Храм Знамения на Рижской — история, описание внутреннего убранства и святынь


Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

Московский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе
(Сретенское благочиние Московской епархии)

  • Престолы: иконы Божией Матери «Знамение» (главный), Усекновения главы Иоанна Предтечи (правый придел), свт. Николая Чудотворца (левый придел)
  • Адрес: Россия, Москва, 2-й Крестовский пер., 17 (м. Рижская)
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек»
. Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано:
«В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы»
. Причину переименования история не сохранила.

Московский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, 1882 год. Фото из альбома Найденова

В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей»
началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию.

В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI-XVII веков. Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я. Е. Епаничковым. В начале века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа.

В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

История появления храма

В XVI веке в Переяславской слободе стояла маленькая деревянная церквушка, названная в почитание Усекновения главы Иоанна Крестителя. Но пожар полностью уничтожил церковь. Через год в 1713 году на её месте уже стояла новая церковь, под названием «Знамения Пречистой Богородицы».

Прошло 44 года и на пожертвования православных граждан, началась постройка каменного здания храма. В 1765 году храм Знамения Пречистой Богородицы был освящён. В конце XIX века храм подвергся реконструкции – к нему были пристроены новые пределы и переход между колокольней и хорами. В таком виде он стоит и до сих пор.

Храм первоначально выстроен в стиле барокко, поздние перестройки были произведены в том же стиле и потому создаётся впечатление единого законченного сооружения. В храме Знамения находятся 4 престола, в каждом из которых имеется свой почитаемый образ:

  • центральный престол – Пречистая Богородица «Знамение»;
  • южный престол – «Усекновение главы Иоанна Предтечи»;
  • северный престол – святитель Николай;
  • приставной престол – св. мученик Трифон.

Последний из престолов преподнёс в подарок храму искусный мастер по дереву В.И. Кудинов (1980 год). Престол был сработан из дуба-великана, возраст которого насчитывал 250 лет.

Снаружи стены здания храма покрашены в красный цвет, отделка произведена белой краской. Сочетание этих цветов придаёт храму торжественный и праздничный вид. Внутреннее убранство Знаменского храма поражает высокохудожественным вкусом.

Интерьеры оформлены в тёплых пастельных тонах, нет ничего яркого, вызывающе кричащего. Всё в меру, чувствуется, что оформительские работы проводились с большой любовью.

Знаменский храм г. Тула

Настоятель – протоиерей Павел Игнатчик

История храма

На пересечении улиц Арсенальной и Ствольной находится Свято-Знаменский храм, возведенный в честь иконы Божией Матери «Знамение». На этой иконе Богоматерь представлена с молитвенно поднятыми руками и являемым на ее лоне Божественным Младенцем. Прототипы этого изображения имелись еще в Риме в IV веке. Икона эта прославилась в XII веке в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с другими князьями задумал покорить Новгород.

Зимой 1170 года огромное войско взяло Новгород в осаду, потребовав сдаться. Икону «Знамение», находившуюся в церкви Спаса на Ильинской улице, принесли на городскую стену и поставили лицом к нападавшим. Но те пустили в нее тучу стрел. Одна из них ранила священный лик, и из очей Богоматери потекли слезы. И тут же на нападавших напал ужас, у них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы открыли ворота, бросились на врагов и разбили их наголову.

Непростой была история создания Свято-Знаменского храма. Это один из четырех храмов, обустроенных на окраинах Тулы по решению епископа Тульского и Белевского Питирима (подробности о том решении — в главе о храме Двенадцати Апостолов). Большинство храмов было сосредоточено в центре Тулы и не могли удовлетворить религиозных нужд населения окраин.

Особенно печально в этом отношении было положение обывателей заречной части города и Чулковой слободы, некоторые кварталы которых, при немощеных улицах и непролазной грязи в осенние и весенние месяцы, отстояли от местных храмов на «верстное расстояние». Да и преодолевая эти препятствия, далеко не все могли поместиться в переполненных народом храмах.

В начале 1898 года священник Свято-Духовской церкви (Георгия на Хопре) во исполнение полученного из канцелярии архиепископа предписания предоставил сведения о возможности строительства храма на окраине прихода. Рассматривалось три варианта его размещения. Правда, владельцы двух участков просили за них довольно высокую плату, что не устроило епархию.

