Страсти по пассии. PRO ET CONTRA
Так что же за зверь – пассия? Понадерганы песнопения из Страстной седмицы… Ни то ни се: Страстная еще далеко-далеко, а у тут уже «Разделиша ризы Моя себе» поется. Нет такой службы в Уставе. И все тут.
С православного форума: Пассия — это грубейшее нарушение богослужебного устава Православной Церкви, весьма, к сожаленю, укоренившееся в нашем обиходе. Игумен П. Наибольший «молитвенный настрой и сопереживание» вызывают акафисты «матушке Матронушке» (вот на пассии тоже акафист читают)… Иной раз думаешь, может быть, эти акафисты по воскресеньям вместо литургии служить — народ молиться хоть будет, а не заниматься Бог знает чем, прерываясь на земные поклоны в «важные моменты». П. По крайней мере, пассия вызывает более правильный молитвенный настрой, чем абстрактный Чесноков или Матронушка… С.
Так что же за страшный зверь такой – служба пассия? Действительно, это самая поздняя по времени возникновения православная служба. Поэтому Типикон (Устав Православной Церкви) ее не знает. Она была составлена в первой половине XVII в. Киевским митрополитом Петром (Могилой) (1596 (97) – 1647 гг.; митрополит с 1633 г.) и практиковалась сначала (с XVIII в.) в юго-западных епархиях, а с н. XX в. широко распространилась по всей России. Пассия совершается Великим постом, в 1, 2, 3 и 4-ю (или 2, 3, 4 и 5-ю) недели (т. е. воскресенья) или пятницы на вечернем богослужении, повечерии или вечерне. Количество пассий соответствует количеству евангелистов — на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа и за каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой — 26-я и 27-я главы от Матфея, на второй — 14-я и 15-я от Марка, на третьей — 22-я и 23-я от Луки, на четвертой — 18-я и 19-я от Иоанна. Кроме того, на пассии звучат некоторые песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, кроме Евангелий и проповеди, но народное благочестие добавило к ним еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним. Однако, будучи произведением поздним, с точки зрения Устава необязательным, в известной степени аналогичным западным страстям (passio) по Матфею (Марку, Луке, Иоанну), да еще и с откровенно латинским названием, служба пассии вызывает смущение в народе. Так в чем же ее неправильность?
Кутузов Борис Павлович, головщик (регент) храма Спаса Нерукотворного образа на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, один из ведущих специалистов в области знаменного пения: — Пассию служить нельзя. Вы читали мою книгу о церковных реформах XVII века? Из нее многое понятно; ее как раз переиздали в прошлом году . Пассию не надо сейчас служить потому, что это неправославное занятие. Само слово «пассия» — латинское, католическое. А пришла к нам эта служба от западных униатов, т. е. полукатоликов. Во-вторых, что такое пассия сейчас, как она служится? В каждом храме это происходит по-своему, по-разному. Но в основном понадерганы песнопения из Страстной седмицы. Ни то ни се: Страстная седмица еще далеко-далеко, а у тут уже «Разделиша ризы Моя себе» поется — я уже давно на такие службы не хожу и считаю, что ходить и не надо. Там происходит религиозная экзальтация. Стараются сделать все поторжественнее: выход с Евангелием, выход диакона с толстой свечой и так далее. Происходит не что иное, как экзальтация — в основном доверчивых бабушек. А потом мы удивляемся, почему у нас на службах начинает кто-то петухом кричать. Говорят: надо ее отчитывать. Нет, не надо было ее сначала экзальтировать — тогда не надо было бы и отчитывать. Во всяком случае, пассия — это неправославное дело. Не надо ее служить. — Но ведь наше чинопоследование мало имеет общего с католическим богослужением. Например, в него входит акафист Страстям Господним, написанный святителем Иннокентием Херсонским… — Это более широкий вопрос, об акафистах. В православной традиции, которую очень четко хранят старообрядцы, существует только один Акафист по Уставу — Акафист Божией Матери в субботу пятой седмицы Великого поста – в Субботу Акафиста. По этому вопросу очень много корреспонденции приходило мтрп. Филарету (Дроздову): в то время вопрос об акафистах стоял остро. Ему писали: зачем такая лавина акафистов? А он писал: а на что жаловаться? В Уставе один только Акафист – Божией Матери. Он словно притворился наивным. А кроме того, в молитве после этого Акафиста Божией Матери сказано: «Тебе единой приносим это служение». То есть только к Божией Матери возможен акафист. А что у нас получилось за последние триста лет? Написали непроходимое волнующееся море акафистов. Причем этот вопрос в XIX