Новоиерусалимский монастырь в Московской области. Фото, чем знаменит, музей, экскурсии. Как добраться. Расписание богослужений

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь представляет собой одну из наиболее почитаемых и популярных общин, находящихся в центральной части российского государства, причем отличительной его особенностью считается то, что располагаемый здесь Воскресный храм был построен по подобию и образа Собора Гроба Господня что на Голгофе (Иерусалим). Однако по внешнему виду эти две общины абсолютно не схожи друг с другом. А вот узнать о том как добраться до обители, расписание служб, какие имеются святыни и многое — другое можно из этой статьи.

Как добраться

Доехать к обители можно на электричке, автобусе или автомобиле. Поездка электричкой займет примерно 50-60 мин. Необходимо сесть на станции Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино и доехать до Новоиерусалимской. Теперь подъехать к монастырю можно на маршрутном такси или пройти пешком.

Поездка на автобусе № 372, идущим от Москвы (метро Тушино) до остановки “Почта” в Истре, займет примерно 60 мин. Дойти к храму пешком можно будет за 15-20 мин.

Поездка на автомобиле займет около 40-60 мин. Можно добраться по Волоколамскому шоссе, минуя Красногорск и через речку Песочная. Если ехать от МКАД по Новорижскому шоссе, то на повороте в г. Истра нужно переехать на Волоколамское шоссе и потом двигаться до монастыря. Если стоянка у парадного входа занята транспортом, то можно будет проехать на более просторную стоянку у западных ворот.

История Новоиерусалимского монастыря

Новоиерусалимская обитель в окрестностях Москвы была запланирована патриархом Никоном как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. У вотчинника Бобарыкина была выкуплена Воскресенская пустошь, на которой в 1656 г. началось воздвижение храма.

После выкупа у вотчинников и бояр нужных земель, местность была очищена от леса, и появились первые деревянные постройки в виде Воскресенской церкви и крепостной стены. В 1657 г. в присутствии царя Алексея Михайловича церковь освятил патриарх Никон. Воскресенский собор был начат в 1658 г. и его сооружение шло до 1666 г. под присмотром патриарха.

Из-за ссылки Никона в Ферапонтов монастырь строительство храма на некоторое время прекратилось. Возобновление работ было продолжено при царе Федоре Алексеевиче и при помощи Мастерской палаты. В 1685 г. сооружение храма закончилось. Хотя царь разрешил в 1681 г. Никону возвратиться в обитель, по дороге он скончался.

Его тело захоронено в соборе Воскресения Господня, в месте расположения придела Иоанна Предтечи.

В 1684 г. управление обителью передается Приказу сыскных дел и при правлении Татьяны Михайловны и Софьи Алексеевны строится церковь Рождества Христова вместе с трапезными палатами и освящается в 1692 г. В ХVIII в. при Петре I финансирование монастыря было сокращено, и его заставляют поставлять государству лошадей, провизию и рабочих крестьян.

При правлении Елизаветы Петровны были выделены средства в размере 30000 руб. на ремонт монастыря. С 1762 г. в стенах храма произошло несколько пожаров, и императрице Екатерине II пришлось устранять их последствия. В XIX начале ХХ в. обитель становится центром паломничества верующих людей благодаря постройке линии железных дорог.

К 1913 г. число паломников, которые посещали Новоиерусалимский храм, насчитывало 35 тыс. человек в год. В 1919 г. Храм закрыли, и в нем советской властью создается исторический музей. В 1941 г. немецко-фашистскими войсками были разрушены основные постройки обители и взорван Воскресенский собор. Лишь в 1959 г. музей продолжил свою работу, и его сооружения были восстановлены.


Новоиерусалимский монастырь возобновил свою деятельность в 1994 г. и в 2012 г. музей был перенесен с территории святой обители в новое здания.

В 1994 г. деятельность Новоиерусалимского храма возобновилась, и в 2012 г. музей был перенесен с территории святой обители в новое здания.

