Как спасти душу православному
По-настоящему хочет спасения лишь тот, кто погибает. Не зря из многих закоренелых грешников получались святые. Классический пример того – преподобная Мария Египетская. Обывателю, погруженному в каждодневные заботы, непросто осознать и почувствовать свою склонность к греху – необходимо прикладывать ежедневные усилия, наблюдая за собой.
Почему, например, при попытке молиться мысли так легко рассеиваются, да и полчаса времени на это трудно выделить? По какой причине гораздо проще покритиковать поступок человека, чем вникнуть в причины, а тем более помочь? Отчего в выходной больше тянет поехать «на шашлычки», чем побывать в Доме ребенка или навестить одинокого старика?
По мнению святых отцов христианской церкви спасение души начинается именно с контроля над своими мыслями и чувствами. Поэтому главное в этом деле – личное покаяние, участие в церковных таинствах, добрые дела и, конечно, молитва.
Святитель Макарий (Невский), живший на рубеже XIX и XX веков, на вопрос о том, с чего начать, отвечал так:
«Спасение души не так трудно, как кажется. <�…> Главная причина того, что люди откладывают свое спасение до будущего времени, состоит в том, что у них недостает решимости<�…>. Как же это сделать? Лучше всего начинать спасение не с того, что более трудно, не с подвига удаления от мира, не со строгого поста и продолжительных молитв, а с самого легкого. Самое же легкое есть то, чтобы грешник сознал свою греховность, воздохнул о себе и обратился с молитвой к Богу, хотя краткой, но усердной, вроде следующей: «Господи, грешен я, погибаю — спаси меня!» Эту молитву нужно повторять каждый день и в то же время думать о том, что нужно начинать свое спасение. Эта дума о спасении и будет началом, ведущим к спасению. После этого нужно приступить к очищению своей души от тех грехов, какие обложили ее, подобно тому как смердящий труп облепляют разного рода гады. <�…>Иначе сказать: нужно начать борьбу со своими дурными привычками, со своими пороками, со своими страстями. Но эту борьбу нужно начинать с малого».
Введение Сила молитвы
Молитва – это пища для души» – так наставляют нас отцы христианской Церкви. И как наше тело не может обходиться без насущной пищи и воды, так и душа наша чахнет и погибает без спасительного молитвенного слова.
История христианства знает немало примеров тому, как эта духовная пища могла становиться заменой пищи материальной – немало число святых угодников Божьих, отказывающихся от воды и пищи и изнурявших себя строжайшим постом, однако тело их жило и здравствовало благодаря благодатной силе молитв.
Молитва – это не только духовное питание каждого верующего человека, это и уникальное средство, которое помогает справляться с любой бедой. Обращаясь с молитвенной просьбой о помощи к Господу в сложной жизненной ситуации, в скорби или болезни, человек неизменно получает благодатную помощь Небесного Отца.
Текст молитвы о спасении своей души
В поисковых системах часто встречаются запросы о том, кому молиться о выздоровлении и покупке дома, о хорошей учебе детей и устройстве на работу, об удачном замужестве и добром урожае… Православные молитвословы содержат изрядное количество текстов на каждую потребность. Но все же главная молитва, которую сам Господь дал людям, – «Отче наш».
«Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки».
Московский священник Алексий Уминский пишет:
«Молитву «Отче наш» Иисус даровал апостолам в ответ на просьбу научить их молиться. Почему же существует множество других молитв? Если внимательно присмотреться, все они в той или иной степени являются переложением молитвы Господней, каждая святоотеческая молитва – ее интерпретация. На самом деле мы всегда возносим Богу одну молитву, просто она трансформируется в молитвенном правиле применительно к различным обстоятельствам нашей жизни».
Итак, первая и основополагающая Господня молитва – «Отче наш». Вторая, называемая Иисусовой, совсем короткая:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!».
Еще один наш современник, протоиерей Андрей Овчинников говорит о ней:
«Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность <�…> в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание».
Болезнь – наказание за грехи?
Во все времена людей интересовали причины их болезней, и на протяжении веков многие мыслители, врачи, ученые искали ответ на этот вопрос. На связь внутреннего, духовного здоровья человека и его физического состояния указывали еще философы времен античности, о грехе как о причине множества болезней на протяжении двух тысячелетий говорила христианская Церковь, и современная медицина подтверждает эту теорию – здоровое тело невозможно без глубокого нравственного здоровья человеческого духа.
