Как правильно делать дуа (мольбу)
Совершение дуа занимает в нашей жизни особое место. Мы должны знать основные правила мольбы.
- Во время совершения дуа следует поднять руки, но нельзя направлять взор в небеса. В одном хадисе пророк (мир ему) сказал: «Если люди во время совершения дуа не перестанут направлять свой взор в небо, то они ослепнут» (Муслим).
- Дуа нужно стараться делать в состоянии омовения и сразу после совершения желательного или обязательного намаза.
- Желающий делать дуа, по мере возможности, перед этим должен обрадовать милостыней сирот, нуждающихся людей. А также перед совершением важного дуа рекомендуется поститься.
- Во время совершения дуа желательно находиться лицом к кибле.
- Дуа следует делать тихим голосом. Голос должен быть и не слишком тихим и не слишком громким. В суре Аль-Араф, 55-ом аяте, сказано: «Взывайте к вашему Владыке со смирением и втайне – Аллах не любит тех, кто преступает границы, установленные Им».
- Произнести слова восхваления Всевышнему Аллаху и салават пророку перед началом дуа и при её завершении.
Дуа при трудностях и несчастье №1.
إِنَّا للهِ وَإِنَا إِلَـيْهِ راجِعُونَ، اللَّهُـمَّ اْجُـرْنِي فِي مُصِـيبَتِي، وَاخْلُـفْ لِي خَيْـراً مِنْـهَا
«Инна лилляhи ва инна иляйhи раджи’ун! Аллаhумма-джурни фи муĉибати вахлюф ли хайран минhа».
Смысл: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах награди меня за мое несчастье и замени его чем-то лучшим!»
Пророк ﷺ сказал: «Какой бы человек, которого постигло несчастье, ни сказал бы: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах награди меня за мое несчастье и замени его чем-то лучшим!», Аллах обязательно наградит его за это несчастье и заменит лучшим» (имам Ахмад).
Несколько причин для принятия дуа
Некоторые причины по которым вероятность принятия дуа высока:
- Быть мусафиром (путником). Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Дуа троих несомненно будет принято: мольба притесненного без причины, мольба путника и дуа отца за своих детей». Если мусафир находится в длительном путешествии, то вероятность принятия дуа еще выше. Потому что во время длительных скитаний человек переносит многие страдания, скучает по своей Родине, поэтому у него повышается искренность. А искренность – одна из важных причин принятия дуа.
- Поднимать руки. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Воистину Аллах щедрый и стеснительный. Если человек поднимет руки прося у Него, то Ему стыдно не дать, то что просят».
Дуа при трудностях и несчастье №2.
لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
«Ля иляhа илля анта субẍанака инни кунту мина-ӟ-ӟалимин».
Смысл: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из беззаконников».
Сообщается со слов Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Божий ﷺ сказал: «Мольба Зу-н-Нуна (Юнуса), которую он произнёс, находясь в чреве кита: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из беззаконников». Какой бы мусульманин ни попросил посредством этой мольбы что-либо, ему обязательно будет дан ответ!» (имам ат-Тирмизи).
Отличия дуа от намаза
Намаз – пятикратная молитва, которая выполняется в течение суток в определенное время и включает в себя строгий порядок действий и произносимых слов. Это обязательная форма поклонения, которую должны выполнять мужчины и женщины по достижении определенного возраста. Между исламскими школами и толками возможны некоторые различия в выполнении намаза, но в целом порядок и слова одинаковы.
Слова намаза произносятся на арабском языке. Это правило действует в любом уголке мира, где есть правоверные мусульмане. Дуа можно делать как на арабском, так и на родном языке, проговаривая те слова, которые человек считает нужными. Что касается арабского, то можно использовать готовые формулы дуа из Корана или те, которые произносили Пророк (с.а.с.) и его сподвижники.
Из вышесказанного следует, что верующие, которые не знают, как правильно делать дуа после намаза, должны следовать условиям, рассмотренным ниже.