А мещанин Александр Николаевич Авчинников (встречается написание его фамилии — Овчинников) согласился пожертвовать свой участок, находившийся на улице Дульной, а также кирпич на строительство храма. Под временную церковь Авчинников уступил и свой деревянный дом, стоявший на участке.

3 июня 1898 года временный храм освятили. Буквально за несколько дней до освящения помещение будущего храма было снабжено иконами, во множестве принесенными окрестными жителями, устроен иконостас и импровизированная звонница с колоколами. Территорию вокруг храма обнесли забором и очистили. Жители привели в порядок и окрестные улицы, ведущие к храму от Свято-Духовской церкви, от которой в день освящения должен был пойти крестный ход.

Осенью вокруг деревянного храма начали кладку фундамента и стен каменной церкви. Но следующей весной строительство пришлось прекратить — из-за крайней слабости грунта.

Тогда член строительного комитета храма купец Михаил Петрович Владимиров пожертвовал под возведение церкви два смежных участка, расположенных на пересечении улиц Ствольной и Арсенальной, вызвался перевезти за свой счет строительные материалы на новое место и предоставить еще некоторое количество кирпича.

Вначале на новом участке была построена временная деревянная церковь-школа, освященная в сентябре 1899 года, построенная на средства все того же М.П. Владимирова. Уже с 1898 года в приходе действовали две церковноприходские школы — для мальчиков и для девочек.

На строительство каменного храма три тысячи рублей завещал известный благотворитель, купец Д.Я. Ваныкин.

Возведение каменного Свято-Знаменского храма завершилось в 1905 году. В храме имелось три престола: главный — во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», правый — во имя архангела Михаила, левый — во имя преподобного Серафима Саровского. Иконостас главного престола был выполнен из белого мрамора.

До наших дней сохранились кованые ажурные решетки на окнах храма.

Деревянную временную колокольню установили на столбах. Каменную звонницу поставить не успели.

7 сентября 1914 года была окончена настенная роспись Знаменского храма.

Объемное пространство церкви решалось по традиционной для XVIII — XIX вв. схеме: вытянутые трапезная и основной объем, алтарная апсида. А вот декор храма выдержан в русском стиле: сочетание красного кирпича с белым камнем, применение всего арсенала древнерусских декоративных элементов — полукруглых и заостренных кокошников над окнами, колонок, обрамляющих оконные проемы, ширинок на пилястрах и под окнами. То есть Свято-Знаменский храм — прекрасный образец эклектики, в котором сочетаются характерное для классицизма решение объемного пространства и декор в духе древнерусских церквей.

Храм завершался изящным пятиглавием, которое заслуживает отдельного комментария.

Оно покоилось на двух рядах килевидных кокошников. Именно такое завершение церквей использовали зодчие в Москве во второй половине XVII столетия. В качестве образцов можно назвать сохранившиеся до нашего времени московские церкви Николы в Пыжах (1672 год) и Георгия в Ендове (1654 год). Правда, в них кокошники в основании пятиглавия более крупные, количество их меньшее, а сами главы поставлены более широко друг от друга, чем в Свято-Знаменском храме. Формы и пропорции пятиглавия нашей тульской церкви наиболее близки к пятиглавию храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Москва, 1653 год), но в Казанском храме в основании пятиглавия нет кокошников.

В конце XIX — начале XX вв. русские архитекторы при возведении церквей часто обращались к древнерусским образцам. У пятиглавия Свято-Знаменского храма были предшественники. Именно так — пятью луковичными главами на основании, украшенном двумя рядами кокошников, — была завершена церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на императорском стекольном заводе под Санкт-Петербургом (1894 год, архитекторы А. Гоген, А. Иванов).

