Крестные родители: почему ими не могут быть родные отец и мать

Крёстного выбирают один раз и на всю жизнь. «Разжаловать» его можно лишь в одном случае: если крёстный решит сменить веру. Даже если он сойдет с пути истинного, погрязнет в грехе или совершит убийство, отречься от крёстного невозможно. Останется лишь молиться за его спасение. Поэтому родители столь тщательно выбирают восприемника – поручителя, который после Крещения поведет их сына или дочь по правильному пути. Осложняют выбор церковные запреты, из-за которых взять в крестные можно не всякого.

Поручитель за должника

Крёстный – не просто свидетель Таинства, с которого начинается путь к Богу. Он становится для крещеного наставником и проводником в мире духовных ценностей. Он неустанно молится за крестника, учит его благочестию, кротости, трудолюбию, любви к ближнему. Восприемник с греческого означает «поручитель за должника». Недаром Вселенский святитель Иоанн Златоустый в одной из своих бесед по поводу восприемничества восклицал: «Если поручился, заботься так, словно обязан был заплатить».

Крёстный участвует в воспитании крестника и несет прямую ответственность, если подопечный сбивается с пути. По сути, он является вторым отцом или матерью, которые отвечают не за материальное обеспечение, а за духовное развитие чада. У того же Иоанна Зластоуста есть слова, что принявшие поручительство, то есть крестные отцы и матери, должны проявлять великую заботу, делать внушения, давать советы и с отеческой любовью исправлять. «А если впадут в праздность они, – предупреждал Святой, – будет им осуждение». Во время Таинства крестные поручаются за ребенка перед Богом, а за свое нерадение несут перед Господом ответ.

Во время Таинства именно крестный отец держит на руках мальчика, а крестная мать – девочку. Восприемник читает за младенца (или того, кто из-за глухоты, немоты или другого недуга не может говорить сам) Символ Веры и отвечает на вопросы батюшки. Когда крестник подрастает, восприемник разъясняет ему основы Православия, водит в церковь и на Причастие, поздравляет с православными праздниками и рассказывает их историю, знакомит с Житиями Святых и пр. Обязанности восприемника предполагают, что сам он крещеный в православии и искренне верующий. Что он, знает как минимум Священное Писание и основные молитвы, а также регулярно посещает церковные службы.

Зачем нужны крестные родители

Физически ребенок появляется на свет в день родов, однако, в соответствии с православными канонами, его духовное рождение происходит именно в момент таинства крещения. И, по правилам, участвовать в этом обряде должны его восприемники, или крестные родители. Именно они будут приобщать крестного сына или дочь к церкви, прививать ему (или ей) любовь к Богу и молиться за него во время каждого визита в храм. Кроме того, согласно православной традиции, крестные на всю жизнь становятся духовными наставниками своего крестника. Это значит, что он в любой момент сможет обратиться к ним за советом, а они, в свою очередь, должны будут дать ему мудрый (и правильный с точки зрения религии) совет.

Двое или один

Личное присутствие крестного отца при крещении мальчика и крестной матери при крещении девочки обязательно. Нельзя стать восприемников удаленно, ведь это напрямую противоречит канонам таинства, на котором восприемник должен читать молитвы и давать обеты за крестника. Первый обет – отречения от дьявола, обещание не грешить и не противиться Божьей воле. Второй – веровать в Христа и творить добрые дела.

В первые века христианства крещение совершалось по гендерному признаку. Мужчину крестил диакон, женщину – диаконисса. Они же становились крестными. И сегодня по Требнику необходим лишь один крестный: для мальчика – мужчина, для девочки – женщина. Но по традиции, которая укоренилась в России с XV века, крестных у одного ребенка может быть двое – и женщина, и мужчина. По аналогии с двумя физиологическими родителями.

«Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански»

Крещение ребенка – важное, может быть, даже главное событие и в его жизни, и в жизни его родителей. Но как правильно подготовиться к крещению, как выбрать крестных и почему в саратовских храмах теперь проводят перед крещением огласительные беседы? Эти вопросы мы задали клирику Свято-Троицкого собора г. Саратова иеродиакону Паисию (Шурухину).

ПОДГОТОВКА

Иеродиакон Паисий (Шурухин)

– Отец Паисий, я знаю, что вы проводите огласительные беседы перед крещением детей. Давно ли введено это новшество в саратовских храмах и для чего?
– Такие беседы проводятся перед крещением не только детей, но и взрослых, это не новшество. Огласительные беседы как сообщение христианского учения вступающим в Церковь проводились в Церкви с момента ее возникновения. Господь сказал апостолам: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19). Вот это «научите» и есть указание Господа на необходимость научения основам веры до принятия крещения.

