По своему содержанию псалом 96 близок к 94 и 95 псалмам и относится к «песням воцарения». Он наполнен радостью и ликованием, прославлением качеств Господа и благословением Божьим. В нем обращаются ко всем живущим с призывом прославлять дела Господни. Он побивает врагов своих, рассеивает мрак, который его окружает.
В тексте псалма 96 автор призывает преклониться перед Господом других «богов», подразумевая «сильных мира сего», в том числе – исповедующих язычество и поклоняющихся языческим идолам.
Текст молитвы псалом 96
На богослужении все песнопения и молитвы звучат на церковнославянском или старославянском языке. Но псалом 96, славящий Господа, можно читать на русском языке, чтобы проникнуться высоким содержанием, пониманием величия Господа, наполниться радостью и благоговением перед ним.
На церковнославянском языке с ударениями
Псалом Давиду, егда́ земля́ его устрояшеся, не надписан у еврей,
1 Госпо́дь воцари́ся, да ра́дуется земля́, да веселя́тся о́строви мно́зи.
2 Облак и мрак о́крест его, пра́вда и судьба́ исправле́ние Престо́ла Его.
3 Огнь пред Ним предъи́дет, и попали́т о́крест враги́ Его.
4 Освети́ша мо́лния Его вселе́нную: ви́де, и подви́жеся земля́.
5 Го́ры я́ко воск раста́яша от лица́ Госпо́дня, от лица́ Го́спода всея́ земли́.
6 Возвести́ша небеса́ пра́вду Его, и ви́деша вси лю́дие сла́ву Его.
7 Да постыдя́тся вси кла́няющиися истука́нным, хва́лящиися о и́долех свои́х, поклони́теся Ему вси Ангели Его.
8 Слы́ша и возвесели́ся Сио́н, и возра́довашася дще́ри Иуде́йския, суде́б ра́ди Твои́х, Го́споди,
9 я́ко Ты Госпо́дь Вы́шний над все́ю земле́ю, зело́ превозне́слся еси́ над все́ми бо́ги.
10 Лю́бящии Го́спода, ненави́дите зла́я, храни́т Госпо́дь ду́шы преподо́бных Свои́х, из ру́ки гре́шничи изба́вит я́.
11 Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие.
12 Весели́теся, пра́веднии, о Го́споде и испове́дайте па́мять Святы́ни Его.
На русском языке
Псалом Давида, когда земля его устраивалась. Не надписан у евреев.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все, поклоняющиеся истуканам, хвалящиеся о идолах своих, – поклонитесь Ему, все Ангелы Его.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Использует
Иудаизм
Псалом 96 — второй из шести псалмов, прочитанных во время Каббалат Шаббат (Приветствуя Шаббат) оказание услуг.[8] Эти шесть псалмов представляют шесть дней недели, а Псалом 96 соответствует второму дню недели (понедельнику).[9]
Стихи 4 и 9 являются частью Селихот.[10]
Псалом 96 читается, чтобы усилить радость среди членов семьи.[11]
католицизм
Последние три стиха на латыни, Laetentur caeli, составляют предложение антифон, используемый в Масса Ночью для Рождество Господне.[12]
Когда и зачем читают псалом 96?
Потребность в молитве говорит о движении души, которая «изголодалась» по высокому слову, защите Господа, очищению от мирских забот. Чтобы понять, что такое псалом 96, и для чего его читают, необходимо проникнуться его содержанием, разобраться в основных событиях, о которых в нем идет речь.
Считается, что христианский псалом 96 – надежная молитва от магии и колдовства. Его чары разрушаются от перечисления достоинств Господних, его силы и мощи. И тот, кто верит и славит Господа, получает от него защиту от злых сил.
Автор уверен, что качества Господа, о которых узнает весь мир, приведут к распространению веры по всей земле, а значит – его земному царствию.
Чтение направлено на устрашение врагов и нечестивцев. Они, вместе с колдунами и магами, сгинут от гнева Божьего. А защиту получит тот, кто свято верит и служит Богу.
Чтение псалма 96 эффективно для усмирения гордыни власть имущих и получения защиты Господней от тех, кто поклоняется идолам и нарушает законы Божьи.
В повседневной жизни молитву читают, чтобы защититься от злых слов и помыслов, от колдовства и негативного магического воздействия. Ее слова, обращенные к Богу, являются верной защитой Господа.
