Христу, связана, конечно, не с читаемым текстом как таковым. Покаяние, смирение, на которые настраивают слова древнего текста, меняют человека, его отношение к Богу, своей жизни. Сердечное покаяние призывает на верующего Божию помощь.
Из современной церковной жизни известны случаи даже исцеления болезней, которыми сопровождалось чтение этого молитвословия.
Один из священников рассказывает, что к нему пришла тяжело больная женщина, практически умиравшая от рака. Священник благословил ее читать покаянный канон Христу с сокрушением о своих грехах, и чаще исповедоваться. Через несколько месяцев эта прихожанка сама пришла благодарить священника: при помощи Божией она не только изменила свою жизнь, но и исцелилась от смертельного недуга.
Покаяние в православии
Чтение молитв — это не самое главное, важно чтобы человек ощутил в себе новое состояние. Это желание измениться, сожаление о своих грехах. Для многих первый шаг — это просто осознать, что ты поступил неправильно. Ведь современных людей приучают к мысли, что они сами хозяева жизни и вольны делать все, что вздумается. Такое мнение не оставляет Богу места, Он не нужен, ведь человек сам все знает. Поэтому многим бывает сложно отказаться от практики на исповеди обличать всех, кроме себя.
Раскаяние это не просто декларация того, что христианин поступил неправильно. Должно возникнуть сожаление о содеянном. Не надо успокаивать себя тем, что не было тяжких грехов (например, супружеской измены). Недоброе слово, адресованное ближнему, может его ранить также сильно, привести к унынию. А это губит душу. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу учит, что даже мысли способны осквернить человека.
Как правильно читать
Слово «канон» переводится с греческого как «правило». Это означает четкую структуру этого молитвословия и определенные правила его чтения.
Структура
Канон состоит из 9 песней. Каждой песни предшествует ирмос, в котором говорится о событиях Священной истории Ветхого Завета, связанных с содержанием каждой песни. Затем следуют тропари – краткие моления, в данном случае – покаянные. Перед тропарем стоит запев, или припев. Он краткий, но выразительный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Последний тропарь посвящен Богородице. Он предваряется славословием Святой Троице. Перед ним припев не нужен, но произносятся слова: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь». В молитвословах они обычно даны сокращенно: «Слава и ныне».
Следует обратить внимание на то, что 3 песнь следует после первой, то есть опускается 2 песнь. Это особенность почти всех канонов. По сложившейся традиции, во 2 песни вспоминаются крестные страдания Господа. Поэтому на канонах, читаемых вне Великого Поста, эта песнь отсутствует. Она есть лишь в великопостном Великом Покаянном Каноне прп. Андрея Критского. Таким образом, канон Христу фактически состоит из 8 песней. Кроме того, в его составе:
- седален после 3 песни;
- кондак и икос после 6 песни;
- завершающая молитва Христу.
Ирмос, тропарь, кондак, седален
Современному человеку не всегда понятны греческие названия составляющих канона, которые требуют пояснений. Ирмос – вступительная строфа каждой из 8 песней. Ирмосы взяты из библейских текстов Ветхого и Нового Заветов, напоминают о событиях того времени:
- 1 песни – о переходе евреев через Красное море, «яко посуху» (Исх. 15:1-19);
- 3 песни – о рождении пророка Самуила (1 Цар. 2: 1-10)
- 4 песни – слова прор. Аввакума о будущем Рождении Христа (Ав. 3-19);
- 5 песни – песнь пророка Исайи (Ис. 26: 9-19);
- 6 песни – слова пророка Ионы, за противление воле Божией проглоченного китом и освобожденного после покаяния (Ион. 2:3-10);
- 7 и 8 песни напоминают о чуде трех еврейских отроков, брошенных за исповедание Бога в горящую печь царем Вавилонским, но спасенных Ангелом (Дан.3: 26-88)
- 9 песнь взята из Евангелия (Лк.1: 46-79), посвящена Богородице.
Если есть желание молиться осмысленно, глубоко погружаясь в содержание, перед чтением можно кратко познакомиться с библейскими фрагментами, упоминаемыми в ирмосах. Тропарь – краткое молитвенное песнопение, описывающее суть праздника, содержащие обращение к святому или молитву. В данном случае тропари – покаянные.
Кондак – также небольшая молитва. Раньше кондаки были большими песнопениями, текст которых наматывался на специальную палочку, которая и называлась кондаком. Постепенно кондак сократился до краткого молитвословия.
