Кипрская икона Божией Матери. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает


Первое явление иконы

Первая Кипрская икона Божией Матери в самом известном для нее виде была явлена в 392 году. Это случилось в городе Ларнака в том месте, где был погребен Лазарь. На этом месте был выстроен монастырь Ставруни, а после и специально сооружена церковь, где и стала храниться икона. Поместили ее на воротах церкви, с чем и было связано первое чудо.

Как-то раз мимо этой церквушки проезжал человек, аравитянин. Что стало причиной его поступка — не совсем понятно, возможно, он просто хотел поглумиться. Так или иначе, он выпустил стрелу, которая попала в колено богородичного образа. Тот час же хлынуло большое количество крови на землю, а человек через некоторое время умер в пути, так и не доехав до своего дома.

До наших дней оригинал иконы не сохранился. Однако в том самом храме сохранилась ее копия в мозаичном виде на стене.

История иконы

Кипрская икона Божией Матери была явлена в четвертом веке на Кипре. Она находилась над вратами храма. Однажды некий иноверный, проезжая мимо, решил надругаться над святыней. Он выстрелил из лука в образ и попал в лик Пресвятой Богородицы. Тут же из него вытекло довольно много крови, так что земля под образом была вся в крови. В ужасе воин обратился в бегство, но вдруг упал и умер. Такое наказание постигло того, кто не почитал святые иконы.

Образ этот прославился чудотворениями. Списки с него быстро разошлись по всему миру. Один из них хранился у преподобного Сергия Радонежского. В четырнадцатом веке он основал монастырь в Старомыни, построил церковь в честь Успения Божия Матери. Игуменом он назначил Леонтия. Вторым игуменом обители стал ученик преподобного Сергия Савва.

Именно ему и передал преподобный список с чудотворной иконы Кипрская. Он хранился в Никольском храме и прославился многими чудесами. Самое известное из них – исцеление тяжело болящей девушки.

Во времена Советской власти монастырь был разрушен, церковь закрылась. Чудотворная икона была спрятана дома у одной прихожанки. Почти тридцать лет она хранилась там, а в 1988 году открыли церковь, и икона была возвращена в храм. В 1996 году под часовней, построенной на месте Успенского храма монастыря, были найдены мощи святого Саввы.

Стромынская икона Божией Матери

Кипрская икона Божией Матери в селе Стромынь — это один из списков первого образа, которые разошлись по многим православным храмам. На нем изображена Богородица, сидящая на троне, а на руках у нее Младенец. Рядом находятся два священномученика — Антипа и Фотиния.

О его появлении на Руси доподлинно мало что известно. По одной из легенд, именно этим списком иконы был благословлен Сергием Радонежским игумен Стромынского монастыря Савва. В 1841 году образ стал чудотворным, когда перед ним произошло исцеление восемнадцатилетней девушки от болезни, что угрожала ей смертью. Именно об этой иконе говорил во сне голос. По его велению она должна была взять образ в дом и перед ним отслужить молебен. После выполнения всего девушка полностью исцелилась. Это событие привело к тому, что к иконе стали толпами приходить верующие, просить защиты и избавления от хворей телесных.

Дни празднования иконы — двадцать второго июля и в первое воскресенье Великого поста. В селе Стромынь установлен еще один день — шестнадцатое февраля. Именно в этот день произошло первое исцеление.

Чтимые чудотворные списки

Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни

Стромынский

Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что «по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.» Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.

В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.

О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.

Нижегородский

Празднование 12 мая

Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.

Иные списки

В России известны еще списке Кипрской иконы Божией Матери находившиеся в Московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта была украшена богатым окладом.

Другие списки Кипрской иконы

Кипрская икона Божией Матери имеет и другие списки. К слову сказать, что по своему написанию они могут разниться, но все будут иметь одно и то же название. К примеру, существуют списки, где Богородица не сидит на троне, а по бокам находятся Петр Афонский и Онуфрий Великий. На некоторых образах Младенец держит в руках скипетр. Еще один вариант изображения, также распространенный, где Богоматерь сидит на троне, а Младенец у нее на руках. Вокруг находятся ангелы с пальмовыми ветвями.

