Как выбрать православные четки – с крестом, из камней, сколько должно быть бусин, как молиться

Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Устройство и символика лестовки

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Впервые употребление лестовки (или вервицы) было установлено в Церкви в IV веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книге было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то же время простейшей молитвы: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго» — молитвы Исусовой. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть тысяч этих молитв, за полунощницу — шестьсот, за утреню — тысячу пятьсот и так далее. Подробнее об этом см. в книге «Устав о христианском житии» (а также в книгах «Святцы», «Малый домашний Устав», «Молитвенник» современного издания).

Для правильного счета молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, вервицу — небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла (о количестве узлов см. старопечатный Номоканон при Большом Потребнике, л. 30). Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и вообще всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия. Ко времени Крещения Руси (к X веку после Рожества Христова) в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, во всяком месте, есть необходимая часть христианской жизни.

Восприняв это понятие вместе с православной верой и сохраняя его многие столетия в неизменности, Древняя Русь несколько видоизменила византийскую вервицу: к семнадцатому веку она украсилась, обогатилась и превратилась в лестовку, к непосредственному описанию которой мы и переходим. Итак, лестовка имеет четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырех евангелистов. Обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри между верхними лапостками вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак семи церковных Таинств. Перечислим их для напоминания: 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Священство; 4) Евхаристия (т.е. Причащение); 5) Исповедь (Покаяние); 6) Брак; 7) Елеосвящение (Соборование). Там, где лестовка связана, то есть над верхними лапостками, с двух сторон имеется по три ступени (или бобочка). Еще три большие ступени имеет сама лестовка, и все вместе названные ступеньки составляют число девять — в честь девяти чинов ангельских. Остальные ступени лестовки — меньшего размера, их число равняется ста. Таким образом, заповеданное святым Василием число ступеней — сто и три — сохраняется (если не учитывать шесть ступенек у верха лапостков).

Как и всякая лестница, эта молитвенная «лестница» имеет начало: пустое место без ступеней, называемое «землей», после него идут двенадцать малых ступеней — в честь двенадцати апостолов Христовых. Затем, после первой большой ступени, тридцать восемь малых ступеней — в честь тридцати восьми недель и двух дней, в которые носила во чреве Младенца Христа Пресвятая Богородица. После второй большой ступени, означающей как бы половину пройденного в молитве пути, следуют тридцать три малые ступени — в честь тридцати трех лет земной жизни Господа Исуса Христа, а затем, после последней большой ступени, еще семнадцать малых, означающих число ветхозаветных пророчеств о Спасителе. После этих последних ступеней расположено пустое место, называемое «небом».

Как уже указывалось выше, лестовка есть вспомогательное приспособление для непрестанной молитвы, поэтому благочестивые христиане имеют ее с собой всегда, где бы ни находились. Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее «ступеньки» от «земли» к «небу», на каждую «ступеньку» совершая молитву Исусову, чтобы ум не расслаблялся и мысли не витали где придется, а сосредоточивались на Божественном. При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой для совершения крестного знамения.

использование

Если кто-то не может посещать службы в церкви по каким-либо причинам, считается похвальным молиться на лестовке, используя несколько повторений молитвы. Иисусова молитва в сочетании со специфическими луками и простирания.

При использовании лестовки как части молитвенного правила три фишки на каждом конце используются для следующих молитв (сопровождаемых поклонами) в конце и в начале молитвенного сеанса:

Боже, милостивъ бѹди мне грѣшномѹ. (грѣшнѣй, если женщина) Создави мѧ, Господи, помилѹй мѧ. Безъ числа согрѣшихъ, Господи, прости мѧ. Боже, будь милостив ко мне грешнику. (
поклон
) Ты создал меня; Господи, помилуй меня. (
поклон
) Я согрешил неизмеримо; Господи, прости меня. (
поклон
) Некоторые говорят в последней строке «помилѹй и прости мѧ грѣшнаго / грѣшнѹю» (помилуй и прости меня грешнику) вместо «прости мѧ» (прости меня).

Остальные сто маленьких счетчиков используются для повторения Иисусова молитва, с поклонами и простираниями.

Другое использование лестовки включает подсчет двенадцати или сорока повторений Господи, помилуй используется в качестве ответов на Божественная литургия и Канонические часы. Семнадцать счетчиков также используются для подсчета количества поклонов во время Молитва святителя Ефрема.

На Лесовке со 150 ступенями читаются молитвы Деве Марии.

