Константин Великий и Елена: две жизни, связанные одним Крестом


Правитель всея империи

Гай Флавий Валерий Константин родился предположительно в 272 году в городе Наиссе, что соответствует современному сербскому Нише. Отец его, Констанций Хлор, был цезарем западных городов Римской империи, мать Елена — христианкой низкого происхождения. После смерти отца Константин занял его должность. Победа над своими «конкурентами»-соправителями Максентием и Лицинием к 323 году сделала его правителем всего Римского государства. Он стал полновластным императором. Свою незаурядную роль в судьбе империи Константин Великий осознал довольно рано. Его особая набожность проявилась еще в ту пору, когда он был язычником. Как и его отец, будущий император был приверженцем солнечного монотеизма, который состоял в поклонении Непобедимому Солнцу. Однако если победу над Максимианом Геркулом он приписал покровительству языческого божества, принеся жертву в храм Аполлона, то решающее сражение с Максентием, благодаря которому Константин вошел в Рим, явилось знамением помощи другого Бога, до этого неведомого царю.

Крест как символ

Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов – это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.

Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.

Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.

Мозаичные кресты из Софии Константинопольской

Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.

Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.

«Сим победиши»

Знаменательная битва произошла в 312 году. С небольшим войском Константин вошел в Италию и атаковал Вечный город. И тут его противник Максентий совершил непоправимую ошибку, которая противоречила любой военной логике. Вместо того, чтобы принять удар под защитой городских стен, он оставил город и принял бой возле реки Тибр, где был разбит. Победу в битве у Мильвийского моста (под таким названием она вошла в историю) Константин Великий отнес к особому заступничеству христианского Бога. И для этого были причины. Церковная история говорит о том, что накануне кесарю во сне было сказано сделать на щитах воинов монограмму с двумя начальными буквами имени «Христос». Этот христианский знак носит название «лабарум». С ним войско и одержало победу.

Другие историки пишут о том, что император вместе с воинами видел в полдень на небе крест, закрывший собой солнце. Надпись на нем гласила: Hoc vince (Сим (этим) победиши). В любом случае победе Константина предшествовало некое Божие откровение, знак свыше. С ним император вошел в Рим, а христианская вера — в сердце правителя.

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Розенкрейцерский крест

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой). Эмблема ордена розенкрейцеров. Символ гармонии, центра, сердца. Роза и крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Этот знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Крест с розой есть символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преображающую материю.

Масонский крест

Масонский крест (крест в круге)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг. Он означает святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Пацифистский крест

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение. Для разработки символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов – для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) – и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.

Образы времени

Мудрые обращают годы в месяцы, месяцы – в недели, недели – в дни.

Парацельс

Все бренно в этом мире.

Образ неумолимого времени – дорога. Символ времени – песок, струящийся сквозь пальцы. Атрибуты отмеренного времени – часы, горящая свеча; это символ неуловимости настоящего мгновения.

В составе пантеона богов практически всех древних культур обязательно есть и бог Времени.

Абраксас

Абраксас – символ времени (гностическая гемма)

Абраксас – олицетворение божественных циклов солнечного года. Это мистический образ Верховного Существа, высшего из семи. Оно состоит из пяти эманаций (излучений): Нус (Ум), Логос (Слово), Фронезис (Разум), София (Мудрость), Динамис (Сила). Человеческое тело на изображении олицетворяет Бога. Две выходящие из него опоры-змеи – Нус и Логос (интуиция и быстрое понимание). Голова петуха означает предвидение и бдительность (разум). Две руки держат символы Софии и Динамиса: броню мудрости и плеть власти.

Калачакра

Намчу-вандэн – эмблема Калачакры

Калачакра – буквально «колесо времени», «ход времени». Сокровенная доктрина в буддизме ваджраяны. Астрологическая и астрономическая система, проникшая в Тибет из Индии. Калачакра вводит представление о цикличности времени с периодами 12 и 60 лет (тибетский календарь). Согласно легенде, учение Калачакры было дано Буддой Шакьямуни. По другим данным, это учение принес в Тибет Питоп, или Великий Калачакрапада, который, попав чудесным образом в Шамбалу, был там посвящен царем Кальки в учение Калачакры.

