Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен

Дмитрий Прилуцкий стал одним из истинных подвижников православной веры. Этот человек, наделенный редким даром и внутренней силой, был послан на нашу землю во времена тяжелых испытаний. Святой сделал немало для того, чтобы направить свой народ на праведный путь, очистить от греха. Его жизнь стала примером настоящего духовного подвига и самопожертвования во имя Бога.

Биография Дмитрия Прилуцкого подробным образом освещается в работе монаха Макария, ставшего преемником преподобного на посту игумена. Уже не один век старинное литературное произведение, имеющее более 200 списков и несколько редакций, хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике.

Начало жизненного пути и постриг в монахи

Будущий Святой был рожден в богатой купеческой семье в начале XIV века. Его родители жили в селе Веслево, недалеко от Переславля-Залесского.

Автор «Жития» повествует о том, что с ранних лет Дмитрия отличали спокойный нрав и необыкновенное смирение. Мальчик, которому была чужда мирская суета, не хотел продолжать родительское дело и видел свое предназначение в другом. Дмитрий рано научился читать, затем приступил к знакомству с церковной литературой.

Став отроком, он покинул отчий дом и отправился в Горицкий монастырь. В этой обители, расположенной неподалеку от его родных мест, юноша принял монашеский постриг и получил имя Димитрий. С этой поры началось его верное служение Господу, длившееся до последнего дня жизни.

Преподобный отличался редкой внешней красотой, которую считал злом и ниспосланным ему испытанием. Именно поэтому он всячески скрывал лицо от посторонних глаз. Димитрий постоянно носил куколь, придерживался строгого поста, занимался тяжелым физическим трудом. Он почти не общался с мирянами и никогда не разговаривал с женщинами.

Сохранилась история о том, как одна прихожанка, наслышанная о красоте и целомудрии Димитрия, попыталась увидеть его лицо и ворвалась к нему в келью. За свой греховный поступок она получила наказание в виде внезапной обездвиженности. Выздороветь женщина смогла только после того, как Святой простил ее за дерзость и прочел исцеляющие молитвы.

Игуменство в Никольской мужской обители

С первых дней своего иночества Димитрий отличался особым послушанием, неуклонным соблюдением всех Божьих заповедей. Через некоторое время после принятия монашества он был посвящен в иерейский сан. Вскоре по инициативе преподобного была возведена церковь Николая Чудотворца, при которой основали мужскую монашескую общину.

Уже в это время Димитрия Прилуцкого стали почитать как Святого. За его советом и благословением каждый день приходили люди, многие из которых принимали решение навсегда остаться в Никольской обители и посвятить себя Богу.

Особо значимым в жизни Преподобного стало знакомство с Сергием Радонежским, основателем Троицкого монастыря, которое состоялось в 1354 г. Никольский игумен часто приезжал в Троицкую обитель, где подолгу вел с Сергием глубокомысленные духовные беседы.

Вести о необыкновенной святости настоятеля наполнили всю русскую землю и вскоре достигли Москвы. В знак особого уважения великий князь Дмитрий Иванович попросил преподобного стать крестным отцом своего сына Василия. Святой исполнил данную просьбу, однако слава, внимание и почет, последовавшие за этим, стали тяготить его душу.

Получив благословение Сергия Радонежского, Димитрий отправился со своим единственным учеником Пахомием в вологодскую землю. Здесь духовные братья надеялись обрести внутренний покой и уединиться для молитвенных бесед с Господом.

Молитвы

Тропарь Димитрию Прилуцкому, Вологодскому

Свыше от Бога, преподобне, / благодать приял еси духовную, / и от Него убо познался еси, блаженне, / того ради и ты духом познал еси лучшая Его, / будущаго века пребывание, / и постнически испытався во своих обителех. / И ныне со ангели ликовствуя, / Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь Сретение образа прп. Димитрия

Возсия днесь, яко солнце, / пречестный образ священнолепнаго твоего подобия, / паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя, / тьму бесовскую без вести творя, / егоже радостно сретаху, / духовныя лики составльше, / непрестанно вопием ти: / Димитрие, отче наш, моли Спаса всех / сохранити град твой и страну нашу, / стаду твоему спасение подавая / и велию милость.

Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде

Стремясь к молчаливому уединению, Димитрий и Пахомий сначала решили обосноваться в малолюдном месте недалеко от реки Лежи. Монахи возвели небольшую церковь во имя Воскресения Христа, однако вынуждены были покинуть эту территорию. Причиной стали местные жители, боявшиеся потерять свои земельные наделы после организации нового монастыря.

Смирившись с такой ситуацией, преподобный и его ученик отправились в Вологду, рядом с которой впоследствии построили деревянный храм. Известно, что многие местные крестьяне разделили их желание распространять православную веру и охотно отдали часть своих земель под строительство обители. В дальнейшем она получила название Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря, а Димитрий стал его игуменом.

Когда преподобный обосновался в вологодских землях, благая новость распространилась повсеместно. Многие его ученики оставили Никольскую обитель и перебрались в Спасо-Прилуцкий монастырь. Все братья, принятые игуменом, отличались глубокой верой. Сам настоятель проявлял редкое милосердие и внимание к ближним:

  • безвозмездно раздавал пищу нищим, голодным;
  • принимал уставших странников;
  • беседовал с каждым человеком, нуждающимся в утешении;
  • благословлял на благие дела, давал мудрые советы.

Преподобный всегда старался молиться наедине, для чего в храме было отведено специальное место. Старец строго воздерживался в еде. Он постоянно употреблял просфору с теплой водой и удивлял других тем, что даже в праздники не принимал вино с рыбой. В любое время года он носил один и тот же старый тулуп из овчины, выполнял вместе с братией самую тяжелую работу.

Полностью соответствуя канонам православной веры, Димитрий Прилуцкий проявлял полное бескорыстие и не стремился к земным благам. Когда великий князь Дмитрий Иванович присылал ему богатые дары, а местные жители жертвовали средства на возведение монастыря, он раздавал значительную часть денег бедным людям. Святой справедливо полагал, что они нуждаются в них намного больше.

