Кто такие блаженные и юродивые и почему Ксения Петербургская так почитаема в народе?


Почему Ксения Петербургская так любима в народе?

Ксения Григорьевна Петрова жила в городе на Неве не так давно, в середине XVIII века, тем не менее о ней известно довольно мало. Она родилась в дворянской семье, примерно между 1719 и 1730 годами и сразу после совершеннолетия вышла замуж за певчего, служившего при дворе императрицы Анны Иоанновны, пехотного полковника Андрея Федоровича Петрова. Семейный дом их находился в самом начале нынешней улицы Лахтинской, на Петроградской стороне.

Супруги жили душа в душу примерно восемь или десять лет, но когда Ксении исполнилось 26, ее супруг внезапно и скоропостижно скончался. Настолько внезапно, что не успел исповедаться перед смертью. И вот после этого начинается тот путь, который молодая женщина проделала от рядовой обывательницы до святой Ксении Петербургской.

Ксения Петрова взяла на себя подвиг юродства и посвятила свою жизнь единственной задаче: вымолить у Бога прощение для своего внезапно скончавшегося мужа. «Ксения за мужа берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел, – говорит ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, доктор филологических наук Юлия Балакшина

. – После смерти мужа молодая вдова оделась в мужнин мундир, зеленый с красным, и назвала себя Андреем Федоровичем, говоря всем, что-де это «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Столь же решительно, как она отказалась от собственного имени, Ксения отказалась и от всего имущества, подарив свой дом молодой женщине, которая снимала в нем комнату. Все свои деньги она раздала бедным, а оставшиеся вещи отнесла в церковь «за упокой души рабы Божией Ксении».

«Ксения отказывается от благополучного устроенного быта и начинает вести нищенскую, странствующую жизнь. По ночам она носит кирпичи для строительства церкви, или молится до утра на коленях, кладя земные поклоны. Но главное – она помогает людям своими прозорливыми, пророческими, духовными советами. Ведь у человека, который преодолевает пелену обыденных, обывательских ценностей, открывается особое зрение, он начинает видеть духовный смысл вещей. Ей это зрение было дано», – рассказывает Юлия Балакшина.

Ксения стала ходатайствовать перед Богом за людей, которые просили ее о молитве. И это представление о ней, как о молитвенной заступнице, сохранилось до сих пор. Она и теперь за пределами земной жизни продолжает этот подвиг молитвы за всех, кто просит ее об этом.

Ксения Петрова решает прожить свою жизнь как бы за мужа, берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел. Каково могло быть отношение церкви к тому, что она отказалась от собственного имени и своей судьбы? «Она не за мужа прожила жизнь, – говорит священник Георгий Кочетков

. – Просто есть связь любви и ответственность любви. С одной стороны, за другого жизнь прожить никак невозможно. А с другой стороны, и без него ведь тоже – особенно, если ты человека любишь, особенно, если вы связаны одной судьбой. К сожалению, мы живем в такое время, когда любовь знают только как чувство, а к судьбе относятся либо как к фатуму, либо наоборот: «что хочу, то и ворочу». Но тайна судьбы глубже, и если ее связывают со Христом – то значит, и с теми, кого любят. И тогда зло, которое есть в жизни наших ближних или друзей, не поглощает нашу жизнь, а может быть преображено нашей верностью и милостью, готовностью не бросать человека».


Предполагаемый портрет Ксении Петербургской, конец XVIII – начало XIX века, Эрмитаж, Санкт-Петербург

LiveInternetLiveInternet

Юродивые 1884Начнем с исторического факта. Когда в 1570 году Иван Грозный и его войско подошли к воротам Пскова, чтобы сделать с ним то же, что до этого с Новгородом — утопить в крови горожан — его встретил маленький человек в лохмотьях по имени Николка Салос, который при въезде царя в город принялся скакать вокруг него на детской лошадке, приговаривая беспрестанно слова: «Иванушко! Иванушко! Покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Когда царь, разгневавшись, приказал схватить блаженного Николу, святой сделался невидим.

