Таинства на дому: В Русской Церкви поддержали прихожан в карантине


Как можно совершить Причастие на дому?

Чтобы совершить Причастие, не нужно ждать, когда разрешат посещать церкви. Достаточно пригласить батюшку домой, и он совершит Таинство. На дому священнослужители выполняют различные требы: исповедуют, причащают, соборуют, совершают поминовение по усопшим.

Публикуем электронную почту настоятелей храмов Воскресенского округа. Рекомендуем в письме описать просьбу и оставить телефон для связи. Александро-Невский храм с. Невское — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Введенский храм пос. Хорлово — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Владимирский храм с. Осташово — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Вознесенский храм с. Барановское — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Воскресенский храм с.Ашитково — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Воскресенский храм с. Воскресенское — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Георгиевский храм с.Ванилово — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Димитрие-Солунский храм пог. Дорки — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Иерусалимский храм г. Воскресенска — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Ильинский храм с. Петровское — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Иоанно-Богословский храм д. Маришкино — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Иоанно-Богословский храм с. Виноградово — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Иоанно-Златоустовский храм г. Воскресенска — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Казанский храм с.Ачкасово — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Космо-Дамианский храм с. Виноградово — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Крестовоздвиженский храм с.Марчуги — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Михаило-Архангельский храм с.Карпово — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Никольский храм г. Воскресенска — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Пантелеимоновский храм г. Воскресенска — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Покровский храм д. Ратчино — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Преображенский храм п. Хорлово — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Серафимовский храм с. Федино — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Сергиевский храм г. Воскресенска — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Троицкий храм с. Конобеево — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Троицкий храм с. Конобеево — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Успенский храм с. Константиново — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Храм Всех святых в Земле Российских просиявших г.Белоозерский — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Христорождественский храм с.Михалево — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сколько стоит причаститься или собороваться на дому?

В своём обращении к жителям округа благочинный написал: «…священнослужители безвозмездно совершают свое служение, и решение вопроса о направлении пожертвований для поддержания приходов, мы оставляем исключительно на Ваше усмотрение».

Эти слова означают, что верующие могут пожертвовать деньги или продукты, как посчитают нужным и возможным.

PS

В безбожное время моя бабушка так и причащалась на дому. Не было возможности отвезти её в храм Иоанна Златоуста или села Воскресенское. Визит священника становился для неё праздником.

Сейчас в разгар эпидемии пригласила и я священника для мамы, которой нельзя никуда выходить. Мы с ней причастились.

Так как блог личный, и я верующий человек, прошу уважать мои чувства верующей. Все комментарии, порочащие православную веру, буду удалять, как на сайте, так и в соцсетях. Статья с контактами батюшек должна помочь тем, кто оказался в затруднительном положении – самоизоляции, и не имеет возможности посещать храм.

причащение

Время и место

Причащение совершается в храме за литургиею, на которой совершается святая Евхаристия.

Человека, находящегося в тяжкой болезни и не могущего идти в храм для Святого причащения, Церковь позволяет приобщать Святых Таин на дому; на что в Требнике положен «Чин, егда вскоре вельми больному дати причастие».

Подготовительные действия

Миряне причащаются от частей Агнца: HI и КА, от других же частей — IИС, которая влагает­ся в потир, и ХС, которою причащаются священ­нослужащие, миряне не должны быть причащае­мы (Служб. Литург. Златоус. о раздроб. Агнца. Кн. о дол. пресв. §115).

Никого также не должен причащать священник частицами, вынутыми из просфор богородичной, девятичиновной, заздравной и заупокойной, так как эти частицы не пресуществляются в тело Христово (Учит. Извест. при служеб.).

Когда ожидается большое число причастников, то части HI и КА в этом случае, после причащения священнослужащих, раздробляются на более мелкие части, соответственно числу причастников.

Служб. Литург. Злат. Обыкновенно, в этом случае Агнец раз­дробляется так: на дискосе сдвигаются в одну сторону частицы из других просфор, а на свободной средине священник раздроб­ляет копием на более или менее тонкие ломтики, например, часть HI, а потом — КА. Отделив несколько ломтиков, священ­ник раздробляет их снова в длину и ширину, при чем непре­менно ведет счет, и затем осторожно опускает раздробленныя частицы в сосуд, сдвигая их с дискоса лжицею или копием и стараясь, вместе с ними, не опускать туда мелких крошек.Число раздробленных частиц должно быть достаточно для всех причастников, а потому величина их будет зависеть от того, как много причастников. Нужно также остерегаться, чтобы вместе с частицами от Агнца не опустить в сосуд частиц от дру­гих просфор; а для этого раздроблять Агнец следовало бы луч­ше на дискосе свободном, не бывшем на службе в тот день, или же на проскомидийной тарелочке.

