ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (XV-XVI ВВ.). Занятия по иконографии.


Биография

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.


Сергий Радонежский

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Минин и Пожарский. 1610 год

Нельзя пройти мимо истории, связанной с Мининым и Пожарским. Ведь из истории известно, что соратником воеводы князя Пожарского в благочестивом деле изгнания католических интервентов был помещик и мясник по ремеслу Козьма Минин. Он отличался целомудрием и прочими добродетелями, любя безмолвие, он всегда имел в своем сердце Бога. Однажды к нему во сне явился Чудотворец Сергий Радонежский и повелевал собирать деньги и воинов и идти на Москву, где русский престол желал занять польский король, подготавливавший Русь к принятию унии.

Сначала Минин не придал значения своему сну. Помещик думал: «Ну кто я такой, чтобы заниматься такими важными делами, да и кто меня послушает?» Но потом сон повторился еще дважды, и Минин, в итоге каясь в своем непослушании, решился на Богоугодное дело. Минин и Пожарский стали собирать народ по всей Руси.

19 марта 1611 года в Москве началось стихийное восстание против интервентов, поляки не в силах были противостоять этому и заперлись в Китай-городе и в Кремле и сожгли Москву. Положение было очень сложным. В столице засели поляки, на северо-западе шведы захватывают русские земли, на южных окраинах бесчинствуют орды крымских татар…

Однако 22-24 августа у интервентов осталось меньше половины войска. Поляки понесли большие потери. Надежда владеть Московским государством безвозвратно рушилась. Значит, услышал молитвы защитников Руси святой Сергий Радонежский, икона и крест которого всегда была им в помощь.

Анализируя все эти события, начинаешь понимать, что совсем не зря и не случайно в самый тяжелый для русской земли момент каждый раз люди сталкиваются с образом святого Сергия.

Хочется непременно отметить и то, что в православном христианстве воинское служение является Богоугодной деятельностью. Церковь всегда учит нас патриотизму и любви к Родине. В описание иконы Сергия Радонежского вложен именно этот смысл.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Памятник семье Сергия Радонежского

Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Епифаний Премудрый

Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


Картина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Нестеров

С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


Монах Сергий Радонежский

По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Картина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей Кириллов

Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Картина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил Нестеров

Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

LiveInternetLiveInternet

В июле 2014 года отмечалось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, чье имя знакомо большинству россиян. Сергий почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Это исключительно яркая историческая личность , и неудивительно, что многие художники обращались и обращаются к его образу.

Наверное, самые известные работы, посвященные Сергию, принадлежат художнику Михаилу Васильевичу Нестерову. За свою долгую творческую жизнь он создал цикл произведений, посвященных жизни и деяниям святого. Сам художник говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Первым произведением цикла стала картина «Видение отрока Варфоломея», написанная в 1889-1890 годах.

М. В. Нестеров. «Видение отрока Варфоломея»

Сюжет картины основан на «Житии пре­подобного Сергия», составленном учеником Сергия Епифанием Премудрым. В семилетнем возрасте отрока Варфоломея (так в миру звали Сергия) отдали учиться вместе с двумя братьями — Стефаном и Петром. Братья учились успешно, а Варфоломею грамота не давалась. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошёл к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость. (Подробнее об этой картине можно прочитать здесь).

Далее последовала картина «Юность преподобного Сергия» (1892-1897гг.). Здесь перед нами уже повзрослевший Сергий, испытавший первые трудности отшельнической жизни. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но Стефан не выдержал трудностей житья в пустынном месте и ушел в один из московских монастырей. Сергий остался один. Однажды к хижине святого пришел голодный медведь. Преподобный понял, что зверь голоден, и вынес ему краюху хлеба. Съев угощение, медведь удалился в лес, но с тех пор часто стал приходить к келье святого. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение.

Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни, среди птиц и зверей.

Художник и художественный критик А.Н.Бенуа (1870–1960) называл этот пейзаж «целой поэмой северного леса».

М. В. Нестеров. «Юность преподобного Сергия»

В 1337 году Варфоломей принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия. Постепенно он стал известен другим инокам. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Именно таким видим мы святого в триптихе «Труды преподобного Сергия» (1897 г.).

М. В. Нестеров. Триптих «Труды преподобного Сергия», центральная часть

М. В. Нестеров. Триптих «Труды преподобного Сергия», левая и правая части

Произведение «Преподобный Сергий Радонежский» (1899 г.), завершает «Сергиевский цикл» Нестерова.