Царское путешествие по следам патриарха Никона

В апреле 1903 года кряхтящий поезд доставил императора Николая II и его супругу Александру Федоровну в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь на празднование Пасхи. Царская чета прибыла на железнодорожную станцию «Новый Иерусалим», открытую в 1897 году. В 1901 году построили новую платформу, назвав ее «Истра». Железнодорожный путь сократил время путешествия в 3-4 раза, до этого паломники пользовались Николаевской дорогой, которая вела до станции Крюково, где нужно было пересесть на экипаж и трястись по ухабистым кочкам, любуясь пейзажами. В настоящее время пригородный поезд преодолевает расстояние от Москвы до Истры за 1 час и 15 минут. Заплатив 308 рублей за билет «туда и обратно», можно расслабиться и погрузиться в историю.

В Новый Иерусалим на электричке
Будущий патриарх Никон родился в 1605 году в Мордовии. В миру его звали Никита. Его мать рано умерла, и отец женился на другой, которая стала для маленького мальчика злой мачехой. Тяжелое детство, частые побои и голод ни раз вынуждали Никиту убегать из дома. Защиту, кров и утешение он искал в монастырских стенах. По настоянию родителей Никита женился, но вскоре принял решение о монастырском постриге. С этого момента началась блистательная «карьера» Никона, а через некоторое время сближение с царем Алексеем Михайловичем. В 1652 году Никон был возведен на престол патриархов Московских и Всероссийских. При этом он сумел получить обещание царя не вмешиваться в дела Церкви. Началась эпоха реформ и перемен. Никон стремился привести русские православные обряды в соответствие с греческими, в том числе, он предписал креститься тремя перстами. Все это привело к расколу Церкви на сторонников Никона («никониан») и старообрядцев.

Современное состояние

Новоиерусалимский монастырь в Московской области в 2008 г. обрел нового настоятеля игумена Феофилакта (Безукладникова), утвержденного Священным Синодом. Вскоре храм посетили Патриарх Алексий II с президентом страны Д. Медведевым, что послужило учреждению Попечительского совета для решения всех вопросов по реконструкции и обустройству монастыря.

Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной и общественной культуры. Также президентом был подписан указ по оказанию всесторонней помощи в воссоздании исторического образа монастыря.

К 2014 г. была восстановлена колокольня с новыми колоколами возле Воскресенского собора, а 2016 г. ознаменовался окончанием реставрационных работ. Они обошлись государству в 10 млрд руб., часть из которых была взята из народных пожертвований.

Жизнь сегодня

Сейчас весь комплекс воссоздан практически в первозданном виде. Здесь идут ежедневные службы. Рядом находится соименный обители музейный комплекс, некогда занимавший ее территорию.

Ярмарки и фестивали

Они проводятся на территории музейного комплекса. Например, на Рождество 2022 г. здесь прошли:

  • фестиваль народной культуры; работали павильоны с продукцией народных мастеров, аниматоры проводили праздничные программы, работали каток, ледяная горка;
  • ярмарка сельскохозяйственной продукции, где можно было купить разнообразные фермерские товары.

Настоятели (наместники) и братия

Первым наместником обители был архимандрит Никита (Латушко). С 1993 г. именно он, по поручению Патриарха Алексия II, вел переговоры с властями о возвращении святыни. Наместником батюшка был до 2008 г. С этого времени братию возглавляет архимандрит Феофилакт (Безукладников).

Воскресенский собор

Главную часть монастыря составляет Воскресенский собор, состоящий из храма Воскресения, часовни с Гробом Господним и церковью Константина и Елены, уходящей на 6 м под землю. Центральная часть храма имеет четырехстолпную структуру, соединенную куполом сверху. На своде купола изображен Иисус Христос, восходящий на небеса.

На западной стороне собора расположена огромная ротонда, перекрытая большим куполом, уходящим в небо. В центре ее находится кувуклия или часовня с гробом Иисуса Христа, украшенная божественными изразцами святых старцев. В самом центре купола, у его свода, изображается Господь Бог с Иисусом Христом по правую сторону и Святым Духом в виде голубя, окруженные ангелами.

