Ксения Блаженная: к пустому колодцу за водой не ходят


Это кладбище настолько старое, что напоминает сказочные декорации, состоящие их стволов деревьев на заднике, резной листвы папоротника, пропускающих через себя лучи солнечных софитов, а декором надгробий служит стелющийся мох. Общение с людьми, посещающими часовню Ксении, что на Смоленском кладбище, только усиливает эффект нереальности мира, в котором ты очутился.
Бесконечные истории смешивают мир мертвых и живых в коктейль с терпким вкусом. Давайте же узнаем о тех людях и их историях, кому помогли молитвы к святой Ксении Петербургской.

Кто такие юродивые?

Юродивые, которых еще называют блаженными, — это люди, которые вдруг начинают вести себя необычно. Они отказываются от всего, что имеют, терпят невзгоды и поругания, нарушают все правила, говорят правду — в том числе и неприятную — в лицо всем, включая царей. За это их могут ругать, презирать, даже бить, но юродивые на это внимания не обращают. Они живут другой жизнью. Иногда — хуже нищих. Носят лохмотья, ходят босые, мёрзнут и голодают, кто-то надевает на себя тяжёлые вериги — железные цепи и пояса… Их часто принимают за сумасшедших, но они совсем не сумасшедшие.

Ведь как человек сходит с ума? От болезни или от тяжелого горя, потрясения он вдруг перестает понимать, что с ним происходит, не может контролировать, что делает и говорит. У юродивых всё совершенно по-другому. Они свободно, добровольно выбирают свой путь. Если в действиях и словах настоящих сумасшедших нет никакого смысла, то в том, что делают юродивые — в каждом их слове, в каждом поступке, — всегда есть смысл. Юродивые молятся за всех людей, даже самых грешных, спасаются сами и спасают других. Непривычным языком и поступками юродивый доносит до всех, кто его окружает, кто к нему приходит, что-то очень важное. И оно обязательно связано с верой в Бога. Ведь юродивых не зря называют ещё «юродивые ради Христа». Всё, что они делают, направлено на то, чтобы послужить Богу и ближнему.

Способов служения Богу много: кто-то уходит отшельником в пустыню, живёт в пещере или в землянке, молится в дупле или на камне, кто-то выполняет послушания в монастыре или прислуживает в церкви. А кого-то Господь избирает и призывает на особый, очень тяжёлый, подходящий лишь избранным путь юродства. Идти по нему можно только с благословения Божия.

Что за «царь на коне»?

На мелких монетах в те времена был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Этого святого блаженная Ксения и называла «царём на коне». Сама она милостыню никогда не просила — ей давали, а она монетку брала и тут же её какому-нибудь нуждающемуся вручала.

Давали блаженной и тёплую одежду, беспокоясь о том, что бродяжка живёт на улице, мокнет под дождём, терпит ветра и морозы. Только она не брала, отказывалась. Ходила сперва в военном мундире мужа из красной и зеленой ткани, а когда тот совсем истрепался, стала носить красную кофту и зеленую юбку. Или зеленую кофту и красную юбку. А на ноги — когда рваные башмаки надевала, а когда и вовсе ходила босиком.

Иногда её дразнили мальчишки и даже кидали в неё грязью, а она отмахивалась от них своей палкой: «Вот я вам!» Но большинство петербуржцев блаженную не только не трогали, а любили и всеми способами зазывали к себе.

Неожиданная встреча

По улице Санкт-Петербурга шла дама — небедная, хорошо одетая, прямо барыня. Вдруг перед ней встала странная женщина — высокая, худая, в зелёной кофте и потрёпанной красной юбке, из-под белой косынки выбиваются седые волосы, рваные башмаки на босу ногу. Встала и протянула даме руку.

В первый момент дама испугалась незнакомки, но потом сообразила: это же просто нищенка, милостыню просит! Полезла в кошелёк: «Сейчас, милая, сейчас дам…» — но незнакомка покачала головой: нет, дескать, не то. Смотрит барыня, а у бродяжки у самой в ладони — монета! То есть это она даме денежку хочет дать.

Но — зачем?

— Возьми пятак! — тихо сказала необычная незнакомка чуть хрипловатым голосом. — Тут царь на коне… Потухнет…

Сказала и так быстро ушла, словно растворилась в воздухе.

Дама растерянно разглядывала медную монету. Какой «царь»? Что «потухнет»? Пожала плечами: «Должно быть, сумасшедшая…» Сжала пятачок в руке, двинулась дальше.

