Царствие небесное!
«Царствие небесное и вечный покой!»
«Светлая память и царствие небесное!»
— слова соболезнования и устная эпитафия у православных христиан.
По православным представлениям, первые сорок дней после смерти душа умершего:
На 40-й день душа усопшего предстает на суд Божий. Господь решает судьбу, где будет душа находиться, — в Раю или а Аду.
Молитвы за упокой души и обращения к Господу о прощении помогают умершему. Поэтому первые 40 дней и на поминках 40-го дня — особенно, — поминая покойного, православные христиане взывают к Всевышнему:
— Царствие небесное и вечный покой! или — Царствие небесное и вечная память!
Это отличает этикет поминок и соболезнования у православных от светских традиций поминовения, где «Пусть земля будет пухом!» — самая распространенная устная эпитафия и поминальный тост.
Открытки-картинки «Царствие небесное!»
Траурные открытки с картинками и надписями «Царствие небесное» или «Царствие небесное и вечный покой!» выполнены так, что их можно передать через СМС, по Whatsapp, Telegram, Skype, Email. На телефоне получателя открытка отобразится корректно, как слова православного. Дополните сообщение парой слов от себя!
Как правильно?
«Царство небесное» или «Царствие небесное»?
Как правильно писать?
“Царствие небесное” — эта словоформа использовалась в старорусском языке, и её корни уходят в Священное писание. Словари определяют слово “царствие” как церковно-книжную, устаревшую лексему. Современный аналог слова “царствие” — “царство”.
Подчеркнуто устаревшее «царствие» определяет говорящего как придерживающегося церковных канонов христианина.
В траурном этикете православных ритуалы значимы.
Онлайн-мемориал — продолжение памятника из гранита
✒ Как написать некролог и опубликовать его бесплатно
Эпитафии.ру — самая красивая коллекция надписей на памятник.
Источник
Душа после смерти
Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.
Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.
Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.
“В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4).
После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.
Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.
“Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4)
Как церковь смотрит на кончину человека в день Светлой Пасхи?
В отличие от мирян, часть из которых может считать смерть в главный православный праздник великим благом Господа, дарующего спасение душе усопшего и освобождающего от Страшного суда с мытарствами, церковные служители не поддерживают такой точки зрения.
Все представители церкви опираются только на официальные священные писания, в которых говорится, что все души усопших должны пройти через Божий суд, покаяться и очиститься от грехов земной жизни. Иных указаний, связанных со смертью в день Пасхи Библия не содержит.
Как молиться о покойном
В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.
Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:
«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.
Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.
Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:
“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.
Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.
Cуществует такая версия, что если человек умер на Пасху, он сразу попадает в рай…
Архимандрит Амвросий (Юрасов) отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж». Ведущий – иеродьякон Елеазар (Титов)
-Христос сошел в ад, чтобы вывести оттуда всех праведников. И за Христом пошли все те, кто хотели идти. А кто не хотел со Христом идти, выйти из ада — те остались. Батюшка, как такое может быть? Вот, некто попал в ад. Пришел Христос выводить из ада — а этот некто все равно захотел остаться там?
-Те люди, которые были озлоблены — они при жизни не видели ничего святого и такими же перешли в духовный мир. Они и там будут озлоблены. Эти люди злы, как демоны и не хотят каяться, они находятся в страшном озлоблении и не хотят идти за Христом.
-То есть Христос и демонов мог бы вывести из ада?
-Если бы они согласились — да. Господь дал человеку свободную волю, и эту волю Он не нарушает. Поэтому люди при жизни начинают раскрываться в любви к Богу или же в ненависти к Нему. Вот у меня друг с детства в церковь ходил, так ему дядя сказал в юности, что Бога нет, что все создала природа. Сейчас ему уже 70 лет, и он против Бога и церкви. Даже через близких передали ему книжечку: «Яко с нами Бог» — он не стал ее читать. Выбросил. Так он озлоблен. И конечно, только молитвы родителей могли бы помочь ему. Но его мать покончила жизнь самоубийством. Так что человек покаяться не смог.