В случае недостаточности, при большом количе­стве причастников, частей тела Христова, следует вложить в потир запасные дары и ими причащать, или же, если бы и при этом не были бы все прича­щены, то должно для оставшихся служить литур­гию на следующий день, и за этой литургиею прича­стить их (Учит. Изв. при Служб.).

Ни под каким видом не должно вливать в потир воду, после того, как влита уже теплота, если бы не доставало для причастников Божественной Крови; равным образом не следует причащать водою, кото­рою была измыта чаша, или агиасмою, т.е. богояв­ленскою водою; во избежание же случаев недоста­точности, нужно вливать предварительно, в свое время, столько вина и теплоты, чтобы достаточно было Божественной Крови для причащения всех, го­товящихся к принятию Святых Таин в тот день.

Число готовящихся к принятию Святых Таин можно узна­вать, когда они подходят к кресту после молитв пред причаще­нием, а также по числу свеч, приносимых ими священнику при исповеди, и по записи, которую ведет псаломщик — где эти обычаи соблюдаются (Кн. о долж. Пресв. §115).

Запасные дары для больных приготовляются обыкновенно в великий четверток, так как в этот день установлено таинство Евхаристии, но они мо­гут быть приготовляемы и во всякое время, по тре­бованию надобности. Для запасных даров, как ука­зано в Учит. Извест., изъемлется другой Агнец

Если причастников в день приготовления запасных даров не будет много, то нет надобности готовить «второй» Агнец, и можно употребить для запасных даров одну какую-либо часть, предназначаемую для мирян: HI или КА. Если же был приго­товлен другой Агнец, то напояются только две части: HI и КА, другия же две части: IС и ХС должны быть в свое время опу­щены в потир (после причащения) и потреблены. Впрочем, ес­ли где нужно запасать дары для священнослужащих, то долж­но небольшую часть отделить и от ХС и также напоять.

, который приготовляется и освящается вместе с слу­жебным Агнцем, как приготовляются Агнцы для литургии прежде освященных даров. По освящении даров (во время причастного), священник, взяв за­пасный Агнец, держит его над потиром и напояет понемногу кровию, которую набирает лжицею; при чем наблюдает с великим опасением, чтобы Божест­венная Кровь не уканула как-нибудь на престол, а также наблюдает, чтобы все стороны Агнца были напоены так, что, при раздроблении его на мелкия частицы, каждая частица была бы напоена

Для этого удобнее, пред напоением, раздробить напояемую часть так, чтобы она держалась в верхней стороне и вливать кровь как снаружи, так и между разрезами.

; за сим напоенный Агнец влагается в кивот вниз печатью, и лежит там до утрени следующего дня (Учит. Изв. Треб. Петр. Могил. Пособ. к изуч. уст. богосл. прав. церк. Николъск. 762 стр. сноск.).

На утрени следующего дня, во время шестоп­салмия, Агнец вынимается из ковчега и полагает­ся на дискосе, который поставляется на развитом антиминсе. Покадив окрест, священник раздроб­ляет Агнец копием на малые части. Затем, как указано в Учит. Известии, берет плитяной камень (гладкий) или кирпич

Указание Учит. Извест. на этот счет неудобно: кроме того, что не уместно кирпич класть на антиминс, горшок же с жаром -держать на престоле, от чего могут быть опасные случаи, — не скоро при таком способе можно подсушить дары, так как дис­кос приходится держать в руках, следовательно достаточно разогреться он не может, иначе рука не вытерпит. Более же удоб­ным представляется такой способ: становится около престола жаровня с горячим углем; запасные дары ссыпаются на про-скомидийную тарелочку, которая полагается на большую ме­таллическую тарелку с глубоким дном; к этой последней при­делывается ручка (обыкновенно употребляются щипцы) за ко­торую держится священник. Держа тарелку над жаровнею, должно осторожно поварачивать с одной стороны на другую ча­стицы копием; а когда нижняя тарелка сильно нагреется, то, на время остывания, должно ставить проскомидийную тарелку с частицами на антимис, но не посредственно, чтобы не при­жечь антиминса, а на крест, например, другой дискос или про­скомидийную тарелочку, положенные для того на антиминсе.

