Таинство покаяния; как готовиться ребенку к первой исповеди


Но детская подготовка ко причастию она особенная, индивидуальная

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно. Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это…На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю — другое.

Как подготовить ребенка к Причастию

В православии ребенок до 7 лет считается младенцем. Правила Причащения младенцев существенно упрощены. Совсем маленьких детей до 3-х лет можно приносить непосредственно к Причастию, постепенно увеличивая время пребывания на богослужении. Важно, чтобы ребенок привыкал к церковному пению и пребыванию в храме Божием, не боялся приступать к таинствам. Ребенок в первое время перед Причастием может плакать. В этом нет ничего страшного. Главное как можно чаще (желательно по воскресным дням) участвовать с ребенком в Таинстве. Еще лучше, если родители причащаются вместе с младенцем, для малыша это лучший пример веры родителей.

Как причастить ребенка до 3 лет? Детям такого возраста не нужно перед причастием соблюдать пост и приходить на богослужение натощак. Непосредственно в храме лучше всего одному из родителей взять ребенка на руки и поднести к Чаше, произнеся имя младенца, данное при крещении. В большинстве храмов существует такая традиция, как Причащение детей вне очереди.

Можно ли ребенку есть перед Причастием? После 3 лет следует постепенно приучать ребенка к посту и воздержанию от пищи перед Причастием, объяснять ему смысл участия в таинствах и богослужениях. Причастие детей до 7 лет осуществляется без исповеди и молитвенного правила, если таковое не установил священник.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Малыш и таинство: Святое причастие

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.
Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. Посмотрите по ссылке молитвослов издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Как объяснять детям таинство святого причащения

Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конконПриносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16). Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости «с Богом». Веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в храме были слышны писк и крик младенцев. Помню, как молодая мать трех детей говорила мне, что ее трехмесячная Таня любит бывать в храме: «Дома мне всегда некогда, всегда я тороплюсь, суечусь, а вот в храме час или полтора она спокойно лежит у меня на руках, и никто нам не мешает…» Но наступает момент, примерно к двум годам, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое причастие и как приступать к таинству. Мне кажется, что тут не стоит мудрить, достаточно сказать: «Вот батюшка тебе святого хлебца даст, вкусного…» или «Батюшка тебе причастие даст — святое, хорошее, вкусное…» Постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику — как его поздравляют, хвалят, целуют, и потому, что в этот день его стараются одеть по-праздничному, — он начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие. Если младенец никогда не причащался, и когда его подносят к Чаше, он пугается причастия, как чего-то непонятного, может быть напоминающего ему неприятные ощущения, связанные с принятием лекарства, не надо, мне кажется, заставлять его Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз. Годам к 3-4-м можно и нужно объяснять детям смысл таинства причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они расположились за столом, Он взял хлеб, разломил и раздал им, сказав: «Этот хлеб — Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Так Иисус Христос первый раз причастил людей и завещал, чтобы все, кто Его любят, также причащались. Начав с простого объяснения, подрастающим детям можно рассказывать о Тайной Вечери подробнее и полнее, следуя евангельскому тексту. За литургией они услышат слова: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за много изливаемая во оставление грехов». И к этому их надо приготовить. Но как бы мы ни упрощали евангельские рассказы, важно, чтобы не искажался их смысл. По мере того как дети взрослеют, важно объяснять им не только евангельские события, с которыми связано таинство причастия, но и то, что оно означает для нас сегодня. За литургией мы приносим наши дары — хлеб и вино. Хлеб и вино — это наша пища и питье. Без пищи и питья человек не может жить, и наши простые дары означают, что мы приносим Богу в благодарность самую жизнь нашу. Вручая нашу жизнь Богу, мы не одиноки: вместе с нами и за нас отдает Свою жизнь Сам Иисус Христос. Объясняя детям смысл таинства святого причастия, можно рассказать, как священник приготавливает наши дары: вырезает частицы из принесенных просфор-хлебцев: одну частицу «Агнец» для причастия, другую в честь Божьей Матери, частицы в честь всех святых, а также в память умерших и живых, о которых его просят молиться. Следует обратить внимание детей, как торжественно переносят приготовленные дары на престол под пение молитвы «Иже Херувимы». Приносить дары — значит благодарить, и смысл литургии — наша благодарность Богу за дарованную жизнь, за наш мир, за то, что Бог Иисус Христос стал Человеком, вошел в нашу жизнь, взял на Себя наши грехи и страдания. Поэтому таинство литургии также называется «Евхаристией» — по-гречески «благодарность». Понимание смысла литургии приходит по мере того, как мы все глубже вникаем в каждый возглас, каждое действие богослужения, каждое песнопение. Это — лучшая школа, которая длится всю жизнь, и задача родителей — развивать интерес детей к познанию того, что они видят и слышат в храме. На нас возложена ответственность — научить детей, как приступать к таинству святого причастия. Конечно, следует отличать самое существенное от второстепенного. Правила поведения в храме определяются до известной степени условиями нашей жизни. Неприменимы никакие правила к младенцам, но, начиная с семилетнего возраста, в практике Русской Православной Церкви установлено исповедоваться перед тем, как причащаться, соблюдать пост, т. е. не есть и не пить утром до литургии. Помолиться накануне за всенощной и постараться, если есть молитвослов, прочитать хотя бы некоторые молитвы перед причащением. Обычно священник дает нам указания о тех правилах, которые надо стараться соблюдать. Мы, родители, призваны научить наших детей, как подходить к причастию: сложив руки на груди, а подходя к чаше, не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть чашу. Следует назвать священнику свое имя. После причастия нам дают съесть кусочек просфоры и выпить немножко вина с водой — это называется «запивка». Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением таинства, но установленное традицией поведение в храме имеет немалое значение. Детям важно почувствовать в торжественные минуты, что они умеют держать себя, как взрослые. «Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь». Его жизнь во мне — вот в чем состоит таинство Святого Причастия, и в этом раскрывается смысл и цель нашей жизни. Из книги «Наша церковь и наши дети»