Чудеса и пророчества Димитрия Прилуцкого

Преподобный старец получил от Господа ценный дар, позволяющий ему читать человеческие души, а также предвидеть многие важные события. Наиболее известны такие чудеса и пророчества Димитрия:

  • родной брат Святого, который унаследовал отцовское богатство, обзавелся большими долгами и впал в крайнюю нищету. Желая улучшить свое материальное положение, он попросил у преподобного благословить его на торговлю с языческими народами. Получив хорошую прибыль, купец решил повторить выгодную сделку с дикими племенами еще несколько раз, однако брат-провидец предупредил его о возможной гибели. Не поверив, торговец вновь отправился в поездку, из которой так и не вернулся живым;
  • однажды один человек по имени Илья, желая оказать помощь Спасо-Прилуцкому монастырю, принес для братии продукты. Игумен не позволил взять их, так как увидел, что дома у этого христианина осталась голодная семья. Он посоветовал Илье отнести пищу домой и накормить своих родных, а то, что останется, отдать в храм. Поняв, что поступил неправильно, этот человек все же уговорил Димитрия принять его дары и пообещал в будущем не повторять подобную ошибку;
  • старец сумел в точности предсказать смерть князя Дмитрия Донского еще до того, как о ней стало известно во всем государстве. Это произошло в 1389 году, весной, когда преподобный Дмитрий Прилуцкий трудился вместе с братьями возле обители. Внезапно он прослезился и сказал, что благоверного великого князя больше не тревожит суетное житие. После этого игумен стал молиться об упокоении души новопреставленного. Печальное известие о кончине московского правителя пришло только спустя несколько дней и подтвердило правоту Святого.

Будучи духовно просветленным, Димитрий также знал о времени собственного ухода из жизни. Почувствовав близость неизбежной кончины, игумен принял решение оставить после себя хорошего преемника, которым стал преданный ученик Пахомий. Когда опечаленные монахи спросили своего наставника, где надлежит похоронить его тело, подвижник отвечал им: «Бросьте в болото и затопчите ногами».

ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

/

Храм прп. Димитрия Прилуцкого

/

Житие преподобного Димитрия Прилуцкого

(память 11 февраля по старому стилю)

Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца (по изданию Спасо-Прилуцкого монастыря, Вологда, 1996г.)

В славном городе Переславле от доброго корня произросла добрая ветвь: от славных и богатых родителей, занимающихся торговлей, родился чудный святой отрок Димитрий, вскормленный нетленным молоком Божественного Писания, усердный подражатель святому отцу нашему Иоанну Златоустому. Не слушая пустых слов, не играя с детьми, не ища почестей и высокого сана, юный отрок читал святые книги, с детства Бога возлюбив, и Бог возлюбил его.

Во всем повинуясь родителям своим по закону Божию, он пренебрегал лишь торговлей, которую вел отец, ибо привычно богатому искать тленное, земное богатство. Он же одного лишь Бога искал. Видя суету сего мира и скоропреходящее, соблазнительное, тленное земное житие, вспоминал он слова Христа в святом Евангелии:

“Если кто оставит отца и мать, жену и детей, братьев и сестер, домы и свое богатство имени Моего ради, — во сто крат получит и унаследует жизнь вечную” (Мф. 19, 29). И еще говорил Господь: “Если не отрешишься всего, что имеешь, — не можешь быть Моим учеником” (Лк. 14, 33), — и иные слова, подобные этим, находящиеся в Святом Писании.

С юных лет сему отроку предначертано было идти тесным и скорбным путем, взять крест Господень на плечи свои, понести благое иго и легкий ярем, и обрести покой душе своей. Отвергнув все красоты мира сего, ибо они — прах и тлен, не оглядываясь назад, он оставил их и тем самым достиг Царствия Божия.

О пострижении святого

По своей воле пришел Димитрий в Переславский монастырь Святой Богородицы, именуемый Горицким, и принял в нем постриг, постригая не только власы главы своей, но отринув от себя и всю суету, соблазны, пристрастия и преходящие радости, лишь к единому Христу устремляясь и Его стопам следуя. Отметая свою волю, служил он монастырской братии с послушанием и смирением, пребывая в молитве день и ночь. И стал сей святой столь чудным постником, что многие дивились его терпению, смиренномудрию и простоте. За многие его добродетели сподобил его Бог принять сан священства. Димитрий же подобно преданному слуге, получившему от господина своего деньги и вернувшему их с большой прибылью, принял великий дар от Господа, приумножил его и стал подобен крепости на вершине горы, видимой всем издалека. Тотчас после этого задумал преподобный основать в Переславле новый общежительный монастырь на месте, называемом “на Болоте” у озера, и поставил церковь во имя святого Николая чудотворца, не только освящая отечество свое устроением сей обители, но и сам являя собой образ Христов, с любовию поучая всех добродетельному житию.

Многих же монахов и мирян, жаждущих Царствия Небесного и пришедших к нему с желанием спастись, преподобный оставлял в монастыре и постригал в монашество, принимая их с любовию подобно отцу чадолюбивому. Братия обители отвечала ему тем же, повинуясь блаженному, как ангелу Божию.

Случалось преподобному быть собеседником дивному в чудесах и великому всея Руси светильнику — преподобному Сергию чудотворцу, пасущему свое стадо духовное. Димитрий приходил к нему в монастырь святой Живоначальной Троицы, где они с любовию подавали друг другу благословение и духовное поучение — слуги единого Господа во Святом Духе. Возвращаясь в свою обитель, блаженный долго обдумывал сказанное о себе и о пасомом им стаде.

Говорят, что долгое время среди людей, видевших его в миру, ходили рассказы, будто преподобный Димитрий был очень красив лицом, словно древний Иосиф Прекрасный, сын Иакова из праведного рода Авраамова. Подобно Иосифу, блаженному Димитрию была дарована не только телесная, но и духовная красота и чистота, и Божия благодать всегда почивала на нем. Именно поэтому святой избрал еще более суровое, постническое житие, плотскую красоту свою и суетные помыслы о ней иссушая и умерщвляя. Но чем более он усугублял воздержание, труд и молитву, тем более просветлялось его лицо, расцветая от сугубого поста.

