Подборка лучших буддийских мантр, которые можно слушать каждый день


Сохранившиеся письменные источники древнейших человеческих цивилизаций представляют собой молитвенные тексты, от шумерских храмовых гимнов до древних египетских заклинаний, обращённых к богам. В наши дни во всех основных религиях мира в том или ином виде присутствуют молитвы. Христиане, мусульмане и иудеи молятся Богу, в то время как индусы могут выбирать, кому из обширного списка божеств вознести молитву. На первый взгляд буддизм ничем не отличается. Сходите в храм или монастырь в любой буддийской стране, и вы увидите, как множество людей со сложенными ладонями что-то шепчут перед статуей Будды. Те, кто знаком с тибетским буддизмом, знает, что у нас есть вещи, которые переводчики когда-то назвали молитвенными чётками, молитвенными барабанами и молитвенными флажками.

В акте молитвы участвуют три составляющих: человек, возносящий молитву, объект, к которому обращена молитва, и то, ради чего молитва возносится. Поэтому тема молитвы в буддизме неоднозначна. В конце концов, кому и зачем молятся буддисты в нетеистической религии, где нет Бога-творца? Если нет никого, кто мог бы даровать нам благословение, то какой смысл молиться? Насущный вопрос для буддистов следующий: «Может ли кто-нибудь, кроме нас, устранить наши страдания и проблемы?»

Если мы хотим что-нибудь поменять, одной молитвы недостаточно. Для изменений нужны действия. – Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама

Будда учил, что никто, даже он сам, при всей своей мудрости и способностях, не может устранить все наши проблемы. Это невозможно. Мы должны сами взять за себя ответственность. Если мы не хотим сталкиваться с проблемами и страданиями, то нужно избегать причин страданий. Если мы хотим быть счастливыми, нужно создавать причины счастья. С буддийской точки зрения мы можем достичь этого, следуя чистой морали и этике. Только от нас зависит, поменяем ли мы своё поведение и состояние ума, чтобы наша жизнь стала такой, какую мы хотим.

Значение мантр в буддизме

История гласит, что первые мантры относятся к ведическому периоду. Они были написаны на санскрите. Концепция этого языка базируется на мысли о том, что санскрит был передан людям для общения и связи с сознанием более высокой организации.

Слово «мантра» состоит из 2 частей: «ман» и «тра». Дословно фраза переводится как «инструмент для ума». Многократное повторение этих звуков помогает сосредоточиться, направить мысли в нужном направлении и не допустить негативного мышления.

Фонема и слог вызывают ритмичные звуковые колебания, входящие в резонанс с каждой клеткой организма. Все наборы букв имеют свое звучание, а значит, отличаются воздействием на человека.

Буддисты полагают, что чтение (или пение) мантр является священным ритуалом, молитвой, обращенной к божеству. Считается, что во время такого ритуала все слова направляются прямо к Будде, а человек может ощутить присутствие высших сил.

Из древних преданий

Тибетцы верят, что давным-давно их землю посетили сущности из другого измерения, которые обладали отменным здоровьем и любую возникающую с ним проблему могли решить на энергетическом уровне.

Они поделились своими знаниями с людьми и научили их лечиться мантрой. Тьюранг и Масанг (так их звали) наделили переданные мантры особой энергией.

Предание гласит, что гора Кайлаш – это место, где люди научились исцеляться мантрами.

Это было ещё до появления буддизма в Тибете, когда там бытовала только древняя религия Бон. Слово «бон» значит «начитывать», и мантры начитывали для лечения повсеместно и бонские жрецы, и народные целители.

Отношение других религий к мантрам

Мантры встречаются в школах буддизма, индуизма, сикхизма и джайнизма. В японской культуре существует ответвление буддизма (сингон). В этом учении молитва также представляет собой проговаривание или пропевание слов и звуков.


В школах буддизма изучают мантры, обращенные к божеству.

Разновидностями мантры можно назвать песнопения, антифоны и гимны, которые присутствуют в христианстве, даосизме, зороастризме.