Дом той барыни стоял через два квартала. Хороший дом, большой. Вот сейчас придёт она домой, усядется на диванах, велит сделать себе кофию и, наконец, отдохнёт от жары…

Но — что это? Женщина вдруг почувствовала запах дыма. Услышала крики… Завернула за угол — батюшки! Пожар! Дом её полыхал, из окон вырывалось пламя. Люди в военной форме удерживали толпу зевак, пожарные качали насосом воду, но было понятно, что потушить тут уже вряд ли что-нибудь получится.

Женщина закричала, кинулась, путаясь в платье, к дому. Но, не добежав нескольких шагов, вдруг встала как вкопанная. Что происходит? Только что дом был весь охвачен огнём, и внезапно… пожар словно «выключили»! Нет больше языков пламени! Лишь тонкие струйки дыма поднимаются от крыши.

Толпа разом смолкла и замерла. Военные, пожарные — все смотрели на дом, не веря глазам.

К даме тихонько придвинулся дворник:

— Барыня, видел, к вам Ксеньюшка подходила. Чего сказала?..

Женщина медленно разжала кулак и посмотрела на монету: «Возьми пятак! Тут царь на коне… Потухнет…»

Она поняла, что предсказание сбылось. И узнала, что та странная незнакомка с монетой была блаженная Ксения, которую в Петербурге тогда уже многие знали.

Нищая, которая приносит удачу

Кто же была эта женщина? Сегодня мы знаем её как Ксению Петербургскую. А в восемнадцатом веке она числилась по документам как Ксения Григорьевна Петрова.

Перенесёмся на два с лишним века в прошлое и понаблюдаем за блаженной Ксенией…

Вот она идёт по берегу канала. Выходит на торговую площадь. Здесь — и магазинчики, и лавочки, в толпе ходят лотошники с перекинутыми через плечо ремнями, на которых закреплены подносы — лотки, наполненные мелким товаром…

Один из лотошников, заметив бродяжку, сразу оживился, закричал: «Ксеньюшка! Ксеньюшка!» Бросился к ней. За ним — и другие. Обступили блаженную, наперебой предлагают свои товары: «У меня возьми!» «Моё попробуй!..»

Тут же — извозчики: «Ксеньюшка!.. Андрей Фёдорович! Садись ко мне, прокачу!»

А вот и лавочники — двери нараспашку: «В мою лавку милости прошу, Андрей Фёдорович! Мой товар посмотри!..» «И ко мне пожалуй!..»

Седая женщина в косынке спокойно берёт с одного из лотков пирожок. Надкусывает. Довольный лотошник сияет, свысока оглядывает своих товарищей. Те счастливчику завидуют.

А Ксения уже в лавочку заходит. На полках там — ткани, платки, кружева… Торговец в длинной рубахе с поясом свой товар перед нищей раскладывает, отрезы материи разворачивает… Ксеньюшка берет в руки кружевную салфетку. Посмотрела — на место положила. Счастливый лавочник ей кланяется. И семья его рядом — все на старую нищенку смотрят с таким почтением, будто какой-нибудь генерал к ним зашел.

А Ксения опять на улицу выходит. К ней подходят две мамочки с младенцами на руках. Одна протягивает Ксении своего ребенка. Бледный малыш хрипло кашляет и слабо плачет. Ксения принимает мальчика бережно, ласково, и… тот сразу затихает! Блаженная что-то шепчет ему на ушко, гладит по голове и возвращает матери: «Ничего, милая, Андрей Фёдорович плохого не сделает. Теперь поправится…» Счастливая мама утирает слёзы.

Что это? Что происходит? Почему такое внимание к странной бедной женщине? Просто все в Петербурге знают, что Ксения, как ангел хранитель, приносит удачу, успех и счастье. Торговцы давно заметили: у кого Ксеньюшка с лотка что-нибудь возьмёт, тот вмиг распродаст весь свой товар. К кому в лавку зайдёт, у того весь день от покупателей не будет отбоя. Извозчики смекнули: у кого Ксения проедет в коляске, к тому потом пассажиры в очередь встанут и деньги рекой потекут. И мамы с радостью своих детей к блаженной несут: посидит малыш у нее на руках, будет здоровым, все хвори от него уйдут.

Но почему Ксению называют мужским именем Андрей Фёдорович? Чтобы это узнать, придётся перенестись с торговой площади Петербурга восемнадцатого века ещё лет на тридцать назад…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]