В 1924 году тульские власти предприняли попытку отобрать храм у общины приверженцев патриарха Тихона, отказав ей в перезаключении договора пользования Свято-Знаменским храмом. Однако прихожане обратились с жалобой во ВЦИК. В эту верховную инстанцию они сообщили также, что тульские власти предполагают передать все храмы города в руки обновленцев. В Тулгубисполком поступило письмо от 25 апреля 1924 года за подписью председателя ВЦИК М.И. Калинина, в котором тульским властям предлагалось «урегулировать вопрос о пользовании имеющимися в Туле православными храмами путем распределения их между православными верующими старого и нового толков, по возможности, сообразуясь с количеством верующих того или иного толка». Губисполкому пришлось прислушаться к мнению вышестоящих товарищей, тем более, что наверняка тихоновская община в данном случае была гораздо многочисленнее претендентов-обновленцев. Договор о передаче храма в пользование «староцерковной» группе верующих был подписан 22 июля 1924 года. Храм действовал еще в течение 15 лет.

Свято-Знаменскую церковь закрыли на основании постановления оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 г. Беломраморный иконостас (либо его часть) был перемещен в Спасскую кладбищенскую церковь, где он находится до сих пор. Здание церкви передавалось Зареченскому райсовету для переоборудования под военно-учебный пункт и пункт по ПВХО Осоавиахима.

Интересны воспоминания окрестных старожилов, рассказывавших, что осенью-зимой 1941-42 гг., в дни обороны Тулы, жители близлежащих домов прятались в бывшем храме во время бомбежек, и никто не сомневался, что его стены надежно защитят от вражеских бомб. Так и случилось: храм тогда не пострадал.

После войны и до конца XX века в здании Свято-Знаменской церкви размещались склады «Тулшахтостроя» и других организаций, мастерские ремонтно-строительного управления.

Пятиглавие храма было снесено в 1956 году. Фотографию, которая приведена в этой книге, предоставил настоятель храма священник Павел Игнатчик. Он рассказал, что этот снимок в храм принесли прихожане. Фото было сделано в 1950-е годы незадолго до сноса пятиглавия.

В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

В декабре 2001 г. храм возвратили Тульской епархии. По рассказу настоятеля храма, при ремонтных работах в церкви у алтаря южного придела под полом было обнаружено захоронение — склеп, который, разумеется, вскрывать не стали. Возможно, предполагает иерей Павел Игнатчик, здесь был похоронен М.П. Владимиров, скончавшийся в 1904 году.

В настоящее время храм, усилиями прихода восстанавливается. В штате прихода два священника и диакон. При храме действует Воскресная школа и кружок церковного пения. В детском саду при центре образования №12 проводятся еженедельные занятия по основам православной культуры. Развивается сотрудничество с близлежащими образовательными учреждениями.

Адрес: г. Тула, ул. Арсенальская, д. 5-а

Телефон:

Электронная почта:

Богослужения совершаются ежедневно.

В будние, воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия – 9:00

Вечернее богослужение — 17:00

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку помощнику настоятеля по социальному служению и благотворительности иерею Алексию Мяснову по телефону: 8-920-758-15-57.

Время для звонка: Пн.-Вс. с 8.00 до 17.00.

Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

Святыни храма «Знамение»

Во времена советского атеизма в Москве были закрыты и разрушены многие церкви. Знаменский храм был в тот период действующим, и туда свозились святыни из пострадавших церквей. Сейчас под храмовыми сводами Знамения собраны столичные фолианты христианской веры.

Икона с мощами святого Трифона

Икона Богородице в Знменском храме

Особо почитаемые храмовые иконы и символы православия:

  • Образ «Знамение» основной храмовый лик, списан с иконы 16 века (Новгород). Богоматерь на ней изображена приподнявшей руки в молитвенном благословении, на груди у неё запечатлён Божественный Младенец.
  • Образ Иоанна Предтечи – икона 17 века, в 2000 году произошло её чудесное обновление на глазах у прихожан.
  • Образ св. муч. Трифона – икона из церкви св. Трифона (1931 год). В образе запечатлены частицы мощей св. муч. Трифона.
  • Образ чудотворца Серафима Саровского – икона была передана сёстрами Дивеевского подворья после его закрытия в 1927 году. Вместе с иконой в храме находятся и части гроба преподобного Серафима.
  • Честной и Животворящий Крест Господень – распятие из Страстного монастыря (30-е годы XX века).
  • Чудотворный Крестовский Крест – святыня датируется 1652-м годом, появилась в храме в 1929 году. Первоначально Крест стоял в часовне у Крестовской заставы. Часовня была разрушена.

