«Творец Устава». Преподобный Савва Освященный. Православный календарь на 18 декабря


Прп. Савва Освященный

Савва Освященный
(439 — 532), игумен, преподобный Память 5 декабря в день кончины, 13 октября в день возвращения мощей из Италии во Святой Град (РПЦЗ [1])

Родился в 439 году в маленьком городке Муталаска в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим и поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине.

Промысел вскоре свел его с преподобным Евфимием Великим, но тот направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря Мукеллик со строгим общежительным уставом.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий Великий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув у Мертвого моря. Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда в 473 году преподобный Евфимий Великий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики — все, кто хотел иноческой жизни. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Так возникла в 484 году Великая Лавра. Лавра была и доселе служит одним из центров православия на Востоке, давая и материальную помощь, и возможное образование окрестному бедному населению из православных.

Преподобный Савва основал в общей сложности семь обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых.

Под конец жизни был послан Иерусалимским святителем Петром к императору Юстиниану, с тем чтобы царь воздвиг госпиталь и достроил Новую церковь в Иерусалиме. Император согласился и щедро одарил святого Савву средствами для благоустройства Лавры.

Составил «Богослужебный устав» (Типик), известный также под именем Иерусалимского.

Скончался 5 декабря 532 года.

Жизнь святого Саввы описана его современником Кириллом Скифопольским [2].

В 1256 году его нетленные мощи были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, а 26 октября 1965 года возвращены обратно в основанную им Лавру. Они и по сей день находятся там в церкви Богородицы у южной стены [3], и от них происходят многочисленные случаи исцеления.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
  • Житие на сайте Православие.Ru
  • Клевцова Елена, «В гостях у Саввы Освященного», 18.XII.2005:

[1] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2022 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2022, с. 138, .

[2] см. в изд. Соtelerius, П., 1661

[3] Преподобный Савва Освященный // Иверская свеча: Приходской листок храма Иверской иконы Божией Матери г. Паланга. — 2009, № 19 (Выпуск № 241), с. 12, — просмотр статичных страниц во встроенном плейере (работает нестабильно; зеркало: ); Память преподобного Саввы Освященного // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. II. — С. 467, .

Преподобный Са́вва Освященный, Муталаскский, игумен

Пре­по­доб­ный Сав­ва Освя­щен­ный ро­дил­ся в V ве­ке в Кап­па­до­кии, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье Иоан­на и Со­фии. Его отец был во­е­на­чаль­ни­ком. Уехав по де­лам служ­бы в Алек­сан­дрию, он взял с со­бой же­ну, а пя­ти­лет­не­го сы­на оста­вил на по­пе­че­ние дя­ди. Ко­гда маль­чи­ку шел вось­мой год, он по­сту­пил в на­хо­див­ший­ся по­бли­зо­сти мо­на­стырь свя­той Фла­виа­ны. Ода­рен­ный ре­бе­нок ско­ро на­учил­ся чи­тать и хо­ро­шо изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. На­прас­но ро­ди­те­ли уго­ва­ри­ва­ли свя­то­го Сав­ву вер­нуть­ся в мир и всту­пить в брак.

В 17 лет он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и так пре­успел в по­сте и мо­лит­вах, что был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ний. Про­ве­дя де­сять лет в оби­те­ли Фла­виа­ны, пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, а от­ту­да в оби­тель пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го. Но пре­по­доб­ный Ев­фи­мий (па­мять 20 ян­ва­ря) на­пра­вил свя­то­го Сав­ву к ав­ве Фео­к­ти­сту, на­сто­я­те­лю близ­ле­жа­ще­го мо­на­сты­ря со стро­гим об­ще­жи­тель­ным уста­вом. В той оби­те­ли про­был пре­по­доб­ный Сав­ва по­слуш­ни­ком до 30-лет­не­го воз­рас­та.

По­сле смер­ти стар­ца Фео­к­ти­ста его пре­ем­ник бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Сав­ву за­тво­рить­ся в пе­ще­ре: лишь в суб­бо­ту свя­той по­ки­дал за­твор и при­хо­дил в оби­тель, участ­во­вал в бо­го­слу­же­нии и при­ни­мал пи­щу. Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли со­всем не остав­лять за­тво­ра, и свя­той Сав­ва под­ви­зал­ся в пе­ще­ре в те­че­ние 5 лет.

