Текст православной молитвы Льва Оптинского о самоубиенных и как читать

По статистике, большинство людей, которые самостоятельно ушли из жизни были крещеными православными христианами. Как быть в такой ситуации их близким и родным? Возможно ли совершать моления за убиенные души? Церковь достаточно строга в этом отношении — молебны за самоубийц и панихиды не совершаются, поскольку человек самостоятельно выбрал смерть и совершил смертный грех.

Другие статьи о самоубиенных:

  • Отношение православной Церкви к самоубийцам
  • Молитва святому мученику Уару

Но молиться за таких детей и родных все же можно, но только дома. Для этого можно использовать текст Льва Оптинского «О самоубийцах».

Значение молитвы об умерших

Существует ли православная молитва за самоубиенного? Почему невозможно церковное поминовение самоубийц и как помочь их душам? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, необходимо разобраться в значении православной молитвы об усопших.

Христианство учит, что человек состоит из бренного физического тела и нематериальной бессмертной души. При жизни, когда эти сущности составляют одно целое, мы имеем свободу воли и способность к покаянию. Но после смерти тела душа разлучается с ним и переходит в духовный мир, в Вечность. Она уже не способна измениться и повлиять на свою участь. Если человек не стремился к Богу и не трудился над своим спасением, то в загробном мире его душа страдает во власти тёмных сил.


Молитва за самоубиенного

Однако душам умерших помогают любовь и сострадание живых людей. Православные христиане возносят Богу церковную и домашнюю молитву за своих ушедших близких, а также совершают добрые дела во упокоение их душ. Милосердный Господь не оставляет без отклика горячую мольбу за усопшего и облегчает его загробную участь. Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» («Беседы»).

Житие святого Льва Оптинского

Оптинский старец почитаем за мудрость и прозорливость. При жизни Льва были зафиксированы многочисленные случаи чудотворения. Особенно часто он излечивал от душевных ран психически неуравновешенных людей.

Лев Оптинский родился у мещанина Данилы Наголкина и его жены Улиты. По некоторым источникам, год его рождения – 1772, по другим – 1768. С 10 лет он служил приказчиком у купца Сокольникова. Во время одной из поездок Лев пережил нападение волка. Зверь впрыгнул внутрь повозки и от голода оторвал от икры кусок мяса. Лев смог задушить зверя – это позволило ему остаться в живых. Хромота осталась с преподобным до конца жизни.

Когда ему исполнилось 29 лет, он стал послушником Оптиной пустыни. Свой путь монаха Лев, проходил под руководством учеников преподобного Паисия Величковского. В 1801 году Лев был пострижен в мантию как монах Леонид. Через несколько месяцев Леонид был рукоположен иеродиаконом, а затем иеромонахом. Через год братья выбрали Леонида Настоятелем Белобережской пустыни.

Через год Леонид сложил с себя настоятельство и был пострижен с именем Лев. Весной 1811 года преподобный вместе с Федором и Клеопой поселился на Валааме. Там они прожили 6 лет.

Затем Лев прибыл в Оптину пустынь. Там стал основателем старчества. Среди учеников Оптинского старца были Макарий, Амвросий, Игнатий.

С 1835 года преподобный Лев был духовником обители. Осенью 1841 года преподобный почувствовал себя плохо. Он перестал есть, начал ежедневно причащаться. Через некоторое время он умер.

Лев преподобный еще при жизни обладал разными духовными дарованиями, потом к ним прибавился дар исцеления. К старцу стекались все, кто только мог. Он лечил бесноватых одной силой молитвы. После разговора с преподобным каждый ощущал умиротворение. Старец влиял на людей, помогал им раскаиваться во всех грехах. Льва Оптинского причислили к лику святых в 1996 году.

Почему невозможна церковная молитва за самоубиенного?

Церковное поминовение усопших (отпевание, панихида, поминовение на литургии и т.п.) совершается в отношении крещёных православных христиан. Их души являются живыми членами Святой Церкви. Однако такая молитва за самоубиенного в Православии запрещена церковными канонами (14-е правило Тимофея Александрийского). Это касается даже тех самоубийц, которые были крещены.

Самоубийцы сознательно отторгают себя от общения с Господом.

«Жизнь – это дар Божий. Но оканчивая её самоубийством, такие люди всё равно что швыряют этим даром в лицо Бога»

– говорит преподобный Паисий Святогорец. Архиепископ Иоанн Шаховской называет самовольное лишение себя жизни «убийством своей любви к Богу». Самоубийство – смертный грех, лишающий человека возможности покаяться. Это перенесение временных, земных мучений в Вечность. Святитель Феофан Затворник учит:

«О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном – не очищенном покаянием» (Собрание творений).