Местночтимые святыни

Храм Знамения Божией Матери оснащен резным деревянным позолоченным иконостасом, который имеет пять ярусов в центральном приделе и по два яруса по бокам. Храмовый иконостас представляет собрание святых изображений «московского» письма.

Круглые медальоны украшают иконы Пророческого яруса, а также Праздничного яруса. Верх венчают резные изображения ангелов. Праотеческий ряд содержит образы небольших размеров в трехлопастных кокошниках.

Это интересно!День Успения Пресвятой Богородицы: какова история праздника

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» изображает Деву Марию с молитвенно приподнятыми руками в знак милости к верующим, а также являемым на лоне Младенцем Иисусом.

Этот образ является списком с древней иконы XVI века. Он располагается по одна из самых почитаемых православными христианами Богородичных икон.

О чем молятся пред данным образом верующие:

  • защита от пожаров, прочих стихийных бедствий;
  • примирение враждующих;
  • ограждение от воров;
  • при глазных болезнях;
  • избавление от завистников.

В московском храме иконы Божией Матери «Знамение» особым почтением среди прихожан пользуется также чудотворный образ мученика Трифона (фото 3), принесенный на Рижскую из закрытого Трифоновского храма (дата его закрытия – 1931 год). Этот чудотворный образ содержит серебряные ковчежцы с мощами святого мученика Трифона.

Во имя этого чудотворца в 1980 году даже освятили приставной престол. Ныне некоторые прихожане храм на Рижской с иконой мученика Трифона попросту именуют Трифоновским.

Важно! На Руси данного святого почитают уже много веков. К молитвенной помощи мученика Трифона верующие прибегают при самых разнообразных бедах и нуждах.

Просят Трифона о многом:

  • благополучном трудоустройстве;
  • обретении нового жилья;
  • благополучном замужестве, а также устройстве семейной жизни;
  • защите от колдовства, всякого прочего зла;
  • помочь в житейских неурядицах.

Ежедневно после окончания обедни перед иконой Трифона служится молебен с водосвятием. По средам после вечерней службы поют акафист святому. Каждый год 14 февраля здесь проходят торжественные службы, совершаемые архиерейским чином.

Образов пречистой Девы Марии в храме очень много:

  • Озерянская,
  • Боголюбская,
  • Покров,
  • Казанская,
  • Владимирская,
  • «Нерушимая стена»,
  • Корсунская,
  • «Благодатное небо».

Здесь можно помолиться у распятия и святых образов: троицы, Иисуса Христа, мучеников, пророков, апостолов.

Это интересно!История иконы Всецарица.

Кроме того, здесь имеется немало изображений российских святых:

  • свт Димитрия Ростовского;
  • преп. Сергия Радонежского;
  • преп. Серафима Саровского с частичкой его гроба;
  • свмч Ермогена;
  • равноапостольной княгини Ольги;
  • мчц Аполлинарии Тупицыной.

Как добраться до храма

Храм Знамения на Рижской находится по адресу: 2-й Крестовский пер., д. 17, с. 1.

Добраться до него можно с помощью метро – ближайшая станция Рижская, идти пешком придётся всего пару минут. Можно доехать автобусом, маршруты 239, 84, Т25, остановки расположены у храма. Недалеко, в нескольких минутах ходьбы, находится железнодорожная платформа Ржевская, где останавливаются электропоезда белорусского, курского и рижского направления. Этим видом транспорта, если это удобно, также можно воспользоваться.

Расписание богослужений

Литургия в Знаменском храме служится ежедневно. В будние дни один раз, в 8 часов утра. По воскресеньям и праздникам служба проводится дважды, в 7 часов и 10 часов утра. Вечерняя служба начинается зимой в 17 часов, летом – в 18 часов.

Каждый день по окончании литургии служится молебен с акафистом св. муч. Трифону. После воскресной вечерней службы проходит молебен с водосвятием и чтением акафиста Знамение Пречистой Богородицы. Можно также заказать панихиду по усопшим. Она проводится после литургии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]