М. В. Нестеров. «Преподобный Сергий Радонежский»

Виктор Михайлович Васнецов в 1881 году создал икону «Сергий Радонежский» для церкви в Абрамцево, построенной по проекту Поленова и самого Васнецова. Здесь Сергий изображен в виде сурового крестьянина с натруженными работой руками.

В. М. Васнецов. «Сергий Радонежский»

В 1895 году Васнецов пишет еще одну картину, посвященную Сергию Радонежскому. Здесь изображено чудо с источником. Однажды в монастыре кончилась вода. Тогда Сергий нашел место, окрестил его крестом и стал молиться Господу, чтобы появилась вода. И чудо свершилось — в этом месте забил родник.

В. М. Васнецов. «Преподобный Сергий Радонежский»

Святой занимал особое место и в творчестве Николая Константиновича Рериха. В 1925 году Рерих создал работу «Сергий-строитель». Существует две картины с таким названием. На обеих картинах с таким названием изображён Сергий в трудах и с ним медведь. «Пусть моя картина «Сергий Строитель» напоминает о нерушимом строительстве. Сергий — труженик, один из зачинателей русского культурного строительства.» (Н.К.Рерих. Нерушимое)

Н. К. Рерих. «Сергий-строитель»

В 1932 году была написана картина «Святой Сергий Радонежский». «На переднем плане картины – во весь рост святой Сергий Радонежский, строитель храмов и монастырей, носитель веры Христовой, миротворец, ясновидец, безоговорочный духовный лидер Руси XIV века. Ногами своими он стоит на Земле Русской и одновременно как бы возвышается над ней. Выше всех. Облачён в фиолетовые и синие монашеские одежды – цвета высших космических вибраций, обозначающие высшую духовность. На дланях своих он держит церковь – Нерльский собор, самый древний храм России. Нерльский собор олицетворяет саму Россию. Поэтому изображение возвышающегося Сергия, держащего Нерльский собор можно понимать так: святой Сергий является величайшим покровителем Русской Земли. Особенно это проявлялось в наикритические моменты истории. Об этом же говорят шлемы и копья воинов, уходящих на поле Куликово, и грозовое небо, предвещающее приближение суровой битвы. Три круга на бело-синем плате, обозначающие единство прошлого, настоящего и будущего, подразумевают: защитничество это было, есть и будет. Знак же Всевидящего Ока, Ока Откровения в фиолетовом треугольнике над головой святителя в тревожном небе, – знак Божественного Разума, символическое изображение Бога, — свидетельствует, что Преподобный Сергий осуществляет свою миссию по Высшей воле.» (Марчихин С. Картина Н.К. Рериха «Св. Сергий»)

Н. К. Рерих. «Святой Сергий Радонежский»

Первый жизнеописатель преподобного Сергия Епифаний Премудрый писал, что перед битвой с Мамаем великий князь Дмитрий Иоаннович, впоследствии известный как Дмитрий Донской, встречался со святым Сергием и получил от него благословение. Историки спорят, была ли эта встреча перед Куликовской битвой или более ранней битвой на реке Воже, но сюжет существует и художники не могли обойти его стороной.

Алексей Данилович Кившенко. «Преподобный Сергий Радонежский благословляет московского князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем». 1874 г.

Александр Никанорович Новоскольцев.

И современных художников вдохновляет личность преподобного Сергия. Сергей Николаевич Ефошкин посвятил цикл работ Сергию Радонежскому.

С. Н. Ефошкин. «Преподобный Сергий Радонежский. Благословение князя московского Димитрия Иоанновича со дружиною на битву. 1380год» 1994 г.

С. Н. Ефошкин. «Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы» 1998 г.

С. Н. Ефошкин «Преподобный Сергий Радонежский. По Руси» 1998 г.

Картина Натальи Климовой рассказывает о чуде воскрешения отрока. Отец нес тяжело больного сына святому Сергию, чтобы он исцелил ребенка. Но по дороге мальчик умер. Тогда, оставив тело в келье святого, отец в слезах ушел за гробом. Сергий же стал молиться Богу за отрока, и тут мальчик открыл глаза и зашевелился. Художница изобразила момент возвращения отца, еще не знающего, что сын его жив.

Наталья Климова. «Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика»

Василий Нестеренко. «Игумен земли русской»

Юрий Ракша. «Благословение Дмитрия Сергием Радонежским», левая часть триптиха

https://ru.wikipedia.org

Яровская Н. (Рерих Е.И.). Знамя Преподобного Сергия Радонежского

Саетгалиева Л.В. «Образ Преподобного в русской живописи»

https://gallery.facets.ru/

Серия сообщений «Христианские святые в живописи»:
Часть 1 — Христианские святые в живописи. Святая Сесилия. Часть 2 — Христианские святые в живописи. Святая Вероника. … Часть 4 — Христианские святые в живописи. Святая Варвара. Часть 5 — Христианские святые в живописи. Святая Мария Магдалина. Часть 6 — Христианские святые в живописи. Преподобный Сергий Радонежский. Часть 7 — Христианские святые в живописи. Святой Баво. Часть 8 — Христианские святые в живописи. Святой Рох. Часть 9 — Христианские святые в живописи. Святой Иероним.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.