Кому и как молятся буддисты

Одна из древних религий, появление которой пришлось на I век до н. э., буддизм как понятие сформировалось несколько веков назад. Последователи называют ее учение о Будде — Дхармой или Буддхадхармой. Это скорее особая философия жизни, комплекс традиций, система мировоззрения и свод правил, нежели религия.

Вера заключается в словах Будды: жизнь — страдания, и цель жизни — избавление от них. Освобождение наступает при соблюдении всех правил, как завещал великий учитель Будда. Помогают также медитации, созидание, духовность и отказ от познания мира с помощью эмоций и чувств.

Реальный мир — иллюзия, и если не отстраниться от нее, то страдания будут продолжаться в последующих перерождениях. Изучай священные тексты, соблюдай правило жизни, как предписано, медитируй и стремись к освобождению души — и настанет Просветление.

Изначально в учении молитвы отсутствовали. Но со временем монахи-последователи буддизма стали возносить свои тексты. В них которых они взывали вселенский разум избавить их от страданий, помочь достичь высшей цели и спасти все живое на земле. Позже такие обращения стали называть мантры.

Виды буддистских мантр

При выборе мантры учитывают, что они делятся на несколько категорий:

  • по воздействию;
  • по божествам, к которым направлена молитва.

По воздействию

Каждый звук оказывает на человека то или иное влияние. Это нужно учитывать при выборе мантры.

Они могут быть для:

  • просветления;
  • медитации;
  • очищения пространства и сознания;
  • исцеления;
  • исполнения желаний;
  • процветания и успеха;
  • любви и укрепления отношений.


Мантры используют для медитации и просветления.

По божествам

Все молитвы принято условно делить на несколько категорий в зависимости от того, к какому божеству обращается человек:

  • мужские мантры содержат слова «Пхат», «Ум»;
  • к женским относятся сочетания, содержащие слоги «Сваха», «Тхам»;
  • в числе нейтральных фигурируют фонемы «Пахам», «Нахам».

Дыхание и энергия

Когда распевают мантры, дисбаланс энергии в организме восстанавливается. Дыхание преобразовывается так, что человек начинает чувствовать внутреннюю энергию, ритмично опускающуюся вниз со вдохом и поднимающуюся вверх и выходящую с выдохом.

Этот многократно повторяющийся ритм приводит к гармонизации энергетического тела человека.

Примером может служить шестислоговая мантра «Ом Мани Падме Хум», которую обращают к Авалокитешваре: на слоге «ом» человек делает вдох, во время пения «ма» и «ни» энергия опускается всё ниже, достигая почек.


Мантра «Ом Мани Падме Хум»

На «пад» поток энергии поворачивает вверх, продолжая движение выше на «ме» и выходя вместе с воздухом наружу вместе с произнесением «хунг».

Действие другой мантры «ОМ А ХУНГ» тоже зависит от правильного дыхания и осознания движущегося потока энергии внутри тела.

Её можно произносить вслух или про себя. Размеренно дыша, нужно неизменно визуализировать продвигающуюся энергию и помнить, что «ом» — это вдох, «а» — задержка воздушного потока в области пуповины перед выдохом, «хунг» — выдох.

Без осознания потока энергии внутри себя, его целительной силы, даже многократное повторение этой мантры не принесёт решительно никакой пользы. Об этом очень важно помнить.

Мантра «ОМ А ХУНГ» имеет жизненное значение. При правильном многократном её пении мысли перестают тревожить человека, тело пребывает в приятном расслаблении.

Следует обратить внимание, что в конце надо произносить именно «хунг», а не «хум», так как второй из этих слогов создаёт препятствия на выходе энергии и воздуха.

Заклинание «ОМ А ХУНГ» — очень сильное, ведь в нём каждый слог олицетворяет собой одну из составляющих природы человека:

  • ОМ – тело,
  • А – речь,
  • ХУНГ – ум.

Его применение гармонизирует тело, речь и ум.

Эта мантра полезна нервным, легковозбудимым людям. Как правило, у них учащённое дыхание, состоящее только из вдоха и выдоха. А средняя фаза «а» как раз и обладает целительной силой, помогая успокоиться и обрести душевное равновесие.