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

Подготовка к Причастию после 7 лет

Как подготовить ребенка к Причастию после 7 лет? 7-летний возраст является отправной точкой, после которой родители должны объяснить ребенку что такое исповедь, какие грехи бывают, что такое покаяние, в чем заключается смысл поста и помочь подготовиться к ней. Не стоит забывать, что отрок в этом возрасте должен сам нести ответственность за свои поступки, и готовить список грехов вместо него не следует.

При этом важно отметить, что каждый ребенок индивидуален. Если он не готов в 7-летнем возрасте исповедоваться, не стоит его заставлять. То же самое касается молитвенного правила и поста. Принуждая ребенка к механическому исполнению правил, есть вероятность на долгое время отбить у него всякое желание участвовать в Таинствах и богослужении. Неокрепшая молодая душа требует более мягкого и тактичного подхода. Можно ли детям кушать перед Причастием по достижении 7-летнего возраста, следует уточнять у священника. Единого правила на все случаи в этом вопросе не существует.

Главное, что должны сделать родители и окружающие его взрослые – это показать достойный пример христианской жизни. Если вы регулярно приводите ребенка на Причастие, то и сами должны вести осмысленную церковную и духовную жизнь, регулярно участвовать в Таинствах и в первую очередь причащаться.

Как происходит причастие в церкви детей? Существует негласное правило, что дети причащаются без очереди. Младенцев родители несут к Чаше на руках. Дети постарше, крестообразно сложив руки на груди, идут сами. Родители должны объяснить, что в очереди перед Причастием ребенок должен постараться не разговаривать, не толкаться и с благоговением приступать к Таинству.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

Как проходит причастие детей в церкви

Первый раз младенца приносят на причастие спустя 2 недели после проведения обряда крещения. Такие мамочки с грудничками допускаются к таинству в первую очередь. Если малыш слишком капризный или его мучают газы, допускается не стоять в храме всю литургию, а приходить непосредственно к принятию хлеба и вина.

Детей до исполнения им 7 лет причащают, минуя исповедь, с 7-летнего возраста – только после беседы со священником, чтобы таинство не превратилось в формальную процедуру. Принимают вино и хлеб натощак, поэтому детям после 3 лет необходимо исключить завтрак, однако только в том случае, если малыш полностью здоров. После достижения ребенком возраста 7 лет можно отказаться и от ужина накануне причастия.

Как правило, таинство происходит на литургиях, поэтому родителям необходимо заранее узнать расписание, чтобы младенец долго не мучился в ожидании, так как детям с их энергией трудно долго стоять на одном месте. Само причастие в храме происходит следующим образом:

Как проводится обряд в церкви

Таинство Причастия совершается каждое воскресение во всех храмах. А в местах служения более чем одного священника – ежедневно, кроме особенных дней Церковного Устава. Обряд проходит после Литургии, проводимой в утреннее время. По завершении пения молитвы «Отче наш» и закрытия Царских врат у алтаря собирается очередь. Детей и родителей с малышами пропускают вперед – они причащаются первыми.

При совершении Евхаристии следует соблюдать некоторые простые правила:

В день совершения таинства следует воздержаться от развлечений, вести себя благочестиво, посвятить остаток дня приятному общению с близкими, чтению духовной литературы, спокойным прогулкам.

Что такое Причастие

Причастие (Евхаристия) – главное Таинство в Православии, во время которого человек через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа соединяется с Богом. “Тело и Кровь” – это не образное выражение.

«Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе» (Ефес. 20).

Согласно догматам православной веры, хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом в Тело и Кровь Иисуса Христа. Для христианина духовная жизнь без Евхаристии немыслима. Поэтому каждый православный родитель старается через Причастие детей соединить их со Христом.

Для человека, далекого от вероучения Церкви, это кажется непонятным и невозможным. Однако это не вопрос рационального знания и фактических доказательств. Это вопрос веры, именно глазами веры открывается это Великое Таинство. Таинство Причастия было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

Причащение ребенка

Для чего нужно Причастие детей

Среди крещеных, но невоцерковленных родителей широко распространено мнение, что причащать ребенка нужно “чтобы не болел”, “для исцеления”, “от сглаза”, “чтобы все было хорошо”. Это глубокое заблуждение. Безусловно Бог хранит и оберегает своих любимых чад, но Причастие – это великое Таинство. Причащаясь, ребенок соединяется с Богом, наполняется радостью, что в свою очередь ведет человека к подлинному счастью. Причастие можно рассматривать как лекарство и жизненно необходимую пищу. Но лекарство и пищу не только для тела, а в первую очередь для души. Причастие – это единение человека с Богом, оно жизненно необходимо для духовного исцеления человека и спасения души.

“Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия.” (преподобный Амвросий Оптинский).

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]