веке ставился на Синоде, и Синод распорядился убрать некоторые акафисты. У мтрп. Филарета есть статья на эту тему. Он говорил, что в них слишком много общих выражений, словно они написаны на одну колодку. Писали акафисты все кому не лень. Например, князь Гагарин – человек совершенно нецерковный, но набивший руку. Это было модно – написать акафист. Он в Петербурге издает книгу «Мои эротические похождения в деревне», а в другом месте — он издает свои акафисты. Вот такие у нас авторы акафистов. Один архимандрит говорил — и я с ним полностью согласен, — что надо оставить один Акафист — Божией Матери, так, как это делают старообрядцы, а все остальные — просто сжечь. Это самое радикальное решение. А сейчас что мы видим? В монастырях акафисты. Ну монахам ли этим заниматься? Даже свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил: акафисты — это для новоначальных. То есть это очень жидкое разведенное молочко. Но внедрять это в монашеское делание — это извращение монашеского чина. Монах не для этого идет в монастырь. — Все же акафист, входящий в пассию, написал не князь Гагарин, а свт. Иннокентий. — Ну и что из этого? Писали и кроме него. Мтрп. Филарет говорил: хорошо ли это, что любой может написать акафист и дать его в общее употребление Церкви? Это нехорошо, потому что попадали и такие авторы, как князь Гагарин. Поэтому ориентироваться надо на старообрядцев. Они держат то, что сохранилось, – чистое Православие. — Нехорошо, когда все пишут акафисты. Но хорошо ли так привязываться к обряду, в том числе к старому? Разве от эстетики обряда зависит чистота веры? — Нет, чистота веры зависит от точного соблюдения Устава. В Уставе нет лавины акафистов — там только один Акафист — в Субботу Акафиста. О чем и говорил мтрп. Филарет. Так соблюдайте Устав, а другие акафисты если и можно читать — то келейно, а не для общего употребления. Придумать же можно все что угодно, и спровоцировать нашу паству очень легко. Мало ли, что бабушкам понравилось и что они даже просят служить пассию. Надо не за паствой идти, а вести ее священству и духовникам. Я за Устав — причем за дониконовский. Тогда у нас не будет вопросов.
Чтобы как-то подтвердить или развеять народные сомнения, мы обратились за разъяснениями к специалисту по истории богослужения Русской Церкви, зав. редакцией Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия», доценту Церковно-практического отделения МДА диакону Михаилу Желтову: С точки зрения самого строя службы пассии в ней нет никаких элементов, которые были бы неправославными сами по себе или не были бы заимствованы непосредственно из православного богослужения: акафист Страстям Христовым (его история составляет отдельную тему для обсуждения; но это — уже давно вошедший в нашу традицию акафист, который присутствует во многих изданиях Молитвослова, Акафистника и т. д.), Евангелия, взятые из Страстных служб прокимен и стихиры — вот что отличает пассию от уставной вечерни. Вопрос пассии состоит вовсе не в присутствии в ее чине чуждых православному богослужению элементов, а в том, что устав ничего не знает о ее совершении. Однако встречающиеся порой взгляды на пассию связаны с двумя заблуждениями. Заблуждение 1: пассия является подражанием Баховским (или, шире, лютеранским) «Страстям по Матфею/Иоанну/Марку/Луке». Из чего состоят «Страсти»? Говоря вкратце, в них чередуются хоровые части, части «рассказчика» (певца или чтеца), арии различных вокалистов, посредством которых до слушателя доносится евангельский текст; «Страсти» как бы пересказывают его по ролям. Поэтому уже даже просто по содержанию «Страсти» не имеют ничего общего с пассией. Пассия — это православная богослужебная форма, вечерня, в которую вставлены некоторые православные песнопения. А «Страсти» — это новая (по сравнению с вечерней) форма, представляющая собой своеобразный способ пересказа и переживания евангельского повествования при помощи музыкальных средств. Заблуждение 2: пассия – вредное католическое нововведение; она порождает экзальтированность. Разве в пассии есть католический текст? И как могут текст Евангелия, акафист Страстям Христовым, который печатается в Молитвослове, настоящие страстные прокимен или стихира, взятые из Триоди, создать экзальтированность? Ведь если не могут, то и проблемы никакой нет, а если (якобы) могут, неужели нам придется признать, что на Страстной седмице экзальтированность нормальна, а во время пассии нет? Православные песнопения, элементы православного богослужения, всегда влияющие на нас благодатно, не будут во время пассии воздействовать на нас как-то иначе.