Музыкальные настройки
Призывая петь, Псалом 96 перефразировали в гимны и часто ставили на музыку. Гимны, относящиеся к псалму, включают «1901 год».Это мир моего отца»Рождественский гимн»Радость для мира», и» Спой Господу новую песню «.[13]
Композиторы эпохи барокко:
- Генрих Шютц установил Псалом 96 на немецком языке «Singet dem Herrn ein neues Lied» для хора в составе его сочинения Псалтырь Беккера, SWV 194.[14]
- Клаудио Монтеверди установить мотет Кантате Домино
- Николя Бернье установить мотет Кантате Домино
(дата неизвестна)
- Жан Дефонтен установить мотет Кантате Домино
JeD .7 (дата неизвестна) - Марк-Антуан Шарпантье установлен в 1680 году Кантате Domino canticum novum,
В 176 - Мишель-Ришар де Лаланд установить великий мотет Кантате Домино
С.55 (1699) - Жан-Жозеф Кассанеа де Мондонвиль установить великий мотет Кантате Домино
в 1743 г. - Гендель поставил псалом около 1712 года,[15] и движение его Гимны Чандоса
в 1717 или 1718 гг.[16] - «Laetentur caeli» был создан Орланде де Лассус на четыре части,[17] и по Джованни Бассано для двойного хора,[18] среди прочего.[19]
В 19 веке, Мендельсон цитируется из Псалма 96 в части 10 его хоровой симфонии Лобгесанг
на библейские тексты в 1810 году. Чешский композитор Антонин Дворжак процитировал псалом в сочетании со стихами Псалом 98, в заключительном движении его
Библейские песни
1894 г.[20]
В 20 веке Золтан Гардони установить Псалом 96 как часть трех мотеты на немецком языке «Singet dem Herren» для смешанного хора а капелла, вместе с финской песней и Псалом 23, опубликовано Schott.[21]Джеймс Макмиллан написал «Новую песню» в 1997 году со словами, взятыми из этого псалма.[22]
Музыка, вдохновленная псалмом, также включает госпел-блюз от Слепой Вилли Джонсон, «Церковь, я сегодня полностью спасен»,[23] по мотивам гимна «Сегодня полностью спасены».[24]
Толкование
Чтобы в полной степени ощутить важность и эффективность псалма 96, нужно понимать смысл молитвы, получить необходимое толкование стихов. Тогда она поможет в трудные моменты жизни и будет способствовать осознанию величия Господа.
Автор псалма призывает каждому понять, разобраться, кому и для чего он открывает свою душу. Не царят ли в ней идолы, смущающие человека и уводящие от истинной веры.
- Стихи 2-7: Даётся описание величия Господня. И, несмотря на то что «облако и мрак окрест Его», он вершит правый суд. При этом имеется в виду не только природный, но и социальный мрак. И только правосудие Божие, которое и является «основанием престола Его», способно рассеять мрак ложных представлений о жизни. И каждому в этой жизни воздастся по заслугам его. Избежать Суда Господня не удастся никому, ведь «Пред Ним идет огонь» небесный (громы и молнии, от которых сотрясается земля). От этого огня тают горы, и все народы могут видеть силу Божью и славу Его. Автор восхищен могуществом Бога, радость наполняет его душу и он призывает возрадоваться вместе с ним и наполнить душу верой в могущество Бога. Он призывает и земных «богов» — представителей «сильных мира сего», отказаться от поклонения идолам и обратиться к единственно правильной и спасающей вере в Бога. И помнить, что всех ждет Страшный суд. И над всеми богами царит единственный — Господь.
- Стихи 8-9: Радость, царящая среди евреев, обоснована и понятна: они счастливы проявлением Божественной помощи, повергающей громами и молниями их врагов и дарующей им свободу. При толковании этой части обращается внимание, что под именем Сиона можно подразумевать Иерусалим, а в радующихся «дочерях» узнать другие города Палестины.
- Стихи 10-12: В этих стихах псалма автор напоминает, что только любовь евреев к Богу станет залогом их счастья. Поэтому так важно хранить веру в Бога и славить его. Благоговение, которым наполнен писатель молитвы, связано уверенностью в том, что вера в Бога позволит иудеям найти защиту Господа, который направит их по верной дороге.