Обучение основам христианской веры известно было уже в апостольский период Церкви: известно, что апостол и евангелист Марк основал огласительное (александрийское) училище для наставления обращенных. Оглашение в древней Церкви занимало времени от сорока дней до трех лет. У оглашенного должен был быть восприемник – свидетель, поручающийся перед епископом или пресвитером за искренность намерений желающего стать членом Церкви.

В дореволюционной России оглашение проходило в течение шести недель. Только после этого человек мог быть окрещен. Ситуация изменилась в советские годы, когда оглашение и само крещение практически были запрещены. Лишь с недавнего времени государство перестало быть непримиримым врагом Церкви, и теперь снова введена практика оглашения. Каждый человек должен быть ознакомлен с основными положениями нашей веры, уметь правильно обосновать, почему он так верит, объяснить, чем отличается Православие от других религий и конфессий.

Сейчас мы проводим две беседы в течение полутора-двух часов, больше люди не выдерживают.

– Огласительные беседы проходят и с родителями, и с крестными?

– Мы должны готовить людей к их будущей ответственности – быть крестными. Поэтому беседы обязательны для крестных. Безусловно, присутствие родителей тоже желательно.

ВЫБОР КРЕСТНЫХ

– Отец Паисий, скажите, крестными могут стать любые люди из окружения родителей или крестные все же должны быть воцерковленными людьми?

– Последнее является обязательным условием. Крестные должны быть не только крещеными, но и воцерковленными людьми. К сожалению, в настоящее время это не всегда соблюдается, и когда на огласительных беседах разговариваешь с крестными, они не могут даже прочесть наизусть Символ веры (краткое изложение православного вероучения).

Ко мне подошел как-то человек и спросил, зачем нужны огласительные беседы, сказал: «Я уже крестный, у меня есть крестники, и я хочу стать крестным еще раз».

В разговоре выяснилось, что он не знает Символа веры, сам не воцерковлен и ни одного своего крестника он не принес ни разу в храм ко Причастию. Просто посидели за столом после крещения и разошлись. Никакого духовного воспитания крестников нет, но так не должно быть: как может человек отвечать за что-то, о чем он не имеет представления? А крестные – это, в первую очередь, духовные воспитатели. Если папа и мама ребенка являются его физическими родителями, то крестные являются его духовными наставниками, они обязаны помочь крестнику стать православным человеком. При крещении ребенка они дают серьезные обеты перед Господом. Человек, не знающий вероучения и законов Церкви, не живущий церковной жизнью, не сможет быть духовным воспитателем мальчика или девочки. Церковь благословила крестить детей с младенческого возраста. Потому что трудно представить себе православную семью, где родители будут крещеными, а их ребенок – нет. Но сам младенец не может дать сознательную присягу на верность Богу, и за него это делают его крестные родители.

Крещение – как второе рождение, духовное. Оно является дверью в Церковь. Человек, принимающий крещение, становится членом Церкви, оказывается на ее пороге. Это начало пути. В дальнейшем уже от него зависит – пройдет ли он вперед. Конечно, дорога предстоит трудная, но Господь не обещал нам легкого пути. А помочь идти ребенку и призваны крестные.

– Если человек не знает, крещен он или нет, может ли он стать крестным родителем?

– Нет, крестным может быть только крещеный человек. Если человек не знает, был ли он крещен в детстве, ему нужно обратиться к священнику и креститься чином «аще не крещен». Только после него человек может стать крестным.

– Обязательно ли наличие двоих крестных?

– Нет, не обязательно. Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.

– Какого возраста должны быть крестные родители?

– Крестным можно стать, начиная с 14 лет. В этом возрасте Церковь считает ребенка уже достаточно взрослым для принятия важных решений в его жизни. Верхнего ограничения возраста не существует, если, конечно, у потенциального крестного нет умственных отклонений или каких-то тяжелых болезней. Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть крестными у одного ребенка.

– Если подытожить, каковы, если можно так выразиться, основные требования к крестным?

– Во-первых, они должны вести благочестивую жизнь. Во-вторых, они должны осознавать всю глубину предстоящей ответственности. В-третьих, безусловно, будущие крестные должны быть или стать воцерковленными людьми, регулярно участвующими в церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Крестные должны заниматься духовным воспитанием ребенка, научить вере, приучить его к молитве, Причастию и церковной жизни, читать ему соответствующую литературу, чтобы Церковь стала частью жизни ребенка. Исходя из этого, родители ребенка и должны выбирать крестных, а не просто потому, что эти люди им хорошо знакомы. Родители должны быть уверены, что в крестных для своего ребенка они не ошибутся.

