Пересказ жития Радонежского
Древняя русская литература требует особенно внимательного прочтения и понимания особенностей жанра. В нее не все правда, но и далеко не каждый факт – вымысел. Житие – жанр, зародившийся в древней Руси, ставший одним из достояний христианской культуры. Описание жизни Сергия Радонежского появилось в числе самых первых «житийных» книг, но содержание его бережно сохраняется на протяжении веков.
Преподобный всю свою жизнь стремился к иноческой жизни, но не торопился и принял постриг только тогда, когда почувствовал, что готов противостоять бесам, искушениям и нести людям праведную веру. Он прожил долгую жизнь (по одним данным 70, по другим 78 лет). А люди запомнили его, как Чудотворца, Молитва которого творила невероятные деяния.
«Житие Сергия Радонежского», краткий пересказ которого поможет вам подготовиться к уроку, начинается с рождения ребенка в семье княжеского подданного боярина Кирилла. Его супруга понесла третьего ребенка, а в семье уже росли двое другие мальчиков. О том, что на свет появится необычный ребенок, Мария поняла, когда во время службы в храме раздался детский крик из ее утробы. Священник при храме успокоил женщину, сказав, что ее сын будет слугой Святой Троицы.
Отрочество преподобного
По достижении отроческого возраста родители отправили сына учиться грамоте, но наука никак не давалась мальчику. В отличие от своих братьев он не мог прочитать и несколько слов, а буквы совсем не запоминались. Варфоломей (так звали подвижника в детстве) ежедневно страдал от наказаний отца и учителя. Свободное время он проводил в молитве, прося Всевышнего вразумить его.
Для молитвы мальчик выбирал уединенные места, уходил в поля или в леса. Так однажды под раскидистым дубом ему встретился провидец. В отроке он узнал избранника Божьего, а мальчик рассказал ему о своей беде. Старец отправился к родителям Варфоломея и рассказал им, что Бог избрал еще не родившегося малыша в утробе матери. После исчезновения провидца мать и отец с удивлением увидели, что их сын бегло и грамотно читает и пишет.
Мальчик удивлял и одновременно расстраивал, беспокоил родителей своим поведением. Он не ел никакой пищи по средам и пятницам, соблюдал пост, все время посвящал чтению святых писаний и не пропускал ни одного богослужения.
Путь к Богу
Со временем семья переезжает на радонежские земли и обосновывается там. Старшие браться женятся с благословения родителей, обзаводятся детьми, а Варфоломей просит отца и мать о благословении на служение Богу. Взамен они просят выполнить их предсмертную просьбу – похоронить с молитвой и раздать милостыню нищим. Завещанное наследство юноша отдает старшему брату, а со средним отправляется в пустошь и возводит там небольшую церковь. В ней он отмечает свое 20-летие постригом в монахи. Жизнь в лесу была тяжелой, Стефан не выдержал испытаний и постригся в игумены, жить стал в Богоявленском монастыре в Москве, служил духовником при княжеском дворе.
Монашеский подвиг
Во время посвящения в монахи молодой человек получил имя Сергий, а церковь назвали в честь Святой Троицы. Долгое время преподобный жил в одиночестве и также самостоятельно силой духа и молитвой боролся с искушениями, дьяволом, бесами. Ему помогала молитва. Приходили к церквушке и дикие звери, Сергий более года подкармливал лесного медведя, который каждый день приходил к обители за кусочком хлеба.
Монахи из других церквей изредка навещали преподобного. Они хотели жить вместе с Сергием, но тот упорно сопротивлялся, жалея людей, понимая, что его жизнь сложна и сурова. Но, когда некоторые монахи стали особенно настойчивы, ему пришлось разрешить им построить кельи и поселиться вместе с ним. Вместе они служили заутреннюю и молились по ночам, а на обеденное богослужение приглашали священника, поскольку никто из монахов и Сергий, в том числе, не имели чина игумена.
Смирением, ежедневным трудом и лишениями Сергий доказывал свою веру в Бога себе самому и Всевышнему. Он работал в огороде, рубил дрова, носил воду, готовил еду и просфоры, плавил свечи. Развитие монастырь получил, когда епископ Афанасий повелел подвижнику стать игуменом и служить Церкви. А в обитель Сергия постепенно стало тянуться все больше людей. Всем хотелось увидеть человека, о крепости веры которого ходили слухи и легенды. Многие от изумления теряли дар речи, когда видели игумена в грязных рваных одеждах, работающего на огороде. Священник молился о появлении источника воды поблизости с обителью и вскоре рядом с церковью забил святой источник.
Чудеса
О необъяснимых явлениях, которые происходили в жизни Сергия, автор писал со слов тех, кто были очевидцами. Так, однажды в обители стало совсем нечего кушать, монахи уже несколько дней только пили воду и не вкушали ни куска хлеба. Но Сергий запретил им просить милостыню, велел молиться. Чудесным образом перед вратами в обитель появился обоз с продуктами, пропитание выгрузили и обоз исчез.