Троице-Сергиева лавра в Сергиев Посаде
Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь Дмитрий Донской пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Икона Сергия Радонежского. Фото

Все знают, что иконы святых богослужителей помогают людям в решении их проблем. Поэтому непременно хочется узнать, а чем помогает икона Сергия Радонежского. В первую очередь надо знать, что только по искренней молитве и вере к этому святому человеку и к Богу люди могут получить защиту от любых неприятных жизненных обстоятельств. Родители просят у него помощи в воспитании детей, защиты их от дурного влияния, обретения ими смирения и укрощения их молодой гордыни, так как это самое большое зло, от которого происходит потом много неприятностей. При всем при этом к нему обращаются с разными просьбами.

Ничем не приметна икона Сергия Радонежского. Фото ее, однако, заставляет нас задуматься о том, все ли мы правильно делаем, готовы ли на подвиги и жизнь свою положить за Отчизну, как делали это наши героические предки с подсказки великого провидца.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Сергий Радонежский и медведь

Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому

Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Отпор интервентам. 1608-1609 гг

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор интервентам. В течение 16 месяцев шли страшные бои. Поляки хотели ограбить монастырь и перебить защитников, которые во времена великой смуты оставались верными своему Отечеству. Тогда воеводами были окольничий князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Эти защитники были сильны духом, а обитель их была полна верой и находилась под защитой великого чудотворца Сергия. У его гроба все целовали крест и клялись в том, что никогда не сдадут врагу свою обитель. После тяжелых атак и начавшейся из-за плохого питания цинги, унесшей сотни жизней за многие месяцы, в монастыре оставалось всего около 300 воинов, хотя изначально их насчитывалось 2400 человек. Противостояло этим незначительным силам монастыря от 15 до 30 тысяч лучших вооруженных сил польских воевод Сапеги и Лисовского, имевших еще и 60 орудий.

В ночь, в одно из самых решительных сражений, когда многотысячные польские войска ринулись на крепость, произошло невозможное. Их отряды по какой-то роковой ошибке, сильному туману или нелепым приказам начальников перестреляли сами себя, принимая союзнические отряды за врагов. Да и осажденные тоже очень мужественно встретили врага огнем. Наутро радости не было предела, так как вражеские осадные орудия были брошены, и враг бежал. С именем Божьим, поддержкой Богородицы и Святого отца Сергия держались героические русские воины. Они были уверены, что победа будет за ними.

Много было свидетельств тому, как святой Сергий Радонежский помогал и подсказывал своим воинам. Он даже явился в тонком сне одному монаху и подсказал, что под монастырь ведется вражеский подкоп, и тогда двое крестьян взорвали себя и этот подкоп, совершив тем самым великий подвиг во имя Бога и Отечества.

Очень хочется надеяться, что икона Сергия Радонежского, молитва этому святому и его почитание даже сегодня не оставят Россию без его поддержки.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Памятник Сергию Радонежскому

Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством Андрея Рублёва. Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


Иконы Сергия Радонежского

По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Иконы Сергия Радонежского

Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

Решающая роль преподобного Сергия

Большинство историков сходятся во мнении, что очень важную и главную роль в объединении Руси перед наступающим грозным врагом на тот момент сыграл преподобный Сергий Радонежский. В ту тяжелую минуту в единый кулак объединились многие русские княжества, которые до этого вели бесконечные междоусобные войны. Святому Сергию удалось сделать буквально невозможное – примирить две враждующие на то время религии. Он показал ведическим русам, что истинное учение Иисуса Христа не имеет ничего общего с западным христианством, что Христос никогда не учил организовывать крестовые походы, сжигать ведические храмы и еретиков на костре. Он показал русским христианам, что истинное христианство — такое же глубокое учение, как и их древняя вера, поэтому нет причин для религиозной вражды, так как сейчас с Запада наступает извращенное христианство, где под именем Христа совершаются самые страшные и гнусные преступления.

Именно эти волнения за Русь православную и скрывает в себе икона «Сергий Радонежский». Все же не зря его называли «Печальником земли русской», так как он никогда не переставал радеть о ней и своими непрестанными молитвами содействовал ее духовному подъему и освобождению от татарского ига.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]