При выходе Иоанна из Троицкого соборного храма Никола снова встретил его и настойчиво приглашал в свою келью под соборной колокольней. Царь согласился, но в келье его ждал приготовленный на блюде кусок сырого мяса. «Покушай, Иванушка» — юродивый протянул кусок кровавого мяса самому грозному из царей. Это раздосадовало царя. «Я христианин, — сурово отвечал он Салосу, — и не ем мяса в Великий пост». Святой же сказал ему: «Ты делаешь хуже: питаешься плотию и кровию человеческою, забывая не только пост, но и Бога!». Разгневавшись, Иван Грозный повелел снимать колокола соборной церкви и грабить ризницу. Юродивый же, глядя ему прямо в глаза, строго сказал: не тронь нас, прохожий человек, ступай скорее прочь. Если еще помедлишь, не на чем будет тебе бежать отсюда. Тотчас же вошел бледный от страха Малюта Скуратов и доложил царю, что любимый его конь пал. «Вот только тронь кого-нибудь в богоспасаемом Пскове, — возвысил свой голос блаженный Никола, — или церкви начни грабить – тотчас же издохнешь, как конь твой». Устрашенный князь тотчас же покинул Псков и вскоре возвратился в Москву, подальше от странного оборванного человека и его обличающих речей. Так нелепый, на первый взгляд, поступок тщедушного юродивого Николки спас в 1570 году тысячи жизней. В 1547 году другой юродивый – Василий Блаженный – с удивительной точностью предсказал страшный пожар в Москве, а разбушевавшееся пламя в Великом Новгороде потушил 3 бокалами вина. Таких, как Николка и Василий было на Руси не много – сотня или две. 16 из них канонизированы церковью. В масштабах страны – горстка, так, ничто. Но, возможно, именно эта горстка и сформировала менталитет целой нации. Кто же они такие – юродивые? Есть такое высказывание «И не любопытствовать во непостижимых предметах». Подвиг юродства относится именно к этому – непостижимому нашему уму. Юродивые – это ходячая загадка. Это феноменальное явление в русской истории. История донесла до нас немало упоминаний о людях, не совсем обычных с точки зрения нормального поведения – антисоциального поведения, как сказали бы сейчас. Да и само слово «юродивый», скорее, негативно. Юродство (от слав. «оуродъ», «юродъ» — дурак, безумный, или попросту — урод) — это намеренное старание казаться глупым, безумным. Действительно, юродивый многим людям казался безумным. Но не все было так просто. Эта категория людей, несмотря на все странности своего поведения, обладала невероятной внутренней силой, способностью говорить правду и знать такое, что обычному человеку недоступно. Юродивые пришли на Русь вместе с христианством из Византии и со временем стали специфически русским явлением, которое не прижилось ни в одной другой стране мира. В Византии оно исчезло, не оставив следа, и в современном греческом языке нет такого феномена как юродство, и слова такого даже нет. А на Руси оно приобрело невероятный резонанс, и понятие юродства вышло далеко за пределы религиозной сферы. В.И. Суриков. Юродивый на коленях. 1884-1887Подвиг юродства о Христе кардинально отличается от подвига других святых, чья логика жизни и поступки вызывают восхищение верующих и понятны нормальному человеку. А здесь все непонятно, противоречиво. Мы видим перед собой человека не вполне нормального, глупенького, ведущего себя не только не стандартным образом, а часто вызывающе. Тогда возникает вопрос – что же святого в человеке, в котором нет ровно ничего, достойного подражания. Чему действительно можно подражать – тому, что он срывает литургию, проявляет сексуальную агрессию или тому, что он справляет естественную нужду у всех на глазах? Юродивые, действительно, безобразничали. Они ходили в чем мать родила, шокируя публику. Но ходили так круглый год, даже в лютые холода, отмораживая руки, ноги. Как Василий Блаженный. Его часто называли Василием Нагим, и даже на иконах изображали обнаженным, что совсем не в христианских традициях. Но и наготы было мало юродивым. Иногда они дополняли свой облик пугающего вида металлическими устройствами. Монахиня Алипия Голосеевская носила цепь. Ростовский юродивый Стахий носил железный камзол весом в 59 фунтов, а на шее две четырехпудовые гири. Пелагея Дивеевская в уже просвещенном 19 веке надела железный пояс, который за 8 лет прочно врос в ее тело. Ради