Биография евангелиста и иконописца Луки, детали жития святого и тексты молитв


Ап. Лука Евангелист. Икона, 1350-1360 гг., деисусный чин иконостаса Афонского Ватопедского монастыря. С сайта ruicon.ru

Лука
(+ ок. ), апостол от 70, евангелист, сподвижник святого апостола Павла, священномученик, врач, первый иконописец Память 22 апреля, 20 июня — на перенесение мощей (Греч. [1]), 18 октября, в Соборах семидесяти апостолов, Ахайских святых (Греч. [2]) и Беотийских святых (Греч. [2])

Уроженец Антиохии Сирийской [3]. Происходил из просвещенной греческой среды, был римским гражданином. Сделался врачом. Женат не был [4].

Услышав о Христе, прибыл в Палестину и там горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился ему и Клеопе, шедшим в Эммаус.

Принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Святой Лука присутствовал при обращении Лидии и ее домашних, сам жил у нее в доме. О нем, вместе с апостолом Павлом, Тимофеем и Силой, женщина, одержимая духом прорицательным, кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Его и Тимофея не взяли под стражу вместе с апостолом Павлом и Силой вероятно потому, что они не были похожи на евреев. Когда апостол Павел ушел из Филипп, Лука остался, чтобы продолжать проповедовать Евангелие — он все ещё был там, когда Павел вновь посетил Филиппы.

Когда святой Павел покинул Грецию и отправился в Малую Азию, Лука сопровождал его до Троады. Стал очевидцем нападения на апостола Павла в Иерусалиме на ступенях Антониевой крепости и часто посещал его во время его двухлетнего пребывания в Кесарии. Затем вместе с Аристархом сопровождал Павла на пути в Рим, и вместе с ним пережил опаснейшее морское путешествие от Крита до острова Мелит во время многодневного шторма. Был рядом с Павлом и в течение тех двух лет, что тот жил под стражей в Риме. Вероятно в это время, в — годах, под руководством апостола Павла, он написал Евангелие и книгу Деяний святых апостолов [5]. Святой Павел упоминает о нём по имени в посланиях к Колоссянам (Кол 4, 14) и Филимону (Флм. 1, 24), а также во втором послании к Тимофею, откуда видно, что когда Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). Святой Лука присутствовал и при мученической кончине апостола Павла.

После мученичества первоверховных апостолов покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду [6].

Мученически окончил земной путь в городе Фивах, в Греции. Существует предание, что святого Луку распяли на масличном дереве. При этом Иулий Африкан не говорит о мученической кончине, а лишь указывает что святой Лука умер в возрасте семидесяти четырех лет, «исполненный Духа Святого» [7].

Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Из известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы Предание приписывает более семидесяти икон авторству апостола Луки. Написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Св. Евангелист Лука. Русская икона

Житие святого

Родина евангелиста Луки — Антиохия Сирийская. Выходец из просвещенного греческого общества принадлежал к уважаемой профессии врача. Он был судовым доктором, а также разбирался в праве. Краткая биография не сообщает подробных сведений о происхождении будущего апостола, автора Евангелия.

Когда в его край пришло христианское учение, Лука прислушался к благой вести. Предположительно, он уже принял к тому времени иудейство. Его обширные познания законов Моисеевых и обычаев иудейской веры обнаруживаются в писательских трудах.

Встреча со Спасителем

Греческий лекарь отправился в Палестину, разыскал Иисуса и присоединился к Его ученикам. Семьдесят апостолов и Луку в их числе Спаситель отправил проповедовать о Царствии Небесном. А после Воскресения Христос явился будущему евангелисту и его соратнику Клеопе, когда они шли в город Эммаус.

Братья по вере шли и говорили о казни Учителя в Иерусалиме. Они не надеялись на скорое воздвижение Царства Христова на земле. К ним подошел незнакомец и спросил, почему путники печальны. А потом объяснил, что страдания Сына Божьего ради спасения рода человеческого предречены ветхозаветными пророками.

Остаток дня они шли втроем. Вечером апостолы пригласили незнакомца на трапезу. Когда они вместе преломили хлеб, проповедники узнали в незнакомце воскресшего Учителя. Апостол вернул на родину десницу Иоанна Предтечи.

