Икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах». Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает.

Православная церковь и верующие скорбят обо всех погибших и умерших. Смерть нерожденного младенца – это всегда трагедия, но что если это настоящее убийство, совершенное его матерью? И как потом этой женщине жить на свете, как потом замаливать свой грех перед Господом?

Икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных заставляет заново осознать всю трагичность того, что душе, вложенной Богом в каждое человеческое существо, уже живущее или еще находящееся во чреве матери, не дали появиться на свет, и тем самым не дали исполниться воле Божьей.

История и время написания иконы Божьей Матери «Скорбящая о младенцах»

Икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах» была написана в XXI веке. Идея её иконографии пришла украинской художнице Татьяне Корсенко летом 2010 года, когда она восстанавливалась после болезни в селе Чеберяки Сумской области.

Татьяна любит искать сюжеты для зарисовок в хитросплетении пятен и линий на обычных камнях и переносить их на бумагу. Так случилось и на этот раз:

«По привычке подняла и начала рассматривать одинокий камешек, лежащий возле старой сельской хаты. И вдруг всё чётче и чётче стало проступать явное изображение иконы. Это было как вспышка, как озарение. Сюжет, очерченный живыми природными линиями, напоминал образы Богородицы, Христа и ребенка, которого держал Ангел. Крохотное изображение нужно было быстро запечатлеть карандашом поверх линий на камне, чтобы они не затерялись. Вышла со двора за дом, где было светлее. Села прямо в траву на холме и начала обводить силуэты».

Татьяна Корсенко, художник

Закрепив таким образом рисунок на камне, Татьяна увезла свою драгоценную находку в Киев. Там она обратилась к своему другу, художнику и иконописцу Юрию Сороколетову. Вместе они тщательно проработали эскиз и показали его настоятелю киевского Свято-Макариевского храма – отцу Владиславу Софийчуку.

  1. До отца Владислава настоятелем храма священномученика Макария был отец Георгий Едлинский. Благодаря ему в Макариевском приходе давно принимают чин покаяния «Жен, загубивших младенцев во чреве своём». Сейчас здесь действует противоабортное движение.

Идея иконы пришлась как нельзя кстати. Отец Владислав отправил эскиз в Киево-Печерскую лавру на утверждение. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) тут же одобрил его без каких-либо замечаний и благословил создание образа.

«Такого дара для нашего храма никто не ожидал, хотя о явлении подобной иконы, церковь молилась на протяжении 40 лет».

Отец Владислав Софийчук, настоятель Свято-Макариевского храма

Текст молитвы

Перед иконой Богородицы, ожидающей рождения Младенца, читают следующую молитву:

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, в земной жизни нас не оставляющая! К кому молитвы вознесу, к кому слезы и воздыхания принесу аще не к Тебе, всех верных Утешение! Со страхом, верою, любовию, Мати Живота, молю: Да вразумит Господь люди православныя во спасение, да даст рождать нам чад Тебе и Сыну Твоему во благоугождение, да соблюдет нас в чистоте смирения, в надежде о Христе спасения, и дарует нам всем, в покровах благодати Твоея, земное утешение. Храни нас под сению милости Твоей, Пречистая, молящимся о родах помози, наветов злых свободи, тяжких бед, напастей и смертей отврати. Даждь благодатное прозрение, дух сокрушения о гресех, даждь зрети всю высоту и чистоту дарованнаго нам Христова учения; храни нас от погибельнаго отчуждения. Да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного успокоения и тамо с возлюбленными Твоими, со всеми святыми прославим в Троице Единого Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Иконография и значение иконы Божьей Матери «Скорбящая о младенцах»

В плане иконографии «Скорбящая о младенцах» не относится ни к одному из существующих типов изображений Богородицы. Сюжет иконы уникален, и узнать её не составляет труда:

  • поясное изображение Божией Матери, поддерживающей Богомладенца правой рукой;
  • голова Богородицы склонена вправо, её щека касается головки Христа;
  • Богомладенец стоит на колене Матери, его ножки прикрыты складками её омофора;
  • левая рука Божией Матери повторяет жест Одигитрии, указывающий на Христа, но при этом придерживает ангела с фигуркой спелёнатого младенца на руках;
  • Богомладенец протягивает обе руки в сторону ангела, готовясь принять от него убиенного младенца.

Икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах» производит сильное впечатление внутренним драматизмом:

«Здесь нет благословляющих жестов, традиционных для русских икон. Всё действие совершается внутри композиции, и единственная ниточка, которая протянута к зрителю, – левая рука Богородицы, которая показывает: молите Христа о прощении! Это сугубо покаянная икона, иных смыслов у неё нет».

Елена Белова, искусствовед

  1. Икона «Скорбящая о младенцах» выполнена в золотых и красных тонах. Красный, в данном случае, цвет мученичества, подчёркнутый потоком крови, льющимся с пелен младенца. Золотой – символ неугасимого божественного сияния.

Словесница Искусств


По благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка к 400-летию Ерофея Павловича Хабарова была написана икона Божией Матери «Блаженное Чрево — Хабаровская». Икона с наименованием «Хабаровская» известна… с 1664 года. Хранящаяся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике Хабаровская икона второй половины XVII века послужила современному иконописцу оригиналом, с которого был сделан список.

В 1664 году рязанский иконописец Иван Авксентиев написал икону Богоматери Млекопитательницы, которая была подписана им как «Хабаровская». На этой иконе Богоматерь изображена поколенно, в легком повороте вправо. Ее голова склонена вправо к Младенцу, которого Она кормит грудью. Левой рукой Богоматерь поддерживает Младенца, правая касается его ножек. Младенец Христос изображен полулежащим на коленях Матери. Волосы Марии не скрыты чепцом (как это обычно изображено на иконах Богородицы), а спускаются вдоль лика и шеи темно-русыми прядями. Одежды насыщенных розовых и зеленых оттенков с золотым орнаментом в виде звезд и цветов. По каймам и зарукавьям одежды Богоматери украшены золотыми надписями из 44-го Псалма, пророчествующего о славе Богородицы. Личнóе написано по зеленоватому санкирю высветлениями, создающими объем.

Эта икона явилась списком с очень почитаемой на Руси иконы Богоматери «Блаженное Чрево» Барловской. До 1924 года она находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловская икона была явлена 26 декабря 1392 года. Наименованием иконы «Блаженное Чрево» послужили строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). Согласно рукописному сборнику XVIII века образ был принесен в Москву из итальянского города Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и второе название иконы — «Барловская». Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в Благовещенском соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос — возлежащим и вкушающим млеко из Ее сосца.


Итак, во второй половине XVII века с древней Барловской иконы XIV века Иван Авксентиев делает список, на нижнем поле которого помещает надпись: «…году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое Благовещения Пречистыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Этот текст повторен в резной надписи на серебряной пластине, укрепленной на обороте иконы, причем утраченный в начале надписи лицевой стороны год написания иконы сохранился на обороте: «1664 году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Как отмечает искусствовед М. А. Быкова (Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006. С. 387–388), древняя чудотворная Барловская икона XIV века не сохранилась и известна по нескольким спискам. Самый ранний из них — икона XVI века в золотом окладе рубежа XIV–XV веков из Новодевичьего монастыря — наиболее близок суздальской иконе.

Вероятно, Иван Авксентиев получил заказ на выполнение списка с чудотворной иконы Барловской из Благовещенского собора Московского Кремля от рязанского архиепископа Илариона, который был посвящен в архиепископа Рязанского и Муромского в 1657 году и в 1669 году получил сан митрополита. Где размещалась Хабаровская икона 1664 года после написания нам неизвестно. Можно предположить, что икона была подарена в Спасо-Евфимиев монастырь самим митрополитом Иларионом или кем-то из окружения митрополита после его смерти в 1673 году.