, полагает его на край антиминса, по правую сторону от себя, а на камне поставляет горнец с

жаром и держит над ним дис­кос с раздробленными частицами, перемешивая их по временам копием, чтобы они не пригорели и давая остывать дискосу, когда он сильно разо­греется. Так продолжает до тех пор, пока части­цы Божественнаго Тела достаточно подсохнут (что легко узнается при прикосновении к ним ко­пием). Потом опускает их в кивот со всяким бла­гоговением, сотворив должное поклонение им, и свивает антиминс.

Через день-два нужно снова просушивать за­пасные дары, иначе они легко и скоро отойдут, и может коснуться святыни повреждение. А потому священнику вменяется в обязанность не только в это время, но и вообще часто, с достодолжным по­клонением, измыв предварительно руки, осматри­вать запасные дары (Номокан. п. 185. Инстр. Благоч. §14. Учит. Извес. при служ.).

Если бы, при осмотре запасных даров, замечено было, что они начинают отсыревать, то тот же час нужно их просушивать, открыв в алтаре окна для притока свежего воздуха и развив антиминс, а на нем поставив дискос с положенными на него запасными дарами. Причем священник, не отходя, на­блюдает, пока дары просохнут, чтобы на них не са­дилась пыль, или муха (Учит. Извес. при служ. (Удобнее и в этом случае просушить их тем же способом, каким они засушиваются в первый раз).

Если бы, при засушивании Божественных да­ров, случилось прижечь почему-либо какие части­цы (чего да не будет), или допустить их заплес­неть в ковчеге, то должно отобрать пригоревшия или заплесневшия частицы в другой какой сосуд (например, свободный потир) и на первой литур­гии, опустив их после причащения в служебный сосуд, потребить, в свое время, вместе с Святыми Тайнами (Учит. Извес. при служебн.).

В храмах, в которых литургия совершается ежедневно, нет надобности приготовлять запас­ные дары, суша их, — и можно, вместо этого, ежедневно, при потреблении Святых Таин, отде­лив от части HI или КА, опущенных уже в потир, сколько нужно, Тела Христова, а также и Крови, опустить в особый сосудец, употребляемый при причащении больных — и хранить на престоле, а в следующий день потребить запасные дары, вче­ра оставленные, новые же заготовить (В Учит. Изв. указ. на этот счет сделано несколько ина­че, но на практике обыкновенно делается так, как выше указано).

Дароносиц с запасными Святыми дарами от­нюдь не должно держать священникам у себя в до­мах, — и когда нужда позовет в домы приходские ради причастия больных со Святыми Тайнами, они — священники, ходили бы с подобающею такому та­инству честию, носили бы оные на персях своих, в устроенных на то дароносицах и сделанных из при­личной материи влагалищах (Инстр. Благоч. §14).

Обрядовый порядок чина, егда вскоре вельми больному дати причастие

Прийдя к больному, священник разстилает по­кровец (воздух)

на столе, покрытом скатертью; на воздухе полагает дароносицу и поклоняется пред нею низко
(Требн. Петр. Могилы).
Потом начинает «чин» словами: Благословен Бог наш…

читает Трисвятое и прочия начинательныя молитвы и, по возгласе на «Отче наш»,
Госпо­ди помилуй 12
раз,
Приидите поклонимся
трижды,
Символ веры
и
Вечери Твоея тайныя… слава: Царю Небесный, и ныне: Бога из Тебе воплотившагося;
затем 40 раз
Господи помилуй
и три следующие в чине молитвы; из них третью читает, обратясь к больному
(Так следовало бы по содержанию этой молитвы. См. Писъм. по паст Богосл. прот. Евг. Попов. ч.IIстр. 76).
По прочтении молитв, если больной не исповедывался, то священник исповедует его тотчас, пове­лев присутствующим выйти из комнаты на время исповеди; по окончании же исповеди, читает поло­женную в чине молитву: Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый…

и затем разрешительную молитву:
Господь и Бог наш Иисус Христос… да простит ти чадо
(имярек)
и аз недо­стойный иерей… (В Требнике на ряду «Чина» ее нет, обычно же она читается).
По разрешении больного, входят в комнату ок­ружавшие его (Духовн. Реглам.);

священник, влив в сосудец воды и вина, опускает в него частицу запас­ных даров и, после прочтения молитв:
Верую, Госпо­ди, и исповедую… Вечери Твоея тайныя…
и
Да не в суд и не во осуждение…,
которые больной повторяет за священником, причащает больного со лжицы. По­том читается:
Ныне отпущаеши…
Трисвятое и пр. начинательные молитвы, тропарь дневной и Богоро­дичен:
Молитвами всех святых…
и малый отпуст.