чего эти люди сам себя так истязали? Зимой в тряпье, голодные, холодные, отдающие себя на поношение людям? Это ведь страшнее и тяжелее всякого затворничества. Потому что юродивый живет среди людей, каждый из которых может обидеть, покрутить пальцем у виска… Один может послушать его, а другой может бросить камень. И сколько же этих юродивых было, в которых камни бросали! Есть такая история про юродивого. Зимой в лютый холод он пытался пристроиться к нищим, а те его прогнали. Он нашел какую-то сараюшку, где прятались собаки, и пристроился к собакам. Но даже собаки убежали от него. Представьте, какова же должна быть степень отверженности этого человека! Юродивые как бы добровольно вызывают огонь на себя – огонь презрения, издевательств, травли. Зачем им это нужно? На этот вопрос можно было бы ответить таким образом – а зачем человеку нужно любить? Разве недостаточно есть, пить и спать? Зачем человеку нужно страдать? Юродивый – это особого рода неполноценный, особого рода больной. Который при этом обладает каким-то качеством, которое у всех остальных отсутствует. Юродивый агрессивен, он вторгается в нашу жизнь — я вам не дам спокойно тут жить, я вам не дам считать себя благочестивыми христианами. Я вам этого не дам! Я взорву ваш мир! Наш мир многосложен. Многое в нем не доступно простому человеческому глазу. Но, как мы видим, кому-то все-таки удавалось заглянуть за тонкую грань. Церковь предполагает, что эти люди при определенных обстоятельствах имели реальный опыт общения с Богом. Столкнувшись в своей жизни с другой реальностью, другим миром, они вдруг принимали решение изменить свою жизнь кардинально. Икона. Василий БлаженныйИз всех житий юродивых мы узнаем, что до того, как стать юродивыми, они были на самом деле людьми обычными и вели обычный образ жизни. Например, Василий Блаженный. Василий родился в декабре 1469 года в московском подгородном селе Елохове, прямо на паперти, куда его мать пришла молиться о благополучном разрешении. Когда мальчик подрос, его отдали в ученики к сапожнику. Никто не знает, хорошая ли обувь выходила у подмастерья, но зато до нас во всех подробностях дошла история про то, как Василий прослезился над купцом, заказавшим себе новые сапоги. «Отчего ты так убиваешься, Василий, о чем плачешь?» — забеспокоился сапожник. «Не над чем, а над кем» — отвечал подмастерье, — Человек обувь себе заказал, чтобы вовек не сносить. Он и не сносит, потому как завтра умрет». И купец умер. После этого случая в мастерскую Василий больше не вернулся. Началась его бродячая жизнь. Ксении Петербуржской, которую на Руси почитают уже 200 лет как святую, было 26, когда ее муж неожиданно и скоропостижно скончался. Молодая вдова, не проронив ни слезинки, зачем-то переодевается в его одежду, называет себя его именем и начинает направо и налево раздавать свое имущество. Ее, конечно, сразу же относят к числу сумасшедших, а родственники доносят на Ксению в полицию, где после долгой беседы ее все-таки признают вменяемой. Святая Ксения ПетербуржскаяЮродивая Ксения Петербуржская не спасала городов и не спорила с тиранами. За всеми ее странностями скрывалась только любовь. Известен рассказ одного жандармского офицера, который зимой в сильную метель сопровождал почтовую карету в Санкт-Петербург. У городских ворот он заметил одинокий женский силуэт. Что заставило ее выйти из дома в такой день и куда она держит путь? Когда метель утихла, изумленному взору офицера открылась картина – бескрайняя снежная равнина и стоящая на коленях хрупкая фигурка впереди. Женщина молилась. Это была Ксения Петербуржская. Скрываясь за непогодой, она просила за жителей своего города, которые смеялись над ней, отмаливала у Господа их грехи. Самый главный и страшный грех, от которого все остальные происходят – гордость. Гордость – она проявляется во всем, чем угодно. Во всех нас она есть, мы просто этого не осознаем. Канонический список 7 смертных грехов был составлен в 6 веке римским папой Григорием Великим и сохранился в неизменном виде до сих пор. Он включает в себя гнев, гордыню, сладострастие, уныние (лень), чревоугодие, зависть и алчность. Но эти 7 грехов выделены не потому, что они самые страшные и великие, а потому что они неизбежно влекут за собой все остальные. Каждый