Так вот, на Радуницу православная церковь поминает всех, кто не противится этому. У Бога все возможно.
-Батюшка, существует такая версия, что если человек умер на Пасху, он сразу попадает в рай, минуя мытарства.
-Такое в Священном Писании нигде не написано. Это придумывают люди, чтобы облегчить свое внутреннее состояние. Сказано, что ни что нечистое в Царство Божие не войдет. Туда входят только те, которые раскаялись, исправились, очистили свою душу, наполнили ее благодатью. Господь говорит: «В чем застану — в том и буду судить». А если в Пасху Господь застал человека, который всю жизнь матом ругался, напивался? Пьяницы Царство Божие не наследуют — так определено. И так просто в рай никто не войдет.
-Хорошо, батюшка, скажите, как всего этого избежать? Чтобы душа не озлобилась против Бога?
-Надо смириться. Потому что если мы находимся в гордыне — то уподобляемся не Богу, а дьяволу. Потому что Господь сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим». А когда человек в гордыне находится, а гордиться — то нечем. Допустим, спрашиваю: кто создал землю? – Господь, а кто из земли создал человека? – Господь, а кто дал душу бессмертную и все способности? – Господь, а у нас что остается?- только одни грехи. А грехами хвалиться неразумно. Да если будем себя считать мешком с дерьмом — это нормально. Порой этот мешок может так вонять, если чуть тронешь. А ведь можно просто работать над собой и достигнуть такого состояния, что никогда не будет в душе ни гнева, ни обиды, ни зла, ни гордыни. Всегда будет тишина, мир и спокойствие, если мы отдадимся в руки Божии. Потому что Бог нами руководит. Везде промысел Божий, особенно когда человек стремится к Богу.
Тел. звонок: Была на кладбище. Людей много. Много пожилых. Транспорт не организовали. Старики идут пешком. Мимо проезжают машины со свободными местами, и никто не подвезет. Вот что с нами происходит?
-На все промысел Божий. К пророку Давиду в окно влетели воробьи и помет бросили прямо на глаза, и он ослеп. Разве Господь не знал? Он попустил это. Для того, чтобы у Давида появилось терпение и благодарность ко Господу. А то, что на кладбище случилось, это поскольку мы своих детей не воспитываем в православном духе — вот такое у них отношение к родителям. Еще лучше: многие богатые люди отдают своих родителей в дома престарелых. А все православные их досматривают до конца.
Тел. звонок: -Как помочь человеку, который озлобился?
-Только молитва чудеса творит. Просто надо внутренне помолиться своими словами, рассказать Господу, как дорогому Отцу всю свою боль души и предоставить все воле Божьей. А иначе ничего не сделаешь. Некоторые говорят: батюшка, а как сына в храм затащить? Я говорю: возьми бульдозер, веревку на шею — и тащи его туда. Но это же невозможно! У него своя свободная воля есть, и Господь ждет его, когда он придет и покается. Надо просить ближних, чтобы помолились, в монастыри, в храмы заказывать сорокоусты. Особенно можно поминать, когда Евангелие читаем, на главах можно поминать. И можно отдельно молиться. Ведь всякая молитва доходит до Бога. Ну и, конечно, научиться молиться. Как у одного монаха болела голова, и все спрашивали – как ты научился молиться? Он говорит: да очень просто — когда начинаются головные боли — я начинаю молиться, боли проходят. Перестаю — снова болит. И так мне приходится беспрестанно молиться в течение дня. Таким путем приучил человек себя молиться. А святые отцы говорят: если не было бы бесов — ни один человек не спасся бы. Бесы нападают — а мы ведем борьбу с ними. А Бог помогает. Только мы очень редко обращаемся за помощью к Богу. Ну, допустим, один монах молился в келии. И бесы постоянно ему досаждали, прямо являлись. А потом уже дошло до такого, что они схватили монаха за руки и стали выталкивать его из келии. Он уперся в стены и закричал: Господи, помоги мне!! Вдруг: шурр! — и все исчезло. И монах говорит: Господи, что же Ты мне раньше не помогал? А Господь ответил: ты ко Мне не обращался. Как обратился — так Я тебе и помог. Надо постоянно обращаться к Богу. Конечно, бес внушает людям – зачем Богу досаждать, обращаться постоянно к Нему? Но на то Он и Бог. Допустим, 7 миллиардов сейчас живет на земле, если все будут обращаться круглые сутки – и то Бог всех услышит. Если все святые будут на небе обращаться к Богу и ангелы все, Он всех услышит. Мы себе Бога уподобляем. А Бог — это чистейший дух, Бог — это любовь. О Боге нельзя думать, что дедушка с бородой летает и управляет миром. Так что Богу можно молиться постоянно. Поэтому апостол Павел говорит – непрестанно молитесь, всегда радуйтесь, за все Бога благодарите.