Итак, один из списков находится в Нижнем Новгороде и прославился многими чудесами. На этой иконе Богоматерь изображается сидящей на троне, на голове надета корона. На руках сидит Младенец, благословляющий правой рукой. Его голова непокрыта.

Еще один список находится в Москве, в Голутвине, в церкви Св. Николая. И последний, довольно известный подобный образ можно найти тоже в Москве, в Успенском соборе. На нем изображена Богородица с Младенцем, снизу находится держава.

Помимо этого, некоторые древние списки с иконы можно найти в музеях России, которые хранятся там как величайшие святыни.

Два Саввы и два Дубенских монастыря

Второй святыней Успенского храма в селе Стромынь являются мощи преподобного Саввы Стромынского – ученика Сергия Радонежского. Раньше они покоились под спудом в каменной часовне на Стромынском кладбище в шестистах метрах от храма, но в 1996 году прах преподобного перенесли в Успенскую церковь и поместили в позолоченную раку. Каменная часовня Саввы Стромынского осталась стоять на кладбище, хотя вход в нее закрыт.

До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке. Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве. Это редкий случай, когда обитель, основанная самим Сергием Радонежским и в честь такого важного исторического события, обеднела спустя столетия и исчезла. С XVIII века храмы бывшего монастыря обратили в приходские. В XIX веке взамен деревянных храмов возвели нынешнюю Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке. В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. Основателями Дубенской обители назвали то преподобного Савву, то Леонтия. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский.

Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей. Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где по рассказам старожилов оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов». В соседнем погосте Спас за Кубежье Толстой разыскал церковь, где хранили напрестольное Евангелие, крест, кадило и Иверскую икону из бывшего Дубенского монастыря. В то время Иверскую икону великим постом носили с крестным ходом в Шавыкино «к себе домой» в память об исчезнувшем монастыре. В другом селе Заболотье Толстой нашел икону Спасителя с надписью: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».

Обе исчезнувшие Успенские обители стояли на реках с одинаковым названием и имели двух тезок-игуменов из числа близких учеников Сергия Радонежского. По мысли М.В.Толстого, это были два разных человека. В подмосковном селе почитался Савва Стромынский, а в Шавыкино – Савва Сторожевский. После игуменства в Дубенском монастыре он уехал под Звенигород и прославился как основатель уже этой подмосковной обители.

Как молиться иконе?

Следует знать, что нет такого понятия, как специальный акафист Кипрской иконе Божией Матери. Если же вы хотите помолиться перед образом, то можно прочесть любой тропарь, кондак или молитвенное обращение от другой богородичной иконы. Это не будет ошибкой. Еще существует две особые молитвы для этой иконы, а также ее величание.

Однако если вы хотите найти акафист — канон иконы Божией Матери «Кипрская», то в принципе можно использовать тот, который читается перед всеми такими образами.

Куда вешать

Согласно церковным традициям иконы должны располагаться на восточной стороне дома. Но, так бывает не всегда, ведь случается, что дом или квартира не имеет жилых помещений с этой стороны света. Тогда иконостас располагают в другом месте. При этом важно выбрать самое почетное место. К тому же, избранная стена должна быть доступной и свободной от других предметов. Ничто не должно отвлекать внимание для молитвы. Поэтому, не стоит помещать рядом с иконой какие-либо декоративные вещи, картины, яркие предметы.

  1. Икона в гостиной.

В качестве украшения образа Кипрской Божией Матери, как и других икон, допускается оформление вышитыми рушниками и красивыми подсвечниками.

Не стоит пренебрегать правилами противопожарной безопасности. Поэтому свечи лучше держать на безопасном расстоянии от икон и предметов, которые легко воспламеняются от открытого огня. Поэтому, в доме во время молитвы лучше пользоваться лампадками.

Если в семье заведена традиция совместного моления, важно позаботиться о том, чтобы всем было достаточно места, чтобы свободно расположиться перед иконой. Каждый должен хорошо видеть образ и мог перекреститься без затруднений.

