Что важнее для усопших проскомидия или обедня. Отличия проскомидии от молитвы за здравие и за упокой

Проскомидия — предваряющая часть в служении Божественной Литургии.

В момент Проскомидии приготовляют вино и хлеб, чтобы совершить в будущем Таинство Причащения.

Для проскомидии используют пять хлебов — просфор, из которых копием — обоюдоострым ножом с треугольным лезвием — вынимают части.

Первая просфора — Агничная — служит приготовлению Агнца.

Вторая — Богородичная — для приготовления частицы в память Матери Божией.

Третья — девятичинная — для приготовления девяти частиц — священных символов девяти ангельских чинов, а также для поминовения ; провозвестников Божьей воли — пророков; учеников Иисуса Христа — апостолов; святителей — святых из епископского чина; мучеников; преподобных — совершивших монашеский подвиг; бессребренников; равноапостольных — прославившихся распространением христианского учения — и составителей Литургии.

Четвёртая просфора служит для приготовления двух частиц в память о здравствующих патриархах, других священнослужителей и государства, людей его населяющих, власти и государственного воинства. Из неё же вынимают частицы для поминовения живущих людей (о здравии).

Пятая просфора служит для вынимания частиц в память об усопших (о душ упокоении).

Все вынутые частицы помещают на тарель для Агнца, или дискос, и символизируют единую христианскую церковь, где все вместе и все живы.

Проскомидия о здравии — это упоминание во время Литургии — Таинства — имени христианина вместе с выниманием частицы просфоры. Частицы для поминовения живущих (об их здравии) вынимают из четвёртой просфоры.

Такое упоминание обладает чрезвычайной силой, особенно если оно заказано как сорокоуст — поминание в течение сорока ежедневных Литургий.

Проскомидия о здравии помогает человеку преодолеть душевные искушения, беспокойство, разрешить тяжёлые вопросы, справиться с болезнью и главное — очиститься от грехов, так как по завершении обряда все частички просфор, вынутые за живущих и упокоенных, опускают в сосуд с Христовой Кровью с молитвою об омовении грехов их.

Проскомидия за упокой — это поминовение во время Литургии имени упокоенного христианина вместе с выниманием частицы из пятой просфоры. Частицу погружают в потир — сосуд с Кровью Христовой, принося Господу бескровную очистительную жертву.

Этим действом душа освящается и получает благодать, с неё . Особенной силой обладает сорокоуст — поминание на протяжении сорока проскомидий.

Панихида — специальная служба поминовения усопших. Она совершается по определённым дням — на первом дне по смерти, третьем, девятом, сороковом, в день именин, рождения, день смерти (годовщины).

Проскомидия — поминовение во время Литургии, священного Таинства. Это поминовение совершается во всякое время и помогает душе смыть грехи, накопленные в мирской (земной) жизни, обрести успокоение. Лучший вариант поминовений — это поминовения во все моменты богослужений, которые к этому предусмотрены.

Проскомидия от обедни (Литургии) отличается временем поминовения и обрядностью. Во время проскомидии поминают, вынимая частицы просфоры, а во время обедни поминают на ектении и пения «Достойно есть», по запискам. Делают это вслух — гласно — или тайно.

В традиции идеальным считается поминовение во все моменты богослужения, которые к этому предназначены. Особой же силой какое-то из поминовений друг от друга не отличается: как говорит журнал «Фома», рассказы о действенности какого-то именно поминовения — наследие язычества, магизма, предрассудков.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Практически невозможно знать все нюансы и особенности священнодействия в православной вере. Разобраться во всех тонкостях очень сложно, на что понадобиться много времени, сил и терпения.Что такое проскомидия в православии – давайте вместе разберемся в этой статье.

Проскомидия о здравии что это

В православной вере наиболее важной во время службы в церкви является литургия или обедня, во время которых осуществляется таинство причащения. Для проведения этого обряда требуется вино красных сортов, просфора или ломтик хлеба.

