Прп. Александр Ошевенский |
Александр Ошевенский
(1427 — 1479), игумен, преподобный Память 20 апреля, в Соборах Архангельских и Карельских святых
Родился 17 марта 1427 года в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской волости.
В миру Алексей, пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии, был долгожданным ребенком и родился по усердным молитвам Фотинии. Сама Богородица вместе с преподобным Кириллом Белозерским [1] явилась ей и обещала рождение сына по ходатайству преподобного Кирилла. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника и их питателя в старости. В детстве мальчика обучили грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина. В 18 лет юношу пытались женить. С дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там.
Игумен полюбил юношу за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь тогда принял иноческий постриг.
К тому времени родители его переселились в село Волосово, в 30 верстах от Каргополя вниз по реке Онеге. Вскоре Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы
.
Преподобный Александр просил у игумена разрешения принять от родителей последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока. Он предупреждал его об опасности пустынножительства. Но преподобный Александр боялся подвижнической славы, которую он имел среди братии, и вторично просил отпустить его из монастыря. Наконец, настоятель благословил его.
Обрадованный встречей отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил крест в основание будущей обители и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и некоторое время нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне. Его посвятили в сан диакона. Наконец, когда преподобный Александр пришел к игумену в третий раз и рассказал ему, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещался он пребывать на том месте, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца.
Преподобный Александр осветил избранное место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, а сам отправился к архиепископу Новгородскому Ионе (1459-1470). Архиепископ Иона посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Боярыня Анастасия и ее сын Юрий готовы были отдать монастырю всю волость, но преподобный Александр принял грамоты лишь на необходимые земли. Построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий общежительный устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келлии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы.
«Братия,
— говорил преподобный игумен, —
пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных».
Многие даже из мирян приходили к преподобному и пользовались его наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в его монастыре, чем разгневали одного из братьев преподобного, Амвросия. Преподобный Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели в ревности к подвигам и оставили обитель. Скорби за спасение духовных чад расстроили здоровье преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово. В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу, своему покровителю. Преподобный Кирилл явился в белых ризах и, осенив больного крестом, сказал: «Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе». Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь. В подкрепление братии он рассказал о посещении преподобного Кирилла. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года.
После кончины игумена обитель начала быстро приходить в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне: обитель полна народу; седой старец в святительской одежде крестом осеняет работающих на постройке. Другой старец, с длинной бородой, окропляет святой водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит за ними издали. Третий старец, а это был преподобный Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают святитель Николай Чудотворец и преподобный Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, был дьяком Матфеем, которого вскоре постригли с именем Максим и избрали в игумена обители, как и предрек в видении преподобный Александр. Инок Максим был поставлен во игумена архиепископом Новгородским Сергием (1483-1485) и восстановил обитель. Он настоятельствовал до 1525 года.
При построении нового храма во имя святителя Николая по указанию явившегося преподобного Александра были обретены его нетленные мощи. Тогда же был написан его образ согласно с тем, каким он являлся инокам, и по рассказу знавшего его старца. Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он и изображается на иконах.
В 2022 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии [2].
Житие преподобного Александра Ошевенского
Преподобный Александр (в миру Алексей) родился 17 марта 1427 г. в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет юноша ушел в Кириллов Белозерский монастырь, где ок. 1452 г. принял иноческий постриг с именем Александр, а затем и сан священника. Его отец в это время переселился «от насилия земных властей» на реку Чурьегу, в окрестности Каргополя, куда звал приехать и сына. Александр получил благословение белозерского игумена Кассиана на создание новой обители около места поселения своей семьи и вместе с неким иноком пришел в Ошевенскую слободу. Благословение на строительство монастыря и игуменский сан Александр получил от Ионы, архиепископа Новгородского. Строительство обители было омрачено конфликтом между иноком Александром и его родными братьями — Амвросием и Лукианом, чьи сыновья, Петр и Никон, без отцовского благословения были пострижены в иноки. Амвросий грозил разорить обитель и насильственно вернуть сына в семью. Как рассказывает Житие, этот конфликт стал причиной болезни Александра, от которой его исцелил преподобный Кирилл Белозерский, явившийся ему в сонном видении. Перед кончиной игумен Александр предрек братии трудные времена, ожидающие обитель. Преставился он 20 апреля 1479 г. и первоначально был погребен по правую сторону от построенной им деревянной церкви святителя Николы. Позднее мощи преподобного Александра находились под спудом в каменном Успенском храме Ошевенского монастыря, где с 1707 г. во имя преподобного был освящен придел.