Церковные правила

О причащении мирян

Священники обязываются всегда сами приобщать мирян Святых Таин; посылать же чрез кого-нибудь Святые дары в домы прихожан, также, вместо непо­средственного сообщения в уста, передавать их в ка­кой-либо сосуд — строго запрещено (VI
всел. соб. 101).
Диакон не имеет права причащать других ни в каком случае «ниже самому себе самаго или инаго кого причастити когда» (Диаконск. Ставл. грам.).

Каждый православный христианин неотложно должен причащаться Святых Таин каждый год, по крайней мере — однажды, а более усердные и могу­щие достойно приготовлять себя к таинству — четы­режды в год — в установленные церковью посты, хо­тя не возбраняется и чаще(Нрав. Испов. ч.
I. вопр. 90. Прав. Катих. стр. 91).
К причащению Святых Таин верующие, свыше семилетнего возраста, должны приступать не иначе, как после исповеди и разрешения грехов от священ­ника, в чистоте душевной и телесной, по надлежа­щем приготовлении и исполнении всего установлен­ного Церковию правила молитвенного, какое требу­ется и от священнослужащих (Дион. Александ. пр. 2. Тим. Алекс. 7, Учит. Извест. при служб.).

Яснее говоря, приготовление мирян к принятию Святых Таин должно состоять в посте и молитве, в делах милосердия и воздержания от плотских су­пружеских наслаждений, и должно продолжаться семь дней; а по нужде — три

или, в крайнем случае,
один
день
(Тимоф. Алекс. 5. Учит. Изв.).
В дни приготовления к принятию Святых Таин (говения) миряне обязаны неопустительно бывать в храме при всех общественных службах церковных, а накануне причащения должны выслушать церков­ное правило, положенное для священнослужащих, то есть:

— Под воскресенье: канон Спасителю, параклисис Богородице и канон Ангелу Хранителю.

— Под понедельник: те же каноны и канон Ар­хангелам.

— Под вторник: те же и, вместо канона Арханге­лам, канон Иоанну Предтече.

— Под среду: Спасителю, Божией Матери — Одигитрии и Ангелу Хранителю.

— Под четверток: Спасителю, Божией Матери -параклисис, Ангелу Хранителю, Апостолам, и кто хочет, Святителю Николаю.

— Под пятницу: вместо канона Спасителю — ка­нон Животворящему Кресту Господню, Божией Ма­тери — параклисис и канон Ангелу Хранителю.

— Под субботу: канон Спасителю, акафист (с ка­ноном) Божией Матери — благовещенский, и каноны Ангелу Хранителю и всем святым.

Кроме того, в каждый вечер, по прочтении кано­нов, должны быть прочитаны молитвы «на сон гря­дущим» (См. Прав. готов, служ. и хотящ. причас. при служб. в конце кн.).

Утром читаются обыкновенно-утренние мо­литвы и канон и молитвы готовящимся ко прича­щению (Там же).

Тайны должны быть принимаемы людьми, ниче­го не евшими и не пившими в тот день (VI
всел. пр. 29. Карфаг. 50 и 58).
Такое полное воздержание должно начаться еще с вечера накануне причаще­ния; только людям престарелым и детям, не могу­щим при физической слабости переносить полного воздержания, разрешается принимать пищу с вече­ра, накануне, но в самом умеренном количестве и то — до полуночи только
(Тимоф. Алекс. 16).
Готовящийся к причащению и нечаянно прогло­тивший воду в то утро, при полоскании рта, напри­мер, может причащаться (Учит. Извест. при служ.).

Беснуемый из верных, если не хулит, также по временам может причащаться (VI
всел. 29. Карфаг. 50,58).
Имевший накануне причащения нечистое снови­дение должен испытать свою совесть и, если причи­на сновидения была не от него, а по искушению от сатаны, то должен причаститься (Дион. Александр. 4. Тим. 12).

Но не должны допускаться к принятию Святых Таин:

а) находящиеся под отлучением от Святых Таин (Учит. Извест. при служ.).

б) находящиеся в бесчувствии, умалишенные и бесноватые, когда в припадках сумашествия или беснования они богохульствуют (Тимоф. Алекс. отв. 3-й).

