Описание образа Богоматери
В отличие от традиционных полотен, где фигурами выступают мать с младенцем, это полотно изображает только Богоматерь. Позиция ее фигуры говорит о многом:
- поворот вполоборота подчеркивает молитвенное положение, из чего описателями сделан вывод, что она молится Господу;
- ростовое изображение подчеркивает значимость фигуры для православных верующих;
- сложение рук – это отдельный элемент общей картины, по которому можно судить о наполненности образа.
Руки расположены по-разному. Одна рука держит свиток, на котором можно разобрать конкретные надписи. Существует несколько вариантов записей, их объединяет общий смысл. Мать обращается к собственному Сыну, называет его «Владыкой», «Господом», просит услышать молитвы, обращенные к Нему.
Матерь Божья выступает как хранительница, покровительница, к ней на коленях обращаются простые христиане. Этот элемент полотна упускают при создании почитаемых свитков. На оригинале были изображены коленопреклоненные люди, одним из них, по общим описаниям, был Андрей Боголюбский.
Виды иконографии
Иконографией в церковном смысле называют принятую систему правил и схем при изображении определенных образов или событий.
При изображении Богородицы существует несколько известных иконографических типов:
- Оранта (образ Девы Марии с поднятыми вверх руками с развернутыми наружу ладонями и с младенцем на руках — символизирует заступническую молитву).
- Елеуса (образ Богородицы с младенцем на руках, прижимающегося щекой к щеке Матери — символизирует высшую любовь Бога к людям).
- Одигитрия (образ Богородицы на троне с младенцем на руках, держащим свиток, с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует поклонение младенцу).
- Панахранта (образ Девы Марии на троне с младенцем на руках с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует величие Богородицы)
- Агиосоритисса (образ Пресвятой Богородицы без младенца в молитвенной позе — символизирует моление за человечество).
Значение в православии
Богородица традиционно изображается заступницей, которая молит о спасении или защите. Образ понятен каждому верующему человеку, к нему относятся с особым почтением.
Помимо этого, икона относится к полотнам, сделанным в домонгольский период, высоко оцененным критиками. Иконопись того периода характеризуется как эстетически привлекательная, а также наполненная особым смыслом. К изображению Боголюбской Божьей Матери выстраиваются паломники, списки чтят и хранят на территории всей России.
Действие христианской молитвы
Православная молитва Боголюбской обладает сильным энергетическим воздействием. Если она прочитана правильно, она сможет помочь справиться с эпидемией, вирусов и самым страшным недугом. Молитвенные слова о здравии и исцелении воздействуют:
- на ауру человека;
- подсознание и сознание;
- самочувствие и здоровье;
- эмоциональное и физическое состояние;
- поведение
- от сглаза;
- происходящую жизненную ситуацию.
Благодаря такому обширному воздействию, молитва Боголюбской сможет защитить от эпидемии. Ее силу использовали с древних времен. Во время прочтения святых слов на помощь призываются высшие силы, помогающие осуществить желаемое и разрешить даже самую трудную ситуацию.
Молитва Божьей Матери:
Прибегать к молитве Боголюбской следует в любой сложной ситуации. В момент печали, плохого самочувствия, начавшихся бед и несчастий, трудного материального положения. Это молитвенное заклинание лучше произносить перед сном в полном одиночестве и при созданной тишине.
Дополнительно надо зажечь две церковные свечи. Затем сосредоточиться на желаемом и тихо вслух произнести следующую молитву:
“Угодница Божья Матерь Боголюбская, великая и мною почитаемая! Прародительница Господа Бога, к тебе обращаюсь и только на тебя уповаю. Прошу заступничества и помощи. Будь снисходительна и милостива ко мне. Услышь мои мольбы и просьбы. Подари исцеление души и тела, принеси счастье и удачу, отведи беды и напасти. Милость твоя меня коснется, несчастья и переживания с собой заберешь. С твоей волей и благословением дальше пойду. Аминь!”
Свечи тушить не надо. Они должны догореть до конца. А оставшиеся огарки утром нужно поставить под собственную кровать. В скором времени молитва принесет облегчение и изменит жизнь к лучшему.
История появления и обретения
Полотно написано по приказу Андрея Боголюбского. Князь проживал в собственном имении вблизи села Боголюбово. Однажды он отправился на охоту, потом заснул среди деревьев поздним вечером. Утром к его шалашу явилась Божья Матерь. Она велела поставить на этом месте храм. Князь был воодушевлен явлением и приступил к стройке этим же днем. Сначала возвели каменные стены церкви, затем рядом выстроили монастырь.
По заказу Андрея была написана икона, которая заняла почетное место в иконостасе. Образ Богоматери был исполнен по устному описанию князя, она предстает перед верующими так, как увидел ее Андрей Боголюбский.