Архангельская епархия
Преподобный Александр Ошевенский
1427 – 1479
Память – 20 апреля/3 мая
в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня
в Соборе Новгородских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице
В истории развития северного монашества особую роль сыграл святой Александр Ошевенский. Об этом автор «Архангельского патерика» архимандрит Никодим (Кононов) говорит так: «Для Архангельского края преподобный Александр Ошевенский был в некотором отношении тем же, чем был преподобный Савватий… Учениками его свет иноческой жизни был преимущественно распространен по Архангельской епархии» (2, 79). Этот святой особенно почитается на Каргопольской земле.
В миру преподобный Александр носил имя Алексий. Родился он в большой и дружной семье зажиточных крестьян, в восьмидесяти верстах от Белозерска. Несмотря на то, что у его родителей, Никифора и Фотинии (или Светланы) Ошевиных, было уже четыре сына (по другим сведениям – три сына и дочери (9, 260), им хотелось иметь еще одного. Особенно желал этого Никифор. Он даже укорял жену, которая никак не могла подарить ему желанного сыночка: «Есть в тебе, женщина, какой-то порок или грех!» (25, 576). Бедной женщине оставалось только молить Божию Матерь о чуде.
«Близок Господь ко всем призывающим Его… Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144, 18 – 19). Как-то раз Фотиния после слезной молитвы к Царице Небесной задремала. В тонком сне она увидела Богородицу, а также некоего благообразного седовласого старца. Божия Матерь сказала ей: «Исполнится прошение твое. И ради этого старца подаст вам Господь дитя именитое (т. е. известное), которое прославит Бога и прославит его Бог. Имя же этому старцу Кирилл» (26, 228).
Через год, 17 марта, у Ошевиных родился долгожданный сын, которого они назвали Алексием. Имя это означает «человек Божий». Возможно, выбор имени был связан с тем, что этот ребенок был «вымоленным у Бога чадом».
С детства Алексий отличался необычным для ребенка характером. Он был кроток, приветлив и тих, почитал старших; шумных игр, смеха и развлечений избегал, зато любил усердно молиться по ночам; строго постился по средам и пятницам, а к лакомствам, которые дети обычно очень любят, был совершенно равнодушен. Обычной пищей его был хлеб, который он позволял себе есть только раз в сутки, да и то не досыта.
В семь лет Алексия отдали учиться грамоте к местному дьячку. Боголюбивый отрок оказался хорошим учеником, так как постигал книжную премудрость не с надеждой на собственный ум, но на помощь Божию.
Вот молитва, с которой он обращался ко Господу, прося помочь ему в учении: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный! Не скрой от меня заповедей Твоих, но подай разум мне, ищущему Тебя, во всем, ибо Ты благословен во веки. Аминь». С помощью Божией Алексий «быстро освоился с книжными занятиями и получил навык в Божественном Писании». Его учитель дьячок не знал, чему больше удивляться – необычайной одаренности мальчика или его аскетическим наклонностям. Он провидел в отроке Алексии избранника Божия и смиренно говорил: «От Бога далось ему понимание книг, а не от моего преподавания» (25, 578).
Однажды Фотиния рассказала Алексию о своем видении перед его рождением, а также о том, кто был тот старец, по молитвам которого он родился. Это был преподобный Кирилл Белозерский, Вологодский чудотворец. Год его кончины стал годом рождения Алексия. Монастырь, основанный преподобным Кириллом, стоял в шестидесяти верстах от села, где жила семья Ошевиных. Безусловно, слова матери запали в душу благочестивого отрока Алексия.
В восемнадцать лет Алексий решил посвятить свою жизнь служению Богу. От родителей свое желание он утаил, возможно, из боязни, что его отец, отличавшийся горячим нравом, воспрепятствует его желанию уйти в монастырь. Поэтому, когда Алексий стал собираться в Кирилло-Белозерскую обитель, он сказал родителям, что хочет пойти туда на богомолье.
