Русская Православная Церковь
Версия для печати
Порядок чтений, согласно календарю:
Полиелейная служба в честь Сщмч. Ермогена может быть перенесена на вторник, 16 февраля (ср. Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава).Начиная с вечерни, службы совершаются подобно великопостным: по «Ныне отпущаеши» – постовые тропари с поклонами. В конце вечерни, великого повечерия, полунощницы, утрени, каждого часа, изобразительных – молитва Прп. Ефрема Сирина с поклонами.
На утрене «Аллилуиа» и Троичны по гласу Октоиха. Каноны Октоиха, Минеи, Триоди с трипеснцами. Великопостные тропари на часах и Блаженны на изобразительных читаются.
17. Среда сырная. Вмч. Феодора Тирона.
Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Варнавы Гефсиманского, Радонежского.
Служба вмч. Феодора Тирона совершается вместе со службами Октоиха и Триоди.
Примечание.
Полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, может быть перенесена на вторник, 16 февраля (ср.: Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава).
На вечерне
кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и вмч. Феодора, глас 2-й – 3[1]. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава» – вмч. Феодора, глас 8-й: «Страдальческим мужеством…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная…».
По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон)[2]. «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко…» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое[3]. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст.
Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением).
По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди…», но – тропари малого повечерия, а именно:
В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…».
В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи…», тропарь храма. «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…».
Чтец
: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».
Полунощница вседневная с «поклоны ея» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).
На утрене
по возгласе «Благословен Бог наш…» – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…», псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину[4].
Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае 3-й). Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 3-й.
По 2-м стихословии – седальны Триоди, глас 2-й.
Псалом 50-й.
Библейские песни «Господеви поем…».
Песнь 1-я – Октоиха 1-й канон[5] со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 6 (без ирмосов, песнь 1-я и 3-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 1-я).
Песнь 3-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов)[6].
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Неплодствовавший мой ум…».
По 3-й песни – малая ектения; седален вмч. Феодора, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Иже от Безначальнаго Отца…».
Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я).
Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я).
Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я).
На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону…».
По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.
Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я).
Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим…».
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо…».
На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)
Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов).
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую…».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава» – вмч. Феодора, глас 2-й: «Божественных даров…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая…».
«Благо есть…» (единожды)[7]. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.
Примечание.
На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет.
1-й час. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Заутра услыши…» со своими стихами (стих 1-й: «Глаголы моя внуши Господи…», и стих 2-й: «Яко к Тебе помолюся…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем…». Стихи часа: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…» – читаются[8]. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Скоро предвари…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный…». Хор (по обычаю): «Взбранной Воеводе…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.
3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» со своими стихами (стих 1-й: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…», и стих 2-й: «Не отвержи мене от лица Твоего…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная…». «Господь Бог благословен…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш…», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение…», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и предстательство…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже…», и начинается 6-й час.
6-й час. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шестый день же и час…» со своими стихами (стих 1-й: «Внуши, Боже, молитву мою…», и стих 2-й: «Аз к Богу воззвах…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения…». Чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю Святый…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову…»[9]. Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст…»; стих: «Принесите Господеви, сынове Божии…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соделал еси…», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему…», «И ныне» – Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил…», и начинается 9-й час.
9-й час. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час…» со своими стихами (стих 1-й: «Да приближится молитва моя…», и стих 2-й: «Да внидет прошение мое…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради…». «Не предаждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Видя разбойник…», «Слава» – ин тропарь: «Посреде двою разбойнику…», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.)
Изобразительны читаются: «Благослови, душе моя, Господа…», «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа…», «И ныне» – «Единородный Сыне…». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем…». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступите к Нему…», «Лик Небесный…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую…», «Ослаби, остави…», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.
Кондаки:
В храме Господском – кондак дневной, кондак вмч. Феодора. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дневной, кондак вмч. Феодора. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной, кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Чтец
: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).