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа – небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия – небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова – в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды – около 1000 метров, а высота – 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Трапезная с церковью Рождества Христова

После того, как царица Татьяна Михайловна попросила Федора Алексеевича продолжить сооружение монастыря, сразу же в 1686 г. был окончен собор Воскресения Христа и начато возведение церкви Рождества Христова вместе с трапезными палатами.

Она была возведена в 2 этажа в стиле барокко (одноглавый четверик с высокой башней): внизу — небольшой храм для проведения богослужений, вверху — светлое помещение с окнами в два яруса. В XVIII в. церковь Рождества подверглась переустройству.

В нижней части церкви были сделаны четыре придела с библейскими названиями: “Визит волхвов”, “Бегство Иосифа в Египет”, “Казнь младенцев” и “Обрезание Господне”.

В XIX в. к ней добавились еще два придела, посвященные Сергию Радонежскому и мученице Татьяне. В период Великой Отечественной церковь разрушили, но уже в 1950 гг. ее восстановили. В 1990 гг. она была окончательно отремонтирована и освящена.

Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)


Работы на руинах Нового Иерусалима начались уже в 1942 г. В 1943 г. бригада Академпроекта под руководством академика А.В. Щусева выполнила обмеры уцелевших и поврежденных частей памятников Ново-Иерусалимского монастыря и дала предварительные чертежи их реставрации. Итоги работ были изложены А.В. Щусевым в публикации 1946 года «Проект восстановления города Истры». С ноября 1950 г. Центральные научно-реставрационные мастерские Академии строительства и архитектуры СССР (ЦНРМ) начинают работы по приведению в порядок и реставрации памятника, разбирались завалы, исследовались отдельные части памятника. В 1952 году П.Д. Барановским составлен «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея». К 1957 г. были разобраны завалы, сделаны крыши над сохранившимися частями собора, укреплены конструкции подземной церкви и юго-западного пилона, разработан проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов. Однако к концу 1950-х гг. из-за отсутствия финансирования пилоны так и не были закончены. Пилоны до уровня пят подпружных арок в период с 1965 по 1972 г. были возведены согласно документации ЦНРМ 1957 г. Большая глава Воскресенского собора была восстановлена к 1975 г. В процессе реставрации глава оказалась завышена более чем на полметра, ее шлемовидный силуэт и конструкция креста искажены. В начале 1970-х гг. были законсервированы руины 1-го яруса колокольни и укреплен 1-й ярус керамического иконостаса придела под колокольней. В 1978 и 1979 гг. монтировался изразцовый пояс с храмозданной надписью. В 1982-м и в 1983-м устанавливались изразцы подвесок и наличников. В 1983 г. разобрали макет, устроенный в 1978 г., и приступили к монтажу шатра ротонды новой конструкции. В 1991–1993 гг. были смонтированы окна-люкарны трех ярусов. Параллельно с монтажными работами по шатру ротонды велись локальные ремонтные работы по всему собору, включая подземную церковь. Повсеместно делались вычинки кирпичной кладки и белокаменных деталей, инъектировались трещины; реставрировались гипсовые капители, в наличники окон верхнего яруса ротонды установлены вновь сделанные лепные херувимы. Были укреплены и законсервированы изразцы наличников окон верхнего яруса собора, расчищены каменные блоки облицовки рва подземной церкви, побелены фасады, покрашены металлические кровли и главы и т.д. В течение 1980-х гг., помимо текущего ремонта, продолжались исследования по отдельным элементам декора храма, исполнялись проекты для реставрации керамического и лепного декора, иконостасов Голгофского придела и подземной церкви. В 1982–1984 гг. отреставрированы картуши на алтарной стене собора со стороны заалтарного обхода, затем отреставрирована лепнина в ряде приделов и подземной церкви. Одновременно реставрировались киоты, резные распятие и иконостас в приделе Голгофа. Металлическая часть иконостаса подземной церкви воссоздана в 1988–1991 гг. В процессе обследования лепного декора в Воскресенском соборе обнаружены следы фресковой живописи XVII века. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи сохранившиеся под штукатуркой фрагменты орнаментальной росписи были укреплены, законсервированы и оставлены для обозрения. На стене алтаря со стороны заалтарного обхода открылся небольшой фрагмент росписи «в руст», который тоже был укреплен.