Кронос

Кронос (рим. Сатурн), XV век

Древнегреческий символ времени – титан Кронос – в русском языке стал родоначальником многих слов (частица «хроно» – часть сложных слов, указывающих на их отношение к времени): хронический, хронология, хронoметр и др.

Кронос (рим. Сатурн) – бог Времени, в образе увядающей осени или уходящего Солнца иногда вместе со своим серпом имеет еще и капюшон, который символизирует невидимость, смерть и отступление. Поскольку капюшон покрывает голову, он означает также мысль и дух.

«Симфония» Церкви и государства

Уже в следующем после выдающейся победы году Константин Великий издает известный Миланский эдикт, провозгласивший свободу вероисповедания в Римской империи. Отныне прекратились гонения на христиан, они безбоязненно могли креститься и исповедовать свою веру. Для христианства начался новый период в гармоничном сосуществовании с государственной властью. Со временем мудрый правитель принял ряд законов, закрепивших привилегии за христианской Церковью и ее духовенством. Они могли теперь оказывать влияние и на политическую жизнь государства. Кроме того, христианские идеи царя выразились и во многих других его законах. Так, например, в 321 году он официально объявил воскресенье нерабочим днем. Своими указами император запретил языческие игры, частные гадания и жертвоприношения, казнь через распятие, а также клейма на лицах преступников, поскольку каждый человек отражает образ Божий. Еще одной из главных заслуг правителя был созыв по его инициативе I Вселенского собора. Он прошел в 325 году в Никее с целью изжить из Церкви арианскую ересь. Вся эта деятельность положила начало строительству истинно христианской Империи, благодаря чему Константин и его мать, царица Елена, вошли в историю Церкви со званием равноапостольных.

Константинополь — Новый Рим

Великому царю будет суждено свершить еще один великий замысел. Столицу своей державы он перенес в другой город, позже названный его именем и ставший сердцем Империи более чем на целое тысячелетие. Речь идет о Константинополе. Чем же императору не угодил Рим? Во-первых, своим невыгодным стратегическим расположением, ведь безопаснее в то время было держаться ближе к границам. Во-вторых, в Риме слишком укорененными были языческие нравы, которые тяжело было изжить. С целью строительства новой, именно христианской столицы, был выбран бывший колонией город Византий на берегу Босфора. Существует мнение, что выбор места для новой столицы был тоже Божьим откровением, данным Константину Великому во сне. До этого главными «претендентами» на нее были Троя и Никомидия. Красивая легенда рассказывает о том, что для определения границ новой столицы император шел впереди землемеров с копьем в руке, будто его вел кто-то невидимый. На вопрос, долго ли еще идти, он отвечал: Пока не остановится Идущий впереди меня. Город вышел на славу. Его строили шесть лет, свозя рабочих и материал со всего мира. Весной 330 г. он был торжественно освящен епископами, празднование длилось 40 дней. Несмотря на то, что Константин дал столице название Новый Рим, уже при жизни царя ее стали называть Константинополем.

Крещение перед смертью

Парадоксальный факт: император, благодаря которому крещение при его жизни приняли тысячи людей, сам крестился только перед своей смертью. Впрочем, такая практика была неудивительна в те времена. Совмещать христианские принципы жизни и государственное управление на практике было нелегко. В империи в то время не прекращались казни и пытки, порядок можно было поддерживать только силой. Более того, по завистливому наговору своей жены Фаусты, Константин Великий умертвил своего сына от первого брака Криспа, а затем, разобравшись, убил и саму Фаусту, приказав запереть ее в бане. И все это произошло только спустя год после Никейского собора. Нельзя сказать, что и в своих христианских взглядах император был до конца последовательным. Например, еще долгое время он продолжал сочетать культ Непобедимого Солнца с верой в Иисуса Христа, даже не считая это невозможным. До последнего он сохранял за собой звание верховного языческого жреца. Борясь с арианскими заблуждениями на Вселенском соборе, он сам принял крещение на смертном одре от епископа Евсевия Никомедийского, бывшего арианином. Тем не менее мы чтим Константина Великого как святого и равноапостольного именно за его несравненный вклад в распространение христианства в Римской империи и во всем просвещенном мире.

