30 августа. Преподобный Алипий, иконописц Печерский

Алипий Печерский – это выдающийся православный иконописец, который был причислен Русской церковью к лику святых. Он является первым из древнерусских мастеров живописи, чье имя стало известным многим христианам. Преподобный обладал редкими духовными дарами, прославился как талантливый ювелир. Иконы, созданные им, считаются чудотворными, способными помогать людям в самых сложных ситуациях. Дни памяти Святого Алипия (Алимпия, Олимпия) совершаются 17 августа и 28 сентября.

Жизненный путь святого художника

Главным источником сведений об Алипии Печерском является «Слово о первом русском иконописце Алимпии», вошедшее в Киево-Печерский патерик. В биографии мастера говорится о том, что он появился на свет около 1065 г. или 1070 г. Его родители, имена которых остались неизвестными, рано заметили в своем сыне талант к рисованию. По их желанию юный Алипий стал учеником греческих мастеров и в совершенстве освоил искусство живописи.

В молодости с Алипием произошло удивительное чудо: будучи подмастерьем, он и другие художники стали свидетелями явления Пречистой Богородицы. Произошло это светлое событие, когда мастера украшали живописью и мозаикой алтарь Печерской церкви. Лик Девы Марии засиял ярчайшим светом, а из ее уст выпорхнул белый голубь, который облетел весь храм и влетел в уста Спасителя.

Произошедшее оставило неизгладимый след в сердце молодого художника. Когда работы в церкви были завершены, Алипий принял монашество. На путь иночества живописец был благословлен преподобным игуменом Никоном.

Свою последующую жизнь Алипий полностью посвятил написанию икон. Помимо рисования, преподобный занимался реставрацией старинных религиозных изображений, к которым относился с особенным трепетом. Святой удивлял всех окружающих своей небывалой духовностью и бескорыстием, поскольку:

  • не стремился к известности и зарабатыванию денег;
  • все свои шедевры создавал ради славы Господней;
  • часто работал безвозмездно.

То, что Алипию приносили в оплату, он никогда не оставлял себе. Святой делил заработанные средства на три части: первая уходила на материалы для создания икон, вторая отдавалась на монастырские нужды, оставшиеся средства он раздавал нищим.

Когда заказов на написание религиозных картин не было, мастер творил ради собственного удовольствия и раздавал свои работы верующим. Алипий иконописец ежедневно трудился и строго соблюдал все полагающиеся христианам посты. Процесс создания священных ликов он прекращал только во время молитвенных богослужений.

Иван Воронов вырос в деревне, выучился живописи, делал на заводе бомбы

Иван Михайлович Воронов родился в 1914 году в деревне Торчиха.

Обычная крестьянская семья, небогатая, зато была возможность отучиться в Москве после сельской школы.

1914

год рождения Ивана Михайловича Воронова

Но в столице Иван Михайлович не задержался: в деревне болела мать, а потому любящий сын вернулся заботиться о ней.

В 1932 году стал учиться в вечерней студии при Московском союзе художников. Этот опыт пришёлся Ивану Михайловичу по душе, так что через два года он поступил в изостудию, по статусу примерно как Академия художеств.


Алипий Печерский

Но последовала служба в Красной армии, где Иван Михайлович не бросил любимое дело. Он организовывал изокружки в воинских частях Московского военного округа.

В 1938 году Иван Михайлович закончил службу и стал диспетчером транспортного цеха на военном заводе №58 им. Ворошилова. Тогда это был секретный объект, где производили бомбы, сегодня там ОАО «Импульс».

Здесь и застала Ивана Воронова Великая Отечественная война. Начальство пыталось сбежать на служебном транспорте, но будущий Алипий иконописец не позволил этого сделать. Машины нужны были, чтобы доставить орудия на фронт. Иван Михайлович сделал всё, чтобы всё именно так и произошло.

Иван Воронов работал диспетчером на военном заводе.

В суете войны Иван Михайлович не забыл о матери, а потому выделил время навестить её. Когда вернулся, на заводе уже не осталось руководства — только рабочие. Все вместе приняли решение не останавливать производство бомб, хотя это и было рискованно: Москву атаковали захватчики.

Завод превышал нормы втрое. Для этого приходилось жертвовать сном, личной жизнью, фактически жить на заводе.

Чудеса Алипия Печерского

Во время пребывания в монастыре преподобный Алипий Печерский был для всех окружающих образцом внутренней чистоты, доброты, терпеливости. Вскоре он был возведен из иноков в иереи. За неустанные духовные подвиги Господь проявил к Алипию милость, одарил его способностью излечивать больных и нести людям свет истины.