Был у блаженного обычай не только в келье и церкви, но и вне их всегда прикрывать лицо свое куколем по обычаю иноческому, почти не беседуя с мирскими, и никогда — с женщинами, кроме тех, кому это было духовно необходимо. И все люди дивились святому — как красотой телесной пренебрег он Бога ради, предпочтя ей пост, терпение, молитву и труд.

Чудо о расслабленной жене

Обитель святого была расположена недалеко от города и обычно во время службы миряне — мужчины, женщины и дети — приходили в церковь на молитву. Приходила в монастырь на молитву и жена некоего известного в городе мужа, но никогда не могла увидеть лица преподобного, так как, мы помним, блаженный скрывал его. Жена же, слышавшая рассказы о его прежней красоте и целомудрии, стала искать возможности увидеть его и однажды разыскала святого в келье, когда он готовился к Божественной службе. Блаженный же, видя бесстыжую, сильно опечалился. Но лишь только ослепил ее свет от ангельского лица святого, просветленного постом, тотчас напал на жену некий ужас и она расслабела всем телом, не понимая, зачем хотела его видеть. Еле живую привели ее братия к дверям кельи святого и умоляли преподобного простить невежественную, искусившую Святого Духа, почивающего на Его избранниках. Смиренномудрый же и незлобивый Божий человек, видя ее, кающуюся со слезами о грехах своих, вышел и спросил: “Зачем хотела видеть грешное и мертвое мое тело, отвергшееся мира?” И наставил ее в добродетели, поучая по слову апостола, что в церковь приходят не тело тленное украшать, но душу просвещать молитвою, милостынею и всяческим воздержанием, храня молчание и имея стыд. И осенил ее крестным знамением, благословил и дал ей прощение. Жена же тотчас выздоровела, встала и пошла в дом свой, со страхом и радостию славя Бога и преподобного чудотворца, укоряя себя во всем случившемся. Об этом чуде все слышали и радовались, славя Бога, давшего миру такого святого — врача болящим. Слава о нем достигла не только Переславля, но и самого правящего Русским царством достохвального и в победах предивного, соименного преподобному, благоверного и христолюбивого князя Димитрия, одержавшего молитвами всех русских святых великую победу за Доном над нечестивыми татарами за православную веру и святые церкви. И тот, услышав о преподобном Димитрии, с радостию призвал его к себе, чтобы испросить благословения своему дому, и почитал его так же, как другого столпа Руси — великого Сергия. Упросив Димитрия крестить одного из своих сыновей, великий князь, как и подобает, почтил святого царскими дарами и большие почести воздал ему.

Но блаженный, видя себя в великой славе, людьми преумножаемой, еще более Бога возлюбил, сочтя все сие за тщету и не желая суеты тленного света. Об этом Господь в Евангелии говорит: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны смиряющиеся, ибо те будут наречены сынами Божиими” (Мф. 5, 3-9). От такого славословия и восхваления бежал святой, как птица от сети, как серна от силков, и, оставив свою родину, ушел из Переславля, взяв с собой лишь одного ученика — Пахомия, преданного ему во всем и подобного ему в смиренной его жизни, который много рассказал нам о житии и чудесах преподобного, следуя ему в добродетелях. Свято, терпеливо, просто и твердо проходил он жизнь свою и был настоятелем обители по преставлении блаженного Димитрия.

Но возвратимся к прежнему. Когда святой ушел из своего монастыря, он направился на север, в сторону Холодного моря, где ему хотелось в безмолвии угодить Богу. Пройдя непроходимые леса и дебри, прилегающие к граду Вологде, он решил остановиться в этих малолюдных местах. Как Господу угодно — так и будет, кого где пожелает спасти — там и спасет.

Учитель и ученик нашли место в устье реки Лежи и поставили здесь церковь во имя святого Воскресения Христова. Диавол же, ненавидящий род человеческий, подстрекал неблагодарных людей из ближнего селения Авнеги возроптать на святого. И говорили они: “Отче, неугодно и тебе и нам твое пребывание здесь…” Про себя же размышляли: “Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и селами нашими…” Услышав эти слова, исполненные ненависти, ничего не стал говорить святой, но уклонился от злобы их, всегда творя лишь добро. И как некогда ушел, отказавшись от богатств земных, так и ныне удалился от тех, кто не пожелал благословения этим местам, и тем самым одолел лукавого и коварного диавола.

О приходе святого на Вологду

Промысел Божий влек святого в Вологду для благословения недавно приобщенных к христианству жителей ее. Да и место, где потом будут покоиться многотрудные мощи блаженного, словно ждало его, чтобы преподобный до конца истребил козни диавольские и не только при жизни, но и по смерти бесов прогонял, что и свершилось его молитвами.

О христолюбцы! Кто не удивится, вспомнив о смирении святого? Какой же похвалы достоин человек, который оставил все привязанности мира сего Бога ради, славы человеческой бежал, не принимая даров и чести князя и вельмож его? Сам ненавидим был, но ни на кого злобы и гнева не имел, не то что мы, нынешние лицемеры, стремящиеся к славе тленной, любящие славословие и почитающие себя за честных людей. Блаженный не был грешен в этом, более всех Христа возлюбив.

Но вернемся к прежнему. Скоро собравшись, святой покинул Авнегу, скитаясь по чужой земле и не зная, где приклонить голову. Когда Димитрий пришел в Вологду, то увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря. Полюбилось преподобному место в трех верстах от города, на излучине реки. Тамошние христолюбивые жители — муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг — подарили ему по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. Ради любви к нему и ради благословения пренебрегли они даже засеянным полем с уже взошедшими озимыми, позволив вытоптать ниву, чтобы поставить церковь Божию. На месте, которое благословил святой, был установлен крест, который и доныне хранится в монастыре.

