Икона «Успение Пресвятой Богородицы» посвящена событиям, происходившим в период земного бытия Божией Матери. В память о дне, когда Дева Мария покинула наш мир, Православной церковью установлен двунадесятый праздник. В соответствии с новым стилем его принято отмечать 28 августа (согласно старому – 15 августа). Дате, с приходом которой весь христианский мир вспоминает об Успении Пречистой Богородицы, сопутствует один день предпразднства и 8 дней почитания.
Как состоялось Успение Богородицы
Успение, обозначающее кончину Девы Марии, Ее уход из человеческого мира в Царство Небесное, не описывается в Библии. Сведения об этом событии, обладающем огромным значением для всех верующих людей, сохранились в церковных преданиях и апокрифах.
Согласно старинным писаниям, за три дня до кончины Богородице явился архангел Гавриил. Небесный посланник сообщил, что совсем скоро Она уйдет к Иисусу Христу. Пресвятая Дева стала готовиться к переходу в вечность и прощаться с преданными Ей людьми.
Трех дней оказалось недостаточно для того, чтобы увидеть всех апостолов, поскольку некоторые из них находились в это время на большом расстоянии. Богородица стала молиться Сыну о помощи, после чего случилось чудо: тех, кто проповедовал в далеких краях, ангелы доставили по воздуху в Иерусалим, к самому дому Девы Марии.
В день своей кончины Богородица мирно лежала на одре, окруженная самыми близкими людьми. Вскоре горница озарилась светом Божественной славы, и все присутствующие увидели Христа, который забрал с собой душу Богоматери.
Богородица была похоронена в месте, где прежде погребли Ее родителей Иоакима и Анну, а также обручника Иосифа. По легенде, один иудейский священник по имени Афония вздумал перевернуть одр Божией Матери при прохождении траурной процессии, однако незамедлительно понес заслуженное наказание: к нечестивцу явился ангел с мечом и отсек ему обе руки. Священник устыдился своих умыслов, затем уверовал в Единого Бога и стал христианином.
На третий день после похорон апостол Фома прибыл в Иерусалим. Он был сильно огорчен оттого, что не успел попрощаться с Пречистой Девой. Придя в пещеру, где было оставлено тело Богоматери, Фома и другие ученики Христа увидели пустой гроб. В тот же день во время вечерней трапезы Богородица явилась апостолам и сообщила: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни».
История праздника
Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.
Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре в. в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV– вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо).
В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не -го, а в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в в. существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.
Появление священной картины
История создания картин, изображающих Успение Божией Матери, начинается с IX столетия. Этот период известен в истории как время, когда христианская Церковь сумела преодолеть еретические тенденции, отстоять право на почитание икон и закрепить многие важные положения. Когда эпоха иконоборчества завершилась, праздник Успения был окончательно сформирован и стал активно отображаться художниками.
Поначалу священные картины выглядели достаточно просто и лаконично. Ранние полотна отличались незатейливостью, наличием небольшого количества фигур и деталей. К самым первым изображениям Успения относят рельефные композиции и книжные миниатюры. Появившиеся позже переносные иконы и храмовые росписи позволили мастерам значительно обогатить религиозный сюжет, сделать его более выразительным и насыщенным.
В XIII в. иконография Успения достигла своего пикового развития. В этот период был полностью оформлен образ, ставший впоследствии каноничным. С тех пор в него практически не вносили никаких изменений, за исключением мелких деталей.
Одной из самых знаменитых работ является композиция Феофана Грека, созданная около 1390 г. Такая картина, представляющая собой двустороннее полотно, породила в дальнейшем традицию создавать иконы с изображением на обеих поверхностях.
Описание композиции
Большинство икон Успения имеют значительное сходство друг с другом.
- В центральной части композиции всегда изображается Божия Матерь, лежащая на смертном одре с безмятежным выражением лица и прикрытыми глазами, облаченная в одежды приглушенных тонов. Ее тело нередко выглядит немного эфемерным – такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть неземную природу происходящих событий.
- У изголовья одра присутствуют апостолы, явившиеся для прощания с Богородицей. На картине всегда изображается Иоанн Богослов, которому Христос, будучи распятым на кресте, указал на Деву Марию и сказал: «Се мать твоя». При этом Спаситель подразумевал духовное родство и почитание Богородицы как самого близкого человека. Рядом с Иоанном изображается Петр, окуривающий ложе фимиамом. Также картина содержит образы Луки, Варфоломея, Марка, Матфея.
- Возле умирающей Богоматери видны фигуры Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца. Эти святители присутствуют на большей части икон Успения, поскольку именно им принадлежат письменные свидетельства о великом событии.
- За ложем находится Иисус Христос, удерживающий в руках небольшую фигурку новорожденного с нимбом. Такая деталь символизирует чистейшую душу Божией Матери, за которой пришел Ее Сын. Спасителя часто рисуют в сфере синего цвета. Вместе с ним в этом символе Небесного Царства видны херувимы.