Кем была святая Елена?

Мать императора — святая Елена — также вошла в историю Церкви наравне со своим сыном. Она была женщиной простого происхождения, скорее всего, дочерью трактирщика, по любви вышла замуж за Констанция Хлора, бывшего римским воином. В браке, который продлился почти двадцать лет, у них родился сын. Все изменилось, когда супруг Елены был назначен правителем западной части Империи. По политическим расчетам император Диоклетиан заставил его развестись и женил на своей падчерице. Сына от первого брака он отправил в Никомидию. Поближе к нему перебралась и царица Елена. Здесь будущая равноапостольная святая познакомилась с христианством и крестилась. Ей было тогда около сорока лет.

Обретение святыни

Особую миссию царице предстояло совершить гораздо позже, спустя почти сорок лет. Ей суждено было обрести одну из главных святынь всех христиан — Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. С этой целью в 326 году она отправилась в Иерусалим. На бывшем месте Голгофы теперь стоял языческий храм, посвященный Венере. Узнать, где находится Гроб Господень, было не у кого. Тогда царица Елена вместе с Иерусалимским патриархом Макарием стали молиться, отслужили молебен. После чего почувствовали непонятное благоухание, исходящее от земли. Это было указание свыше на пещеру Гроба Господня. Место, где находится истинный Крест Господень, промыслом Божьим показал один еврей по имени Иуда, который сохранил старое предание. Однако там нашли три распятия с табличкой возле них, которая указывала, что на одном из них был распят Иисус Христос. Как же было узнать, на каком именно? Здесь вновь вмешался промысел Божий. Мимо того места проходили люди, которые несли на похороны покойника. Их попросили остановиться. После этого на умершего по очереди возлагали все три креста, а при возложении последнего он ожил. Так явилось большое чудо — был обретен Животворящий Крест Господень. Множество народа теснило друг друга, желая увидеть святыню. Тогда патриарх Макарий вместе с царицей Еленой поставили Крест на высоком видном месте. Люди молились перед ним со словами «Господи, помилуй!». Так возник праздник Воздвижения Креста Господня, который мы отмечаем 27 сентября. После этих событий еврей, указавший на место святыни, крестился, принял монашество и позже, став патриархом Иерусалима, был прославлен в лике святых под именем Кириак.

Виды крестов на куполах церквей

Кресты, которые ставятся на купола церкви, носят название надглавных. Иногда можно заметить, что из центра надглавного креста исходят прямые или волнистые линии. Символически линии передают сияние солнца. Солнце очень важно в жизни человека, оно является основным источником света и тепла, жизнь на нашей планете без него невозможна. Солнцем истины иногда даже называют Спасителя.

Известное выражение гласит «Свет Христов просвещает всех». Изображение света очень важно для православных, поэтому русскими кузнецами и был придуман такой символ в виде линий, исходящих из центра.

На этих линиях можно часто заметить небольшие звезды. Они являются символами царицы звезд — Вифлеемской звезды. Той самой, которая привела волхвов к месту рождения Иисуса Христа. Кроме того, звезда — символ духовной мудрости и чистоты. Звезды изображали на Кресте Господнем, чтобы он «сиял яко звезда на небеси».

Встречается и трилистная форма креста, а также трилистные завершения его концов. Но украшали крестные ветви не только таким изображением листьев. Можно было найти огромное количество разнообразных цветов и листьев в форме сердца. Трилистник может иметь как круглую или заостренную форму, так и форму треугольника. Треугольник и трилистник в православии символизируют Святую Троицу и часто встречаются в храмовых надписях и надписях на надгробных плитах.

Крест «трилистник»

Обвивающая крест виноградная лоза является прототипом Живого Креста, а также она является символом Таинства Причащения. Часто изображается с полумесяцем внизу, который символизирует чашу. Объединенные вместе, они напоминают верующим, что во время Причастия хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа.