Взяв с собой немного хлеба и попрощавшись с отцом и матерью, он отправился в путь. Перед этим он обратился к Богу с такой молитвой: «Боже, Ты повелел Аврааму, рабу своему: «изыди от земли твоея и от рода твоего», научи ныне и меня страху твоему. Вот я оставил дом свой имени Твоего ради. Не затвори же от меня дверей Царствия Твоего!» (25, 582).
Придя в обитель, Алексий открыл ее настоятелю свое желание стать монахом и попросил принять его в послушники. После беседы с юношей, увидев благодать Божию, почивающую на нем, игумен благословил его остаться в Кирилловом монастыре и отдал его в послушание некоему «дьяку разумному и искусному, знающему Божественное Писание» (25, 587). С одним из своих земляков Алексий передал родителям письмо, в котором открыл им свое желание сделаться иноком.
Узнав о том, что их сын стал послушником, Никифор и Фотиния огорчились, так что детям пришлось успокаивать их. Однако, понимая, что Алексий избрал «благую часть», они не стали требовать его возвращения домой. Через год, на монастырский престольный праздник, Никифор посетил Кириллову обитель, чтобы повидать сына. Упав на колени перед отцом, Алексий со слезами просил у него прощения за то, что так огорчил его (9, 260). Когда Никифор узнал о желании Алексия остаться там навсегда, то охотно разрешил ему это. Видимо, благолепие монастыря и строгая жизнь иноков, где было «много и бояр, и вельмож, и простых людей», произвели на него самое хорошее впечатление (26, 230 – 231) и он одобрил выбор сына. После праздника Алексий попросил благословения проводить отца, и они расстались в пяти верстах от Кириллова монастыря. Никифор вернулся домой с такой радостью на душе, «точно он получил какое счастье от Бога».
Семь лет продолжался послушнический искус Алексия. Все это время он подвизался в воздержании, утруждая себя постом, бдением и молитвами. Все свое время он проводил в чтении книг, ежедневно без лености ходил в церковь и слушал там пение и чтение Божественного Писания. Он почитал своего учителя, во всем повиновался ему. Молодой послушник научился всякому добронравию и благочинию, был украшен правдою и беззлобием, более же всего обрел душевную чистоту, помня сказанное Господом: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Даже после принятия священного сана он нес тяжелые, требующие терпения послушания – в монастырских хлебне и поварне (9, 260 – 261).
После длительного испытания, продолжавшегося шесть лет, Алексий был удостоен монашеского пострига с именем Александра и рукоположения во иеродиакона. В это время ему исполнилось двадцать пять лет.
Инок Александр служил примером подвижнической жизни для всей братии. Вот какой образ жизни вел он в Кирилло-Белозерской обители: «Все наложенные на него службы монастырские он исполнял с великим терпением, послушанием и кротостью великой. Ранее всех приходил он в церковь, из церкви же уходил позднее всех. Поэтому все, видя такие его труды и смирение, почитали его как отца или как ангела Божия».
Однако самого преподобного Александра это только тяготило. Однажды он случайно услышал, как монахи хвалят его. Он был настолько огорчен этим, что решил покинуть монастырь, поскольку был убежден, что слава и уважение «делают его труды напрасными и лишают загробного блаженства» (25, 593 – 596).
Тем не менее, не решаясь уйти из Кириллова монастыря сразу, тем более – самовольно, без благословения настоятеля, он решил временно покинуть его, чтобы посетить родных. Дело в том, что за некоторое время до этого его отец переселился на Каргополье, где основал слободу, которая стала называться Ошевнева слобода (9, 261). Александр, теперь уже монах, стал просить у игумена благословения посетить родителей.
Он прогостил у родителей неделю. Когда же стал собираться назад, отец посоветовал ему основать монастырь близ Ошевневой слободы (25, 592) и указал, в каком именно месте можно было бы его построить. Находилось оно «в сорока четырех верстах от Каргополя, на реке Чуруге» (ныне Чурьеге) (26, 231). На другой день преподобный Александр вместе со старшим братом отправился посмотреть это место. Пока брат поодаль рубил дрова, преподобный Александр поставил на облюбованном им месте деревянный крест и стал молиться перед ним. Во время молитвы он задремал и во сне услышал голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришел сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся».