в) муж и жена, имевшие накануне супружеское сообщение (Там же).

г) женщина в периоде месячного очищения (Там же отв. 6-й).

д) наконец, не должны быть причащаемы умер­шие, ибо сказано: Приимите, ядите,

но умершие ни принимать, ни есть не могут
(Карфаг. 26).
При причащении должен соблюдаться установ­ленный порядок: «да причащается (сперва) епископ, потом пресвитеры и диаконы, и иподиаконы, и чте­цы, и певцы, и аскеты, а из жен — диаконисы, девы и вдовицы, после дети — и весь народ по порядку» (Апост. пост кн.
VIIIгл. 13).
Приступающие к причащению должны подхо­дить к Святым тайнам чинно, в глубоком смирении, со сложенными на груди руками, и каждый должен, подходя, «поклониться единожды Христу истинно в тайнах сущему»
(VIвсел. 101, Учит. Изв. при служ. Литур. Злат.).
Приняв же, честно да поглотит и, по очищении уст платом священническою рукою, лобы­зает край святой чаши, как самое Христово ребро, из него же истече кровь и вода и, отступивши мало, поклоняется — но не до земли, ради сохранения при­ятых тайн
(Учит. Изввст.).
Причастившиеся обязаны выслушивать или про­читать благодарственные «по Святому причащении» молитвы (См. служ. Литур. Злат.)

.

Так как дальнейшие правила, касающияся причащения, от­носятся к совершению литургии, которое есть общественное,

а
не частное
Богослужение, то они и не вошли в состав этой книги
(Примечание составителя).
После правила ко причащению, равно как и при записывании по причащении, не должно выставлять тарелок или кружек для принятия приношений от причастников, как это допущено обычаем; вместо же того, по прочтении благодарственных молитв, когда причастники прикладываются ко кресту и ок­ропляются святою водою, должна быть выставлена кружка с надписью «в пользу причта» (Ук. св. Син. 20 Февр. 1887 г.).

О причащении младенцев. До семилетнего возра­ста дети причащаются без исповеди и вообще без приготовления положенного для мирян, и притом, в самом раннем возрасте — не под обоими видами, а только под одним видом крови, как не могущие вку­шать твердую пищу (Тим. Алекс. 1).

Младенцы, получившие крещение, причащаются в тот же день или за ближайшей ко времени крещения их литургией, подобно тому, как новокрещенные и присоединенные из еретиков и раскольников (См. Нов. Скр. Вен. ч. 3. г. 7. §1. Чин прин. иновер.).

Не должно вместе со здоровыми младенцами и с той же лжицы причащать младенцев, больных зараз­ными болезнями, как-то: дифтерией, скарлатиною и пр. (Ук. по Ворон. епарх. 1 Мая 1880 г. №4312).

О причащении больных. Священник всегда дол­жен быть готовым явиться к больному для напутст­вия его Св. Тайнами: «буди страж день и нощь с крещением, покаянием и причастием», повелевает священнику «Увещание святительское» (Поуч. Свя­тит, к новопост. Иерею 6 стр. (изд. 1862 г.).

Если бы не случилось приходского священника, то ни один священник не в праве отказаться от напутствования больного (Уст. Дух. Конс. ст. 97, инстр. благоч. ст. 41).

Только в одно время — во время совершения ли­тургии, в Херувимской песни и до конца литургии, священник не должен прекращать службы ради больного; на всяком же другом богослужении, равно как и на литургии до Херувимской песни, он, в слу­чае надобности, должен остановиться службою в церкви и спешить к больному, если больной живет недалеко, распорядившись, чтобы, в отсутствие его, псаломщик читал, для назидания присутствующих, псалмы. (Учит. извест. л. 18).

Больных дозволяется причащать и без соблюде­ния установленных Церковию правил ко причаще­нию, как-то: воздержания от пищи и поста, молит­вословий и пр.; даже молитвы, положенные в чине «егда вскоре вельми больному дати причастие» мо­гут быть опущены, если больной очень опасен; — до­вольно же в таком случае только прочитать: Верую Господи и исповедую…

и
Вечери Твоея…
и тотчас причастить больного; но во всяком случае, — после испо­веди
(Номок. при бол. Требн. 166 пр. Никиф. Испо­веди. пр. 8. Требн. Петр. Могил. о причащ. болън.).
Больные могут быть причащаемы и по принятии ими пищи, если жизнь их в опасности (Там же).

