История становления иконы Добрый Пастырь и значение образа, символизм

Добрый Пастырь – один из древнейших иконографических типов, изображение Господа, которое создавалось христианами, начиная с первых десятилетий новой эры.

На образ повлияли античные традиции изобразительного искусства, и в работах первых христианских художников Добрый Пастырь представал красивым и весёлым безбородым юношей. В средние века такая интерпретация была забыта.

В европейские христианские церкви возвращение сюжета произошло в эпоху Ренессанаса, когда к теме Доброго Пастыря обратилось светское искусство, а следом изображение обрёло своё место и в религиозной жизни, хотя и не получило широкого распространения.

В византийской традиции в качестве основного иконографического типа был выбран образ Пантократора, поэтому в древней русской иконописи Добрый Пастырь вряд ли встречался. Самые ранние изображения Доброго Пастыря, созданные русскими иконописцами, относятся к XVIII веку.

Античные прообразы Доброго Пастыря

На иконографию образа Доброго пастыря оказало серьёзное влияние античное искусство, и прежде всего два классических изображения персонажей древнегреческой мифологии.

1. Орфей – пастух, музыкант, прекрасный певец древнегреческой мифологии

, который наверняка знаком большинству читателей по легенде о походе в мир мёртвых за женой Персефоной. Однако это далеко не единственное, чем он был знаменит в античном мире. Согласно сохранившимся письменным источникам Орфей также был основателем одной из первых античных философских школ, которая получила название орфеизм.

В традиции античного искусства Орфей изображался в образе пастуха, окружённого животными или стадом овец. Согласно эллинистическим традициям Орфей представал перед зрителями молодым, сильным и красивым юношей, часто босиком и с посохом в руке. Несомненно, что этот тип изображения был воспринят христианскими художниками первых веков.

2. Гермес Криофор, то есть несущий агнца, являлся одним из воплощений бога Гермеса.

Обычно вспоминают о том, что Гермеса почитали как божество торговли и обмана, но в действительности функции Гермеса были намного шире и значимее. Он входил в пантеон наиболее известных и почитаемых богов как покровитель пастухов и путешественников, как проводник душ умерших в подземное царство, как учитель и покровитель всевозможных наук. В Танагре существовал храм, посвящённый Гермесу Криофору, который обнёс ягнёнка вокруг города и тем самым спас его от эпидемии, так что Гермесу приписывали функции целителя и защитника от болезней.

Скульптурные изображения представляли божество молодым юношей атлетического сложения с ягнёнком на плечах. Именно такой образ Иисуса использовали и христианские художники первых веков, что создаёт подчас проблемы идентификации изображений той эпохи: нет элементов, позволяющих однозначно определить, языческий ли это образ или христианский. Некоторые исследователи полагают, что такое сходство защищало христиан в годы первых гонений, ибо истинный смысл образа был понятен только им самими, а гонители удовлетворялись сходством изображения с языческим божеством.

Несколько общих мотивов, вероятно, повлияли на выбор именно этих прототипов для образа Иисуса Христа. И Орфей, и Гермес обладали способностью спускаться в мир мёртвых и возвращаться оттуда живыми. Оба покровительствовали пастухам и выступали в роли учителей. Оба пользовались любовью как добрые сущности, призывающие к духовному совершенствованию. Оба спасали людей от гнева богов.

Языческий символизм

Основная статья: Криофор

Позднеримская мраморная копия
Криофор
из Каламис (Museo Barracco, Рим)

В древнегреческом культе криофор или же криофор

(Κριοφόρος), «носитель барана» — это фигура, которая отмечает торжественное жертвоприношение баран. Это становится эпитет из Гермес:
Гермес Криофорос
.

В двумерном искусстве Гермес Криофорос

преобразованный в Христа, несущего агнца и идущего среди своих овец: «Таким образом, мы находим философов, держащих свитки или Гермеса Криофор, который может быть превращен в Христа, дающего Закон (Traditio Legis) и Добрый пастырь соответственно ».[12] Добрый пастырь — распространенный мотив из Катакомбы Рима (Гарднер, 10, рис 54) и в саркофаг рельефы, где христианская и языческая символика часто сочетается, что затрудняет надежную идентификацию. Это определяется как синкретизм, смешение изображений из разных культур и религий.

Ранние изображения Доброго Пастыря

Самые ранние образы Доброго Пастыря сохранились в катакомбах Рима.