В виде голубя на кресте изображается святой дух. Голубь упоминается еще в Ветхом Завете, он возвратился на Ноев ковчег с масличной ветвью, чтобы возвестить людям о мире. Древние христиане изображали душу человека в виде голубя, упокоенную в мире. Голубь в значении святого духа долетел и до русских земель и опустился на золотые купола церквей.

Если повнимательней присмотреться к ажурным крестам на куполах церквей, то на многих из них можно увидеть голубей. Например, в Новгороде есть церковь, называемая Жен Мироносиц, на ее куполе можно заметить красивого голубя, сотканного «буквально из воздуха». Но наиболее часто литая фигурка голубя находится вверху креста. Даже в древности кресты с голубями были достаточно нередким явлением, встречались на Руси даже объемные литые фигурки голубей с распростертыми крыльями.

Процветшими крестами называются такие, из основания которых произрастают побеги. Они символизируют возрождение жизни — воскресение креста из мертвых. Крест Господень в православном каноне иногда величают «Живоносный сад». Можно также услышать, как святые отцы называют его «животворящим». Некоторые кресты, щедро усеянные такими побегами, которые действительно напоминают цветы в весеннем саду. Переплетение тонких стеблей — искусство, сделанное мастерами, — выглядит живым, а подобранные со вкусом растительные элементы дополняют несравненную картину.

Крест также является символом дерева вечной жизни. Крест украшают цветами, побегами из сердцевины или из нижней перекладины, поминающими вот-вот распускающиеся листья. Очень часто такой крест венчает купол.

В России практически невозможно встретить кресты с терновым венцом. И вообще образ Христа-мученика тут не прижился, в отличие от Запада. Католики часто изображают Христа, повисшего на кресте, со следами крови и язвами. У нас же принято прославлять его внутренний подвиг.

Поэтому в русской православной традиции кресты часто венчают цветочные венцы. Терновый венец был возложен на голову Спасителю и считался исцелением для воинов, которые его сплели. Таким образом, терновый венец становится венцом правды или венцом славы.

На вершине креста, хоть и нечасто, встречается корона. Многие полагают, что короны приделывались к храмам, имевшим отношение к святым лицам, но это не так. На самом деле корона помещалась на вершину креста церквей, построенных по царскому указу или на деньги из царской казны. Кроме того, в Священном Писании сказано, что Иисус является царем царей или господином господствующих. Царская власть соответственно тоже от Бога, именно поэтому кресты и содержат на своей верхушке корону. Крест, увенчанный короной, также иногда называют Царским Крестом или Крестом Царя Небесного.

Иногда крест изображали в виде божественного оружия. Например, его окончания могли иметь форму наконечника копья. Также на кресте могло присутствовать лезвие или его рукоять как символ меча. Такие детали символизируют монаха воином Христовым. Однако он может выступать только как орудие мира или спасения.

Дальнейшая судьба Креста Господня

После чудесного обретения небольшие части Животворящего Креста императрица отвезла в Рим и Константинополь. Главная же Его часть так и оставалась в храме Гроба Господня, который был построен царицей Еленой на месте иерусалимского капища. Там он и находился до 614 года, пока не был захвачен и похищен персами. После разгрома персов императором Гераклием Крест был торжественно возвращен на прежнее место. Причем сопровождалось это одним интересным событием. Когда император приближался со святыней к городу, в какой-то момент неведомая сила остановила его, он не мог сдвинуться с места. Патриарх Захария сделал предположение, что пышное одеяние не соответствует той миссии, которую пытается осуществить император, он должен войти в город так, как Спаситель. Тогда Гераклий сменил свой наряд на рубище и босой спокойно вошел в город с Крестом. Опасаясь нового захвата главной святыни иноземцами, позже император велел поделить Крест на девятнадцать частей и распределить их между христианскими церквями.

О святых равноапостольных царях вам расскажет фильм из серии «Паломничество в Вечный город»:

Процветший крест

Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей

Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]