Больной, находящийся под запрещением, в смертной опасности не должен быть лишаем при­чащения Святых Таин, в случае же, если встанет после болезни, то епитимия его не прекращается до времени, на какое она ему назначена (Григор. Нисскаго пр. 5).

Практические заметки

— Сосуд, во время приобщения должно держать крепко, — и преподавать из него Святые Тайны не с полной лжицы, чтобы не могло кануть, — хотя бы и на плат (Писъм. по паст. Богосл. прот. Евг. Попов. ч.
IIстр. 72).

Младенцев свыше двухлетнего возраста можно причащать вместе Телом и Кровию
(Ворон. Епарх. Вед. 1884 г. №22).

Когда младенцы приобщаются под обоими ви­дами, тогда слова приобщения говорятся к младен­цу уже сполна:
Свят. Тела и Крови причащается…,
но слова:
во оставление грехов
и тогда исключают­ся
(Писъм. по паст. Богосл. Попов. ч.II, 70 стр.).
— Нужно, чтобы приводящие младенцев подни­мали их для приобщения; сосуда же с Святыми да­рами не следует низко опускать для них. По той же причине должны приводить к приобщению детей не дети же малые, но лица возрастные (Там же).

Из предосторожности, чтобы Святые Тайны не остались не проглоченными младенцем, должно убеждать приносящих младенца к Святой чаше, по­лагать его на правую руку кверху лицом. Сверх того, нужно удерживать руки младенца, чтобы он не ухватился за край чаши и не пролил Святых даров. Наконец, чтобы ни малейшая капля Крови не оста­лась непроглоченною младенцем, нужно, по возмож­ности, меньше почерпать Святой крови лжицею из потира
(Практич. излож. Церковно-гражд. постан. Нарвова стр. 59).

Если младенец способен вкушать твердую пи­щу, то он может быть приобщен и на литургии преждеосвященной
(Рук. для сел. паст. 1867 г.).
Плат должно держать так, чтобы все прост­ранство между священником и приемлющим при­чащение было горизонтально завешено им. Это невозможно сделать одному, но вполне возможно для двоих, прислуживающих при причащении из мирян. Если же некому прислуживать, то следо­вало бы для этой цели конец плата прикреплять к поясу священника посредством ли пришитаго к плату шнурка, или же, если плат большой, то просто заложив его конец за пояс (Тулъск. Епарх. Вед. Паст. Собес. 1886 г. №36).

— Лжицу, после приобщения, всегда следует об­тереть платом и положить поверх сосуда на воздух, покрывающий сосуд (Там же).

При большом стечении причастников, как напри­мер, в субботы великого поста, для удобства, младен­цев следует причащать после взрослых, вообще быв­ших на исповеди. При несоблюдении этого порядка может случиться, что с уменьшением в чаше Крови, трудно и даже невозможно будет брать на лжицу час­тицы отдельно по одной для причащения взрослых, -и таким образом иные, готовившиеся к причащению в тот день, останутся не причащенными, хотя бы, по числу говеющих, число частиц было заготовлено в должном количестве (Ворон. Епарх. Вед. 1884, №22).

— Людей престарелых и слабых, живущих вдали от церквей, в великий пост причащать запасными дарами, конечно, следует, но лучше бы — с прочте­нием для них «причастнаго правила» (Письм. по паст. Богосл. Попов, ч. П 77 стр.).

Для приготовления старых и немощных, ко­торые не могут приходить в церковь в дни гове-ния, к достойному принятию Святых Таин, необ­ходимо посылать в отдаленные деревни (от при­ходской церкви) псаломщиков или назначать гра­мотных людей из односельцев, которые, по пред­варительному наставлению священника, в опреде­ленное время дня читали бы им, собранным в один дом, то, что читается в эти дни в церкви
(Рук. для сел. паст. 1867 г. т.III, стр. 670).
— Хорошо было бы вообще таких людей при­учать к Святому причастию во все четыре поста, да не внезапу найдет на них час смертный.

Для этого, из снисхождения к их немощи, иследова­ло бы приобщать их в домах
(Письм. по паст. Бо­госл. Попов, ч.IIстр. 72).
При повальных эпидемических болезнях должно стараться, по возможности, напутствовать больных в домах их, не требуя привоза их к церкви; так как при подобных болезнях заболевающие подвергаются часто таким припадкам, при которых перевоз их с места на место невозможен. В таких случаях свя­щенник должен внушать прихожанам, чтобы они непременно приглашали его, для напутствования больного к себе в дом, не возя больного к церкви, -и по первому их требованию безотлагательно яв­ляться в дом к больному (Распор, по Ворон. Епарх. 1871 г. Сент. 30 №6975. 1872 г. 11 Апр. №6081).