Наименование иконы «Хабаровская», надо полагать, появилось неслучайно: в то время у всех на слуху было имя Ерофея Хабарова. И неудивительно, что икона, которая стала списком с иконы Барловской, получила название Хабаровской (созвучие «помогло»). Так, по Промыслу Божию, за две сотни лет до основания Хабаровска появилась Хабаровская икона. После начавшихся печальных событий разрушения России и ее культуры в 20-е годы ХХ столетия икона разделила участь многих шедевров русской иконописи — она превратилась в музейный экспонат, поскольку Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале стал частью комплекса Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Монастырь все еще принадлежит государству, и икона хранится там в музейных фондах по сей день.


В год 400-летия со дня рождения Ерофея Павловича Хабарова по благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка было решено сделать список с музейной иконы, репродукция которой размещена в каталоге «Иконы Владимира и Суздаля», опубликованном московским издательством «Северный паломник» в 2006 году. Местом создания новой иконы стала иконописная мастерская Хабаровской духовной семинарии, а благословение на написание иконы получила известный хабаровский иконописец инокиня Ирина (Мороз). Архиепископ Марк благословил наполнить новую икону новым содержанием: на полях иконы изобразить святых, которые, так или иначе, относятся к нашей благословенной хабаровской земле. В день первого выпуска семинарии, 24 июня 2010 года, икона была торжественно внесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор и освящена архиепископом с собором духовенства. Икона Божией Матери стала даром хабаровской земле от семинарии. Создание иконы было бы невозможным, если бы не помощь прихожан хабаровских храмов, которые с радостью откликнулись на призыв семинарии о сборе средств, необходимых для написания иконы. Таким образом, наша земля обрела новую святыню, а ее созидателями явились и правящий архиерей, и духовенство, и региональная семинария, и прихожане — то есть вся Хабаровская епархия.

Хабаровская икона Божией Матери принадлежит к сравнительно редкому для русской иконописи изводу. Изображения Девы Марии, кормящей грудью Младенца Христа, известны уже в раннехристианском искусстве. Особой популярностью этот сюжет пользовался в пост- византийской итало-греческой живописи. На Руси подобные изображения распространяются лишь с XVII века. Для них характерны поколенный срез фигуры Богоматери, ее распущенные волосы под мафорием и изображение полулежащего Младенца. Все эти черты сохраняет Хабаровская икона, средник которой полностью ориентируется на икону XVII века.

Икону венчает «Спас Нерукотворный» — образ, который всегда сопровождал русских людей в походах. На полях иконы размещены 12 клейм с изображением святых. В верхнем ряду два апостола — святой апостол Фома (по преданию проповедовал в Индии и дошел до пределов стран Азиатско-Тихоокеанского региона) и святой апостол Марк (небесный покровитель правящего архиерея епархии, при котором создавалась икона). Рядом с апостолами святые епископы — святой священномученик Ерофей, епископ Афинский (небесный покровитель Ерофея Павловича Хабарова) и святитель Николай, архиепископ Мирликийский (небесный покровитель графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, покровитель путешествующих). Далее изображены святитель Иннокентий Иркутский (миссионер Восточной Сибири) и святитель Иннокентий Московский (апостол Дальнего Востока и Северной Америки). Под ними — священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский (в бытность его Местоблюстителем Патриаршего Престола в 1925 году была открыта Хабаровская епархия) и священномученик Евгений, митрополит Горьковский (1913–1914 — викарий Иркутской епархии, 1914–1923 — епископ Приамурский и Благовещенский).


В нижнем ряду изображена святая равноапостольная Мария Магдалина, так как первой церковной постройкой на месте нынешнего Хабаровска была часовня в ее честь на амурском утесе. Также изображена другая женщина — святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета, в честь которой в наше время освящен один из хабаровских храмов. Кроме того, в нижнем ряду расположены лики святого равноапостольного Николая Японского и святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского, которые имеют самое непосредственное отношение к Дальнему Востоку.