(5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Псалтирь, Псалом 92
92 Вся группа псалмов с 92 по 99 в еврейской Библии не имеет надписания имени автора, в греческой же Библии и в Вульгате семь последовательных псалмов, начиная с 92 и кончая 98, приписываются Давиду, 99-й же псалом и в этих Библиях надписания имени автора не имеет. Во всех этих псалмах нет никаких исторических указаний на время их написания. Но между ними много общего, это — благодарственно-хвалебный тон изложения, воспевание величия Бога, изображение ожидаемого наступления Его царства и, отсюда, обращение к людям о следовании и послушании Ему. Все это указывает на происхождение псалмов из одной эпохи и заставляет предполагать одного и автора их. Из того, что содержание псалмов представляет большое сходство с пророчествами Исаии, изложенными в последней части (40-66 гл.) его книги (см. об этом у свящ. Вишнякова. Происхождение Псалтири. С. 441-442), написание псалмов нужно относить ко времени, близкому пророку Исаии. В псалмах нигде не говорится о разрушении Иерусалима, опустошении Иудеи языческими народами, разрушении храма, это — с одной стороны, с другой — в писателе псалмов виден подъем религиозного чувства, соединенный с верой в наступление царства Господа, каковую (веру) он проповедует всенародно, с целью вселить и привить ее своим соотечественникам и тем содействовать их духовному возрождению; из всего этого можно думать, что временем написания псалмов могла быть такая эпоха, когда еще признаков близкой гибели Иудеи не было видно и когда в религиозно-нравственной жизни народа замечался подъем, вызвавший и сделавший возможным появление означенных псалмов. Такой же эпохой была лишь одна, это — время царствования Иосии, при котором был найден и читан всенародно автограф закона Моисеева, с проповедью которого ходил пророк Иеремия в народ, и при котором усиленные заботы царя были направлены на восстановление истинного богослужения и религиозно-нравственное возрождение народа. Для благочестивых поэтов это время было самым благоприятным для псалмопения и составления гимнов.
92 92 псалом по греческому тексту, равно как и в Вульгате, называется предсубботним, что указывает на время его богослужебного исполнения. Псалом и теперь в молитвенниках иудейских стоит как утренняя молитва в пятницу. Дальнейшее продолжение надписания — «когда населена земля», — указывающее, по-видимому, на связь содержания псалма с библейским повествованием о пятом дне творения мира, когда появился и венец творения — человек, на самом деле такой связи не имеет.
92 Господь всемогущий и вечный — есть Царь мира, поэтому Вселенная «не подвигнется» (1-2). Реки и моря поднимают свои волны, но они ничтожны пред Богом (3-4). Все обетования Его исполнятся и дом Божий не сокрушится (5).
92:1 Господь изображается могущественным Царем Вселенной, которая существует и управляется по Его непреложным законам. Никто этих законов, кроме самого Господа, изменить не может, поэтому Вселенная «тверда». Она не может «подвигнуться», никаких изменений на ней не может произвести никакое ограниченное существо, если на то не будет воли Господа, а так как при своем всемогуществе Господь и вечен, то такой порядок строения жизни мира тоже вечен и неизменен (2).
92:3-4 Под возвышениями волн речных и волн морей нужно понимать враждебные движения во время царя Иосии и которые могли угрожать многими опасностями и военными столкновениями с ними и Иудее. Иосия сознавал слабость своих военных сил для отражения врага и успешной борьбы с ним, но вера в помощь Господа подкрепляла его и эту веру он хотел привить в лице автора псалма всему народу, когда говорил, что Господь «силен паче шума волн», что при божественной помощи евреям нечего бояться многочисленных и сильных врагов.
92:5 Если евреи будут верны завету с Богом, то враги не в состоянии причинить зло как самому народу, так и святому храму. Это потому, что Господь верный своим обетованиям, данным евреям, обладает, как всемогущий, и силой всегда их исполнить; силы же врагов — ничто пред Ним.
93 По надписанию, псалом пелся в четвертый день недели, т. е. в среду. Слова закона Моисеева, прочитанные пред Иосиею и народом, исполнили этого благочестивого царя ревностным желанием восстановить среди своих подданных жизнь, согласную с заповедями Господа, грубо попираемыми и забытыми к данному времени. Неизвестный писатель этого псалма проникнут тою же святою ревностью, почему и обращается к евреям со словами обличения и увещания.
93 Восстань, Господи, на суд над нечестивыми, производящими насилие над слабыми и беспомощными в надежде, что Господь их не видит (1-7). Такая надежда — невежественна: неужели Бог, давший человеку зрение, слух и разум, не знает суетных мыслей нечестивых и не видит их дел (8-11)? Блажен тот, кто слушает обличения Господа, за это он получит награду, а нечестивый погибнет (12-13). Если народ будет жить в согласии с законом, то он не будет отринут Господом, любящим правду (14-15). Да и на кого, кроме Господа, может быть возлагаема надежда? Если бы не Он, то гонимый праведник погиб бы. При увеличении бедствий даже утешительные обетования Господа способны подкрепить праведника (16-19). Там же, где Господь явится на защиту, исчезнут все противящиеся Его закону. В Нем праведник найдет твердую опору, а нечестивых за их злодейство Он истребит (20-23).