Дуа при трудностях и несчастье №3.
لَا إلَهَ إِلَّا اللهُ الْعَظـِيمُ الْحَلِـيمُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ رَبُّ الْعَـرْشِ الْعَظِيـمِ، لَا إِلَـهَ إِلَّا اللهُ رَبُّ السَّمَـوَّاتِ وَرَبُّ الْأَرْضِ ورَبُّ الْعَرْشِ الْكَـرِيم
«Ля иляhа илля ллаhу-ль-‘аӟыму- ль-ẍалиму, ля иляhа илля ллаhу, раббу-ль-‘арши-ль-‘аӟыми, ля иляhа илля ллаhу, раббу-с-самавати, ва раббу-ль-арḓи ва раббу-ль-‘арши-ль-карим».
Смысл: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Великого, Снисходительного. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа семи небес и Господа земли, Господа благородного Трона»
Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Господа ﷺ во время несчастий говорил: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Великого, Снисходительного. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа семи небес и Господа земли, Господа благородного Трона» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Дуа при трудностях и несчастье №4.
اللَّهُـمَّ رَحْمَتَـكَ أَرْجُـوفَلَا تَكِلْـنِي إِلَى نَفْـسِي طَـرْفَةَ عَـيْنٍ، وَأَصْلِـحْ لِي شَأْنـِي كُلَّـهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أنْـت
«Аллаhумма раẍматака арджу фаля такильни иля нафси ҭарфата ‘айнин ва аĉлиẍ ли шаъни кулляhу ля иляhа илля анта!»
Смысл: «О Аллах! Я надеюсь на милость Твою. Не вручай меня моей душе даже на мгновение ока. Исправь всё мое положение, ибо, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!»
Сообщается со слов Абу Бакры, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Пусть человек, которого постигла печаль, взывает к Аллаху, говоря: «О Аллах! Я надеюсь на милость Твою. Не вручай меня моей душе даже на мгновение ока. Исправь всё мое положение, ибо, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!»» (имам Абу Дауд).
Правильно ли взывать к Аллаху после молитвы?
Нет сомнения в том, что обращение с мольбой к Аллаху относится к самым лучшим и достойным поступкам, и известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сразу после завершения молитвы трижды просил Аллаха о прощении (Муслим 1362). А в хадисе Абу Умамы сообщается, что как-то раз у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха! Какой мольбе Аллах внимает лучше?» Он ответил: «Той, с которой обращаются [к Нему] в последней части ночи и в конце предписанных [обязательных] молитв» (ат-Тирмизи 3499, ан-Насаи в «‘Амаль аль-яум ва-ль-лейля» 108).
Тем не менее законоведы не единодушны относительно того, нужно ли регулярно взывать к Аллаху с мольбами после завершения молитвы и соответствует ли это сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Также есть разные мнения на счёт того, что подразумевается под выражением دبر الصلاة, которое упоминается в хадисах и означает «в конце молитвы».
Одни считали, что здесь речь идёт о мольбе после таслима, и есть немало хадисов о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сам читал мольбы после молитвы и учил этому сподвижников. Однажды он взял за руку Му‘аза ибн Джабаля и сказал ему: «О Му‘аз, клянусь Аллахом, я люблю тебя. Завещаю тебе, о Му‘аз, не прекращай в конце каждой молитвы говорить: “Аллахумма, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом”» (Ахмад 2/244, Абу Давуд 1522, ан-Насаи 1303, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 690).
‘Али ибн Абу Талиб, описывая молитву Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Произнеся таслим, он сказал: “Аллахумма, прости мне то, что я совершил раньше и совершу позже, то, что я скрыл или совершил открыто, то, в чём я проявил чрезмерность, и то, о чём Ты осведомлён лучше, чем я! Ты — Ускоряющий, и Ты — Откладывающий. Нет божества, кроме Тебя”» (Муслим 771, Абу Давуд 760, ат-Тирмизи 3421). В версии Ахмада (1/95) говорится, что он произнёс эту мольбу, когда завершил молитву и произнёс таслим.
