Как укрепить веру: десять наставлений афонских старцев


Как укрепить веру: десять наставлений афонских старцев

В первое воскресенье после Пасхи, Фомину неделю, Антипасху, Церковь вспоминает явление воскресшего Господа Иисуса Христаапостолам и уверение апостола Фомы. Господь не отверг сомнений Фомы, идет ему навстречу, показывает ему Свои раны, предлагая осязать их. При этом Господь открывает высший путь к вере: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…”

Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о том, каким образом мы можем укрепить эту одну из высших добродетелей — веру.

1. Если человек совершает свой жизненный путь с верой, без колебаний и ищет помощи у Бога, то постепенно с ним начинают происходить чудесные события — сначала мелкие, затем более важные, — и вера его углубляется. Познав на собственном опыте Божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не умозрительно к ним прикасается, а реально переживает. Его вера постоянно крепнет, ибо он существует в другом измерении, в сфере Божественных событий. Но чтобы на своем опыте познать тайны Божии, надо победить в себе ветхого человека и как бы вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь простое и кроткое сердце, чтобы твоя вера была непоколебимой. Надо без сомнения верить в то, что для Бога нет ничего невозможного. И знаешь, как тогда тебя будет огорчать то, что кто‑то не верит в помощь Божию? Тому, кто имеет великую веру, подвластно многое. Только истинно верующий человек живет настоящей жизнью и подлинно есть человек Божий.

Преподобный Паисий Святогорец

2. – Геронда, у меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

– Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надёжность и силу.

Преподобный Паисий Святогорец

3. Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым.

Преподобный Силуан Афонский

4. Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее, и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь».

Преподобный Силуан Афонский

5. Начальная вера рождается, как говорит апостол Павел, от слышания слова Божия, «слова», которое отвечает глубочайшим исканиям нашего духа. Следуя этой вере, мы подвизаемся покаянием очистить себя от страстей греховных, благодаря чему ниспосылается нам обильная благодать. Этот опыт утверждает нашу веру, но опыт почти никогда не бывает совершенным, и мы можем подвергнуться колебаниям в дни парализующего уныния и расслабления. Вот, Петр поколебался после даже Фаворского откровения. Но если и в тяжких страданиях мы не теряем доверчивой любви к Богу, то она (любовь) воздействием Духа Божиего может стать верною, как смерть. Такая вера воистину есть совершенная. Обретший ее вписывается в «книгу жизни».

Архимандрит Софроний (Сахаров)

6. Вера, как и всякий дар свыше, становясь состоянием нашего духа, зависит также и от нас самих. Бог никогда не насилует нас: в свободе нашей мы принимаем Его любовь или отказываемся. Бог стоит у двери (сердца нашего) и стучит. «Если кто услышит голос «Его и отворит дверь, войдет к нему и будет вечерять с ним, и он с Богом» (ср.: Откр. 3, 20). Итак, если кто сам отворит дверь сердца и ума своего, тот получит и веру, и вслед за нею неописуемое богатство небесных даров. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5,4).

Архимандрит Софроний (Сахаров)

7. Господь, как мы уже упоминали выше, указывает, что «все возможно верующему»(Мк. 9:23). Тем из нас, кому необходимо мужество в предстоящей борьбе, должно глубже укрепляться в своей вере. Она – источник мужества, как и мужество укрепляет ее в свою очередь.

Старец Иосиф Ватопедский

8. Только вера является тем ключом, который отверзает сокровищехранилище Благодати для вспомоществования людям. А вера призывается молитвой.

Старец Иосиф Ватопедский

9. Блажен и треблажен муж, боящийся Господа. Из этого божественного страха рождается вера Богу. И человек верует всей душой, что поскольку совершенно посвятил себя Богу, то и Бог всецело о нем промышляет. И кроме пищи и покрывала, о которых, опять-таки, Он побуждает его заботиться, у него нет другого попечения. Но, следуя воле Господней, он со всей простотой ей подчиняется. Когда укоренится эта вера, совершенно упраздняется то знание, которое рождает сомнение во всем и уменьшает веру, а часто ее отнимает, ибо имеет силу естества, поскольку мы на нем воспитаны. Однако когда после многих испытаний вера победит, то возвращается назад и рождает, или, скорее, ей дается дар знания духовного, которое не противостоит вере, а на ее крыльях летает и исследует глубины таин, и эти двое — вера и знание, знание и вера — теперь неразлучные сестры.

Старец Иосиф Исихаст

10. Неверие – это болезнь, могила, боль и страх. Человек думает, что он свободен, но ему чего-то не достает. Он раздираем противоречиями. Он не знает истинной радости. Простота Церкви дарит помощь душам. Она изгоняет злобу и дает человеку возможность испытать подлинную радость. Вера проста, неверие сложно. … Фома по-братски ведет нас к источнику веры. На самом деле он совсем не был неверующим, но обладал достаточной верой. Мы благодарим его за то, что он подвел нас к источнику, способному утолить нашу жажду.