93:1 Писатель молит Господа явить себя пред нечестивыми «Богом отмщения», т. е. не попускать более их делам, не снисходить к нечестивцам, но явиться пред ними мстителем за постоянно попираемую ими правду.
93:3-5 Нечестивые главенствуют на земле, они не знают препятствий для выражения и проявления своих хищных и греховных наклонностей, так что все наследие Божие, т. е. праведники, страждет от них.
93:6-7 Над бедными и беззащитными («вдову и пришельца») они чинят насилия, причем верят в свою безнаказанность, отрицая божественное всеведение и действие Его суда на земле. Они говорят «не увидит и не узнает Господь».
Нечестивые здесь представляются знающими закон о вдовах и пришельцах, данный через Моисея, поэтому под ними нужно разуметь не языческие народы, угнетавшие евреев, как иногда толкуется это место и на основании такого понимания псалом относят ко временам наступления плена вавилонского, но развращенных евреев, которые сознательно попирали закон Божий. Это нечестие было сильно распространено и являлось главным злом, подрывавшим спокойствие внутренней жизни еврейского народа.
93:8-11 Писатель обращается со строгим словом вразумления к таким нечестивцам. Они рассчитывают на безнаказанность в своих действиях потому, что думают, будто Господь не увидит их поступков. Такое рассуждение показывает только их крайнее невежество. Человек обладает зрением, слухом и разумом, которыми он пользуется как средствами и орудиями познания мира и соответственно с добытым знанием располагает свою жизнь и поступки. Если же человек знает, видит и понимает все, его окружающее, то разве можно думать, что Господь, давший ему эти средства познания, не видит и не знает, что делает его творение?
93:12-13 Вера в то, что Господь все видит и знает, вселяет в писателя уверенность, что преобладание на земле нечестивых — временно, как временно и страдание праведников, что настанут на земле бедствия, как выражение гнева и суда Божия, и тогда нечестивый погибнет, а праведник будет в покое, т. е. награжден Богом.
93:15 Суд возвратится к правде. Значение суда на земле в том, чтобы проповедовать правду в своих решениях и защищать невинных. При главенстве на земле нечестивых это значение суда исказилось: в нем нет правды. Когда же придет Господь, то Он возвратит суду попранную правду наказанием нечестивых и установлением на земле господства благочестивых, которые тогда и сделаются достойными судиями и проводниками ее.
93:17 На своем примере писатель доказывает проявление божественного действия в мире: если бы Господь не помогал ему, то он давно бы погиб («вселиться в страну молчания» — снизойти в шеол, т. е. умереть). Очевидно, писатель был ревностным обличителем нечестивых, за что с их стороны вызывал постоянные преследования и покушения на его жизнь. Свое спасение от них он приписывает непосредственной защите Господа, которая является для него фактическим доказательством, что Господь управляет жизнью и следит за ее ходом. Если же это действительно так, то и возможно и непременно будет восстановлена на земле правда и истинный суд, о котором он говорил ранее (см. 15 ст.
).
93:19 Утешения Твои услаждают душу мою — обетования, данные Богом в законе о том, что нечестивый непременно будет наказан, а праведник награжден, служили писателю подкреплением и ободрением во время усилившихся его бедствий.
Эту веру свою в восстановление на земле правды и суда он старается вселить и в других, когда в последующих стихах говорит, что Господь истребит всех, живущих злодейством.
94 Этот псалом в еврейской Библии не имеет надписания, на что указано и в славянской Библии, причем добавление «хвала песни Давидовы», как мы увидим, должно быть понимаемо в смысл: хвалебная песнь по образцу Давидовых.
94 В псалме изображается необыкновенное народное ликование религиозного характера, выражавшееся в пении хвалебных и благодарственных гимнов Богу. Сущность и причина торжества заключалась в откровении божественной воли всему народу (см. конец 7 и 8 ст.). Такой подъем в народе религиозного энтузиазма можем найти только во время Иосии, когда он восстановил истинное богопочтение и когда найденный первосвященником Хелкией автограф закона Моисеева был прочитан всенародно. Со временем Давида (как думают некоторые) содержание псалма не имеет связи: тогда не было всенародного откровения воли Божией и такого общего, чисто религиозного ликования по этому поводу. Кто был писателем псалма, точно не известно, может быть сам Иосия.
