Что такое проскомидия? Как её совершают и когда заказывают

Проскомидия

Иногда можно услышать мнение опытных духовников, что приходящий к церкви до начала означенного времени литургии получает особую Божию благодать. Дело не только в том, что среди тихого, почти пустого храма легко думается о Вечности, совершается молитва. В это время на самом деле уже начинается литургия – ее первая часть, мало кому видимая.

Определение: что такое просокомидия

Сейчас это приготовление «вещества Таинства» Евхаристии, то есть хлеба, вина, к совершению литургии. Оно совершается священником на жертвеннике, который находится в южной части алтаря.

Греческое название, означающее «приношение», свидетельствует о древнем обычае верующих жертвовать хлеб, а также вино для совершения богослужения.

Обедня — это церковная служба или вид молитвы?

Каждый православный христианин знает, что главное центральное богослужение — это Литургия. Однако подавая в храме записку о здравии или упокоении, можно услышать вопросы: «подаёте на Проскомидию? Может, закажите Обедню? Нет, Вам лучше Молебен» и т.д. Даже воцерковленному человеку легко растеряться. Обедня — что это такое? Это молитва или часть богослужения? Отличается ли она от Литургии? Ответим на эти вопросы в данной статье.


Православная Литургия

Богослужебные просфоры на проскомидии

По сложившейся уже с первых веков восточно-христианской традиции, литургия совершается на квасном (то есть приготовленном с использованием закваски) хлебе. Круглый по форме (это универсальный символ Вечности), он как бы сложен из двух частей. Это символизирует соединение в Господе Божественного и Человеческого.

Вверху жертвенного хлеба можно увидеть образ Креста, а также два надписания:

  • на славянском: «IС ХС» (это имя «Иисус Христос»);
  • ниже – греческое слово «NI-КА, означающее победу.

Нынешнее изображение литургическом хлебе введено после литургической реформы Патриарха Никона (1653-1666 гг.), до середины же XVII в. «печать», как именуют изображение, выглядела немного по-другому, представляя Крест с орудиями Распятия – копием, тростью.

На литургии (соответственно, также на проскомидии) за многовековую историю Церкви принято было разное количество просфор: от 1 или 3 (о чем есть свидетельства, например, богослужебных книг XII-XIII вв., принятых на Руси) до 5 или 7. С середины XVII в., после реформы патриарха Никона, установлено 5, символизирующих насыщение Христом 5000 верующих 5 хлебами в пустыне. Однако, для причащения верующих употребляется лишь одна из них, называемая Агничной.

Какие хлеб и вино исполь­зу­ются при совер­ше­ния про­ско­ми­дии?

Для про­ско­ми­дии под­хо­дят не всякие хлеб и вино. Хлеб, также назы­ва­е­мый просфо­рой, должен быть квас­ным, пше­нич­ным, круг­лым, чистым, свежим, дву­со­став­ным (то есть состо­я­щим из двух частей: верх­ней и нижней); вино для про­ско­ми­дии тре­бу­ется вино­град­ное, крас­ное, поскольку крас­ный цвет напо­ми­нает цвет крови (хотя в Румын­ской Пра­во­слав­ной Церкви допус­ка­ется и белое вино). На прак­тике для про­ско­ми­дии исполь­зу­ется кагор, что, однако, не явля­ется устав­ным тре­бо­ва­нием.

Суть и символика

Во время чина готовятся литургический хлеб, а также вино, вода, для совершения Евхаристии. Все предметы, стоящие на жертвеннике, на котором проиходит эта часть службы, имеют глубокое символическое значение, напоминая о:

  • Рождении Христа – ясли, куда был положен Младенец, символизирует блюдо, на которое полагаются частицы, дискос; то же событие символизирует звездица – символ звезды Вифлеема, которая помогла «волхвам с Востока» найти Божественного Младенца;
  • Тайной Вечере, когда Господь подал ученикам чашу вина со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).
  • Распятии; о нем напоминает «копие», которым священник разделяет просфоры на части, а также крестообразная форма звездицы;
  • Воскресении – надпись «NI-КА» означает победу над смертью.