  • Необходимые составляющие обряда подготавливаются заранее, по-особенному. Священник, совместно с дьяконом, облачаются в священную нарядную одежду и на алтаре совершают обряд, в течение которого читают специальные молитвы. Стоит отметить, что проскомидии бывают как о здравии, так и об упокое.
  • Для проведения обряда необходимы просфоры и вино красного сорта. Именно эти продукты во время установления таинства употреблял Иисус. С древних времен для приготовления хлеба священного прихожане приносили в церковь различные сорта хлеба, из которых выбирались наилучшие, используемые во время церковных действий.
  • Оставшиеся хлебобулочные изделия служители церкви употребляли во время трапезы дружеской, которая в обязательном порядке случалась по завершению литургии.
  • На прием пищи приглашались все прихожане храма. Также в храм люди приносили масло, вино, сахар, ладан и много других продуктов питания, просто необходимых для приготовления трапезы. Все эти дары назывались просфоры на проскомидии.

В современном мире все обстоит немного иначе. Идя в церковь, прихожане не берут с собой разные яства, а просфорой принято называть хлеб, который самостоятельно выпекают жженый священников.

История формирования богослужения

Слово «проскомидия» с греческого языка можно перевести как приношение. В первые века христиане приносили хлеб для богослужения.
Священник молился над ним, изымал частичку о здравии или за упокой душ, а остальной хлеб возвращался тому, кто его принес, либо раздавался больным, нищим, сиротам или вдовам. От этого пошло название – приношение.

Но основная задача проскомидии не эта. Это богослужение, совершаемое перед божественной литургией (обедней), на котором заготавливаются вино и хлеб для евхаристии. На ней хлеб, оставаясь хлебом материально, предлагается в настоящее тело Иисуса Христа, а вино в Его настоящую кровь.

Интересно! Это они – 12 апостолов Иисуса Христа: список имен

  • Жертвенник. Принадлежность алтаря. Небольшой стол, предназначен для совершения проскомидии. Он символизирует вертеп, где родился Иисус Христос, а также Голгофу, где Он был распят.
  • Потир (Чаша) – как чаша вина во время Тайной вечери.
  • Дискос – вертеп.
  • Звездица – символизирует Вифлеемскую звезду.
  • Копие – копье, которым был пробит бок Господ Иисуса.
  • Покровцы – пелены, которыми был укутан Богомладенец.
  • Просфоры на проскомидии (5 штук).

Записки на проскомидию

В терминологии церковной присутствует понятие записка на проскомидию. Перед началом литургии, прихожане имеют возможность на листе бумаги написать имена своих близких. А во время службы священник будет за них молиться. Не единожды все видели, что в ломтике хлеба изъяты кусочки.

Во всей просфоре их количество равно количеству имен, указанных в записочке. Во время литургии мякиши находятся возле большой просфоры, а по ее завершении они опускаются в чашу, наполненную вином. В этот момент священник, ведущий литургию, читает особенную молитву. Стоит отметить, что в записке можно указывать имена только тех людей, которые крещенные в православной церкви.

В православной вере существует две разновидности записок:

Полезные статьи:

  • о здравии;
  • об упокое.

Проскомидия о здравии

заказывается непосредственно перед началом в церкви службы. Достаточно на листочке, который можно взять в храме возле прилавка со свечками, написать имена тех людей, о здравии которых вы хотите, чтобы помолились.