Исцеление прокаженного

Один богатый житель Киева долгое время не мог вылечиться от проказы. Однажды ему посоветовали поклониться иконам Печерского монастыря, на что он, не будучи глубоко верующим, неохотно согласился. Когда больного омыли святой водой, его раны вскрылись и наполнили все вокруг смрадом.

Богач в страхе укрылся в своем доме, однако через некоторое время вернулся в монастырь и покаялся в грехах. Здесь ему удалось повстречаться с Алипием, который помазал больные участки тела своими красками, а затем посоветовал причаститься и умыться святой водой. Тут же произошло настоящее чудо: проказа мгновенно отступила, и выздоровевший киевлянин с радостью вернулся домой.

Чтобы выразить благодарность за Божественное участие, Алипий повелел выздоровевшему принести Создателю дары. Спустя много лет правнук этого человека также отблагодарил за чудесное исцеление, пожертвовав золото для священного кивота.

Спасение икон

Известен случай, когда двое монахов, знавшие Алипия, решили воспользоваться его бескорыстием. Один христианин передал для написания иконы серебро, однако эти иноки присвоили его, и сообщили заказчику, что мастер якобы просит еще денег. Мужчина выполнил все требования, на что получил ответ, что Алипий отказался рисовать картину.

После этого киевлянин обратился к игумену с жалобой. Преподобного поставили в известность о случившемся. Алипий был несказанно удивлен, так как ничего не знал об этом случае. Мошенникам пришлось раскрыть свой коварный умысел, после чего их изгнали из обители.

В отместку монахи стали распространять о святом иконописце мерзкие слухи, жаловаться, что они сами написали образы, а их незаслуженно наказали. В этой ситуации на защиту Алипия встал сам Господь. Когда на Подоле случился пожар, сгорела церковь с его работами, однако семь икон были найдены без каких-либо повреждений.

О том, как Алипий был оправдан Богом и защищен от клеветников, узнал князь Владимир Мономах. Правитель прибыл на пепелище и выбрал из сохраненных образов сотворенную преподобным икону Богородицы, которую отправил в новый ростовский храм. В последующем эта картина также попадала в пылающий огонь, однако каждый раз оставалась абсолютно невредимой.

Преподобный Алипий иконописец Печерский

Преподобный отец наш Алипий иконописец Печерский явил себя подражателем святому Евангелисту Луке1, ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему (Быт.1:26), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде: В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича2, при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия3, чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими родителями в обучение живописному искусству.