Седален – песнопение, во время которого верующие могли сесть. Когда каноны пелись за церковной службой, седальнам предшествовали долгие молитвы и псалмы, которые пелись стоя. Затем можно было сесть для духовных размышлений об услышанном.
Язык
Текст канона покаянного можно найти обычно на церковнославянском языке, но современным гражданским шрифтом. Есть также переводы канона на современный русский язык. Это помогает понять отдельные ныне не употребляемые слова, однако, по мнению многих верующих, перевод на современный язык не обходится без искажений смысла. Поэтому большинство верующих предпочитают читать покаянный канон на церковно-славянском языке.
Общие правила чтения
Благочестивая традиция требует читать покаянные молитвословия стоя. Это посильная дань уважения всесвятому Богу, и одновременно покаянный труд. Конечно, при невозможности стоять можно читать сидя. Присесть можно также на чтении седальна, названного так именно по этой причине. Как при любой другой молитве, следует обратиться лицом к иконе Христа. Считается, что читать лучше всего вслух. Это помогает верующему сосредоточиться, отогнать посторонние помыслы.
При чтении за богослужением ирмосы и, иногда, припевы, поются хором, а тропари читаются. Основным является 6 глас, грустный, настраивающий на сокрушение о грехах. При чтении дома пение, конечно, не обязательно, делать это можно по своим возможностям. Допустимо читать, а не петь все элементы канона. Чтение предваряется так называемым «обычным началом», которым начинается вообще любой молитвословие. Это:
- краткая молитва Христу;
- так называемое Трисвятое;
- молитва «Отче наш».
После молитвы Христу следуют краткие заключительные молитвословия:
- молитва «Достойно есть»;
- Трисвятое;
- Отче наш;
- заключительная краткая молитва Христу.
Если же канон присоединяется к молитвенному правилу, читать «обычное начало» не нужно. Помимо общих правил, существуют особенности чтения в разных случаях.
Перед исповедью и Причастием
Как правило, верующие стараются соединить два таинства – покаяния и Причащения, причем исповедь предшествует Таинству Причастия. Подготовка к таинствам требует определенного времени. Современные духовники рекомендуют готовиться от 3 дней до недели. В это время рекомендуется читать три канона – Христу, Богородице и Ангелу Хранителю. По своим силам и желанию, их можно читать:
- по одному в день;
- все три последовательно, один за другим;
- совмещенно.
При совмещенном чтении в начале каждой песни читается (поется) только один ирмос, из канона Христу. Затем читают тропари всех трех канонов с их припевами. Совмещенные три канона достаточно часто помещаются в молитвословах. Непосредственно вечером накануне Причастия следует прочитать их еще раз.
Дома в повседневной жизни
При домашнем чтении канона вне подготовки к таинствам нет особых правил касательно периодичности такой молитвы. Главное, чтобы чтение не было формальным, сопровождалось верой, покаянием, смирением.
Важно помнить, что богослужебные тексты написаны святыми, так что даже простое чтение их может благотворно влиять на душу.
Моя молитва «Моя история»
«Я ранее не была религиозной. Углубилась в эту тему некоторое время назад, когда у меня развилась депрессия. Сложно сказать, почему это произошло: много работы, проблемы в семье, не получается завести детей с мужем. Я случайно на одном из православных сайтов оказалась (Оптина Пустынь), искала другую информацию, но по запросу «как себе помочь» поисковик выдал страницу здесь.
Ангелина, 29 лет, г. Ярославль
Углубилась в чтение – меня буквально затянуло туда, всю ночь просидела. Возникло ощущение, что я именно это искала. Читала о последовании, предначинательных молитвах, акафистах. И тут я натыкаюсь на каноны. Там были разные: Славянский, благодарственный, тот, что читается на Спас и Пасху. Но меня привлек покаянный канон. Я его читала долго, вдумчиво, потом повторила уже быстрее. Утром я уснула, а вечером следующего дня проснулась более бодрой. Было ощущение, что я наконец выспалась. Впервые улыбнулась за последние месяцы. Я поняла тогда, что человек не может жить без Бога в Душе, умирает».
Полный текст на русском языке
Глас 6-й
Песнь 1
Ирмос: Я́ко по сýху пешешéствовав Изрáиль, по бéздне стопáми, гони́теля фараóна ви́дя потопля́ема, Бóгу побéдную песнь пои́м, вопия́ше.