Возникновение пассии
Опуская литургические подробности и говоря лишь в общем — если исследовать исторические корни пассии, то они восходят к XVII в. В это время и у нас, на Востоке, и на Западе в христианской духовности ставился особый акцент на переживании Страстей Христовых. Причем если говорить о проявлении этого на русской почве, то не обязательно нужно связывать это со влиянием на нас, скажем, униатов или вообще «латинским влиянием», реформами патриарха Московского Никона или императора Петра Великого и т. п. Так, скажем, среди старообрядцев очень популярна книга «Страсти Христовы», впервые напечатанная еще до патриарха Никона, то есть в эпоху очень настороженного отношения ко всему западному (хотя книга и основана на западных образцах), и эта книга, по своему содержанию, полностью соответствует духу пассий.
Поэтому главное возражение против совершения пассий — не в якобы присутствующих в них «западном влиянии», «особой экзальтированности» и тому подобном, а в том, что нелогично нарушать строй великопостных богослужений, вставляя уже со 2-й недели поста службу, включающую в себя совершенно особые песнопения Страстной седмицы. Действительно, проблема на самом деле состоит не в том, что пассия – подражание чему-то: как мы выяснили, в этой службе нет ничего неправославного, заимствованного откуда-то, откуда не следует заимстовать. Проблема состоит, во-первых, в отступлении от богослужебного устава, который подобной службы не знает (впрочем, современная практика отступает от устава весьма во многих вещах, так что с этой точки зрения указанный аргумент не столь уж принципиален); во-вторых же и в главных, — в нарушении порядка течения церковного года. Церковный год — это очень важный компонент церковной жизни в целом: он имеет и рациональное, педагогическое значение — мы должны пережить определенную последовательность священных воспоминаний; и мистическое, духовное значение — для нас важен именно такой, а не иной, порядок праздников и постов; и нельзя преувеличивать или преуменьшать ни то, ни другое значение строя церковного года. В этом смысле пассия оказывается не на месте: вдруг на второй неделе поста мы уже оказываемся в Страстной седмице. Вот за это ее и можно критиковать. Но обратим внимание на следующий факт: устав требует, чтобы все Евангелие было вычитано в первые дни Страстной седмицы на часах. Зачем? Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужений других дней года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. На Страстной седмице на утренях и вечернях прочитываются определенные отрывки из Евангелия, которые рассказывают о событиях, произошедших в начале того или иного дня и в конце дня. Промежуток же между соответствующими событиями был заполнен, как мы знаем из Евангелия, еще какими-то словами или делами Спасителя. И вот, в первые три дня Страстной седмицы Господь учил в храме. Легко догадаться, что наши евангельские чтения на часах в эти три дня, само звучащее в православном храме Слово Божие, изображает собой проповедь Христа — Слова Божия — в храме ветхозаветном. В этом смысле конкретное наполнение чтений часов (какие конкретно евангельские зачала звучат) не имеет значения, в отличие от Евангелий Утрень и Вечерен, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически — сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца (вернее, почти до конца — Евангелие от Иоанна не дочитывается). Поскольку сделать это за первые три дня Страстной — трудновато, так как придется провести в храме очень много времени (вспомним, что в этом-то и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. (Другой вариант сокращения заключается в том, чтобы вычитать только одно Евангелие вместо всех, но зато сохранить его исключительное место в часах одной лишь Страстной седмицы: так делают, например, в наших духовных школах, и этот вариант, очевидно, более правильный.) Что же происходит? По сути, то же самое, что и с пассией: нарушение церковного богослужебного круга, нарушение его символики – ведь если мы начинаем читать Евангелие на часах, скажем, уже со 2-й седмицы Великого поста, то тогда на уникальная символика Страстной становится менее ясной. Но эта практика ни у кого вопросов не вызывает. Ведь, в самом деле, и действительно нет ничего страшного в том, что Евангелие читается заранее, — так же, как и в совершении пассии.