Порядок совершения проскомидии

Ее начало можно увидеть, если прийти в храм примерно за полчаса до начала Богослужения. Царские врата закрыты, задернута завеса. Стоя на амвоне лицом к престолу, священник (иногда – несколько иереев), а также диаконы вполголоса молятся. Регулярно молящиеся прихожане легко узнают «Отче наш», «Трисвятое». Поклонившись народу, служители заходят в алтарь. Служащий священник надевает полное облачение, после чего начинается сам чин:

  • первые его слова «Благословен Бог наш» иерей произносит громко, ведь они также начинают чтение службы Третьего Часа; за ней следует чин Шестого Часа, а все часы оканчиваются ко времени завершения Проскомидии;
  • затем иерей берет Агничную просфору, трижды крестит ее копием с тихо произносимыми словами: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа»; после этого он вырезает среднюю часть, так, что получается как бы куб; при этом он произносит слова прор. Исайи: «Яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его» (Ис. 53, 7-8); это Агнец, которым будут причащаться христиане; священник кладет эту часть на дискос, после чего, перевернув,снизу делает крестообразный надрез; правая сторона Агнца прободается копием, подобно тому, как некогда воин ударил уже умершего Спасителя в ребра;

Оставшиеся части Агничной именуются «антидором», что буквально означает «вместо Даров», ведь в тело Христово прелагается лишь Агнец. Другие части просфоры раздробляются, а раздаются верующим по окончании службы.

  • после этого священник благословляет сосуд с вином, который стоит уже на жертвеннике; вино наливается в Чашу, куда также одновременно добавляется немного воды; это также воспоминание о Распятии, когда «из ребр» умершего Христа «абие изыде кровь и вода»;
  • из второй просфоры, которую называют Богородичной, извлекается треугольная частица; ее помещают на блюдо справа от Ангца;
  • затем священник берет так называемую «девятичинную» просфору, чтоб вынуть из нее частицы святых: это св.Иоанн Креститель, Христовы Апостолы, пророки, архиереи, а также мученики, бессеребренники, наконец, правв. Иоаким и Анна, отец и мать Богородицы; обязательно вынимается частица о создателе чина совершаемой литургии;
  • частицы из четвертой просфоры молитвенно приносятся о здравии ныне живущих православных, включая самого иерея, совершающего службу;
  • а пятая считается заупокойной;
  • наконец, приходит черед литургических хлебов – пожертвований верных; из них священник вынимает частицы о здравии, упокоении, при этом произнося имена из поданных записок; чаще всего их очень много, поэтому их читает диакон; о каждом человеке вынимается отдельная частица; вынутые о здравии, упокоении, они размещаются на дискосе ниже Агнца.

Схема. Прокомидия. Просфоры: 1. Агничная 2. Богородичная 3. Девятичинная 4. Заздравная 5. Заупокойная

По завершении Евхаристии частицы просфор будут погружены в потир с Кровью Христовой с особой краткой молитвой, которая звучит так:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Завершается чин благословением кадила, которое подносит диакон. Окадив благовонным дымом покровцы, иерей покрывает ими потир и дискос.

Подготовка к обряду

В процессе подготовки к проскомидии выполняются определенные действия, предписанные правилами православной церкви.

Входные молитвы

Любое дело добрый христианин предваряет молитвой. Священники при входе в храм и подготовке к литургии творят входные молитвы. Церковью прописан необходимый ритуал и последовательность чтения молитв для священника и диакона:

  1. На входе в алтарь – троекратные поклоны, чтение молитв, тропари на покаяние.
  2. Целование икон Господа и Богородицы.
  3. Чтение покаянных тропарей, поклоны друг другу и пастве, просьбы о прощении.
  4. Читают «Вниду в дом Твой», входят в алтарную часть, совершают иконопочитание, целуют престол, крест, Евангелие.

Далее в ризнице оба участника проскомидии облачаются для службы.

Облачение

Одежды для священника хранятся в ризнице или в углу алтаря. Святой отец дает благословение диакону, сам начинает облачаться. Исполняются следующие правила при облачении:

  • целование креста на каждом виде облачения;
  • при надевании каждой части творится предписанная уставом молитва.

Священник и диакон облачаются рядом, в тесных помещениях – по очереди.

Умовение рук

Традиция мыть руки перед началом проскомидии относится к ветхозаветным временам. Священники в древние времена мыли руки и ноги перед совершением таинств, специальные чаши стояли на входе в храм для прихожан. Омовение рук – символическое очищение не только тела от грязи, но и души от грехов. Во время омовения читаются стихи 25 псалма.

Приготовление жертвенника и сосудов

Завершив омовение, священник переходит к подготовке евхаристической утвари для проскомидии. Он идет к жертвеннику, снимает покровы, защищающиеся сосуды, зажигает светильник – лампадку или свечку. Сосуды расставляются определенным образом, повернув к себе стороной с изображением Христа:

  • слева дискос;
  • справа потир.