— Кивот, в котором хранятся запасные дары, должен быть так устроен, чтобы не проникала в него пыль, которая может пробиться в него чрез ма­лейшую скважину. Потому-то для большей части да­рохранительниц необходим стеклянный футляр (Писъм. по паст. Богосл. Попов, ч.
IIстр. 74).
— Брать Святые частицы из кивота в дароносицу, для приобщения больных, надобно в епитрахили и поручах. Лучше всего полагать в дароносицу одну или столько частиц, сколько будет больных, к кото­рым нужно одновременно зайти; в таком случае мы и к себе в дом не занесем без нужды Святых даров, и, буде встретится надобность зайти в чужой дом после приобщения больного, можем зайти и с дароносицей, так как она уже будет праздна (Там же, 75 стр.).

Во избежание возможности пролития Святых Таин, нужно внушать прихожанам, чтобы они не во­зили больных для причащения к церкви, но пригла­шали бы священника в домы свои с запасными да­рами
(Расп. Епарх. архиер. по Самаре, и Рязан. епарх. (Свод указан, и замет, по вопр. паст, практ. изд. 1875 г. стр. 95).
Разрешение недоумений

Как причащать тех, кои не могут принимать ви­на?

Чтобы, причащая обыкновенным способом, не могущим принимать вина не подать повода укло­няться от Святого причастия по естественной необ­ходимости, следует таковых причащать по преиму­ществу запасными дарами, приливая к ним, вместо вина, простую воду, или же — если и обыкновенны­ми дарами, то не иначе как напоив прежде частицу тела Христова небольшою каплею крови Христовой и затем преподать им Святые дары в лжице, вместе с водою
(Минск. Епарх. вед. 1870 г.).
Причащать ли больных, страдающих рвотою? В

случае, если больной находится в очевидной опасности извержения Святых Таин, лучше не причащать его в то время и выжидать — не прекратится ли рво­та. Это мнение основано на благоговении к великим и страшным Тайнам, на всегдашней практике и опытности благочестивейших старцев — иереев и особенно — на ясном положительном правиле, напе­чатанном в Требнике Петра Могилы, на которое пра­вило нужно смотреть, по крайней мере, как на пра­вило Церкви поместной. Вот это правило: «Не иму­щим всегдашняго ради блевания ничтоже удержати в себе от вкушаемых да не подает иерей Божествен­ное причащение, безчестия ради; довлеет бо сицевым не могущим, еже очистивши совесть свою свя­тым исповеданием, от сердца желати святое прича­щение»
(Указан, по вопр. паст, практ. при Церк, общ. вест. 1876 г. стр. 177).
Нужно ли причащать больных женщин в скоро­сти после родов и во время обычного очищения?

Церковные правила
(Учит. Изв. и Тимоф. Алекс, отв. 6.)
говорят, что женщина в период месячного или родильного очищения не должна ни в церковь входить, ни причащаться Святых Таин; но так как эти правила имеют в виду женщин здоровых, а не больных, а с другой стороны — если и преступникам церковь снисходит в смертных случаях и разрешает им причащение Святых Таин, то нет причины ли­шать того же женщину, умирающую во время ее ес­тественной нечистоты, — явления, совершенно неза­висящего от ее воли
(Ворон. Епар. вед. 1870 г. № П).
При этом, конечно, нет надобности, пред прича­щением умирающей родильницы, читать ей «соро­ковую» молитву, ибо умирающая допускается ко причащению не в силу сороковой молитвы, безвре­менно в этом случае читаемой иными, а в силу сни­схождения Церкви к ее исключительному положению; и тем более нет надобности читать в таких слу­чаях эту молитву для больной, находящейся
в пери­од месячного очищения,
так как молитва «сороко­вая» имеет совсем другое назначение
(Там же).
Обязательно ли для священника тот же час, ког­да приглашают его к больному, причащать больнаго Святыми Тайнами? В