Их датируют I-II веками, и первые христиане создавали эти изображения не в качестве молитвенных образов. В Библии неоднократно встречаются запреты на изображение Бога, потребовалось несколько веков на разработку концепций христианского искусства и определению места иконы в нём. Для ранних христиан образы Доброго Пастыря не были изображениями самого Иисуса Христа. Возможно, мотивами создания этих изображений была простая необходимость обозначить место сбора, а также естественное желание украсить его, превратить подземелье в подобие храма. Добрый Пастырь служил символическим напоминанием о Спасении.


Добрый Пастырь. Катакомбы святого Калликста, Рим

Первые изображения Доброго Пастыря – это образ красивого стройного юноши-пастушка в короткой тунике. В руках он держит флейту и/или посох, иногда через его плечо перекинута сумка. Обычно пастушок стоит в свободной позе, протягивая руку к одному из животных. На плечах его лежит ягнёнок, размеры которого подчас непропорциональны по отношению к пастушку. В изображённых рядом с пастухом животных можно узнать не только овец, но и собак. Встречаются варианты сидящего Пастыря, а также образы, в которых Добрый Пастырь предстаёт совсем ребёнком, мальчиком лет семи-девяти.

Добрый Пастырь. Фреска

В первые несколько веков изображение Доброго Пастыря являлось едва ли не единственным типом картины в христианской живописи.

Причём сохранились свидетельства, что такие изображения встречались в разных регионах, в том числе и на бытовых предметах. Стилистика живописи отталкивалась, естественно, от античных образов, которыми был пронизан весь цивилизованный мир. Уже в V веке в мозаиках Равенны всё ещё прослеживаются черты античного влияния.


Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна. 440-е годы.

Отделение христианского искусства произошло вместе с развитием и распространением самого христианства. В IV веке христианство стало государственной религией, и это способствовало разработке новых, более торжественных и очевидно не похожих на античные образцы. Добрый Пастырь уступил своё место Пантократору (Вседержителю), появилось множество других иконографических типов. В эпоху иконоборчества большинство древних образов было уничтожено. А после возрождения христианской живописи Добрый Пастырь лишился примет античности – он стал старше, у него появилась борода, и его «приодели» согласно существующей иконописной «моде».

Раннехристианское искусство

Образ Доброго Пастыря — самый распространенный из символических изображения Христа нашел в раннехристианское искусство в Катакомбы Римадо того, как христианские образы стали явными. Форма изображения молодого человека, несущего на шее ягненка, напрямую заимствована у гораздо более древнего язычника. криофор (см. ниже) и в случае переносных статуэток, подобных самой известной сейчас в Музей Пио Криштиану, Ватикан (справа), невозможно сказать, был ли образ изначально создан с намерением иметь христианское значение. Изображение продолжало использоваться в веках после христианства. легализовано в 313 г.. Первоначально это, вероятно, не понималось как портрет Иисуса, а символ, как и другие, используемые в раннехристианском искусстве,[7] а в некоторых случаях также могли представлять пастырь Ермы, популярное христианское литературное произведение II века.[8][9] Однако примерно к 5-му веку фигура чаще принимала вид обычного изображения Христа, поскольку она была развита к этому времени, и получила гало и богатые одежды,[10] как на апсида мозаика в церкви Санти Косма и Дамиано в Риме или в Равенна (верно). Изображения Доброго Пастыря часто включают овцу на его плечах, как в версии Лукана. Притча о заблудшей овце.[11]

Добрый Пастырь в Старом завете

Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный (Иез. 34:12)

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. (Пс. 22:1)

Для современного горожанина не всегда очевидна значимость пастуха для древних деревенских общин, выживание которых зависело от состояния стада. Пастух должен был быть не только, и не столько играющим на свирели беззаботным пареньком, сколько агротехником, ветеринаром, биологом, охотником в одном лице. Пастух часто являлся одним из лидеров общины, самым авторитетным и значимым человеком, чьи слова и решения выполнялись беспрекословно. И в метафорическом представлении Господа как пастыря выбор именно этой роли далеко не случаен. Хотя, разумеется, важна и прямая аналогия человечества с неразумным стадом, которому требуется направляющая сила здорово.

В Старом Завете также много отсылок к жертвоприношениям агнцев, символизирующих собой невинность и чистоту. Пастух Авель приносит в жертву агнца. Лежащий на жертвеннике Исаак подменяется агнцем. Пастух Давид спасает агнца, отбившегося от стада.