день мы испытываем то раздражение, то злость, то зависть… лжем себе и близким…то есть все наши грехи тут же выползают наружу. А юродивые свободны от этих грехов. Юродивый делает что-то такое, на что нам всем не хватает пороха, силы, любви, истинной любви. Принимая на себя образ безумия, юродивый выстраивает стену между собой и обществом. И внутри этой жизни он обретает свободу над окружающим миром. Им кажется, что он слаб, а он гораздо сильнее всех остальных, потому что то, что привлекает любого человека — власть, деньги, положение, хорошая одежда — ему не нужно. Он все это добровольно с себя сбрасывает, он абсолютно свободен над человеческими страстями. И в результате этой свободы он обретает способность видеть и говорить людям правду. В юродстве всегда совесть народа. Юродство дает возможность говорить от имени народа. И люди это сердцем понимают. В юродстве всегда обнаруживается правда. Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер. Урок, который преподносит юродство – это урок о том, что видимое глазу – это на самом деле обман. Настоящий смысл вещей кроется гораздо глубже. Юродивый может говорить жестом, он может говорить жизнью своей, все его поведение — это особый язык. Во время пожара в Костроме в 16 веке воевода попросил Симона Юрьевицкого: «Юродивый, спаси город!» В ответ тот со всей силы ударил воеводу по лицу. Это был странный поступок, поступок дерзкий. Но еще интереснее был результат. Пожар прекратился тут же. А в другой раз Симон ни с того ни с сего демонстративно плюнул на дом, где жил хороший добрый человек. Люди, давно уже привыкшие к выходкам Юрьевицкого, на этот раз были всерьез озадачены. В кого плюнул юродивый? Люди видели лишь жест. А беса, вышедшего из дома — только юродивый… Однажды Василий Блаженный на глазах у всех камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей матери, который с давних времен считался чудотворным. Со всей Руси стекались к нему паломники, ища исцеления. Толпа набросилась на него, его бьют смертным боем, и юродивый говорит – а вы поскребите, поскребите красочку… Люди скребут красочный слой и видят, что под ликом Богоматери скрывается дьявольская харя… Достоевский писал – не смотрите на то, что делает наш человек, посмотрите на то, к чему он стремится. Юродивые обладали даром предвидения и исцеления. Однажды Ксения Петербуржская зашла к своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!» Часовня над могилой блаженной Ксении Петербуржской Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость. Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. Говорят, что почитатели растащили почти всю землю с ее могилы, считалось, что она исцеляет от многих болезней. А когда на могиле установили плиту, люди разобрали и ее. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев. Сюда отовсюду едут паломники, молящиеся о выздоровлении близких, воспитании детей и о любви. Говорят, чудеса происходят до сих пор. Блаженная Паша СаровскаяЕще одно место паломничества — келья блаженной Паши Саровской в Дивеевском монастыре. Юродивая прожила на свете до 120 лет. Это были годы одиночества. Родителей, друзей, детей ей заменяли несколько кукол, с которыми она никогда не расставалась. В юности после смерти мужа Паша (тогда еще Ирина Ивановна) сбежала от своих крепостных хозяев. Она ушла в Киев, где прозорливые старцы благословили ее на путь юродства и тайно постригли в схиму с именем Параскевы, после чего она стала называть себя Пашей. 30 лет блаженная прожила в Саровском лесу в пещерах. Худая, высокая, почерневшая от солнца, она наводила страх на всех не знавших ее. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами и молитвой, и замечали, что она не лишена дара прозорливости. Поселилась Прасковья Ивановна в Дивееве в 1884 году. Жила в домике у монастырских ворот. Она стала очень чистоплотной и полюбила порядок. Одевалась, как дитя, в яркие сарафаны. Своеобразно у нее проявлялась любовь к Царице Небесной и святым: то начинала угощать иконы, то украшала их цветами, ласково разговаривая с ними. Богородицу называла «маменькой за стеклышком». Всю ночь до утра она молилась. Говорят, что во время молитвы Паша могла приподниматься над землей. После обедни работала: вязала чулки или жала