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий вни­ма­тель­но сле­дил за жиз­нью юно­го ино­ка и, ви­дя, как он ду­хов­но воз­рос, стал брать его с со­бой в пу­сты­ню Рув (у Мерт­во­го мо­ря). Они вы­хо­ди­ли 14 ян­ва­ря и пре­бы­ва­ли в ней до Неде­ли ва­ий. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий на­зы­вал свя­то­го Сав­ву от­ро­ком-стар­цем и за­бот­ли­во вос­пи­ты­вал его в выс­ших ино­че­ских доб­ро­де­те­лях.

Ко­гда пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ото­шел ко Гос­по­ду († 473), свя­той Сав­ва ушел из Лав­ры и по­се­лил­ся в пе­ще­ре близ оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма Иор­дан­ско­го († 475; па­мять 4 мар­та) Через несколь­ко лет к пре­по­доб­но­му Сав­ве ста­ли со­би­рать­ся уче­ни­ки – все, кто хо­тел ино­че­ской жиз­ни. Так воз­ник­ла Ве­ли­кая Лав­ра. По ука­за­нию свы­ше (через ог­нен­ный столп) ино­ки устро­и­ли в пе­ще­ре цер­ковь.

Пре­по­доб­ный Сав­ва ос­но­вал еще несколь­ко оби­те­лей. Мно­гие чу­де­са бы­ли яв­ле­ны по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Сав­вы: сре­ди Лав­ры за­бил ис­точ­ник, во вре­мя за­су­хи про­лил­ся обиль­ный дождь, про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния боль­ных и бес­но­ва­тых. Пре­по­доб­ный Сав­ва на­пи­сал пер­вый устав цер­ков­ных служб, так на­зы­ва­е­мый «Иеру­са­лим­ский», при­ня­тый все­ми Па­ле­стин­ски­ми мо­на­сты­ря­ми. Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 532 го­ду.

См. так­же: «Жи­тие и по­дви­ги преп. от­ца на­ше­го Сав­вы Освя­щен­но­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Преподобный Савва Освященный

Многочисленные святыни Святой Земли ежегодно посещают тысячи паломников из разных стран, в особенности из России. Но есть одно место в Иерусалиме, которое совершенно незаслуженно не пользуется большим вниманием паломников. Во многом из-за своей труднодоступности, так как добраться до этого места на туристическом автобусе невозможно, лишь на автомобиле.

Речь идет о Лавре святого Саввы. Доступ в монастырь возможен только для мужчин, которые при желании даже могут остаться там на некоторое время для участия в монастырской жизни. В этом кроется и вторая причина малой посещаемости монастыря.

Преподобный Савва прибыл в это ныне святое место из Каппадокии в поисках молитвенного уединения. Постепенно к нему стали стекаться многочисленные его последователи, и в 484 г. была основана Лавра. Ныне монастырь является полностью отрешенным от мира местом, где нет электричества, сотовой связи, но обильно изливается здесь Божья благодать молитвами св. Саввы.

18 декабря Святая Церковь чтит память этого дивного святого, преподобного Саввы Освященного, который всем своим умом и сердцем стремился и искал Царствия Божия. Перед Вами отрывок из жития прп. Саввы Освященного, записанного монахом Кириллом Скифопольским, жившем в Лавре с 555 года до своей смерти.

Савва, сей земной ангел и небесный человек, был мудрым и искусным учителем, защитником Православия, благоразумным домостроителем. Он, по благоволению Бога Отца, при содействии Христа и по вдохновению Святого Духа, населил пустыню множеством монахов и основал в ней семь славных монастырей. Имея попечение и заботу о сих монастырях, он никак не хотел приобретать что-нибудь для будущего и, укрепляясь упованием на Бога, никогда не предавался сей заботливости. Сие видно было наипаче во время голода. Тогда святой отец наш Савва внушал настоятелям своих монастырей ни мало не заботиться о плотском и напоминал им следующие слова Господа: «Не заботьтесь, говоря: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царствия Божия… и все сие приложится вам» (Мф. 6:31,33). Так мыслил и учил сей божественный старец. Бог же подавал ему обильно все нужные вещи, так что терпели недостаток более те, которые надеялись на свои деньги, нежели монастыри им управляемые.

Во время сего голода эконом Великой Лавры пришел к Савве и сказал: «В наступающее воскресенье я не могу, отче, звать к литургии, потому что у нас нет ничего». Старец сказал ему на сие: «Не хочу отменять богослужения, ибо верен Тот, Кто сказал: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34)». В следующий день приехали из Святого Града содержатели гостиниц Созовы и на тридцати лошадях привезли в Лавру большое количество снеди, и наполнили кладовую всякими припасами. Тогда старец, укоряя эконома, говорил: «Для чего ты говорил: не нужно собирать отцов, потому что для них нет пищи? Никогда не сомневайся, но, укрепляясь верою, всякую заботу твою возложи на Бога, ибо Он печется о нас».