После Вознесения Господа Лука отправился домой, в Антиохию. По пути он остановился в Севастии и хотел забрать хранившиеся там мощи Иоанна Крестителя. Из-за протеста местных христиан ему удалось получить только правую руку, благословившую Христа. В Антиохии реликвию приняли с радостью. Следующее путешествие греческий врач совершил вместе с апостолом Павлом.

Лука и Павел

Будущий евангелист сопровождал одного из первых учеников Христа во время миссионерского путешествия и не покинул его во время гонений против христиан, как другие сподвижники. Его медицинские познания пригодились в пути — Лука лечил Павла. Они проповедовали в Греции и македонских Филиппах.

Верный ученик и лекарь сопровождал Павла во время его ареста в Кесарии, переправы по морю и двухлетнего заключения в Риме. В Вечном городе Лука составил Евангелие под руководством Павла. Когда арестанта освободили, они посетили несколько основанных ранее церквей и вернулись в Рим.

К тому времени престол занял император Нерон, преследовавший христиан.Павел проповедями поддерживал верующих, и его снова арестовали.

В письме к ученику Тимофею он писал, что его покинули все, кроме Луки. Евангелист не оставил учителя до его гибели.

Миссионерство и кончина

После казни Павла Лука самостоятельно проповедовал в Ахайе, Ливии, Египте и Фиваиде. Он путешествовал в Галлию и Африку. Он собирал милостыню для христиан Палестины и несколько лет посвятил распространению христианства в Македонии.

Апостол обустраивал христианские общины, проповедовал и исцелял силой веры, благословлял диаконов и возводил в епископы. В греческих Фивах на 84 году жизни его настигла гибель мученика — апостола распяли на оливковом дереве.

Луку похоронили в Фивах. В 4 веке чудотворные мощи апостола перенесли в Константинополь. Особенно часто люди исцелялись от болезней глаз. Останки положили в храме рядом с мощами апостолов Андрея и Тимофея. Раку с мощами Луки помогал нести неизлечимо больной евнух. Пройдя несколько шагов, он исцелился.

Мощи перевозил в Константинополь египетский военачальник и впоследствии мученик Артемий Антиохийский, по инициативе императора Констанция. Во время захвата византийской столицы турками союзные Константинополю венецианцы увезли останки в Италию.

Апостол и евангелист Лука

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан» [1], а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания«, т.е., иудеев (Кол. 4:10-15).

В своих писаниях Лука однако обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему можно думать, что Лука, еще до обращения своего ко Христу, уже принял иудейскую веру [2]. Кроме того, на родине своей, славившейся цветущим состоянием наук и искусств, Лука обогатил свой ум разными научными сведениями.

Из послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство [3]; предание же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно, также, что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.

Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения (Мф.4: 24-26. Лк.4:37). Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить «пред лицем» Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю [4].

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука «вдали» и со скорбью взирал на Распятого (Лк.23:49). Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии [5].

Скорбя о смерти своего Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус [6], и по дороге в сие селение удостоился стать спутником Того, Кто есть «путь, истина и жизнь» [7]. Оба ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, «в ином образе» (Мрк.16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию, «глаза их были удержаны» (Лк.24:16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.

– О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? – спросил их Господь.

На сие Клеопа сказал:

– Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

– О чем? – спросил снова Иисус.

– Что было с Иисусом Назарянином – сказали они в ответ, – Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и распяли Его. А мы надеялись было, – продолжали свою речь ученики, – что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Господь сказал им:

– О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.

Так беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к Еммаусу, и так как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался, по-видимому, идти далее, то они стали просить Его остаться с ними.

– Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, – говорили они Ему.

И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же Он возлег [8] с ними во время вечери, то, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им. Как только Господь совершил сие, ученики тотчас же Его узнали. По всему вероятию, сие действие Господь и прежде совершал пред учениками, а кроме того они могли признать Его по тем язвам от гвоздей, которые заметили они на Его руках. Но в сие время Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:

– Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:17-32)

Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там нашли они собранных в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас же возвестили им, что Христос воскрес, и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы же с своей стороны утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симону. Затем Лука и Клеопа подробно рассказали Апостолам обо всем, происшедшем с ними на пути и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба.