Галерея

  • На Катакомбы Присциллы, Рим
  • Изображение IV века в Музее Термы Диоклетиана, Рим
  • Мозаика в мавзолее Галлы Плацидии, Равенна, Италия, ок. 425
  • Христос как добрый пастырь, неизвестный художник из Нижней Баварии, 1750 г.
  • XIX век немецкого художника Бернарда Плохорста
  • 20 век витраж изображение, Австралия
  • Эмблема Катехизиса католической церкви
  • Оратория Санта-Куэва. Кадис, Испания
  • Иисус как пастушок, Церковь Доброго Пастыря (Розмонт, Пенсильвания)

Добрый Пастырь в Новом завете

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:11-16)

В качестве пастыря Иисус расширяет свои знания и свою власть над овцами. Ведь он знает всех своих овец по имени и зовёт их по именам. Персонализированное обращение, которое свойственно Иисусу как в сборе овец, так и в общении с людьми, внесло в христианство логику индивидуальности веры для каждого верующего. Иисус знает каждого и с каждым может говорить, называя его по имени.

Как пастырь, Иисус готов отдать свою жизнь за своих овец. И в качестве жертвы за своих овец Иисус сам становится Агнцем Божьим, взявшим на себя все грехи мира. В этом ключе икона Доброго Пастыря обретает множественное символическое значение, напоминая как о пастырской роли Иисуса, так и о его жертвенной роли.

Когда Господь несет нас на руках…

Читать также:
В тяжелые минуты Господь несет человека на руках — притча

Есть такая современная притча: человек упрекает Бога за то, что Творец якобы забыл о своем творении. Обещал быть всегда рядом, но в самые трудные минуты оставил.

Чтобы образно показать, что человек заблуждается, Господь предлагает ему посмотреть на следы жизни. Где бы не шла эта «заблудшая овечка», рядом с ней всегда виднелись следы. Но в одном месте вместо двойных отпечатков — человека и Бога — остались только одни. Человек возроптал: «Господи, а вот здесь же ты меня оставил одного!». На что Бог ответил: «Нет, не оставил. Это не твои следы, а Мои. В это время Я просто нес тебя на руках».

Вот так каждого из нас, как заблудшую овечку, в самые тяжелые моменты Христос несет на руках. Только не надо ожесточаться и думать, будто в эти моменты Бог нас оставил. Присмотритесь к следам на песке: ваши они или Господни? «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

РЕДКИЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ИКОНЫ

Драматургия образа заключается в том, что животное символизирует заблудшую овцу, которую Добрый Пастырь — Христос – берет на плечи и несет к своему дому, чтобы излечить ее и здо­ровой вернуть в стадо. «На рамо восприим, ко Отцу принесе». Этот образ (публикуемый) вы не увидите просто так: он находится в тюремной церкви печально знаменитой московской «Бутырки». Место это в самом центре Москвы, но уютно спрятанное за домами, что и не догадаешься, что там узилище. Однажды зимой мне пришлось поплутать в этом районе вечером. Ищу дом и вдруг слышу откуда-то сверху: «Бабы, мужик под окнами!». Я взглянул наверх, а там окошки решетчатые — тюрьма, значит. Хоть и знал, что она тут находится, а жутковато: темень, зима, снега по уши и голодный женский рев: мужик!!! Помоги им, Господи, очистить с вою душу! Аминь+++ Ну а теперь история с овцой: это уже из статьи на портале «Православие и мир». Статью не слямзиваю — честно популяризирую.

Александрийская овца

Протоиерей Сергий Правдолюбов | 31 января 2007 г.

В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некото­рых хочется вспомнить.

В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI, Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно понравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение.

Встреча была торжественнейшая. Второй паре иподиа­конов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии, т. е. лицевую сто­рону патриарха, а я – за «тыл». Перед службой меня проин­структировали, что палица в Александрии надевается не че­рез плечо, а подвязывается за специальную петельку, а осталь­ное все вроде как и у нас.

Хор поет, читаются входные молитвы, Патриарх подни­мается на кафедру, начинается облачение. Все проходит чин чином, ошибок нет.

И вот в самом конце, когда все сложные пуговицы омо­фора были уже застегнуты, я посмотрел и увидел, что омо­фор как-то странно, не по-русски лежит прямо на шее патри­арха, а не вертикально и торжественно возвышается, как у всех наших архиереев. Я решил, что это мой недосмотр, и тихонько, осторожно потянул его к себе и расположил на русский манер. Патриарх так же тихонько потянул его об­ратно к себе на выю. Моей рязанской сообразительности не хватило понять всю значимость обратного движения омо­фора александрийского святителя. И я снова возвратил омо­фор на прежнее место, потянув в свою сторону. Патриарх опять, уже сердито и решительно, повторил прежнее дви­жение. И в этот раз я не внял всей опасности грозного Судии Вселенной.