94 Весь псалом — хвалебно-благодарственная песнь Богу за откровение Его воли народу, причем последний приглашается автором к сердечному и постоянному следованию Его заповедям.
94 Придите для славословия Господа, царя над всеми богами, творца земли, гор и морей (1-5). Будем молиться пред этим великим Господом, который есть Бог наш, а мы — овцы его паствы (6-7). Если бы нам сейчас послушать Его зова: «не оказывайте мне непослушания, как то было в пустыне, когда Я осудил вас на сорокалетнее странствование!»
94 Полный религиозного воодушевления автор приглашает всех евреев торопиться исповедывать, восхвалять Бога гимнами в торжественном славословии.
94:3-7 Предмет воспевания велик: это — Бог, Творец всего мира и его Господин. Он же и Бог преимущественно евреев, которых пасет, как пастух овец. Такое отношение Бога к еврейскому народу открывается из всей его предыдущей истории, равно из дарования закона, данного только ему, чем ясно свидетельствуется, насколько Господь любит и выделяет евреев из всех других народов.
94:8-11 По указанной причине еврейский народ должен дорожить благоволением такого великого Существа, и («о, если бы вы ныне послушали гласа Его») когда услышит чтение закона, то усвоить его глубоко, и покорно подчиниться указаниям божественной воли, но не поступать по образцу предков, оказавшихся грубыми, маловосприимчивыми («не ожесточите сйрдца») к Его словам, а потому и прогневлявших Его своими поступками после исхода из Египта (имеется в виду их неоднократный ропот на Моисея и на Бога), когда Господь совершал им много чудес («видели дело Мое»). Мерива — название местности, где был бунт евреев в пустыне Рефидиме (Исх 17:1-7
), которую Моисей назвал «Мерива», что значит — ропот. Господь осудил их на сорокалетнее странствование и назначил погибнуть всем, которые «заблуждают сердцем», постоянно обнаруживали недостаток веры. Относительно последних Господь произнес суровый, но справедливый и вынужденный их поведением приговор — не войти им в Палестину («что они не войдут в покой Мой»), назначенную местом для их постоянного, покойного и самостоятельного существования.
Наследование Палестины обусловливалось точным и постоянным соблюдением евреями всего закона Моисеева. Всенародное чтение закона при Иосии давало возможность каждому еврею ознакомиться с волей Бога и уже от желания его зависело — следовать ей или нет, а вместе с тем — наследовать Палестину, или быть лишенным ее. В Посл. к Евр. (Евр 3:7-11
) означенному факту придается мессианский смысл. Во всенародной проповеди Иосии заключается предызображение благодатных времен христианской эры, когда учение Христа всенародно оглашается, когда каждый может знать волю Господа, а соответственно отношению к этой воле — наследовать или потерять место покоя, новозаветную Палестину — блаженство с Богом, рай.
95 Означенный псалом с значительными вариантами приводится в 1 Пар 16:3-36
, как петый Давидом во время перенесения ковчега завета. По окончании псалма народ ответил: «аллилуйя». Последний термин известен стал только из кн. Паралипоменон, где он в первый раз и приводится, в богослужебное же употребление у евреев он вошел не ранее, как только перед временем плена вавилонского, если даже не во время самого плена. Последнее обстоятельство указывает, что народ на молитву Давида не мог ответить подобным выражением, т. е. кн. Паралипоменон в данном случае не отличается буквальной достоверностью свидетельства, а посему и переданная выше молитва Давида, представляющая такое большое сходство с Пс 95, не может служить непреклонным доказательством, что он (95 Пс) есть непременно произведение Давида, особенно тоже ввиду его большого сходства с кн. пророка Исаии (см.