Какой же радости и удивления были исполнены горожане и жители ближних селений, когда услышали о приходе блаженного: будто Сам Господь посетил Своих людей, дав им такого святого чудотворца, чтобы его благословением и молитвами возрастала их вера в Господа. Тогда все — большие и малые, богатые и убогие, всяк возраст — опережая друг друга, устремились в обитель, будто бесценный жемчуг приобрести — взять благословение у святого и свою мзду ему вручить, принося по возможности кто — деньги, кто — строительный лес, и иное необходимое монастырю. Вскоре была поставлена большая церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и в честь Креста Христова, в первый день августа на освящение водам. И по сей день в этот праздник тем, кто с верою приходит, много исцелений подается молитвами чудотворца Димитрия от воды святой и от мощей блаженного.

Это был первый на Вологде большой общежительный монастырь, устроенный преподобным, здесь святой стал жить неотлучно вместе с братиею. Узнав о святости его жития, стали приходить к нему и многие иноки из прежней его обители в Переславле. Вседержавный и благоверный великий князь Димитрий, узнав о том, где пребывает преподобный его старец, с радостным сердцем прислал ему великие дары на устроение монастыря. Хоть и большое расстояние их разделяло, но духовная любовь и вера все делает близким.

Сердце преподобный имел простое и бесхитростное. Когда кто-то из братии напомнил игумену, что в обители мало книг, он, творя по обыкновению непрестанную молитву, ответил: “Достаточно у нас, братия, утешительных для души обычных книг. Если мы без лености хвалим Бога во все дни и ночи с чистым сердцем, духовною любовию и смирением, то как трубы Божии вопием к Нему”.

По его же повелению в церкви было устроено особое место с левой стороны от алтаря, огражденное досками, где бы он мог тайно от всех со слезами и сокрушенным сердцем без суеты воссылать свои молитвы Богу.

О пророчестве святого

Стоит упомянуть и то, что блаженный имел дар пророчества. Как-то братия занималась церковными делами, а он, стоя рядом, молвил с воздыханием сердечным: “Мы, братия, устраиваем тленные, земные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Иванович уже не заботится с нами о сей суетной жизни…” И здесь же игумен начал просить у Бога об упокоении его с праведными. Братия, которой случилось быть при этом, слышала все и не понимала, не ведала, о чем говорит святой, лишь запомнила те слова и сохранила их в сердце своем. А через несколько дней из царствующего града Москвы пришла весть, что великий князь Димитрий преставился в тот самый день, когда святой предвозвестил, что он “уже не заботится с нами о сей суетной жизни…” И в тот самый час вспомнились братии слова блаженного, молившегося обо всем этом Богу.

Достойно воспоминания еще одно пророчество святого. Был у него в Переславле родной брат, занимающийся торговлей. Сильно обнищав, пришел он к преподобному и просил благословения идти торговать с язычниками, зовущимися югра и печера, в те места, где живут чудь и самоядь. Видя его обнищание, преподоб-ный старец благословил его идти туда. Тот, взяв свое и чужое, пошел со слугами великого князя и вернулся домой с прибытком, здрав и невредим, избавившись от долгов. В следующее лето вновь пришел к блаженному брат его, прося благословения идти туда же. Святой ради нужд его домашних опять благословил его идти и тот вновь здрав вернулся, принеся большое богатство. Но всегда ненасытны глаза человеческие, берущие злато, не ведают — для чего его собирают… Пришел брат и в третий раз, прося благословения. Блаженный же не допустил тому случиться и наставлял, говоря: “Довольно тебе, брат, и на своей земле пищи и одежды, чтобы прожить без нужды, превыше же всего душу свою спасти. Не ходи к язычникам звероподобным…” Брат же, одержим желанием приобрести еще больше, пошел в третий раз без благословения святого. Там, у язычников, он и погиб, ибо говорится в Писании: “Никто не может быть спасен, ослушавшись родителей, ибо на добрые дела поучают чад своих” (Исх. 20, 12; Мф. 15, 4).

Расскажем далее о житии преподобного. Никогда блаженный не изменял своего молитвенного правила, но преумножал труды, соединяя пост с милостынею, питая просящих и принимая проходящих мимо странников. Обитель его была на перекрестке многих дорог, и от нее можно было добраться даже до Великого моря-океана. Преподобный одевал — нагих, утешал — печальных, помогал бедным, избавляя их от беды и исцеляя молитвою, выплачивал чужие долги и сам своим должникам прощал, одним словом избавляя от притеснения злых судей, грешникам — был покаяния учитель, всем желая спасения. Часто блаженный подавал милостыню тайно от братии, чтобы те не роптали, погубив своим ропотом воздаяние будущего века.

Сам же святой любил в одежде такую убогость, что был подобен одному из нищих. Зимой и летом носил он одеяние из твердой овечьей кожи, зимой — терпя холод, а летом — обливаясь потом. Часто в той же одежде ходил он пешком на свое убогое поле в двух верстах от монастыря, чтобы посмотреть на своего работника Григория, сеющего хлеб. Молитвами же преподобного его хватало братии с избытком. Так блаженный удручал плоть свою и так смиренно постился, что если в какой праздник и была разрешена не очень строгая пища во время трапезы, он ел лишь поставленную ему келарем в небольшом глиняном сосуде теплую или горячую воду с малою просфорою. Видящим же пар из глиняной чашки казалось, что перед игуменом какое-то изысканное яство.