– То есть на крестных и родителей крещаемого ребенка ложится большая ответственность? Просто зачастую в жизнь людей факт крещения их ребенка не привносит никаких изменений.

– Да, и эта ответственность велика. К сожалению, многие относятся к вере как к чему-то абстрактному, как к обычной философской теории. Но если человек не будет стремиться к воцерковлению, в его жизни и после крещения вряд ли что изменится. При погружении в купель человек освобождается от всех грехов, в том числе и от первородного. И в дальнейшем от человека зависит, совершать новые грехи или вести борьбу с ними. И ответственность родителей и крестных очень большая: они должны научить ребенка жить по-христиански, по заповедям Божиим. Если восприемники не сделают этого, грех нарушения клятвы ляжет на них. В таком случае они оставляют ребенка без своей защиты. Если крестный не выполняет своих обязанностей, то смысла в нем как в восприемнике нет совершенно. Человек, когда он становится крестным, обязательно должен понимать глубину и важность происходящего события.

КОГДА КТО-ТО ПРОТИВ

– Бывает так, что один из родителей ребенка придерживается другого вероисповедания. Возможно ли тогда крещение ребенка по православным канонам?

– Конечно, возможно, если второй родитель согласен на крещение младенца и его православное воспитание. Если же он против, то необходимо смотреть по ситуации. Иногда детей приносят крестить и тайно. Были случаи, когда мама – христианка, а отец – мусульманин. Но тогда один из родителей может подвергнуть риску всю семью. Как отнесется отец к такому факту? Может быть скандал, и даже разрушится семья. Поэтому сложно дать однозначный ответ. Лучше в такой ситуации подойти к священнику и подробно изложить все жизненные обстоятельства конкретной семьи. Но вообще Церковь не рекомендует выходить замуж за инаковерующего, чтобы не случилось подобных разногласий. Потому что человек ради сохранения семьи может пренебречь своей верой, сначала у него возникнут сложности с посещением богослужения, а потом может произойти и отпадение от веры.

– Можно ли крестить ребенка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей следует постараться уговорить на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.

– Бывают ли случаи, когда родители не крестили ребенка, не сочли нужным, а он, достигнув совершеннолетия, уже сам пришел креститься?

– После четырнадцати лет подросток может сам прийти, без родителей и крестных, и принять крещение. Но подобные ситуации стоит рассматривать отдельно, дабы уменьшить возможность создания скандалов в семье. У нас были случаи, когда домашние вели чуть ли не войну с крестившимся тайно членом семьи. Но со временем ссоры сглаживались, и в семье потихоньку смирялись с произошедшим.

– При совершении Таинства Крещения мальчиков вносят в алтарь, а девочек – нет. С чем это связано?

– Издревле так сложилось, что женщины без особого благословения не могли входить в алтарь. И женщинам вход в алтарь закрыт. Поэтому во время обряда воцерковления, который совершается сразу после крещения, мальчиков как будущих мужчин вносят в алтарь, а девочек подносят к царским вратам.

– При крещении ребенку иногда дают другое имя, не то, которое выбрали родители и которое внесено в документы. А чем обусловлен выбор священником того или иного имени?

– Если малышу дано имя, которого нет в православном месяцеслове, то в этом случае смотрят, память какого святого празднуется в день рождения ребенка, на восьмой день по рождении или в день его крестин или просто подбирается православное созвучное имя для крещения. Может быть выбрано имя почитаемого в семье святого. В документах, конечно, останется прежнее имя, но в Церкви человек должен называть свое церковное имя, полученное им в Таинстве Крещения.

Батюшка – да, монах – нет

Отсутствие достойного кандидата в восприемники не должно становиться причиной для отказа от Крещения. Роль крестного может выполнить священник. Так, собственно, и было раньше, ведь батюшка идеально подходит под все критерии безупречного восприемника.

А вот монах стать крестным отцом не может. Это кажется странным, ведь монах – идеальный кандидат, который прекрасно знает Слово Божье, ведет праведную жизнь и личным примером показывает пути для служения Господу. Однако по Большому Требнику восприемничество монахам запрещено, потому что оно «вовлекает их в общение с миром».

Можно ли крестить ребенка без крестных

Бывают случаи, когда в ближайшем окружении нет человека готового стать крестным для ребенка. Следует обратиться в храм, где священник или сам станет восприемником, или попросит кого-то из прихожан. В экстренных ситуациях, когда жизни ребенка угрожает опасность, Крещение происходит незамедлительно.

Важно знать, что “перекрестить” ребенка или выбрать других крестных, если с имеющимися произошел конфликт или они отпали от Православия, невозможно (по этому вопросу советуйтесь со священником).