Где находятся почитаемые списки
Список, или протограф – это воспроизведение оригинала с соблюдением канона. Самые почитаемые протографы распространены по территории страны:
- В Угличе. Здесь хранится изображение, перенесенное из Владимирского храма. Сюда приезжают те, кто хочет поклониться одному из самых старейших списков.
- На территории Владимира. Владимиро-Суздальский музей хранит список, состояние которого до реставрации было катастрофическим. Специалистам удалось вернуть полотно, применив различные средства реставрационной техники.
- В Москве. Столица России имеет 2 списка, которые хранятся под строгим контролем отдела Российской реставрационной комиссии (Храм святых апостолов Петра и Павла и Храм Воскресения Христова).
Боголюбский монастырь
Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский около 1158 года основал загородную резиденцию — Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богородицы. Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий. Замок был огражден каменными стенами. Князь Андрей был убит в своем замке. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, сохранилось до настоящего времени. Монастырь на территории бывшего замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.
Ансамбль Боголюбского монастыря
По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала патриаршим домовым монастырем; в 1753 году — синодальным; позднее монастырь перешел в ведение владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведен в 1855–1866 годах в «русско-византийском стиле» по проекту Константина Тона.
3 июня 1923 года монастырь был закрыт. В 1991 году часть зданий была передана монашествующим РПЦ во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 инокинь из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение Боголюбского монастыря.
Собор в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы одноименного монастыря
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!
Православные тексты
Иконе Боголюбской посвящено немало текстов. Их читают самостоятельно перед домашним иконостасом или на церковной службе.
Молитва
О, Пречи́стая Госпоже́ Богоро́дице, Ма́ти Боголюби́вая, наде́ждо на́шего спасе́ния! Воззри́ ми́лостивно на предстоя́щия с ве́рою и любо́вию и покланя́ющияся пречи́стому о́бразу Твоему́; приими́ на́ше хвале́бное пе́ние сие́ и проле́й те́плую Твою́ моли́тву о нас гре́шных ко Го́споду, да, презре́в вся на́ша согреше́ния, спасе́т и поми́лует нас! О, Преди́вная Влады́чице! Покажи́ на нас чу́дныя ми́лости Твоя́. Мо́лим Тя умиле́нно, изба́ви нас от вся́кия ско́рби, наста́ви на путь вся́кия доброде́тели и благосты́ни, спаси́ от искуше́ний, бед и боле́зней, изми́ от нас оклевета́ния и ссо́ры; сохрани́ от молниено́снаго гро́ма, от запале́ния о́гненнаго, от гла́да, тру́са, пото́па и смертоно́сныя я́звы; пода́й нам Свою́ ми́лостивую по́мощь на пути́, в мо́ри и на су́ше, да не поги́бнем лю́те. О, Всеми́лостивая Боголюби́вая Ма́ти, с тве́рдым упова́нием возсыла́ем к Тебе́ на́шу смире́нную моли́тву! Не отри́ни на́ших слез и воздыха́ний, не забу́ди нас во вся дни живота́ на́шего, но всегда́ пребыва́й с на́ми, и Твои́м заступле́нием и хода́тайством у Го́спода пода́ждь нам отра́ду, утеше́ние, защи́ту и по́мощь, да вы́ну сла́вим и велича́ем Преблагослове́нное и Всепе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.
Акафист
Взбранной Воеводе, Боголюбивей Царице, превысшей всякаго создания, Деве и Матери Христа Бога, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице! Ты же, яко Боголюбивая и Всемилостивая Мати, благоизволившая явити пресветлый Свой лик благоверному нашему князю Андрею, от бед и скорбей сохрани ны и храм сей, да зовем Ти:
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
Икос 1
Ангелов превысшую вся Небесныя Силы величают Тя, Богородицу Царицу, мы же грешнии на земли, чудному Божию о Тебе смотрению дивящеся, всею душею, сердцем и устнами дерзаем глаголати:
Радуйся, Благословенная в женах Дево Благодатная;
радуйся, Всевышняго Мати, Духа Святаго пребывание.
Радуйся, Царице Небесе и земли и всех Небесных Сил высшая;
радуйся, Ангелы чтимая, от Серафим воспеваемая.
Радуйся, благословляемая на Небеси и славимая на земли;
радуйся, воистину Присноблаженная и Пренепорочная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
Кондак 2
Видящи Премилосердная Матерь Божия земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволи явити чудо, избрав сосуд благодати и милостей Своих к нам, благочестиваго князя Андрея. Обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумети хотя чудо, явленное милостию Твоею, Пресвятая Богородице, егда кони, везшии святый образ, сташа, и людие к шествию подвигнути их не возмогоша, благоверный князь Андрей начат со слезами молитися к Тебе, Владычице, да покажеши, Пречистая, волю святую Свою; Ты же в видении благоволила еси открыти преблагий совет Твой. Темже и мы, чудо сие воспоминающе, преклоньше колена, взываем сице:
Радуйся, прославившая место обители Твоея дивным чудодействием и в сем милость преизобильную нам показавшая;
радуйся, страну Владимирскую светом Своим озарившая и лучи света на всех нас простирающая.