Преподобный Алипий иконописец Печерский Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем
сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы: при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили иконами святую церковь, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики. Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился, живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не взимая за труд свой. Блаженный Алипий просил всех, видевших обветшавшие иконы в какой-либо церкви, сообщать ему об этом; тогда он, не требуя никакого вознаграждения, своим искусством украшал те церкви. Если же святой был свободен от такой работы, тогда упражнялся в иконописном искусстве для себя и живописал иконы, которые отдавал тем, у кого он брал взаймы золото и серебро, нужное для украшения икон. Так поступал святой для того, чтобы не проводить времени в праздности; он уподоблялся древним святым отцам, постоянно занимавшимся рукоделием, и самому верховному Апостолу Павлу4, который говорит о себе: “нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян.20:34). Если же когда случалось святому Алипию зарабатывать какую-либо сумму денег своим рукоделием, то он делил ее на три части: первую часть тратил на поновление икон, вторую на милостыню нищим и третью – отдавал на монастырские нужды. Так поступал святой ежегодно, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью он упражнялся в молитвенном бодрствовании и поклонах, днем же с великим смирением, нестяжательностью, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием занимался рукоделием; никто никогда не видал его праздным; но при всём том он никогда не пропускал молитвенных собраний хотя бы для своих занятий. Алипий иконописец Печерский Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа, – Иерея по чину Мелхиседекову5, возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнике (Мф.5:15), или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубою красотою добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса; из многих чудотворений его мы напомним здесь о некоторых. Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказою; сей искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал еще в худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Когда сей больной был приведен в монастырь печерский, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного, а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие его, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносит смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом, и не выходил из дома многие дни, по причине исходившего от него смрада, говоря друзьям своим: “бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей(Пс.68:8-9), потому что я не явил веры преподобным отцам Антонию и Феодосию; и каждый день ожидал своей смерти. Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему: – Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством; так свидетельствует о себе и пророк, взывая ко Господу: “я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего (Пс.31:5). Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лицо его, помазав гнойные места; после этого святой Алипий повел больного в церковь, причасти его Божественным Тайнам и повелел ему умыться тою водою, которою обычно умывались священники после принятия святых Таин; вскоре же после сего гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше. В этом чудотворении преподобный отец наш Алипий явил себя подражателем Самому Господу нашему Иисусу Христу; ибо подобно тому как Христос, исцеляя прокаженного, повелел ему показаться иерею и принести дар за очищение свое (Мф.8:4), так и сей преподобный приказал больному проказою показаться ему, как иерею, во время священнослужения, и принести в дар то, о чем говорит пророк: “что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму (Пс.115:3-4). Упомянем здесь и о даре, ибо правнук сего прокаженного, в благодарность за очищение его, оковал золотом кивот, находившийся над святым престолом в церкви печерской. Кроме сего преподобный Алипий явил себя подражателем Христа, исцелившего слепорожденного; ибо, подобно тому как Христос, исцеляя слепорожденного, сначала помазал ему очи брением, потом повелел ему умыться в купели силоамской (что значит “посланный”) (Иоан.9:6-7), так и сей преподобный, сначала помазал струпы прокаженного иконописными красками, потом приказал ему умыться тою водою, которою умываются обычно иереи, – посланники Божии; таким образом святой исцелил больного как от проказы телесной, так и от слепоты греховной, так что все, пришедшие вместе с больным из города, весьма изумились такому скорому исцелению. Но преподобный Алипий сказал им: – Братия! Обратите внимание на то, что сказано: “никто не может служить двум господам (Мф.6:24); ибо сей человек первоначально был порабощен демону по причине грехов своих; поэтому, когда он пришел к Богу, но по совету вражию, отчаялся в спасении своем и не веровал в Господа, Который только Один и мог спасти его, – то проказа еще с большею силою охватила тело его, в наказание за его неверие; ибо Господь сказал: “просите, и не просто “просите, но с верою, “дано будет вам (Мф.7:7). Когда же ныне он вторично обратился с раскаянием к Богу, в моем присутствии, то “Бог, богатый милостью (Еф.2:4), исцелил его. Выслушав это, люди поклонились святому и отправились в обратный путь вместе с исцеленным, прославляя Бога и преподобных отцов Антония и Феодосия, а также и их ученика, преподобного отца нашего Алипия; и говорили о сем святом Алипии, что он явлен был им как новый Елисей6, ибо он исцелил от проказы того больного