серпом траву, — под видом этих занятий творила непрестанно Иисусову молитву и клала поклоны Христу и Богородице. С утра до вечера блаженная принимала приходивших к ней людей, кого-то обличая в тайных грехах, кому-то в точности предсказывая будущее. Именно Паша предсказала последнему русскому императору Николаю Второму рождение цесаревича. И именно она утверждала — этот царь будет выше всех других царей. Перед своей собственной кончиной в 1915 году она поцеловала портрет Николая II со словами: «миленький уже при конце». В келье Паши со дня ее смерти ничего не изменилось. Прикоснуться к вещам многие верующие считают большой благодатью. В годы советской власти юродивые воспринимались как чуждый церковный элемент. Кого-то из них, конечно, расстреливали. Но открыто истреблять их было бы ошибкой, ведь русский народ всегда жалел убогих. И, чтобы не гневить народ, управой на юродивых стал не огромный репрессивный механизм, а система карательной психиатрии. «Помешательство» — так назывался труд одного из психиатров 19 века, практикующего врача Обуховской больницы в Санкт-Петербурге Малиновского, который обозначил 8 признаков, по которым можно было отличить помешанного от нормального человека. Впрочем, по этим признакам в психиатрическую больницу, при желании, можно было упрятать любого… С приходом нового режима история юродства в России словно обрывается. Да и отношение к этому явлению до сих пор неоднозначное. Ученые, в большинстве своем, психиатры, до сих пор склонны судить о юродивых как о людях невменяемых, но с большой оглядкой, признавая их исключительность. Церковь осторожна не меньше. Ей точно так же трудно распознать настоящего юродивого, как и ученым. Кто есть подлинный юродивый — она решает после смерти, и даже если при жизни вокруг человека происходят чудеса — это еще ни о чем не говорит. «Не мы оцениваем святость, а Бог оценивает» — считают духовники. По мнению историков, нынешнее столетие новых юродивых пока не принесло. Хотя, возможно, и живут они — среди сотен и тысяч бездомных, оборванцев, умалишенных, просто притворщиков и циничных симулянтов, которые в корыстных целях использовали и используют популярность этого образа. РаспутинНародная молва наделяла свойствами юродивого Григория Распутина. В молодости, пройдя пешком до монастыря Атос в Греции и Иерусалима, Распутин начал утверждать, что он святой и может исцелять людей. Однажды, по его словам, ему было знамение — перед его очами явилась Богоматерь, рассказала о болезни царевича Алексея и приказала ехать в Петербург и спасти наследника, что он по установленному факту и сделал. Следующее, что сделал Распутин, была карьера. Используя свое влияние на царское семейство, Распутин брал взятки деньгами и натурой. Его пьяные дебоши и погромы приводили Петербург в ужас. Но был ли Распутин юродивым? Разве юродивого могут интересовать практические задачи? Его интересует лишь истина, как он ее понимает. При жизни юродивый отвержен — он вызывает брезгливость, жалость, снисходительность, страх, но симпатию — никогда. По условиям этой тонкой (не человеком задуманной) игры, никто не должен заподозрить в этих сумасшедших провокаторах святого. Его подвиг — это не подвиг человека, это со-действие человека и Бога. Его миссия — разбудить в нас человеческое — любовь, сострадание, веру. «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…» (из послания Св. апостола Павла Коринфянам) Один из красивейших храмов мира — московский храм Покрова Богородицы. В 1555 году его начали строить по приказу царя Ивана Грозного в честь победы над Казанью. Ровно за 4 года до этого здесь же был похоронен юродивый Василий. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо — пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм. Вот так и вышло, что возводили памятник государству, а получилось надгробие для тщедушного юродивого. Храм Василия Блаженного — так до сих пор его и называют, народным, а не официальным именем. Таких как Василий Блаженный на Руси было не много — сотня или две. Их подвиг непостижим. Определяет ли он наш менталитет, или, наоборот, нашим менталитетом объясняется, что юродство обрело на Руси такую популярность, на этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа… Арина Митрофанова