Тел. звонок: -Если хочу в монастырь, а родители против, как быть?
-Был такой случай. Один старец с учеником вышел и смотрит поток бесов, как черные тучи, летят. И старец говорит: заклинаю вас живым Богом, скажите, куда вы летите? Один бес приостановился и говорит: вот в таком — то селе девушка собралась идти в монастырь. Старец берет ученика, спешат туда, там все село заполнено бесами. Открывает дом, и в доме их тьма- тьмой, и сидит девушка, склонив голову, спит. А бесы ей говорят: глупая, зачем ты идешь в монастырь? Ты посмотри, сколько людей, которые живут в миру и превыше монахов стали. Старец осенил крестом — и все бесы вылетели из дома. Одному он на хвост наступил у дверей и задержал. И девушка очнулась. Говорит: я собралась в монастырь идти, а сейчас передумала. А старец ей: вот твои враги, и показал на беса. А девушка — я не вижу. Тогда старец сказал: давай помолимся, и открылись ее духовные очи, и она увидела беса страшного, безобразного. Так что пусть никто не думает, что все пойдут в монахи. Пойдут те, кого Господь призвал. Преподобный Серафим Саровский говорит, если тебя связали и привезли в монастырь — это воля Божия. То- есть надо Бога благодарить да радоваться. Потому что последние дни жизни сами потом покажут результаты. А Нил мироточивый учил: в Сященном Писании сказано, что третья часть ангелов пала с неба. Вот этот мир будет до тех пор стоять, пока не пополнится число падших ангелов. Поскольку монашествующие принимают ангельский образ, вот они — то и являются заполнением мест падших ангелов. Так что надо Бога благодарить, если Господь кого-то призвал на этот путь. Если Господь призвал — значит, Господь поможет. Только везде надо трудиться в поте лица.
Тел. звонок: -Тяжелая ситуация дома. С сыном ужасные отношения.
-Как понять, что Господь призвал на монашество?
-Когда ко мне подходят и спрашивают – что сделать, как помолиться, чтобы сын, муж не пил? Я говорю: дорогая матушка, вся Россия пьет. Все страдают и мучаются. Такой уж крест мы взяли на себя, не воспитав своих детей. А плоды пожинаем. Потому что если нет Христа в этом сердце — значит, в нем живет злой дух. И когда человек мирный, спокойный, уравновешенный, такой человек имеет в себе Духа Святого. А если нет — там злой дух, и вот эти злые поступки у него проявляются. Материнская молитва небеса сотрясает и доходит до Бога. И если вы будете молиться — у вас в душе будет тишина и покой. Хотя вокруг будет Содом и Гоморра. Самое главное, чтобы вы вышли из этого состояния и не обращали внимания. Научились терпению и смирению, а Бог заступится и поможет вам.
А про призвание — живите по-монашески. Мяса не кушайте, молитесь усерднее. И будете под особым покровом.
Тел.звонок: -Вот церковь молится об усопших уже тысячелетия. У святых, понятно, прямая дорога. А вот те, кто пребывает неизвестно где? И есть ли какие-то признаки того, что молитва об усопших услышана? Я не про ведение. А вот именно как удостовериться? И только монахи могут вымаливать — или же миряне тоже?