Подлинный член Церкви является христианином не только в течение жизни, но и в момент кончины. Смерть же самоубийцы нельзя назвать христианской. Такой человек сам себя «ампутировал» от живого тела Святой Церкви. Епископ Иона (Черепанов) отмечает:

«Во время отпевания мы молимся: „Со святыми упокой раба Твоего“. Но сложно назвать рабом Божьим человека, который отрекся от воли Божьей, тем более дерзновенно – просить Господа упокоить его со святыми».

Церковь делает исключение лишь для тех самоубийц, которые наложили на себя руки в состоянии аффекта или вследствие психических заболеваний. Благословение на церковное поминовение такого человека может дать лишь правящий архиерей. Для этого родственникам покойника нужно предоставить в епархиальное управление соответствующие медицинские справки и документы.

Выводы

Церковью запрещено многое. В том случае, если ваш близкий попрощался с жизнью, необходимо провести должным образом его. Поэтому используют молитвы о самоубийцах, которые можно читать в домашних условиях.

При их прочтении стоит придерживаться ряда правил, искренне просить о прощении за содеянное. Помочь близкому вам человеку можно, уделяя мольбе должное внимание и время, не сокращая текст. Стоит сосредоточиться, очистить мысли от лишних забот и полностью отдаться духовному общению.

Выбери жизнь со Христом!

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16)
«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30:19-20)

Как молиться о душе самоубийцы?

Итак, церковное поминовение самоубийц становится трудным делом, но их души нуждаются в нашей частной, домашней молитве. Поэтому Церковь благословляет келейное (домашнее) поминовение самоубийц, призывая надеяться на беспредельную милость Господа. Преподобный Леонид Оптинский утешал своего ученика, отец которого покончил с собой:

«Бог любил и любит его несравнимо больше, чем ты. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней».

Приведём также слова преподобного Паисия Святогорца:

«Мы должны много молиться за тех, кто оканчивает жизнь самоубийством, чтобы Благий Бог что-то сделал и для них. Ведь мы не знаем, отчего они наложили на себя руки, не знаем и того, в каком состоянии они находились в последний момент жизни. Может быть, в час, когда их душа выходила из тела, они покаялись, попросили у Бога прощения, и их покаяние было принято».

Как молиться за самоубиенного после смерти? Наиболее кратким вариантом домашнего заупокойного прошения являются слова: «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего (имя)». Существует специальная молитва за самоубиенного, которую составил преподобный Лев Оптинский. Также о самоубийцах зачастую молятся раннехристианскому мученику Уару. Он традиционно почитается заступником тех, кто не поминается Церковью. Приведём слова новомученика епископа Афанасия (Сахарова) о смиренной домашней молитве за тех, чьё церковное поминовение невозможно:

«Эта молитва будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенная в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».

В Православии существует особый «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Он призван облегчить скорбь родных и может пригодиться тем, кто спрашивает, можно ли молиться за самоубиенных.

Молитва от обиды и злости Оптинских старцев

В современном мире человек часто сталкивается с неприятными ситуациями: завистью, ненавистью, обидой и с другими проблемами, которые оставляют осадок на душе. Многочисленные обиды и злость действуют на человека отравляюще, ухудшая его здоровье и жизнь в целом. Есть специальная молитва о душевном покое Оптинских старцев, которую нужно читать, если на душе возникли дурные помыслы. Обращаться к Всевышнему можно в любое время, когда возникнет такая необходимость.

«Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя».

Что ещё нужно делать родственникам самоубийцы

Душе самоубийцы можно помочь не только молитвой, но и совершением добрых дел за его упокой. Например, раздачей милостыни или угощения. Иерей Роман Присыпкин советует:

«Творя милостыню, просите тех, кому Вы помогаете, также поминать в частной молитве имя самоубиенного».

Родным самоубиенного следует помнить, что также важна их личная благочестивая жизнь: стремление исполнять Божьи Заповеди, регулярное посещение богослужений и участие в Церковных Таинствах. Господь облегчит участь души усопшего, если увидит усердные духовные старания его близких.

Таинствами называются наиболее значимые церковные священнодействиях, в которых невидимо участвует Сам Господь. Основными Церковными Таинствами для крещёных православных христиан являются Исповедь и Евхаристия (Причастие). Исповедь – искреннее покаяние перед Богом в своих грехах, совершаемое в присутствии свидетеля-священника. Подлинное покаяние подразумевает деятельное изменение своей жизни и твёрдое противостояние греху. В Таинстве Исповеди Господь прощает человека и даёт ему духовные силы для борьбы со страстями. Святой преподобный Паисий Святогорец наставляет:

«В Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха… Раскаявшемуся грешнику открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия… Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях» («Слова», том 3).