подобно тому, как Елисей исцелил от проказы Неемана сириянина (4Цар.5:14). Был еще некто из того же города Киева, муж благочестивый. Сей построил церковь и пожелал иметь семь больших икон для украшения церкви; сей муж отдал серебро вместе с досками, предназначенными для начертания икон, двум монахам монастыря печерского, знакомым ему, попросив их посоветоваться со святым Алипием относительно написания икон. Но монахи ничего не сказали Алипию, а серебро присвоили себе. Спустя некоторое время тот муж послал спросить монахов, написаны его иконы или нет? Они отвечали, что Алипий требует еще серебра. Потом снова, взяв серебро, присланное от мужа того, присвоили его себе. Затем, дойдя до крайнего бесстыдства, сии два монаха снова послали сказать тому мужу (клевеща на святого), что Алипий требует еще столько же серебра, сколько получил. Христолюбивый муж тот дал серебро и в третий раз, сказав: – Я весьма желаю получить молитву и благословение от дела рук его. Святой же Алипий ничего не знал о том, что делали монахи. Наконец муж тот послал еще раз узнать точно, не написаны ли уже иконы? Монахи же те, не зная, что ответить, сказали, что Алипий взял всё серебро, трижды посланное, но икон писать не хочет. Тогда христолюбивый муж тот прибыл в монастырь печерский вместе со своею дружиною, отправился к игумену Никону и рассказал ему о причине печали, нанесенной ему (якобы) Алипием. Игумен, позвав Алипия, сказал ему: – Для чего ты, брат, наносишь такую обиду сему сыну нашему, который весьма упрашивал тебя написать иконы и дал тебе серебра, сколько ты просил? Но ты, взяв так много серебра и дав обещание написать иконы, не написал их, хотя в иных случаях писал иконы и без всякой платы. Блаженный же Алипий отвечал на это: – Честный отец! Ты хорошо знаешь, что я никогда не выказывал лености в деле сем; но сейчас я совершенно не понимаю, о чем ты говоришь. Тогда игумен снова сказал ему: – Ты взял тройную цену за написание семи икон; но до сих пор ты не написал их. И тотчас, желая обличить святого, приказал принести доски, предназначенные для написания икон (доски те за день пред этим видели стоявшими в одном из монастырских строений, и на них не было ничего изображено): игумен приказал также позвать и тех монахов, чрез посредство которых оный муж передавал серебро святому, дабы сии монахи обличили Алипия. Алипий иконописец Посланные за досками, нашли их весьма искусно расписанными и принесли их к игумену. Увидав сие, все, бывшие там, весьма удивились и впали в великий страх; потом с трепетом пали ниц на землю и поклонились тем образам, созданным не рукою человека, – именно образу Господню, образу Пресвятой Богородицы и прочим образам святых Божиих. Потом пришли те два монаха, которые оклеветали Алипия; не ведая ничего о сем чуде, они вступили в пререкание со святым, говоря: – Вот ты взял тройную цену, а икон писать не хочешь! Услыхав эти слова, все, бывшие там, показали тем монахам иконы, сказав: – Вот эти иконы, написанные Самим Богом, удостоверяют невинность Алипия! Монахи же те, увидя иконы, пришли в ужас от столь великого чуда. Они тотчас же были обличены игуменом в воровстве и лжи, были изгнаны из монастыря и лишены всего имущества своего. Но сии монахи не прекратили злобы своей: они стали распространять в городе хулу на преподобного Алипия, утверждая, будто бы они сами написали те иконы; – начальник же наш, – говорили они, – не желая вознаградить нас за труд, – дабы отстранить нас от работы, солгал относительно икон, что будто бы они написаны Самим Богом, восхотевшим оправдать Алипия. Услыхав такие речи, многие граждане пошли из города в монастырь, дабы видеть те иконы и поклониться им. Однако, несмотря на то, что многие из граждан и поверили тем монахам, оклеветавшим преподобного Алипия, – Бог, прославляющий святых Своих, как Он Сам говорит во святом Евангелии: “не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5:14); и еще: “зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф.5:15), – Бог не утаил добродетельных подвигов сего праведного мужа; ибо до самого князя Владимира Мономаха7 дошла весть о сем чуде, сотворенном Господом ради святого Алипия; сие чудо было удостоверено еще следующим образом: По попущению Божию, случился в Киеве пожар, от которого сгорел почти весь Подол8 в Киеве; в этой части города находилась и церковь с упомянутыми иконами, также сгоревшая; однако после пожара нашли все те сем икон совершенно неповрежденными. Когда князь услышал об этом, то пришел лично сам на место пожара, желая видеть бывшее там чудо. Увидав иконы, оставшиеся невредимыми от огня, князь прежде всего узнал, что они были написаны в течение одной ночи по устроению Бога, восхотевшего оправдать Алипия от возводимой от него клеветы. Тогда князь Владимир Мономах со усердием прославил Творца всего Боа, явившего столь великие чудеса ради добродетелей преподобного Алипия. Потом, взяв одну из тех икон, – именно икону Пресвятой Богородицы, приказал отправить ее в город Ростов, в каменную церковь, находившуюся там, построенную им самим. Некогда разрушилась и сия церковь в Ростове, однако икона та осталась совершенно неповрежденной. Потом икона была поставлена в деревянную церковь; но и эта церковь, спустя некоторое время сгорела от пожара; икона же опять осталась неповрежденной, так что на ней не оказалось и небольшой царапины после пожара. Всё сие с несомненностью подтверждало добродетельную жизнь преподобного отца нашего Алипия, ради которого написалось сама собою та икона. Перейдем теперь к чуду, совершившемуся при кончине святого, дабы видеть, как дивно сей человек, искусный творец икон, перешел из жизни сей