-Ну, скажем так. Святая душа или грешная душа вышла из тела в духовный мир. Человек уже там не имеет своей воли. Он бы и рад явиться своим родственникам, но у него своей воли нет. Когда же будет своя воля – тогда, когда будет всеобщее воскресение. Когда душа соединится с телом, тогда и будет иметь свою волю. Сейчас все усопшие, святые и грешные — все ждут молитв. Если человек праведной жизни, и душа вышла в духовный мир в блаженном состоянии, она и будет находиться в блаженном состоянии. Если за этого человека будут молиться — то ему будет хорошо. И так было хорошо и станет еще лучше. А если человек не попал в духовную радость, а попал в тяжелое нераскаянное состояние — то на душе будет мрак, отчаянье, уныние, и этот человек ждет молитв церкви. Если в храме совершается Богослужение и подали на проскомидию, обедню — то это имя поминается. Пример – один человек работал в рудниках, ему платили золотом, и он как-то пришел в отпуск и священнику часть золота отдал на храм. Говорит: батюшка, пока я живой — молитесь и потом не забудьте. Священник помолился, помянул, а на другой день умер священник. И вот этот христианин в панике: пропало золото, и так он скорбел, что ему явился ангел и показал весы, на одну сторону положили золото, которое он дал священнику. А вот священник помянул тебя на литургии — и мигом это все перетянуло. Так что твое золото пред Богом — это ничто, а вот одна частица, вынутая о здравии или упокоении — она приносит огромную пользу. Ангелы эту частицу, опущенную в Кровь Христову, после Литургии несут на плате к душе человека, который находится в темном месте, и для этой души — огромная помощь. Из одного слоя мук она переходит во второй слой, облегченный. Так что святая церковь молится. И на панихиде поминается, это тоже помощь большая. Особенно родительская. Это радость. Усопший – это на время уснувший, который перешел в другой мир. Так что польза огромная — молитва церкви. Сам за себя не может молиться, а молитва всех спасает как упавшего на носилках.
-В раю три категории. Первая – те, кто сочетались Христу, те, кто жили здесь так, что принесли плод сторицей во сто крат. Всей душой, всем сердцем возлюбили Бога, еще живя здесь, на земле. И им будет небо на небе.
Вторая категория — это спасенные. Это те люди, которые стремились к Богу, но в тоже время и в грехах были повинны. И то каялись, то грешили. Их участь такая, что они унаследуют землю, новую, уже другую, которую Господь создаст.
И третья категория людей — помилованные. Это те, которые не стремились к Богу, жили кое- как. Но по молитвам своих родственников, церкви их Господь помиловал.
Как узнать где человек находится? Вы знаете, наша главная задача -молиться. Ведь когда мы молимся — мы делаем добро не только им, но и для себя. Ведь когда мы молимся — мы себя приучаем к молитве, и нам тоже дается благодать. Поэтому молиться надо до конца дней. А как узнать? Вот когда душа наша выйдет из тела — тогда и узнаем.
-Снам после смерти человека верить не надо. Что приснился, и ему там хорошо, и он такой хороший. Это и бесы могут показывать.
Надо молиться!!!
Тел. звонок: — Слышат ли усопшие наши молитвы? И можно ли к ним обращаться? Они же не святые, чтобы они о нас молились!
-Все усопшие все слышат. И знают, как мы живем. И слышат наши молитвы. Они за себя молиться не могут. Мы за них можем. Поэтому надо особо просить внимания, особенно когда душа только вышла в тот мир. Она неопределенная. Определится на 40 ой день. И то, что она заработала в этой жизни — за это будет награда или наказание. Хотя надо сказать, что те страсти, которые мы приобрели в этой жизни – гордыню, гнев, зло, раздражение, если мы их не изжили здесь — они с нами идут в тот мир. Господь нас не будет наказывать, Господь – это любовь. А наши страсти будут нас наказывать. Когда они умножатся в тысячу раз — они нас будут мучить. Господь никогда никого не мучает и терпит всех.
Тел. звонок: -На кладбище читаю литию. А в чем разница читать дома или на кладбище? Где они нас лучше слышат? Нет ли язычества какого-то в том, что на кладбище они меня лучше услышат?