Умм Саляма рассказывала, что когда Посланник, мир ему и благословение Аллаха, произносил таслим в рассветной молитве, он говорил: «Аллахумма, прошу у Тебя полезное знание, обильный достаток и принятое деяние» (Ахмад 6/294, Ибн Маджа 925).
Абу Айюб аль-Ансари рассказывал: «Всякий раз, когда я совершал молитву с вашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха, я слышал, как по завершении её он говорил: “Аллахумма, прости мне все мои ошибки и прегрешения! Аллахумма, оживи меня, исправь меня и направь меня к праведным делам и нраву, поистине, никто не направляет к праведным поступкам, кроме Тебя, и никто не отвращает от плохих поступков, кроме Тебя”» (ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» 4/148, аль-Хаким 3/462).
Эти предания ясно указывают на то, что обращаться с мольбой после обязательных молитв желательно. Кроме того, зикры, которые произносят после молитвы, тоже являются своего рода мольбой, содержащей в себе восхваление и возвеличивания Аллаха, и между законоведами нет разногласий по поводу дозволенности чтения после молитвы зикров, дошедших до нас в Сунне.
Выдающийся законовед Ибн аль-‘Араби пишет: «Поминание [Аллаха] есть мольба, а мольба есть поминание [Аллаха]» [‘Арида аль-ахвази 11/47].
То есть, когда человек поминает Аллаха, он обращается к Нему с восхвалением, а когда он просит Аллаха о чём-то, он поминает Его в своей просьбе. И если зикр и мольба тождественны друг другу, то нет никаких оснований считать мольбу после обязательной молитвы нововведением, противоречащим Сунне.
Согласно другому мнению, обращение с мольбой к Аллаху после обязательных молитв не является желательным. Ибн аль-Каййим пишет: «Что касается мольбы после таслима в конце молитвы, будь то сидя в направлении киблы или повернувшись лицом к молящимся, то подобного совсем не было в практике Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и до нас не дошли хадисы об этом с достоверным или хорошим иснадом. Что же касается совершения подобного именно после рассветной и послеполуденной молитв, то так не поступал ни он, ни кто-либо из его халифов, и он не обучал этому свою общину. Это всего лишь мнение некоторых людей, которые сочли это хорошим действием, восполняющим отсутствующую дополнительную молитву после этих двух молитв. А Аллах знает лучше.
В большинстве своём мольбы, связанные с молитвой, он читал во время молитвы, и он велел обращаться с мольбами во время молитвы. Так же надлежит поступать молящемуся, так как во время молитвы он обращается к своему Господу втайне. Когда же молитва завершается, эта беседа прерывается и изменяется положение человека перед Ним и близость к Нему. Как же может человек не просить Его, когда он тайно беседует с Ним, близок к Нему и обратился к Нему, а просить Его потом, когда он уже отвернулся от Него? Несомненно, обратное достойнее для молящегося.
Но здесь есть один нюанс: когда молящийся завершил молитву, помянул Аллаха, упомянул Его единственность и совершенство, восхвалил и возвеличил Его зикрами, которые предписано совершать после молитвы, то желательно, чтобы он помолился за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и после этого обратился с мольбой о чём угодно. Эта его мольба будет уже другим обрядом поклонения, а не мольбой, с которой обращаются именно после молитвы.
Ведь принимается мольба всякого, кто обратился с ней после того, как помянул Аллаха, восхвалил Его и помолился за благословение Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, как об этом сказано в хадисе, переданном со слов Фудали ибн ‘Убайда: “Когда кто-то из вас обращается с мольбой, пусть он начнет с восхваления Аллаха, потом помолится за благословение Пророка, а потом пусть молит о чём пожелает”. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным» [Зад аль-ма‘ад 1/249, 250].