Припев: Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Ны́не приступи́х аз грéшный и обременéнный к Тебé, Влады́це и Бóгу моемý; не смéю же взирáти на нéбо, то́кмо молю́ся, глаго́ля: даждь ми, Гóсподи, ум, да плáчуся дел мои́х гóрько.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
О, гóре мне грéшному! Пáче всех человéк окая́нен есмь, покая́ния несть во мне; даждь ми, Гóсподи, слéзы, да плáчуся дел мои́х гóрько.
Слава: Безýмне, окая́нне человéче, в лéности врéмя губи́ши; помы́сли житиé твоé, и обрати́ся ко Гóсподу Бóгу, и плáчися о дéлех твои́х гóрько.
И ныне: Мáти Бóжия Пречи́стая, воззри́ на мя грéшнаго, и от сéти диáволи избáви мя, и на путь покая́ния настáви мя, да плáчуся дел мои́х гóрько.
Песнь 3
Ирмос: Несть свят, я́коже Ты, Го́споди Бо́же мой, вознесы́й рог вéрных Твои́х, Блáже, и утверди́вый нас на кáмени исповéдания Твоегó.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Внегдá постáвлени бýдут престóли на Суди́щи Стрáшнем, тогдá всех человéк делá обличáтся; гóре тáмо бýдет грéшным, в мýку отсылáемым; и то вéдущи, душé моя́, покáйся от злых дел твои́х.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Слава: Увы́ мне великогрéшному, и́же дéлы и мы́сльми оскверни́вся, ни кáпли слез имéю от жестосéрдия; ны́не возни́кни от земли́, душé моя́, и покáйся от злых дел твои́х.
И ныне: Се, взывáет, Госпожé, Сы́н Твой, и поучáет нас на дóброе, аз же грéшный добрá всегдá бéгаю; но Ты, Ми́лостивая, поми́луй мя, да покáюся от злых мои́х дел.
Седален, глас 6-й
Помышля́ю день стрáшный и плáчуся дея́ний мои́х лукáвых: кáко отвещáю Безсмéртному Царю́, или кóим дерзновéнием воззрю́ на Сýдию, блýдный аз? Благоутрóбный Óтче, Сы́не Единорóдный и Дýше Святы́й, поми́луй мя.
Слáва, и ны́не:
Богородичен: Свя́зан мнóгими ны́не плени́цами грехóв и содержи́мь лю́тыми страстьми́ и бедáми, к Тебé прибегáю, моемý спасéнию, и вопию́: помоги́ ми, Дéво, Мáти Бóжия.
Песнь 4
Ирмос: Христо́с моя́ си́ла, Бог и Госпóдь, честнáя Цéрковь боголéпно поéт, взывáющи от смы́сла чи́ста, о Гóсподе прáзднующи.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Ширóк путь зде и угóдныи́ слáсти твори́ти, но гóрько бýдет в послéдний день, егдá душá от тéла разлучáтися бýдет: блюди́ся от сих, человéче, Цáрствия рáди Бо́жия.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Почтó убóгаго оби́диши, мздý наéмничу удéржуеши, брáта твоегó не лю́биши, блуд и гóрдость гóниши? Остáви ýбо сия́, душé моя́, и покáйся Цáрствия рáди Бóжия.
Слава: О, безýмныи́ человéче, докóле углебáеши, я́ко пчелá, собирáющи богáтство твоé? Вскóре бо поги́бнет, я́ко прах и пéпел: но бóлее взыщи́ Цáрствия Бóжия.
И ныне: Госпожé Богорóдице, поми́луи́ мя грéшнаго, и в добродéтели укрепи́, и соблюди́ мя, да нáглая смерть не похи́тит мя неготóваго; и доведи́ мя, Дéво, Цáрствия Бóжия.
Песнь 5
Ирмос: Бóжиим свéтом Твои́м, Блáже, ýтренюющих Ти дýши любóвию озáри, молю́ся, Тя вéдети, Слóве Бóжий, и́стиннаго Бóга, от мрáка грехóвнаго взывáюща.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Воспомяни́, окая́нный человéче, кáко лжам, клеветáм, разбóю, нéмощем, лю́тым зверéм, грехóв рáди порабощéн еси́; душé моя́ грéшная, тогó ли восхотéла еси́?
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Трепéщут ми ýди, всéми бо сотвори́х винý: очи́ма взирáяй, уши́ма слы́шай, язы́ком злáя глагóляй, всегó себé геéнне предая́ий; душé моя́ грéшная, сегó ли восхотéла еси́?
Слава: Блудникá и разбóйника кáющася прия́л еси́, Спáсе, аз же еди́н лéностию грехóвною отягчи́хся и злым делóм поработи́хся; душé моя́ грéшная, сегó ли восхотéла еси́?