Вино, вода, просфоры подготовлены и расставлены на жертвеннике.

Справка: в церковном Служебнике не оговаривается, в какое время должна готовиться утварь для проскомидии. Подготовку часто проводят до облачения.

Что значит «Проскомидия об упокоении и здравии»

Это значит, что за того или иного человека, живого или усопшего, будет вынута частица с краткой молитвой; «Помяни, Господи (имя)».

Затем она будет положена на дискос, а по окончании литургии – с молитвой погружена в Кровь Христову.

Кого можно поминать на проскомидии

Записки подаются только о тех, кто крещен. Нельзя также писать имена иноверцев.

Существует множество свидетельств того, насколько полезно такое поминовение нашим усопшим. Не менее пользы оно приносит живым, однако можно встретить также предупреждение, призывающее подходить к запискам с рассуждением: такие поминовения лучше подавать за воцерковленных (ведущих церковную жизнь, регулярно приступающих к Таинствам) или хотя бы иногда бывающих на службах.

Если же человек, например, упорный атеист, но крещен (например, в детстве), о нем многие духовники советуют лучше читать Псалтирь. Ведь поминовение на Проскомидии, по сути, завершается приобщением к Таинству Евхаристии, к чему такая душа может оказаться не готова. Особенно это касается длительных поминовений на Проскомидии – Сорокоустов.

Кого можно поми­нать на про­ско­ми­дии?

В запис­ках пишут имена только кре­ще­ных в Пра­во­слав­ной Церкви. Во многих храмах, осо­бенно мона­стыр­ских, записки на про­ско­ми­дию могут не при­нять, если те, о ком просят помо­литься, не явля­ются вер­ными: не участ­вуют в цер­ков­ных Таин­ствах, не воцер­ко­в­лены. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский гово­рил: «О поми­но­ве­нии на Про­ско­ми­дии спра­вед­ливо вам гово­рила духов­ная особа, что не должно поми­нать явно греш­ни­ков, пре­бы­ва­ю­щих в заблуж­де­нии и рас­ко­лах: по тол­ко­ва­нию учи­те­лей цер­ков­ных, чрез соеди­не­ние частиц, выну­тых за их имена с Боже­ствен­ною Кровию, не очи­ще­ние, но высшее осуж­де­ние для них бывает. О греш­нике же пока­яв­шемся и пола­га­ю­щим начало к исправ­ле­нию можно молиться и пода­вать на Про­ско­ми­дию».

Заказная записка и Проскомидия: в чем разница

По разным храмам существуют различные традиции поминовения христиан, подачи записок, поэтому ответы пастырей на подобные вопросы зачастую достаточно разноречивы:

  • можно встретить деление записок на «простые» (только молитва в алтаре, а также на ектении, о здравии или упокоении христианина), а также «заказные» (с выниманием частицы из просфоры);
  • иногда можно увидеть также понятия «записка с просфорой» или «на проскомидию», но при этом также встретить «заказная обедня»; тогда необходимо уточнять, что конкретно имеется ввиду; например, это может быть проскомидия, а также поминовение на ектении;
  • наконец, существует мнение, согласно которому все вообще имена, подаваемые в записках, должны поминаться на проскомидии; тогда уже нет разницы между «простой» запиской и проскомидией.

Вот как говорит об этом, например, прот. Алексий Уминский:

«И простые, и заказные записки являются принесением прихожанином жертвы. Слово проскомидия означает приношение, и в древней церкви оно осуществлялось в храме через принесение хлеба и вина для священнодействия…Все имена, которые приносятся в храм, прочитываются пред евхаристической чашей, и на проскомидии за каждое имя вынимается частичка, которая погружается в чашу с Кровью Господней с молитвой, чтобы Господь омыл поминавшихся здесь Кровью Своею честною и молитвами святых Своих».

Таким образом, практика современной церковной жизни такова, что вопросы о значении записок «с просфорой», «простых», «заказных» лучше всего задавать в конкретном храме.

Что такое ектения

Греческое слово переводится как «протяжное моление». Это особые краткие молитвословия, совершаемые верующими соборно. Поэтому прошения возглашает диакон, а народ продолжает их словами «Господи, помилуй!». Сейчас их обычно поет церковный хор.