95:1
—
Ис 42:10
;
Пс 95:8
—
Ис 42:12
;
Пс 95:10
—
Ис 43:15
;
52:7
;
Пс 95:11-12
—
Ис 42:10-11
;
49:13
;
55:12-13
) и ввиду того, что пред ним нет слова «сие» (заменяющего выражение — «следующее»), обычно употребляемое пред подлинными словами какого-либо лица. Может быть, что писатель Паралипоменон (вероятно, Ездра) приведением содержания этого восторженно-хвалебного псалма хотел лишь указать на характер славословия Давида, как и приписыванием народу произнесения аллилуйя свидетельствовал только об энтузиастическом настроении последнего. Поэтому надписание греческой и латинской Библий, называющих Давида автором, можно понимать как указание, что составитель этого псалма подражал хвалебно-благодарственным песням Давида. Дальнейшие слова надписания «на построение дома» (в Вульгате и у LXX-ти добавлено «после плена») указывают лишь на особенно усиленное употребление псалма после плена при построении второго храма. Впрочем это надписание приложимо и ко временам Иосии царя, при котором тоже произошло возобновление и восстановление правильного порядка богослужения при храме, как бы новое его построение.
95 Вся земля приглашается писателем воспевать и восхвалять Господа, как единого и истинного Бога, пред Которым ничтожны идолы язычников, К этой хвале Господу приглашаются и все племена и все народы (1-7). Несите дары Господу во святилище и возвестите народам, что Господь воцарился, а с Ним вместе — правда (8-10). Пусть, поэтому радуется вся земля, дубравы, моря и поля, так как Господь идет судить землю (11-13).
95:1 Под «песнью новой», к которой приглашает писатель псалма всех евреев, нужно разуметь хвалебно-благодарственные. Новы они потому, что наполняют евреев новым радостным настроением, вселяя веру в лучшее будущее. Эта вера является началом новой жизни, жизни в согласии с божественным законом, который был забыт ранее, а теперь, с воцарением Иосии, стал проповедоваться и проводиться в жизнь.
95:2-6 Знакомство с этим законом, равно как с историей прошлой жизни евреев, раскрывает наглядно пред людьми величие обетований Божиих своему избранному племени, а вместе с тем и бесчисленные факты чудесного водительства, которые показывают, как велик Господь и как Он любит свой народ. От истинного еврея теперь требуется «благовествовать», провозглашать об этих делах («спасение») Господа, среди всех народов возвещать Его чудеса, так как последние ясно свидетельствуют, что Иегова единый, истинный и страшный по могуществу Бог, тогда как боги других народов — простые изделия человеческих рук, безжизненные идолы. Вера и преданность этому великому Богу обеспечит покойное существование народа и вызывает в писателе приглашение к новым песням, к новому настроению не грустному и опасливому за свое поэтическое благосостояние и самостоятельность, а полному веры в Бога и хвалебному.
95:7 Уверенность, что Бог защитит свой народ, побуждает писателя приглашать к добровольному подчинению Богу и благоговейному отношению к Нему и все языческие народы.
95:11-13 Так как Господь есть царь всего мира, то тогда, когда Он придет судить весь мир, на земле будет восстановлена правда, теперь попираемая людьми и народами. Писатель ожидает и молит Бога об этом пришествии и свою радость приглашает разделить и всю природу: моря, реки, поля, леса. Такое приглашение говорит о необыкновенной глубине и силе чувства, переживаемого писателем.
Все это радостное и бодрое содержание псалма отвечает времени царя Иосии, когда открытый и прочитанный им автограф закона Моисея наполнил его с одной стороны чувством огорчения при виде нестроения настоящей жизни своих подданных, далекой от нарисованного в законе идеала, с другой — преисполнил его ревностью об очищении жизни, вселял уверенность, что Господь не даст погибнуть этому кающемуся и исправляющемуся пред Ним народу.
96 96 псалом представляет большое сходство с Пс 94
и как в содержании, так и в тоне изложения, полном восторженной хвалы Богу. Сходство его с содержанием кн. пророка Исаии, указывает на его зависимость от первой и определяет время происхождения псалма не ранее написания пророком последней части его. Так как здесь не говорится о разрушении Иерусалима и храма, то написан он до времени наступления плена вавилонского. Псалом полон торжественного ликования, подъема религиозного чувства, что говорит за соответствующие радостные факты из религиозной жизни в народе. Таким временем было царствование Иосии, восстановившего истинное богослужение, и надписание «об устроении земли» можно понимать как устроение религиозное, а не политическое.
96 Господь — царь всего мира. Да радуются все народы. Окрест Его — мрак; правда — основание Его престола (1-2). Он уничтожит всех своих врагов, пред Ним трепещет вся земля (3-5). Небеса возвещают Его правду, видимую всеми народами (6-7). Народ еврейский радуется величию Господа над всеми богами (8-9). Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага (10-12).
96:1 Господь есть царь над всеми богами и всем миром. Этому должны радоваться не только евреи, но и «острова», все языческие народы, часто обозначаемые этим образом.
