Можно ли в страстную неделю поминать и хоронить усопших


Поминки на Страстной неделе: “да” или “нет”?

Когда в семье кто-то уходит из жизни, хоронить обычно приходится на третий день. Среди славянских народов умершего принято поминать, и это делается не только на 9-й и 40-й день, но также через полгода после погребения, а также и через 12 месяцев. И если похороны состоялись раньше, а поминки припадают на Страстную неделю, надо знать, можно ли это делать.

Здесь важно сделать одно замечание: Страстная неделя предшествует такому религиозному празднику как Пасха. Это радостное событие, которое связано со смертью и воскресением Иисуса Христа. Всю неделю христиане вспоминают о том, как это произошло. При этом обязательно совершается в храмах литургия, проходят службы, и богослужения обязательно наполнены особым молитвенным духом. И как быть в том случае, если перед Пасхой нужно совершать поминки об умершем родственнике?

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Поминовение усопших на Страстной неделе: основная проблема

В том случае, когда речь идет про поминовение усопших на Страстной седмице, возникает одна серьезная проблема. Здесь достаточно вспомнить слова Спасителя и немного их перефразировать: «…усопших всегда имеете, а Меня не всегда». Все христиане перед Пасхой должны размышлять о событиях, связанных с последними днями жизни Иисуса Христа. Вот и получается так, что близкие умершего могут вспомнить о нем и в другой день. А вот Страстная неделя бывает лишь раз в году.

Нужно помнить о том, что поминовение умершего обязательно связано с молитвой. Должна совершаться молитва о душе ушедшего в иной мир. Но только нужно учитывать следующее: Православная церковь признает 3 уровня молитвы: келейная, общецерковная, а также священника перед престолом. Любой человек, независимо от его возраста и пола, может молиться за своего умершего родственника в любой день, и это касается даже Пасхи. Это относится к келейному правилу. А вот когда молиться нужно на общецерковной службе, поминание умерших не предусматривается. Но что касается молитвы священника, об усопших он не совершает их первые 3 дня Страстной недели.

Как нужно поминать в пост?

Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.

Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста. Вот такой упрек действительно справедлив. И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост, и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)


Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.

Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.

Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением


Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой. Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.

Люди поминают своих умерших в том числе и в посты. При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста. Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.

Значение
п


оставхристианской культуре
очень велико.
Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

Христианские посты бывают:

Однодневные – это

  • каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
  • крещенский сочельник;
  • день усекновения главы Иоанна Крестителя;
  • праздник Воздвижения Креста Господня.

Многодневных
постов
четыре:


  1. Великий (его еще называют Весенним) длится 7 недель. Он начинается в 1-ый понедельник после масленицы и продолжается до Пасхи. Он считается самым важным и является памятью о сорокодневном воздержании Иисуса в пустыне. Церковь считает это время подготовкой к самому важному празднику – Святой Пасхе. В первую и последнюю неделю пост бывает особенно строг: запрещена вся скоромная пища (мясо, молочное, яйца), которую желательно есть только раз в день по будням и два раза – по выходным. По средам и пятницам можно употреблять холодное без масла, остальную неделю – горячее без масла. В выходные дни позволяется постное масло и даже немного вина. Но не в субботу, выпадающую на Страстную Седмицу. Рыба разрешена в Благовещенье и Вербное воскресенье. А в Великую Пятницу нужен полный отказ от еды (причем некоторые не едят и в Великую Субботу).

  2. Петров (Летний) идет от 1-го понедельника после Духова дня до 12 июля (посвященного Святым апостолам Петру и Павлу, которые всегда постились перед своей евангельской проповедью). Его срок колеблется от 6-ти до 8-ми недель – это зависит от сроков Троицы и Пасхи. В среду и пятницу можно есть сухую и холодную пищу, а в остальные будни разрешена горячая: в понедельник без растительных жиров, а в четверг и пятницу с постным маслом. По выходным и праздникам к ней добавляется рыба.
  3. Успенский (Осенний) – с 14 по 28 августа. Заканчивается он в праздник Успения Пресвятой Богородицы и учрежден именно в честь него. Он строже Петрова. При полном запрете всего скоромного рыба разрешена только в день Преображения.
  4. Рождественский (Зимний, Филиппов) дли


    тся 40 дней:

    от 28-го ноября по 6 января. Он посвящен Рождеству Христову и готовит верующих именно к нему. В это время из питания должна быть исключена вся пища животного происхождения. Рыбу можно есть только в выходные и праздники. Но если праздники выпадают на среду или пятницу, то она не должна присутствовать в меню. А в понедельник, среду и пятницу запрещено и постное масло.

Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.

Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.

Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

Меню постных поминок

может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.

  1. Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое


    происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница». В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба
    , что соответствует другому нашему названию кутьи –
    коливо
    . Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи.
    Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.

  2. Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
  3. Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост. Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
  4. На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
  5. В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос
    . После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
  6. В поминальные пироги, кроме рыбной начинки


    , можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.

  7. Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья. Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.

В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода. Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста, когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост.

Поведение на поминальных мероприятиях

в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев. Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.

Перед самой трапезой нужно прочитать молитвы. В идеале, конечно, – литию. Но можно и только 17-ю кафизму, а потом «Отче наш».


Считается важным заказать службы
вцеркви.
В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню.
Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.
Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.

Интересные статьи:

Почему Церковь не молится о некрещеных, и как это можно делать самостоятельно?