Аналогично совершается проскомидия за упокой

. Очень важно правильно прочитать надпись на листочке, чтобы не перепутать. В церкви можно заказать и поминовение на проскомидии. Для этого достаточно с вечера принести записочку и обязательно указать желаемую дату литургии.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Подавать записки можно за любого?
    Нет, Церковь молится за всех: и крещенных, и некрещеных, но на Евхаристии, когда вынимаются частички из просфоры, поминают только членов Церкви, то есть, крещеных.
  • Если подали записку о поминании, но не знали, что человек не крещен. Что будет?
    Если совершили это не умышленно, но думая, что человек крещен, то ничего не будет: ни человеку, чье имя записали, ни тому, кто подал записку.
  • Что будет, если поминать некрещеного, зная об этом?
    Тому, кого поминаете ничего не будет. Тому, кто сделал это умышленно надо покаяться священнику, чтобы не отягощать душу грехом (в противном случае, возможно, придется претерпеть какое-либо искушение, то есть, неприятность. Например, кто-то обманет).
  • Что будет, если нечаянно записал имя человека живого в поминание, как усопшего?
    Если это произошло случайно, без злого умысла, не переживайте. Господь знает намерения и дела, что хотели сделать наоборот. Поэтому так и будет: ошибку Он исправит – помянет за здравие того, кто жив.
  • Если колдуя, умышленно поминают живого за упокоение?
    Тому, против кого замышляется зло ничего не будет, если он уповает на Господа. Христос сильнее бесовских проделок. Если человек носит крестик, молится, хоть и кратко, например, Иисусовой молитвой, то зло вернется к тому, кто его наколдовал. Верьте Богу, и ничего плохого вам не смогут сделать.

Заключение:

Представьте душу человека, как сосуд, наполненный горькой водой, на 40 литров. За него помолились – заменили литр горькой воды на столько же сладкой. Помолившись сорок раз – в сосуде вся жидкость заменится сладкой. Но грехов у нас гораздо больше, и мы совершаем их постоянно, поэтому полного замещения греховной составляющей, на подаваемую Благодать не получаем. Чем больше принимается мер для очищения души, а их много, тем быстрее наступает эффект. Желая помочь человеку:

  • выпутаться из беды;
  • получить исцеление;
  • укротить злой нрав;
  • наладить семейные отношения;
  • уберечь от всякого зла, надо молиться постоянно.

«Сорокоуст» – это поминание усиленное, то есть, призываются Силы Небесные 40 раз (либо по дням, либо по церквам). Но следует помнить, что Таинство – это не магия. Если сам человек ненавидит церковь, или близкие не хотят за него молиться, а надеются только на священника, то скорых результатов может и не быть .

Чем отличается проскомидия от обедни

Основным отличием проскомидии от обедни является обрядность и время поминовения. Во время проведения службы священник читает молитву и вынимает несколько частей из просфоры. А при проведении обряда обедни церковный служитель читает записки, а церковный хор в это время поет «Достойно есть». Оба обряда осуществляются гласно или тайно.

Что такое проскомидия в православии мы разобрали. Но перед ее проведением диакон и священник очень тщательно подготавливаются, что дает возможность провести священнодействие согласно всем православным правилам. Существует несколько наиболее важных и просто необходимых нюансов, соблюдать которые необходимо:

  • перед тем, как выйти к алтарю, обязательно читается молитва. Она же повторяется непосредственно перед алтарем;
  • священнослужитель для проведения священнодействия обязательно облачается в одежду, специально предназначенную именно для этого обряда;
  • служитель церкви проводит процедуру омовения рук, в процессе которой читает стихи из 25-го псалма.

Сама служба занимает небольшое количество времени. Диакон совместно со священником становятся непосредственно напротив жертвенника, на котором размещаются сосуды священные, наполненные звездицей, покровцем, потиром, копие и дискосом. Обряды с использованием священного хлеба осуществляются под чтение молитвенных стихов.

После прочтения молитвы служители церкви готовятся к литургии, которая является торжественной частью службы. Она должна также проходить по правилам определенного характера:

  • прославление всеми прихожанами и диаконом трапезы святой;
  • чтение нескольких молит, специально предназначенных для этого обряда;
  • просьба диакона у священнослужителя приступить к следующей части литургии.

Однозначно ответить на вопрос что лучше проскомидия о здравии или молебен сложно. Каждый церковный обряд по-своему индивидуален и полезен. Для того, чтобы определиться, какая именно вам необходима молится в сложившейся ситуации, рекомендуется обратиться за помощью к священнослужителям.

Господь всегда с Вами!

). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши

» (). «
Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира
» (). Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. «Я вас избрал и поставил вас

, – говорит Спаситель Своим Апостолам, –
чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам
» (). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право,
и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков»
(). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним
» ().

Отпевание

Отпевание – заупокойное богослужение, провожающее душу покойного в мир иной. Отпевание совершается для того, чтобы в молитве попросить у Всевышнего отпустить грехи усопшего, и дать обрести ему покой в загробной жизни.

Отпевают покойников в храме на третий день после смерти (если смерть случилась во вторник, то отпевание пройдет в четверг). Если день отпевания пришелся на Пасхальную неделю, то вместо скорбных заупокойных молитв поют радостные песнопения Светлой Пасхи. Отпевание переносится на следующий день, если оно выпадает на праздник Рождества Христова и на день Светлого Христова Воскресения.

Совершать отпевание рекомендуется в храме, но, если это невозможно, церковь не запрещает делать это дома. Гроб остается открытым на протяжении всего чина отпевания. На лоб покойного кладут венец из бумаги в знак того, что человек уходит в мир иной, как победивший воин. Белый саван, которым укрывают покойного, означает покровительство церкви, которая вечно будет молиться о душе усопшего.

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного

(). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг
. Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

В трех или семи церквях заказывать сорокоуст?

Существует мнение, что помощь от чтения молебна тем сильнее, чем в большем числе храмов заказан (от трех до семи).

Самые сильные молебны:

Количество храмовОсобенности
3 С древности считалось, что заказ сорокоуста в трех храмах — это наиболее действенное средство в борьбе с порчей. Связано это было с магией числа 3, Святой Троицей, которую почитают все христиане.

Важно:

  • заказывать службу можно как на себя, так и на другого;
  • в период чтения сорокоуста человек должен придерживаться поста не только физического, но и духовного;
  • каждый из трех сорокоустов должен читаться в одно время
7 Этот обряд считается одним из самых мощных в Православии, его сравнивают с Соборованием. Заказ молебна в таком количестве приходов используется тогда, когда помощь Господа Бога нужна особенно сильно. Издавна считается, что монахи наиболее приближены к Богу, поэтому их молитва чрезвычайно сильна.

Семь сорокоустов способны помочь:

  • страдающему от серьезного заболевания;
  • имеющему кровную порчу или проклятие;
  • грешному

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете –
это уже молитва
. 3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок. 4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Первыми указываются имена архиереев и иереев (священников), причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д. 5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Иулии, а не Юлии) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли), 6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. 7. Ребенка до 7 лет в записке можно указывать как младенца –
младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». 9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Можно ли написать в записках «За здравие» и «За упокой» людей, в отношении которых неизвестно, крещены ли они?

В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит Бескровную Жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены, но и осознают себя членами Церкви. Если же люди крещены, но не живут церковной жизнью (), то уместнее подавать за них записки на поминовение при чтении Псалтири.

Как писать в записках имена людей, имён которых нет в святцах?

Традиция крестить с именем «из церковного календаря», т.е. по святцам — это лишь хорошая русская традиция, не исключающая поминовения тех христиан, чьи имена ей не соответствуют. Существует даже специальный циркуляр на эту тему:

«В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви. В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах. В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах. Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии».

Людям, которые недавно стали ходить в храм, бывает сложно понять смысл церковных служб. Одним из священнодействий, вызывающих много вопросов, является проскомидия

. Как она проходит, чем этот обряд отличается от простой молитвы за близких, мы рассмотрим ниже.

Сорокоуст

Иногда в церкви можно увидеть, как люди заказывают так называемый «сорокоуст». Сорокоуст — это особая, усиленная молитва Церкви о здоровье или же о упокоении своих чад. В течении сорока Божественных литургий служащий священник на Проскомидии поминает человека (точнее, — его имя), поданного на сорокоуст.