Умалишенные и грешники

В крестные нельзя выбирать людей с помутившимся рассудком, а также тех, кто совершенно не сведущ в вопросах веры. Они не смогут дать надлежащее духовное образование подопечному. Стать восприемником не могут также те, кто много грешит, не ходит в церковь и не исповедуется, а также преступники и «вообще лица, низко упавшие в глазах общества из-за недостойного поведения». Этот запрет понятен: погрязший в грехе не может служить примером и учить праведности.

Тем, кто не исповедовался и не причащался больше 5 лет, но хочет стать крестным, стоит сходить в церковь. В противном случае они не могут стать восприемниками.

Духовное родство

Крестной матерью и отцом одного ребенка не могут стать супруги. Дело в том, что во время Крещения восприемники обретают духовное родство. А оно, согласно циркулярному указу Святейшего Синода от 19 января 1810 года, является препятствием для брака. По этой же причине в крестные не следует приглашать жениха и невесту, которые планируют венчаться в церкви. Как крестным одного ребенка им могут отказать в церковной регистрации союза. Правда, на практике подобное происходит крайне редко. При этом супругам не запрещается быть крестными разных детей из одной семьи, при условии, что они крещены не в одно время.

Духовное родство после крещения возникает между крестными и родителями крестника. Поэтому, как разъяснял Святейший Синод, крестный отец не сможет в дальнейшем жениться на матери крестника, а крестной матери не разрешат обвенчаться с отцом крестницы. Более того – дети крестных не смогут вступить в брак с крестником или крестницей. Согласно 50-й главе Градского закона, брак между состоящими в духовном родстве запрещен «аж до седьмого колена». А вот родные брат и сестра, отец и дочь, а также мать и сын могут быть крестными для одного и того же ребенка. Они ни при каком условии венчаться не будут, поэтому вполне могут становиться духовными родственниками.

Частные случаи

Выбор крестного – сложный вопрос. Трудно бывает найти достойного и близко знакомого человека, чтобы предложить ему такую роль. В этом случае православная церковь разрешает стать восприемником родственникам.

Бабушка у внучки

Верующая бабушка может быть духовной попечительницей внучки, если ее возраст не превышает 70 лет. Возрастное ограничение, накладываемое церковью, объясняется обязанностями крестной матери. У старой женщины должно быть достаточно сил, чтобы воздействовать на малолетнюю девочку нравственно, иметь силы водить ее в церковь, память, чтобы объяснять основы православия и учить молитвы.

Дедушка у внука

Дед для внука должен быть нравственным авторитетом. Его возраст так же, как и у бабушки, не должен быть старше 70 лет.

Тетя для племянницы

Тетя – близкий человек для семьи. Выбор ее для крещения племянницы зависит от внутрисемейных взаимоотношений, отношения к вере.

Родная сестра

Родная сестра, если ей исполнилось 14 лет, может стать крестной матерью младшей сестре или брату.

Главные требования к сестре:

  • должна быть крещеной;
  • посещать церковь;
  • знать «Символ веры»;
  • осознавать ответственность.

Дети, которыми не исполнилось 14 лет, считаются малолетними и не могут нести ответственность за свои поступки.

Брат у сестры

Родной брат, как и сестра, может быть крестным для сестры, если ему исполнилось 14 лет, он крещен в православии, знает молитвы и понимает, в чем заключаются обязанности крестного.

Католик у православного

Когда Крещение происходит за пределами России, в католической стране, бывает сложно найти православного человека, подходящего для обязанностей крестного родителя. Православная церковь позволяет в таком случае выбрать в крестные человека католического или протестантского вероисповедания.

Двоюродный брат

Двоюродное родство не является препятствием для выполнения обязанностей восприемника, если соблюдены все прочие необходимые для этого условия.

Дядя для племянника

Дядя, как и тетя, может быть попечителем для племянника. При этом должны быть соблюдены условия:

  • крещен в православной вере;
  • его жена не будет крестной матерью племянника;
  • в будущем не планирует жениться на куме (если холостой).

Родственник крестный должен обязательно присутствовать на обряде. Его имя будет вписано в свидетельство о крещении и в церковную книгу регистрации новообращенных.

Родители

В сочинении «Номоканон при Большом Требнике» профессор А. Павлов упоминал, что древняя Церковь не запрещала родителям становиться крестными для своих детей. По мнению А. Павлова, родители и так выполняют функции восприемников, заботясь о нравственном воспитании детей. Запрет появился позднее, с оглядкой на обретаемое при крещении или венчании духовное родство.

Сегодня мать и отец могут окрестить младенца и без восприемников. Единственное исключение – крещение новорожденного ранее 40-го дня после рождения. В этом случае над матерью должна быть прочитана специальная «очищающая» молитва 40-го дня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]