Поэтому имеет смысл практиковать и отдельное произнесение «а». Звук произносится троекратно с паузой в несколько секунд, затем повторяется опять, и так нужно делать несколько минут. Эта практика помогает научиться ни о чём не думать.

Правила пения мантр

Духовные учителя подчеркивают, что пение мантр Будды требует тщательной подготовки.

Для этого учитывают:

  1. Вид одежды. Лучше выбирать свободные брюки и рубашку, выполненные из натуральных материалов белого или желтого цвета.
  2. Наличие соломенного или тканевого коврика. Чтение молитв предполагает длительное сидение на полу.
  3. Наличие четок.
  4. Место. Буддистские практики лучше проводить в одиночестве в тихом месте.
  5. Подходящее время суток.


Для пения мантр желательно иметь тканевый коврик.

Время суток

Читать молитвы можно в любое удобное время, однако лучше всего для этого подходят часы заката и восхода. Согласно религиозному учению, на утренней заре человек способен напрямую передавать свои мольбы высшим силам и принимать от них божественную энергию.

Рекомендации для лучшего результата

В современном мире возможна самостоятельная работа с молитвами. Главное не забывать: данная практика имеет правила, и их стоит соблюдать.

  1. Основная рекомендация — регулярность. Необходимо ежедневное прочтение.
  2. Идеальное время суток — утро: чем раньше, тем эффективнее.
  3. Работа с молитвой наиболее плодотворна в одиночестве — это помогает настроить полное восприятие.
  4. Не стоит выбирать большое количество молитв: одна, но прочтенная максимальное количество раз, даст больше положительных результатов.

Передача мантр от учителя

В интернете и книгах представлено большое количество мантр. Многие из них можно использовать для самостоятельной практики. Однако большинство практикующих советуют найти учителя, который направит начинающего и поможет ему избежать ошибок.


Практикующие советуют найти духовного учителя.

Кроме того, существует большое количество молитв на санскрите, которые недостаточно просто прочесть или услышать.

Такие тексты передаются ученику напрямую от первоисточника (духовного наставника). В этом случае слова обретают большую мощь.

Например, мантру Будды Медицины передают только от учителя к ученику:

«Тайата Ом Беханзэйа Беханзэйа Маха Беханзэйа Рандза Самутгатэ Соха».

В чем сила священных текстов

Буддийские молитвы — особенные небольшие тексты, предназначение которых — достижение определенной духовной цели. Они представляют собой даже не группу текстов, а комплекс слогов.

Слоги мантры — это символы звуков, наполненные духовностью и гармонией. Само слово можно дословно перевести как «волшебный стих».

Все молитвы буддистов разделяют на типы по способу передачи:

  • текст передается от учителя ученику: ощутив на себе магическую силу мантры, учитель отдает ее наполненной, т. е. со своей энергетикой;
  • текст, который можно читать или прослушивать самостоятельно.

Мантры не переводят на другие языки — читают только в оригинале. При желании можно перевести, чтобы ощутить посыл мантры на русском. Правда искать логику, анализируя ее, не имеет смысла.

Буддийские мантры — это звуковая символика, содержащая высшую энергию. Священность содержится в самих слогах, а не в их значении, и правильном прочтении молитвы.

Тексты буддийских мантр

Все буддийские молитвы написаны на санскрите. Вникать в их смысл и переводить их не нужно. Практикующему достаточно четко проговаривать слоги и не допускать ошибок.

Для духовного развития

Главная задача мантр состоит в том, чтобы развивать способности к эзотерике и ясновидению, способствовать духовному совершенствованию человека. Ежедневное чтение таких молитв помогает ученику постичь законы мироздания, определить свое назначение в жизни.

В буддизме существует несколько мантр, помогающих в духовном становлении:

  1. «А Ним Ах Ох». Такая фраза приводит в норму психическое здоровье практикующего и очищает его сознание от негативных мыслей и разрушающей энергии.
  2. «Ом Шри Кали Намах Форам». Пение таких слов восстанавливает баланс между душой и телом, блокирует разрушительное действие энергетических потоков.
  3. «Ом Витхам». Читать такую мантру рекомендуется при появлении негативных мыслей. При этом энергетика человека очищается.
  4. «Ом Тат Сат Ом Виджам». Фраза помогает достичь единения со вселенной.