96:2-7 Описание необыкновенного величия Господа. Облака и мрак окрест Его. Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; правда и суд основание престола Его — правосудие и определение — основание Его власти («престола»), т. е., в основании Его господствования лежит должное каждому мздовоздаяние, которое строго определено и не может быть отменяемо. Пред Ним идет огонь — огонь обладает свойством все уничтожать, вместе с тем он является и символом очищения, т. е. Господь уничтожит всех своих врагов, но только тех, которые того заслуживают, уничтожит все нечистое, противное Ему. Одним из проявлений такой силы и суда Бога над противниками своими является молния и гроза, от которой содрогалась земля. Горы таяли от Него, вероятно, разумеются сильные потоки дождя с горы, сносившие с собою много каменьев. Все народы видят славу Его — явление грозы, как выражение божественного правосудия («небеса возвещают правду Его») было известно всем людям. Эти явления наглядно показывали всемогущество Бога и Его достоинство; пред Ним ничтожны идолы, почему писатель и приглашает все народы признать и исповедывать только Единого Бога Иегову. К возданию поклонения Единому Богу писатель приглашает вместе с людьми и богов. Под богами разумеются цари и князья народов. У LXX-ти приглашаются к поклонению ангелы («все боги» — по переводу LXX-ти: все ангелы Его). Так как ангелы, как существа бесплотные, непрестанно и невидимо всегда служат Богу и покланяются Ему, то под поклонением, о котором говорит псалмопевец, нужно разуметь поклонение видимое, пред всем миром, а это будет только при Страшном суде. Отсюда данное место псалма в понимании его писателя расширяет свой смысл, получая пророческий характер: могущество Бога над миром, проявляемое в грозах, заключает прообраз общего суда Бога над всем миром и всеми Его противниками.
96:8-9 Такое чудесное проявление божественной помощи евреям, обнаружившееся в грозных явлениях природы над их врагами язычниками, о чем свидетельствует их история, дарованием им победы, наполняло весь Сион необыкновенной радостью, в которой принимали участие и девушки составлением и исполнением хвалебно-благодарственных песен. (Под Сионом можно разуметь еще Иерусалим, а под дочерями — другие города Палестины, т. е. радость была всеобщая.)
96:10-12 Из этих фактов божественного покровительства писатель псалма делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в этом залог их счастья («свет сияет»); описанные же случаи чудесной помощи, как памятники божественной святости («память святыни») и ничтожества идолов должны быть воспеваемы («славьте»).
Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму.
использованная литература
- Рубин 2005, п. 284.
- Нульман 1996, п. 307.
- «Мидраш Техиллим / Псалом 96» (PDF). matsati.com. Получено 6 января 2022.
- ^ аб
«Сокровищница Давида Чарльза Х. Сперджена». Christianity.com. 2019 г.. Получено 7 января 2022. - Коул, Стивен Дж. (2009). «Псалом 96: Поклонение, свидетельство, ожидание». bible.org
. Получено 7 января 2022. - Генри, Мэтью (2019). «Библейский комментарий Мэтью Генри». Christianity.com. Получено 7 января 2022.
- Ховард-младший, 1997 г., стр. 141–4.
- Кадден, Брюс; Кадден, Барбара Биндер (2004). Обучение тефилы: идеи и упражнения в молитве
. Дом Бермана. п. 87. ISBN 0867050861 . - Нульман 1996, п. 225.
- Браунер, Реувен (2013). «Шимуш Песуким: Полный указатель литургического и церемониального использования библейских стихов и отрывков» (PDF) (2-е изд.). п. 44.
- «Эмоции / Страх / Поведение». Daily Tehillim
. Получено 6 января 2022. - «Gregorian Propers • Сен-Рене Гупиль Постепенный». Водораздел Корпус-Кристи
. Получено 4 февраля 2022. - Гимны для Псалма 96 hymnary.org
- Schütz, Heinrich / Der Beckersche Psalter SWV 97a-256a Bärenreiter
- О пойте Господу новую песню, HWV 249a (Гендель, Джордж Фридрих): Очки на Проект международной музыкальной библиотеки
- Г. Ф. Гендель: «Приходите, давайте споем Господу», H. 253 (Chandos Anthem Эммануэль Музыка
- Laetentur coeli (Орландо ди Лассо): Бесплатные оценки в Хоровая общественная библиотека (ChoralWiki)
- Laetentur coeli a 8 (Джованни Бассано): Бесплатные оценки в Хоровая общественная библиотека (ChoralWiki)
- Laetentur caeli: Бесплатные оценки в Хоровая общественная библиотека (ChoralWiki)
- «Библейские песни». antonin-dvorak.cz
. Получено 11 сентября 2016. - «Три мотета». Schott. 2011. Получено 31 августа 2011.