Во время сего разговора, внезапно среди Апостолов, явился Сам Воскресший Господь, преподал им мир и успокоил их смущенные сердца. Для уверения же тех, которые думали, что видят пред собою только призрак своего умершего Учителя, Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука здесь снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк.24:18-49).

После вознесения Господня, святой Лука пребывал некоторое время, вместе с другими Апостолами, в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию [9], где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Свою Христос, приемля крещение от Иоанна.

С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину, к великой радости антиохийских христиан. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственником. Сие произошло, впрочем, уже во время второго апостольского путешествия святого Павла [10]. В это время святой Лука вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в Македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии [11].

Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию всех верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины [12]. Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в Палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд Кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил все трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь [13].

Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками апостола, проповедовал Христа в этой столице древнего мира [14]. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых Апостолов [15]. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали «бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» [16]. Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла [17].

После двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука и в сие время точно также сопутствовал ему. В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание.

– Я уже становлюсь жертвою, – писал апостол Павел своему ученику Тимофею, – и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию. Один Лука со мною [18].

Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, – в которой он и прежде трудился несколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии [19].

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию [20], и в Египте, – в Фиваиде, – многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года. Возвратившись в Грецию, он снова устроил здесь, – преимущественно в области Беотии [21], – церкви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю – апостолу Павлу, – святой Лука «подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил«. Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою смертью, именно, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве [22]. Честное тело его было погребено в Фивах, – главном городе Беотии, – где его святые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь.

О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью [23]. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах послал правителя Египта Артемия [24] перенести мощи святого Луки в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение [25].

Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершалось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея [26]. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала:

– Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут [27].

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и сим положил начало доброму и досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы. Аминь.

Тропарь, глас 5:

Апостольских деяний сказателя и Евангелия Христова светла списателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:

Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Примечания:

[1] Это имя – «Лукан» – находится в некоторых древних рукописях латинского перевода Евангелия от Луки. Пример подобного сокращения имени можно видеть в имени Силы, которое сокращено из Силуана. (Деян.15:22; 2Кор.1:19 и др.).

[2] Язычники, принимавшие иудейскую веру, назывались пришельцами врат, а кто из них, вместе с верою иудейскою, принимал и обрезание, тот назывался пришельцем правды. Таковы были в первенствующей церкви: вельможа ефиопской царицы Кандакии, крещенный апостолом Филиппом (Деян.8:27-40); таков был римский сотник Корнилий (Деян. 10:1-3); таков был один из семи диаконов – Николай, родом, подобно Луке, – антиохиец (Деян. 6:6) и многие другие (Мф. 23:15; Деян.2:10).

[3] Ап. Павел называет Луку прямо врачом возлюбленным: «Целует вы – говорит он, – Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4:14).

[4] Лк.10:1-24. – Сему преданию не противоречат слова самого Луки, в которых он как бы исключает себя из числа Апостолов – самовидцев Слова (Лк.1:2). Этими словами св. Лука хочет сказать только, что он не принадлежал к лику 12-ти апостолов, которые, конечно, видели гораздо больше евангельских событий, чем 70 учеников Господа, которые шли, во время проповеди Христа, впереди Его.

[5] Лк 24:13-32. Хотя сам Лука в Евангелии своем не называет при этом себя по имени, но самая подробность его повествования показывает, что он сам был тот другой ученик, имени которого не упомянул. Об этом говорит и церковное предание. И в церковной молитве собирающимся в путь читаем: «Луце и Клеопе в Эммаус спутьшествовавый Спасе сошествуй и ныне рабам твоим путьшествовати хотящим».

[6] Еммаус – селение, отстоящее на 60 стадий (около 12-ти верст) к западу от Иерусалима.

[7] Слова Самого Христа Спасителя, Иоан.14:6

[8] Древние иудеи не сидели. а возлежали за трапезою

[9] Севастия – главный город Самарии.

[10] Это апостольское путешествие продолжалось с 52-го по 55-й год по Р. Хр.