И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь»[10]. «Приидите, поклонимся…» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и свт. Льва, папы Римского, глас 8-й – 3 (см. 18 февраля). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси…».
Входа нет. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»[10]. Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя…»; стих: «Боже, услыши молитву мою…». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа…»; стих: «Господи, не вознесеся сердце мое…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Первосвятая, Чистая…».
По Трисвятом – тропарь свт. Льва, папы Римского, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание.
После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»][12], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.
Примечание.
«Ведомо же да есть, яко в Палестине, еже есть во Иерусалимской стране, не прияхом от святых отец сотворяти совершенныя Литургии в среду и пяток сырныя седмицы, ниже Преждеосвященныя: в та бо два дни поем Аллилуиа с поклоны, вечер и утро, якоже выше речеся. По вечерни же в сих дву днех, ядим сыр и яица, единою днем разрешающе правила тетрадитов и яковитов» (Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную…», 2-е «зри»).
На малом повечерии
поется служба прп. Льва, еп. Катанского (с 20 февраля).
Примечание.
«Повечерие глаголем малое, и поем канон Минеи на ряду в субботу хотящаго прилучитися святаго» (ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера»). О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
Порядок тропарей и кондаков следующий:
В храме Господском, Богородицы, Архангелов или Предтечи – тропарь храма, тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…».
В храме Апостолов[13] – тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…».
В храме святого – тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…», тропарь храма[14]. «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…».
Литургия
в этот день не совершается.
Стихиры вмч. Феодора Тирона (глас 4-й: «Ревностию Божественною движимь…» и проч.) опускаются. По установившейся церковной практике, земные поклоны иерей совершает на амвоне перед царскими вратами. В Типиконе это Трисвятое называется «конечным». Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 435), из Октоиха поются оба канона (1-й – Креста, 2-й – Богородицы): в 1-й, 6-й и 7-й песнях – со ирмосом на 4 (ирмос 1-го канона единожды; каждый канон на 2); в 4-й и 5-й песнях – со ирмосом на 6 (ирмос 1-го канона единожды; каждый канон на 3). После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит. Сколько раз произносить «Благо есть…», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть…» один раз, а в постные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника, – два раза (см.: Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 435). См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339. В Типиконе о прокимне на великопостном богослужении перед паримиями на 6-м часе и на вечерне сказано: «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет: Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя… Чтец токмо скажет глас, прокимена же не глаголет…» (см. Типикон, «В туюжде среду сырную»). О данном указании Устава см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 212; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 436–437, 512, 523; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 848; Богослужебные указания на 1956 год для священно-церковнослужителей. М., 1955. С. 49; Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 54; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 40–41. На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой. Тропарь храма Апостолов опускается, так как заменяется дневным тропарем. Если храм свт. Николая, то его тропарь произносится один раз, как дневной.
← предыдущий день следующий день →
Студийский и Иерусалимский Уставы
Наибольшее распространение в христианском мире получили Студийский и Иерусалимский богослужебные Уставы. Хотя за историю Церкви их создано гораздо больше.
До 14 века широкое распространение имел Студийский устав (9 век). Его составителем признается преподобный Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря в Константинополе.
На Руси придерживаться Студийского устава стали с 1070 года. В Киево-Печерской Лавре его ввел преподобный Феодосий Печерский. Затем Устав переняли другие монастыри. С 14 века в Русской Православной Церкви стал употребляться Иерусалимский устав.
Первоначально Иерусалимский устав был составлен преподобным Саввой Освященным в 6 веке. Но во время нападения завоевателей подлинник был утрачен. Патриархом Софронием Иерусалимским (6 век) устав был восстановлен. Но с 8 по 11 век Святыми Отцами в него вносились дополнения.
В Православии богослужебный устав, разработанный для монашествующих, долго применялся и в приходских церквях. Со временем стало очевидно, что следовать монастырским требованиям в условиях обыденной жизни «в миру» невозможно. Большинство мирских людей работает и находиться на всех богослужениях в храме не представляется возможным. Особенно на длительных службах во время Великого поста. Это относится и к соблюдению строгого поста. По Уставу в первый день Великого поста предписывается полное воздержание от пищи. Работающим христианам и детям это не под силу (можно нанести вред здоровью). Поэтому поститься рекомендуется «по совести».