временной в жизнь вечную. Некий благочестивый человек попросил преподобного отца нашего Алипия написать икону Пресвятой Богородицы; мри этом он просил святого написать сию икону ко дню праздника Успения. Но преподобный заболел в скором времени и уже приближался к смерти своей; а икона, между тем, не была написана; человек тот весьма скорбел по сему случаю и очень беспокоил святого. Блаженный же Алипий сказал ему: – Чадо! Не беспокой меня, но возложи всю печаль свою на Господа, и Он сделает, как пожелает: икона будет на своем месте в праздник свой. Муж тот, поверив словам святого, пошел в дом свой с веселием. Потом он снова пришел к Алипию накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Увидав, что икона не была написана. Увидя также и то, что преподобный Алипий разболелся еще больше, муж тот стал укорять блаженного, говоря так: – Почему ты не сказал мне ничего о своей тяжкой болезни? Тогда я отдал бы икону другому иконописцу, который бы и написал ее мне, дабы праздник был честен и торжественен; но вот теперь ты ввергаешь меня в великий стыд. Преподобный с кротостью отвечал ему: – О чадо! Разве это сделал я по своей лености? Однако Бог может единым словом Своим написать икону Матери Своей; вот я сам ухожу из мира сего, как открыл мне сие Господь, но не хочу оставить тебя в печали. Муж тот отошел с глубокою скорбью. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию пошел некий светлый юноша, который и начал писать икону мужу тому. Алипий подумал, что человек тот, обидевшись на него, прислал нового иконописца, и принял сначала юношу того за человека; однако быстрота и изящество его работы показывали, что-то был ангел; ибо он в продолжении трех часов написал весьма красивую икону, то полагая на икону золото, то растирая различные краски на камне и живописуя ими; потом сказал преподобному: – Отче! Быть может здесь еще чего не достает, или в чем-либо я погрешил? Преподобный же отвечал: – Ты сделал всё прекрасно; Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя. Когда же наступил вечер, тот иконописец вместе с иконою сделался невидимым. Между тем хозяин иконы не мог уснуть всю ночь от печали, так как думал, что икона не будет готова к празднику; посему он считал себя недостойным такой милости Божией и называл себя великим грешником. По сей причине, встав утром, на другой день, он пошел в церковь, дабы исповедать там Господу свои согрешения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение: затем, немного поднявшись от земли, и со вниманием посмотрев на икону, он понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику; потом пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидав здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостною душою. После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою; потом они вместе отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: – Отче! Кем и как была написана икона мужу сему? Алипий передал им всё, что видел, и сказал: – Икону ту написал ангел и он же предстоит здесь намереваясь взять душу мою. Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа в семнадцатый день месяца августа9. Братия, покрыв пеленами тело его, отнесли его в церковь; потом сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. Так украсил сей святой чудодейственный иконописец небо и землю; пожив на земле телом, он восшел на небо с добродетельною душою, в прославление Начальника иконописцев, Бога Отца, Который сказал: “сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт1:26), а также и по “образу ипостаси Его (Евр.1:3), Бога Сына, Который по виду став как человек (Флп.2:7); вместе со Святым духом, сходившим с неба во образе голубя (Мф.3:16) и виде языков огненных (Деян.2:3). Всех сиих, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, пребывающих в едином существе, восхвалим вместе с преподобным отцом нашим Алипием и будем прославлять в бесконечные веки. Аминь. 1 Св. Лука – Апостол из 70-ти, написатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских, спутник и сотрудник св. Апостола Павла. Св. Лука был родом из Антиохии сирийской; он был врачом, как говорить об этом Ап. Павел к послании к Колоссянам (4:14) и живописцем, по свидетельству Филосторгия и Никифора Каллиста. По преданию, он написал икону Божией Матери. Он скончался 80гти лет в Фивах Беотийских. Мощи его в 360 г. были перенесены в Константинополь. – Память его совершается св. Церковью 18 октября. 2 Всеволод Ярославич княжил в первый раз с 1075 г. по 1076 г. (шесть месяцев) и во второй – с 1078 г. по 1093 г. 3 Преподобные Антоний и Феодосий – основатели Киево-Печерской лавры. Память св. Антония празднуется св. Церковью 10 июля, а прп. Феодосия – 3 мая. Антония и Феодосия вместе – 2 сентября по ст.стилю. 4 Житие его см под 29 июня. 5 Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, упоминается в книге Бытия (14:18). Книга Бытия, повествующая о Мелхиседеке, ничего не говорит ни о происхождении Мелхиседека, ни о конце его жизни, что, наравне с благословением Авраама, сделало Мелхиседека, по изъяснению св. Апостола Павла (Евр. 6:20) прообразом Иисуса Христа, – вечного Первосвященника и Царя. На прообразовательное значение священства Мелхиседекова указывал еще царь и пророк Давид, когда говорил о Сыне Божием: “Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову” (Пс.109:4). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у св. Апостола Павла, в послании к Евреям (7 гл.). 6 Елисей – пророк израильский Память его празднуется св. Церковью 14 июня. 7 Владимир Мономах княжил с 1114 г. по 1125 г. 8 Часть города. 9 Кончина преподобного Алипия последовала в 1114 г.
(43)