Когда Александр очнулся, рядом никого не было. Видение исполнило его душу радостью, и он дал обет – если игумен благословит его покинуть Кириллову обитель, он вернется сюда и останется здесь навсегда. Тем временем вернулся его брат, и они отправились домой. Дома Никифор Ошевень рассказал сыну, что место, которое он ходил смотреть, непростое: не раз люди видели там некий таинственный свет, слышали звон невидимых колоколов и пение незримого хора (9, 263).
Все это, несомненно, свидетельствовало о том, что Господь предназначил это место для монастыря. Однако преподобный Александр не поселился там сразу, а вернулся в родную обитель. Спустя некоторое время, когда игумен узнал о том, что произошло с преподобным Александром на Каргополье, он благословил его поселиться там и дал ему в помощники опытного монаха. Так, «с благословения своего игумена и при помощи родного отца» (26, 231), который взял на себя труды по постройке монастыря (9, 263), преподобный Александр основал мужской монастырь в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Настоятелем новой обители стал сам преподобный Александр, рукоположенный святителем Ионой Новгородским в сан иеромонаха. Узнав о появлении на Каргополье монастыря, местные жители обрадовались этому. Вскоре у Успенского монастыря появились благотворители. Новгородская боярыня Анастасия вместе со своим сыном Георгием пожертвовала для новой обители земельные угодья, лес и деревню.
Только что основанный Успенский монастырь находился в «неустроенном, пустынном и непроходимом месте». Жизнь в нем была крайне суровой и полной лишений. Вынести ее не смог даже монах из Кириллова монастыря, пришедший на Чурьегу вместе с преподобным Александром. «Видя его великие труды и страдания, великое воздержание, суровую жизнь, и не имея отдыха в работе, не мог он перенести такого труда» (24, 606) и вернулся в родную обитель. Преподобный Александр остался в одиночестве. Он терпел голод и холод, в одиночку корчевал лес и разрабатывал землю под огороды, «трудился неутомимо, освящая труды молитвами» (26, 231), а излишки овощей отдавал странникам и нищим.
Еще при жизни преподобного Александра по его молитвам стали совершаться чудеса. Одно из них связано с изгнанием им змей с Каргопольской земли. На окраине села Поздышево на Каргополье сохранился камень, на котором, согласно местным преданиям, любил молиться преподобный Александр. На этом камне остался отпечаток его стопы. Простой серый валун и поныне хранит память о молитвенных подвигах святого подвижника.
Преподобному Александру не суждено было прожить всю жизнь в пустынном уединении. К нему стали приходить люди, желавшие поселиться в монастыре. Святой Александр принимал их с радостью. Они же, видя его подвижническую жизнь, стремились подражать ему по мере сил. Трудами братии монастырь стал разрастаться. В лесной глуши появились деревянные кельи, пекарня, кухня и все необходимые для монастыря постройки. «Все имели они по чину уставному, а чин положили они для монастыря весьма изрядно, по уставу Иерусалимскому» (25, 607).
«Установив общежитие, преподобный ввел строгий чин во всем: в храме не говорить ни с кем, в трапезу приходить в молчании и слушать чтение, в келии не быть без дела, во время работ по послушанию иметь в уме псалом или молитву Иисусову, тем и дело благословится, и душа освятится» (26, 231). Насельники монастыря были поистине «земными ангелами, небесными же человеками». Они соблюдали безмолвие не только в храме, но даже и вне его, в кельях выполняли по уставу молитвенное правило, свободное время не проводили в праздности, а занимались различным рукоделием.
Жизнь преподобного Александра была примером для насельников обители. Вот некоторые из его наставлений: «Братие, на что вы вышли, над тем и работайте. Ибо всякий час подобает нам бодрствовать о часе смертном, ужасаться и трепетать огня вечного. Отступим от путей лукавых, которые таковы: любодеяние, воровство, клевета, пьянство, объедение, братоненавидение. От всего этого уклонимся и этим возгнушаемся, но пойдем по пути Господнему, ведущему нас в жизнь вечную. Пусть не страшит вас мысль, что место наше пустынное и трудное, ибо вы знаете, что нам подобает скорбями войти в Царство Небесное. Вот средства спасения: пост, молитва от чистого сердца, смирение ко всем, любовь к Богу нелицемерная, милостыня к нищим, посещение странников и заключенных в темницу. Покаемся во грехах своих: ибо покаяние есть путь, ведущий к Небесному Царствию, оно – ключ к этому Царствию, и без него нельзя войти туда» (25, 608). Эти слова игумена находили благодатную почву в сердцах монастырской братии. Преподобный Александр учил не только строго соблюдать монастырский устав, но и любить ближних, и сам подавал им пример этой любви. Каждый год, когда на престольный праздник обители в ней совершался крестный ход, в числе других гостей и паломников приходила и мать преподобного Александра Фотиния. Навстречу ей выходил за монастырские ворота сам игумен Александр, чтобы ласково приветствовать и обнять свою старушку мать. Несмотря на то, что преподобный Александр был монахом, он, по заповеди Божией, любил и почитал своих родителей.