Монах Моисей Святогорец

Вера Авраама


Когда Аврааму было сто лет, Бог обещал даровать ему сына — Исаака. Но когда Исаак подрастал, Бог приказал Аврааму принести его во всесожжение. Есть много людей, которые, возможно, считают, что Бог, действующий таким образом, слишком далек от человеческих представлений, им даже может показаться, что если бы такого рода испытания постигли нас, мы бы наверняка непременно попытались бы спорить с Богом. Однако, когда Авраам столкнулся с подобным, его реакция была полностью противоположна тому, что мы могли ожидать. Он не только не спорил с Богом, но и был способен истинно подчиниться Ему, искренне и по-настоящему возвращая Исаака Богу. Как об этом сказано в Библии: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог… И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22:3, 9–10). Все люди созданы из плоти, все мы слишком чувствительны, и когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, мы наверняка страдаем, испытываем боль. Но причина, по которой Авраам смог воздержаться от попыток торговаться с Богом и смог повиноваться Божьему повелению, заключалась в том, что он знал, что Исаак изначально был дарован ему Богом, и теперь Бог его забирает. Он повиновался Богу с полным основанием, такова была вера Авраама в Бога. Он истинно верил в Бога и полностью подчинялся Ему — даже если это означало расстаться с тем, что он ценил превыше всего, он все-таки предлагал вернуть Исаака Богу. В конечном счете, истинная вера и послушание Авраама Богу получили Его одобрение и благословения. Бог позволил ему стать праотцом многих народов; его потомки процветали и умножились, и стали великими народами.

Не ограничивайте Бога

(Суд 1:4)

И пошел Иуда, и предал Господь Хананеев и Ферезеев в руки их, и побили они из них в Везеке десять тысяч человек.

Вначале они были освободителями — это была одна победа за другой. Но затем они не смогли изгнать жителей долины, потому что у тех были железные колесницы.

Когда вы ограничиваете Бога, тогда победа тоже ограничена. Это всегда проявится. Сфера, в которой вы не доверяете Богу, непременно проявится. Конечно, принимать помощь нужно, но поговорите прежде с Господом. Спросите у Бога прежде, чем советоваться с человеком, пусть даже праведного. Человек может ошибаться, а ваша жизнь слишком драгоценна, чтобы тратить ее на ошибки.

(Суд 4:1-3)

Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа.И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф -Гоиме.И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет.

И опять железные колесницы.

Иеффай дал Богу обещание

(Суд 11:30-31)

И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.

Когда у вас нет отношений с Господом, у вас будет бартерная система. «Бог! если Ты сделаешь это для меня, то я сделаю то-то, для Тебя». Иеффай проявил слабость веры.

(Суд 11:34-35)

И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз
о тебе
уста мои пред Господом и не могу отречься.

Самуил

(1Цар 8:1)

Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.

У Самуила была только одна ошибка — сыновья не ходили его путями. Они уклонились в корысть, брали подарки и судили превратно.

Иисус Навин и Халев


Иисус Навин и Халев
Иисус Навин состарился, а Халев нет. В Писании написано о смерти Навина, а о смерти Халева ничего нет.

(Нав 13:1)

Когда Иисус состарился, вошел в лета
преклонные
, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета
преклонные
, а земли брать в наследие остается еще очень много.

В следующей главе Халев говорит Иисусу Навину:

(Нав 14:10-11) Т

еперь, вот, мне восемьдесят пять лет; но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить, и входить.

Халев справился в одиночку. Какой контраст между тем, кто верит Богу и тем, кто ограничивает Бога, надеясь на людей.

Сарра засмеялась, услышав, что станет мамой. Поэтому они назвали сына Исаак, что значит смех.

Слабость Моисея

Так было с Моисеем из-за его слабой веры. Первоначально Бог призвал его одного, чтобы обратиться к фараону.

(Исх 4:13-14)
Моисей
сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем.

Аарон не был избранником Бога, поэтому говорить должен был Моисей.

Когда Бог вас призывает, то обеспечивает всем необходимым. Вас не остановят даже железные колесницы.

В дальнейшем Моисей служил почти 120 лет. Умер он без единой болячки и немощи. Его глаза не потускнели, силы не иссякли.

Что меняется, если ты осознаешь себя, как вечную душу, как часть духа самого Творца.

Во-первых, ты понимаешь, что ничего твоего в этом мире нет. Все принадлежит Богу. Ты лишь временно всем пользуешься.

Во-вторых, в своих действиях ты руководствуешься не личной выгодой, а в первую очередь пользой для своей души. А такие действия принесут радость и удовлетворение не только тебе, но и всем тем, для кого ты все это будешь делать. Такие поступки делают вас лучше по-настоящему, когда растет и крепнет душа, а не тело, которое сегодня есть, а завтра — неизвестно.

В-третьих, ты успокаиваешься. Ты перестаешь стремиться изменить этот мир под себя, изменить людей. Что хорошо, то хорошо, что плохо, пускай будет так. Ты учишься отпускать и не привязываться ни к вещам, ни к людям, ни к событиям.

Хвала впереди

(Суд 1:1-2)

По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев — воевать с ними?И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его.

Иуда — хвала.

В любых испытаниях, первым делом нужно прославить Господа. Первое что восходит к Господу — это хвала.

В Израиле двенадцать племен, однако враги должны были быть преданы в руки Иуды.

(Суд 1:3)

Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон.

Бог не просил брать с собой Симеона, но Иуда ограничил Святого Израилева. Он захотел заручиться поддержкой плоти.

Мы все этого хотим, чтобы кто-то был рядом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]