Увидев приближающегося протоиерея с подносом в ру­ках и тремя панагиями, я подумал, что цепочки-то надо под омофор расположить, как у нас принято, а он мешает, лежит на шее. И когда я в третий раз потянул за омофор александ­рийского патриарха, он резко повернулся ко мне боком и по-гречески с гневом и раздражением, энергично и сердито высказал мне все свое возмущение. Я испугался, попросил прощения, и только когда увидел, что цепочки от панагий отец Сергий Соколов укладывает поверх омофора, а тот твер­до и незыблемо покоится на святительской вые, – сообра­зил, что такова древняя александрийская символика с глубо­чайшим смыслом, просто меня никто не предупредил.

Омофор должен лежать на шее, ибо он символизирует заблудшую овцу, которую Добрый Пастырь — Христос – берет на плечи и несет к своему дому, чтобы излечить ее и здо­ровой вернуть в стадо. На рамо восприим, ко Отцу принесе. Так же и Александрийский Патриарх, по примеру Спасителя, бе­рет на свои плечи и прижимает цепочками от панагий сим­волическую александрийскую овцу к своей святительской шее.

Рекомендации

Цитаты

  1. Грабарь 1980 г.: Фигура (…) является аллегорией Христа как пастыря.
  2. Рид 2001, п. 3.
  3. Халтгрен 2000, п. 2.
  4. Григгс 2003, п. 52.
  5. Барри 1911.
  6. фон Хюгель 1911С. 452–458.
  7. Syndicus 1962 г., стр. 21-23.
  8. Дженсен 2002.
  9. Дженсен 2000С. 37-41.
  10. Syndicus 1962 г.С. 130–131.
  11. Лоури 2007, п. 69.
  12. Мюррей и Мюррей 1996, п. 475.

Источники

  • Барри, Уильям (1911). «Притчи». В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия
    .
    11
    . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Грабарь, Андре (1980). Христианская иконография: исследование истоков
    . Рутледж и Кеган Пол.CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Григгс, Дональд Л. (2003). Библия с нуля: Новый Завет для начинающих
    . Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-22577-3 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Халтгрен, Арланд Дж. (2000). Притчи Иисуса: комментарий
    . Wm. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6077-4 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Дженсен, Робин Маргарет (2000). Понимание раннего христианского искусства
    . Психология Press. ISBN 978-0-415-20454-5 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Дженсен, Робин М. (октябрь 2002 г.). «Два лица Иисуса». Обзор Библии
    . Vol. 17 нет. 8.
  • Лоури, Уолтер (март 2007 г.). Искусство ранней церкви
    . Читать книги. ISBN 978-1-4067-5291-5 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Мюррей, Питер; Мюррей, Линда (1996). Оксфордский компаньон христианского искусства и архитектуры
    . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866165-8 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Рид, Барбара Э. (2001). Притчи для проповедников: Евангелие от Матфея: год А
    . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2550-7 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Syndicus, Эдуард (1962). Раннее христианское искусство
    . Бернс и Оутс.CS1 maint: ref = harv (связь)
  • фон Хюгель, Фридрих (1911). «Иоанн, Евангелие св.». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия
    .
    15
    (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 452–458.

Значение иконы Александра Свирского

На данной иконе запечатлен старик с умными глазами и поднявшими в верх руками к Всевышнему в мольбе о всем человечество. В начале девятнадцатого века останки старца вывезли сторонники богоборческой войны, но как говорится церковных в летописях, одна служащая музея спасла мощи. Лишь в конце святые мощи Александра Свирского стали вновь доступны для преклонения.

Очень много исследователей на протяжении длительного времени изымали частицу останков мудрого старца на изучения, но так никто из них не смог дать научное объяснение этому чуду. Останки Чудотворца сбереглись в нетронутом времени состоянии и моменты особой важности они начинают испускать благоухания. В такое время в храме всегда много пчел.

Известны случаи исцеления, которые случались с верующими, страдающими парализованностью рук или ног, а также тех, у кого диагностировали онкологию, слепоту или одержимость нечистым.

К святому образу преподобного старца обращаются с молитвой об усилении веры и избавлении от телесных недугов. Кроме того, молятся и те, кто принял решения посвятить свою жизнь Господу и те, кто отчаялся заиметь ребенка. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что купить икону Александра Свирского легко у нас на страницах!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]