[11] Деян. 20:6. – Македония находилась к северу от Греции, между Иллириею, Фракиею, Егейским морем и Гетом или Балканом. Некоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом; впрочем оно также быстро пало, как быстро возвысилось. Во времена апостолов Македония входила в состав Римской империи. Теперь она во власти турок. – Филиппы – македонский пограничный город, названный так в честь македонского царя Филиппа, который возобновил и укрепил его.

[12] «С ним послали мы также брата (апостолом Титом), во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию» (2Кор.8:18-19). Древние толкователи под «братом» разумеют апостола Луку. Святой Иоанн Златоуст видит здесь указание на посвящение святого Луки во епископа (в слове освящен) по греч.– «хиротонифис».

[13] Бедствия этого продолжительного путешествия святой апостол Лука описал в 27-й и 28-й глава, книги Деяний.

[14] Это ясно видно из написанных в то время посланий апостола Павла к Колоссянам и Филимону.

[15] Судя по тесной связи между сим Евангелием и книгою Деяний Апостольских (Лк 1:1-4; Деян.1:1), написанною после Евангелия и появившеюся в Риме около 63 года, необходимо признать, что между написанием той и другой книги протекло очень немного времени, и что Евангелие явилось также в Риме около 61-го или 62-го года. Тоже подтверждается и подписями, находящимися на некоторых рукописях. – Как Евангелие свое, так и книгу Деяний апостольских, св. Лука написал для некоего «державного» Феофила (Лк.1:3; Деян.1:1). Древнее предание говорит, как о некоем знатном христианине – Феофиле антиохийце, под которым и разумеют того, для которого написаны были св. Лукою Евангелие и Деяния Апостольские.

[16] Лк.1:2. – «По сравнению с другими писателями Евангелия святой Лука отличается, – как говорит св. Иоанн Златоуст, – большею полнотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества св. Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит. Равным образом и последнее евангельское событие – вознесение Иисуса Христа на небо, – у Матфея и Иоанна вовсе не упомянутое, а у Марка упомянутое неподробно, – святой Лука один рассказал подробно». – Св. Евангелие от Луки, по уставу православной церкви, – кроме особенных случаев, – читается на литургии во все дни с 17-ой до 29-ой недели по Пятидесятнице; с 29-ой же недели до недели Мясопустной – только во дни субботние и воскресные, и в понедельник, вторник и четверток недели Мясопустной.

[17] В книге Деяний св. апостолов Лука подробно описал сошествие Св. Духа на апостолов и подвиги их, совершенные ими по вознесении Господнем для распространения и утверждения веры христианской в Иудее и других странах вселенной. «Преимущественно же св. Лука, – как говорит св. Иоанн Златоуст, – описал здесь деяния св. апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был».

[18] 2Тим.4:6,10. – Может быть, св. Лука, как прежде, так и в сие время своим врачебным искусством облегчал болезни апостола – узника, страдавшего, как говорит церковное предание, головною болью и другими телесными недугами, и за сие заслужил от апостола имя «врача возлюбленного«.

[19] Далмация – южная часть Иллирийской провинции, которая граничила на севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем. – Галлия заключала в себе земли, лежащие между океаном, Пиренеями, Средиземным морем, Альпами и Рейном. Ахаия – область на юге Греции, занимала северную часть полуострова Мореи.

[20] Ливия – провинция в северной Африке. Там было немало греческих колоний (у греков, впрочем, вся Африка иногда называлась Ливией).

[21] Беотия – область средней Греции.

[22] Как свидетельствует св. Григорий Богослов в первом слове на императора Юлиана.

[23] Как бы в ознаменование врачебного искусства апостола Луки, Господь ниспосылал дождем на место погребения святого апостола целительный «каллурий», т.е. лекарственную примочку от глазной болезни.

[24] Сей Артемий скончался мученическою смертью при императоре Юлиане Отступнике; память его – 20-го октября.

[25] Перенесение мощей св. Луки Церковь воспоминает 22-го апреля.

[26] Святой Андрей Первозванный, – апостол из лика 12-ти. – Святой Тимофей, апостол из лика 70-ти, был епископом в г. Ефесе (в Малой Азии).