Изображение в тексте: Ревякин П.П. Развалины Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Рисунок с натуры, 1942 г.

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет надвратную церковь, которая строилась с 1694 по 1697 г. Она выглядит в виде конструкции восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами. Каждый из пролетов имеет свое наименование: пролет в центре — Красные ворота, левый — церковь Входа Иисуса в Иерусалим, пролет справа — Въездные ворота.

Над Красными воротами на фасаде 2 яруса находится изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами и разукрашены зубчатым орнаментом. В 1941 г. немецкие войска разрушили храм входа Иисуса в Иерусалим и начиная с 1970 гг. его пришлось восстанавливать. Постепенно были восстановлены стены храма и внутренний интерьер.

С 2008 г. в церкви был реставрирован позолоченный резной иконостас. В нем были расположены иконы, изображающие воскресшего Лазаря, и Иисуса, находящегося со своими учениками в его доме. Эти обстоятельства подготовили триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим.

Новый Иерусалим в Подмосковье

Недалеко от Москвы находится необыкновенно красивое место — Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, в народе его называют Новый Иерусалим. Идея воссоздать палестинские святыни на Руси принадлежит патриарху Никону. Это давало в озможность русскому народу увидеть места спасительных страстей и Воскресения Христова, туда было трудно и небезопасно попасть во времена Османской империи.

В Палестину отправили монаха Арсения Суханова, который на месте составил чертежи сооружений. Масштабы зданий были немного уменьшены по сравнению с настоящими, так что монастырь представлял собой только образ Святой Земли.

При строительстве монастыря во второй половине 17 века ближайшие земли стали его частью и получили названия, взятые из евангельских текстов: Сион, Вифания, Фавор, Елеон, Гефсиманский сад, Кедронский поток и река Иордан .

Планировка главного сооружения в центре монастыря — Воскресенский собор – соответствует храму Гроба Господня в Иерусалиме. Но сам собор не похож на иерусалимский храм, сам патриарх Никон лично придумал внешний вид и внутреннее убранство собора. Патриарх несколько лет лично руководил строительством, однако патриарху не удалось увидеть монастырь во всей красе. Только во времена правления императрицы Елизаветы Петровны Ново-Иерусалимский монастырь был достроен.

Внутри можно увидеть темницу, где ждал казни Христос, и Кувуклию – мраморную часовню в центре храма, скрывающую Гроб Господня. Рядом с Святым Гробом обычно горят тринадцать серебряных лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать — католических, тринадцать — армянских и четыре — коптских.

В середине 18 века была произведена реставрация Воскресенского собора. Знаменитый архитектор Бартоломео Растрелли руководил строительными работами, по его проекту был построен шатер с прорезанными в нем шестью десятками окошек.

Церковь Входа Господня со Святыми вратами, построенная в конце 17 века, является частью монастырской стены. Церковь представляет собой многоярусный храм.

В 1941 году монастырь был захвачен немецкими солдатами, где они организовали госпиталь. При их отступлении Воскресенский собор был взорван. С 1959 года на территории монастыря ведутся реставрационные работы. В 2016 году планируется полное восстановление монастырского комплекса.

Подземная церковь Константина и Елены

Церковь Константина и Елены передает место, где был найден Животворящий Крест Господень. По преданию крест, на котором распяли Иисуса, был сброшен в расщелину недалеко от Голгофы. Римская царица Елена предприняла попытку найти христианскую святыню и один из жителей Иерусалима Иуда (Кириак) указал ей место с Животворящим Крестом Господним.

После раскопки холма было найдено три креста и при прикосновении к одному происходило исцеление больных людей. Так в 326 г. на этом месте было решено воздвигнуть храм Гроба Господня в Иерусалиме. Подземная церковь является прообразом того места, где был найден Животворящий Крест Господень.