И ныне: Ди́вная и ско́рая помо́щнице всем человéком, Мáти Бóжия, помози́ мне недостóйному, душá бо моя́ грéшная того восхотé.
Песнь 6
Ирмос: Житéйское мóре, воздвигáемое зря напáстей бýрею, к ти́хому пристáнищу Твоемý притéк, вопию́ Ти: возведи́ от тли живóт мой, Многоми́лостиве.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Житиé на земли́ блýдно пожи́х и дýшу во тьму предáх, ны́не ýбо молю́ Тя, Ми́лостивый Влады́ко: свободи́ мя от рабóты сея́ врáжия, и даждь ми рáзум твори́ти вóлю Твою́.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Кто твори́т таковáя, я́коже аз? Я́коже бо свиния́ лежи́т в калý, тáко и аз грехý служý. Но Ты, Гóсподи, истóргни мя от гнýса сегó и даждь ми сéрдце твори́ти зáповеди Твоя́.
Слава: Воспряни́, окая́нный человéче, к Бóгу, воспомянýв своя́ согрешéния, припáдая ко Творцý, слезя́ и стеня́; Той же, я́ко милосéрд, даст ти ум знáти вóлю Свою́.
И ныне: Богорóдице Дéво, от ви́димаго и неви́димаго зла сохрани́ мя, Пречи́стая, и приими́ моли́твы моя́, и донеси́ я Сы́ну Твоéму, да даст ми ум твори́ти вóлю Его.
Кондак
Душé моя́, почтó грехáми богатéеши, почтó вóлю диáволю твори́ши, в чесóм надéжду полагáеши? Престáни от сих и обрати́ся к Бóгу с плáчем, зовýщи: Милосéрде Гóсподи, поми́луй мя грéшнаго.
Икос
Помы́сли, душé моя́, гóрький час смéрти и Стрáшный Суд Творцá твоегó и Бóга: Áнгели бо грóзнии пóймут тя, душé, и в вéчный огнь введýт: ýбо прéжде смéрти покáйся, вопию́щи: Гóсподи, поми́луй мя грéшнаго.
Песнь 7
Ирмос: Росодáтельну ýбо пещь соделá Áнгел преподóбным отрокóм, халдеи́ же опаля́ющее велéние Бóжие, мучи́теля увещá вопи́ти: благословéн еси́, Бóже отéц нáших.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Не надеи́йся, душé моя́, на тлéнное богáтство и на непрáведное собрáние, вся бо сия́ не вéси кому остáвиши, но возопи́й: поми́луй мя, Христé Бóже, недостóйнаго.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Не уповáй, душé моя́, на телéсное здрáвие и на скóромимоходящую красотý, ви́диши бо, я́ко си́льнии и млади́и умирáют, но возопи́й: поми́луй мя, Христé Бóже, недостóйнаго.
Слава: Воспомяни́, душé моя́, вéчное житиé, Цáрство Небéсное, уготóванное святы́м, и тьму кромéшную и гнев Бóжий злым, и возопи́й: поми́луй мя, Христé Бóже, недостóйнаго.
И ныне: Припади́, душé моя́, к Бóжией Мáтери и помоли́ся Той, есть бо скóрая Помóщница кáющимся, умóлит Сы́на Христá Бóга, и поми́лует мя недостóйнаго.
Песнь 8
Ирмос: Из плáмене преподóбным рóсу источи́л еси́ и прáведнаго жéртву водóю попали́л еси́: вся бо твори́ши, Христé, тóкмо éже хотéти. Тя превознóсим во вся вéки.
Поми́луй мя, Бóже, поми́луй мя.
Кáко не и́мам плáкатися, егдá помышля́ю смерть, ви́дех бо во грóбе лежáща брáта моегó, безслáвна и безобрáзна? Что ýбо чáю, и на что надéюся? Тóкмо даждь ми, Гóсподи, прéжде концá покая́ние. (Дважды)
Слава: Вéрую, я́ко прии́деши суди́ти живы́х и мéртвых, и вси во своéм чинý стáнут, стáрии и млади́и, влады́ки и кня́зи, дéвы и свящéнницы; где обря́щуся аз? Сего́ рáди вопию́: даждь ми, Гóсподи, прéжде концá покая́ние.
И ныне: Пречи́стая Богорóдице, приими́ недостóйную моли́тву мою́ и сохрани́ мя от нáглыя смéрти, и дáруй ми прéжде концá покая́ние.