[27] Православная Церковь, чествуя святые иконы Богоматери, взывает к Ней так в своих песнопениях: «Первее написавшейся твоей иконе, Евангельских таин благовестником, и к тебе; Царице принесенней, да усвоиши Тя, и сильну соделаеши спасти чествующыя Тя, и порадовалася еси, паки сущи милостива, спасения нашего содетельница». (Стихира из службы Казанской иконе Богоматери, 22 октября). – В Москве, в Успенском соборе, хранится (Владимирская) икона Божией Матери, которую, по преданию церковному, написал также св. Лука.

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Где можно найти мощи

Останки апостола Луки находятся в венецианском городе Падуя, в католической базилике Санта-Джустина. Базилика стоит на центральной площади города Прато делла Валле и принадлежит бенедиктинскому аббатству. В церкви также упокоены мощи апостола Матфея.

Нетленное тело евангелиста Луки, исключая главу, находятся в капелле под иконой Богородицы, написанной апостолом. Фрески на стенах капеллы изображают эпизоды жития евангелиста Луки.

В 1990 году частицу вернули в Фивы. В старом храме, на месте могилы апостола осталась мраморная гробница. Ее стены источают целебную для глаз субстанцию. По-латински она называется каллурий, а по-гречески — колидия.

Глава апостола Луки хранилась в Ватикане в базилике Святого Петра и на горе Афон в Иверской обители. Сейчас верхняя часть черепа хранится в Праге в соборе святого Вита, а нижняя часть — в афонском русском Свято-Пантелеймоновском монастыре.

Чудеса икон

Владимирский образ Матери Божией получил свое название по месту своего нахождения. Данная икона попала на территорию Руси из Константинополя как подарок византийского императора.

С данной иконой связан интересный исторический факт, во времена нашествия татаро-монгол в 1395 году образ был привезен в Москву, и войско Тамерлана по каким-то непонятным причинам отступило.

Тихвинская икона также была привезена на Русь из Византии, но необычным путем. Это произошло за 70 лет по падения Константинополя под давлением османской империи. Лик являлся сразу в нескольких местах новгородских земель, после этого он «обосновался» на берегах реки Тихвинки. Образ стал почитаемым на территории всей России, и в наше время находится в одноименном монастыре на месте обретения.

Иверская икона Божией Матери была написана самим апостолом, по морю была перевезена к берегам Афона, где нашла себе постоянное пристанище. Лик принято считать защитником Иверского монастыря, известен такой интересный факт, место пребывания в обители — в надвратном храме — выбрала Сама Богородица, каждую ночь чудесно перенося по воздуху образ из соборной церкви на входные ворота обители.

Дни памяти

В православной церкви евангелиста почитают 4 раза в году:

  • 17 января (4 января) — Собор 70-ти апостолов;
  • 5 мая (22 апреля) — 4-я седмица по Пасхе, не постный день;
  • 3 июля (20 июня) — 6-я седмица по Пятидесятнице, на Петров пост;
  • 31 октября (18 октября) — день памяти евангелиста Луки.

Ежегодно в октябре в Фивах у гробницы святого совершается богослужение и крестный ход.

Молитва Луке об исцелении

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Ему же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое Архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни

сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перед иконой Святого Луки также читают молитву о благополучии в доме, благодаря которой в семье царит мир и порядок. Для мужчин, которые любят ездить на рыбалку и ждут удачного улова нужно читать молитву к апостолу Луке о рыбалке, после этого их точно ждет большой улов.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Зосимы и Савватия Соловецких

Икона апостол и евангелист Лука имеет огромное значение для всех верующих христиан, так как проповедник был великим человеком, благодаря святителю, люди узнали о жизни Христа, его деяниям и том, подвиге, который он сделал во имя всего человечества.

Творческое наследие

Лука известен как первый иконописец. Он написал портрет Пречистой Девы с Предвечным Младенцем на доске от обеденного стола, за которым трапезничали Мария, Иисус и Иосиф. Божья Матерь благословила этот и последующие образы. Также апостол — автор икон апостолов Петра и Павла.

Иконы

По утверждению Русской Православной Церкви, он написал 10 образов Богородицы. На горе Афон знают 21 его икону, 8 из которых хранятся в Риме.