Церковный хор

Возносятся прошения о Церкви, ее Предстоятеле, «властех и воинстве» государства, о благоденствии страны, а также из особых прошений о верующих, когда диакон читает поданные записки. Как правило, по множеству таковых, одновременно читаются имена поминаемых в алтаре – священником (иногда – не одним), алтарниками. Поэтому ждать, когда же «во всеуслышание»прозвучат имена близких людей – неразумно, лучше присоединиться к общей соборной молитве.

Зачем нужны другие просфоры (кроме Агнца)?

Из второй просфоры, назы­ва­е­мой Бого­ро­дич­ной, выни­ма­ется частица в память Божией Матери, ее поме­щают на дискос по правую сто­рону от Агнца. Из тре­тьей просфоры – девя­ти­чин­ной – выни­ма­ются девять частиц в честь девяти ангель­ских чинов, а также в память Иоанна Кре­сти­теля, про­ро­ков, апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, муче­ни­ков, пре­по­доб­ных, бес­среб­ре­ни­ков, Бого­отец Иоакима и Анны (роди­те­лей Пре­свя­той Бого­ро­дицы) и того свя­ти­теля, Литур­гия кото­рого совер­ша­ется в этот день (Иоанна Зла­то­уста или Васи­лия Вели­кого). Эти частицы пола­га­ются в три столбца, слева от Агнца. Из чет­вер­той просфоры выни­ма­ются частицы за живых и кла­дутся на дис­косе ниже Агнца; из пятой – за умер­ших (усоп­ших), эти частицы кладут ниже частиц выну­тых за живых. В древ­но­сти хри­сти­ане сами пекли просфоры (а в Греции такая прак­тика встре­ча­ется и сейчас), при­но­сили на про­ско­ми­дию, а свя­щен­ник выни­мал из них частицы и воз­вра­щал хлеб хозя­ину.

Когда подавать записки на проскомидию о здравии, об упокоении

Когда принято вынимать частицы просфор за всех, чьи имена находятся вообще во всех записках, просфор, которые иногда именуют также «частными», может оказаться даже несколько сотен, а совершать проскомидию могут сразу несколько иереев. Зачастую частицы тогда вынимают:

  • уже накануне, за вечерним богослужением;
  • утром, не только до литургии, но даже непосредственно во время нее – до Великого Входа, когда Дары переносится с жертвенника на престол; лишь с этого момента поминовение такого рода более невозможно.

Именно ввиду этого обстоятельства во многих церквях пономари, чтецы, во время литургии несколько раз заходят выходят в притвор, где принимаются записки, чтобы отнести в алтарь те, что верующие подают утром. А вот после Великого Входа поминовение принимается уже только на следующую Проскомидию.

Во всяком случае, благочестие требует подавать записки накануне вечером, или утром до богослужения, с тем, чтобы не отрывать свое же время на стояние к свечному ящику во время самой службы.

Значение проскомидии

Во Пскове есть древний, сохранившийся еще с первых веков по Крещении Руси Спасо-Мирожский монастырь с соборным храмом Преображения Господня – одним из немногих, дошедших до нас от времен до монгольского нашествия. Здесь, как установили современные историки, уникальный с точки зрения современной практики диаконник (так именовали место хранения богослужебных сосудов, утвари, облачений, которыми ведали диаконы).

Диаконник был совершенно открыт для прихожан, как, впрочем, было тогда во многих храмах Руси. Люди приносили сюда свечи, кутью, которую жертвовали как милостыню о упокоении усопших, и, конечно, хлеб для литургии, который часто выпекали сами, дома, вино. Для них значение Проскомидии было, конечно, понятно: это, насколько возможно нашей немощи, человеческое участие в совершении Таинства, предваряющее то «великое и неизследованное, славное же и ужасное», что совершится уже не человеком, но – через человека, Божия иерея.

Наталья Сазонова

Молитва

Бо́же, Бо́же наш, Небе́сный Хлеб, пи́щу всему́ миру, Го́спода на́шего и Бо́га Иису́са Христа́ посла́вый, Спа́са и Изба́вителя и Бла́годетеля, благословя́ща и освяща́юща нас, Сам благослови́ предложе́ние сие́, и приими́ е́ в пренебе́сный Твой же́ртвенник. Помяни́, я́ко благ и человеколю́бец, прине́сших и и́хже ра́ди принесо́ша, и нас неосужде́ны сохрани́ во священноде́ствии Боже́ственных Твои́х Та́ин.
Я́ко святи́ся и просла́вися пречестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]