Двадцать семь лет прожил преподобный Александр в созданном им монастыре. Немало испытаний пришлось ему вынести за это время. Он претерпел много лишений, когда Успенский монастырь еще только строился, а затем – искушения и обиды от родственников и братии. Как-то два молодых племянника преподобного Александра надумали стать монахами. Видя их ревность по Боге, преподобный Александр постриг их. Однако это возбудило недовольство их родителей, не хотевших видеть своих сыновей иноками. Позднее эти молодые монахи, не выдержав строгости монастырского устава, по примеру некоторых других малодушных братий, ушли в мир, позабыв о данных ими обетах. После их ухода преподобный Александр провел в молитве целую ночь, моля Бога укрепить его на борьбу с врагом рода человеческого. Во время молитвы он услышал множество голосов: «одолел ты нас Христовой благодатью, победил своим терпением!» После этого искушения в монастыре прекратились.
Это был не единственный случай, когда преподобному Александру приходилось терпеть скорби, облегчить которые было не под силу людям, и чудесным образом получать помощь от Бога. Как-то раз он тяжело заболел. Тогда на помощь ему неожиданно явился святой, с именем которого было связано так много в его жизни, – преподобный Кирилл Белозерский. Об этом чудесном событии известно по рассказу самого преподобного Александра: «Я узнал его по образу писаному, ибо в живых не видел его. И стал просить его: «отче Кирилле, избавь меня от болезни сей!» Святой осенил меня крестом и сказал: «не скорби больше, брат, ибо я буду молить Бога и Его Пречистую Матерь, чтобы ты исцелился. Но не забудь обета своего, как ты обещался, не оставлять места сего и начинания. Я же буду помощником тебе, всегда молясь о месте сем!» После этого преподобный Александр почувствовал себя лучше и сразу же отправился в храм, чтобы поблагодарить Господа и преподобного Кирилла за исцеление (9, 263 – 264).
20 апреля 1479 года в возрасте пятидесяти (или пятидесяти двух лет преподобный Александр преставился. Кончина его была блаженной кончиной праведника. Перед смертью он простился с иноками своей обители, поцеловал каждого из них и попросил прощения. Монастырь он поручил своему брату Леонтию, предсказав, что тот станет монахом (9, 263). Последними словами преподобного была молитва, обращенная к Господу: «Господи, в руки Твои предаю дух мой».
По преставлении тело преподобного Александра имело не такой вид, какой обычно имеют тела умерших: «не было в нем ни черноты, ни смуглости, но было оно таким, как бы он уснул, являя тем духовную его чистоту и мздовоздаяние от Бога за труды его» (25, 616). От мощей его и при молитве к нему стали совершаться многочисленные чудеса.
Сохранилось описание преподобного Александра, сделанное со слов знавших его людей: был он «роста… среднего, лицом сух, очи имел веселые, приветливые, бороду небольшую, но весьма густую, и русые волосы» (26, 232). «У него было кроткое лицо и добрый взгляд» (9, 263).
После кончины преподобного Александра его родственники продолжали заботиться о нем. Так, однажды обитель чуть было не подверглась разорению со стороны неких влиятельных людей, которые присвоили себе даже монастырские книги, и пришла в упадок. Местные жители, не желавшие лишиться святой обители, решили избрать для нее деятельного и мужественного настоятеля. Их выбор пал на сына местного священника, дьяка Матфея, однако он стал отказываться, ссылаясь на свою юность и неопытность. Тогда брат святого Александра Леонтий, бывший к тому времени уже в очень преклонном возрасте, вспомнив о предсмертном предсказании своего брата, заверил Матфея, что готов помогать ему во всем и вместе с ним постричься в монахи ради спасения обители. Он сдержал свое обещание и до самой смерти помогал Матфею, который после принятия пострига стал игуменом Максимом. Вместе им удалось возродить Александро-Ошевенский монастырь. Сорок лет игумен Максим мудро управлял Ошевенским монастырем, служа примером глубокой веры, смирения и трудолюбия как для братии, так и для местных жителей (9, 263).
