Значение греческого термина
В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям или языческим божествам (1Тим. 5:4, Деян. 17:23). В Библии оно употребляется в значительно более узком смысле «богобоязненности». Соответственно, акцент при толковании этого слова в библейском контексте следует делать не на внешние действия или предписания, посредством которых человек якобы может заслужить благосклонность Бога, а на внутреннее состояние страха Божьего, постоянного осознания приоритета Божьей воли в жизни верующего, которым и определяются поступки христианина.
Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. — 1Тим. 4:7-8 |
В древнегреческой мифологии, когда Зевс решил погубить людей потопом, он разрешил спастись за благочестие супругам Девкалиону и Пирре.
Взгляд со стороны
Есть и противоположная проблема. Человек, который начинает часто посещать церковь, раздаёт милостыню, соблюдает посты, молится дома, неизбежно подвергается строгому суду сослуживцев, домочадцев, знакомых. Особенно если часто делится впечатлениями о службах или паломничествах. Не стоит спешить сразу вешать позорное клеймо на такого человека. Мы не можем знать, что им на самом деле движет. Нужно не забывать о «презумпции невиновности». Возможно, мнимый хвастун часто рассказывает о церкви, чтобы поделиться своей радостью. Большинство верующих людей испытывают непреодолимое желание «тянуть» всех, кто попадается им на глаза, в храм. Им там хорошо. Поэтому они очень хотят, чтобы все окружающие узнали, чего добровольно лишаются. И главное — не всё, что делается на виду, творится напоказ.
Благочестие в Новом Завете
- Является непреложным требованием к епископу или пресвитеру (Тит. 1:8).
- Пусто и бесплодно, если не выражается в праведной жизни (Иак. 1:26).
- Является результатом действия Божьей благодати в верующих (Тит. 2:11-12; 2Пет. 1:3).
- Является великим приобретением, настоящей ценностью для человека (1Тим. 6:6).
- Не является гарантией плотского благополучия (1Тим. 6:5).
- Выражается в том, чтобы проявлять любовь и милость к страждущим и хранить себя неосквернённым от мира (Иак. 1:27).
Почему форма заменяет суть
Почему же происходит так, что человек, который старается идти к Богу, ходит в храм, ставит свечи, выполняет молитвенное правило и совершает еще множество различных действий, превращается только лишь в пустую оболочку, не имеющую сути?
Дело в том, что внешнее и материальное намного проще понять и применять в жизни. Так, надеть длинную юбку и платок гораздо легче, чем не осуждать, не злословить, не завидовать. Вот и происходит подмена понятий там, где человек выбирает идти по более простому пути. Между тем в нашей Церкви нет строго догмата о внешности.
Внешнее благочестие в одежде должно ограничиваться вопросами приличия и вкуса
Очень часто можно встретить рассуждения о том, как неблагочестиво женщинам носить брюки. Действительно, в Библии сказано, что неприлично женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Но разве там идет речь о брюках? Да и мужская одежда тех времен — длинные широкополые туники. Так почему тогда от современных мужчин не требуется ходить в чем-либо подобном?
Конечно, православный христианин не должен выглядеть пошло, вызывающе, вульгарно. Одеваясь в храм, необходимо думать и о том, чтобы своим видом не отвлекать других людей, не соблазнять их. Соблюдения этих правил уже будет вполне достаточно, чтобы внешне выглядеть благочестиво.
Но выглядеть благочестивым человеком и быть таковым — все же, разные вещи. Чтобы, помимо формы, благодетель обретала еще и суть, нужно много работать над собственной душой. Необходимо бороться с завистью, ленью, осуждением ближних.
Практическое благочестие
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. — 2Пет. 1:3-8 |
Основа благочестия — чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина.
Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.
Характер
В характере христианина преобладает:
- Сдержанность при светлости души и пламенности духа
- Послушливость доброму при целостности и хранении достоинства
- Сердечная отзывчивость, внимание и активное участие в проблемах и бедах других людей (с целью помощи), альтруизм
- Простота, искренность, честность
- Смирение
- Трудолюбие, добросовестность
- Непротивление властям, пока требования властей не идут вразрез с волей Божьей.
- Прощение обидчиков (даже если не просит прощения)
- Самокритичность
- Снисходительность к недостаткам характеров других людей
- Любовь к людям
Внешний вид
В христианстве внешний вид (одежда, причёска, украшения) может рассматриваться как выражение внутренних качеств христианина — характера, системы ценностей. Не устанавливая конкретных строгих требований к внешности (в отличие от ислама), христианство обращает внимание на принципы, соответственно которым христиане призваны заботится о своём внешнем виде. К этим принципам относятся:
- скромность;
- смирение, кротость;
- соблюдения норм приличия общества (культурных норм);
- избежание соблазнов.