Радуйся, Всеблагая наша Наставнице, любовию нас привлекающая;
радуйся, Охранительнице наша от бед и болезней.
Радуйся, у Господа спасения нашего Ходатаице, Царице наша Небесная;
радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
Кондак 3
Сила Вышняго осеняет всех, с верою и благоговением притекающих к Тебе, Пречистая Госпоже Богородице, и уповающих на Твою милость, понеже всякое благое прошение приемлеши тепле. Благоверный князь моляше Тя, Владычице, явити волю Твою, преисполнився трепета пред таинством Твоего произволения. Такожде и мы к Тебе, Пречистая, прибегаем, умиленно вопиюще: Всемилостивая Покровительнице наша, научи и нас прославляти всечестное и всехвальное имя Твое и достойно воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй на пути, яко Боготечную звезду, честный образ Твой, Владычице, благоверный князь в прилежней молитве своей пред чудотворною Твоею иконою сподобися яве узрети Тя, Царицу Небесную, теплое ходатайство Твое Богу приносящую о месте явления Твоего и о всем мире. О Божия Мати, Пречистая Богородице! Со умилением припадаем к Тебе и, богатыя Твоея милости ожидающе, умильно вопием Ти:
Радуйся, Радосте наша и крепкая Заступнице;
радуйся, Покрове наш и наше Утешение.
Радуйся, Охранительнице наша и наше Упование;
радуйся, Отрадо наша и дивное о нас попечение.
Радуйся, Похвало наша, чудесы нас удивляющая;
радуйся, Прибежище наше и залог вечнаго спасения.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
Кондак 4
Недоумевает ум наш, како достойно есть восхвалити Тя и дивное явление Твое, Пресвятая Владычице: яко солнце лучи испущающи, предстала еси молящемуся князю и тако рекла еси: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его; на сем месте во имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище иноком состави», и, воздевши Свои Божественнеи руце ко Владычнему образу, скрыся от духовных очес его. Преклоняем и мы колена пред Тобою, Боголюбивая Мати, и Твоя чудная явления и веления разумеюще из глубины души воспеваем Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша Господь моления Твоя, Богоизбранная Царице Небесная, обеща выну исполнити, яко Преблагия Матере, прошения Твоя. Ты же, о Владычице, тогда рекла еси ко Господу усты Своими: «Владыко Многомилостиве, Господи, Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих, и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное». Истинно исповедуем, о Пречистая, яко скоро помогаеши с верою к Тебе прибегающим, и, со умилением воспевающе Тебе, зовем сице:
Радуйся, Молитвеннице наша пред Господем и Сыном Твоим;
радуйся, Заступнице всего рода человеческаго и Защитнице народа православнаго.
Радуйся, Матернюю любовь Твою всегда нам являющая и вся благая нам дарующая;
радуйся, радости нам, благодати же и славы вечная Ходатаице, дивная наша Утешительнице.
Радуйся, бытие обители и ниспослание на ню благодати предвозвестившая;
радуйся, в память Твоего явления храм во славу Рождества Твоего устроити указавшая и тамо Церкви Христовой дивное украшение явившая.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
Тропарь
Боголюби́вая Цари́це,/ Неискусому́жная Де́во Богоро́дице Мари́е,/ моли́ за ны Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти нам оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды на́ша и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О, Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О, Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Твое́ю покры́й нас от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых враг защити́,// и спаси́ ду́ши на́ша.
Канон первый
Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
Благоговеют пред Тобою, Богородице, Ангелов начальницы и святых чини честно служат Ти, праведнии красуются, князь же Андрей молится, и град Владимир похваляется светло. Мы же, грешнии, припадая к Твоей святой иконе, Боголюбивая, милости просим: озари наша сердца, Пресвятая Дево Богородице.
Князь Андрей вопияше со слезами: Пресвятая Царице Богородице, упование Христианом, умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, о державе Твоей, Ты бо изволила еси в пределех страны Владимирския обители Своей славно создатися во имя Твое, Боголюбивая.
Приидите, христоименитии людие, умы тайно очистившеся, притецем в храм Матере Христа Бога нашего, Боголюбимое место страны Владимирския яко Богоприятное селение видяще: в нем бо являет нам Свою милость Владычица.
Под кров Твой, Богородице Дево, прибегаем вси, роди человечестии: просвети, Боголюбивая, место святое торжества Твоего, и мы, грешнии раби Твои, молящеся Пречистей Твоей иконе, просим от Тебе прияти великия милости.