- «Джеймс Макмиллан — Новая песня». Boosey & Hawkes
. Получено 23 июн 2022. - Вирц, Стефан. «Дискография Слепого Вилли Джонсона». Получено 10 февраля 2015.
- «Полностью сохранено сегодня». hymnary.org
. Получено 31 января 2015.
Ссылки [ править ]
- Перейти
↑ Rubin 2005 , p. 284. - Nulman 1996 , стр. 307.
- «Мидраш Техиллим / Псалмы 96» (PDF) . matsati.com . Проверено 6 января 2022 .
- ^ a b «Сокровищница Давида Чарльза Х. Сперджена» . Christianity.com. 2022 . Проверено 7 января 2022 .
- Коул, Стивен Дж. (2009). «Псалом 96: Поклонение, свидетельствование, ожидание» . bible.org
. Проверено 7 января 2022 . - Генри, Мэтью (2019). «Библейский комментарий Мэтью Генри» . Christianity.com . Проверено 7 января 2022 .
- Говард Jr. 1997 , стр. 141-4.
- * Вюртвайн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Родса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидса, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс . С. 35–37. ISBN 0-8028-0788-7. Проверено 26 января 2022 .
- * Шюрер, Эмиль; Вермес, Геза; Миллар, Фергус (2014). История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа: Том 3.I . A&C Black. п. 497. ISBN. 9780567604521.
- Кадден, Брюс; Кадден, Барбара Биндер (2004). Обучение тефилы: идеи и упражнения по молитве . Дом Бермана. п. 87. ISBN 0867050861.
- Nulman 1996 , стр. 225.
- Перейти
↑ Brauner, Reuven (2013). «Шимуш Песуким: Комплексный указатель литургического и церемониального использования библейских стихов и отрывков» (PDF) (2-е изд.). п. 44. - «Эмоции / Страх / Поведение» . Daily Tehillim
. Проверено 6 января 2022 . - «Григорианский Propers • Постепенный Сен-Рене Гупиль» . Водораздел Корпус-Кристи
. Дата обращения 4 февраля 2022 . - Laetentur coeli (Орландо ди Лассо) : Бесплатные партитуры в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Laetentur coeli a 8 (Джованни Бассано) : Бесплатные партитуры в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Laetentur Caeli : Бесплатные оценки на библиотеке Public Domain хорового (ChoralWiki)
- O Пойте Господу новую песнь, HWV 249a (Гендель, Георг Фридрих) : результаты на международной музыкальной Score Library Project
- ↑
Г. Ф. Гендель: «Приходите, давайте споем Господу», H. 253 (Chandos Anthem 8), Emmanuel Music - Шютц, Генрих / Der Beckersche Псалтырь SWV 97а-256A Bärenreiter
- Singet dem Herrn, TWV 1: 1748 : партитуры в Международном музыкальном проекте библиотеки партитуры
- RISM № 150204809 ; RISM No. 452014932
- Singet dem Herrn ein neues Lied (Георг Филипп Телеман) в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Георг Филипп Телеманн — Каталог TWV — 02–15: Cantates diverses — 07. Psaumes на сайте www .musiqueorguequebec .ca .
- RISM № 452513236
- «Библейские песни» . antonin-dvorak.cz
. Проверено 11 сентября +2016 . - «Три мотета» . Шотт . 2011 . Проверено 31 августа 2011 года .
- «Джеймс Макмиллан — Новая песня» . Boosey & Hawkes
. Проверено 23 июня 2022 . - Гимны Псалма 96 hymnary.org
- Wirz, Стефан. «Дискография Слепого Вилли Джонсона» . Проверено 10 февраля 2015 года .
- «Полностью сохранен сегодня» . hymnary.org
. Проверено 31 января 2015 года .
Источники
- Ховард-младший, Дэвид М. (1997). Структура Псалмов 93–100
. Айзенбраунс. ISBN 9781575060095 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Нульман, Мэйси (1996). Энциклопедия еврейской молитвы: ашкеназские и сефардские обряды
. Джейсон Аронсон. ISBN 1461631246 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Рубин, рав Иссахар Дов (2005). Талелей Орос: Молитвенная антология
. Feldheim Publishers. ISBN 9781583307618 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)