требнике Петра Могилы, в уставе «о еже како причастити больнаго вскоре», го­ворится, что священник должен сперва всякого больного исповедывать и «к исповеданному уже с Божественными Тайнами ити и причастити», и толь­ко в том случае, когда «нужда смертная належати будет», то с Божественными тайнами да идет и, ис­поведав, да причастит … «аще скорые ради нужды, на кони к больному да бежит». В самом чине гово­рится: совершив же исповедание и разрешение, «аще больной близ есть смерти и уже кончается… да вземлет» тотчас Божественныя Тайны и, обратив­шись к больному, говоря «со страхом Божиим»… причащает его
(Подольск. Епар. вед. 1871 г. №13).
‘ К этому нужно добавить, что и в общеупотребительных требни­ках чин для причащения больных называется чином егда вскоре велъми больному даты причастие,

в самом же чине, после мо­литв, повелевается исповедывать больного в том случае,
если больной пред сим не исповедывался,
что ясно говорит о том, что Святые Тайны должны быть преподаваемы с рассуждением о том, насколько опасен больной, и если он не опасен, то допуская его к принятию Святых Таин, следовало бы требовать от него вы­полнения хотя некоторых условий, требующихся от здоровых, готовящихся к причащению, как например, слушания молитв ко причащению и невкушения пищи в тот день пред принятием Святых Таин. Исповедывать же такого больного можно было бы за день перед причащением. Так и делают священники, испол­няющие в точности
Святительское поучение
о напутствовании больных
(Четвер. наст. «Как обр. напутст. умирающих» стр. 22),
стараясь, по возможности, чаще навещать больных не для причащения только, но и для нравственнаго назидания и успо­коения больного и приготовления его к загробной жизни.

Через сколько времени нужно снова причащать

больного в одной и той же болезни? В некоторых ме­стах существует мнение, освященное давним обыча­ем, причащать не более одного раза в течении шести недель. Неосновательность такого мнения можно ви­деть из того, что древние христиане причащались и в здоровом состоянии ежедневно, тем более для при­ближающегося к смерти должно быть дозволяемо бо­лее частое причастие Святых Таин. В требнике Петра Могилы по этому поводу говорится: «Аще больный, причастився Божественным тайнам, дний колико по­живет и паки, в беде смертной быв, вожделеет Боже-ственнаго причащения, никакоже иерей отрицается и паки причастити его, аще случится и многажды по­том».
(Треб. л. 54) (Подольск. Еп. вед. 1871 г. №13).
О потреблении Святых Таин, в случае невозмож­ности больному принять оные?

Если Святые Тайны уже приготовлены для принятия больному (намокли в сосудце), а больной внезапно умирает, лишается надолго сознания, или у него окажется позыв на рво­ту; то они потребляются на другой день с литургий­ными дарами, или в том же доме, где больной лежит, преподаются младенцу, могущему принять их
(Писъм. по паст. Богосл. Попов, ч.IIстр. 76).
Должно ли причащать младенцев в домах?

Для причащения одно место — церковь, и одно время — за Божественною литургиею; только для больных воз­растных делается исключение в этом случае, но они причащаются запасными дарами и, что не удобно для детей, по прочтении положенного чина, в коем нет ни слова о младенцах. Вообще нет нигде указа­ния на то, чтобы дети были сподобляемы приобще­ния вне церкви, а потому причащение на домах де­тей, где оно допущено, нельзя не признать самочи­нием
(Ворон. Епарх. вед. 1884 г. №22).
Последствия
неисполнения правил
— Священник, причастивший мирянина не час­тицею раздробленного Агнца, а частицею из про­сфор, заздравной или заупокойной, которые части­цы не пресуществляются в Тело Христово, а также и причастивший водою, которою измыта чаша, а тем более агиасмою, т.е. водою богоявленскою, вводит новую вымышленную тайну, не понимая, что тем са­мым тяжко согрешает (Кн. о долж. Преосв. §115).

Требовать какой-либо мзды за Святое прича­щение запрещается священнослужителям, под опасением извержения из сана, как за симонию

(VI
всел. пр. 23).
— Священник, допустивший, по нерадению свое­му, кого-либо из православных умереть без причас­тия Святых Таин, отрешается от своего места и низ­водится на степень причетника, впредь до раская­ния и исправления (Уст. дух. консист. ст. 183. Кн. о долж. пресв. §116).

— Если больной умер по нерадению окружающих его, без напутствования Святыми Тайнами, то ви­новные в неизвещении священника отлучаются от причастия Святых Таин на более или менее лродолжительный срок, судя по мере их вины и по нравст­венному их состоянию (Кн. о долж. пресв. §116).

— Священники не должны держать дароносицы с Святыми Тайнами в домах своих, под опасением строгого штрафа
(Инстр. Благоч. §14).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]