В согласии с этими принципами, во внешнем виде христианина желательны:
- Скромность в одежде (не богатая одежда и не ультрамодная),
- Отсутствие элементов, подчеркивающих высокий социальный статус или материальное богатство,
- По возможности соответствие культурным традициям данной местности;
- Одежда не должна быть вызывающей похотливые мысли и плотские желания у противоположного пола.
Между либеральными и консервативными христианами существуют определённые разногласия относительно некоторых вопросов, касающихся внешнего вида. По мнению христиан, придерживающихся консервативных взглядов в вопросах одежды, все части тела (кроме головы, рук, ступней) должны быть покрыты одеждой (чем меньше одежды, тем менее скромный вид). Поэтому для них неприемлемы мини-юбки, шорты, некоторые из них считают, что для женщин неприемлемо носить джинсы, брюки.
Достижение благочестия
По мнению христиан, собственными силами, полностью благочестивым, человек стать не может (из природной склонности человека ко греху). Однако, христианин призван прилагать максимум стараний для достижения благочестия.
Благочестивым человек может стать только с помощью Бога, искренне желая этого и прося Его об этом в молитве.
… конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения… — 2Пет. 2:9 |
Благо и честь, что это такое
Как видим, слово благочестие состоит из двух понятий – это благо и честь. Считаю, чтобы понять значение этого слова, необходимо определиться с обоими понятиями. Пока не буду вдаваться в церковные объяснения, попробую определить, что это значит в жизни каждого дня.
Благо – это то что в жизни воспринимается позитивно. Благо – это красота, счастье, любовь, дар судьбы.
Но и такое изъяснение поверхностное, понятие слова весьма разнообразно и глубоко. «Благодарю», говорит человек, когда что-либо получает, «благодать», говорит человек, когда пребывает в истоме. С психологической точки зрения, благо – это гармония, слияние с природой (с богом), с обстоятельствами, жизнью.
Остановлюсь немного на понятии – «слияние с богом». Что это значит? Но об этом ниже по ходу статьи, здесь обращаю внимание на слово – «СЛИЯНИЕ», не веры, не следование заповедям и законам, вернее, не только, но и, прежде всего, слияние с высшим.
Честь – это также очень разнообразное и глубокое понятие. Диапазоны осознанности от чести девицы (непорочности) до чести человека в жизни (береги честь смолоду), но и честь профессии, например, честь воина, политика, конкретного человека. Всё зависит от того, что имеется в виду.
Более того, есть ещё одна интерпретация этого понятия – это честность, что значит быть правдивым, ответственным за свои поступки… Честное слово, говорит человек в иных случаях. Это воспринимается, как клятва, которая нерушима и тот человек, кто нарушит честное слово, тат презираем, прежде всего.
Проблемы, возникающие у благочестивых
Отношение других людей
В Новом Завете, открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрекшихся от силы благочестия.
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. — 2Тим. 3:12-13 |
На практике известно, что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить», тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.
Склонность человека ко греху
Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:
- сквернословие, злоречие, пустословие
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие. — Иак. 1:26 |
Церковный перевод
Что же означает это слово в понимании Православной Церкви? Благочестие — это почитание добра. Так как для верующего человека добро — это Бог, то, соответственно, христианское понимание этого слова заключается в почитании, прославлении Творца через исполнение заповедей Христовых. «Господи, спаси благочестивыя…» — обращаются ежедневно к Богу священнослужители во время службы. «И услыши ны (нас)…» — завершают они обращение. То есть текст церковной молитвы предполагает, что сам факт того, что человек находится в храме, принимает участие в службе, уже подтверждает то, что он прославляет Бога. Это и есть подводный камень. Важно помнить, что слова молитвы называют благочестивыми людей с тем, чтобы напомнить им, что они должны стараться соответствовать этому определению.
Высшая добродетель — это любовь, которая может отменить внешние предписания
Благочестие может противоречить любви? Иногда ведь можно ради любви какие-то благочестивые предписания отодвинуть?
– Безусловно. Любовь – высшая добродетель. Если все прочие добродетели совершаются ради чего-то, то любовь всегда бывает даром. Любовь, являясь высшим законом, иногда может отменять внешние предписания. Ради любви старцы оставляли пост, если к ним приходили гости. Ради любви можно пожертвовать внешними церковными предписаниями, чтобы оказать любовь ближнему, когда он в ней нуждается. Высшее отменяет низшее.
Любовь, как главнейшая заповедь христианства, является безусловным приоритетом в жизни христианина. Любовь ведь нужно стяжать, это не то, что дается сразу. Это многолетний труд, связанный с научением себя жертвовать своими интересами ради тех, кого ты любишь. Жертвовать всегда трудно и мучительно. Часто мы склонны в отношении жертвы рассуждать следующим образом: я пожертвую вот настолько, и не больше. А ведь любовь не терпит этих границ, она простирается до бесконечности. Поэтому человек в своей жизни должен учиться любить, стремиться к этой добродетели. Безусловно, возможны внутренние конфликты, связанные с исполнением внешних предписаний. Но до того, пока человек не стяжал любовь, внешние предписания являются законом.