Первые века христианства, сопровождаемые римскими гонениями, дали Церкви множество образцов для подражания. Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» изображает семью, которая претерпела муки за исповедание Христа как Спасителя и Сына Божия. Икона считается покровительницей домашнего очага, олицетворяет единодушие, которое должно быть между членами одной семьи.
Об авторе О книге
История иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»
Чтобы понять, как возникла икона «Вера, Надежда, Любовь», надо ознакомиться с историей благочестивых дев — по нашим понятиям, это были еще дети. София, их мать, сумела передать девочкам любовь к Богу и Его заповедям, они часто вместе проводили время в молитвах.
Жила семья на территории нынешней Италии, правил тогда жестокий император Адриан. Он известен своими зверствами по отношению ко всем, кто не поклонялся языческим идолам. Тайные христианки, которые тогда путешествовали по империи, чтобы нести Слово Божие, привлекли внимание, был составлен донос. Правитель лично захотел взглянуть на необычных исповедниц, повелел привести их в свои покои.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Хотя девочки были совсем юными (младшей — 9, старшей — 12), они прекрасно поняли, для чего идут во дворец. Они не восстали против судьбы, только умоляли Христа дать им силы, чтобы достойно понести свой мученический крест. Сначала Андриан попробовал применить хитрость — попытался силой убеждения доказать, что лучше отказаться от христианской веры.
Но девочки стояли на своем, признавая Богом лишь Христа, отказываясь от язычества. Они не хотели даже сделать вид, что поклоняются языческим статуям — за это император обещал оставить их жить во дворце. Но на все уговоры мучители получали отрицательный ответ. Тогда их отдали на пытки, а мать заставили смотреть, пытаясь хотя бы так заставить ее отречься от Христа.
- Первой стали мучить Пистис (Вера), но во время пыток она не проронила ни слова, и лишь перед тем, как ей отсекли голову, обещала молиться за мать и сестер.
- Настала очередь Елпис (Надежда) — ее стали жестоко избивать, затем отправили в горящую печь. Видя, что огонь не вредит девочке, император и ей велел отсечь голову.
- Младшую Агапе (Любовь) перед казнью изуродовали до неузнаваемости.
- Чтобы больней ранить Софию, Андриан помиловал ее, и даже отдал тела и головы убиенных дочерей. Возле их могил она тихо отошла ко Господу.
История возникновения
История, благодаря которой нам стало известно о трех сестрах и их матери Софье, началась в конце 2-го века от Рождества Христова. Тогда еще юная Софья вышла замуж за язычника римлянина, который настолько сильно любил свою супругу, что не настаивал на смене религии. Шли годы, на свет появились три замечательные дочки, которых растили, как прилежных, верующих христиан.
По печальному стечению обстоятельств отец девочек умер, оставив их без какой-либо защиты. Это были смутные времена, когда христиане еще подвергались гонениям и жестоким пыткам, если за них некому было вступиться. Не обошла сия участь и бедную женщину с детьми, которых вызвал к себе на поклон сам император. В те годы римская власть отдавала предпочтение языческим богам, а нахождение на ее землях христианской семьи, считалось вызовом их устоям и традициям.
Несмотря на подозрения о готовящихся кознях, София с дочками явилась перед ликом императора, который приказал детям отречься от их веры. Он искушал их различными речами, предлагая деньги, красивые вещи и сладости. Девочки, несмотря на свой юный возраст, оказались непреклонны, что привело правителя в бешенство.
Он приказал пытать старшую из сестер, имя которой в переводе на славянский обозначало Вера. Девочка стойко терпела причиняемые ей пытки, а некоторые из них даже не оставляли следов на коже. Это было воспринято, как благословение господне, что привело императора в бешенство.
Он приказал отрубить старшей девочке голову, после чего перешел к пыткам младших сестер. Они оказались не менее стойкими, закончив свои дни на плахе у палача, так и не отрекшись от Иисуса Христа. Тяжелее всего пришлось матери девочек, так как все пытки происходили у нее на глазах. Саму женщину император велел отпустить, отдав тела детей для захоронения.
Мать умерла через пару дней после похорон, не пережив перенесенного горя. За непоколебимую стойкость и мужество, проявленные юными девочками перед лицом палачей, их причислили к рангу святых, посвятив семье отдельную икону.
Значение иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»
Мудрой женщиной была София, она дала своим детям имена, которые также означают самые важные человеческие душевные качества. Их каждый христианин должен в себе взращивать. Поэтому значение иконы где изображены Вера, Надежда, Любовь и их матушка — напомнить о вечных ценностях, которые часто становятся для людей менее важными, чем земные преходящие радости.
- Надежда — это чувство спокойного упования на то, что милость Божия не имеет предела.
- Вера — то, что соединяет человека и Бога со времен грехопадения — ведь в раю Адам мог непосредственно видеть Создателя и говорить с Ним.
- Любовь — основа христианского бытия, сила, на которой держится мир. Это также должен быть определяющий фактор в отношении человека к Богу, ко всем окружающим (Христос заповедал любить даже врагов).
Приметы
- Если журавли отправились в полет, то покров будет морозным.
- Зяблик летит – стужу несет.
- Если гнездо (логово) ежа построено в середине леса, то зима будет лютой.
- Если ранняя белка имеет голубую шубку, то весна будет ранней.
- Если белка начинает линять снизу-вверх, то зима будет холодной.
- Если гром прогремел — осень будет теплой и долгой, а зима поздней.
- Кто утром слезы проливает — тот семью свою оберегает.
- Если в этот день пошел дождь, будет ранняя весна.
- Женщинам не следует заниматься домашними делами.
- 30 сентября считается опасным и несчастливым днем.
- В этот день женщина должна выплакаться с утра о себе, о своей женской доле, о родных и близких, о своем доме для облегчения души.
- После Веры, Надежды, Любви начинаются первые заморозки.
- На Веру, Надежду, Любовь сватаются, а на Покрова свадьбу играют.
- Надейся, Надежда, на добро — а жди худа.
- Если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, а нет, то зима будет позднее. Обычно вслед журавлям кричали : «колесом дорога», для того, чтобы весной они снова возвратились в родные места.
Народные приметы говорят, что этот день всегда холодно и дождливо.Венчание, помолвку и свадьбу 30 сентября не проводят — плохая примета.
Как узнать икону великомучениц?
Поскольку жили святые мученицы во 2 в., почитание их образа имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит София. Как правило, все держат в руках кресты — это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.
Часто икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» выглядит очень красочно — на девочках ризы разных цветов (используются красный, белый, лазоревый, иногда зеленый и желтый). На некоторых образах они облачены, как священницы. Стиль изображения ликов зависит от времени выполнения иконы и школы, к которой принадлежал иконописец. Но всегда семейство находится вместе, как достойный образец для подражания.
- Известен образ, на котором дети разного роста, самая маленькая держит в руках развернутый свиток, старшая — Евангелие, средняя — деревянный крест. Мать обнимает дочерей за плечи, все смотрят прямо перед собой, как бы говоря молящимся о том, что их главным достоянием была христианская вера. Позади мучениц виднеются горы, наверху — голубое небо с перистыми облаками.
- На более традиционных образах византийской школы святые девы держат в руках православные восьмиконечные кресты, их мать стоит, молитвенно воздев руки к небу — она испрашивает Божьей помощи. Лики святых спокойны, головы наклонены, словно в знак согласия с волей Бога, который приготовил Своим детям испытания.
- Существует также икона с клеймами, на которых изображены сцены из жития: на одном из них св. София с чадами изучают Священное Писание, на другом — предстают перед правителем, затем ведут беседу с языческой жрицей. Далее идут сцены мучений каждой из сестер, затем — погребение. В центре — классическое фронтальное изображение всей семьи.
Храмы во имя святых
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Мощи св. Софии и ее дочерей хранились во Франции (Эшо), в аббатстве ее имени. Их торжественно принесли из Рима в 8 в. Святыни привлекали так много паломников, что для них пришлось выстроить гостиницу. После французской революции святыни пропали — видимо, были уничтожены. Святые пострадали от руки тех, кто отрицаю любую веру. Сам же монастырь стал трактиром.
Возрождение обители началось уже в 20 в., когда удалось получить еще частицы мощей св. Софии. Останки же святых дев утеряны навсегда.
В России очень известна церковь иконе «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», которое находится на патриаршем подворье. Оно входит в Троицкое благочиние г. Москвы. Храм расположен около Миусского поля. Здесь находится кладбище, где находили последний приют купцы, мещане из окрестных районов.
В начале 19 в. здесь много раз служил свт. Тихон, который тогда был Патриархом. К основному зданию были достроены два придела, колокольни, трапезная. В 30-е годы церковь была разграблена и закрыта. В 90-е началось возрождение, здесь снова располагается Патриаршее подворье. Удалось даже воссоздать прежний внешний вид храма, стены украшены росписями.
На входной арке размещено мозаичное изображение святых дев с крестами в руках, за ними стоит и поддерживает девочек мать. Восстановленный из руин храм сегодня является центром приходской жизни, где действует воскресная школа, молодежный клуб, катехизаторские курсы.
Молитва иконе божией матери влахернская
20 июля (7 июля по старому стилю)
Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «ОДИГИТРИЯ», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Божьей Матери Патриарх Сергий (610 – 631 гг.) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»).
Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу.
По одной версии после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора. Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году. Икону Божьей Матери каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.
Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.
«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.
Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля. В 1918 году икону из закрытого для моления собора её удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.
Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галереи.
По преданию, написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме, а с половины V до VIII века пребывала в Константинополе во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой патриарх Сергий (610-631 гг.) обходил в 626 г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами. В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).
Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX в. праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного ( 532 г.; память 5/18 декабря) и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
Во время иконоборческого гонения в VIII в. благочестивые люди скрыли икону в стене обители Пантократора (Вседержителя), где она оставалась почти сто лет, наглухо заложенная камнями. По особому указанию Матери Божией икону нашли и с торжеством перенесли на прежнее место во Влахернскую церковь.
Советуем изучить Молитвы Николаю Чудотворцу на удачу и везение
После взятия Константинополя турками в 1453 г. Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 г. прислана афонскими иноками в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В Москве икону встретил патриарх Никон и поставил в Успенском соборе.
Также читайте у нас на сайте:
Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.
Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.
Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.
Литература – Собрание некоторой Православной литературы.
Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.
В чем помогает икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»
Молитва, вознесенная возле иконы «Веры, Надежды, Любови» поможет:
Об авторе О книге
- уберечь семью от развода;
- построить крепкие отношения с супругом;
- сохранит от завистливых людей;
- вернет утраченную любовь;
- незамужним поможет выбрать жениха;
- облегчит болезни рук;
- поможет благополучно разрешиться от бремени.
Даже когда все здоровы, можно попросить о даровании крепкого здоровья для детей и родных. Люди, которые внезапно потеряли близких, находят в молитвах облегчение. Известный список иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», находится в Новодевичьем монастыре (Москва), сделан он в конце 17 в. К. Золотаревым. Если приехать туда не получается, икону можно приобрести в любой церковной лавке, тогда обратиться к святым можно будет в любой момент.
- Икона Геронтисса
- Владимирская икона Божией Матери — здесь
- Икона «Достойно есть» —
Раньше праздник в честь мучениц продолжался три дня, сегодня же всех, кто носит эти имена, поздравляют в последний день сентября. Народная память сохранила традиции, которые соблюдались в этот праздник. Начинать день женщины должны были со слез — это своего рода оберег от невзгод. Молодежь устраивала гуляния, на которых можно было присмотреть жениха. Этот день считался подходящим для того, чтобы прислать сватов. А замужние молились о том, чтобы в доме царил мир.
О чем можно молиться Святым
Многие православные верующие обращаются к Святым великомученицам с молитвами, просьбами о помощи и благодарностью. В первую очередь молятся данной иконе о благополучии семьи.
- о легких родах, скорейшем зачатии детей;
- о благополучии семьи;
- о мире в семье;
- о создании крепких семейных уз;
- об укреплении веры в сердце;
- об исцелении от гинекологических заболеваний и других недугов;
- о том, чтобы Господь оберегал от недоброжелателей.
Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.