Таинство Причастия заключается в спасительном приобщении ко Христу через вкушение Его Крови и Тела под видом хлеба и вина:

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).

Это не символическое, а реальное соединение с Господом, освящающее и преображающее человека. Через Причастие Всевышний восстанавливает падшую человеческую природу, исцеляет её от смертельной язвы греха. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

«Как Христос пронизывает Собою хлеб и вино, наполняя их Своим Божеством, так Он входит в человека, наполняя его плоть и душу Своим животворным присутствием и Божественной энергией».

Келейная молитва за самоубиенного

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Тропарь мученику Уару Египетскому, глас 4

Во́инством святы́х страстоте́рпец стра́ждущих зако́нне,/ зря о́нех, показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́./ И устреми́вся на страсть во́лею,/ и умре́ти вожделе́ за Христа́,/ И́же прия́л еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, Уа́ре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Увидев воинство святых страстотерпцев, страдающих подзаконно, ты мужественно проявил свою силу и добровольно устремился на страдания, и пожелал умереть за Христа, приняв награду победы твоего мученичества, Уар, моли о спасении душ наших.

Кондак мученику Уару Египетскому, глас 4

Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.

Перевод: Христу последуя, мученик Уар, Его испив чашу, ты увенчался мученическим венцом и радуешься с Ангелами, моли непрестанно о душах наших.

Молитва мученику Уару Египетскому

О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: как молиться за самоубиенного после смерти, можно ли молиться за самоубиенных, молитва за самоубиенного, молитва о самоубиенных в православии

Святому Уару молятся за некрещеных: правда или миф?

В последнее время также обрела особую популярность молитва мученику Уару за некрещеных и даже самоубийц.

Ее приверженцы считают, что якобы святой Уар, которому ревностно молилась благочестивая христианка Клеопатра за своих умерших родственников-язычников, вымолил у Господа спасение усопших. Но где здесь правда, а где — выдумка? Попробуем разобраться.

Мученик Уар — отнюдь не вымышленный персонаж. Он был воином времен императора Максимина — одного из известных гонителей христианства — и тайным христианином. Поэтому ночами он навещал посаженных в тюрьму христиан. Однажды он посетил семь учителей и обратился к ним с просьбой — помолиться за него, так как он еще не настолько тверд в вере, чтобы исповедовать Христа до мученической кончины.

Через короткое время после этого один из учителей заболел и умер. Тогда мученик Уар решил «заменить» его и пострадать с остальными. Святой умер от жесточайших пыток, но так и не отрекся от Бога.

Одна благочестивая вдова, видя его веру и страдания, решила спрятать мощи мученика у себя дома. Она вместе с сыном неоднократно молилась святому.

Когда гонения на христиан прекратились, она решила вернуться из Египта в Палестину. Чтобы забрать с собой мощи святого, она сказала, что это останки ее мужа, который был военачальником. Так ей удалось перевезти святые мощи и положить их там же, где была гробница ее предков.

Вместе со своим сыном Клеопатра каждый день молилась у гробницы. За ней последовали и другие христиане. Они получали по молитвам мученику Уару исцеление и облегчение в болезнях.

Нужно построить храм святому — задумала вдова и начала осуществлять свой план. Во всем ей помогал сын Иоанн. Вместе с епископами и собранием христиан они переложили останки праведника в новую гробницу, возле которой Клеопатра горячо помолилась за себя и сына. Она мечтала, чтобы мальчик стал воином. Но попросила мученика Уара, чтобы он помог сыну выбрать жизненный путь.

После этого Иоанн, которому уже исполнилось 17, скоропостижно скончался от горячки.

Женщина была в полном отчаянии и даже начала роптать на мученика — как он мог такое допустить? Но ей явился святой и сказал, что Иоанну действительно достался лучший путь. Если на земле он должен был стать воином и служить земному царю, то в Царстве Божьем он служит Небесному Царю. Счастливый сын попросил мать не страдать, ведь он вместе с Ангелами служит Господу.

После этого Клеопатра похоронила сына рядом со святым, раздала свое имущество и все свое время молилась в построенном храме, возле мощей мученика Уара.

Как видим, в житии святого нет ни одного слова о том, что вдова молилась за родственников-язычников. Она молилась только за своего сына. Но он отнюдь не был язычником. Если Иоанн вместе с матерью строил храм святому и молился у мощей, то мог ли он быть неверующим?

К сожалению, красивая история о том, что святой Уар вымолил родственников Клеопатры, которые были язычниками и при жизни избрали путь отречения от Бога, остается всего лишь историей, вдохновляющей на молитву за некрещеных.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]