Известные образы Богоматери, написанные апостолом Лукой:

  • «Иверская» из Иверского монастыря на Афоне;
  • «Елеуса» или «Владимирская» из храма святого Николая при Третьяковской галерее;
  • «Киккская» из монастыря Киккос на Кипре;
  • «Сумельская» из храма в греческой деревне Кастанья;
  • «Тихвинская» из российского Тихвинского монастыря.

Апостол Лука – автор иконы «Одигитрия», известной также как «Путеводительница» или «Казанская».

Новый Завет

Евангелие от Луки ценно изложением вселенского значения христианской проповеди. Труд повествует о всеобщности спасения, принесенного Христом. Составляя третье жизнеописание Христа, автор изучил Евангелия от Матфея и Марка.

Луку называют историком времен Христа. Его Евангелие основано на фактах, изложено последовательно, в историческом жанре. Оно написано на греческом языке и почитается как образец древней литературы.

Изящное повествование состоит из прозы и поэзии. Только часть Нового Завета, составленная Лукой, включает гимны, афоризмы и поучения в ветхозаветном стиле. Именно Лука написал известные притчи о Лазаре и богаче, добром самаритянине, блудном сыне и прочие рассказы, известные даже людям, не читавшим Библию. Повествование греческого врача отличается тем, что он называл болезни, которые исцелял Христос.

Евангелие апостола уникально, так как повествует о детстве Иисуса. Только Лука описал историю о том, как маленький Иисус возвращался с праздника из Иерусалима и зашел в Дом Отца Своего, в храм. Мария долго Его искала и нашла, сидящим в кругу первосвященников и проповедующим мудрость Божью. Никто не мог рассказать евангелисту об этом случае, кроме Пречистой Девы. С ее же слов он подробно описал Благовещение, встречу с Елисаветой и рождество Христа.

Лука — единственный автор Нового Завета, не принадлежащий по происхождению к иудеям. Сам он не был очевидцем иерусалимских событий, в отличие от Марка и Матфея.

Участником чуда апостол стал только на дороге в Эммаус. О встрече с Христом он поведал в конце Евангелия. Своего имени он не назвал, но поведал об ученике Клеопе и втором безымянном ученике. Происшествие описано в деталях. Похоже, что безымянным учеником был сам Лука.

Деяния апостолов

Во время пребывания в Риме Лука написал также книгу о деяниях святых апостолов. В сочинении описаны подвиги учеников Христа после Его Вознесения. В первой части говорится об Иоанне и Петре, а во второй — о Павле, сначала хулившем христиан. Благодаря силе Божественной Любви Павел познал истинную веру и стал учеником Христа.

Книга «Деяния апостолов» продолжает Новый Завет. Труд посвящен теме Домостроительства Святого Духа в Церкви, воздвигнутой Спасителем, от Его Вознесения и до Второго Пришествия. Апостольский Собор в 51 году от рождества Христова выступает в повествовании чертой, разделившей иудейство и христианство.

Икона Луки Крымского

Этот святитель почитается как чудотворец наравне с Николаем Угодником и другими особенно ценными для православных христиан святыми. Поначалу он вел житие простого образованного человека: в юности занимался живописью, после этого получил медицинское образование и служил хирургом, в том числе и в период русско-японской войны добровольцем.

Далее его история связана с многими годами хирургической деятельности. При этом доктор отличался повышенной религиозностью и всегда имел в собственной операционной икону, к которой прикладывался перед началом работы.

После того как скончалась его супруга Валентин Феликсович (мирское имя) принял сан, начал духовное подвижничество. В итоге он был сначала священником в храме, а потом принял монашество и стал епископом. При этом он вел духовную деятельность и проповеди не много ни мало в период с 1920-х годов, то есть именно тогда, когда храмы разрушали, а христианство не пользовалось особенной популярностью, да и другие доктора относились к деятельности Валентина скептически.

Тем не менее, теперь икона святителя Луки Войно Ясенецкого (фамилия святителя) есть во многих домах, а о тех докторах и не вспоминают. Удивительным тут является неразрывная деятельность святителя на Ниве медицины, он продолжал непрерывно практиковать и не только проповедовал, но и писал ценные медицинские книги. Они востребованы до сих пор.