В послереволюционные годы Александро-Ошевенская обитель была закрыта. С 2001 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона началось ее возрождение. На месте обители был создан православный приход. Однако за долгое время запустения Александро-Ошевенский монастырь сильно пострадал: сохранились только полуразрушенный храм с колокольней, часть ограды с башенками по углам и братский корпус. Мощи преподобного Александра уцелели. Они и сейчас хранятся под спудом в монастырском храме. Хочется верить, что по молитвам преподобного Александра его святая обитель будет восстановлена в прежнем величии и красоте.
Преподобный Александр Ошевенский является одним из наиболее почитаемых святых Архангельской земли. «Учениками его свет иноческой жизни был преимущественно распространен по Архангельской епархии. Преподобный Антоний Сийский, ученик преподобного Пахомия, который, в свою очередь, был учеником преподобного Александра, основал знаменитую Сийскую обитель. Иноками Кирилло-Сырьинской обители было положено начало Кожеозерской пустыни. И из этой ветви Кирилло-Белозерского Ошевенского иночества в пределах Архангельского края мы видим следующих святых мужей – преподобного Кирилла Сырьинского, Серапиона и Авраамия Кожеозерских с их учениками, преподобного Никодима, пустынножителя Хозьюгского, и Антония Сийского» (2, 79). С их житиями мы познакомимся немного позднее.
К списку
Почитание преподобного Александра Ошевенского
Составление жития преподобного Александра началось в Ошевенском монастыре при игумене Максиме (1483–1485 гг.) по настоянию инока Леонтия, брата преподобного, который «повеле клириком писати житие преподобного Александра, понеже он ведый известно житие его и пророчествия святого вся сбывшася». Первоначальный текст Жития пропал ок. 1530 г., когда по дороге в Москву был убит игумен Маркел, бежавший из монастыря и захвативший с собой список Жития. В 1567 г. священноинок Ошевенской обители Феодосий создал новый текст Жития преподобного Александра, основанный на воспоминаниях племянников преподобного — Исаака и Корнилия и сообщениях монастырских старожилов. О себе Феодосий рассказал, как он, начав писать «душеполезную повесть о преподобном», обленился и все «в забытии оставих». На праздник Пасхи, после вечернего богослужения, он лег отдохнуть и во сне увидел себя в огромном храме, где был и преподобный Александр, в руках которого был прут, он «яро възре» на Феодосия и гневно сказал: «Почто начинаешь дело выше своеа меры, а еже начал еси, что леностию не свершаеши?» []. Феодосий плакал и молил святого о прощении, тогда преподобный Александр трижды ударил его прутом. Проснувшись, Феодосий обнаружил, что кисть его правой руки скрючилась и «ослабела» так, что он не мог даже перекреститься. У гроба святого Феодосий молился об исцелении, каясь в том, что не верил в чудеса преподобного Александра, и через три недели он был прощен. После случившегося Феодосий старательно описал все чудеса святого, завершив свой рассказ такими словами: «Аз же не восхоте волею послужити преподобному и абие аки неволею поработах» []. Мощи преподобного Александра были освидетельствованы епископом Вологодским Варлаамом по распоряжению митрополита Московского Антония между 1576 и 1581 гг., и тогда же по благословению епископа Варлаама было установлено местное празднование Александру Ошевенскому. Алексей Корепанов составил службу преподобному, а инок Герман (Тулупов) — сокращенный текст Жития для Четий-Миней. Хотя память преподобному была включена в Устав московского Успенского собора (ок. 1634 г.), Александр Ошевенский не был канонизирован к общецерковному почитанию.