Приверженцы этого мнения считали, что под концом молитвы, о котором говорится в хадисах Абу Умамы, Му‘аза и др., подразумевается часть молитвы до таслима. Ибн аль-Каййим пишет: «Под концом молитвы может подразумеваться как время до таслима, так и после него. Наш шейх [Ибн Таймийя] предпочёл мнение о том, что это время до таслима» [Зад аль-ма‘ад 1/295].
Кроме того, в приведённом выше хадисе ‘Али ибн Абу Талиба, в той версии, которая передана Муслимом и ат-Тирмизи, сказано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произносил эту мольбу между ташаххудом и таслимом. Также и остальные тексты, на которые опирались сторонники первого мнения, можно понимать двояко, ввиду чего они не являются явными доводами в их пользу в данном вопросе.
Последнее из двух мнений достаточно сильное. Из хадисов действительно следует, что мольбы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, связанные с молитвами, произносились им во время молитвы, а не после неё. Однако и первое мнение имеет под собой основание, так как упомянутые хадисы можно трактовать и в его пользу, а выражение دبر الصلاة может означать как концовку молитвы до таслима, так и время уже после завершения молитвы. Поэтому неправильно утверждать, что мольба после обязательных молитв противоречит Сунне и является нововведением. Тем более что большинство законоведов не запрещали поступать так и даже считали это желательным.
Ибн Хаджар пишет: «Многие ханбалиты, которых мы встречали, понимали слова Ибн аль-Каййима так, будто он категорически отрицал мольбу после молитвы, но это не так. Суть его слов сводится к тому, что он отрицал продолжительное сидение лицом к кибле и обращение с мольбой сразу после приветствия. Если же молящийся повернулся или сначала произнёс надлежащие зикры, то, по его мнению, ничто не мешает обратиться с мольбой в этом случае» [Фатх аль-Бари 11/133, 134].
Что же касается совместной мольбы имама вместе с молящимися после обязательной молитвы, как это делают в некоторых мечетях, то подобного не было в практике Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Напротив, в мольбах, которые он рекомендовал читать после молитвы, мы встречаем обращение только в единственном числе, а значит, он совершал мольбу только от своего имени. Если бы он обращался к Аллаху с мольбой вместе с людьми, то дошедшие до нас обращения были бы во множественном числе, как он об этом сам сказал в одном из хадисов: «Если какой-то раб [Аллаха] руководит молитвой людей и обращается [к Аллаху] с мольбой только за себя, то тем самым он предает их» (ат-Тирмизи 357, Абу Давуд 90).
Совместная мольба имама вместе с молящимися порицалась ранними богословами. Так, по мнению имама Абу Ханифы, все мольбы и зикры следует произносить про себя, кроме тех, относительно которых есть шариатский довод. Имам аль-Касани пишет: «По мнению Абу Ханифы, произносить вслух такбир в своей основе является нововведением, так как такбир — это зикр, а зикры, согласно Сунне, следует произносить про себя, потому что Всевышний сказал: “Молитесь вашему Господу смиренно и втайне” (сура 7 «Ограды», аят 55)
— и потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Лучшая мольба — та, что совершается скрытно” [Ахмад 1/172, в иснаде хадиса есть слабый передатчик]. А также потому, что это приближает [человека] к смирению и этикету и удаляет от показухи. Поэтому от этой основы можно отказаться только при наличии особого доказательства» [Бадаи‘ ас-санаи‘ 1/196].
Имам аль-Мубаракфури пишет: «Да будет тебе известно, что ханафиты в наше время воздевают руки после каждой обязательной молитвы и придерживаются этого, словно это обязательно. Они возражают тем, кто после таслима обязательной молитвы произносит слова: “Аллахумма, Ты Пречистый, и Ты даруешь благополучие. Всеблаг Ты, Обладатель могущества и почёта” — а затем встаёт, не совершив мольбы и не воздев руки. Это их действие противоречит словам их имама — Абу Ханифы — и противоречит тому, что написано в их общепризнанных книгах» [Тухфа аль-ахвази 2/173].