-Нет, матушка. Ведь все отшедшие в тот мир похоронены на кладбище, там крест, и они знают духом, что у вас есть любовь к нему. Что вы пришли к нему. Радость большая для них. Как, допустим, человек больной, а вы пришли в больницу, чтобы его навестить. Радость же! Так же и в духовном мире. В каком мы состоянии сейчас находимся — в таком и в духовном мире будем. Сказать надо так: даже ни на один волосок мы не изменимся, когда Господь призовет нас к ответу. Какими мы здесь были — такими и будем там. Поэтому цель только одна: постараться взять себя в руки и не давать свободу своим чувствам и своему языку.
Тел. звонок: — У меня умер муж. Пьяница и злой был. Я молюсь. Но вы сказали, что такие Царство Небесное не наследуют. Как быть?
-Сам не наследует. Но надо молиться. Это не значит, что они нашими молитвами не могут быть спасены Богом и находиться в Царстве Небесном. Поэтому молиться нужно. На носилки — и понесли.
Допустим, мы посылку послали нуждающемуся, он получил и радуется и понимает, что хоть он и далеко — о нем там помнят и постоянно посылочки посылают, чтобы он мог здесь прожить. Так же и усопшие радуются, потому что по молитвам церкви им там дается благодать.
Как в следственной камере человек находится. К кому-то родственники приходят, а у кого-то никого нет.
Иногда когда вымаливают человека является не сам человек, а ангел в виде того человека и благодарит за молитвы.
Тел. звонок: -Если тело кремировали — то доходят ли до него молитвы так же, как до остальных?
-Доходят. Потому что множество людей бывает, что утонули, звери съели, сгорели, мина разорвала. Бог- то все видит, все знает. Молиться надо, общая молитва помогает. И что произошло при смерти с телом — никак не влияет на то, что будет с душой.
Слово утешения: Хотел напомнить пословицу: потерял богатство — ничего не потерял, потерял здоровье — половину потерял, потерял веру в Бога – все потерял. И хорошие слова Василия Великого. Он говорит: если человеку отдать все богатства мира и поставить царем, душа не насытится. Она может насытиться только в одном Боге. Нашел Бога — нашел ВСЕ. Бог- источник радости, жизни, благодати, любви! Если кто-то мучается, страдает — он страдает без Бога, потому что радость нигде не купишь. А дает Господь эту радость через покаяние, через святой храм. Старец Паисий сказал: есть три послушания. Первое – сохранить православие, передать своим детям и внукам. Второе послушание — в течение дня постоянно каяться, в чем согрешил: Господи прости, Господи помилуй. Третье послушание – надо держаться церковных Таинств, участвовать в них. Это путь к спасению во Христе. Помощи вам Божией, дорогие мои.
Молитва за упокой
Пожелать Царствия Небесного усопшему можно следующими словами:
“Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».
За усопшую следует молиться так:
“Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя), и прости ей вся согрешения её вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».
Такая молитва сопровождается крестным знамением. Её обязательно нужно произнести перед вкушением поминального угощения. Допускается и краткое поминание усопшего словами “Царствия Небесного” с крестным знамением. Также можно помолиться за упокой души, прочитав по молитвослову “Последование по исходе души от тела” или “Канон молебный при разлучении души от тела”.
Источник
Почему нельзя говорить пусть земля будет пухом?
Фраза «пусть земля будет пухом» является расхожим клише, которое часто можно услышать на поминках от самых разных людей, но никогда от священника. И наверное каждый из нас хоть раз в жизни, но говорил эти слова, вспоминая ушедших. Говорил, совершенно не задумываясь о настоящем смысле этой фразы, говорил из самых лучших побуждений, но правильно ли мы поступали?
Можно ли желать «земли пухом»
Когда человек говорит: «Пусть земля будет пухом», он стремится пожелать умершему лучшей «жизни» после смерти. Но такое выражение использовать нельзя, особенно в отношении к православному человеку.