Существует практика, когда записки поминают на вечернем богослужении, а потом еще и утром — на литургии. Вынутые с вечера частички хранятся в специальном закрытом сосуде. Все эти частички на Проскомидии священник перекладывает на дискос, где находится Агнец – священный хлеб, которому предстоит стать Телом Христовым.

Патриарха, Митрополита, протоиерея, иерея, диакона, монаха – соответственно. Это значение титулов священнослужителей.
В.Воин
Непр.Непраздна. Значит беременна.
Мл.Младенец. Для детей возрастом до 7 лет.
Отр.Отрок. Дети возрастом 7 — 14 лет.
Б.
Бол.
Больной
Уб.Убиенный
Нов.Новопреставленный. Умерший не ранее чем 40 дней назад.

Проскомидия – что это?

Проскомидией

называют первую часть
Божественной литургии
(или
обедни
). Обедня – простонародное слово. Так на Руси именовали утреннюю церковную службу, которая заканчивалась до обеда.

На проскомидии священнослужители приготавливают хлеб и вино к таинству евхаристии ()

. Хлеб символизирует собой Плоть, а вино – Кровь Спасителя, пролитую за нас. Таинство совершается в память о Тайной Вечере, на которой Иисус Христос впервые провёл обряд причащения для своих учеников. Оно напоминает нам о том, что Спаситель ради нашего спасения оставил нам не только поучения и заветы, но и отдал всего себя. Причащаясь, мы соединяемся с Богом, получаем его благодать.

Также евхаристия символизирует единение всех христиан

. Не зря Иисус Христос, угощая учеников, отламывал куски от одного хлеба. При возникновении Церкви прихожане сами приносили на службу разные сорта хлеба, красное вино, а также масло, сахар и другие продукты. Лучшие из них использовались во время литургии, остальное съедались за общим обедом после её окончания. Так подчёркивалась общность всех, кто присутствовал в храме.

Именно поэтому в переводе с греческого «проскомидия» значит «приносить». Хлеб, используемый во время обряда, называют «просфора» — от греческого «дар».

Сегодня традиция приносить в храм необходимые для литургии продукты утрачена. Хлеб выпекают обычно жены священников или вдовы из числа прихожан. Требования к нему следующие:

Как пшеница даёт жизнь только после своей смерти, размолотая и превращённая в хлеб, так и Спаситель дал человечеству шанс на жизнь вечную, умерев на кресте.

Вино для проскомидии берут красное, изготовленное из винограда. Именно такое вино пил Иисус Христос, о чём упоминается в Библии. Начиная с XIX века, в храмах используют для этой цели кагор. В те времена вино этой марки было лучшим. Принято разбавлять его водой. Это напоминание о моменте, когда воин копьём пронзил ребро Спасителя, висевшего на кресте. Из раны потекли кровь и вода.

Во время проскомидии совершается поминовение как живых христиан, так и усопших. Традиция помнить о близких и молиться за них очень древняя. Чтобы священник зачитал имена близких вам людей в алтаре, можно заранее написать записки. Обычно их подают с вечера или ранним утром до начала литургии. В записках допустимо указывать только тех людей, кто был крещён при жизни. Также запрещается подавать записки с именами самоубийц.

В некоторых храмах существует деление записок на обычные

и
заказные
. Когда мы подаём
обычную записку
, на проскомидии из просфоры вынимаются частицы по числу указанных имён, которые затем опускаются в вино. Это символизирует очищение поминаемых душ через кровь Спасителя.

Имена из заказных записок

дополнительно звучат во время ектений, священник произносит их перед алтарём. После литургии молитва о здравии живых продолжается во время молебна, поминовение мёртвых – во время панихиды.

Церковная молитва является очень сильной. Поэтому принято заказывать поминовение во время проскомидии тех людей, которые больны или нуждаются в поддержке Бога, наставлении на путь истинный. Под «здравием» в православии понимается не только физическое и психическое здоровье, но и благополучие человека, материальный достаток, духовные устремления.