Святой Димитрий был истинным учителем покаяния на пользу многим. Как-то один из ближних жителей, известный христолюбец, уже названный выше, принес братии в монастырь необходимые пищу и питие Бога ради. Преподобный же не велел их брать, не пищу хуля, но христолюбца наставляя, чтобы тот был истинным милостивцем ко всем. Всякий отец чадолюбивый, если и бьет своего сына, то и милует его, и вновь наказав — утешает. Так и того христолюбца блаженный кротко увещевал, говоря: “Отнеси в дом свой все, что нам принес, и накорми работников и сирот в твоем дому, чтобы не погибли от голода, жажды и холода. А то, что останется, нашей нищете принеси, тогда будешь настоящий милостивец, и лишь это сочтет Господь Бог истинным”. Илья, выслушав наставление, обещал впредь исполнить все сказанное игуменом, чтобы не был сердит господин на слугу своего. И едва умолил святого, чтобы взяла братия ныне принесенное на трапезу во славу Божию, а ему — в награду и укрепление. Много еще добра сделал тому христолюбцу святой, как-то раз своим благословением от большой беды уберег его, ибо привычно было святому всякому человеку благо творить. Прожив так много лет, идя скорбным и узким путем, достиг блаженный честной и почтенной старости, украсился достойными своего возраста сединами (малая же часть бороды его не до конца была бела), и стал совсем немощным. Когда же услышал игумен пророческий голос, предвещавший ему конец жития, обратился он к братии: “Я изнемогаю и по делам моим недостойным ухожу из жизни, ибо самый грешный из всех людей (в обычае блаженного было смирять себя). Вам же, братия, благословляю вместо себя игуменом быть моему брату и сыну духовному Пахомию. Ему повинуйтесь в добрых делах как отцу своему” (о Пахомии мы уже упоминали, что сей смиренный муж был учеником Димитрия и пришел с ним из первой его обители из Переславля).

О преставлении святого

О премудрый промысел и непостижимое предначертание Божие! Как-то ночью один из братии, стоя на молитве, ощутил растекающийся по всему монастырю запах благоуханного ладана; когда же собралась братия, — обрели святого Димитрия преставившимся. Келья его была полна божественного чудесного благоухания, сам же святой, казалось, уснул, а тело его было озарено дивным светом.

Горько рыдала братия о своем лишении, оставшись без доброго отца и кроткого пастыря. И вспомнили они тогда печальные слова его, сказанные еще при жизни. Когда спросили преподобного о том, где положить его тело, он в последнем смирении ответил: “Стащите мое грешное тело в болото и ногами потопчите…” С умиленным плачем и с упованием на Господа, дерзновенно молясь о своем игумене, взяла братия его честное тело и с псалмами и песнопениями положила, в церкви, которую поставил сам святой и где до последних дней подвизался. Неисчислимые и несказанные чудеса и исцеления недугов исходят от гроба преподобного отца нашего Димитрия чудотворца и до нынешнего дня.

Чудо о болезни корчете

Через несколько лет по преставлении преподобного промыслом Божиим распространился в людях тяжкий недуг, именуемый “корчетой”. Многих больных со скорченными руками и ногами привозили ко гробу святого и оставляли здесь, вложив им в руки палки, чтобы ногтями не поранили рук от сильных корч. И так сильно они катались по земле, крича и прося прощения грехов своих, исцеления от болезни или хоть малого облегчения страданий, что невозможно было видеть их мучения стоящим рядом. О горе нам по грехам нашим! Но Господь милосердный, не желая смерти грешникам, лишь нашего покаяния ожидает. Молитвами преподобного больные, прикоснувшиеся с верою и покаянием ко гробу его, вскоре исцелились и, побросав от радости палки, отправились здравы в свои дома, славя Бога и преподобного отца нашего Димитрия чудотворца. А братия обители, когда минула болезнь, собрала целый воз этих палок и выбросила их из церкви вон.

Страшное чудо о вятчанах

В те же годы по Божию попущению грех ради наших пришла на Вологду рать вятчан. Все сие случилось оттого, что не исполняли ни заповедей Господних, ни закона Христова, ни страха Божия не имели, ни любви между собою. Много было тогда зла в Русской земле: смуты среди князей и междоусобные войны, умножились разбой и воровство — великая беда всем христианам… Сами вятичи отделились от Московской державы и хоть в единой вере крещены были, но приняли обычай чужеземцев: пришли, разорили город и ближние селения (тогда еще не было стен у Вологды), разграбили обитель святого Димитрия. Некоторые из маловерных воинов вошли и в церковь, чтобы приобресть что-либо, но не добро обрели на пользу себе, а лишь зло: пошли их войска из тех мест непроторенными дорогами на Заволочье и мало кто из них вернулся здрав к себе домой. Но вернемся к рассказу о церкви святого. Один из воинов, невежа безрассудный, начал сдирать пелены со святых икон, схватил и покров с чудотворного гроба святого, не убоявшись суда Божия над собой. И в тот же самый час невидимою Божественною силою он был ударен о пол церковный, оцепенел и лишился силы, одним словом, лежал весь скорченный и безгласный. И напал страх великий на всех видевших и слышавших это, как и в Иерусалиме, когда было чудо на Успение святой Богородицы и ангел Господень отсек руку архиерею Афонию, прикоснувшемуся с неверием к одру, на котором лежало тело Пречистой Девы Марии. Но Афоний покаялся и уверовал, получив исцеление от апостолов.

Такое же страшное чудо было в Суроже. Из русского Новагорода пришел князь с ратью и взял Сурож, захватив в плен не только людей, но и священные сосуды. С гроба же святого Стефана, нового чудотворца, сам князь начал стягивать покрывавшие его драгоценные ткани и тотчас же невидимою силою ударен был по лицу так, что лицо его вывернулось назад. Тогда раскаялся князь, принял крещение, уверовал во Христа и, отпустив пленных, молитвами святого Стефана получил исцеление и здрав вернулся в свое отечество.

Нашему же ратнику хуже всех предыдущих было: хоть и крещеным был, но злыми делами хуже язычника явил себя. Вынесли его из церкви уже мертвого; здесь, в монастыре и похоронили. Воевода же их, услышав о чуде и преисполнившись великого страха пред Богом, всех монастырских пленных велел отпустить и, не сотворив никому зла, велел уйти из обители.

Много лет спустя случилось быть в земле вятской иноку Закхею, клирику обители святого Димитрия, и те самые вятичи, имея великую веру к чудотворцу Димитрию, послали в монастырь его большую милостыню, вспоминая страшные чудеса преподобного.