Преподобный Савва Освященный источает многочисленные чудеса. Больные раком получают исцеление, а не имеющие детей супруги становятся родителями. В давние времена в Лавре росло финиковое дерево, плоды которого, врачевали бесплодие супругов. Это дерево засохло незадолго до того, как в Лавру в 1965 году были возвращены мощи прп. Саввы. После этого стали давать паломникам на благословление лишь кусочки засохшего дерева. Совсем недавно оно вновь дало ростки: на старом корне выросло небольшое деревце, его листочки имеют те же самые свойства: они врачуют бесплодие. Их заваривают и пьют как чай.

Святой Савва не оставляет во всяких нуждах тех, кто твердо верит в его небесное предстательство.

Два брата имели виноградник и часто давали приют братьям, приходившим к ним из Лавры прп. Саввы. В самое время сбора винограда они заболели какой-то тяжкой болезнью, так что отчаялись получить и вино, и остаться в живых. Но они верили в небесное предстательство св. Саввы и часто поминали его, призывая на помощь. Святой скоро услышал их молитву, явился каждому отдельно и сказал: «Я помолился Богу о вашем здоровье, и Он дал вам по просьбе вашей; вставайте и идите на работу».

Придя в себя, они почувствовали себя здоровыми, прославили Бога и благодарили святого

Тропарь (краткое молитвенное правило о празднике, в котором также славится и призывается на помощь поминаемый святой)

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Са́вво о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Преподобный Феодосий Великий

Икона Саввы Сторожевского

Святой пришел в Свято-Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским, очень юным. Дата рождения его и семья неизвестны – есть предположения, что он был сыном боярина из Смоленска. Пройдя обычные труды и испытания, он был пострижен в монахи самим святым Сергием.Как и все насельники Сергиевой обители, он много трудился – носил воду, строил храмы и кельи, ухаживал за огородом обители, – а также совершал аскетические подвиги поста, бдения и молитвы. Братия и игумен любили Савву за многие добродетели, кротость и смирение, всегда мирное состояние души. Он полюбил монастырские богослужения и всегда уходил из храма последним, а для уединенной молитвы избрал овраг неподалеку от монастыря. Сейчас неподалеку бьет источник, названный его именем.

Со временем святой был рукоположен со священника и назначен самим игуменом обители, преподобным Сергием, быть духовником братии и также исповедовать мирян, приходящих в обитель помолиться. В каждом монастыре это важнейшая роль и великая духовная ответственность. Советы святого Саввы были исполнены Божией благодати и назидания.

Посчитав Савву готовым к самостоятельной жизни и подвигам, преподобный Сергий благословил его стать игуменом Успенской обители на реке Дубинке, основанной святым князем Дмитрием Донским в благодарность Богу за победу на Куликовом поле. В 1392 году, после смерти преподобного Сергия Радонежского и ухода в затвор (принятие подвига уединенной молитвы) престарелого святого Никона Радонежского, преемника святого Сергия, братия монастыря упросила преподобного Савву стать настоятелем Троице-Сергиевой лавры (тогда носившей название простого монастыря). На этом посту он пробыл около шести лет.

В 1399 году князь Звенигорода Юрий Димитриевич, бывший крестником преподобного Сергия, просил преподобного Савву стать своим духовником и поселиться в его владениях, основав там монастырь. Оставив Троице-Сергиеву обитель на попечение учеников, святой отправился на пустынную Сторожеву гору, основав там храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и небольшую келию. Князь навещал там святого, прося благословения на важные дела правления – так, преподобный благословлял Юрия на победоносные походы против татар (в Волжскую Булгарию, на Казань). Через время молитва Сторожевского старца помогла и сохранить Русь при нашествии Тамерлана. Преподобный Савва предрекал победу, и прозорливые слова его сбывались.

Со временем в Сторожевском монастыре также появилась братия. Несмотря на старость, святой Савва и здесь трудился в строительстве храмов и жилищ для братии. Он мирно скончался в 1407 г., в очень преклонном возрасте, дав перед смертью наставления братии. Церковь канонизировала его в лике преподобных подвижников Божиих через сто лет.

Увы, после смерти святого потомки князя Юрия и его братьев начали междоусобную брань, поэтому Звенигородский монастырь пришел во временный упадок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]