Прослышав о чудесах, которые творит молитва Сергия, один человек привез к нему умирающего сына. Мальчик умер, а убитый горем отец отправился готовить все необходимое для погребения. Когда он вернулся за телом, к изумлению своему обнаружил, что его ребенок жив и больше не страдает от болезни.
В другой раз к старцу привезли бесноватого богача. Его уже много лет мучили бесы, а когда мужчину доставили в обитель, он кричал так, что голос его был слышан даже в отдаленных кельях. Преподобный перекрестил бесноватого с молитвой под громкий звон колоколов, а тот улегся в лужу и, когда встал, полностью избавился от напасти. Оказывается во время чтения молитвы, больной увидел, что крест пылает пламенем. Он испугался огня и упал в лужу.
Скончался преподобный Сергий в 1393 году. Дело его жизни дало начало становлению и процветанию крупнейшей лавры мира – Сергиево-Троицкого монастыря.
Где расположены иконы
Преподобный отец Сергий изображен на одиночных и житийных иконах. Его часто изображали во весь рост в рясе, ведь он всю жизнь был монахом. В житийных иконах в центре художники рисовали изображение отца Сергия, а по краям – около 17-20 сюжетов из его жизни. В каждом клейме можно увидеть, чем занимался иеромонах — исцелял больных, молился, благословлял воинов на победу.
В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Подмосковье, в Сергиевом Посаде находятся мощи святого. Останки и святая икона иеромонаха имеются на подворье Троице-Сергиевой Лавры в храме Троицы Живоначальной, а также в храме Святителя Николая в Кленниках, в московской церкви Ильи Обыденного. В селе Бибирево, в церкви Преподобного Сергия находится старинная икона, ознаменовавшая спасение от холеры в 19 веке. В собрании музея имени Андрея Рублева хранится икона иеромонаха с 17 клеймами его жития. Изображение святого находится практически в каждой церкви.
Основная идея автора
Святой жил и служил вере в переломные времена, когда зарождалась новая эпоха в литературе и изобразительном искусстве. Житийный жанр был направлен на сохранение исторических событий, рассказ о людях, которые внесли вклад в историю, культуру и развитие православия на Руси. При этом сложился определенный словесный стиль, при помощи которого в том числе Епифаний Премудрый составлял свое «Житие…».
Текст наполнен эпитетами, символичностью, метафорами, его довольно трудно воспринимать, не подготовившись. Мы рекомендуем прочитать «Житие Сергия Радонежского» кратко в 8 классе, чтобы понимать, о чем это произведение, и только после этого приступить к подробному чтению.
Анализируя «Житие…», вы поймете, что главная цель автора – рассказ о человеке, который внес большой вклад в распространение христианства, изменил жизнь людей к лучшему, помогал страждущим и при этом оставался скромным служителем Бога.
(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)
Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло… Он открыл им глаза на самих себя». «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».
В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков1 и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. «Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, “на селе живущие”». К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. «И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке». Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка». Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: «Како может в сих странах таков светильник явиться?»
Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно «пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа»2.
«Политическая крепость» прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.
Послушание Сергия Радонежского
Это, наверное, один из самых известных эпизодов жития преподобного Сергия: его отец — некогда богатый ростовский боярин, — видел в сыне преуспевающего светского человека, который поможет их обедневшему роду вернуться в «высший свет». Обеднели они как раз из-за очередной княжеской междоусобицы.
Узнав, что юноша принял твердое решение стать монахом, отец попросил его остаться — по крайней мере до их с матерью смерти.
Послушание — это не «несчастное согласие», а верно расставленные внутри души приоритеты, которые делают человека правильнее и свободнее. Преподобный Сергий остался дома, как и просили родители, а иноческий путь начал сразу после их смерти — тем самым, укрепив себя и избежав какой-либо неурядицы в семье.
Почему преподобного Сергия Радонежского так почитают?
Однако если бы жизнь преподобного Сергия сводилась только к этим фактам из жизни, он бы не был святым. Потому что и до, и после него люди уходили в леса. У каждого из 950 русских монастырей тоже есть свой основатель. Дипломатия и миротворчество — также не путь к святости. Да и брать благословение перед битвой — известная на Руси традиция.
Преподобного Сергия любили тогда и почитают сейчас, потому что он был образцом. Жизнь почти каждого святого является образцом, но преподобный Сергий Радонежский олицетворял собой действительно чудесный пример. Его образ жизни явил собой истинное христианство — когда человек кроток, свободен от страстей и человеческих условностей, но при этом спокойно в них вписывается и даже на них влияет — изменяя вокруг себя мир. По сути, преподобный Сергий олицетворял собой облик счастливого человека.
Но главное: из того, чем прославился этот святой, нет ничего, что было бы недостижимо любому из нас.
Житие преподобного Сергия Радонежского — это собрание вдохновляющих примеров, как стать счастливым в настоящем смысле этого слова.
Икона преподобного Сергия Радонежского. Вокруг центрального образа отображены основные моменты из жизни святого: от рождения до самой смерти.