Мантры помогают в духовном становлении.

Для медитативных практик

Эффективность мантр зависит не только от правильного произношения звуков, но и от концентрации. Ученикам, которые только начинают практиковать чтение молитв в буддизме, рекомендуют обращаться к мантрам для медитации.

Для этого придерживаются техники выполнения:

  1. Принимают удобную позу в положении сидя. Во время пения молитв не должно появляться чувство дискомфорта. Это мешает сосредоточиться.
  2. Избавляются от негативных эмоций и мыслей. Сознание должно пребывать в спокойствии.
  3. Останавливают внутренний диалог. В первое время достичь такого состояния бывает сложно. Чтобы облегчить себе задачу, следует представить себя в виде приемника, который передает белый шум.

Произносить тайные слова нужно медленно и отчетливо. При этом важно чувствовать каждую вибрацию, которая появляется в теле под воздействием звуков.

Для сновидений

Сновидения в буддизме считаются крайне важными. Это объясняется тем, что во сне подсознание человека обрабатывает все, что получило. В таком состоянии люди могут находить решения сложных проблем, получать важную информацию от высших сил и предсказывать будущее.

Семичастная молитва

Семичастная молитва – это довольно известная практика, содержащая сущность всего буддийского пути. В ней семь частей, у каждой из которых особая цель:

(1) Я простираюсь перед буддами, что служат украшеньем трёх времён, и перед Дхармой, и Собраньем Высшим, телами преклоняясь столькими, сколь много во вселенной атомов.

(2) Подобно как Манджушри и другие вам подношенья делали, Победоносные, я тоже подношу дары вам, Так Ушедшие Защитники, и вашим сыновьям и дочерям духовным.

(3) Я в бытии сансарном без начала, и в этой жизни, и в других, поступки отрицательные совершал невольно и вынуждал других [их] совершать, а также, наивным заблужденьем угнетённый, сорадовался [им]; я всё, что натворил, ошибочным считаю, признаю открыто, искренне перед лицом Защитников.

(4) Счастливый, радуюсь я силы позитивной океану от цели бодхичитты, что они развили, чтоб радость принести всем существам, что ограничены, и их деяниям, полезным для существ.

(5) Сложив ладони, взываю к буддам направлений всех: «Пожалуйста, зажгите светоч Дхармы для ограниченных существ, страдающих, бредущих в темноте наощупь».

(6) Сложив ладони, я молю Победоносных, готовых выйти за пределы горя: «Прошу, неисчислимые эоны оставайтесь, не оставляя в ослеплении скитальцев».

(7) Какую положительную силу я ни создал благодаря всему, что сделано сейчас и раньше, пусть я тем самым полностью избавлю от страданий всех ограниченных существ.

  • Первая часть молитвы – это простирания
    . Мы простираемся перед буддами в знак уважения к их качествам: состраданию, любви и мудрости. Простираясь, мы касаемся пола верхней частью тела – головой, – что также помогает преодолеть гордыню и культивировать скромность.
  • Затем мы делаем подношения
    . Большинство буддистов подносят чаши с водой, однако объект подношения не так важен. Что действительно важно – так это мотивация даяния: мы отдаём наше время, силы и то, что нам принадлежит. Эта мотивация помогает нам преодолеть привязанность.
  • Далее мы признаём свои недостатки и ошибки
    . Возможно, иногда мы ленивы или эгоистичны, а иногда наше поведение разрушительно. Мы признаём это, сожалеем и двигаемся дальше с твёрдым намерением стараться не повторять те же ошибки. Это помогает нам преодолеть влияние негативных кармических импульсов.
  • Затем мы сорадуемся
    . Мы вспоминаем все свои созидательные поступки и все прекрасные созидательные действия других существ. Мы также думаем о невероятных поступках будд. Это помогает побороть зависть.
  • Потом мы просим даровать учение
    , и это зарождает в нас восприимчивое состояние ума. Мы говорим: «Мы хотим учиться, мы хотим сделать счастливыми себя и других существ!»
  • Мы молим учителей не покидать нас
    . В предыдущей части мы открылись учению, а теперь мы хотим, чтобы учителя остались с нами и давали наставления, пока мы не достигнем полного просветления.
  • Наконец, мы доходим до самого важного этапа – посвящения
    . Мы посвящаем всю накопленную положительную силу, чтобы она принесла пользу нам и всем существам.