Ее сооружение в обители началось в 1680 г., а ров для фундамента был сделан еще при патриархе Никоне. В церкви расположен большой иконостас чеканной работы. Слева изображен Иисус, а справа Пресвятая Богородица. Выше находится Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.

С юга расположен придел мученика Кириака, который пострадал и был казнен за веру. Там же возле алтаря находится «седалище» царицы Елены, когда она следила за раскопками Животворящего Креста Господня. В небольшой палатке, построенной в XVIII в., находится деревянный крест подобный Голгофскому.

В церкви с северной стороны похоронена жена Суворова, Варвара Ивановна, и их сын Аркадий Александрович, умерший в возрасте 15 лет. Они были удостоены чести быть похороненными в церкви из-за щедрых пожертвований на нужды обители.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь был основан Никоном в 1656 году. Патриарх понимал, что простым людям практически невозможно попасть на Святую Землю, поэтому решил приблизить православную святыню – Храм Гроба Господня. Каменный собор Воскресения Христова был заложен в 1658 году, 8 лет патриарх Никон трудился над ним. Но из-за возникших разногласий с царем, в 1666 году Никона лишили патриаршего сана и отправили в ссылку. Работы над храмом приостановились, и возобновились лишь спустя некоторое время.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
В 1681 году Никону разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но по дороге он скончался. Патриарха похоронили в Воскресенском соборе.

Место погребение Никона
В советский период монастырь был закрыт, его имущество национализировано. Но сильнее всего обитель пострадала в 1941 году. На ее территории немцы организовали штаб-квартиру и госпиталь, при отступлении они взорвали собор и крепостные стены. Но самая старая часть храма и святыни сохранились. Стенам повезло меньше, но их восстановили в советское время. Последняя реставрация продолжалась с 2008 по 2016 год. За это время многое возродили, воссоздали и отстроили заново. Грандиозный Воскресенский собор встречает всех посетителей монастыря. Он состоит из трех частей: подземный храм, храм Гроба Господня и церковь Ротонда.

Воскресенский собор
Для его украшения применяли разноцветные изразцы. Чтобы их изготовить приглашали мастеров из разных городов России. Познакомиться ближе с техникой производства и увидеть оригинальные изразцы можно в музее керамики, расположенном в Солодовых палатах на территории монастыря.

Музей керамики
В настоящее время собор частично украшен старыми плитками, а частично новыми образцами, созданными по старинной технологии.

Изразцы в соборе
Обязательно надо пройти по крепостной стене, чтобы полюбоваться на территорию монастыря и храм со всех сторон.

Монастырь является действующим, в его стенах проживают 15 монахов.

Крепостная ограда

Крепостная стена, как и надвратная церковь, была перестроена из деревянной в каменную в 1690-1694 гг. При Никоне храм был обнесен деревянным ограждением, на котором возвышались 8 шатровых башен. 4 указывали на стороны света и 4 располагались просто по углам.

Главный вход, как и в сегодняшнее время, был с восточной стороны.

На входе располагался гостиничный дом для посетителей и паломников. Переустройством крепостной ограды и церкви занимался зодчий Я. Бухвостов. Для обороны храма стены были переделаны в трехъярусные с боевым ходом. Восемь башен были выстроены в стиле барокко (конусообразная форма, завершающаяся шатром) и получили библейские названия.

На западных воротах располагается Елизаветинская башня, с восточной стороны над главными воротами — церковь Входа Господня в Иерусалим. Длина крепостной ограды составляет 920 м, высота стен — 9 м, толщина — 3 м.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе – гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658 – 1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор – павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор – были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Некрополь

Некрополь является местом захоронения людей, которые сделали существенный вклад в возведение и развитие монастырской обители. Он расположен внутри нее рядом с церковью Константина и святой Елены. В Иерусалимском храме почетное место в приделе Иоанна Предтечи заняли Адам и первосвященник Мелхиседек. Прах патриарха Никона также был расположен в этом приделе собора Воскресения.