Чудо о жене

Однажды из города в обитель была привезена жена одного именитого мужа именем София, которая от бесовского наваждения помешалась умом и дурное выкрикивала. Приложили ее ко гробу чудотворца, молясь перед мощами, и понемногу вернулся к ней разум, и исцелилась, и возвратилась София в дом свой, благодаря Бога и преподобного Димитрия.

Чудо о бесноватом

Был некий человек в городе именем Симеон, сильно мучимый бесом и говорящий бессмысленно. Родственники связали его железными прутьями, привезли в монастырь и едва с силою ввели в церковь, громко вопиющего, ругающегося, страшного видом, издающего скотские звуки и свесившего язык изо рта более пяди. Приложили его ко гробу чудотворцеву и по молитве, благодатию Божиею бес вышел из него и стал Симеон здоров, целомудрен и благочестив, до конца жизни своей славя Бога и имея великую веру к чудотворцу Димитрию. Только Господу угодно было, чтобы тот принял конец житию своему уже через несколько дней по исцелении.

Чудо о бесноватом

Случилось так, что отрок Харитон из ближнего селения потерял рассудок от зависти бесовской. Шел он однажды из дома своего обучаться книжной грамоте и внезапно напало на него бесчисленное множество бесов с остроконечными головами, пугая его, запрещая молиться Богу, творить крестное знамение и говорить кому-либо о происшедшем. Он же устрашился их и упал на землю, лишившись речи. Нашли его еле живого, лежащего на перекрестке, подняли и спрашивали, что с ним было. Он же с плачем начал рассказывать, как пострадал от бесов. В скором времени должен был быть престольный праздник в обители преподобного с освящением воды. В те дни всегда бывало много исцелений. Приведен был и тот отрок на праздник Божественный, приложился он ко гробу чудотворному, а потом в освященную воду погружен был и с тех пор исцелился, научившись грамоте и Писанию молитвами преподобного Димитрия.

Чудо о вдовице

Слух о преславных чудесах преподобного Димитрия разошелся по всему краю. Знала о них и некая богобоязненная жена Антонина, живущая в селении близ Вологды и часто в молитвах призывавшая святого. Была она бедна, слепа на один глаз (ибо от сильной болезни ее лицо распухло), и одной рукой немощна. Однажды приснился ей сон, будто видит она благолепного старца, обращающегося к ней: “Если хочешь здоровой быть, прииди на праздник Спасов, приложись ко гробу старца Димитрия и Господь исцелит тебя”. Она же говорит: “Господи, мне же нечего принести в дар”. А старец в ответ: “Собери ягоды, продай их на одну серебряную монетку и ту принеси с верой”. Очнувшись от видения, Антонина со страхом и радостию побежала собирать ягоды. По Промыслу Божию той же дорогой шел мимо человек и купил те ягоды за одну серебряную монетку, ибо именно для этого послан был ей от Бога. И еще более уверовала женщина.

Пришел день праздника и, как обычно, множество людей сошлось в обители — мужчины, женщины и дети, — молитвами преподобного обретая здесь очищение и исцеление, кто — тайно, кто — явно. Пришла и та вдовица, о которой мы говорим, положила серебряную монетку на гроб, припала к нему и молилась, говоря про себя: “О святой Димитрий! Кажется мне, будто сам ты обещал исцелить меня. Если так, то хотя бы око мое сделай здоровым…” И тотчас почувствовала, что видит, и рука ее с того времени понемногу выздоровела. От страха же и радости она утаила чудо, желая, чтобы до конца укрепилось исцеление. Только одному иноку поведала обо всем, от которого и мы слышали и записали. Она же, исцеленная, вернулась домой, славя Бога и чудотворца Димитрия.

Чудо о Вологде

Не умолчим и еще об одном удивительном чуде, но, уяснив тайну Божественного Промысла, услышим, как дерзостно молит преподобный Димитрий Бога Спаса нашего о граде Вологде и жителях его.

Как-то зимой напал на Вологду князь Дмитрий Юрьевич Шемяка с большим войском. В первый же день рать подступила к городским стенам так близко, что горожане устрашились: ведь в городе тогда не было ни ратных людей, ни воеводы. Монастырь преподобного Димитрия по приказу князя почти не пострадал: благодать Божия и молитвы блаженного хранили и град и обитель.

В наступившую ночь один из братии лавры, иеромонах Евфимий, по совершении вечернего правила задремал и в тонком сне увидел пред собой седого почтенного старца, осиянного чудным светом и обращающегося к нему: “Помолимся, брат, Спасу нашему Иисусу Христу за город и безвинных жителей его, да помилует их Господь и поможет им”. И сказав это, исчез. Священник же радостно дивился сам себе: как ему, ни разу не видевшему преподобного при жизни, удалось узнать его. И когда совсем очнулся от видения, тут же поднялся, славя Бога и чудотворца Димитрия, и стал молиться с твердой верой в сердце, что все просимое в молитве исполнится.

Этому видению были очевидцы и в самом городе. В ту же ночь некая монахиня, жившая на окраине города, видела яркий свет, озаривший всю Вологду, и почтенного старца, шедшего со стороны Спасской обители. Из скудельницы вышли навстречу ему два мужа в ослепительно белых ризах и с огромными бревнами в руках. Городские стены так колебались, что уже чуть не падали. Старец с белоризцами выпрямили их, укрепили и лишь только сделали это — исчезли.

В ту же ночь другой очевидец, мирянин, живший на посаде у Троицкого монастыря, видел во сне, будто стоит он перед монастырскими воротами, а некий старец, весь сиявший неизреченным светом, идет с двумя белоризцами к городу и они большими бревнами укрепляют городские стены, а старца называют Димитрием.

На следующий день горожане, укрепленные Господом и молитвами святых отцов, забросали приблизившихся к стенам ратников кусками глины, и те вновь отступили. Так простояв много дней, ушла, наконец, княжеская рать в Галич, где все были побиты гневом Божиим за то, что безвинно губили христиан, Русь свою разоряя.

Чудо о воеводе

Случилось как-то воеводе князю Андрею Ржевскому проезжать через Вологду.