1.


2.


3.


4.


5. 6.


7.


8.


9.


10.


11. Блаженный Андрей. 12. Василий Блаженный.


13. Василий Перов. Юродивый.


14. Латынцев Владимир Николаевич. Предсказание блаженного.


15. Орлей Бернарт Юродивый.


16.


17. Латынцев. Утро блаженного.


18.


19. Павел Свидомский. Юродивый.

Андрей Медведев.

Юродивые святы с давних пор, И чтимы как великие герои, В их честь соборы в Златоглавой строят И смыслом вещим наделяют вздор. Быть идиотом легче на Руси – Пугать престол безумию сподручней, И что блаженному над головою тучи, Когда он райские плоды вкусил… Любой соблазн легко преодолим, Не в рубище – смирения аскеза, Но бесноватый лучше видит беса Когда сам голый, а на чёрте грим. Подумаешь, что бледен и небрит, Падучая колотит час от часу, Но если царь в тебе увидит Спаса, То будешь и не только в праздник сыт. Побольше плюй и меньше говори, Грози геенной огненной и плахой – Тебе подарят новую рубаху, И приведут на паперть в Третий Рим. Но, если поднял крест, тогда неси – Иван Корейша или Лёва Мышкин, И, если допущение не слишком, То сирость может совесть воскресить…

Александр Новиков.

Бомжей похватали. Их меньше стало вроде бы. В «спецы», в ЛТП и в ИТК. Церковь. День. И на тебе – юродивый! Руку тянет мне для пятака. Существо размера полсаженного, Серость – от макушки и до пят. Лоскуток Василия Блаженного – Истов. Жалок. Голоден. И свят. …Вижу… Вижу…проглядел убогий… Грохнул взрыв… и повалилась церковь в ноги… Не крича… не лопоча… В ноги… в ноги палача!.. Комсомольской доблести трофеи… Клочья от Луки и от Матфея… Клочья Веры!.. Клочья Рода!.. Сатанинское отродие-е-е!.. Помолчи. На рупь тебе, юродивый. Помолись за Веру. На кошель мой. Я богатый – мне не подают. За богатство вечной числюсь шельмой В этом ошельмованном раю. Я горстьми швыряю при народе Клад мой – горьки-вещие слова. Всяк из нас по-своему юродив. Русские. Юродивые. Два.

Кто такие блаженные и в чем их святость?

О том, кто такие блаженные, в чем их святость, почему они были столь почитаемы на Руси, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» священник Георгий Кочетков.

«Блаженный» в переводе означает «счастливый». То есть блаженные, или Христа ради юродивые, были счастливы. Удивительно: юродство и счастье у нас обычно не сочетаются, мы эти вещи не соотносим. Мы говорим «блаженный», имея в виду, что человек малость не в себе, а иногда даже и не малость. Но Христа ради юродивый – это не просто некое уродство по представлению мира сего, не просто вывих по отношению к господствующему менталитету. Настоящие юродивые – счастливые именно потому, что они не ориентируются ни на какие штампы и стандарты мира сего, приходящие и часто порочные, объясняет священник.

«Мы часто забываем, что церковь воспевает не вообще юродство, а юродство ради Христа. И все, верующие во Христа, в этом мире как бы тоже отклоняются от нормы, потому что закон мира сего и закон Царства Небесного – совсем не одно и то же. Жизнь в близости и в присутствии Царства Небесного это одно, а жизнь по законам мира сего – другое. И успешность в этих двух измерениях понимается совершенно по-разному, с упором на разные понятия, критерии, реальности», – говорит Георгий Кочетков.