Продолжение следует…
Чинопоследование Пассии
За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Хотя до XX в. она могла исполняться и по пятницам, в составе малого повечерия. Такая практика сохранилась до нынешнего дня в некоторых епархиях Украины. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе.
Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне» заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним. По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение Rресту и следует обычное окончание вечерни. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.
Евангелия читаемые на пассиях
Во пассии читается 4 Евангелия. На первой пассии читается Евангелие от Матфея – 26 и 27 главы, посвящённые страданиям Христа и окончанию его земной жизни. В них описано предательство Иуды, страдания Христа и всё, что происходило потом.
Во время следующей пассии в храме читают 14 и 15 главы Евангелия от Марка.
23 и 22 главы Евангелия от Луки принято читать на 3 Пассии и во время последней пассии, которая происходит в пятницу или в воскресенье, читается 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна.
Что такое пассия в великий пост
Великий пост – особое время для каждого христианина. Это самый длительный пост в году, посвященный страданиям Иисуса Христа и его Воскрешению.
Это самый строгий пост, в который нельзя есть даже рыбу. Он считается самым тяжёлым, и не только потому, что весной не хватает витаминов и ярких красок. Просто Великий пост – это время богослужений, посвящённых страданиям Христа.
Точное время начала его не зафиксировано. Каждый год Великий пост начинается по-разному. Есть мнение, что он зависит от лунного цикла. Поэтому каждый год он начинается в разное время – сразу после Масленицы, отмечаемой в феврале, а иногда и в марте.
Обычно воскресенье считается праздничным днём, посвящённым Иисусу Христу. Если в иудаизме выходным считалась суббота, то христиане сделали праздничным днём воскресение, но значение этого дня меняется в пост. В это время воскресенье становится напоминанием о страданиях Христа, поэтому вечером служится пассия.
Всего за пост каждое воскресенье служится 4 пассии. Но так как в некоторых храмах отмечается в первое воскресенье праздник Торжество Православия, пассия в первое воскресенье служится не всегда. Но за пост прочитывается 4 пассии в честь 4 Евангелий, затем в следующее воскресенье празднуется Вербное Воскресенье, а за ним следует Пасха.
Стоит отметить: в некоторых храмах последняя пассия читается не в воскресенье, а в пятницу.
Есть мнение, что пассия – поздняя служба, заимствованная у католиков, но это не правда. Торжественный и пафосный характер католической службы не имеет никакого отношения к православной. Именно по этой причине в начале появления пассии (15 век) это вызвало много споров и чуть ли не раскол в православии, но сегодня пассия считается общепринятым богослужением, не вызывающим никаких сомнений в своей правильности.
Православная пассия, в отличии от католического богослужения – более строгая и скромная, в ней каждый христианин внутренне переживает все страдания Христа, сочувствует Ему, а не выставляет свои эмоции напоказ.
Следует учесть: эта служба очень строгая, поэтому не стоит на пассию приходить в храм в яркой, вызывающей или праздничной одежде, так как это противоречит строгому и скорбному характеру службы. Нежелательны яркие духи и вызывающий макияж.
Говорят, пассия — католическое богослужение. Разве его могут совершать православные?
Действительно, некое подобие пассии есть в Западной Церкви (знаменитые Страсти по Матфею/Иоанну/Марку/Луке). Но ничего общего в богослужебном смысле между «страстями» и православной пассией нет. Пассия полностью составлена из песнопений, акафиста Страстям Христовым и Евангелия, которые есть в обиходе Русской Православной Церкви. Все эти элементы вписаны в вечернее богослужение, которое положено по уставу. Католической остается сама идея специального поклонения Страстям, отделенного от событий Страстной седмицы. Но вместе с тем в православном богослужении сам мотив поклонения Кресту и Страстям Христовым также присутствует.