В записках о здравии рекомендуется первыми писать имена Патриарха, Архипастыря, Преосвященного Архиерея, от которых зависит благополучие всей паствы. Затем указывается имя духовного отца, который наставляет человека. Следом идут имена родственников, близких людей. В конце записки можно вписать имена врагов, завистников, недоброжелателей. Молясь об их здравии, мы просим Бога привнести в душу наших врагов гармонию, примирить их с окружающими.

Записки об упокое

Поминовение усопших, которые оставили след в нашей душе, позволяет ощутить единение с ними. Православие учит, что смерти нет. Души людей вечные, и своей молитвой мы можем помочь ушедшим в их небесной жизни. Так же, как и они помогают нам оттуда.

Подавать записки об упокое следует регулярно, особенно в дни рождения и смерти покойного, в день крещения, на именины.

Существует несколько правил, которые помогут правильно написать церковную записку. Перечислим их:

Записки на проскомидию подаются отдельно от записок на молебен и панихиду.

Монастырь или храм – куда лучше заказывать?

Более точно этот вопрос можно сформулировать так: куда заказывать, в тот храм, где литургии служатся каждый день, или в тот, где они служатся лишь в определенные дни? Естественно, по смыслу сорокоуста и согласно всему вышесказанному, лучше заказывать туда, где литургия служится ежедневно.

В этом смысле монастырь, конечно, предпочтительнее, так как там богослужения, как правило, совершаются каждый день. К тому же монахи более благочестиво и старательно относятся к службе, в частности, к поминовению сорокоустов.

Но в остальном благодать, подаваемая при поминовении оных, одна и та же, что в монастыре, что в приходском храме. Однако отдельный вопрос – поминовение сорокоустов в тех храмах, где литургии служатся не каждый день. Там их поминают по-разному. В одних их просто в положенный срок вычитывают каждый день, есть литургия или нет. В других поминают только на литургиях, — сорок или более литургий.

Можно ли заказывать сорокоуст о здравии самому себе?

Конечно, можно; особенно при разных житейских невзгодах. Только в этом случае желательно помянуть тех, кто в этих невзгодах также страдает, например, членов своей семьи.

Можно записать на вечное поминовение не только себя, но и своих близких. Это особый вид поминовения православного христианина в течение того времени, пока стоит тот храм или монастырь, куда подана треба о поминовении. Опытно духовные люди говорят, что если некому будет молиться на земле, то молиться будут ангелы на небе.

Зачем заказывают сорокоуст о здравии в трех церквях в один день?

Для сугубой молитвы. Хотя такая практика не очень распространена по разным причинам. Да, в сущности, и молитва в одной церкви достаточна, если только мы сами при этом молимся Богу, прося у Него то, что хотим получить.

Сколько раз можно заказывать сорокоуст об упокоении одного человека?

Сколько угодно раз, даже всю оставшуюся жизнь! Это зависит от нашей любви к усопшему, нашего усердия при его поминовении, а также от наличия у нас соответствующих материальных средств. Ведь в таком случае разумнее раз за разом подавать на целый год. А это материально довольно дорогое поминовение.

Где можно заказать сорокоуст за самоубийц

Православная Церковь не молится за самоубийц, поэтому в наших храмах такие сорокоусты не принимают. Между прочим, там при их принятии, как правило, сразу же уточняют, нет ли среди записанных имен самоубийц, некрещенных, и т.п.

Правда, наверняка найдутся лукавые сборища каких-нибудь сектантов или мошенников, которые такой сорокоуст за большие деньги примут. Но если эти обманщики и будут молиться за самоубийцу, от этого его участь в загробном мире, в лучшем случае, не изменится, а в другом — станет только намного хуже.

Как же поступать родственникам таковых несчастных, наложивших на себя руки? Православные христиане могут молиться за них своей личной молитвой, как дома, так и во время богослужения в церкви. На литургии есть особые моменты, когда молящимся за ней прихожанам особенно удобно можно помянуть любых своих родственников (даже самоубийц) за упокой. Это проскомидия, когда сам священник вынимает частички за упокой; а также слова священника «Мир всем» после Великого входа.