Как видно на примере этой молитвы, суть буддизма не в том, что какое-то существо спускается к нам и спасает от проблем. В одной пословице говорится: «Ты можешь привести лошадь к воде, но не можешь заставить её пить». Другими словами, будды указывают нам путь, но нам нужно приложить усилия, чтобы преодолеть привязанность и неосознавание, а также раскрыть безграничный созидательный потенциал, которым мы все обладаем.

Мантры в современном мире

Начиная постигать науку чтения молитв, практикующий должен учитывать несколько правил:

  1. Выполнять практики ежедневно. Только в этом случае можно добиться хороших результатов.
  2. Не читать сразу несколько сакральных текстов. Лучше начать с одного и переходить на другой только после освоения первого.

Нельзя добиться очищения разума, достичь баланса и духовного развития лишь при помощи мантр. Для этого важно следить за своими мыслями и поступками.

Наставники отмечают, что достичь просветления можно только при непрерывном развитии. Для этого они советуют читать специализированную литературу, изучать быт и культуру народов, больше путешествовать, не допускать негативных мыслей.

Сочетание с медитацией

Медитация и чтение священных текстов одновременно усиливают эффект друг от друга. Человек более осознанно вслушивается в звуки, осознает произносимые слова, более четко отслеживаются процессы работы собственного разума. Пение буддийских мантр успокаивает нервную систему, нормализует обменные процессы. Молитва глубоко проникает в сознание, усиливает поток жизненных сил сквозь тело и энергетические точки.

Придерживаясь правил медитации, читая священные мантры в состоянии спокойствия духа, человек может обрести скрытые способности, почувствовать «дыхание Будды», ощутить свет Вселенной внутри себя.

Учимся читать мантры на санскрите

На самом деле для того, кто задался целью читать мантры, совершенствуя свое понимание и осознание Абсолюта, стараясь постигнуть истину мироздания или просто стремясь к тем или иным благам (не будем забывать, что мантры существуют не только в качестве гимнов, но и как призвания любви, богатства, здоровья и т.д.), это будет сделать не так просто, так как большинство из них записано сложным санскритским письмом (такая система записи называется деванагари), которое не всегда легко освоить человеку с европейским или славянским складом ума.

Санскрит сложен большим количеством символов, разными обозначениями одних и тех же букв и символов, наличием диакритических знаков, особой долготой произнесения букв в тех или иных словах и еще рядом характерных особенностей. По этой причине написание мантр на санскрите становится для русского человека проблемой.

Впрочем, на сегодняшний день существует один из эффективных вариантов ее решения, именуемый международным алфавитом транслитерации санскрита (аббревиатура на английском – IAST). В рамках IAST санскритские буквы и слоги передаются латинскими буквами. Такой подход к чтению незнакомого языка позволяет предоставить людям, не являющимся его носителями, возможность фонетически точного воспроизведения слов и фраз.

Примеры мантр

Чтобы хорошо представлять, о чем идет речь, приведем несколько примеров. Например, знаменитая ведическая санскритская мантра под названием «Гаятри-мантра», записанная санскритским письмом (деванагари), будет выглядеть следующим образом:

Если же эту фразу записать при помощи международного алфавита транслитерации санскрита, то получится уже понятный глазу набор латинских букв:

Конечно, такой подход к процессу чтения мантр не дает возможности полностью избежать искажений, однако если учить санскрит нет никакого желания, а мантры читать хочется, то приходится ограничиваться такой системой написания-чтения священных ведических гимнов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]