До Второй мировой он подвергался гонениям и провел немало времени в заключении. Под завершение войны ему удалось получить признание и быть амнистированным.

После и до самой кончины был епископом Крымским и Симферопольским, на этом посту вел активную проповедническую деятельность и принимал больных.

Иконография

Со 2 века евангелистов отмечают символами для всестороннего раскрытия личности Спасителя.

Символ апостола Луки — крылатый телец, держащий Евангелие из пророчества Иезекииля. Жертвенное животное изображают на иконах апостола и связывают с крестной смертью Христа. Евангелист придавал ей особое значение и подробно раскрыл ее спасительное значение для людей в своих сочинениях.

Изображения евангелистов помещают на Царские врата иконостаса примерно с 14 века. Обычно их изображают за работой над Святым писанием. Но Луку также изображают за написанием икон. Известна псковская икона 16 века, на которой перед апостолом стоит мольберт, рядом краски. В руке Лука держит кисть. Он пишет образ Божьей Матери.

Иконы Святого апостола Луки

Житие апостола Луки запечатлено иконописцами на святых образах. На иконах мученик в основном изображается как мужчина лет сорока. Одет он в свободные одежды, написанные в сине-красных оттенках. В руках мужчина держит книгу, в которой описывает житие Иисуса Христа. Над его головой изображен нимб. Также на некоторых иконах проповедник изображается с посохом в руках — это библейский символ, который показывает, что его владелец благословлен Богом на пастырское служение.

Существует также икона Святого апостола Луки, на которой святитель изображен в белом подряснике, с панагией на груди сидящим за столом во время научной работы. Иногда рядом с Лукой изображается набор медицинских инструментов — это указывает на род занятий мужчины, на то, что он был врачом и не только спасал людей от недугов, но и избавлял их от инвалидности. Лекарь спас много жизней, ведь в те времена многие медицинские методы были недоступны простому народу.

Символом мученика, благодаря которому узнаются его работы, является крылатый бык с Библии. Данный символ возник из-за того, что в своем Евангелие святой уделяет много внимания распятию Христа, а бык — это символ жертвы.

Примечания[ | ]

  1. Святой апостол и евангелист Лука Архивная копия от 14 января 2018 на Wayback Machine // Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции. Монахиня Нектария (Мак Лиз), пер. с англ., Издательский дом «Русский Паломник». М., 2007
  2. Браткин Д.
    Был ли евангелист Лука юридическим консультантом апостола Павла? // Страницы: богословие, культура, образование. 13:1 (2008/2009). С. 3-33.
  3. Апостол от 70-ти Лука Евангелист
  4. А. П. Голубцов «Из чтений по церковной археологии и литургике». СПб, 1917 стр. 204
  5. Феодор Анагност «Церковная история»
  6. Волков Д. В.
    Алфавитный указатель названий и местоположения икон Божией Матери, происхождение которых предание связывает с именем св. евангелиста Луки.

Влахернская икона

Этот образ был поясным. Его списки – и списки со списков – исчисляются десятками и сотнями. В Византии это Богоматерь Перивлепта XIV века, Психосострия (Душеспасительница) 1312-1325 годов. В позднейшей Греции – Богоматерь Сумельская и Киккская.

На Руси – Богоматерь Смоленская, Тихвинская, Казанская. Грузинская. Иверская. В Польше – Ченстоховская.

Есть списки и в Италии. Историческая, «первая», Влахернитисса до нас не дошла, но явное сходство ее воспреемниц дает вполне ясное представление о типе поясной Одигитрии. Самая древняя из них – Смоленская.

Появление Одигитрии

Прежде всего: исторически «иконой Луки» считается тип Богоматери Одигитрии – на нем Христос правой рукой благословляет, в левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель; Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развернута к предстоящим, являя собой образ Церкви.

Образ, написанный Лукой, первоначально находился в его родном городе Антиохи, затем был перенесен в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии. Дальше возникает первое «раздвоение» предания: по одной версии, Пульхерия преподнесла икону во Влахернскую церковь, почему образ стал называть Влахернским; по другой, икона была помещена в монастырь Одигон.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]