Весьма интересны иконографические особенности некоторых святых с Хабаровской иконы. Издревле известны иконы святых, где они изображаются держащими на руках храм или монастырь, небесным покровителем которого они являются. Эта иконописная традиция принята во внимание при изображении святых, связанных с Хабаровском. Так, святитель Иннокентий Иркутский на нашей иконе держит в руке Свято-Иннокентьевский храм — первый каменный храм в Хабаровске, святитель Иннокентий Московский — духовную семинарию, святая Елизавета — Елизаветинский храм, а святая Мария Магдалина изображена с часовней, построенной в ее честь на амурском утесе основателями Хабаровки. Часовня не сохранилась, но сохранились фотографии, где она запечатлена, по которым и было сделано данное изображение. На оборотной стороне иконной доски написаны имена всех людей, которые внесли свою лепту на создание иконы.

Хабаровская икона Божией Матери сразу после освящения приняла участие в миссионерском сплаве по Амуру в 2010 году на теплоходе «Василий Поярков». Специально для служения молебнов был написан тропарь иконе — особое песнопение, исполняемое во время службы перед иконой:

«Днесь светло красуется преименитый град Хабаровск/ и вся Приамурская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради святаго Ея образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце./ Приидите, вси богоизбраннии людие,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих./ О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице,/ спаси страну нашу и вся люди Твоя, да зовем Ти: // радуйся, Дево, христиан похвало.»

Во время остановок участники сплава несли икону крестным ходом по приамурским селениям, перед ней служились молебны и возносились горячие молитвы к Богоматери. Прославилась икона и чудесами. Каждый участник сплава отмечал необыкновенное внутреннее чувство живого присутствия Божией Матери.

Ныне Хабаровская икона пребывает в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Хабаровчане полюбили свою новую святыню, к иконе приходят все, кто нуждается в помощи. Некогда и Владимирская, и Казанская и другие хорошо известные нам иконы Девы Марии были вновь написанными. Но со временем они прославились многими чудесами, ибо Богоматерь не оставляет неуслышанным каждого, кто приступает с верой и любовью к Ее образу. А теперь перед новой Хабаровской иконой всегда горят свечи — символ нашей горячей молитвы, символ нашей неугасающей надежды.

Игумен Ефрем (ПРОСЯНОК)
‹ Грани духовности Вверх «Шестоднев. Орудия страстей» ›

Статус иконы «Скорбящая о младенцах» в православии

В последние несколько десятилетий появляется очень много самочинных лжеикон, выполненных не по канону и без благословления. В связи с этим, любой новописанный образ вызывает опаску у православных верующих.

Икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных» стала известна всего несколько лет назад, и информации о ней ещё мало. Однако её вполне можно считать признанной Русской Православной Церковью. Никаких негативных отзывов церковнослужителей о ней нет. Более того, образ «Скорбящая о младенцах» стал появляться и чтиться в российских храмах.

  1. Икона «Скорбящая о младенцах» была освящена в Киеве 24 февраля 2013 года. В том же году её пронесли Всеукраинским крестным ходом в рамках акции против абортов. Образ побывал в Луганской области, Одессе, Николаеве, Херсоне, Керчи и других городах. С 11 по 28 октября 2013 года «Скорбящая о младенцах» пребывала в столице Крыма – Симферополе.

Российские храмы, где имеется икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах»

В России икону Божьей Матери «Скорбящая о младенцах» можно встретить, например, в следующих храмах:

  • церковь Блаженной Ксении Петербургской в Твери;
  • Богоявленский Кафедральный Собор города Миасс Челябинской области;
  • Страстной храм деревни Артемово Ковровского района Владимирской области.

Один из изводов иконы Божьей Матери «Скорбящая о младенцах» был написан в Москве, в Даниловом монастыре, и ежегодно участвует в акции против абортов «За жизнь». Эта акция проходит в Александро-Невском соборе подмосковного города Егорьевск.

  1. Богородичный образ «Скорбящая о младенцах» имеется в некоторых православных приходах ближнего и дальнего зарубежья. Например, эту икону можно увидеть в Брестской области, в церкви Державной иконы Божьей Матери в Ивацевичах. Есть она и в испанском городе Торревьеха, в храме Рождества Богородицы, принадлежащем Корсунской епархии Московского патриархата.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]