Какие поминки по близким принято устраивать спустя год после смерти?

Поминки на Страстную неделю

Православная церковь придерживается указания Номоканона. Согласно прописанным правилам, поминать усопшего, если речь идет о сороковинах, необходимо точно в срок, то есть на сороковой день после похорон. В качестве исключения является лишь праздник Пасхи. А вот поминовение на 3-й, на 9-й день, а также как полугодовые, так и годовые поминки обязательно переносятся. Но это касается ситуаций, когда заупокойные службы не предусмотрены.

Что несут на кладбище на 40 дней?

Согласно традициям в дни поминовения люди ходят на кладбище, чтобы проститься с близким человеком. На могилу с собой необходимо взять цветы, которых должно быть парное количество, и свечу. Этими предметами живые могут выразить свое уважение усопшему. Нельзя громко разговаривать на могиле, устраивать перекусы и тем более пить алкоголь. Еще один важный момент, касающийся того, что приносят на кладбище на 40 дней, — в качестве угощения для усопшего можно взять из дома тарелочку кутьи и оставить ее у могилы.

Похороны на Страстной неделе: основные моменты

Если необходимо совершать похороны на Страстной неделе, здесь ничего нельзя поделать. Горе в дом чаще всего приходит внезапно. Люди умирают в Страстную неделю и даже на Пасху. Некоторые христиане даже радуются этому, потому что хоронить родственника приходится в такой светлый праздник. Если человек уходит из жизни в субботу, по православным традициям его принято хоронить на третий день. Но что делать в том случае, если он умер в чистый четверг, можно ли похоронить его перед Пасхой или нет, об этом не все знают.

Здесь нет никакой проблемы, намного сложнее когда умершего приходится хоронить в Страстную пятницу. По христианским канонам это не запрещено, вот только существует другая сложность. Но получится ли организовать отпевание в этот день – вот в чем заключается сложность. Чтобы совершить отпевание, нужно пригласить священника. А он будет готовиться к праздничной литургии. Поэтому лучше сходить в храм и поговорить с ним. Только он может дать разъяснение про отпевание и сказать, удастся ли похоронить усопшего по православному обряду. Может оказаться так, что лучше похоронные процессы перенести на субботу или совершить их на день раньше.

Вот и получается так, что на вопрос о том, можно ли хоронить в страстную неделю, ответ только на первый взгляд окажется простым. В этом случае нужно подумать и над такими моментами как панихида и отпевание, да и помянуть своего усопшего родственника желательно на третий день. А ведь усопших принято отпевать при помощи священника. К тому же, когда будет совершаться поминание, его также желательно пригласить. На Страстной седмице, и особенно в пятницу, не всегда удастся его пригласить, и это связано с его занятостью.

Напитки на поминальный стол

Наличие спиртных напитков на поминальном столе не приветствуется церковью, однако этот запрет практически не соблюдается. Если без алкоголя на поминальном столе не обойтись, его не должно быть много. Как правило расчет берется из трех маленьких рюмочек на одного человека. Также можно поставить красное вино, в данном случае расчет идет на одного человека – 1-2 бокала.

Главными напитками на поминальном столе являются безалкогольные – это кисель или компот. Также можно приготовить домашний лимонно-имбирный лимонад, или ягодный морс.

По окончанию поминального обеда, всем пришедшим раздаются конфеты и печенье, а также полотенца и платки. Также в некоторых регионах принято раздавать посуду и некоторые личные вещи покойного.

Если припали похороны в Страстную субботу

Если намечаются похороны в Страстную субботу, их нежелательно переносить. В этот день Церковь должна вспоминать два события, которые связаны с Иисусом Христом. Во-первых, это Его погребение, а во-вторых, как Он сошел в ад. Если похороны проходят в субботу перед Пасхой, тогда панихида в храме не совершается. Так точно как и в чистый четверг, так и в пятницу это не делается.

Хотя это и дни Великого поста, но христиане должны готовиться к великому торжественному событию – воспоминанию Воскресения Христа. Желательно оградить себя от всего грустного и печального. Похороны в Великую субботу совершаются, если жизни лишился православный христианин, только на заупокойные моления на общественном богослужении не стоит надеяться. Даже если они будут совершаться, пользы от них никакой не будет не только усопшему, но также его родственникам.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Выводы

Если по поводу похорон и поминок на Страстной неделе имеются определенные сомнения, всегда можно сходить в храм и посоветоваться со священником. А это в любом случае придется сделать, если приходится хоронить православного христианина. Здесь главное – это знать, как эти вопросы решаются в вашем храме. Для души любого почившего христианина очень важно поминовение в храме, чтобы была отслужена панихида. А подать записку об этом могут его живые родственники.

Постные салаты на поминальный стол

Разнообразить поминальный стол можно постными салатами. Наиболее часто в поминальное меню включают такие салаты:

  • Постный «Оливье» без добавления колбасы или мяса.
  • Капуста и огурец.
  • Винегрет.
  • Салат из фасоли и сухариков.
  • Кукурузный с огурцами и зеленью.
  • Ассорти из помидоров, капусты и огурца.
  • Салат из квашеной капусты и соленого огурца.

Для заправки в салаты на поминальный стол в пост используют только подсолнечное масло, грибной или соевый соус, овощные заправки. Также подать на поминальный стол можно овощные котлеты из моркови и лука, постные голубцы с рисом и пассировкой, фаршированный перец капустой или рисом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]