Многие говорили, что от безмерного пьянства впал он в тяжкий недуг и совсем обессилел. Многочисленные слуги привезли уже совсем ничего не смыслящего князя в обитель преподобного и внесли в церковь, положив прямо на постели у гроба святого. Воевода же, лишенный речи, ничего не понимал и был уже почти при смерти.

Игумен с братией начали петь молебен о здравии и читать канон чудотворцу Димитрию. Когда начали петь четвертую песнь канона, он приподнялся и сел, а по совершении молитв — в полном здравии сам встал на ноги и поклонился гробу чудотворца.

Получив исцеление, он отправился в прежний путь — воевать на Каму и, разорив землю татарскую, здрав возвратился домой молитвами святого Димитрия чудотворца.

Чудо о слуге

Некий слуга именем Иван сам нам рассказывал, будто видел в душевном смятении до тысячи входящих и исходящих из него бесов и надолго потерял сон. Молитвами же преподобного у его гроба получил исцеление.

Чудо о слуге

В том же году другой слуга именем Кондрат был искушаем от бесов, страдал от бессонницы и паралича половины тела, не имея силы даже крестным знамением осенить себя, И явился ему старец, украшенный сединами, похожий на Димитрия чудотворца, написанного на иконе, и сказал: “Молись от всей души Спасу нашему Иисусу Христу, перестань лгать и покайся в содеянном, — тогда исцелишься”. Тотчас Кондрат пришел в себя и так рыдал, каясь в грехах своих, что видевшие его дивились обилию слез. Получив сугубое здравие, пошел он, славя Бога и благодаря святого Димитрия, исцелившего его явлением своим и молитвами.

Чудо о церкви святого

И вновь вспомним чудеса, достойные похвалы, которые творит Господь ради Своего праведника, — расскажем о великой церкви в монастыре святого Димитрия. Это была уже третья церковь, поставленная на том месте, где лежат чудотворные мощи преподобного, ибо первые две погорели из-за грехов наших. Когда только начали ставить храм, игумен и братия были озабочены не только тем, где достать лес и прочее на постройку, но и тем, как накормить всех работников. Впрочем, на все воля Божия. Тот, Кто насытил в пустыне израильтян и из камня дал им воду, Тот и ныне умножил малые хлебы молитвами своего праведника, нашего чудотворца, и сподобил во время строительства прокормить в монастыре множество народа: еды хватило на всех с избытком.

В это время один из братии лежал в своей келье больной, в жару и ему почудилось, что стоит он со всеми монахами перед монастырскими воротами и видит какого-то почтенного старца, волокущего под мышкой большие бревна вверх от реки к церкви. Стоящие же у ворот говорили между собой: “Смотрите, это же сам Димитрий несет бревна!” Тотчас инок очнулся от видения, будто ничего и не было. С того дня молитвами чудотворца Димитрия и ему полегчало, и работа в монастыре ускорилась.

Когда церковь была совсем завершена, тот же инок словно наяву видел, будто внутри нее у стен и кругом на земле стояли монахи и старцы, озаренные светом. Инок же, озирая их, думал: “Хорошо бы здесь быть и Димитрию чудотворцу!” Тотчас из алтаря, сзади, где стоит гроб блаженного, услышал он голос, подобный грому: “Димитрия ли ищешь? Ныне чудотворец Димитрий в Казани”. Очнувшись от видения, инок почувствовал себя совсем здоровым.

В то же самое время, летом, ходили русские с войском к Казани на татар, живущих по Волге. Тогда и пришла в монастырь весть, что в день, когда иноку молитвами преподобного было видение, явилась Руси великая помощь в Казани над неверными.

Чудо о болящем

Не будем медлить и вновь почтим похвалами имя преподобного, всегда призывая его на помощь. Некий горожанин именем Поликарп долго болел и видел в болезни, будто его обступило множество бесов с остроконечными головами. Он же, испугавшись, молился про себя: “О святой Димитрий, помоги мне! Великий чудотворец, помилуй меня!” И внезапно лукавые бесы подобно бесчисленным дождевым каплям, проходящим сквозь землю, стали просачиваться сквозь городские стены и, убегая прочь, вопить: “О! Он имя Димитрия вспоминает и тем гонит нас от себя!” Больной же, придя в себя, велел поскорее вести его в обитель преподобного, приложился ко гробу чудотворца и, помолившись сколько было сил, освободился от болезни, славя Бога и прославляя святое имя преподобного Димитрия.

Чудо о онемевшем

Расскажем и о другом человеке именем Иван, жившем в Вологде. Говорили, будто по неразумию его обладал им лукавый бес пьянства. В тот день, когда был праздник Иоанна Богослова, он с утра до обеда пил. Внезапно от воздействия диавольского он онемел и потерял рассудок, ведя себя непристойно. Родные, видя и понимая, что все это за грехи его и по попущению Божию, вспомнили о чудесах преподобного Димитрия, привезли его в монастырь и приложили ко гробу блаженного. Тогда немой увидел никому не видимого святого Димитрия, тихо ударившего его рукой по щеке и сказавшего: “Почему, человече, не говоришь?” В тот самый час немой воскликнул: “О святой Димитрий, помилуй меня!” — и начал молиться Богу, укорять себя за грехи свои и каяться, призывая на помощь преподобного. Всячески стращали его бесы, являясь ему в разных видах, но в конце концов отошли молитвами преподобного.

Чудо о бесноватом

Один мирянин именем Стефан из селения, называемого Лоскомжа, был так сильно мучим бесами, что даже железные цепи разрывал. Связанного привезли его в обитель, он же, всех устрашая, метался по монастырю и вопил. Самые дюжие монахи едва могли удержать его и, взяв за волосы, приклонить ко гробу чудотворца, творя о нем молитву ко Господу. В скором времени, получив исцеление, Стефан вернулся домой, славя Бога и преподобного чудотворца Димитрия.