Все события происходят в комнате, в которой имеются арки, колонны, окна. Иногда на картине изображен более скромный интерьер – два столба и висящая на них ткань. Перед одром часто располагается горящая свеча, символизирующая догорание земной жизни Божией Матери.
Дополнительные детали и значение реликвии
Некоторые варианты иконы содержат изображения двух фигур, находящихся в нижней части полотна, под одром Пречистой Девы. Чаще всего это ангел с мечом и человек, изображающий молитвенный жест. Преимущественно их ассоциируют с эпизодом, произошедшим во время погребения Царицы Небесной. Молящийся человек – это тот самый священник Афония, который усомнился в святости Богородицы, намеревался осквернить похоронный обряд, за что и был покаран небесным посланником. На отдельных композициях его отрубленные запястья изображаются висящими на краю постели, а сам иудейский священник стоит в стороне от ложа.
Православные христиане утверждают, что в картине, посвященной событиям Успения Богородицы, заключена очень важная для всех верующих истина о жизни и смерти. Святыня напоминает, что физическая кончина не является окончательным финалом и состоянием небытия. Изображенное на иконе свидетельствует, что после завершения земной жизни человек продолжает свое существование в светлом Небесном мире. При этом следует помнить, что путь к нему подразумевает скорби и возможные гонения, однако в конце всех страданий верующего непременно ожидает вечное блаженство в Царстве Божием, в окружении праведников, святых и архангелов Господних.
Знаменитые образы
Иконы, посвящённые этому празднику очень многочисленны, они пользуются большим почитанием у верующих. Невозможно перечислить даже часть их, поэтому остановимся на списке наиболее известных из них.
- Чудотворный образ, написанный в 1147 году, прославился избавлением г. Пскова в 1581 году от польского короля Стефана Батория, и в 1812-м, защитившем от Наполеона,
- Киево-Печерская, стародавняя, вручённая по преданию Самой Богородицей византийским зодчим, которые в 1075 году преподнесли её Антонию и Феодосию Печерским,
- Псково-Печерская также спасшая Псков от Батория в 1581,
- Пюхтицкая, найденная у корней дуба возле святого источника,
- Семигородная, работы прп. Дионисия Глушицкого, перенесённая в глухие леса Семиградской волости,
- Далматская, по имени основателя Успенского монастыря около Перми.
Работа Феофана Грека
Сей образ написан великим иконописцем в 1390-х годах. Это очень лаконичное изображение, художник не привлекает внимания к деталям, а сосредотачивается на главных событиях и фигурах. В центре – Господь наш Иисус Христос, окружённый тёмной мандорлой, держащий в обеих руках Душу Своей Матери в виде запеленатого младенца.
По краям этой Славы стоят два апостола с приоткрытыми Евангелиями: Иаков, брат Господень, и Иерофей Афинский. Около ложа мы видим почти всех апостолов. Иконописец не изображает их, летящих на облаке, а просто помещает рядом с одром Пречистой. Все они скорбят о предстоящем расставании. Перед одром находится зажжённая свеча.
Здесь отсутствует сонм ангелов, не видно пурпурной обуви, нет сюжета с отрубанием рук Афония. Всё подчинено основной идее, великолепно передан дух этого события: скорбь и величие, грусть и радость.
Какие молитвы читают перед иконой Успения
Православные христиане молятся у иконы Успения, чтобы получить от Пречистой Девы помощь при болезнях, душевных терзаниях, несправедливости, клевете. Молитва к Царице Небесной через Ее светлый образ придает сил в борьбе с пагубными пристрастиями, позволяет находить выход из запутанных ситуаций, противостоять козням недругов, получить защиту для дома и семьи от злых людей, темных магических чар. Божия Матерь оказывает поддержку матерям, прибегающим к Ней с просьбами о благополучии своих детей, наставлении их на праведный путь.
Икона Успения используется священнослужителями для напутствия тяжелобольным и умирающим. Вместе с чтением особых молитв, она помогает очистить душу человека, готовящегося вскоре оставить земной мир и войти после смерти физического тела в Царство Господне.
О чём молятся, обращаясь к образу, в чём он помогает?
Икона Успения очень сильна в преодолении страха смерти, на ней отражено истинное, верное понимание кончины – переход в будущее существование, радостный для настоящего, верного христианина. Кроме того, пред этой иконой возносят такие прошения:
- Об исцелении болезней, душевных и телесных,
- О укреплении веры,
- О преодолении грехов и пагубных страстей,
- Об избавлении от клеветы,
- При напутствии умирающих,
- О даровании мудрости для принятия важного решения.
Разумеется, можно и нужно молиться этой иконе и при других невзгодах, при любых тяжких обстоятельствах – с верой и любовью.
Во все времена художники-иконописцы с благоговением и любовью создавали рукописные иконы, фрески, настенную роспись Успения. Тема, раскрытая в этом празднике – преодоление страха смертного, ожидание благочестивой кончины, радостного исхода в Вечность очень близка истинно верующим христианам. Поэтому и пользуются таким поклонением иконы, сотворённые ради данного праздника…
Александр Борисович