Помогает ли сорокоуст от порчи?

Разумеется, помогает. Но при этом надо помнить, что порча наводится колдовством. Когда колдуны призывают себе на помощь бесов, которые и творят нам разные пакости, в частности, наводят порчу. Однако делать это они могут лишь по причине наших грехов, и чем их у нас больше, тем больше вреда бесы нам нанесут.

Если человек за свои грехи подвергся порче, то первым делом ему надобно их уменьшить. Конечно, сорокоуст в этом помогает. Но главное здесь покаяние человека в своих грехах на исповеди перед священником, а также причащение святых Таин. К причастившемуся, т.е. соединившемуся со Христом, бесы, как правило, подходить бояться.


Ну и самое главное, надобно меньше грешить. Если подвергнувшийся порче за свои грехи, подаст за свое здравие в церковь; даже если он исповедуется и причастится, но грешить не перестанет, все эти священнодействия ему мало помогут. А сам он будет похож на человека, который черпает воду в ведро без дна. Сколько не черпай, все равно из этого ведра не напьешься!

Порядок проведения проскомидии

Проскомидия проходит в алтаре скрытно от прихожан, за закрытыми Царскими вратами. Так же скрытно пришёл в наш мир Иисус Христос. В это время читаются Часы по Часослову. Перед совершением обряда читаются входные молитвы, иерей облачается в специальные одежды и омывает руки.

Приготовление Агнца

Для пекут пять просфор, что должно напомнить православным христианам о пяти хлебах, которыми Иисус Христос накормил пять тысяч человек. Это символ духовного насыщения, которое можно получить только через Спасителя. Непосредственно для таинства евхаристии используют только одну из просфор – Агнца. Как Иисус разламывал на всех учеников один хлеб, так и Агнца должно хватить на всех причащающихся.

Священник подходит к жертвеннику и вырезает из агничной просфоры четырехугольную часть, которая и зовётся Агнец (ягнёнок). В ветхозаветные времена ягнёнка приносили в жертву Богу, чтобы искупить совершённый грех. За чужие прегрешения страдало чистое, невинное, кроткое существо. Агнецом Божим назвал Иисуса Христа Иоанн Креститель, ведь Он сошёл в наш мир не жить, а умереть за нас.

Эта часть обряда символизирует одновременно рождение и смерть Спасителя. Вырезанную часть просфоры кладут на дискос, который есть одновременно ясли и гроб Господень. Священник протыкает копьём правую часть агнца, как воин проткнул копьём ребро Иисуса Христа. После этого в потир (специальную чашу) наливают вино, разбавленное водой, как символ пролитой на кресте крови.

Вынимание частиц из других просфор

Остальные просфоры на проскомидии также имеют свой смысл

.

  • Вторая просфора называется Богородничной. Из неё вынимают треугольную частичку в знак поминовения Матери Божьей и кладут на дискос справа от Агнца.
  • Третья – «девятичинная». Из неё изымают девять частей, символизирующих всех святых, и кладут слева от Агнца.
  • Из четвёртой просфоры вынимают две части: одну за всех живущих священнослужителей, вторую – за здравие всех живых православных мирян. Их кладут ниже Агнца.
  • Последней священник кладёт на дискос часть, изъятую из пятой просфоры. Она символизирует поминовение всех усопших.

Теперь приходит черёд малых просфор, поданных прихожанами. Из них вынимается количество частиц, соответствующее числу имён в прилагающейся записке. Зачитываются имена, читается молитва за здравие живых и упокоение усопших. Частицы помещаются на дискос.

Все частицы, вынутые из просфор, символизируют собой Единую Церковь, земную и небесную, в центре которой находится Иисус Христос. Здесь и святые, и заблудшие, и живые, и мёртвые, пребывающие во здравии и болящие, даже забывшие о Боге, отказавшиеся от Него – все те, кто Богу не безразличен, за кого мы молимся.