Александро-Ошевенский монастырь
После смерти преподобного Александра Ошевенский монастырь обитель начал приходить в упадок. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нем возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена еще одна церковь — во имя Успения Пресвятой Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедствиям: в середине XVI века обитель хотел разорить воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI —XVIII веках горели церкви. После пожара, который случился 6 мая 1706 г., в 1707 г. началось строительство сохранившегося каменного двухэтажного Успенского храма. В 1834 году был возведен существующий ныне надвратный Никольский храм. В 1928 году обитель прекратила существование. В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Монастырский собор был разграблен и к середине XX века превращен в развалины. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Ряд его построек использовался до 1970-х годов под хозяйственные нужды (в иноческом корпусе была школа). В настоящее время обитель восстанавливается.
Успенский Александро-Ошевенский монастырь
Чудеса и помощь
О чудесах, происходящих и при жизни преподобного Александра Ошевенского и после его кончины, в Архангельской области знают многие. Об одном из таких чудес сохранилась даже запись в статье А.Н. Старицына «Каргопольские чудеса и повседневность VII века».
Речь в ней идет о священнике каргапольского храма отце Герасиме, которому осенью 1632 года явился во сне святой Александр с настоятельной просьбой распорядиться, чтобы иконописцы написали для церкви икону святого Макария Унженского. Отец Герасим, как только икона была написана, понес ее в Ошевенскую обитель, и там, во время молебна случилось чудо — слепая девушка вдруг стала зрячей. Икона эта в тот же час стала считаться чудотворной, а отец Герасим так проникся жизнью святого Макария, что составил о его лике сказание.
Существуют также легенды о чудесных исцелениях святыми мощами Александра Ошевенского, рассказывают, будто однажды исцелился даже немой человек, которому разбойники вырвали язык.
Икона святого Александра Ошевенского
Достаточно чудес связано со святынями, находящимися на территории Александро-Ошевенского монастыря. Так, упоминается об исцеляющих камнях, имеющих отпечаток стопы святого Александра, а также о Святом источнике и реке Халуй, которые славятся лечебной водой.
Внимание! За помощью в молитвах к святому Александру Ошевенскому обращаются, отправляясь в дальние поездки, а также просят этого святого об исцелении заболеваний, связанных с кровью. С давних времен и по сей день молятся преподобному Александру о мире, особенно сильна эта молитва была в военное время.
Преподобный Александр Ошевенский. Иконы
Иконописные изображения преподобного Александра Ошевенского были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется «Каргопольским чудотворцем». Одно из ранних изображений — в деисусном чине конца XVI в. Устойчивым иконографическим изводом является изображение Александра Ошевенского на фоне основанной им обители в молении Спасу в облачном сегменте, в левой руке святого — развернутый свиток, на голове схимнический куколь, борода темная.
Образ Богородицы Одигитрия с преподобным Александром Ошевенским (фрагмент). Вологда, 3-я четверть XVI в. Из Воскресенской церкви в Каргополе. Вологодский областной краеведческий музей
Преподобный Александр Ошевенский. XVII в. Москва, ЦМиАР
На пядничных иконах 2-й пол. XVII в., 1-й пол. XVIII в. преподобный представлен стоящим внутри или около монастыря — очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и другие постройки; на иконе начала XVIII в. в одной из церквей изображена открытая рака с мощами Александра Ошевенского.
Икона «Преподобный Александр Ошевенский, с видом монастыря». Каргополье, конец XVII — начало XVIII в.
Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска. Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, например, на иконе 2-й трети XIX в., где монастырь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение — Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в., иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. и XVII в.?, где Александр Ошевенский изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» [].
Преподобный Александр Ошевенский. Конец XVIII века. Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей
Преподобный Александр Ошевенский. Конец XVIII века. Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей
Преподобные Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. XVII век. Из с. Ошевенского Каргопольского района Архангельской области. Архангельск, Архангельский музей изобразительных искусств Крещение со святыми Василием Великим, Александром Ошевенским, Власием и апостолом Фомой (фрагмент). Северная Русь, XVII в. Париж, Coleccion Roger Cabal
Известна икона Александра Ошевенского с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь, в среднике которой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со святителем Николой; состав клейм восходит к житию Александра Ошевенского 1567 г.: явление Пресвятой Богородицы и преподобного Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский монастырь и иноческий постриг; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима — святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и другие); история составления жития Александра Ошевенского иноком Феодосием.
Преподобный Александр Ошевенский. Старинная икона
На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. преподобный Александр представлен в рост, в мантии и куколе, с развернутым свитком.