Вне старообрядчества

Молитвы, написанные на свитках в Лестовке
Лестовка часто встречается за пределами общин, которые придерживаются литургических практик Старообрядцы. Восточно-католический и Восточно-православный Христиане, знающие славянские традиции Византийский обряд люблю владеть и использовать их. Члены Русская Православная Церковь сегодня все чаще пользуются Лестовкой. Примеры русских православных святых, изображенных с лестницей: Св. Серафима Саровского,[1] Сергия Радонежского, Киево-Печерских святых и многих других святых Русской Православной Церкви.

Сколько бусин в православных четках

Православные четки могут иметь разное число бусин. Наименьшее их количество составляет 10 зерен, наибольшее – 1000. Характерной особенностью четок в православии считается их кратность десяти.

Количество бусин имеет прямую связь с определенным знаменательным событием в истории христианства.

Существуют четки с фиксированным числом зерен, которые пользуются спросом среди христиан.

Перстные четки состоят из 10 бусин. Сутаж, шерсть, природные камни, кожа – материалы, которые часто используют для изготовления данного атрибута. Зерна достаточно малы: их диаметр составляет от 6 до 11 мм. Перстные четки имеют круглую форму с крестом, которые надевают на указательный палец. 10 бусин олицетворяют 10 заповедей Божьих, полученных Моисеем на Синайской горе.

Если совершаются короткие молитвенные правила, то четки с 20 бусинами подходят лучше всего. Первый десяток зерен разделяется с другим десятком через маленький крест. Иногда в качестве разделителя служит другого размера бусина. Также четки могут быть украшены кисточкой. Используемые материалы для создания атрибута всё те же: драгоценные камни, древесина, плотная кожа, шерсть. От чего стали изготавливать четки с таким количеством бусин, до конца неизвестно, ведь число 20 не имеет никакого сакрального смысла в христианских традициях.

В православных четках с 30 зернами каждый десяток разделяется специальными бусинками или крестиком, а также дополняют такое изделие кисточки. Традиционно можно встретить четки из сутажа, кожи, камня, шерсти. Если говорить о символизации, то обычно ссылаются на то, что Иисус, будучи человеком, начал Свое служение в возрасте 30 лет.

Четки, состоящие из 33 зерен, были созданы в память о земных годах Господа Христа. Такие четки устроены следующим образом: 33 зерна замыкают четки в круг благодаря трем дополнительным бусинам, кресту или кисточке.

Православные четки из 40 зерен посвящены сорокадневному посту Иисуса в пустыне. Популярными материалами для создания четок являются дерево, сутаж, шерсть, камни. Интересный факт, что кожаные четки с таким количеством бусин не встречаются. Бусины могут быть либо замкнуты в идеальный круг, либо соединяться крестиком или кистью.

Четки, состоящие из 50 зерен, также весьма популярны среди верующих. История создания четок разная. Одни утверждают, что они посвящены памяти Сошествия Духа Святого на апостолов (праздник Пятидесятницы – один из самых великих христианских праздников, в России он известен как День Святой Троицы). Другие считают, что число «50» ссылается на Псалом 50, начинающийся со слов «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей…».

Существуют четки из 70 бусин, но встретить их можно крайне редко. Такое количество выбрано в память о 70 апостолах, призванных Иисусом Христом на служение.

Одним из самых популярных вариантов являются изделия из 100 зерен. Их по-другому еще называют «монашеской сотницей». Ежедневно используются для молитвенных правил. Для их применения мирянами желательно получить благословение у священника. Внешний вид четок имеет форму круга. Каждая десятка разделена крестом. Можжевеловые, сутажные, деревянные или шерстяные украшены декоративной кисточкой.

Старообрядческие четки, известные как лестовки, состоят из 109 бобочек. Более подробно о них написано выше.

Четки на честь Богородицы включают в себя 150 единиц. Такие четки рассчитаны на прочтение 150 молитв, среди них зачастую проговаривается Богородичное правило. Почитаемый святой Серафим Саровский говорил о полезности молитвы, прочтенной 150 раз при прохождении Святой Канавки в Дивеевском монастыре, которую прошла сама Богоматерь.

«Афонские трехсотницы» — еще один вид четок, используемых для молитвенных правил. Они, как можно догадаться по названию, состоят из 300. Широкое применение они получили в греческих и афонских монастырях. На территории России такие четки в основном используются монахами. В качестве материала для их производства стандартно служат сутаж или шерсть.

Четки с 500 или 1000 зернами распространены среди монахов. Изделия обычно выполнены из сутажа или шерсти. Основное предназначение заключается в ежедневном прочтении молитв. Мирянами практически не применяются, поэтому найти их довольно проблематично.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]