Да, действительно, очень часто человек сам навлекает на себя болезни, предаваясь пагубным страстям. Вряд ли у кого-то вызовет сомнение, что нарушение работы желудочно-кишечного тракта и обменных процессов – это следствие греха чревоугодия, а венерические заболевания, которые нередко приводят к бесплодию, идут рука об руку с грехом прелюбодеяния.
Грехи уныния и гнева – прямая дорога к нервным расстройствам, которые, в свою очередь, повлекут сбои в работе всех жизненноважных органов и систем…
Итак, вывод о том, что болезнь – это наказание за грехи, несомненен. Однако нелепо в таком случае сетовать на Бога, ведь человек сам наказывает себя. Всевышний лишь попускает болезнь, для того чтобы страждущий вернулся из дебрей греха на истинный Путь.
За тысячелетия существования медицины человечество обогатилось средствами для лечения огромного количества болезней. Но зачастую самые лучшие лекарства оказываются бессильны победить недуг, причина которого кроется глубоко в грешной душе человеческой. И самым верным средством для борьбы с болезнью оказывается молитва.
Недаром в прежние времена первым вопросом, который задавал мудрый доктор пришедшему к нему больному, был «Как давно Вы причащались?» – воистину это было лечение больного, а не болезни.
Обращая свой ум и душу со святым молитвенным словом к Всевышнему, Пречистой Богородице или святым угодникам Божьим, мы просим в первую очередь о том, чтобы понять – что именно в нашей жизни привело к такому мучительному разладу. Иногда это понимание приходит достаточно быстро, но порой требуются часы горячей молитвы, прежде чем душе человека откроется ее истинная суть.
Следующим шагом после осознания своих грехов становится раскаяние в них – искреннее, с упованием на милосердие всепрощающего Господа, и искупление – молитвой, постом, добром к своим ближним…
Святое Крещение, исповедь, Святое Причастие – все эти средства для сохранения духовного и физического здоровья даровал человеку Господь, и первым шагом на этом пути к обретению истинного здравия становится святая молитва.
Как правильно читать молитву о спасении души ближнего своего
Дело личного спасения немыслимо для христианина без любви к окружающим его людям. Недаром за каждой Божественной литургией священник перечисляет тех, чьи имена поданы в поминальных записках.
В современном ежедневном утреннем молитвенном правиле, которое предлагается православным мирянам, есть слова: «Спаси, Господи и помилуй рабов Твоих…» с дальнейшим перечислением имен. В полном дореволюционном издании эта часть правила была значительно более обширной.
«Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго. Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха (имя), преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих. изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй их же аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон) Спаси. Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради грешнаго. (Поклон)
Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослеплснныя, светом Твоего познания просвету и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти (Поклон)».
Несмотря на то, что специальных текстов о спасении не существует, каждое обращение к Богу любящего сердца, в сущности, направлено на это. Православный христианин, заботящийся о ближних, может дома читать акафисты и каноны с упоминанием их имен в любое время суток.
Не меньшее значение придается попечению об умерших. Ежедневное Правило завершаются такими словами:
«Помяни, Господи, от жития сего отшедшия святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и причте церковном, и в монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон) Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих {имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон) Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон)
Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. (Трижды)»
Или кратко «Упокой, Господи, души усопших раб твоих…».
Чтение Псалтыри
Особую пользу душам ближних, живых и умерших, приносит чтение Псалтыри. Это древняя книга, представляющая собой сборник ста пятидесяти сочинений, написанных, в основном, царем Давидом. Тексты довольно сложны для понимания, поэтому на первых порах советуют читать их с параллельным переводом на русский язык.
Псалтырь поделена на двадцать разделов – кафизм, каждая из которых имеет три части, разделенные между собой кратким славословием: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», поэтому в обиходе они именуются «славами». В конце первой «славы» принято поминать имена живых, в конце второй «славы» – имена умерших.
Молитва на хорошую жизнь и удачу: кому молиться
Секрет любой молитвы заключается в вере и энергетическом посыле. Неважно, где будет молиться человек — дома или в стенах Церкви. Важно только то, как он произносит молитву — с верой или без нее. Молитва может произноситься даже своими словами — искренними словами, обращением к Богу и святым.
Молитва на хорошую жизнь и удачу будет действенной, если ее произносить от души. Итак, кому молиться, если нужна удача и хочется хорошо жить:
Ангелу Хранителю:
Молитва на хорошую жизнь и удачу: кому молиться
Господу Богу:
Молитва на хорошую жизнь и удачу
Матроне Московской:
Молитва на хорошую жизнь и удачу Матроне Московской