Частицы по окончании Литургии опускаются в вино. Это знак того, что все, находящиеся рядом со Спасителем, будут омыты его кровью от греха и прощены.

В конце обряда на дискос устанавливают звездницу, напоминающую верующим о Вифлеемской Звезде. Дискос и потир с вином накрывают тремя полотнами, которые символизируют одновременно и пелёнки младенца Иисуса, и погребальные пелены. Конец проскомидии означает смерть Иисуса Христа, конец его земной жизни.

Иерей кадит алтарь, изображая этим благоухание ладана, принесённого волхвами в дар младенцу. Он молит Бога принять дары в виде смоченных в вине просфор, помянуть тех, кто принёс их и тех, ради кого они были преподнесены.

Затем он открывает Царские Врата, что символизирует Воскресение Господне, вхождение его в Царство Небесное и одновременно – наше спасение. Так начинается торжественная часть литургии.

В православии считается, что поминовение близких на проскомидии обладает огромной силой. Благодаря этому обряду излечиваются неизлечимо больные, обретают спасение усопшие. Однако она отличается от простой и за упокой.

Во время проскомидии на дискосе собирается вся Церковь, через кровь Иисуса Христа стираются границы между жизнью и смертью, Небесным Царством и земным. Вынимая частицу просфоры и называя имя, мы приносим в жертву Богу своих близких, как принёс себя в жертву Иисус Христос. Вместе с ним они символически умирают для грешной жизни и воскресают для жизни вечной, исцелённой, духовной. Именно для такой жизни был создан человек изначально, ещё до совершения первородного греха. Благодаря Спасителю, мы обретаем шанс снова войти в неё.

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших.

На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год, 5 лет?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год/ 5 лет

О здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.

«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке.

поминальные записки всегда платные

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Р азница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

СОРОКОУСТ

сорок Литургий подряд

6 месяцев

поминание о здравии / упокоении на всех литургиях в течение шести месяцев

1 год

поминание о здравии / упокоении

на всех литургиях в течение одного года

5 лет

поминание о здравии / упокоении

на всех литургиях в течение

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Что будет, если подать на сорокоуст за упокой по живому

Смотря при каких обстоятельствах и с какой целью. Если эта цель злонамеренная – причинить вред поминаемому человеку, то скорее, наоборот, совершивший такой тяжкий грех нанесет этим вред самому себе.

Фото Федора Архутича

Но бывают и другие ситуации.

В житиях святых упоминается случай, когда родители одного юноши, попавшего в плен к иноплеменникам, считали его погибшим, и творили о нем заупокойные поминовения; вероятно, подавали и сорокоусты за его упокой. Но такая молитва родителей, творимая ими по неведению, оказалась для него весьма благотворной. Ибо во время нее он чувствовал облегчение в плену, а в конечно счете даже был от него освобожден и вернулся в отчий дом.

Так что здесь главным является намерение поминавших. Если они хотели добра поминаемому, ошибочно считая его мертвым, то Бог воздаст ему живому это самое добро, но уже как живому. Это ведь мы можем ошибаться, мня о живых, что они умерли. Но Господь всеведущ — и знает кому что воздать!

Что делать, если заказали сорокоуст о здравии и

болящий пошел на поправку

И прекрасно! Значит молитва ему помогла — пусть же он и дальне поминается в церкви. Ведь поминанием о здравии молятся не только о телесном здоровье, но и о прочем благополучии человека, за которого молятся. Так что лишнее добро ему не помешает, ведь оно никогда не бывает лишним!

больному стало хуже

Тогда следует усугубить свои молитвы, чтобы помочь болящему. Впрочем, все в руках Божиих.

человек умер

На всё воля Божия. Следует молиться о упокоении души усопшего. Обратиться в храм, где подан сорокоуст. И попросить переписать имя в тетрадь «за упокой» на оплаченный срок. Впрочем, если есть желание, то можно, доплатив, дополнить его до сорока дней, в которые душа покойного будет проходить мытарства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]