Где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы?
От редакции: Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.
В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
Таинственная старушка
Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме Казани после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:
— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!
Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.
Рим, Флоренция, Петербург
Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская церковь) (1733-1737 — М.Г. Земцов). Фотография: hellopiter.ru
Римский собор Святого Петра (1547-1564 — Микеланджело Буонарроти, с 1607 — К. Мадерна, 1656-1667 — Л. Бернини). План. Фотография: rhplan.ru
Фасад Казанского собора со стороны Невского проспекта (1801-1811 — A. H. Воронихин). План. Фотография: townevolution.ru
Великое множество списков
Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.
Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.
В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его?
Утрата явленной иконы
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.
Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»
Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.
Расписание богослужений Казанского собора на Красной площади
Желающие принять Таинство крещения могут обратиться к служителям для огласительной беседы каждую субботу в 15:00.
В храме ежедневно проходят религиозные мероприятия:
- 08:00 (будни) 08:30 (сб) и 09:00 (вс) — литургия,
- 14:00 (сб) — соборование
- 17:00 — вечерние богослужения (парастас, всенощное бдение).
На сайте Казанского собора можно посмотреть подробный график мероприятий на текущий месяц, а также узнать имена священнослужителей, которые будут проводить обряды, и их помощников.
© Официальный сайт Московского патриархата
Расписание богослужений 2022 на официальном сайте собора Казанской иконы Божьей матери
«Ватиканская» икона
Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.
В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой»:
«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.
В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.
К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».
Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы… Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».
Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен праздник 4 ноября в честь Казанской иконы Богородицы. После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.
Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.
Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. …икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником»
Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.
Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.
В августе
2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.
28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.
Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку».
Художники и скульпторы
И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.
Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.
«Одигитрия» — значит «путеводительница»
Тайна снова осталась Тайной.
Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.
В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты».
Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.
Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.
Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образах — двуперстный.
Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.
Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.
Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.
Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?
Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рожество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рожество Христово», «Собор Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.
Но самое главное — удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца.
Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь».
Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:
Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.
И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей» упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?
Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно» отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.
При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».
Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.
Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом!