Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь — один из центров паломничества в Новгородской области. Православный монастырский комплекс находится в живописном месте в 10 км от города Валдай: размещается на Сельвицком острове, почти в центре святого Валдайского озера.
Иверский монастырь имеет древнюю историю. Строительство было начато в 1653 году по инициативе патриарха Московского Никона, и место выбрано в соответствии с посетившим его видением. Первыми были завершены соборный храм Иверской иконы и церковь святителя Филиппа Московского.
Почти через год Никон посетил строящуюся обитель, окрестный Валдайский посад распорядился переименовать в Богородицкое село и освятил озеро. Так монастырь стал Богородицким Святоозерским. В это же время, на начальном этапе развития, новый обитель обрела мощи чудотворца Иакова Боровичского. Успенский собор монастыря завершен в 1656 году.
В первой половине XVIII века Валдайский монастырь быстро, и отчасти вынужденно, оказался в застое. Его имущество и земля перешли к строившемуся в то время петербургскому Александро-Невскому монастырю, в который даже был перевезен из Валдая большой колокол, в то время как обитель стремительно приходила в упадок. Однако уже по реформе 1764 года Иверский монастырь был определен в первый класс.
© Анна Васильева
Гостиницы Валдая у Иверского монастыря
История монастыря в XX веке включает многочисленные преобразования. В 1919 году комплекс стал Иверской трудовой артелью, но фактически оставался монашеской обителью. В 1927 году монахи были лишены чудотворной иконы, а община прекратила свое существование. В последующие советские годы на острове располагались музей (исторический, краеведческий), различные мастерские, дом инвалидов ВОВ (с проживанием и уходом), местная школа для больных туберкулезом детей и, наконец, база отдыха.
Долгожданное возвращение монастыря Новгородской епархии произошло лишь в 1991 году. Масштабная, кропотливая реставрация комплекса завершилась в 2007 году, затем Успенский собор Иверского монастыря Валдая был освящен патриархом Московским Алексием II в честь иконы Божией Матери Иверской — главной святыни монастыря. На церемонии присутствовал В. В. Путин. Отдельные работы по украшению монастыря продолжались по 2011 год.
В настоящее время в монастырский комплекс входят: Иверский собор Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная Богоявленская церковь, Надвратные церкви Михаила Архангела и митрополита Московского Филиппа, церковь Иакова Боровичского, часовня с усыпальницей Панаевых, шатровая колокольня, наместнические и подсобные корпуса, ограда с башнями, Николаевская (Михайловская) башня.
При действующем монастыре работает музея, посвященный истории святого места и патриарху Никону. В монастырском комплексе проводятся экскурсии.
© Владимир Шефер
История храма
Иверский монастырь на Валдае является первой обителью, возведенной на Руси после периода Великой Смуты, по личному распоряжению патриарха Никона. Ему было чудесное видение святителя Филиппа, который дал свое благословение на строительство монастыря посреди озера, пользовавшееся среди населения недоброй славой.
Позднее патриарх собственноручно освятил его воды и переименовал озеро в Святое. Обитель была задумана по образцу афонской архитектуры греческого Иверского монастыря. В середине XVII столетия началось ее обустройство с возведения 2-х первых деревянных церквей. Строительство велось на царские пожертвования и казенные средства.
Чуть позднее были воздвигнуты каменные сооружения церкви Успения Божьей Матери и Михайловского храма, лично освященные самим патриархом.
Кроме того, сюда были перенесены чудотворные мощи почитаемого святого праведного Иакова Боровичского, с Афона привозят список Богородичной иконы, а царским указом пожалованы в вечное пользование воды Святого озера со всеми островами, множество прилегающих вотчин и несколько новгородских монастырей.
Обитель была заселена 70 монахами Оршанского белорусского монастыря со всем имуществом и типографским оборудованием. Так в обители стали печатать книги и развивать переплетное дело, а также заниматься солеварением, резьбой по дереву, изготовлением изразцов и цветных окон из слюды. При монастыре была открыта школа для сирот и несколько ремесленных училищ.
Обитель быстро разрасталась и процветала, привлекая сюда огромное количество паломников со всех концов земли. На праздничных богослужениях присутствовало до 15 тыс. человек. На территории обители до начала XVIII века было возведено 10 зданий из камня.
Но после низложения патриарха Никона все привилегии прекратились, монастырь стал терять свою значимость, а из-за пожара начала XVIII века потерял и большую часть своего богатства. После чего обитель приписали к новой строящейся Александро-Невской лавре. Но уже во второй половине этого же столетия, в период екатерининской реформации, монастырь был определен к 1 классу.
В середине XIX столетия началась эпидемия холеры на землях Валдая, остановить которую удалось с помощью крестного хода с чудотворной иконой вокруг города, это вернуло былую популярность монастырю и привело к его новому расцвету.
Но с приходом советской власти начинается реквизиция, образуется трудовая сельскохозяйственная и лесозаготовительная артель из монашествующей братии, которую через 8 лет снимают с регистрации за религиозную пропаганду и почитание чудотворного образа, а общину полностью ликвидируют.
Богородичный лик вывезли в неизвестном направлении, а на территории обители были последовательно образованы:
- исторический и краеведческий музей;
- трудовые мастерские;
- военный госпиталь и дом инвалидов для проживания участников ВОВ;
- образовательный интернат для больных туберкулезом детей;
- база отдыха Планета.
В 90-е годы прошлого столетия полуразрушенные здания были вновь переданы православной церкви, которая приступила к комплексной реставрации и восстановлению монастыря. Сегодня в обители обустроен небольшой музейный комплекс, посвященный истории создания монастыря, а также жизни и патриаршего служения Никона.
Валдайский Иверский монастырь
Мужской Валдайский Иверский монастырь известен чудотворной иконой, сохраняемой в Успенском соборе, а также позолоченными куполами этого православного храма. Место для размещения обители выбирал реформатор русского православия патриарх Никон еще в бытность свою новгородским митрополитом. Живописный Сельвицкий остров на Валдайском озере, названном Никоном Святым, стал местом строительства одного из трех монастырей, основанных этим предстоятелем русской православной церкви.
Образцом для строительства монастыря на озере Валдай, или Святом, послужил греческий Иверский монастырь на горе Афон, а полное его наименование звучит как Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Разместить его решили на острове в центре озера.
Сельвицкий остров в южной части имеет искусственное соединение с крупнейшим островом водоема – Рябиновым, который подобным же образом сообщается с материковым берегом. На западном берегу острова был устроен монастырский лодочный причал, вблизи которого располагались Святые врата парадного входа.
Закладки обители состоялась в 1653 году, после одобрения замысла царем Алексеем Михайловичем Романовым, выделившим финансирование из казны государства. Освящение законченного строительством каменного Успенского собора произошло в конце 1656 года лично патриархом Никоном.
Неполные полтора десятка лет его патриаршества были насыщены многими новациями – церковные книги и иконы приводились в соответствие греческим канонам, введены поясные поклоны и крестное знамение из трех пальцев. Все это привело к расколу верующих, появлению старообрядцев.
Никон добивался равного с царем участия церкви в управлении государством, что Алексеем Михайловичем было решительно отвергнуто, а патриарх подвергся опале, а затем и низложению с последующей ссылкой.
Общий вид Иверского монастыря на Сельвицком острове Валдайского, или Святого озера сохранился с прежних времен. Рукотворный перешеек с мостом связывает с соседним островом Рябиновым, а тот с материком.
Остальные сооружения Валдайского Иверского монастыря строились позднее Успенского собора, как и ограждающая обитель крепостная стена, общей протяженностью более километра. Контур стен почти повторял очертания Сельвицкого острова, отделяя почти 6 гектаров его территории.
Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.
В нынешнем облике монастыря можно видеть удобный подъезд с южной стороны, стоянку туристических автобусов и отдельно – автомобильную для монастырской братии и священнослужителей. Территория острова почти лишена растительности, кроме западного и части северного берега. Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.
По православным канонам главный вход на территорию обители устроен с западной стороны. Святые врата выполнены в виде арочного проезда в двухэтажном здании, верхним ярусом которого является надвратная церковь святителя Филиппа. Знаменит он своим служением в Соловецком монастыре в качестве игумена, а затем службой московским митрополитом.
Филипп протестовал против жестоких методов правления Ивана Грозного, за что был отстранен от сана и тайно казнен приспешником царя Малютой Скуратовым. Канонизирован православной церковью в канун начала строительства Иверского монастыря, в его честь надвратный храм и назван.
Центральный объем церкви перекрыт четырьмя двускатными крышами со сферическим сводом между ними. На своде установлен восьмигранный барабан и венчающий его купол – маковка с крестом. Левое крыло является лестничной клеткой, в право на первом этаже располагается церковная лавка.
Прилегающие одноэтажные здания вмещают жилые монашеские кельи. Над аркой входа размещена копия иконы Иверской Божьей Матери –Привратница, или Вратарница.
Так сложилось исторически, что Валдайский Иверский монастырь имеет двое Святых ворот, построенные в более ранний период оказались внутри территории. Между обеими входными сооружениями проложена мощеная плиткой дорожка с фонарями вдоль нее.
Второй арочный вход сооружен в массивном прямоугольном здании, на перекрытии которого выстроена церковь архангела Михаила, предводителя (архистратига) небесных сил в борьбе с дьяволом. Надвратный храм имеет сравнительно небольшое квадратное основание с восьмиугольной башенкой на крыше, на ней глухой барабан с куполом и крестом.
С обеих сторон к воротам пристроены помещения различного назначения, вся постройка образует поперечную разделительную линию между западной и восточной частями монастырской территории.
Одной из жизненно необходимых построек на территории обители была трапезная, построенная в ансамбле с церковью Богоявления Господня сразу следом за Успенским собором. Для проведения богослужений в зимний период теплый храм был необходим, его повелел предусмотреть в монастырском комплексе сам Никон.
Здание выстроено двухэтажным, внизу размещены хозяйственные и складские помещения, на втором этаже – трапезный зал. Парадное крыльцо с западной стороны состоит из крытой навесом лестницы, параллельной стене и огражденной снаружи, в ограде выполнены арочные проемы. Южное крыльцо оформлено гранеными колоннами, поддерживающими портал укрытия.
С восточной стороны к трапезной примыкает церковь Богоявления – одноглавый храм с квадратным нижним ярусом и башней из 8 граней с оконными проемами, глухим барабаном на полусферической крыше, куполом с крестом на вершине. Украшения вокруг оконных проемов — стилизованные кокошники и сдвоенные арки над окнами, как и некоторые другие элементы, выполнены красным цветом, контрастируют с белизной стен.
Трехъярусная шатровая колокольня Валдайского Иверского монастыря совмещена на едином основании с настоятельским корпусом для проживания высших священнослужителей. Здания протянулись вдоль южной монастырской стены. Квадрат второго яруса переходит в восьмерик звонницы, на стене которой помещены часы.
Каждые 15 минут колокола издают перезвон, слышный по всему острову. Венчает колокольню шатер в форме острой восьмигранной пирамиды со слуховыми окнами (люстринами) на каждой грани, глухим барабаном наверху и куполом с крестом.
Настоятельский корпус имеет два жилых этажа и подвал, отличительной особенностью этого здания являются изразцовые украшения оконных проемов.
Главное и старейшее сооружение Иверского монастыря – кафедральный собор, названный сначала по имени чудотворной иконы, затем переименованным в Успенский и обретший первоначальное имя уже в новом тысячелетии. Особенность храмовой архитектуры эпохи Никона – крытая галерея со всех сторон здания.
Главный (западный) вход в собор оформлен как небольшая часовня, боковые часовни имеют по два этажа и двухсторонние лестницы входа в них. Прямоугольное в плане здание состоит из трех нефов, разделенных внутри подпорными колоннами (столпами).
С восточной стороны храма он имеет три алтарных апсиды, внутри которых устроен трехчастный алтарь. Пять крупных глав с позолоченными куполами довершают величественную конструкцию собора иконы Иверской Божьей Матери. Полное впечатление об облике собора можно получить при просмотре слайдера.
Купола Успенского собора Валдайского Иверского монастыря теперь в хорошую погоду сияют на дальнее расстояние.
Купола всех пяти глав Успенского собора со времени его сооружения и до 2008 года были покрыты медными листами, которым свойственно постепенное окисление с приобретением темного цвета. Из соображений повышения привлекательности внешнего вида собора Новгородская епархия приняла решение о покрытии куполов сусальным золотом, что и было осуществлено при последней реставрации храма.
На позолоту израсходовали три тысячи пачек (книжек) тончайших листов драгоценного металла, по 4 грамма в каждой, то есть 12 килограммов на весь объем работ по золочению.
Богатство внутреннего убранства кафедрального собора Валдайского Иверского монастыря, обновленно при последней реставрации. Массивные входные двери Успенского собора украшены филигранной резьбой по дереву.
Главная святыня Валдайского Иверского монастыря – давшая ему название чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Реликвия помещена на видном месте на удобной для обозрения высоте на ближнем к иконостасу правом столпе. У подножия столпа устроен отдельный помост для почитателей.
Драгоценный оклад святого образа оставляет открытыми только лица и руки персонажей, но и они достаточно выразительны. Постамент перед местом размещения образа удобен и целующим икону, и становящимся перед ней на колени.
Находящаяся в островном храме икона предположительно является списком (точной копией), сделанным непосредственно в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Основанная грузинами греческая обитель, чудесным образом обретшая чудотворную икону приплывшей по волнам, якобы преподнесла образ русскому царю Алексею Михайловичу, передавшему его Успенскому собору.
Происхождение оригинала иконы доподлинно неизвестно, легенда повествует, что она написана евангелистом Лукой. Один из апостолов, описавших жизнь Христа, вправду известен как первый иконописец, изображавший Богородицу.
Росписи стен и колонн, как и образа пятиярусного алтарного иконостаса, более чем наполовину были утрачены в период гонений на религию и восстановлены уже в более современной иконописной манере. Так же благодаря мастерству реставраторов предстают во всем великолепии богато украшенные опорные столпы – колонны, воспринимающие тяжесть верхнего яруса строения.
Опоясывающая алтарь крытая галерея также использована для размещения образов православных святых с заздравными подсвечниками напротив.
Одной из достопримечательностей монастырской территории является растущий здесь древний дуб, ошибочно считающийся выросшим из желудя древнейшего дерева планеты, описанного в Библии, однако привлекающий повышенное внимание посещающих храм туристов. Бытует легенда, что выращено дерево из желудя знаменитого Мамврийского дуба, или Авраамова дерева.
Священный дуб на берегу реки Иордан имеет возраст свыше 5 тысяч лет и был свидетелем встречи Авраама с Богом в лице Святой Троицы. Родство валдайского дерева с этой реликвией не представляется возможным, потому что старейшее дерево планеты давно не дает желудей, по крайней мере в период роста дуба в монастыре (примерно 250 лет).
Дуб на территории Иверского монастыря привлекает посетителей в том числе за счет славянского поверья о зарядке энергией от деревьев. Традицией стало прислоняться спиной к стволу, якобы пополняя при этом жизненные силы, в том числе охватывая дуб целой группой людей по всей окружности ствола.
Монахам подобные обряды кажутся языческими и нетерпимыми на территории обители, однако напрямую их запрещать неловко. Поэтому на дереве укрепили копию чудотворной иконы, чтобы люди ее целовали вместо старого обычая. Однако до сих пор жива скорее старинная традиция далеких предков.
В завершение небольшого обзора Валдайского Иверского монастыря предлагается будущим его посетителям проверить собственное усвоение изложенного материала. Публикуемый слайдер содержит ряд снимков. На них с разных направлений засняты объекты, освещенные в предшествующих материалах, а также оставшиеся без описания, в том числе не упомянутую Типографскую башню, где Никон развивал местное книгопечатание. Высокое квадратное в плане сооружение венчается пирамидальной крышей сложной конфигурации, барабаном и шпилем с флюгером.
Не было ничего сказано и о башнях в монастырской стене, одна из которых изображена. Нужно определить место нахождения этого сооружения, опираясь на конструкцию примыкающих стен и пользуясь заглавным снимком обзора. Таким же образом можно опознать все прочие объекты Валдайского Иверского монастыря, с какого бы ракурса не был сделан снимок.
Своеобразная викторина, устроенная посетителям нашего сайта, не преследует цели проверочной школьной работы. Шутливое мероприятие призвано пробудить интерес к описываемому, побудить к его посещению и личному осмотру. Валдайский Иверский монастырь, его чудесные окрестности того стоят, и поездка принесет неизгладимые впечатления.
Метки: монастырьРоссия
Архитектор и внешняя отделка
Главный храм обители построен на возвышении острова и хорошо просматривается со всех сторон. Его отличают монументальность и величественность. Строительство этого огромного храма велось под личным контролем патриарха и пристава боярина Артемия Токмачева, под руководством каменщика Аверкия Мокеева, выписанного из калязинской обители, и его помощника плотника Ивана Белозерова.
Собор имеет огромные для своего времени размеры 6,8 м на 21,7 м, приподнят над подклетью, обнесен крытой галереей со всех сторон, с востока также выступают 3 апсиды, с севера и юга выдаются 2 палатки в 2 этажа, выполненных в виде часовни с небольшим крестом каждая. Здание завершается 5 крупными золочеными куполами с крестами, которые возвышаются и над крыльцами.
Зодчим Афанасием Фоминым были возведены во второй половине XVII столетия сразу 3 монастырские постройки:
- Святые врата с Михайловской церковью;
- Казначейский корпус;
- Никоновская или типографская башня.
Кое-где можно увидеть сохранившиеся древние декоративные изразцы, оформляющие оконные проемы. Входные Святые ворота с Филипповской церковью были спроектированы и построены архитектором и инженером Савельевым в XIX веке. Полотно двери расписано картинами из жития Святых.
Архитектурный ансамбль
Обитель находится на территории, площадью в 6 га, где расположено 30 различных строений, большая часть которых относится к периоду XVII-XVIII века. Первой каменной постройкой в обители стал величественный храм Успения Божьей Матери, считавшийся самым крупным, возведенным за XVII столетие православным объектом.
Простой строгий 3-нефный собор выполнен из белого камня, представляет в плане квадратную форму, обнесенную по периметру галереей с крыльцом над входами с 3 сторон. Храм увенчан 5 золочеными главами с крестами. Мощные стены 5-главого храма прорезают широкие окна, по 3 с каждой стороны. С потолка свет льется из окон куполов.
Иверский монастырь, Валдай, инфраструктура комплекса.
Теплый храм Богоявления Господня с просторной 2-этажной трапезной, хлебней и квасоварней имеет строгий фасад с тонкими колоннами, украшенными простыми кокошниками окнами. Здание имеет кубическую форму с 2-ярусной 6-гранной апсидой, увенчанное 1 золоченой главой.
Вход в трапезную оформлен арочными сводами, рядом с ней находится кухня, внизу на 1-м этаже оборудовано складское помещение. На шатровой звоннице XVII века, расположенной между настоятельскими и наместническими корпусами, было установлено 13 колоколов в арочных проемах.
Филипповская церковь возведена в XIX столетии в стиле эклектики в виде четверика в 2 этажа со скошенными углами. Здание увенчано куполом, внизу встроена проездная арка.
Надвратная Михайловская церковь украшает парадный вход в обитель. Однокупольный храм построен над широким арочным проемом в виде высокого четверика с 1 апсидой, боковые стороны украшены ложными арочными нишами, поддерживающими общую архитектурную тему.
К нему с обеих сторон примыкают монашеский корпус, здание казначейства и монастырская ограда с Никоновской или типографской башней, входящей в число первых конструкций. Башня оформлена 6-гранным шатром, увенчанным шпилем с золоченым 1-главым орлом с державой и скипетром.
Внутреннее убранство
Своды Успенского собора поддерживает 6 мощных столбов, стены украшены росписью с изображением сцен из жития святых и историей афонской обители. В хорошем состоянии дошли до настоящего времени старинные двери из дуба, украшенные причудливой узорной резьбой, а также кованые решетки.
Резной 5-ярусный иконостас воссоздан по документам и сохранившимся описаниям, вызолочен червонной позолотой. Деревянные алтарные хоры заменены каменными над центральным входом.
Престол на 4 каменных столпах украшают изысканные серебряные чеканки, а над ним установлена резная сень с позолотой. Горнее место под балдахином обозначено изображением сидящего Спасителя в окружении предстоящих пророка Предтечи, Богородицы и верных святых апостолов.
Святыни и мощи
Одной из самых главных и наиболее почитаемых древних святыней обители является Иверский лик Богородицы, список с никоновской утерянной иконы, сделанный в середине XIX столетия как благословение для воинов ополчения перед Крымской войной, и чудом сохранившийся в годы советского лихолетья в кладбищенской Петропавловской церкви города Валдая.
По молитвам верующих перед этим образом совершается огромное количество чудес и различных исцелений, сведения о которых записываются монахами в специальную книгу.
Кроме этого, обитель обладает огромным количеством Святынь и частичек мощей:
- Древа Животворящего креста Господня;
- Камня от гроба Спасителя;
- Святого целителя и великомученика Пантелеймона;
- Апостолов Петра, Андрея Первозванного и Иакова, брата Господня;
- Великомученицы Анатсасии;
- Преподобного Нила Столбенского;
- Равноапостольной Марии Магдалины;
- Святых митрополитов Московских Филарета и Тихона;
- Преподобных старцев Оптинских и Киево-Печерских.
Святой источник, известный под названием Текунок, находится у деревни Ужин. Он пользуется большой популярностью не только у приезжих паломников. Но и у местного населения, которые приходят к источнику умыться перед началом важного нового дела, а также у молодоженов, молящихся в день венчания о крепкой семье.
Эта вода во время войны помогала облегчить страдания раненым в местном госпитале. Родник не раз пытались закопать, но вода каждый раз пробивалась на поверхность. Сегодня источник расчищен, оборудован купелью и Тихвинской часовней. Вода помогает исцелению глазных болезней и различных воспалений.
Возрождение монастыря
Валдайский монастырский комплекс возвратили РПЦ в 1991 г., вскоре его посетил патриарх Алексий II. Первым наместником назначили игумена Стефана, который проявил великое усердие в деле восстановления разрушенной обители. Посильную помощь оказывали местные жители, финансами помогали городские предприятия.
- В 19994 г. в стенах обители прошел фестиваль звонарей, привлекший большой число любителей колокольного звона. Праздник встретили с великим радушием. В 1995 г. братия заново отстраивала скотный двор, который пострадал от пожара. В 1996 г. у монахов появилась возможность провести реконструкцию интерьеров церквей, в Богоявленском храме поставили иконостас.
Чудотворная Иверская икона во Валдайском монастыре - В 1997 г. наместником комплекса назначили архимандрита Ефрема, которого почитали как самого мудрого обитателя монастыря. Святитель имел колоссальный опыт духовной жизни и прекрасно знал архитектурное искусство. Архимандрит подарил обители старинный образ Богоматери «Знамение», до сих пор хранящаяся в алтаре одной из церквей. Святитель Ефрем привлек многих заинтересованных людей, что позволило ускорить темпы восстановительных работ. Строительство не останавливалось ни на день. Первое освящение престола Богоявленского храма состоялось в 1998 г., ритуал проводил архиепископ Лев. Вскоре в главном соборе установили отопительную систему, что дало возможность круглогодичных богослужений.
Вскоре в монастырь привезли мощи христианских святых, комплексу возвратили часовню праведного Иакова, находившуюся в городе Валдае.
В 2001 г. обитель посетил президент РФ В. Путин, который участвовал во всеобщем богослужении. Власти выделили крупную сумму денег на восстановление архиерейского корпуса.
В 2002 г. настоятелем стал иеромонах Нил, при котором приступили к реконструкции собора Успения.
Наставники
За долгую и насыщенную историю монастыря здесь сменилось больше сотни наставников, первым из которых был новгородский архимандрит Иаков. Последним настоятелем перед закрытием обители стал архимандрит Иосиф, который пострадал от большевистской пули, пытаясь остановить кровопролитие среди мирного населения.
После открытия монастыря в конце прошлого столетия был назначен настоятелем епископ Лев, который возглавляет обитель до настоящего времени, но уже в сане митрополита.
Советский период
Перед революционными движениями Валдайской обителью руководил архимандрит Иосиф, которого рукоположило во епископа в 1920 г. С 1918 г. правительство СССР постоянно отбирало у общины монастыря продукты питания и скот. Монахи, уставшие от притеснений, оповестили жителей Валдая об этой несправедливости. Вскоре жители близлежащих поселений подняли восстание.
Православный народ собрался воедино и захватил оружейный склад. Охранники острова с великим трепетом смотрели на приближающуюся толпу раздосадованных несправедливостями людей. Власти настаивали на том, чтобы настоятель Иосиф вышел к народу и уговорил его разойтись, святитель дал согласие.
- Когда лодка с архимандритом приближалась к берегу, в неё стали стрелять. Настоятель был ранен, ему оказали скорую помощь, а советскую реквизицию монастырского имущества срочно отменили. На следующее утро в городе объявили военное положение, сюда прибыла армия для наведения порядка.
- В начале осени правительство вторично штурмовало монастырский комплекс. Властям удалось отобрать драгоценную ризу с чудотворным ликом Иверской Богоматери, а также все старинные предметы и драгоценности. Однако спустя некоторое время вышло постановление о возврате изъятой утвари.
Иконостас Архангельской надвратной церкви Валдайского монастыряОкончательно разграбить монастырь правительству удастся в 1919 г., у общины отберут ключи от хозяйственных помещений. В это же время на территории Валдайского острова организуют Рабочий комитет, который сразу потребует от братии беспрекословного подчинения.
- В конце 1919 г. комплекс преобразовали в трудовой артель, во владениях которого находилось 200 гектаров земельных пастбищ и садов. В тяжелые времена монастырь оказывал посильную помощь населению, нуждающемуся в пище. В 1927 г. Валдайскую обитель окончательно закрыли, а Иверскую икону Пречистой Марии конфисковали.
В советский период на территории монастыря располагался краеведческий музей. В 1930-е г. здесь функционировали мастерские помещения, во время ВОВ — военный госпиталь, а после — дом для ветеранов войны и инвалидов. В 1970-е г. на территории разросся поселок и появилась база отдыха.
Расписание служб, режим работы
Иверский монастырь на Валдае проводит регулярные церковные богослужения по установленному расписанию:
Будние дни | 7 ч. | Братский молебен |
7-30 ч. | Исповедь | |
8 ч. | Божественная литургия | |
9 ч. | Заупокойная лития | |
18 ч. | Вечернее богослужение | |
Суббота, Воскресенье и праздничные дни | 9 ч. | Исповедь |
10 ч. | Божественная литургия | |
11-30 ч. | Молебен перед Иверской иконой | |
18 ч. | Всенощное бдение |
Таинство крещение совершается в любой день недели в 13 ч. Таинство венчания проводят в определенные дни церковного календаря по предварительной договоренности с 14 ч.
Где остановиться на Валдае
Как я уже говорил, мы остановились на базе отдыха “Еремина гора”. Отзывы об этой базе отдыха вы всегда найдете на сайтах бронирования отелей или сайтах агрегаторах, то есть сервисах, собирающих информацию об отелях и стоимости проживания с разных систем бронирования. Это, как правило, позволяет выбрать наиболее интересный вариант. В целом Еремина гора нам понравилась – живописное озеро, уютные домики, баня. Зимой, как мы поняли, там тоже есть чем заняться и совсем недалеко от самого города и близлежащих интересных мест.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
Статья обновлена:1/03/19
Правила посещения
При посещении православной обители необходимо соблюдать общепринятые нормы:
- Паломники и посетители монастыря должны иметь подобающий месту внешний вид, опрятную скромную одежду.
- Не допускается вход на территорию обители в пляжной одежде, шортах и майках, коротких юбках.
- При входе в храм женщинам принято покрывать голову платком, а мужчинам наоборот обнажать голову.
- Перед тем, как войти в церковь, принято осенять себя крестным знамением и сделать поклон. Необходимо также отключить звук мобильного телефона.
- В храме не стоит громко разговаривать и смеяться, отвлекать молящихся вопросами.
- Во время богослужения не принято передвигаться по храму, ставить свечи и подходить к иконам.
- Нельзя фотографировать монахов и паломников. Любая фото и видеосъемка на территории обители должна проводиться по разрешению настоятеля.
- Необходимо соблюдать чистоту на острове, бережно относиться к окружающей природе.
Престольные праздники
Иверский монастырь на Валдае отмечает свой главный праздник во вторник, следующей после Пасхи недели.
Кроме этого, торжественные богослужения проходят в дни престольных праздников:
- 25 февраля и 26 октября отмечается чествование Иверской иконы;
- 19 января праздник Крещения или Богоявления Господня;
- 16 июля и 22 января празднуется день Святителя митрополита Филиппа;
- 10 августа совершается торжественный крестный ход вокруг стен монастыря с Иверским образом Богородицы;
- 28 августа празднуется день Успения Божией Матери;
- 5 ноября отмечается день преподобного блаженного Иакова Боровичского;
- 21 ноября празднуется собор Архангела Михаила.
Архивные фотографии Иверского Валдайского монастыря
Фотографии с сайта humus.livejournal.com
1. Валдайский Иверский монастырь. Иверская икона Божией Матери. Фото XIX в. 2. Валдайский Иверский монастырь. Колокольня. Фото 1989 г. 3. Валдайский Иверский монастырь. Общий вид. Фото до 1917 г. 4. Валдайский Иверский монастырь. Надвратная церковь митрополита Филиппа 5. Валдайский Иверский монастырь. Настоятельский корпус. Фото 1989 г. 6. Валдайский Иверский монастырь. Настоятельский корпус. Фото 1948 г. 7. Валдайский Иверский монастырь. Никоновская башня. Фото XIX в. 8. Валдайский Иверский монастырь. Рака Якова Боровичского 9. Валдайский Иверский монастырь. Успенский собор. Фото до 1917 г. 10. Валдайский Иверский монастырь. Успенский собор. Фото до 1967 г. 11. Валдайский Иверский монастырь. Надвратная церковь митрополита Филиппа. Фото 1970 г. 12. Валдайский Иверский монастырь. Надвратная церковь митрополита Филиппа. Фото до 1967 г.
Интересные факты про монастырь
Иверский монастырь на Валдае таит в своей истории много загадочных и необъяснимых фактов. Озеро, где расположена обитель, издревле пользовалась дурной славой у местного населения. Рассказывали, что над поверхностью воды витали нечистые духи в виде страшных и мерзких чудовищ, а в окрестном лесу слышался непонятный жуткий хохот и свист.
Это же подтверждали и прибывшие на строительство монастыря мастера. После освящения озера патриархом Никоном на месте возведения обители был виден огненный столп до самого неба, осветивший все земли и воды в округе. Это явление послужило подтверждением о богоугодности строительства монастыря на этом месте.
К освящению главного храма обители был специально отлит 1000-пудовый колокол с изображением самого патриарха, а за границей было изготовлено медное паникадило в виде большого дерева с необычными цветами и диковинными птицами.
Местность валдайская издревле славилась производством колоколов. По преданию промысел этот идет с XV века, когда был разбит вечевой новгородский колокол, а из его осколков отлили первые колокольчики.
Город Валдай. Музей колоколов
Сам по себе город Валдай вряд ли представляет очевидный интерес для туриста. Но есть достопримечательность, которая является обязательной для посещения почти у каждого путешествующего на Валдай – Музей колоколов.
Музей расположен в двух зданиях. Одно (на фото выше) Церковь Великомученицы Екатерины (другое название — Льво́вская рото́нда), являющемся памятником архитектуры. Интересно то, что архитектурный облик Екатерининской церкви представляет собой колокол. Поэтому устройство в этом здании музея колоколов явно не случайно и весьма уместно. Проект ротонды, к слову, разработан архитектором Н.А. Львовым, произведения которого мы уже видели в Тверской области – усадьба Знаменское-раек. Не будучи специалистом в архитектуре стиль автора угадывается вполне очевидно. Особенно это хорошо заметно на примере колоннады. Вторая часть музея расположена в паре сотен метров в здании из красного кирпича.
Поначалу к музею колоколов я отнесся с определенным скептицизмом. Колокола они есть колокола. Сегодня их практическое применение сведено к минимуму – церкви и храмы. Однако мой скепсис развеяла экскурсовод. Вход в музей платный, а экскурсионная программа оплачивается отдельно. Возможностью послушать рассказ местного экскурсовода определенно стоит воспользоваться, в противном случае посещение музея (особенно первой части) рискует стать скучным мероприятием и при этом вы не почерпнете массу интересной информации о колоколах и колокольчиках и не поймете, почему собственно этот предмет достоин отдельного музея.
Узнать стоимость и расписание экскурсий в Музей Колоколов
Например, я впервые узнал о разнообразии видов колоколов и колокольчиков: церковные, пастушьи, ямщицкие, кабинетные, дверные, корабельные, пожарные, сувенирные, школьные, свадебные…
И все они звучат по-разному. В этой части музея можно попробовать себя в роли звоноря. Экскурсовод также дает возможность послушать колокольные звоны, увидеть технику звона, приемы звонарного мастерства, попробовать позвонить в колокола самому посетителю.
Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая…
…В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету…
Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, в Валдае и льют колокола…
Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским национальным явлением. Валдайские колокольчики стали со временем настолько популярными, что их начали подделывать мастерские из других губерний, ставя клеймо валдайского. Стоит также отметить, что в России был изобретен колокол, в котором язык бьет о купол (наиболее нам привычный). В Европе звучание достигается путем раскачивания купола о язык. Казалось бы разница незначительная, однако “русский” метод позволяет создавать колокола значительно больших размеров.
На второй территории музея экспозиция более обширная. Кроме собственно колокольчиков, здесь показаны предметы быта в основном 19 века, так или иначе связанные с колокольчиками. Есть интерактивные игры, где посетителю предлагается (виртуально) запрячь лошадь или отлить колокол. Также можно посмотреть документальные фильмы о колоколах.
Меня вот больше всего поразил вот этот аксессуар:
Наспинные часы. Это по сути прадедушка современного таксометра – пассажир всегда мог видеть время поездки на часах ямщика, размещенных на его спине и таким образом вычислить стоимость поездки.
Вот таким получился наш единственный день на Валдае. Наверное знатоки этих мест скажут, что оценить все красоты Валдайской природы не хватит и недели. И все-таки я рад, что Валдай и Иверский монастырь были включены в наш маршрут. Но настало время двигаться дальше – в Северную столицу, а по дороге посетим Его Величество Господин Великий Новгород.
Информация для посетителей
Монастырь открыт для посетителей каждый день с 7 до 21 ч. При входе в обитель есть парковка, которая работает с 6 до 22 ч. После этого времени находиться посторонним на острове не разрешается. При обители работает паломнический центр, который предоставляет по предварительной договоренности места в гостинице с питанием в трапезной монастыря.
Стоимость размещения составляет 1 тыс. руб. в сутки с человека.
В церковной лавке можно не только купить свечи и заказать требы, но и приобрести необыкновенно вкусный свежий хлеб и монастырскую выпечку, сувениры и церковную продукцию. Особенно следует обратить внимание на целебные предметы из бересты, обладающие бактерицидными свойствами. В церковной лавке можно заказать экскурсию по монастырю, которая проводится монахами обители.
На 2-м этаже можно посетить музейную экспозицию, посвященную создателю обители и ее истории, увидеть различные предметы обихода и церковных богослужений, ризы и вериги, иконы, религиозные артефакты и исторические документы.
Экскурсии в монастырь, цены
Посетить монастырь можно в составе многочисленных экскурсионных групп, которые ежедневно отправляются на остров из разных городов:
- Поездка из близлежащего Новгорода, длительностью 7 ч., будет стоить 3 тыс. руб. с человека. Программа включает в себя проезд до монастыря на удобном туристическом автобусе, пешая обзорная экскурсия по обители, свободное время для осмотра православных святынь, посещение музейного колокольного центра. Все входные билеты включены в стоимость тура.
- Экскурсионная 1-дневная программа с группой из северной столицы обойдется по цене от 1,8 тыс. руб. для ребенка до 11 лет и в 2 тыс. руб. для взрослого. Кроме посещения Иверского монастыря и музея колокольчиков, в тур включена экскурсия по музею уездного города Валдая. Дополнительно оплачивается обед в трапезной.
Как добраться на машине
На личном автомобиле необходимо:
- Следовать по автостраде Москва – Санкт-Петербург, обозначенной в путеводителе литерой М10, и, не доезжая до города Валдай, сделать поворот в сторону Боровичей. Через 2 км дороги необходимо будет свернуть по соответствующему указателю с трассы влево к монастырским островам.
- Со стороны северной столицы необходимо двигаться по автотрассе Е105, проехать Валдай, не заезжая в город, повернуть на Боровичи, а далее также, следуя указателям, до места назначения.
- В зимнее время до островного монастыря налажена ледовая переправа по реке, которая очень впечатляюще действует на паломников своими умиротворяющими пейзажами.
Как доехать на общественном транспорте
Обитель находится на расстоянии 10 км от города Валдай, до которого очень легко доехать на общественном транспорте от автостанции на междугородних рейсах из ближайших крупных городов.
А именно:
- Санкт-Петербурга с Набережной Обводного канала за 6-7 ч.;
- Великого Новгорода за 3 ч.;
- или региональными автобусами Новгородской области.
Также регулярно ходят электропоезда пригородного сообщения по направлению Старой Руссы, Едрово, Бологое, ехать удобнее до станции Чернушка, от которой до монастыря отделяет расстояние около 5 км.
На поезде из Москвы с Ленинградского вокзала следует ехать по Псковскому направлению до железнодорожной станции Валдай, а далее на автобусе или на такси по мосту до места назначения. Из северной столицы железнодорожным сообщением удобнее проследовать до станции Угловка.
Валдайский Иверский монастырь является не только общепризнанным шедевром архитектуры и Святоозерской жемчужиной, но и уникальным по красоте местом северной природы, умиротворения и спокойствия, где тысячи приезжих путешественников и паломников находят отдохновение от суеты бурного века, обретают душевное равновесие и радость.
Как добраться на Валдай
420 км. по новому Ленинградскому шоссе и вы в городе Валдай. На общественном транспорте добраться тоже не так сложно, хотя прямых поездов до Валдая из Москвы нет. Придется доехать до станции Бологое сначала и потом уже на Валдай. Всего времени в пути проведете чуть более 4 часов. Это чистого времени, а с учетом пересадки… Ну почти сутки. Автобус. Тут все проще, конечно. Самый быстрый рейс -5 часов 10 минут. Цена за билет – менее 1000 рублей за биилет.
Расписание и цены на билеты Москва Валдай