К числу первых погребений относятся захоронения П. Заборского и диакона Н. Никитина, а с юга расположено захоронение Ивана Шушерина, написавшего биографию Никона. Также в некрополе можно найти могилы родственников писателя-драматурга А. Сухово-Кобылина и полководца А. Суворова.

Богоявленский скит

Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет Богоявленский Скит, который был местом проживания патриарха Никона. Он был выстроен в 1657 г. в виде 2-этажного здания, к которому присоединялась Богоявленская церковь. Скоро Никон переделал пустынь и сделал из нее «каменный столп” с четырьмя частями.

Нижний этаж заняли хозяйственные комнаты, второй — прихожая и комнаты для прислуживающих монахов, третий — трапезная с Богоявленской церковью, приемная и келья Никона, четвертый этаж — комнаты с винтовой лестницей.

Строение, торжественное снаружи, изнутри выглядит тесновато. Это обусловлено тем, что внутри оно разделено на небольшие комнаты всего для нескольких человек.

Скромность и простота показывают ту жизнь, которой жил патриарх Никон. Спал он всего 3 ч в день, а оставшееся время отдавал молитвам, богослужению и богословию.

Елеонская гора

Если люди шли в обитель по дороге из Москвы, то попадали на Елеонский холм. С него был хорошо виден Новоиерусалимский монастырь, а каменный крест сверху холма олицетворял место Вознесения Спасителя. Одна сторона креста являла распятого Иисуса Христа, Господа Бога и Святого Духа.

На другой стороне была надпись, гласившая о том, что государь Алексей Михайлович, зайдя на Елеонскую гору, дал название будущему монастырю “Новый Иерусалим”. В XVII в. здесь построили часовню, которая была разрушена в 1930 гг. В 2005 г. сделали закладку новой часовни Вознесения Господня вместо разрушенной фашистскими захватчиками в 1941 г. церкви.

Музей и парк

Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет краеведческий музей, который был открыт в 1920 г. В нем были собраны художественные, археологические, исторические и религиозные экспонаты, связанные со строительством монастыря и его историей. Их число на сегодняшний день превышает 180 тыс. артефактов.

Находящиеся в музее экспонаты рассказывают посетителям об этапах возведения монастыря и его основателе патриархе Никоне. Здесь собраны репродукции и предметы в момент основания святой обители и в период Великой Отечественной войны, когда он был разрушен. Среди предметов, рассказывающих о жизни Никона, сохранилась карета, на которой он передвигался, и предметы его деятельности.

Рядом с музеем расположен Гефсиманский сад и парк, в котором находится конная школа и Музей деревянного зодчества. Это хорошее место для активного отдыха, где можно покататься на лошадях и устроить летом пикник. В Музее деревянного зодчества можно ознакомиться с бытом и жизнью крестьян на примере расположенной рядом деревенской избы с ее утварью и ветряной мельницей.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.

Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.

Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).

Воскресенский собор

Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы

Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Святыни

В монастыре находится много икон и святых предметов, но основными святынями являются:

  • икона «Господь Вседержитель с припадающими Филиппом и Никоном» (Она создавалась по случаю перевоза в Москву в 1657 г. мощей Святого Филиппа. Их перевоз происходил под присмотром самого Никона. В данное время икона находится в выставочном зале Новоиерусалимского музея.);

  • фрагмент омофора Никона (он был сделан в 1597 г. из атласной ткани, расшитой золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Омофор служит одеянием для епископа при совершении богослужения. На нем был изображен Иисус Христос, благословляющий верующих на благие дела и окруженный ангелами.);
  • разборная модель Иерусалимского храма (Ее доставил в Москву в 1649 г. из Иерусалима патриарх Паисий. Она была сделана из слоновой кости, кипариса с ручной резьбой и токарной работой и использовалась Никоном в качестве образца при сооружении Новоиерусалимского монастыря.);

  • антиминс XVII в. (Эта святыня выглядит в виде небольшого плата из льняной ткани с вшитой в него частицей мощей, на котором изображается погребение Христа. Он был подписан и освящен самим Никоном для совершения таинства Божественной Литургии.);
  • дарохранительница святой Марии Магдалины (Ее сделали по наброскам Казакова в конце XVIII в. из золоченого серебра. Она выглядит в виде святого сосуда с кровью и телом Иисуса. В православии она называется кивотом и находится в алтаре.)