Если обратиться к истокам происхождения этой фразы, то есть две разные трактовки ее смысла:
- Считается, что это выражение произносилось над могилой врага. Такое пожелание служило проклятием, пожеланием того, чтобы не осталось и следа от человека после его ухода из жизни.
- Второй вариант относится к языческим верованиям. Предполагалось, что человек может подняться из могилы назначенное для него время. Поэтому над ним не должно быть твердого и тяжелого слоя земли.
Происхождение выражения «Пусть земля будет пухом»
В Древнем Риме фраза «Пусть земля будет пухом» было расхожим пожеланием. Её часто можно встретить на древних могилах в виде эпитафии. Она обещала человеку лёгкое посмертие, являлась своего рода благословением умершему.
Впрочем, некоторые считают эту фразу посмертным проклятием врагу, видимо основывая своё мнения на строчках древнеримского поэта Марка Марциала который писал:
Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости.
Однако широкое распространение этой фразы в те времена говорит о том, что она не являлась проклятием. Скорее она соответствовала современной фразе «Покойся с миром».
Происхождение выражения и его значение
Часто в русской речи используются шаблонные фразы, клише смыслу которых не придается значение. Дело в том, что выражение «Пусть земля будет пухом» не имеет к православию никакого отношения. При отпевании, поминании покойного христианский священник никогда его не употребляет.
В русском языке фраза сохранилась с языческих времен. Тогда люди еще не знали о бессмертии души, поэтому хотели упокоить усопшего с максимальным комфортом, полагая что его дух останется при теле. Вместе с покойным в усыпальницу, могилу помещались драгоценности, одежда и другие «необходимые» для загробной жизни предметы.
В некоторых культурах было принято вместе с усопшим хоронить его слуг, собак и даже жен. Предполагалось, что умерший сможет всем этим воспользоваться, а, чтобы ему было удобней покоиться, желали «земли из пуха».
Фраза «Пусть земля будет пухом» использовалось для выражения уважения к покойному. Сейчас так говорят, предполагая, что желают душе ушедшего в мир иной того, чтобы и на небесах ей было мягко.
Можно ли желать «Пусть земля будет пухом»?
Подумаем над тем, что именно мы говорим, произнося эту фразу. Мы выражаем желание мягкой земли, и удобства для тела усопшего. Но что такое тело, как не просто бренная оболочка, которая после смерти оказывается покинута душой?
Ведь христианское учение говорит о том, что после смерти душа покидает тело и отправляется на высший суд, который определит где ей пребывать в посмертии, в раю или аду. И проводя погребальные обряды, мы показываем свою веру в воскрешение.
Не стоит переживать о покинутом духом теле, стоит беспокоиться об участи самой Души. Ей гораздо важнее молитвы близких, поминальная служба, проведённая по церковным канонам, благие дела и добрая память об усопшем.
Что говорят священники
Православное вероучение учит нас тому, что тело – это лишь храм для души. Когда человек уходит из жизни, умирает его телесная оболочка, а душа продолжает самостоятельное существование. Желая человеку: «Пусть земля будет пухом» мы лишаем его возможности обрести «Царствие Небесное», так как печемся о теле усопшего.
Не желайте «земли пухом», молитесь за усопшего, чтобы облегчить его участь
Христианское учение указывает на то, что после смерти душа не может возродиться в другом облике. Она возносится на небеса, где будет ждать Высшего суда. При этом ее судьба будет определяться не только земными деяниями при жизни человека, но молитвами близких о спасении его души.
Поэтому так важно произносить правильные фразы в отношении усопшего на похоронах, поминках, проводить погребальный обряд в соответствии с канонами православной церкви.
Важно! Новопредставленному нужно говорить: «Царствия Небесного», тем самым желая ему быть ближе к Богу.
Царствие небесное
По христианскому вероучению тело есть вместилище души, храм, который следует содержать в надлежащем порядке. В том числе и после смерти. Воскрешение один из главных догматов церкви. А после Воскрешения душа вновь воссоединится с телом, где бы то ни находилось, и в каком бы состоянии ни пребывало.
Отсюда бережное, благоговейное отношение в церковных обрядах к телу усопшего. Отсюда различные погребальные обряды. Но душа бессмертна.