Блаженные, Христа ради юродивые часто были похожи на пророков. «Пророки тоже вели себя очень странно, так что люди удивлялись, иногда действительно считали их за сумасшедших, – говорит священник. – Мы часто забываем, кто такие пророки. Часто немножко по-язычески, суеверно это понимаем, думая, что это такие прорицатели, хотя пророк – это тот, кто возвещает волю Божью, правду Божью, даже когда она многим неудобна и неприятна. Даже некоторые церковные деятели боятся говорить об этом пророческом начале в церкви, о том, что Дух Святой постоянно обновляет церковную жизнь, очищает ее от всякой неправды».

Такими пророками были и юродивые. Они направляли народ, разбивая всякие штампы и стереотипы и в церковном народе, и в светском обществе. Их могли и не любить, но их слушались – даже Иван Грозный не смел тронуть юродивых, которые обличали в лицо его преступления.

Христа ради юродивые блаженны, то есть счастливы, но счастливы особо – не потому, что у них есть все, чего они хотят, не потому, что они удовлетворили все свои потребности, а потому, что в них Дух Святой светил и всех грел через них, потому что часто они говорили от Духа и в Духе Святом, говорит священник.

Что значит слово «блаженный»?


Фото: Elitsy.ru
На самом деле это замечательное по своей сути и великое по своей природе звание, происходит от греческого слова «макариос» — счастливый, делающий благо. И имеет несколько значений:

  1. Христианин, ведущий благочестивый образ жизни, живущий по Божьим заповедям.
  2. Святой, который совершал подвиг юродства во имя Христа и прославившийся этим подвигом.
  3. В России этим наименованием обозначали некоторых европейских святых, которые не совершали подвиг юродства, и их почитание началось еще до разделения католицизма и православия в 1054 году. Эти святые есть в православных святцах и наименование «блаженный» обозначает их своеобразное положение (Блаженный Августин, блаженный Иероним)
  4. Прилагательное, служащее дополнением к титулам глав некоторых Церквей.
  5. Счастливый человек.

Почему святая Ксения считается небесной заступницей Санкт Петербурга?

«Я однажды видел настоящего юродивого. Это было очень давно, полвека назад. Он был странствующий человек, мирянин, не священник, он ходил по всей земле Советского Союза с таким большим посохом, который напоминал крест. Он внешне казался немножко ненормальным, но только казался. Достаточно было с ним заговорить, чтобы понять, что это не так, что он мудрый человек, но отказавшийся от всех благ этого мира ради того, чтобы нести весть Христову так, как это было возможно в то время. Это ведь и есть заступничество – когда человек всего себя отдает ради того, чтобы Бог присутствовал в жизни других людей. Я не знаю его судьбы, но его образ мне запомнился, и до сих пор он у меня стоит перед глазами», – рассказывает Георгий Кочетков.

«Настоящее небесное заступничество, если понимать его церковно, тоже ведь связано с особым присутствием Божьим, которое мы ощущаем в жизни через святых людей. Это не какая-то внешняя сила, так или иначе оберегающая от невзгод и трудностей, – говорит Георгий Кочетков. – Каждый город славится, даже можно сказать, хвалится своими святыми, ведь это настоящее богатство. Так и в Москве нам особенно дороги Василий Блаженный и другие юродивые, потому что в них есть этот пророческий элемент, эта предельная, даже запредельная свобода духа, которая не подчиняется никакому гнету, никакому деспотизму царей, кесарей, императоров».

Кого еще называют блаженными?


Фото: Rusdm.ru
Можно привести примеры глав Церквей, которые имеют этот титул. Например:

  • Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины — Феофил;
  • Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады -Христадул;
  • Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши — Савва.

То есть блаженный – это громкий христианский титул.

В России известными блаженными, которых почитают и любят все православные христиане, являются, например, Ксения Петербургская и Василий Блаженный.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]