Имам Малик тоже считал совместную мольбу с имамом после молитвы нежелательной. Имам аль-Карафи пишет: «Малик и группа улемов считали нежелательным для имамов мечетей и руководящих коллективными молитвами совершать мольбу после обязательных молитв совместно с присутствующими» [Дурр самин, с. 308, 309].
Имам аш-Шафи‘и пишет: «Я предпочитаю, чтобы имам и молящийся вместе с ним поминали Аллаха после молитвы и делали это про себя, кроме тех случаев, когда молящиеся должны учиться у имама. В этом случае имаму следует произносить зикры вслух до тех пор, пока он не увидит, что люди уже обучились у него, а потом он должен снова читать их про себя, потому что Аллах сказал: “Не совершай свою молитву громко и не совершай ее шёпотом” (сура 17 «Ночной перенос», аят 110)
. Здесь имеется в виду мольба, а Аллах знает лучше. Слова:
“Не совершай молитву громко” означают, что не следует читать её вслух, а слова: “не совершай её шёпотом” означают, что не следует совершать её так тихо, что сам её не услышишь. <�…> Я считаю, что человеку, молящемуся одному или с имамом, желательно долго поминать Аллаха после молитвы и много обращаться с мольбой, желая её принятия после обязательной молитвы» [Китаб аль-умм 1/150, 151].
Имам ан-Навави пишет: «Желательно совершать зикр и мольбу после каждой молитвы про себя. Если же молящийся является имамом и хочет обучить людей, то он может произносить слова вслух, а после того, как они научатся, он должен произносить их про себя» [Тахкик ан-Навави, с. 219].
Шейхульислам Ибн Таймийя пишет: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не обращался с мольбой вместе с молящимися после пяти [обязательных] молитв, как это делают некоторые после рассветной и послеполуденной молитв. Об этом ничего не сообщается от сподвижников. Поступать так не считал желательным никто из имамов, и неверно то, что имам аш-Шафи‘и якобы считал это желательным. Сказанное им в его собственных трудах противоречит этому. Также имам Ахмад и другие имамы не считали это желательным» [Маджму‘ аль-фатава 22/512].
Имам аш-Шатыби пишет: «В Сунне нет ничего, что подкрепляло бы дозволенность мольбы имама вместе с молящимися. Напротив, в ней содержатся противоречащие этому сообщения. Человек, за которым надлежит следовать, — это господин посланников Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и в его практике установлено, что после молитв он совершал либо зикры, не содержащие в себе мольбу, подобно словам: “Аллахумма, никто не сможет воспрепятствовать тому, что Ты дал”, либо обращался с мольбой, касающейся только его самого, подобно словам: “Аллахумма, прости мне всё, что я совершил прежде и совершу потом” и т. п. Не установлено, чтобы он обращался с мольбой вместе с молящимися. Так было всю его жизнь, и так поступали идущие прямым путём халифы после него, а после них — праведные предшественники» [Фатава аш-Шатыби, с. 127, 128].
Таким образом, обращаться с мольбой к Аллаху после молитвы желательно при условии, что молящийся сначала произнёс зикры, настоятельно рекомендованные после обязательных молитв. Однако нужно сторониться обращения с мольбой вместе с имамом, за исключением тех случаев, когда имам обучает помолившихся вместе с ним мольбам, упомянутым в Сунне, а также этикету мольбы или если есть повод для совершения совместной мольбы. А Аллах знает лучше.
Особенности выполнения дуа для женщин
В исламе особое отношение к женщине и ее религиозным обязанностям. То же самое касается дуа. Как правильно делать его женщине?
К условиям, перечисленным выше, нужно добавить то, что дуа можно делать во время дней, когда остальные виды поклонения запрещены. К таким дням относятся месячные и послеродовое очищение. Кроме дуа, разрешены также такие виды поклонения, как вирд, зикр, салават и чтение исламской литературы.
Каждый верующий мусульманин, который старается выполнять религиозные предписания, должен знать, как правильно делать дуа к Аллаху, чтобы оно было принято Всевышним.