Кончина преподобного и посмертные чудеса

В 1392 году, в феврале, братья Спасо-Прилуцкого монастыря ощутили ночью необычное благоухание, которое распространялось по всем помещениям. Поспешив к келье Святого Димитрия, они обнаружили его тело бездыханным. Лицо новопреставленного при этом сияло блаженством и неземным светом.

Оплакав своего мудрого наставника, монахи похоронили его в Спасской церкви. Над местом последнего земного пристанища преподобного они установили деревянную гробницу.

В конце XIX столетия над могилой старца появилась литая медная сень. Его мощи никогда не переносились в другое место и по-прежнему находятся в нижнем храме монастыря.

Через несколько лет после своей кончины Димитрий Прилуцкий начал являть многие посмертные чудеса:

  • одна богобоязненная вдова по имени Антонина перестала владеть рукой и ослепла на один глаз. Помолившись преподобному, она увидела его во сне и узнала, что ей нужно делать для своего выздоровления. Выполнив все указания, женщина навсегда избавилась от мучивших недугов;
  • в 1408–1409 гг. вологодская земля подверглась страшной эпидемии, которую удалось остановить только благодаря молитвам к святому подвижнику;
  • в начале XV в. на Вологду напали племена вятичей, которые грабили и разрушали город. Пытаясь зайти в Спасский монастырь и похитить его ценности, они были отброшены невидимой силой, после чего в ужасе бежали и отпустили из плена всех монахов.

Однажды на территории Спасо-Прилуцкой обители сгорели две церкви. Братия приступила к возведению нового храма, однако не могла найти достаточно средств для осуществления строительства. Один из иноков увидел во сне, как святой старец носит к церкви бревна, а вокруг него распространяется неземное свечение. После этого знака, который послал монаху Димитрий, работы пошли быстрее, благополучно решились все проблемы, и уже через краткий период времени новая церковь открылась для прихожан.

На протяжении нескольких веков преподобный считался покровителем купцов и торговцев, не прибегающих к получению нечестной прибыли. Также у его гроба исцелялись многие люди, одержимые нечистыми силами.

Почитание

Вскоре после окончания земного пути преподобного мужа началось его почитание. Первые чудеса от его мощей произошли около 1408 г. Через несколько лет после кончины святого Димитрия на Вологодской земле разразилась эпидемия болезни, которую в то время называли «корчета».

Люди страдали от сильных болей в руках и ногах. Они приходили в Прилуцкую обитель, прося святого предстоятеля об облегчении болей и исцелении. По молитве заступника страдальцы получали исцеление.

В начале XV в. в Вологду пришёл отряд племени вятичей. Они грабили город и его окрестности, а также вошли в Спасский монастырь. Ворвавшись в соборный храм, один из солдат попытался сорвать покров с гробницы игумена. Но в тот же момент его отбросила невидимая сила. От удара об пол злодей умер, а других налетчиков охватил страх и трепет. Их предводитель велел вернуть все ценности в обитель и уйти, отпустив всех пленных монахов.


Житийная икона преподобного Димитрия Прилуцкого

Ещё множество чудес происходило по молитве святому Димитрию. Весть о них распространилась по всей русской земле. На Московском церковном соборе 1457 г. было принято общецерковное прославление преподобного чудотворца. Особым почтением прилуцкий старец пользовался у Ивана III. Московский правитель приезжал в вологодский монастырь перед походом на Казань.

Здесь ему преподнесли в дар небольшой образ преподобного мужа. А через несколько лет Великий князь прислал в обитель икону преподобного Димитрия, с которой в царское время совершался ежегодный крестный ход. Жители Вологды считают основателя Спасской обители небесным покровителем и заступником всего их края.

Иконы и храмы святого молитвенника

Иконописные изображения игумена Димитрия появились еще в начале XV века. Известно, что впервые образ святого старца написал Дионисий Глушицкий. Эта картина некоторое время располагалась у надгробия чудотворца, однако до наших времен не сохранилась.

В первой половине XVI столетия Дионисий Глушицкий также сотворил житийную икону преподобного Димитрия Прилуцкого. Вокруг центрального лика можно увидеть 16 фрагментов, рассказывающих о важных событиях из жития Святого. На них изображены пострижение в монахи, чудесные деяния Димитрия. Сегодня оригинал этой иконы хранится в историко-архитектурном музее Вологды. Существуют многие списки лика преподобного, находящиеся в православных храмах России и других стран.

На иконах Димитрий Прилуцкий изображается седовласым старцем, одетым в монашескую одежду, схиму и куколь. Его левая рука держит свиток с духовными поучениями, а правая сложена в благословляющем жесте. На многих картинах, помимо преподобного, имеются изображения византийских и русских святых предстоятелей.

На территории России во имя святого игумена возведено 19 храмов, большая часть из которых пребывает в Вологодской области. Старейший среди них – Никольский собор, украшающий собой центральную площадь Вологды. Еще 3 храма построены на родине провидца, в Ярославской области, а также в Костромских землях. В начале прошлого века в Москве был возведен однопрестольный храм в честь святого чудотворца.

Святыни в честь Димитрия

Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.

Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.

«О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому. В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона равноапостольной княгини Ольги значение и в чем помогает

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:

О чем просят старца православные христиане

К преподобному Димитрию Прилуцкому обращаются в разных случаях:

  • во время физических и душевных болезней;
  • при разрешении долговых споров;
  • при финансовых трудностях;
  • в крайней бедности;
  • при наличии зависимости от алкоголя, наркотиков;
  • при одержимости бесами;
  • при желании укрепить свою веру.

Святой помогает избавиться от проблем на работе, укрепляет человеческий дух в борьбе с греховными соблазнами, защищает от нападения грабителей. Молятся ему люди, желающие честно трудиться и избежать возникновения препятствий на пути к своей цели.

Датами, когда православная церковь чтит память Димитрия Прилуцкого, являются 24 февраля и 16 июня. Для того чтобы быть услышанными и получить светлую помощь преподобного старца, христиане читают акафист и другие специальные молитвы к Святому. Обращаются к чудотворцу и собственными словами, которые зарождаются глубоко в душе верующего человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]