Поделиться:

Преставление преподобного

Перед уходом в мир иной Алипию было явлено еще одно удивительное чудо. Незадолго до своей кончины мастер взялся выполнить заказ на написание иконы Божьей Матери. Преподобный пообещал сделать работу до Успения Богородицы, однако вскоре ослаб и слег. Несмотря на свое тяжелое состояние, он очень волновался о том, чтобы осуществить обещанное и не подвести заказчика.

Господь, услышавший чаяния и мольбы святого художника, послал ему в помощники светлого ангела. Легенда повествует о том, что перед умирающим Алипием предстал прекрасный юноша, который за несколько часов полностью завершил образ Царицы Небесной.

Человек, заказавший икону, был вне себя от радости и искренне благодарил за невероятно прекрасную картину. После этих событий преподобный Алипий Печерский спокойно почил. Датой его смерти считается август 1114 года. Тело святого похоронили в ближних (Антониевых) пещерах. Здесь мощи иконописца находятся и по сей день.

На должности наместника Отец Алипий защищал Псково-Печерский монастырь от нападок советской власти

В Троице-Сергиевой лавре всё не сразу сложилось благополучно. Наместник сказал, что отдельную келью выделить не может, но если монах себе сам соорудит за ночь что-нибудь в коридоре, то может там поселиться.

Отец Алипий с заданием благополучно справился, чем удивил настоятеля. Тот явно не рассчитывал на успех монаха. Однако у отца Алипи получилось: перегородки, штукатурка, пол, даже самовар.


Псоково-Печеркий монастырь, где отец Алипий служил наместником

Уже в 1959 году отец Алипий стал наместником Псково-Печерского монастыря — второго из двух действующих в СССР. Это было сложное время.

Советские власти старались закрыть Печерский монастырь. К тому же имелись и внутренние заботы. Например, отец Алипий намеревался восстановить древние святыни.

В годы наместничества отца Алипия в СССР действовали всего 2 монастыря.

Но как всё успеть? Как со всем справиться?

Хрущёвская власть серьёзно давила на Церковь. В газетах шла активная пропаганда. Заголовки нагнетали, настраивали людей против монастыря. Продажные и просто порабощённые режимом журналисты охотно упражнялись в остротах в адрес «попов» и упрекали их в мракобесии.

А ведь была надежда! После войны позиции православной Церкви укрепились, но нет, страна восстанавливалась, и священнослужители снова стали «нахлебниками». В ход шли аресты, клевета, угрозы и т.д. Просто жить становилось тяжело, ведь каждый монах и священник теряли шанс обеспечить себе жизнь.

Но отец Алипий не боялся и смело отвечал на нападки. Никто не мог победить его в полемике. Например, рассказывают такую историю. В монастырь явились финансовые работники с проверкой.

«— Кто вас уполномочил?

— Нас уполномочил народ!

— Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас.

— Нас уполномочила партия!

— А сколько в вашей партии человек?

— 20 миллионов.

— А в нашей Церкви — 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может».

В другой раз те же проверяющие вернулись с предписанием, но отец Алипий Печерский сказал, что может разрешить проверку только с благословения из епархии. Проверяющие созвонились с епархией и получили благословение.

«— Вы коммунисты?

Как же вы, коммунисты,

могли брать благословение у духовного лица?

Я сейчас позвоню в обком партии,

вас завтра же из партии выгонят».

Алипий Воронов

архимандрит

Больше эти проверяющие монастырь не посещали. Были и другие, но то на монастыре вывешивали объявление о чуме, то ещё что-то удавалось придумать.

Отец Алипий активно занимался реставрацией монастыря и храмов

Не забывал отец Алипий и о своей цели — реставрация наследия православной Церкви.

До 1968 года он вернул пригодный вид следующему:

  • стены Псково-Печерского монастыря;
  • тюремная башня;
  • успенский храм;
  • сретенский храм;
  • покровский храм;
  • настоятельский дом;
  • братский корпус;
  • тарарыгина башня;
  • изборская башня;
  • благовещенская башня;
  • петровская башня;
  • мостовые в монастыре;
  • мостик к Успенской площадке;
  • никольская башня;
  • русла и туннель ручья Каменец.


Изборская башня — один из объектов, которые реставрировал Алипий Печорский
Также отец Алипий устроил иконописный класс, переложил печь, отремонтировал Лазаревский храм, реставрировал иконостас Успенского храма, Никольский храм, Михайловский собор. Это далеко не полный перечень всего, что успел сделать отец Алипий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]