Бывает, что в тесном жилище выделить свободную стену для молитвы, проблематично. Тогда икону можно установить на стол или подоконник. В этом случае, если рядом есть посторонние предметы, их лучше убрать на время молитвы. Когда и это сделать сложно, тогда стоит прикрыть их, чтобы ничто не мешало сосредоточиться.

В том случае, когда икона есть на кухне, важно установить ее так, чтобы поблизости не было бытовой техники, кухонной утвари и других посторонних предметов.

Когда есть необходимость расположить икону в комнате тяжело больного человека, с ограниченными возможностями движения, следует выбрать такое место, чтобы он мог видеть образ всегда. Стоит помнить о том, что Кипрская икона Божией Матери неоднократно исцеляла от разных недугов, в том числе и от паралича. Даже если больной не может перекреститься, искренняя молитва, даже мысленная, поможет выздоровлению.

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)

Самая знаменитая на сегодняшний день Кипрская икона Божией Матери на Кипре — это образ «Милостивая». Это древний образ, который был написан еще Лукой. На сегодняшний день икона находится в императорской обители. Именно там был возведен храм в ее честь.

Сейчас образ закрыт так, что лики не видны. Однако это не умаляет ее чудотворных способностей. К ней за помощью обращаются даже иноверцы, и всем снисходит благодать.

С Киккской иконы написано множество списков, которые сегодня находятся во многих местах. К примеру, есть он в Салониках, в храме иконы Богоматери «Десной». Также есть он и в России. Один находится в женском Никольском монастыре, еще один в Зачатьевском монастыре в Москве. Дни памяти приходятся на двенадцатое ноября и двадцать шестое декабря.

От чего оберегает икона

Икона Кипрской Божьей Матери одна из самых сильных чудотворных образов в православии.

К ней обращаются с молитвами

  • О выздоровлении людей с тяжелыми заболеваниями, в частности тех, кто парализован. Также, об исцелении болезней, которые медицина считает неизлечимыми.
  • О прекращении эпидемии или предотвращении ее распространения. С давних времен перед иконой молились во время чумы, мора, холеры.

Также, иконе молятся, если в семье возникла тяжелая жизненная ситуация, о здоровье и благополучии своих родных и близких.

Чудеса, совершенные возле икон

Все перечисленные иконы — чудотворные. Конечно, не всегда события записывались, но все же сохранились некоторые из них. К примеру, те чудеса, которые совершались возле Стромынской иконы, записывались. Самым первым было чудо исцеления девушки, которое описано выше.

Еще одним событием стало полное выздоровление крестьянина Алексея Порфирьева, который долго болел параличом, полностью потеряв подвижность. После молебна возле иконы он обрел былую подвижность и смог продолжить жить полноценно.

Подобные исцеления случались еще не единожды. Именно при двигательных проблемах наиболее сильно проявлялась сила иконы. По хроникам такое случалось еще по крайней мере два раза, когда верующие полностью излечились от расслабления рук и ног.

Очень большое исцеление случилось и с другим списком. Молитвами к кипрской иконе, которая находится в Нижнем Новгороде, в 1771 году было прекращено нашествие эпидемии моровой язвы, которая унесла множество жизней. Также произошло множество исцелений благодаря ее помощи. В то время икона переходила из дома в дом, где люди совершали перед ней молебны. Так происходили многочисленные исцеления.

Не менее значительны чудеса и Киккской иконы. Впервые о них упоминается в то время, когда икона переезжала в Константинополь, так как, несмотря на многочисленные нападения, она в целости и сохранности прибыла по месту назначения. Однако в двенадцатом веке ее перевезли на Кипр. Этому предшествовала цепочка удивительных событий. Правитель Кипра был наказан параличом за то, что он избил в гневе старца. Впоследствии он раскаялся, и старец сказал ему о своем видении. Правитель должен был привезти на Кипр икону Богородицы из Константинополя. Отправившись в путь, он обнаружил дочь императора в таком же состоянии, как и он. Это было знаком. Икону забрали и привезли на остров, где она продолжила делать свои чудеса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]