Богослужения

В монастыре можно заказать Таинство Крещения и Венчания, исповедь, отпевание, а также освящение крестиков и икон. В обители каждый день утром в 8.00 проводятся литургии, а в 17.00 — вечерни.

На сайте монастыря можно узнать точное расписание богослужений в определенный день.

Расписание богослужений

По будням службы идут с 8 и 17 ч., по воскресным дням ранняя литургия проходит с 7, поздняя с 10 ч.

На фото Иноплеменничья башня. Внешняя сторона. Новоиерусалимский монастырь

Кроме того, интернет-страница обители сообщает, что здесь совершаются все церковные Таинства, включая венчание (для монастырей это редкость). Никаких фиксированных сумм пожертвований за таинства, а также молебны, различные другие требы, не существует. Сайт обители рекомендует желающим помочь самостоятельно опускать в церковную кружку посильные суммы.

Экскурсии

В храме постоянно проводятся экскурсии по трем направлениям:

  1. Осмотр собора Воскресения и церкви Константина и святой Елены. За группу менее 10 посетителей взимается плата 2500 руб. с целой группы. В группе из более 10 посетителей взрослые оплачивают 250 руб. с посетителя, дети (до 16 лет) — 100 руб. с посетителя.
  2. Осмотр с посещением собора Воскресения и Солодовых палат. Группа менее 10 посетителей оплачивает 3000 руб. В группе с более 10 посетителями взрослые платят 300 руб. с посетителя, дети — 120 руб. с посетителя.
  3. Осмотр для детей с посещением собора Воскресения Господня. Экскурсия с менее 10 посетителями обойдется в 2500 руб. за группу. В группе из более 10 посетителей взрослые платят 250 руб. с посетителя, дети — 100 руб. с посетителя.

Есть экскурсии, которые проводятся в определенное время (обычно в 13.00) для индивидуальных посетителей. Оплата для взрослых — 300 руб., для детей — 120 руб. с посетителя. Обычные индивидуальные посещения менее 10 человек обойдутся от 1500 руб. до 3000 руб. с целой группы. После реставрационных работ была открыта новая трапезная, в которой можно пообедать за 480-600 руб. на одного человека.

Любой человек опирается в жизни на те принципы, которые заложены в Святом Писании. Постулаты веры, духовного развития заложены в человеке с самого рождения и лишь только поддерживаются и развиваются на протяжении всей его жизни.

Новоиерусалимский монастырь в Московсковской области как и остальные святыни на Руси является оплотом и обителью укрепления и распространения святости и благочестия на нашей земле.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Контактная информация

Монастырь расположен недалеко от Москвы, в городке Истра, на улице Советской. Здание видно отовсюду, поэтому заблудится тяжело.

Если же человек, хочет поехать с паломническими целями, ему лучше всего позвонить по номеру.

Для желающих познакомиться с историей монастыря можно записаться на ближайшую экскурсию по телефонам: 8 (910)-461-18-57

Заказать требу возможно по номеру.

Служители монастыря подробно расскажут, когда лучше всего посетить святое место.

Новоиерусалимский монастырь имеет свой официальный сайт: https://www.n-jerusalem.ru/, на котором можно узнать всю интересующую информацию.

Как и все религиозные учреждения, монастырь живет по церковному календарю. От него и зависит время богослужений. Поэтому точное расписание всех служб возможно узнать на официальном сайте монастыря или по указанным телефонам. Обычно расписание составляется на ближайшую неделю с учетом православных праздников.

В обычные, непраздничные дни утренняя служба начинается в 7 часов, а вечерняя в 17 часов. По воскресениям и в дни больших православных праздников утренняя служба начинается на час позже. В эти дни есть еще и поздняя утренняя служба, которая начинается в 10 часов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]