С 17 века эти требования стали постепенно сокращать. Порядок совершения богослужений в церквях для мирян приобрел современный вид.
«Для того, чтобы литургическое единство Церкви было соблюдено, богослужебный устав должен быть единым. Поэтому не может существовать отдельно «мирской устав» и «монашеский». За образец для подражания был избран «монашеский устав». В нем наиболее полно отражена святоотеческая традиция.
Ведь каждое слово в наших богослужебных книгах — драгоценный плод веры святых, сохранить который Церковь считает своей прямой обязанностью! Да и вообще, «свет для всех человеков— монашеское житие»… У кого же брать пример духовности мирским людям, если не у монахов?» (преподаватель Минского духовного училища Андрей Ахметши).
Богослужебные книги
Кроме книг Священного Писания (Евангелия, Апостола, Псалтири) для совершения церковных богослужений используются специальные церковно-богослужебные книги. В них содержатся богослужебные тексты (тропари, кондаки, стихиры, каноны и другие).
Священнослужители во время богослужений пользуются Служебником, в котором указаны чин вечерни, утрени и Литургии.
Чтецы и певчии на клиросе руководствуются Часословом. В нем приведены тексты молитв всех повседневных служб, за исключением Литургии.
Чинопоследование Святых Таинств (Крещение, Миропомазание, Венчание, Соборование, Исповедь) размещено в Требнике. Также в нем указан порядок других священнодействий, не вошедших в состав храмовых богослужений на каждый день. В их число входят отпевание и погребение усопших, освящение воды, молитвы на воцерковление ребенка и прочее.
Для совершения служб праздников, имеющих постоянную фиксированную дату, используются церковные сборники под общим названием Минеи.
В Месячную Минею включены службы святым на каждый день года. По количеству месяцев она разделена на 12 томов. В Общую Минею вошли песнопения целым ликам святых (пророкам, апостолам, мученикам и так далее). Ее используют в богослужении, когда отсутствует специальная служба конкретному святому. Праздничная Минея содержит в себе чинопоследования Великих Праздников.
Для подвижных праздников используется Триодь. Она бывает Простая (для дней Великого поста) и Цветная (для дней от Пасхи до девятого воскресенья после него). Название этих книг (Триодь) связано с тем, что они содержат в себе сокращенные каноны из 3-х песней (в обычном варианте канон состоит из 9 песней).
В Русской Церкви тексты изменяемых молитвословий на каждый день находятся в книге Октиох, состоящей из восьми разделов. В ней находятся песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней, кроме того, — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги), или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной недели.
Типикон: его предназначение
Подробное последование богослужения на каждый день для клироса и священнослужителей находится в Типиконе.
Слово «Типикон» происходит от греческого слова «Τυπικόν», что означает «образец». Появление первых Типиконов относится к 3-4 векам при появлении монашества в пустынях Египта и Палестины. Типикон считается общепризнанным богослужебным эталоном. Опираясь на него, в приходской храмах происходит частичное или полное сокращение богослужений на день (суточного круга). Это связано с тем, что сейчас в храмах ежедневно совершаются неуставные богослужения, то есть читаются акафисты, молебны, панихиды. Такая «свобода» иногда допускается Типиконом.
В Православном мире значимость Типикона настолько велика, что при посвящении в священные степени священнослужителями дается присяга на соблюдение Церковного Устава (Типикона). А в монастырях во время трапезы братии вместе с поучениями Святых Отцов происходит чтение отдельных глав Типикона.
В начале 20 века доктором церковной истории профессором Киевской духовной академии Михаилом Николаевичем Скабаллановичем была составлена книга «Толковый Типикон». В ней подробно изложена история написания богослужебного Устава с пояснениями отдельных частей Типикона.