Фраза «Пусть земля ему будет пухом» досталась нам в наследство от язычества. Но если многие языческие обряды вполне успешно ассимилировались церковью, то эта фраза противоречит вере, не несёт в себе никакой пользы усопшему и употреблять её нельзя. Вместо неё следует пожелать усопшему Царствия небесного.
Источник
Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?
– Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все»
(Еккл. 11:5). Тот, кто жил по-христиански, совершал дела веры, носил нательный крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверждать, что он наследовал Царствие Небесное?
Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?
– Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каждого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.
«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших»
(Прем. 1:12).
«Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?»
(Еккл. 7:17).
Можно ли в году смерти матери выходить замуж?
– Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.
Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?
– Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.
Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
– Завешивание зеркал в доме является суеверием и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.
Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.
Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
– Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела милосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.
О помощи в различных нуждах
________________________________________________________________________________
Почему люди болеют?
– «Страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией»
(1 Пет. 4:1–2). Господь иногда попускает болезни как повод для покаяния и возможность исправить образ жизни, для понимания того, что земная жизнь – это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет у каждого, зависит от его жизни на земле.
Болезнь часто становится поводом к проявлению любви. Поэтому болеющий человек может способствовать ценой своих страданий спасению родственников и близких людей.
Можно ли лечиться?
– «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его»
(Сир. 38:1–2, 4, 6–7).
Бог создал врачей и медицину. Если бы болезнь приветствовалась Господом, то Иисус Христос не исцелял бы больных. В Священном Писании читаем: «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют»
(Лк. 7:22). Но Господь не просто избавляет от болезни. Он исцеляет людей. Это значит – восстанавливает целостность души и тела, потерянную в результате греха. Поэтому в болезни вместе с обращением к врачам надо идти в церковь и молить Бога, чтобы Он исцелил, то есть простил грехи, которые очень часто и бывают причиной болезни, и через это восстановил целостность души и тела.
Как исцелиться от болезни?
– «Бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих»
(Притч. 3:7–8). Причиной многих болезней тела являются болезни души – грехи. Поэтому прежде всего надо раскаяться в грехах, то есть исповедоваться и причаститься, с благословения священника пособороваться, заказать молебны о здравии. В болезни не следует также пренебрегать медицинской помощью.
Но если все предпринятое не помогает, то к болезни надо относиться как к очистительному средству от грехов, как к своему кресту.
Вечная память
Возгласами «Вечная память» завершается любая панихида по умершему, поэтому эту фразу логично произнести при прощании с крещеным усопшим. Панихида, особая молитва с поминанием покойного, с просьбой о прощении и даровании ему Царствия небесного, читается не только в день похорон. В церкви или на могиле прочесть ее может священник на 9 и 40 день, на годину смерти, в день рождения или на именины умершего. Дома или при посещении могилы каждый может прочесть литию – сокращенный вариант панихиды. А в Родительские субботы проводятся парастасы – особый вид заупокойной службы, когда поминаются все умершие христиане.
Завершается чин панихиды просьбой: «Во блаженном успении вечный покой дай, Господи, усопшим рабам Твоим, и сотвори им вечную память». Затем «Вечная память» повторяется трижды. В чине панихиды также встречается фраза «Душу раба/Твоего/рабы Твоея спаси и упокой», которая также уместна и на похоронах и поминках православного.
Мир праху
«Мир праху его» или «Мир с ним» – фраза, которая уместна при прощании с покойником-иудеем. На иврите она звучит как «алав-а-шалом» и, как следует из книги Мишлей царя Шломо, произносится всякий раз для прославления праведников и праведной жизни как таковой. Дело в том, что одно из имен Всевышнего – Шалом, и означает оно буквально «совершенство» или «мир». Поэтому говоря «Мир праху твоему» в адрес праведного человека, подразумевают, что он достиг такой ступени духовного совершенства, на которой после кончины будет покоиться рядом с «миром», со Всевышним. Слышащие «алав-а-шалом» должны последовать примеру упомянутого праведника-иудея и идти по жизни праведным путем.